49. Vijayaselvi R., Beck M.M., Abraham A. Risk factors for stress during antenatal period among pregnant women in tertiary care hospital of Southern India. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 2015. Vol. 9, № 10, pp. 1-5.
50. Ehrenstein O.S., Aralis H., Flores M.E., Ritz B. Fast food consumption in pregnancy and subsequent asthma symptoms in young children. Pediatric Allergy and Immunology, 2015. Vol. 26, № 6, pp. 571-577.
51. Wang N., Wang X., Han B. Is exposure to famine in childhood and economic development in adulthood associated with diabetes. The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism, 2015. Vol. 100, № 12, pp. 4514-4523.
52. Wong L.F., Wilkes J., Korgenski K., Varner M.W., Manuck T.A. Risk factors associated with preterm birth after a prior term delivery. BJOG, 2015. [Epub ahead of print].
53. Woolhouse H., Small R., Miller K., Brown S.J. Frequency of «Time for self» is a significant predictor of postnatal depressive symptoms: results from a prospective pregnancy cohort study. Birth, 2016. Vol. 43, № 1, pp. 58-67.
54. Zain N.M., Low W.Y., Othman S. Factors associated with pregnancy among unmarried women in Malaysia. The Southeast Asian Journal of Tropical Medicine and Public Health, 2015. Vol. 46, № 3, pp. 526-538.
УДК 614.2(470+571)
РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Луценко Е.В.
ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: elen-luce@yandex.ru
DEVELOPMENT OF MEDICAL INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Lutsenko E.V.
Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: elen-luce@yandex.ru
В работе приведены материалы по исследованию вопросов о состоянии информатизации российского здравоохранения. Показана классификация современных медицинских информационных систем. Рассмотрены вопросы, касающиеся создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Исследован вопрос о состоянии информатизации здравоохранения за рубежом. Показаны перспективные направления развития медицинских информационных систем в Российской Федерации.
Ключевые слова: медицинская информационная система, единое информационное пространство, электронный паспорт здоровья, Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (e-health).
The article below presents the materials about the state of health care informatization in Russia. Classification of modern medical information systems is shown. The issues regarding formation of a Unified state healthcare information system are discussed. The state of health care informatization abroad is investigated. Promising directions for the development of medical information systems in the Russian Federation are shown.
Key words: medical information system, single information space, electronic health passport, the unified state healthcare information system (e-health).
Введение
Основой для прогрессивного развития здравоохранения является введение в практику здравоохранения передовых научных разработок. Одними из важных научных внедрений являются информационно-компьютерные достижения. В связи с чем одной из основных целей, сформулированных в Концепции развития здравоохранения до 2020 года, поставлена информатизация здравоохранения. В основе использования информационных технологий в медицине лежит применение медицинских информационных систем (МИС) различного назначения и отдельных автоматизированных лечебно-диагностических или медицинских комплексов. В каждом ЛПУ имеется то или иное число таких систем и комплексов.
Современное представление о медицинских информационных системах
Медицинские информационные системы (МИС) - это прикладное специализированное программное обеспечение, предназначенное для решения медицинских задач. Принято считать, что медицинские информационные системы - это программы, применяемые для нужд медицины. Если использовать понятия базовой информатики, то информационная система - это система, в которой присутствуют информационные процессы (хранение, передача, преобразование информации).
Основной задачей МИС является обеспечение оперативного доступа любому специалисту данного учреждения к информации с учетом прав доступа.
Права доступа - совокупность правил, регла-
ментирующих порядок и условия доступа субъекта к объектам информационной системы, информации, носителям, процессам и другим ресурсам, установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации. Права доступа определяют набор действий (например, чтение, запись, выполнение), разрешенных для выполнения субъектам, пользователям системы над объектами данных.
МИС имеют классификацию, основанную на иерархическом принципе и многоуровневой структуре здравоохранения:
• базовый уровень - для врачей различного профиля;
• уровень учреждений;
• территориальный уровень;
• государственный уровень. Медицинские информационные системы базового уровня по решаемым задачам делятся на следующие группы:
1. Медицинские компьютерные специализированные комплексы используются в лечебно-диагностическом процессе.
2. Медицинские информационно-справочные системы предназначены для хранения, поиска и выдачи необходимой медицинской профессиональной информации.
3. Автоматизированные системы диагностики заболеваний и прогнозирования результатов их лечения - диагностические программы и интеллектуальные информационные системы различных уровней и назначений. Главная цель этих систем - диагностика патологического состояния и выдача рекомендаций по способам лечения с объяснением результата. Остановимся несколько подробнее на последней группе.
По способу решения задачи диагностики различают системы с балльным принципом диагностики, вероятностно-статистические и экспертные.
Диагностические компьютерные программы с балльной диагностикой, являющейся известным методом в медицине, носят консультативный характер. Информация по сбору симптомов собирается в диалоговом режиме, из чего формируется База данных и обрабатывается программным модулем обработки и анализа данных, после чего на экран выдается диагностическое сообщение. Современные усовершенствованные балльные методики используются в скрининговых системах.
Вероятностно-статистический метод, который заключается в вычислении вероятностей заболевания, основан на данных статистических исследований. Такие системы также являются консультативными, поскольку решающее слово остается за врачом.
В экспертных системах алгоритм получения диагноза близок к мышлению врача, т.е. они имеют программный логический аппарат, позволяющий сопоставить симптомы с существующим медицинским опытом высококвалифицированных врачей-экспертов, кроме того, способны сделать сложную статистическую обработку клинического материала.
Широкое внедрение компьютерно-диагностических систем позволяет решать одну из основных задач врачебной практики - информационной поддержки процесса оказания первичной медицинской помощи, а также лечебно-диагностического процесса.
Медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений основаны на объединении всех информационных потоков ЛПУ в единую систему и способны обеспечить автоматизацию различных видов деятельности учреждения.
Независимо от разработчиков в основе такие системы состоят из нескольких блоков (подсистем).
Основными из них являются:
Регистрационно-статистическая подсистема -предназначена для ведения электронных расписаний врачей, планирования приемов с записью, получения всех видов статистических данных, необходимых для финансового и экономического анализа.
В функции лабораторной подсистемы входит получение данных из разных источников (анализаторы, проведенные вручную измерения, бумажные документы). Подсистема позволяет обмениваться информацией в режиме реального времени с автоматизированным рабочим местом (АРМ) любого врача.
Формализованная электронная история болезни для стационара или электронная амбулаторная карта для поликлиники представляют собой специализированные базы данных, содержащие сведения о пациенте и полный (в юридическом и медицинском аспектах) набор документов о ходе лечебно-диагностического процесса.
Справочная подсистема предоставляет врачам справочную информацию, касающуюся профессиональной деятельности.
Состав подсистем определяется видом лечебного учреждения (поликлиника, стационар, станция скорой помощи) и производителем данной МИС. В работе любой МИС функционирует политика администрирования. В рамках ее пользователи - работники ЛПУ - наделяются определенными правами, дозволяющими им работу с той или иной информацией.
Медицинские информационные системы территориального уровня - программные комплексы, обеспечивающие работу автоматизированных систем управления органов здравоохранения на уровне территории города, области, республики.
Такие МИС подготовлены для выполнения организационных задач, решаемых руководителями территориальных медицинских служб, и для сбора, обработки и получения по территории сводных данных по основным медико-социальным показателям.
К системам территориального уровня относятся компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона.
В настоящее время разработана и частично реализована концепция единого информационного пространства (ЕИП) лечебно-профилактических учреждений на уровне некоторых регионов, которая в первую очередь имеет в виду возможность получения медицинской информации, касающейся конкретного пациента, независимо от того, в каком учреждении эта информация была введена в информационную систему.
МИС государственного уровня предназначены для информационной поддержки служб органов здравоохранения Российской Федерации.
Развитие медицинских информационных систем
Медицинские информационные системы прошли в своем развитии ряд этапов. Впервые использование компьютеров в медицине для создания больнич-
ных информационных систем началось в середине 1950-х годов, с появлением на рынке многофункциональных компьютеров многоцелевого применения. Развитие медицинских информационных систем шло в двух направлениях. Первое - создание интегрированных комплексов, в которых один мощный компьютер (сервер) использован для решения нескольких задач. Например, с использованием ЭВМ УРАЛ-2 проводилась диагностика врожденных пороков сердца и других заболеваний в институте хирургии им. А.В. Вишневского РАМН. Второе - создание систем, в которых были реализованы специализированные приложения с помощью самостоятельных компьютеров. Например, для консультации в кардиологических центрах использовались специальные отечественные системы «Волна» и «Салют».
В 70-90-е годы прошлого века основные направления разработки информационных систем были следующие:
- создание программного обеспечения для диагностических (экспертных) систем;
- разработка автоматизированных рабочих мест (АРМ) разных специалистов, т.е. программно-технических комплексов, предназначенных для автоматизации всего технологического процесса врача определенной специальности;
- электронные истории болезни и амбулаторные карты.
В 2000 годы начался новый этап развития информатизации здравоохранения, инициируемый руководством департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ.
В 2011 году утверждена Концепция создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 364) [1].
В пункте 2.7. «Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года» говорится: «В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи (Система)» [2].
Концепция заложила нормативно-правовую и поэтапную основу дальнейшего развития информатизации здравоохранения. Десятки миллиардов, выделяемые из государственного бюджета финансовых ресурсов, обеспечили развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы информатизации. Началось зарождение единого информационного пространства отрасли.
В 2013 году в России завершился первый этап создания ЕГИСЗ.
В результате создания ЕГИСЗ:
- тысячи лечебных учреждений получили защищенные сети и доступ к Интернету;
- были разработаны и начали использование автоматизированные рабочие места специалистов различного лечебно-диагностического профиля;
- началось освоение медицинских информационных систем (МИС);
- введены базовые федеральные сервисы: реестр нормативно-справочной информации (НСИ),
электронная регистратура, система ведения интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК), системы анализа хозяйственной деятельности, ведения регистра медработников и паспортов медучреждений.
На 2016-2020 гг. планируется дальнейшее развитие Системы [3]:
- ввод Системы в промышленную эксплуатацию;
- внедрение единой системы идентификации получателей медицинских услуг на основе использования единой социальной карты гражданина;
- создание системы централизованного ведения и актуализации научно-справочной информации, включая справочники, классификаторы, медико-экономические стандарты;
- создание единой федеральной системы сбора и хранения электронных историй болезни на базе национальных стандартов.
На сегодняшний день главная задача государственных и муниципальных медучреждений России в рамках развития создания ЕГИСЗ - внедрение электронных медицинских карт (ЭМК) и взаимодействие МИС лечебных учреждений с региональными и федеральными подсистемами и сервисами ЕГИСЗ, а также программами для многочисленных мониторингов [4, 6].
Важным элементом электронного здравоохранения должен стать электронный паспорт здоровья каждого гражданина. Он представляет собой суммарную информацию о здоровье человека, включающую: 1) демографические данные; 2) сведения о перенесенных и/или имеющихся заболеваниях; 3) биометрические данные; 4) аллергологический и иммунный статус.
Состояние информатизации здравоохранения за рубежом
За рубежом имеется большой опыт по реализации программы по созданию единого информационного пространства в сферах здравоохранения и социального развития. Например, в Великобритании реализуется программа NHS Connecting for Health. Аналогичные программы выполняются во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (30 стран). В европейских странах реализуется единая программа Европейского Союза e-health. Первоочередные задачи: стандартизация, обеспечение страхового покрытия независимо от нахождения, обработка медицинской информации о пациенте с использованием информационных технологий.
В Канаде внедряется единая информационная система в области здравоохранения. За приоритетные направления работ приняты: создание электронного паспорта здоровья, телемедицина, создание национальных реестров, справочников и классификаторов, системы диагностической визуализации и хранения графической информации.
Аналогичная комплексная программа реализуется в США. Согласно данной программе предусматривается создание сегмента информационной системы в сфере здравоохранения в рамках Электронного Правительства. Приоритетными направлениями работ в настоящий период объявлены: электронный паспорт здоровья (EHR), национальная информационная инфраструктура в интересах здравоохранения, региональные центры медицинской информации (RHIOs), электронный обмен медицинскими данными.
Если сравнивать развитие электронного здравоохранения в странах ЕС, США и Канаде, то там идет опережение России. Сегодня в данных странах полноценно работают клинические информационные системы, взаимодействуя с лабораторными и радиологическими информационными системами. Центральным элементом концепции е^еаИЬ во многих странах Европы стала интегрированная электронная медкарта (ИЭМК), куда из распределенных баз данных передается информация, оформленная в виде структурированных электронных медицинских документов (СЭМД).
На сегодняшний день обсуждаемыми тенденциями являются: использование облачных технологий и возможностей web-сервисов, дистанционное взаимодействие врача и пациента (Те1еНеа1Ш) с применением самых разнообразных технических и программных средств: социальные сети, Skype, КПК, интернет-планшеты и т.п. (это рассматривается как мобильное здравоохранение - тНеаЩ).
Перспективы развития новых медицинских информационных технологий, современных медицинских программных и аппаратных средств
В настоящее время продолжается интенсивная работа по созданию и внедрению информационных технологий, которые имеют всесторонние медицинские приложения. К ним можно отнести:
- информационные технологии, направленные на профилактику заболеваний, диагностику и реабилитацию, выбор оптимального метода лечения;
- информационные системы эпидемиологического надзора;
- системы социально-гигиеничного мониторинга;
- поисково-справочные системы по разным нозологическим формам заболеваний;
- госпитальные информационные системы;
- интеллектуальные системы тестирования для медицинского персонала;
- системы дистанционного обучения;
- телемедицинские технологии;
- персональные системы мониторинга состояния здоровья на основе микропроцессорных технологий и другие.
Заключение
В 2012 г. ВОЗ и Международный союз электросвязи совместно выпустили Методическое руководство по национальной стратегии в области электронного здравоохранения.
В данном документе генеральный секретарь Международного союза электросвязи Хамадуна Туре пишет, что при населении мира с численностью, недавно перевалившей за 7 миллиардов человек, цифровые системы не только жизненно необходимы, но и просто неизбежны для здравоохранения. «Информационная и коммуникационная технология будет играть ключевую роль в оказании медико-санитарной помощи в будущем как в развивающихся, так и в развитых странах», - говорит Туре.
Список литературы
1. «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Приказ Министерства здра-
воохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364. http://docs.cntd.ru/document/902276660 (дата обращения 26.09.2016).
2. «Концепции развития системы здравоохранения РФ до 2020 года». http://www.protown. ru/information/doc/4293.html (дата обращения 26.09.2016).
3. Глушкова А.В., Максаков В.В. Здравоохранение будущего, электронное здравоохранение // Вестник новых медицинских технологий. 2015. № 3. http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2015-3/5235.pdf (дата обращения 27.09.2016).
4. Электронное здравоохранение как фактор повышения качества и доступности медицинского обслуживания населения. (Электронный ресурс) http://www.dompressy.ru by/2014/11/20/ (дата обращения 26.09.2016).
5. Шихмагомедова А.М. К вопросу об информатизации здравоохранения в России. V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля - 31 марта 2013 г. http://www.scienceforum.ru /2013/28/2471 (дата обращения 26.09.2016).
6. Куракова Н.А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи» // Врач и информационные технологии. № 2. 2009. С. 15.
References
1. «Ob utverzhdenii kontseptsii sozdaniya edinoy gosudarstvennoy informatsionnoy sistemy v sfere zdravookhraneniya». [«On approval of the concept of creating a unified state information system in healthcare». Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation from April 28, 2011, № 364]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902276660 (accessed 26.09.2016).
2. «Kontseptsii razvitiya sistemy zdravookhraneniya RF do 2020 goda». [«The concept of health development of Russia until 2020»]. Available at: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (accessed 26.09.2016).
3. Glushkova A.V., Maksakov V.V Vestniknovykh meditsinskikh tekhnologiy, 2015, № 3. Available at: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2015-3/5235.pdf (accessed 27.09.2016).
4. Elektronnoe zdravookhranenie kak faktor povysheniya kachestva i dostupnosti meditsinskogo obsluzhivaniya naseleniya. [E-health as a factor of improving the quality and accessibility of health services]. Available at: http://www.dompressy.ru by/2014/11/20/ (accessed 26.09.2016).
5. Shikhmagomedova A.M. K voprosu ob informatizatsii zdravookhraneniya v Rossii. V Mezhdunarodnaya studencheskaya elektronnaya nauchnaya konferentsiya «Studencheskiy nauchnyi forum». [To the question of healthcare Informatization in Russia. The V international student's electronic scientific conference «Student scientific forum», 15.02.2013 -31.03.2013]. Available at: http://www.scienceforum.ru /2013/28/2471 (accessed 26.09.2016).
6. Kurakova N.A. Vrach i informatsionnye tekhnologii, № 2, 2009, p. 15.
УДК 614.2
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сунгурова Е.А., 2Чиркова И.А.
'ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: sungurova0208@mail.ru
2ООО «Афло-центр», г. Киров, Россия (610020, Киров, ул. Володарского, 60), e-mail: malenkaya_busenitsa@mail.ru
SYSTEM OF THE ASSESSMENT OF QUALITY MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION
'Sungurova E.A., 2Chirkova IA.
'Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: sungurova0208@mail.ru 2LLC Aflo-center, Kirov, Russia (610020, Kirov, Volodarskogo Street, 60), e-mail: malenkaya_busenitsa@mail.ru
В статье представлен анализ законодательных и нормативных требований к качеству оказания медицинской помощи, действующих в настоящее время, а также тех, которые вступят в силу с 1 июля 2017 года, перечислены критерии оценки качества, их структура и показатели оценки. При этом проанализирована информативность официальной интерактивной анкеты оценки пациентами качества оказания бесплатной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Информация в таком виде дает целостное описание системы, определенной Министерством здравоохранения РФ, для оценки качества медицинской помощи.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, медицинские услуги, критерии оценки качества.
The analysis of legislative and standard demands to quality of delivery of health care acting now, and also that which will come into force since July 1, 2017 is presented in article, criteria for evaluation of quality, their structure and indicators of an assessment are listed. At the same time informational content of the official interactive questionnaire of an assessment by patients of quality of rendering a free medical care in out-patient conditions is analyzed. Information in such look gives the integrated description of the system determined by the Ministry of Health of the Russian Federation for an assessment of quality of a medical care.
Key words: quality of a medical care, medical services, criteria for evaluation of quality.
На XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ, прошедшей в 2017 г., первый заместитель министра здравоохранения Игорь Николаевич Каграманян подчеркнул: «Минздрав России ведет последовательную работу по повышению доступности и качества медицинской помощи». При этом, как отмечает И.Н. Каграманян, Минздрав выделяет пять приоритетных направлений, и одно из них - «внедрение на всей территории страны единых требований к качеству медицинской помощи и создание системы управления качеством». Медицинские услуги являются специфическими услугами, и конкуренция происходит на рынке не только услуг, но и качества этих услуг, поэтому оказание медицинской помощи в медицинских организациях обязано соответствовать определенным требованиям.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ф3 от 21.09.2011 медицинская помощь (п. 3, ст. 2) - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, а качество медицинской помощи (п. 21, ст. 2) - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. На основании данного закона установлены основные принципы охраны
здоровья в России, шестым из которых является принцип «доступности и качества медицинской помощи».
С 1 июля 2017 г. вступает в силу приказ Минздрава России от 15.07.2016 № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Данный документ заменит действующий на сегодняшний день приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июля 2015 г. 422ан. В новом приказе перечислены следующие критерии оценки качества медицинской помощи:
- оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;
- оказания медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
- при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;
- при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;
- при болезнях эндокринной системы, расстройствах органов пищеварения и нарушениях обмена веществ;
- при болезнях глаза и его придаточного аппарата;
- при болезнях уха и сосцевидного отростка;
- при болезнях системы кровообращения;
- при болезнях органов дыхания;
- при заболеваниях органов пищеварения, в том числе при болезнях полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);