Научная статья на тему 'Система оценки качества медицинской помощи в Российской Федерации'

Система оценки качества медицинской помощи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1896
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сунгурова Елена Анатольевна, Чиркова Ирина Андреевна

В статье представлен анализ законодательных и нормативных требований к качеству оказания медицинской помощи, действующих в настоящее время, а также тех, которые вступят в силу с 1 июля 2017 года, перечислены критерии оценки качества, их структура и показатели оценки. При этом проанализирована информативность официальной интерактивной анкеты оценки пациентами качества оказания бесплатной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Информация в таком виде дает целостное описание системы, определенной Министерством здравоохранения РФ, для оценки качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сунгурова Елена Анатольевна, Чиркова Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества медицинской помощи в Российской Федерации»

УДК 614.2

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сунгурова Е.А., 2Чиркова И.А.

'ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: sungurova0208@mail.ru

2ООО «Афло-центр», г. Киров, Россия (610020, Киров, ул. Володарского, 60), e-mail: malenkaya_busenitsa@mail.ru

SYSTEM OF THE ASSESSMENT OF QUALITY MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

'Sungurova E.A., 2Chirkova IA.

'Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: sungurova0208@mail.ru 2LLC Aflo-center, Kirov, Russia (610020, Kirov, Volodarskogo Street, 60), e-mail: malenkaya_busenitsa@mail.ru

В статье представлен анализ законодательных и нормативных требований к качеству оказания медицинской помощи, действующих в настоящее время, а также тех, которые вступят в силу с 1 июля 2017 года, перечислены критерии оценки качества, их структура и показатели оценки. При этом проанализирована информативность официальной интерактивной анкеты оценки пациентами качества оказания бесплатной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Информация в таком виде дает целостное описание системы, определенной Министерством здравоохранения РФ, для оценки качества медицинской помощи.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, медицинские услуги, критерии оценки качества.

The analysis of legislative and standard demands to quality of delivery of health care acting now, and also that which will come into force since July 1, 2017 is presented in article, criteria for evaluation of quality, their structure and indicators of an assessment are listed. At the same time informational content of the official interactive questionnaire of an assessment by patients of quality of rendering a free medical care in out-patient conditions is analyzed. Information in such look gives the integrated description of the system determined by the Ministry of Health of the Russian Federation for an assessment of quality of a medical care.

Key words: quality of a medical care, medical services, criteria for evaluation of quality.

На XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ, прошедшей в 2017 г., первый заместитель министра здравоохранения Игорь Николаевич Каграманян подчеркнул: «Минздрав России ведет последовательную работу по повышению доступности и качества медицинской помощи». При этом, как отмечает И.Н. Каграманян, Минздрав выделяет пять приоритетных направлений, и одно из них - «внедрение на всей территории страны единых требований к качеству медицинской помощи и создание системы управления качеством». Медицинские услуги являются специфическими услугами, и конкуренция происходит на рынке не только услуг, но и качества этих услуг, поэтому оказание медицинской помощи в медицинских организациях обязано соответствовать определенным требованиям.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ф3 от 21.09.2011 медицинская помощь (п. 3, ст. 2) - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, а качество медицинской помощи (п. 21, ст. 2) - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. На основании данного закона установлены основные принципы охраны

здоровья в России, шестым из которых является принцип «доступности и качества медицинской помощи».

С 1 июля 2017 г. вступает в силу приказ Минздрава России от 15.07.2016 № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Данный документ заменит действующий на сегодняшний день приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июля 2015 г. №2 422ан. В новом приказе перечислены следующие критерии оценки качества медицинской помощи:

- оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;

- оказания медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;

- при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;

- при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;

- при болезнях эндокринной системы, расстройствах органов пищеварения и нарушениях обмена веществ;

- при болезнях глаза и его придаточного аппарата;

- при болезнях уха и сосцевидного отростка;

- при болезнях системы кровообращения;

- при болезнях органов дыхания;

- при заболеваниях органов пищеварения, в том числе при болезнях полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);

Вятский медицинский вестник, № 2(54), 2017

- при болезнях кожи и подкожной клетчатки;

- при болезнях мочеполовой системы;

- при беременности, родах и в послеродовом периоде;

- при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках;

- при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин [2].

Структура критериев оценки качества по группам базируется на основе п. 21, ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ф3 и должна включать три основных платформы:

- своевременность оказания медицинской помощи;

- правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

- степень достижения запланированного результата [1].

В зависимости от исполнения критерии оцениваются только в двух вариантах - «да» или «нет». Эта методика достаточно проста в применении. Но оценить полноту и информативность такого подхода к оценке качества медицинской помощи и обоснованность критериев с клинической точки зрения можно только после применения на практике этих критериев и их оценки.

В ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ф3 указано, что цель экспертизы качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Медицинские организации и контролирующие органы проводят экспертизу качества медицинской помощи на основе критериев, установленных на федеральном уровне. При оценке качества медицинских услуг, согласно ст. 5 п. 4 № 256-ФЗ, используются следующие показатели:

- открытость и доступность информации о медицинской организации;

- комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения;

- время ожидания предоставления медицинской услуги;

- доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации;

- удовлетворенность оказанными услугами.

Федеральным законом № 256 от 21.07.2014 «О

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» введен в № З23-Ф3 пункт 20 «Создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями». Цель этой оценки - информирование граждан о качестве оказания услуг медицинскими организациями и повышение качества деятельности медицинских организаций. Согласно статье данного закона независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не может осуществляться в целях контроля качества и безопасности как медицинской деятельности, так и качества медицинской помощи, а только в целях оценки.

На сегодняшний день на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также всех органов государственной власти в сфере охраны здоровья и всех медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, для независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями предлагается интерактивная анкета [4]. Какие вопросы этой анкеты соответствуют показателям качества ст. 5 п. 4 № 256-ФЗ и насколько эта анкета дает полную информацию о качестве оказания медицинской услуги, проанализировано в таблице 1.

Таблица 1

Анализ информативности интерактивной анкеты для независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в амбулаторных условиях

№ п/п

Показатели оценки качества медицинских услуг (ст. 5 п. 4 № 256-ФЗ)

Вопросы интерактивной анкеты [4], соответствующие показателям качества ст. 5 п. 4 № 256-ФЗ

Информативность вопросов интерактивной анкеты для анализа качества медицинской помощи

Открытость и доступность информации о медицинской организации

№ 8. При обращении в медицинскую организацию Вы обращались к информации, размещенной в помещениях медицинской организации (стенды, инфоматы и др.)? № 9. Перед обращением в медицинскую организацию Вы заходили на официальный сайт медицинской организации?

Данные вопросы позволяют объективно оценить наличие информации о медицинской организации. Вся необходимая информация в полном объеме должна быть представлена в самом медицинском учреждении и на официальном сайте медицинской организации. Кроме того, информация должна быть изложена простым, понятным для пациентов языком.

Комфортность условий предо ставления медицинских услуг и доступность их получения

№ 6. При первом обращении в медицинскую организацию Вы сразу записались на прием к врачу? № 10. Вы удовлетворены условиями пребывания в медицинской организации?

Данные вопросы позволяют выявить и объективно оценить причины недоступности медицинских услуг для пациентов, что помогает в устранении данных проблем. Также они помогают в устранении технических проблем и проблем дискомфорта при посещении медицинского учреждения пациентами, что помогает повысить уровень удовлетворенности при получении данных услуг в будущем.

1

2

Время ожидания предоставления медицинской услуги

№ 5. Время ожидания приема у врача, к которому Вы записались, с момента записи на прием? № 7. Врач Вас принял во время, установленное по записи? № 12. Вы ожидали проведения диагностического исследования (инструментального, лабораторного) с момента получения направления на диагностическое исследование? № 13. Вы ожидали проведения диагностического исследования (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ангиография) с момента получения направления на диагностическое исследование?

Данные вопросы позволяют объективно оценить наполнение медицинской организации всем необходимым для своевременного оказания медицинской помощи (медицинский персонал, медицинское оборудование, техническая оснащенность и др.), а также отследить рациональность использования ресурсов медицинской организации.

Доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации

№ 2. Вы удовлетворены обслуживанием (доброжелательность, вежливость)? № З.Удовлетворены ли Вы компетентностью врача?

Данные вопросы имеют субъективный характер. Ожидание от уровня обслуживания может быть разным у разных групп населения. Кроме того, пациенты не могут самостоятельно оценить компетентность лечащего врача, так как не обладают необходимой квалификацией. Оценку компетентности может проводить только эксперт, что затрудняет анализ результатов по данному критерию.

Удовлетворенность оказанными услугами

№ 14. Вы удовлетворены оказанными услугами в этой медицинской организации?

Удовлетворенность оказанной услугой оценивается только по одному вопросу с закрытыми вариантами ответа (да или нет) и не предполагает более развернутых ответов, что может привести к искажению результатов, если у пациента свой вариант ответа, но он не смог его указать.

Создаваемая в России с 2011 г. система оценки качества медицинской помощи находится на стадии формирования и требует включения медицинских организаций в апробации как самих критериев, так и предложенной системы их оценки.

Список литературы

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 21.09.2011 № 323-ф3: принят Гос. Думой. 1 ноября 2011 г.: одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAw_121895 (дата обращения: 12.05.2017).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2014 № 256-ФЗ: принят Гос. Думой 4 июля 2014 г.: одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 г. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165899/ (дата обращения: 12.05.2017).

3. Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи: Приказ Минздрава России от 15.07.2016 № 520н: Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 № 43170 [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_203333/ (дата обращения 07.04.2017).

4. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.rosminzdrav.ru/open/ supervision/format (дата обращения 07.04.2017).

References

1. Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon Ross. Federatsii ot 21.09.2011 № 323 [On the basis of health protection in the Russian Federation: Feder. law Ross. Federation dated 21.09.2011 № 323-FZ: adopted by the State. Duma. November 1, 2011: the Federation Council approved November 9, 2011] Available at: http://www.consUltant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895 (accessed: 12.05.2017).

2. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam provedeniya nezavisimoy otsenki kachestva okazaniya uslug organizatsiyami v sfere kul tury, sotsial'nogo obsluzhivaniya, okhrany zdorov'ya i obrazovaniya: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 iyulya 2014 № 256 [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation for carrying out independent evaluation of service delivery organizations in the sphere of culture, social services, health and education: Feder. the law Grew. Federation of 21 July 2014 № 256-FZ: adopted by the State. Duma on July 4, 2014: approved by the Federation Council on July 9, 2014]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_165899/ (accessed: 12.05.2017).

3. Ob utverzhdenii kriteriev otsenki kachestva meditsinskoy pomoshchi: Prikaz Minzdrava Rossii ot 15.07.2016 № 520n. [About approval of criteria for evaluating the quality of medical care: Order of Ministry of health of Russia from 15.07.2016 № 520h: Registered in Ministry of justice of Russia 08.08.2016 № 43170] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_203333/(accessed 07.04.2017).

4. Nezavisimaya otsenka kachestva okazaniya uslug meditsinskimi organizatsiyami [Independent evaluation of the quality of services in medical organizations. The Ministry of health of the Russian Federation. Available at: URL: https://www.rosminzdrav.ru/open/supervision/ format (accessed 07.04.2017).

3

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.