Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования отношений при вмешательстве в репродуктивные процессы человека'

Проблемы правового регулирования отношений при вмешательстве в репродуктивные процессы человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЕСПЛОДИЕ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования отношений при вмешательстве в репродуктивные процессы человека»

УДК 618.2+34.096

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ В РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА

Макарова И.А., Дворянский С.А., Овчинников В.В., Яговкина Н.В.

ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: makarova.irina. an@gmail.com

Проведено комплексное изучение теоретических и практических вопросов существующего законодательства, регулирующего отношения, возникающие при проведении медицинского вмешательства в репродуктивные процессы человека, и определение основных направлений совершенствования действующего законодательства.

Ключевые слова: демография, акушерско-гинеколо-гическая служба, законодательство, бесплодие, вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS WHILE INTERFERING THE HUMAN REPRODUCTIVE PROCESSES

Makarova I.A., Dvoryаnskiy S.A., Ovchinnikov V.V., Yagovkina N.V

Kirov State Medical Academy, Kirov, Russia (610027, Kirov, Karl Marx Street, 112), e-mail:makarova.irina. an@gmail.com

An extensive analysis of theoretical and practical issues of the existing laws regulating relations arising in the course of medical intervention in the human reproduction has been done. The main ways to improve the current legislation have been determined.

Key words: demographics, obstetrical and gynecological service, legislation, fertility, assisted reproductive technology, surrogacy.

Введение

Вопросы охраны репродуктивного здоровья приобрели в последние годы особую социальную значимость.

Основными направлениям Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности, в том числе младенческой и материнской; укрепление общего и особенно репродуктивного здоровья; создание условий и формирование здорового образа жизни; укрепление института семьи, совершенствование системы социальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, профилактика семейного неблагополучия, поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов к наиболее востребованным объектам и услугам [6].

На сегодняшний день задача разработки комплексных программ на основе Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленных на улучшение демографической ситуации, является приоритетным направлением социальной политики руководства Российской Федерации, что находит отражение в действующем законодательстве.

Немаловажную роль в привлечении внимания юристов к вопросам репродуктивной медицины сыграли значительные успехи, достигнутые специалистами в области развития, как вспомогательных репродуктивных технологий, так и контррепродуктивных технологий, породившие проблемы, связанные с недостаточной нормативно-правовой базой, регулирующей отношения, возникающие при проведении медицинских вмешательств в репродуктивные процессы человека.

Материал и методы исследования

Проведен анализ конституционных и других нормативно-правовых актов российского и зарубежного законодательства, регулирующих репродуктивную деятельность человека в плане использования вспомогательных репродуктивных технологий.

Результаты и их обсуждение

Права, связанные с осуществлением репродуктивной функции человека, были признаны в решениях ООН многочисленными пактами и декларациями второй половины 20 столетия [1].

Правовое регулирование отношений при производстве вмешательств в репродуктивные процессы человека в различных государствах регулируются законодательством о здравоохранении или специальными законами, определяющими отношения в связи с искусственной репродукцией.

В законодательстве Российской Федерации основу репродуктивных прав составляет право человека на жизнь, провозглашенное статьей 20 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [2]. Взаимосвязь права на жизнь с репродуктивными правами очевидна при рассмотрении правового режима искусственного прерывания беременности, при определении момента возникновения жизни, при определении правового статуса эмбриона, т.к. к числу наиболее дискуссионных и сложных вопросов в сфере права на жизнь в настоящее время относится вопрос начала человеческой жизни.

Законодательство об охране здоровья граждан в рамках Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 попыталось достаточно полно раскрыть регулирование вопросов воспроизводства (репродукции) человека и связанные с этим этические, моральные и нравственные аспекты, прежде всего -вопросы планирования семьи, включающие использование репродуктивных технологий, искусственного прерывания беременности, стерилизации.

Включение в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] (далее - Федераль-

Вятский медицинский вестник, № 2(50), 2016

ный закон № 323-ф3) отдельной главы 6 «Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья», безусловно, можно считать важным шагом в решении существующих проблем вопросов репродуктивного права в нашей стране.

В Российской Федерации искусственное зарождение детей допустимо по медицинским показаниям при условии стойкого бесплодия, болезни супругов, опасности естественного способа рождения для здоровья матери или ребенка. Именно с этим связывается законодательная возможность прибегать к современным методам репродуктивной медицины.

В статье 55 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий» Федерального закона № 323-ф3 законодательство впервые попыталось достаточно полно раскрыть регулирование вопросов воспроизводства (репродукции) человека и связанные с этим этические, моральные и нравственные аспекты.

Согласно п. 1 ст. 55 Федерального закона №2 323-ФЗ вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства). Определение конкретного механизма их использования отдано на уровень подзаконных актов уполномоченных органов исполнительной власти.

Важным новшеством можно назвать возможность применения репродуктивных технологий как лицами, состоящими в браке, так и одинокой женщиной (п. 3 статья 55). Это представляется разумным с точки зрения и социальной, и экономической.

Принципиально новым является факт отражения на законодательном уровне вопросов суррогатного материнства.

Согласно п. 9 ст. 55 Федерального закона № З23-Ф3 суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Особо выделены законодателем вопросы возрастных условий применения суррогатного материнства. С точки зрения медицинской статистики, так называемый фертильный возраст женщины (т.е. возраст, в котором женщина может выносить и родить здорового ребенка) определяется как период с 15 до 49 лет. Законодатель для суррогатного материнства сузил рамки данного периода с 20 до 35 лет.

Отбор кандидатов для участия в программе суррогатного материнства подразумевает перед заключением соответствующего договора не только соответствие возрастным критериям, но и соблюдение целого ряда иных обязательных условий. Женщина, желающая принять участие в программе суррогатного материнства, должна:

1) иметь не менее одного здорового собственного ребенка;

2) получить медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья;

3) дать письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

4) получить письменное согласие супруга при наличии зарегистрированного брака.

Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Формализация данных требований на уровне закона является вполне разумной, по крайней мере, в целях избежания административных барьеров либо иных дополнительных условий для осуществления суррогатного материнства.

Впервые законодательно закреплено право граждан на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов в основном, конечно, за счет личных средств (п. 5 статья 55).

Следует также обратить внимание на важные ограничения, которые предусмотрены законодателем в отношении использования репродуктивных технологий:

во-первых, в таких случаях не допускается выбор пола будущего ребенка. Исключение составляют случаи, когда имеется возможность наследования заболеваний, связанных с полом (п. 4 статья 55);

во-вторых, половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей (п. 6 статья 55);

в-третьих, быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от 18 до 35 лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование (п. 7 статья 55).

Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению закрепляются в подзаконных актах (приказах) Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Для пациентов, участвовавших в программе с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, немаловажным является вопрос установления происхождения ребенка, родившегося в результате использования методов вспомогательных репродуктивных технологий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации [3], лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями. При этом не имеет значения, являются супруги генетическими родителями или нет.

Однако в случае имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания указанные лица могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

Таким образом, согласия суррогатной матери на вынашивание эмбриона на момент имплантации недостаточно для того, чтобы лица, заключившие с ней соответствующий договор, были записаны в качестве родителей. Такое согласие должно быть дано ею уже после рождения ребенка, и если она не подтверждает свое согласие, то она сама может быть записана в ка-

честве матери. Однако если такое согласие она дала, то впоследствии она не может его отозвать.

Таким образом, несмотря на то, что в вопросах правового регулирования применения вспомогательных репродуктивных технологий, определены многие ключевые позиции, существует достаточное количество нерешенных моментов.

Во-первых, законодателем даны только общие представления о вспомогательных репродуктивных технологиях, в ст. 55 Федерального закона № 323-ФЗ отсутствуют определения принципиальных категорий, определяющих суть применяемых методов и используемой терминологии.

Во-вторых, обращает на себя внимание отсутствие возрастного критерия для женщины, имеющей право на применение вспомогательных репродуктивных технологий: в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1[4] речь шла только о совершеннолетних. Исключение этого ограничения позволяет предполагать, что при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданин любого возраста имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий. То есть, девушка 15 лет, которая может дать согласие на медицинское вмешательство самостоятельно, без привлечения законных представителей, имеет законное право произвести искусственное оплодотворение?

В-третьих, суррогатное материнство по определению представляет собой вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью и потенциальными родителями. В законодательстве никоим образом не прописаны случаи заключения такого договора, его обязательность, форма, последствия его заключения. Существенными условиями такого договора должны стать способы обеспечения риска причинения вреда здоровью суррогатной матери.

В-четвертых, предусматривается безусловная презумпция материнства суррогатной матери. В свете того, что суррогатная мать в соответствии с законом не может быть одновременно донором яйцеклетки и не является генетической матерью рожденного ею ребенка, этот вопрос явно нуждается в дискуссии.

И, наконец, отсутствует ответственность за незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, что представляется не совсем логичным при сохранении ответственности за незаконное проведение любого медицинского вмешательства.

Выводы

Несмотря на то, что именно вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий получили наибольшее развитие в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 22.11.2011 г., остается немало «белых пятен» в регулировании правоотношений, возникающих при применении его и появившихся вслед за ним подзаконных актах, что требует дальнейшего совершенствования имеющейся нормативно-правовой базы

Список литературы

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного совета СССР. 1976 г. № 17. Ст. 291

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993. № 237

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16

4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5487-1) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1993, № 33, ст. 1318

5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48. Ст. 6724

6. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 октября 2007 г. № 42. Ст. 5009. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).

References

1. Mezhdunarodnyy pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh ot 16 dekabrya 1966 g. Vedomosti Verkhovnogo soveta SSSR. 1976, no 17, article 291

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.). Rossiyskaya gazeta. 25.12.1993, no 237

3. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.1995, no 223-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1996, no 1, article 16

4. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ob okhrane zdorov'ya grazhdan (utverzhdeny Verkhovnym Sovetom Rossiyskoy Federatsii 22 iyulya 1993 g, no 5487-1). Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo soveta RF. 1993, no 33, article 1318

5. Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 2011 g, no 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii». Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 noyabrya 2011 g, no 48, article 6724

6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 oktyabrya 2007 g, no 1351. «Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda». Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 oktyabrya 2007 g, no 42, article 5009. Kontseptsiya demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. (Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 oktyabrya 2007 g, no 1351).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.