Научная статья на тему 'Структура медицинской деятельности, её основные черты и значение'

Структура медицинской деятельности, её основные черты и значение Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1439
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ПРАВО / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Дмитриева Светлана Леонидовна, Дмитриев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура медицинской деятельности, её основные черты и значение»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

УДК 614.2

СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЗНАЧЕНИЕ

'^Дмитриева С.Л., 34Дмитриев В.В.

'КОГБУЗ «Кировский областной клинический перинатальный центр», Киров, Россия (610048, г. Киров, ул. Московская, 163), e-mail: swdmitr09@yandex.ru ФГБОУ ВО «Кировская государственная медицинская академия» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112) КОГБУЗ «Северная клиническая больница скорой медицинской помощи», Киров, Россия, (610011, г. Киров, ул. Свердлова, 4)

4ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия (610000, г. Киров, ул. Московская, 36)

Социально-экономические изменения, произошедшие за последнее время в России, утвердили положение, в соответствии с которым профессиональная медицинская деятельность должна особо четко регламентироваться действующим законодательством. Несмотря на некоторые положительные моменты проводимых преобразований, в целом для правоотношений, складывающихся в системе здравоохранения по поводу обеспечения и защиты прав граждан, характерны низкий уровень правовой культуры общества, недостаточное нормативно-правовое обеспечение обозначенной проблемы, недооценка влияния на формирующиеся гражданско-правовые отношения исторически сложившихся в отечественном здравоохранении методов административного управления.

Ключевые слова: медицинская деятельность, здоровье, право, медицинский работник.

THE STRUCTURE OF MEDICAL ACTIVITIES, THEIR MAIN CHARACTERISTICS AND IMPORTANCE

'•2Dmitrieva S.L., 34Dmitriev VV

'Kirov Region Clinical Prenatal Center, Kirov, Russia (610048, Moskovskaya Street, 163), e-mail: swdmitr09@ yandex.ru

Kirov State Medical Academy, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112)

3Northern Emergency Hospital, Kirov, Russia (610011, Kirov region, Kirov, Sverdlov Street, 4) 4Vyatka State University, Kirov, Russia (610000, Kirov, Moskovskaya Street, 36)

The recent social and economic changes which have taken place in Russia highlighted the fact that professional medical activity has to be accurately regulated by the adequate legislation. Despite a few

positive effects of the current reforms, in general, social mechanisms within the health care system invented to promote and protect the rights of citizens are often not working. The society is characterized by a low level of social rights awareness, insufficient legal supervision in the mentioned issues, underestimation of the impact on the developing civil relations that have been accumulating historically in the national health care administrative management.

Key words: medical activity, health, civil and social rights, health care worker.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7], медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противо-эпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Социально-экономические изменения, произошедшие за последнее время в России, утвердили положение, в соответствии с которым профессиональная медицинская деятельность должна особо четко регламентироваться действующим законодательством [1, 2, 3].

Девяностые годы XX века были ознаменованы появлением большого массива законодательных актов, направленных на регламентацию общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи. Стала формироваться одноименная отрасль законодательства. На повестку дня был поставлен вопрос о новой отрасли российского права -медицинского права [5].

Согласно ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [7], охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основными правовыми принципами охраны здоровья граждан являются:

- соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

- доступность медико-социальной помощи;

- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

- ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Задачами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан являются:

- определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, округов в вопросах охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции в этих вопросах органов местного самоуправления;

- правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

- определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

- определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Следовательно, речь идет о сложной системе, которая в свою очередь состоит из подсистем, блоков, вместе обеспечивающих должный уровень общественного здоровья.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения.

Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе -охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельно-

сти и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью; 4) показатели состояния здоровья населения.

Таким образом, здоровье человека рассматривается как показатель эффективности медико-профилактической деятельности.

Здоровье - это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолиза-торской, планирования семьи, медико-социальной). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Законодательство об охране здоровья граждан и его основной массив представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы.

Состав законодательства об охране здоровья граждан представлен: рядом положений Конституции РФ, которые регламентируют медицинскую деятельность, деятельность государства по вопросам охраны здоровья граждан; федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие рассматриваемую сферу, которые, в свою очередь, можно разделить на специальные и общие; региональными законами; подзаконными актами (нормативными актами органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в пределах их компетенции).

Согласно ст. 2 Конституции РФ [4], человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В части 2 данной статьи данное положение получает развитие: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» содержит целый ряд статей, непосредственно определяющих правовой режим личных неимущественных благ личности. Согласно ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам

и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В части второй ст. 21 Конституции РФ содержится прямой запрет на проведение медицинских опытов без согласия человека.

Статьи 20-24 Конституции РФ гарантируют право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Согласно ст. 24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Статья 41 Конституции РФ прямо закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Гражданский кодекс РФ [3] содержит в своем составе нормы об обязательствах, общие положения о договоре, а также регулирует отдельные виды обязательств. Для целей правового регулирования медицинской деятельности, в первую очередь, представляют интерес: договор возмездного оказания услуг (ст. 779-783 ГК) и обязательства вследствие причинения вреда (ст. 1064-1101 ГК).

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [7] появились в годы реформ и содержали законодательные новации, затрагивающие сферу охраны здоровья, однако их актуальность как правового документа переходного периода прогрессивно снижалась по мере обновления нормативных актов. Положительным моментом «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» является перечисление прав пациента, а также отдельных групп населения в области охраны здоровья.

К субъектам (сторонам) правоотношения относятся участники конкретного правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты могут быть разделены на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся, в первую очередь, физические лица (граждане, иностранцы).

Среди коллективных субъектов можно выделить публично-правовые образования (Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования), организации (юридические лица).

Возможность субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права.

Правосубъектность включает в себя следующие

элементы: правоспособность; дееспособность; де-ликтоспособность.

Объем правосубъектности различных субъектов права различен. Он зависит от различных факторов. Так, для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста, гражданства, состояния здоровья. В ряде случаев значение имеет пол, образование, гражданство и другие. Все это обусловливает то обстоятельство, что при общем правовом статусе физических лиц, реальное положение каждого неодинаково.

К субъектам медицинского права относятся участники здравоохранительных правоотношений.

Субъекты, объединяемые понятием «лица», подразделяются на три группы: физические лица; юридические лица; публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

Различают также субъектов предоставления медицинской помощи, субъектов оказания и субъектов получения медицинской помощи.

Предоставляет медицинскую помощь и проводит иные мероприятия по охране здоровья граждан, возложенные на него, хозяйствующий субъект (юридическое лицо той или иной организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель).

Непосредственно занимается оказанием медицинской помощи медицинский персонал, состоящий, по общему правилу, в трудовых отношениях с работодателем (например, с лечебно-профилактическим учреждением).

Субъекты медицинского права характеризуются в нормах права общим (родовым) образом, как вообще граждане-предприниматели, юридические лица, государство в лице Российской Федерации, субъекты РФ, органы местного самоуправления.

Под субъектами медицинского права можно понимать лиц, обращающихся за помощью и лиц, упра-вомоченных оказывать медицинскую помощь.

Это основные субъекты здравоохранительных правоотношений. Помимо основных субъектов, можно выделить и субъектов, выполняющих вспомогательные функции. Например, фармацевтические организации и их работники занимаются лекарственным обеспечением медицинских организаций и пациентов.

Существуют профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, объединяющие лиц по профессиональному признаку и занимающихся отстаиванием профессиональных прав этих категорий работников.

Отдельного упоминания также заслуживают Этические комитеты, занимающиеся производством этических экспертиз и некоторыми другими вопросами, отнесенными к их компетенции.

Физические лица в рассматриваемых правоотношениях чаще всего выступают в качестве пациента (клиента) организаций здравоохранения. Они обладают рядом признаков, которые индивидуализируют его и влияют на его правовое положение.

К таким признакам относятся: имя; гражданство; возраст; состояние здоровья; семейное положение; пол.

В свою очередь медицинское правоотношение можно определить как возникающую на основе правовых норм связь субъектов права, которые характеризуются наличием у них определенных юридических прав и обязанностей в сфере медицинской

деятельности. Принимая во внимание многогранность медицинской деятельности, целесообразно выделять следующие группы субъектов медицинских правоотношений:

I. Оказывающие медицинскую помощь.

II. Получающие медицинскую помощь.

III. Способствующие оказанию медицинской помощи (подразделения обеспечения).

В этой связи каждая из указанных групп субъектов медицинской деятельности в свою очередь подразделяется на отдельные подгруппы. Например, субъекты, оказывающие медицинскую помощь, могут быть государственными, муниципальными и частными. В то же время субъекты, получающие медицинскую помощь, в зависимости от политико-правовой связи с государством могут быть гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства. И, наконец, субъекты, способствующие оказанию медицинской помощи, представлены подразделениями обеспечения - финансово-экономическими, кадровыми, социальными, юридическими службами учреждений здравоохранения. Данные вспомогательные подразделения также имеют отношение к медицинской деятельности, поскольку их функционирование направлено на достижение результата медицинской помощи - качественное лечение пациентов.

В качестве объекта медицинского правоотношения выступают те реальные блага, на достижение которых направлена реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих в сфере медицинской деятельности.

Сложность медицинских правоотношений предопределяет их сложный объект. В общем виде объектом медицинских правоотношений является процесс оказания медицинской помощи. Содержание медицинских правоотношений представляет собой реальное поведение субъектов правоотношений, в рамках которого последние реализуют свои юридические права и обязанности. Например, субъективное право болеющего человека в сфере медицинских правоотношений заключается в праве согласиться или не согласиться на предложенный врачом метод лечения. В то же время у медицинского работника в силу особенностей профессии ярко выражена обязанность оказывать медицинскую помощь нуждающимся гражданам. Это одна из наиболее главных специфических особенностей данных субъектов медицинских правоотношений.

Субъекты, способствующие оказанию медицинскую помощь, обязаны осуществлять качественное сопровождение (финансово-экономическое, кадровое, социальное и т.п.) деятельности учреждения здравоохранения, что и определяет для них содержание возникающих медицинских правоотношений. Важно отметить несовпадение целевых установок различных субъектов медицинских правоотношений. Если для субъектов, оказывающих медицинскую помощь целевая установка заключается в качественном осуществлении лечения, то для субъектов, получающих медицинскую помощь целью преимущественно является конечный результат лечения - выздоровление.

Важную роль в понимании сути медицинских правоотношений играют предпосылки их возникновения. В общем виде они подразделяются на социальные (фактические отношения и связи, возникающие в сфере медицинской деятельности) и юридические

(без которых не могут возникнуть медицинские правоотношения).

Среди юридических предпосылок медицинских правоотношений необходимо отметить нормы права, правосубъектность и юридические факты.

Юридический факт в сфере оказания медицинской помощи - это жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере медицинской деятельности.

Рассматривая обращение гражданина в лечебно-профилактическое учреждение за медицинской помощью в качестве юридического факта, необходимо отметить, что явление осознанного или опосредованного обращения пациента в лечебное учреждение является частным проявлением юридического факта (события и действия). В свою очередь действия могут быть правомерными (классический пример оказания медицинской помощи в соответствии с нормами действующего законодательства, основанного на обращении пациента в лечебное учреждение) и неправомерными (нарушения при изъятии органа или ткани у донора для трансплантации). В общем виде юридические факты являются наиболее существенными предпосылками возникновения правоотношений в сфере медицинской деятельности.

Таким образом, несмотря на некоторые положительные моменты проводимых преобразований, в целом для правоотношений, складывающихся в системе здравоохранения по поводу обеспечения и защиты прав граждан, характерны низкий уровень правовой культуры общества, недостаточное нормативно-правовое обеспечение обозначенной проблемы, недооценка влияния на формирующиеся гражданско-правовые отношения исторически сложившихся в отечественном здравоохранении методов административного управления.

Список литературы

1. Александрова О.Ю. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный правомерными действиями медицинских работников (при обоснованном риске, при крайней необходимости, с согласия или просьбы пациента) // Экономика здравоохранения. 2007. № 4. С. 24-27.

2. Бердычевский В.С. Трудовое право. Р-на-Дону: Феникс, 2010. 530 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статьи 1-453; (с изменениями на 13 июля 2015 года), редакция, действующая с 1 октября 2015 года. http://base.garant.ru

4. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.1993, ред. от 25.11.2015.). http://base.garant.ru

5. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. М.: Зерцало, 2011. 562 с.

6. Панина А.Б. Трудовое право. М.: Форум, 2008. 304 с.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). http://base.garant.ru.

References

1. Aleksandrova O.Yu. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost' za vred, prichinennyy pravomernymi

deystviyami meditsinskikh rabotnikov (pri obosnovannom riske, pri krayney neobkhodimosti, s soglasiya ili pros'by patsienta). Ekonomika zdravookhraneniya. 2007, no 4, pp. 24-27.

2. Berdychevskiy V.S. Trudovoe pravo. [Labour law]. R-na-Donu: Feniks, 2010. 530 p.

3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast'pervaya), stat'i 1-453; (s izmeneniyami na 13 iyulya 2015 goda), redaktsiya, deystvuyushchaya s 1 oktyabrya 2015 goda. http://base.garant.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata referendumom 12.12.93, red. ot 25.11.2015.). http://base. garant.ru

5. Tolkunova V.N., Gusov K.N. Trudovoe pravo Rossii. [Labor law of Russia]. Moscow, Zertsalo, 2011. 562 p.

6. Panina A.B. Trudovoe pravo. [Labour law]. Moscow, Forum, 2008. 304 p.

7. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ (red. ot 13.07.2015, s izm. ot 30.09.2015) «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015). http://base.garant.ru.

УДК 617.751:671.758.1:612.821(-053.5)

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Жукова Е.А., Волкомуров Ю.А., Коротаева К.Н., Шитова О.В.

ФГБОУ ВО «Кировская государственная медицинская академия» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: tel.758230@gimal.com

Изучена монокулярная и бинокулярная острота зрения (с расстояния 5.0 м) у учащихся 1 классов обоего пола школ г. Кирова с нарушением глазодвигательной системы (косоглазие) и с нормальными функциями глазодвигательной системы. Показано, что частота этого вида патологии не зависит от пола и хотя в целом наличие косоглазия не снижает уровень психических процессов (память, мышление, эмоциональную сферу, мотивацию к обучению), но приводит к снижению остроты зрения (до 0,60-0,69 по таблице Д.А. Сивцева), нарушению бинокулярного зрения (у 13,33% детей), к снижению помехоустойчивости и константности ЗВ (зрительного восприятия) у девочек, уровню внимания у девочек. Косоглазие повышает вероятность формирования школьных трудностей, снижает успеваемость по письму, чтению и математике (девочки). По этой причине дети с косоглазием требуют контроля за развитием зрительного восприятия (ЗВ) и психических функций и своевременной его коррекции.

Ключевые слова: острота зрения, школьники, глазодвигательная система, косоглазие, психические про-

цессы, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

VISUAL ACUITY AND MENTAL PROCESSES IN YOUNGER SCHOOLCHILDEN HAVING OCULOMOTOR IMPAIRMENTS

Zhukova E.A., Volkomurov U.A., Korotaeva K.N., Shitova O.V

Kirov State Medical Academy, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: tel.758230@gimal. com

Monocular and binocular visual acuity (distance 5.0 m) has been evaluated in 1st grade pupils of both sexes from schools in Kirov. Some of the children under study are reported to have oculomotor impairments (squint), others none. The article shows that the frequency of this pathology doesn't depend on the gender. Though, in general, squint doesn't affect mental processes (memory, thinking, emotions, motivation to learning) it leads to visual acuity decrease (up to 0,60-0,69 according to D.A. Sivtsev's table), to binocular sight defects (in 13,33% children), to interference immunity decrease, to VP (visual perception) costancy decrease in girls, to concentration decline in girls. Squint increases risks for academic difficulties, reduces writing, reading and mathematics progress (girls). Hence children having squint need monitoring as to their VP and mental functions and timely correction of the problem.

Key words: visual acuity, schoolchildren, oculomotor function, strabismus/squint, mental processes, visual perception, oculomotor coordination.

Введение

Нарушение зрительной системы ребенка наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка [5, 6, 7]. Формирование функций зрения наблюдается в возрасте от 2 до 9 лет [9]. Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению в школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира, аномалии зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию зрительных функций, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка. Недоразвитие бинокулярного зрения может затруднять процесс формирования образов, что неизбежно влечет за собой снижение скорости, точности и дифференцированности восприятия [2].

Отклонения от нормального развития функций зрения, к которым приводят нарушения аккомодации, недоразвитие бинокулярного зрения, ограничивают физические возможности ребенка, снижают качество жизни. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется, снижается успеваемость, возрастает школьная тревожность [8, 9]. Для предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии ребенка приобретает исключительно важное значение ранняя дифференциальная диагностика аномалий развития и их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.