62
Алгоритм внедрения критериев оценки качества медицинской помощи
О. А. Сухоруких, Ж. А. Галеева, Д. В. Лукъянцева, Л. С. Шубина, А. А. Пашкина, Н. И. Журавлев, А. А. Кравцов, С. Н. Тишкина
Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
Эффективный внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности повышает качество оказания медицинской помощи, снижает экономические риски. Эффективность внутреннего контроля можно повысить внедрением критериев оценки качества медицинской помощи приказа Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
В статье представлен алгоритм внедрения данных критериев в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций. Алгоритм разработан на основании результатов анализа организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций Московской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, критерии оценки качества медицинской помощи, система менеджмента качества, Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 г. №»203н.
Библиографическое описание: Сухоруких О. А., Галеева Ж. А., Лукъянцева Д. В., Шубина Л. С., Пашкина А. А., Журавлев Н. И., Кравцов А. А., Тишкина С. Н. Алгоритм внедрения критериев оценки качества медицинской помощи. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2017; 4(30): 62-69.
An Algorithm of Introduction of the Healthcare Quality Assessment Criteria
O. A. Sukhorukikh, Zh. A. Galeyeva, D. V. Lukyantseva, L. S. Shubina, A. A. Pashkina, N. I. Zhuravlyov, A. A. Kravtsov, S. N. Tishkina
Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation
CL
О
LO -0 m
X
Ш
The system of internal quality control and safety of medical activities is an element of the quality management system. It is necessary to improve the quality and effectiveness of medical care, reduce the economic risks of a medical organization.
The introduction of quality indicators (approved by Order No. 203n of the Ministry of Health of the Russian Federation on May 10, 2017 «On Approval of Criteria for Evaluating the Quality of Medical Care») is an important step in improving the quality assurance of medical care and the development of a quality management system in medical organizations.
The article presents an implementation algorithm for implementing indicators into the system of internal quality control and safety of medical activities of medical organizations. It is based on the results of the conducted analysis of the organization of the system of internal quality control and safety of medical activities of medical organizations in the Moscow Region.
KEYWORDS: internal quality control and safety of medical activities, quality indicators, quality management system, Order of the Ministry of Health of Russia № 203n
For citations: Sukhorukikh O. A., Galeyeva Zh. A., Lukyantseva D. V., Shubina L. S., Pashkina A. A., Zhuravlyov N. I., Kravtsov A. A., Tishkina S. N. An Algorithm of Introduction of the Healthcare Quality Assessment Criteria. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2017; 4(30): 62-69.
О ^
О X
X
ш
о
X
m ш
Концепция управления качеством, в том числе и качеством медицинской помощи, сформировалась в результате многочисленных исследований, проводимых во всех странах мира на протяжении ХХ века. Инструменты и методы данной концепции, разработанные для промышленного производства, оказались пригодными для эффективного решения проблем качества в здравоохранении.
Необходимость производства товаров и услуг, конкурентоспособных на мировых рынках, стала причиной создания общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название «всеобщее управление качеством» (англ. Total Quality Management, TQM). TQM подразумевает постоянное, беспрерывное улучшение качест-
ва предоставляемых услуг за счет улучшения качества организации работы в компании, включая работу персонала [1]. TQM включает 2 механизма:
• Quality Assurance - обеспечение качества - поддерживает необходимый уровень качества, компания дает клиенту гарантии качества данного товара или услуги.
• Quality Improvements - повышение качества - предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, что повышает и уровень гарантий клиенту [2].
Обеспечение качества определено в стандарте ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены» [3]. Применимо к медицинским организациям это позволит качеству оказываемой медицинской помощи соответствовать требованиям к нему. С 1 июля 2017 г. данные требования определены приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [4]. Медицинские организации Российской Федерации обязаны применять критерии оценки качества медицинской помощи (КК МП), утвержденные данным приказом, при оказании медицинской помощи в целях оценки ее качества (оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата).
Одним из элементов системы менеджмента качества является внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций. Руководители медицинских организаций самостоятельно устанавливают порядок проведения процедур внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [5].
Система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности - это инструмент управления медицинской организацией, основа для принятия управленческих решений. Она позволяет решать следующие задачи: устранение и предупреждение возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, совершенствование организационных технологий её оказания.
Эффективная система внутреннего контроля позволяет снизить экономические риски медицинской организации - проведенный в ряде медицинских организаций анализ демонстрирует прямую зависимость повышения коэффициента качества, достигаемого при эффективном внутреннем контроле, и снижения числа
выявленных страховыми медицинскими организациями дефектов оказания медицинской помощи [6, 7].
Цель работы: разработка алгоритма внедрения КК МП в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Алгоритм внедрения КК МП в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций разработан на основании результатов анализа:
• литературных источников по вопросам управления и обеспечения качеством в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам систем менеджмента качества, организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, влияния медицинских информационных систем на эффективность контроля качества медицинской деятельности в целом и объективизации осуществления внутреннего контроля качества, в частности;
• законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих экспертизу качества медицинской помощи и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности на федеральном уровне;
• организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в части проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности) в медицинских организациях Московской области (МО), проведенного в октябре-декабре 2017 г., в том числе анализа:
■ локальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО;
■ организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности 10 медицинских организаций МО;
■ результатов экспертизы качества медицинской помощи, проведенной в 10 медицинских организаций Московской области в 2016 г.;
■ внедрения КК МП в деятельность и в систему внутреннего контроля качества медицинской деятельности 10 медицинских организаций МО.
Для анализа организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности были отобраны 10 медицинских организаций 9 различных муниципальных образований МО. Отбор осуществлялся с учетом наиболее широкого территориального представительства различных муниципальный образований МО, численности прикрепленного населения и других важных параметров (виды, условия, формы оказываемой медицинской помощи, финансирование).
63
5 ш
ш
X
<
а. х о о
ш <
а. ч
о
ш
ш ц,
а
<
а.
64
CL
О
LQ _0 ш
X
ш
о ^
о
X
X
ш
о х
а ш
Все 10 отобранных медицинских организаций имеют в своей структуре амбулаторно-поликлинические и стационарные подразделения, обслуживают население в рамках территориальной программы ОМС.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих экспертизу качества медицинской помощи и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности на федеральном уровне, показал, что внедрение КК МП в систему внутреннего контроля качества медицинской деятельности медицинских организаций не противоречит законодательству Российской Федерации в вопросах организации внутреннего контроля. На основании результатов анализа литературных источников по вопросам управления и обеспечения качеством в сфере здравоохранения сделан вывод, что внедрение КК МП позволяет повысить эффективность организации деятельности медицинской организации и контроля качества ее составляющих.
Анализ законодательства МО показал, что следующие нормативные правовые документы регламентируют вопросы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
• закон МО от 14 ноября 2013 г. № 132/2013-ОЗ «О здравоохранении в Московской области» [8];
• приказ Министерства здравоохранения Московской области от 10 февраля 2014 г. №2 134 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области» (Приказ № 134) [9].
Приказом № 134 утверждены «Рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области» (Рекомендации по ВК) и «Форма отчета органов управления здравоохранения муниципальных образований и медицинских организаций Московской области по результатам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Руководитель каждой из отобранных медицинских организаций МО разработал и утвердил порядок организации внутреннего контроля в соответствии с Рекомендациями по ВК. Однако требования к использованию КК МП при проведении контроля отсутствуют и в Рекомендациях по ВК, и в порядках организации внутреннего контроля 10 выбранных медицинских организаций МО.
Таким образом, анализ внедрения КК МП в деятельность и в систему внутреннего контроля качества медицинской деятельности 10 медицинских организаций МО показал, что внутренний контроль медицинской помощи проводится без применения данных
критериев, актуализация локальных порядков организации внутреннего контроля с учетом критериев в учреждениях не проводилась.
Стоит отметить, что ряд субъектов РФ утвердили необходимость применения КК МП медицинскими организациями при оценке качества медицинской помощи локальными нормативными-правовыми документами. Мурманская и Псковская области утвердили приказами органов управления здравоохранением [10,11], Республика Калмыкия — обновленным региональным положением об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [12].
Анализ результатов экспертизы качества медицинской помощи, проведенной в 10 медицинских организациях в 2016 г. (анализ проведен на основании сводных данных, предоставленных Территориальным фондом ОМС МО), показал, что 47,8% дефектов, выявленных при экспертизе качества медицинской помощи в 2016 г., относится к нарушениям при оказании медицинской помощи.
На основании вышеизложенного с целью совершенствования процесса обеспечения качества медицинской помощи и снижения финансовых рисков медицинских организаций был разработан алгоритм внедрения КК МП в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
С учетом международных подходов к управлению и обеспечению качества медицинской помощи в сфере здравоохранения внедрение КК МП должно проводиться в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000 и с принципом цикла «Планируй - Делай - Изучай - Действуй», включать следующие последовательные этапы:
1. Подготовительный этап.
1.1. Руководитель медицинской организации принимает решение о необходимости внедрения изменений (актуализации) в систему внутреннего контроля качества медицинской помощи. Далее разрабатываются цели и задачи внедрения, а также конкретные этапы и шаги для их (задач) достижения, утверждаются соответствующие приказы, регламентирующие основные этапы внедрения, сроки исполнения этапов и ответственные лица.
1.2. Формирование рабочей группы и дорожной карты внедрения. В рабочую группу включаются наиболее подготовленные по вопросам обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности работники медицинской организации. Дорожная карта внедрения должна включать:
• описание всех этапов внедрения;
• список ответственных лиц за каждый этап внедрения;
• процедуру оценки эффективности внедрения критериев оценки качества - должны быть выделены
показатели, по которым можно определить, удалось ли достигнуть поставленных в начале проекта цели и задач внедрения.
Также в рамках данного этапа рабочая группа должна определить формы коммуникации между участниками рабочей группы, сроки промежуточной отчетности.
2. Этап планирования.
2.1. Целевое углубленное изучение Приказа Минздрава России № 203н, анализ действующей системы внутреннего контроля, разработка и описание всех подпроцессов, осуществляемых в медицинской организации в рамках внедрения критериев оценки качества медицинской помощи, необходимой документации с целью выявления и устранения препятствий при внедрении.
2.2. Анализ возможности внедрения и степени интеграции критериев качества во внутренний контроль медицинской помощи. Данный анализ производится на основании экспертизы Приказа Минздрава России № 203н с последующим формированием перечня необходимых ресурсов для его исполнения (медицинские кадры, оборудование, лекарственные препараты и т. д.), анализом достаточности ресурсов медицинской организации (степень подготовки кадров, доступность методических материалов, оргтехники и пр.) и оценкой возможностей эксплуатируемых медицинскими организациями информационных систем.
2.3. Анализ действующей системы внутреннего контроля качества медицинской помощи. Должны быть изучены нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля с целью выявления препятствий при внедрении критериев оценки качества (противоречия с Приказом № 203н, недочеты и т. д.).
2.4. Разработка плана корректирующих мероприятий. По результатам проведенных анализа действующей системы внутреннего контроля качества медицинской помощи и анализа возможности внедрения и степени интеграции критериев оценки качества медицинской помощи необходимо сформировать план мероприятий по обеспечению достаточности и временной доступности ресурсов медицинской организации в рамках исполнения Приказа № 203н (экономическое планирование закупки оборудования, числа необходимых сотрудников, оценка возможности внедрения критериев качества в медицинские и лабораторные информационные системы, заключение договоров со сторонними медицинскими организациями) и скорректировать дорожную карту с поправкой на выше изложенные мероприятия.
2.5. Проведение мероприятий по повышению эффективности внедрения критериев оценки качества во внутренний контроль. На основании разработанного плана мероприятий по обеспечению достаточности и временной доступности ресурсов медицинской организации в рамках исполнения При-
каза № 203н и на основании анализа действующей системы внутреннего контроля качества медицинской помощи должны быть:
• разработаны или скорректированы и утверждены
локальные нормативные документы, регламентирующие:
■ действия медицинских работников - стандартные операционные процедуры (СОПы), формуляры лекарственных средств, протоколы действий медицинских работников и т. д.;
■ проведение каждого уровня внутреннего контроля, в том числе дифференцированные по условиям оказания медицинской помощи формы регистрации внутреннего контроля для каждого уровня, включая актуальные критерии оценки качества, актуализированная шкала оценки коэффициента качества с учетом критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России №203н, формы мониторинга коэффициента качества;
• проведены разъяснительные и обучающие мероприятия с сотрудниками медицинской организации.
3. Этап внедрения. Данный этап включает:
3.1. Обучение всех участников внутреннего контроля в части реализации процесса внедрения КК МП, в том числе проведение контрольных мероприятий по оценке процесса внедрения, мероприятий, проводимых в случае выявления несоответствий (как корректирующих, так и направленных на предупреждение появления несоответствий).
3.2. Оценка функционирования системы контроля качества с включенными в нее КК МА на этапе внедрения за счет внутренних проверок, координации и методического обеспечения работ каждого подразделения в соответствии с Приказом № 203н, а также оценка выполнения руководством и всеми подразделениями медицинской организации своих функциональных обязанностей и задач.
4. Этап мониторинга. Мониторинг системы контроля качества медицинской помощи со включенными КК МП и совершенствование системы внутреннего контроля направлен на выявление ошибок в системе контроля качества и разработку мероприятий по их исправлению и включает:
4.1. Анализ эффективности внедрения КК МП и системы внутреннего контроля качества в целом. Ошибки и недоработки должны быть выявлены в рамках анализа результатов как внутренних, так и внешних проверок качества медицинской помощи.
4.2. Разработка мероприятий по исправлению ошибок и недоработок на основе анализа эффективности внедрения КК МП. Должны быть скорректированы и утверждены локальные нормативные документы, регламентирующие действия медицинских работников и организацию внутреннего
65
2 ш
ш
X
<
а. х о о
а <
а. ч
о
контроля, проведены разъяснительные и обучающие мероприятия с сотрудниками медицинской организации и т. д.
4.3. Корректировка системы контроля качества в соответствии с разработанными мероприятиями
- данный шаг является переходным к новому началу цикла и включает в себя необходимые последовательные действия 1-го этапа.
Схема алгоритма внедрения КК МП представлена на рисунке 1.
Данный алгоритм внедрения КК МП исполним во всех медицинских организациях вне зависимости от условий оказываемой медицинской помощи, ее видов и форм.
В соответствии с приказом Минздрава России №203н можно выделить два типа КК МП:
66
Рис. 1. Алгоритм внедрения КК МП.
Таблица 1. Сроки установления предварительного и клинического диагнозов, утвержденные приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»
Условия оказания медицинской помощи Срок установления предварительного диагноза Срок установления клинического диагноза
Амбулаторные В ходе первичного приема пациента 10 дней с момента обращения пациента за медицинской помощью
Стационарные 2 часа с момента поступления пациента в медицинскую организацию 72 часа с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар), в случае экстренной медицинской помощи - 24 часа
• по условиям оказания медицинской помощи;
• по группам заболеваний (состояний).
КК МП по условиям оказания разделены на 2 группы критериев - для амбулаторных условий и для стационарных условий. Проведенный анализ КК МП по условиям оказания медицинской помощи позволил выделить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при внедрении данных критериев, вне зависимости от типа подразделения медицинской организации:
• соблюдение врачом алгоритма - «первичный осмотр» - «установление предварительного диагноза» - «формирование плана обследования и лечения» -«установление клинического диагноза» - «коррекция плана обследования и лечения», закрепляемого в первичной медицинской документации;
• корректное и полное ведение первичной медицинской документации;
• получение информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство;
• соблюдение установленных на федеральном уровне требований к отдельным элементам оказания медицинской помощи - назначение лекарственных препаратов, экспертиза временной трудоспособности, медицинские осмотры, диспансеризация и т. д. Важно отметить, что данным приказом регламентированы сроки установления предварительного и клинического диагнозов (табл. 1).
В настоящее время КК МП по группам заболеваний (состояний) разработаны только для специализированной медицинской помощи и не распространяются на медицинскую помощь, оказываемую в амбулаторных условиях, так как в соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» специализированная медицинская помощь может оказываться в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Таким образом, в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, необходимо внедрение КК МП по условиям оказания медицинской помощи, в медицинских организациях, оказывающих помощь в стационарных условиях - как
по условиям оказания медицинской помощи, так и по группам заболеваний (состояний) в соответствии с профилями стационарных подразделений.
Рекомендуется поэтапное внедрение КК МП в медицинских организациях, оказывающих помощь в стационарных условиях. В начале внедряются КК МП по условиям оказания медицинской помощи, далее осуществляется переход к внедрению КК МП по группам заболеваний (состояний). При единовременном внедрении в стационарные подразделения медицинских организаций КК МП и по условиям оказания медицинской помощи, и по группам заболеваний увеличивает риск возникновения случайных и систематических ошибок.
В случае соблюдения данных рекомендаций КК МП станут универсальными элементами внутреннего контроля, повысят объективность руководства медицинской организации и придадут прозрачности действиям всего персонала, задействованного в обеспечении контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение КК МП в систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является этапом совершенствования процесса обеспечения качества медицинской помощи и развития системы менеджмента качества в медицинских организациях. Предложенный алгоритм внедрения КК МП может стать основой внедрения принципов всеобщего управления качеством, реализуемых как система менеджмента качества в соответствии со стандартами серии ИСО 9000 и реализации приоритетного направления оказания медицинской помощи - пациент-ориентированного здравоохранения.
Для эффективного внедрения также необходима своевременная актуализация нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, на уровне субъектов РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Высоцкая Ю. П., Васильева Е. А. Внутренний контроль качества и безопасности предоставления медицинских услуг как способ повышения конкурентоспособности организации. Успехи современной науки. 2016; 4(12): 99-101.
67
s
ш
ш
X
<
CL
X
о о
tt <
CL Ч
О
ш
ш ц,
m
<
CL
68
CL
О LO _ü m
x
ш
О ^
О X
X
ш
о
X
m ш
2. The ASQ Audit División and J. P. Russell. WHAT ARE QUALITY ASSURANCE AND QUALITY CONTROL? ASQ. // [Электронный ресурс] URL: http://asq.org/learn-about-quality/ quality-assurance-quality-control/overview/overview.html (дата обращения: 28.12.2017).
3. Международный стандарт ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: Стан-дартинформ, 2006.
4. Консультант плюс. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 N 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 № 46740). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216975/ (дата обращения: 16.10.2017).
5. Консультант плюс. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 15.10.2017).
6. Гайдаров Г. М., Алексеева Н. Ю., Сафонова Н. Г., Маевская И. В. Опыт организации внутреннего контроля качества медицинской помощи (на примере факультетских клиник ИГМУ). Экономика и менеджмент в здравоохранении. 2017; 2(3): 63-69.
7. Козаренко В. Г., Идрисова М. Н., Грейлих А. В. Эффективность функционирования внутренней системы контроля качества медицинской помощи. Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2016; Вып. 2: 3-5.
8. Техноэксперт. ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 14 ноября 2013 г. № 132/2013-ОЗ «О здравоохранении в Московской области» (с изменениями на 6 июля 2017 г.). URL: http://docs.cntd.ru/ document/537943509 (дата обращения: 15.10.2017).
9. Московский портал. Приказ Минздрава МО от 10.02.2014 № 134 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области». URL: http:// moscow-portal.info/2014/02/10/a143257.htm (дата обращения: 10.11.2017).
10. Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 12.09.2017 № 543 «Об осуществлении оценки качества медицинской помощи в медицинских организациях Мурманской области». URL: http://minzdrav.gov-murman.ru/documents/ npa/2017/pr543_2017.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
11. Приказ Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации от 05.07.2017 № 547 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». URL: http://zdrav.pskov.ru/sites/default/files/prikaz-5472017.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
12. Приказ Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 2 октября 2017 г. «Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Республики Калмыкия» (вместе с «Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственных организациях», «Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», «Методикой определения уровня качества медицинской помощи с учетом новых критериев», «Порядком клинико-экспертной оценки летальных случаев»). URL: http:// minzdrav.kalmregion.ru/dokumenty/normativno-pravovaya-baza/ vedomstvennye-nor mativnye-akty-mz-rk/prikaz-minzdrava-rk-ot-02-sentyabrya-2017-g-1071-1-pr/ (дата обращения: 15.10.2017).
REFERENCES
1. Vysotskaya Yu. P., Vasilyeva E. A. Internal Quality and Safety Control in the Field of Healthcare as a Method to Increase Company's Competitiveness. Modern science success. 2016; 4(12): 99-101.
2. The ASQ Audit Division and J. P. Russell. WHAT ARE QUALITY ASSURANCE AND QUALITY CONTROL? ASQ. // [Электронный ресурс] URL: http://asq.org/learn-about-quality/ quality-assurance-quality-control/overview/overview.html (дата обращения: 28.12.2017).
3. International Standard ISO 9000:2005 «Systemes de management de la qualite. Principes essentiels et vocabulaire». M.: Standartin-form, 2006.
4. Konsul'tant plyus. Prikaz Minzdrava Rossii ot 10.05.2017 N 203n «Ob utverzhdenii kriteriyev otsenki kachestva meditsins-koy pomoshchi» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 17.05.2017 № 46740). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216975/ (date of access: 16.10.2017).
5. Konsul'tant plyus. Federal'nyy zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.07.2017) «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/ (date of access: 15.10.2017).
6. Gaidarov G. M., Alekseeva N. Yu., Safonova N. G., Maevskaya I. V. Organization of internai control of quality of medical care (Faculty Clinics of Irkutsk State Medical University). Economics and management in healthcare. 2017; 2(3): 63-69.
7. Kozarenko V. G., Idrisova M. N., Greylikh A. V. Effektivnost' funkt-sionirovaniya vnutrenney sistemy kontrolya kachestva meditsinskoy pomoshchi. Zdravookhraneniye Yugry: opyt i innovatsii. 2016; Vyp. 2: 3- 5.
8. Tekhnoekspert. Zakon Moskovskoy oblasti ot 14 noyabrya 2013 g. № 132/2013-OZ «O zdravookhranenii v Moskovskoy oblasti» (s izmeneniyami na 6 iyulya 2017 g.). URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/537943509 (date of access: 15.10.2017).
9. Moskovskiy portal. Prikaz Minzdrava MO ot 10.02.2014 № 134 «O sovershenstvovanii organizatsii vnutrennego kontrolya kachestva i bezopasnosti meditsinskoy deyatel'nosti v meditsinskikh orga-nizatsiyakh Moskovskoy oblasti». URL: http://moscow-portal. info/2014/02/10/a143257.htm (date of access: 10.11.2017).
10. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Murmanskoy oblasti ot 12.09.2017 № 543 «Ob osushchestvlenii otsenki kachestva medit-sinskoy pomoshchi v meditsinskikh organizatsiyakh Murmans-koy oblasti». URL: http://minzdrav.gov-murman.ru/documents/ npa/2017/pr543_2017.pdf (date of access: 15.10.2017).
11. Prikaz Gosudarstvennogo komiteta Pskovskoy oblasti po zdra-vookhraneniyu i farmatsii ot 05.07.2017 № 547 «Ob utverzhdenii kriteriyev otsenki kachestva meditsinskoy pomoshchi». URL: http:// zdrav.pskov.ru/sites/default/files/prikaz-5472017.pdf (date of access: 15.10.2017).
12. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Respubliki Kalmykiya ot 2 oktyabrya 2017 g. «Ob organizatsii i provedenii vnutrennego kontrolya kachestva i bezopasnosti meditsinskoy deyatel'nosti v meditsinskikh organizatsiyakh Respubliki Kalmykiya» (vmeste s «Polozheniyem o vnutrennem kontrole kachestva i bezopasnosti meditsinskoy deyatel'nosti v podvedomstvennykh organizatsiyakh», «Poryadkom sozdaniya i deyatel'nosti vrachebnoy komissii medit-sinskoy organizatsii», «Metodikoy opredeleniya urovnya kachestva meditsinskoy pomoshchi s uchetom novykh kriteriyev», «Poryad-kom kliniko-ekspertnoy otsenki letal'nykh sluchayev»). URL: http:// minzdrav.kalmregion.ru/dokumenty/normativno-pravovaya-baza/ vedomstvennye-normativnye-akty-mz-rk/prikaz-minzdrava-rk-ot-02-sentyabrya-2017-g-1071-1-pr/ (date of access: 15.10.2017).
Сведения об авторах:
Сухоруких Ольга Александровна
заместитель начальника отдела медицинского обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России
Галеева Жанна Алексеевна
заместитель начальника отдела медицинского обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России, канд. мед. наук
Лукъянцева Дарья Валерьевна
главный специалист отдела медицинского обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России, канд. мед. наук
Шубина Любовь Сергеевна
ведущий специалист отдела медицинского обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России
Пашкина Анна Андреевна
ведущий специалист отдела медицинского обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России
Журавлев Никита Игоревич
специалист отдела медицинского обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России
Кравцов Артем Александрович
заместитель начальника отдела методического обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России
Тишкина Светлана Николаевна
главный специалист отдела методического обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России
Адрес для переписки:
Хохловский пер., дом 10, стр. 5, Москва 109028, Российская Федерация
Тел.: +7 (495) 783-1905, доб. 120 E-mail: [email protected]
About the authors:
Sukhorukikh Olga Aleksandrovna
Deputy Head of the Department of Medical Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation
Galeyeva Zhanna Alekseyevna
Deputy Head of the Department of Medical Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation, Candidate of Medicine
Lukyantseva Darya Valeryevna
Chief Specialist at the Department of Medical Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation, Candidate of Medicine
Shubina Lubov Sergeyevna
Leading Specialist at the Department of Medical Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation
Pashkina Anna Andreyevna
Leading specialist at the Department of Medical Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation
Zhuravlyov Nikita Irgorevich
Specialist at the Department of Medical Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation
Kravtsov Artyom Aleksandrovich
Deputy Head of the Department of Methodological Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation
Tishkina Svetlana Nikolayevna
Chief Specialist at the Department of Methodological Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation
Address for correspondence:
Khoklovsky pereulok 10, str. 5, Moscow 109028, Russian Federation Tel.: +7 495 783-19-05, ext. 120 E-mail: [email protected]
69