Научная статья на тему 'Сравнительный анализ института суррогатного материнства в российском и зарубежном законодательстве'

Сравнительный анализ института суррогатного материнства в российском и зарубежном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4479
710
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / СУРРОГАТНАЯ МАТЬ / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ / ДОГОВОР СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА / SURROGACY / SURROGATE MOTHER / GENETIC PARENTS / SURROGATE MOTHERHOOD AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мосиенко Т.А., Лысогорская К.И., Федоренко О.С., Щекина Е.Н.

В статье рассматриваются правовые проблемы регулирования института суррогатного материнства в России и за рубежом, выявляются пробелы законодательного регулирования суррогатного материнства в России, вносятся предложения по изменению законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article deals with the legal problems of regulation of surrogacy institute in Russia and abroad, identify gaps of legal regulation of surrogate motherhood in Russia, to make proposals to change the legislation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ института суррогатного материнства в российском и зарубежном законодательстве»

Т. А. Мосиенко, К. И. Лысогорская, О. С. Федоренко, Е. Н. Щекина

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются правовые проблемы регулирования института суррогатного материнства в России и за рубежом, выявляются пробелы законодательного регулирования суррогатного материнства в России, вносятся предложения по изменению законодательства.

Ключевые слова

Суррогатное материнство, суррогатная мать, генетические родители, договор суррогатного материнства.

2016 № 4 (56) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

T. A. Mosiyenko, K. I. Lysogorskaya, O. S. Fedorenko, E. N. Shchekina

COMPARATIVE ANALYSIS OF INSTITUTE SURROGATE MOTHERHOOD IN RUSSIAN AND FOREIGN LEGISLATION

Annotation

Article deals with the legal problems of regulation of surrogacy institute in Russia and abroad, identify gaps of legal regulation of surrogate motherhood in Russia, to make proposals to change the legislation.

Keywords

Surrogacy, the surrogate mother, the genetic parents, surrogate motherhood agreement.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации проблема бесплодия людей репродуктивного возраста стоит очень остро. Проблемы со здоровьем мужчин и женщин, приводящие к бесплодию, и, как следствие, к увеличению количества бездетных семей, которые хотят иметь собственных детей, постоянно растет, и виной этому различные факторы, связанные с развитием индустриального общества.

Основной целью статьи выступает проведение всестороннего анализа как российского, так и зарубежного законодательства, научных трудов посвященной данной теме, судебной практики и, как следствие, вынесение предложений по изменению текущего законодательства.

Объектом исследования является комплекс норм права, регулирующих общественные отношения возникающих между суррогатной матерью и заказчиками на вынашивание и рождение ребенка.

Предметом исследования является проблематика, касающаяся определения недопустимых способов реализации гражданских прав в сфере суррогатного материнства и последствий такой реализации.

Проблемами суррогатного материнства занимались ряд ученых, а именно: Т. Е. Борисова, А. В. Криста-форова, А. А. Пестрикова, С. П. Журав-

лева, Е. В. Бурмистрова, Д. Ф. Дюндю-кова, К. А. Кириченко, О. Ю. Лебедева, А. А. Флягин, С. Ф. Афанасьев, Н. Ю. Ток-машова, А. М. Мубаракшина, Г. Б. Романовский и многие другие. Несмотря на большое количество трудов, посвященных вопросам суррогатного материнства данная проблема остается сложной с теоретической и практической точки зрения. Сегодня проблема суррогатного материнства получила новое развитие в связи с невозможностью откладывать вопросы правового регулирования данного вопроса.

В настоящее время политика Российской Федерации по вопросу демографии в значительной степени зависит от повышения качества и обеспечения доступности медицинской помощи с целью восстановления репродукции человека, а также снижение количества рабочих мест, занятых тяжелым или опасным трудом.

Более 20 % всех супружеских пар в настоящее время не обладают естественной способностью к деторождению. Статистика свидетельствует, что проблема воспроизводства населения стоит достаточно остро, кроме того, статистический подсчет не учитывает данные по парам, не состоящим в законном браке и страдающим бесплодием [1].

Индустриальное общество принесло не только проблемы, но и одновременно способы их решения, а именно:

различные репродуктивные технологии, которые позволяют бездетным семьям обзавестись потомством и улучшить демографическую ситуацию в стране. Одной из таких репродуктивных технологий является суррогатное материнство.

Данные 2013 г. свидетельствуют, что в России услугами суррогатных матерей пользуются чаще, чем в США. В России количество проведенных ЭКО составило 53 600 на 142 865 тыс. чел., что составляет 1,37 %, в то время как в США на 313 232 тыс. чел. количество проведенных ЭКО составило 141 098 — 0,62 %. Возможно причина таких диспропорций обусловлена тем, что во многих штатах США суррогатное материнство вообще запрещено, в то время как усыновление и опекунство достаточно распространенное явление, в отличии от России [2].

Необходимо отметить, что в последние годы наметились положительные тенденции, благодаря средствам массовой информации и популяризации института опекунства и усыновления детей.

Следует отметить, что такой институт, как суррогатное материнство вызывает массу дискуссий не только социального, но и морально-этического характера. В ряде стран (Франция, Германия, Австрия, Норвегия) суррогатное материнство запрещено полностью; законодательство некоторых государств разрешает некоммерческое суррогатное материнство (Канада, Израиль), в то время как в России и ряде стран (ЮАР, Украина, Казахстан) презюмируется коммерческое суррогатное материнство.

В Италии искусственное оплодотворение до недавнего времени вообще запрещалось законом, последние изменения в законодательстве в сфере искусственного оплодотворения учитывают взгляды католической церкви, которая замораживать и уничтожать эмбрионы, также закон запрещает одинокой женщине зачать ребенка с помощью репродуктивных технологий.

В Германии и Австрии любое искусственное оплодотворение женщины, намеренной отказаться от ребенка в последующем (суррогатной матерью) квалифицируется в законе как преступление, и врач, осуществивший манипуляцию наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет.

Во Франции суррогатное материнство противозаконно, так как противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о неотчуждаемости человеческого тела.

Законодательство Испании, Израиля, Канады и Нидерландов более лояльно, однако запрещает законом рекламу репродуктивных технологий, подбор и услуг суррогатных матерей.

В правовой доктрине США выделяют гестационное (биоматериалы суррогатных родителей) и традиционное (оплодотворение суррогатной матери с использованием семени отца) суррогатное материнство. Договор в обеих случаях заключается в письменной форме, существенными условиями договора являются права и обязанности сторон и срок отношений. В случае когда суррогатная мать состоит в браке, договор также подписывается ее мужем. Юридическим последствием данного договора является то, что суррогатная мать утрачивает все родительские права и обязанности. Но и в США суррогатное материнство в разных штатах воспринимается неоднозначно, например в штатах Мичиган и Нью-Йорк суррогатное материнство полностью запрещено, Калифорния считается центром коммерческого суррогатного материнства, а в штате Вирджиния законодательство запрещает только коммерческие соглашения о суррогатном материнстве [3].

Канадское законодательство о суррогатном материнстве декларирует, что суррогатное материнство является единственным способом утверждения ценности семейной жизни для семейных пар [4].

В некоторых странах постсоветского пространства, например, Белоруссии есть нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере суррогатного материнства в России же они отсутствуют, за исключением п. 4 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации, который устанавливает «порядок записи родителей, рожденного с помощью метода искусственного оплодотворения, или давших свое согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания»[5].

Законодательство Республики Беларусь о браке и семье более лояльно по отношению к институту суррогатного материнства и закрепляет в Кодексе о браке и семье правовой статус генетической матери ребенка, рожденного суррогатной матерью. Генетическая мать — это женщина, заключившая с суррогатной матерью договор суррогатного материнства и предоставившая, как правило, свой генетический материал для зачатия и дальнейшего вынашивания ребенка суррогатной матерью. Отцом ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается супруг женщины, заключившей с суррогатной матерью договор суррогатного материнства [6]. Стоит отметить, что такое законодательное закрепление логично и целесообразно и может быть реципировано в России.

Также продуманный подход к суррогатному материнству в настоящее время в Украине. Семейный кодекс Украины (ст. 123 п. 2) закрепляет в полном объеме родительские права генетических родителей по отношению к детям, родившихся в результате использования репродуктивных технологий [7].

Действующее российское законодательство в области суррогатного материнства несовершенно, противоречиво и требует доработки, не закреплены должным образом:

- права и обязанности суррогатной матери и генетических родителей, в том числе и в, части несения расходов, свя-

занных с рождением ребенка и восстановлением здоровья суррогатной матери как в период беременности, так и в послеродовой период.

- не определен предельный возраст генетических родителей, желающих участвовать в процедуре суррогатного материнства;

- не определен правовой статус супруга суррогатной матери.

Также огромным пробелом данного вопроса является отсутствие закрепленной формы договора о суррогатном материнстве, его правовой природы, основных определений и понятий «суррогатная мать», «генетические родители», «суррогатное материнство», «договор суррогатного материнства».

Согласно ст. 55 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «под суррогатным материнством понимается вынашивание и рождение ребенка (в том числе и преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям» [8]. П. 10 ст. 55 того же Закона закрепляет правовое положение суррогатной матери: «суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не

может быть одновременно донором яйцеклетки» [9].

Высокая стоимость проведения медицинских манипуляций, юридические проблемы и религиозные проблемы зачатия и рождения ребенка с помощью метода суррогатного материнства не являются препятствиями и будут развиваться дальше. Поэтому развитие законодательной базы является необходимыми и востребованными жизненными реалиями, генетическими родителями, медицинскими работниками, супругом суррогатной матери, самой суррогатной матерью и необходимо для спокойного развития ребенка, а также несоблюдение условий договора (увеличение стоимости услуг суррогатной матери; отказ отдавать и принимать ребенка; отказ генетических родителей оплатить восстановительный период суррогатной матери; проблемы многоплодной беременности; проблема рождения ребенка инвалида и др.)

Семейный кодекс РФ четко не закрепляет правила и особенности внесения записи о лицах, предоставивших генетический материал. В качестве родителей ребенка может быть записана в первую очередь суррогатная мать, и только при ее письменном отказе от ребенка возникают права на регистрацию ребенка в органах ЗАГСа у генетических родителей. Это согласуется с положением Семейного кодекса РФ о том, что материнство определяется как происхождение ребенка от данной женщины. Ст. 51 (ч. 4) СК РФ гласит: «лица, состоящие в браке между собой и давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)», в ст. 52 (ч. 3) закрепляется, что «супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании мате-

ринства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства». Из вышеперечисленных норм Семейного кодекса РФ следует, что право определять судьбу ребенка в большей степени предоставлено суррогатной матери. Иных упоминаний о суррогатном материнстве в семейном законодательстве не имеется.

Воспользоваться правом на применение вспомогательных репродуктивных технологий мужчины и женщины, как состоящие, так и не состоящие в браке, одинокие женщины при наличии добровольного, надлежаще оформленного и информированного согласия на медицинское вмешательство. Одинокие мужчины в России таким правом не наделены. Выбор пола будущего ребенка законом не допускается, за исключением случаев возможности наследования генетических заболеваний, связанных с полом. Граждан предоставляется право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством РФ. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от 18 до 35 лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.

Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний существуют пробелы в Семейном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «Об охране здоровья граждан» [9], осуществляющих основное правовое регулирование сферы суррогатного материнства, а именно: не определен возраст генетических родителей, их семейный статус, перечень обязанностей суррогатной матери до заключения договора, например, обязанность предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, результаты медико-генетического обследования, не определены материальные обязанности

лиц, решивших применить метод суррогатного материнства, не установлен срок передачи ребенка, рожденного суррогатной матерью генетическим родителям. Кроме того, необходимо законодательно закрепить форму договора суррогатного материнства с обязательным нотариальным удостоверением перед процедурой переноса донорского эмбриона, путем внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Проведенный анализ законодательства России и ряда зарубежных стран позволяет сделать вывод, что правовое регулирование института суррогатного материнства имеет множество теоретических и практических проблем, которые не могут обойтись без вмешательства законодателя.

Анализ теории и практики в сфере суррогатного материнства позволил сделать следующий вывод, несмотря на наличие ряда нормативных актов, затрагивающих проблемы суррогатного материнства, законодательство является противоречивым и слабо урегулированным, отсутствует системный подход, нет четких понятий и определений прав и обязанностей суррогатной матери, и генетических родителей.

В действующее законодательство необходимо внести ряд изменений:

1. Дополнить ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следующим пунктом: «Возраст хотя бы одного из генетических родителей, имеющих право на заключение договора суррогатного материнства может быть от 23 до 55 лет».

2. Закрепить в Гражданском кодексе РФ поименованный договор о суррогатном материнстве, с обязательным нотариальным удостоверением; закрепить права и обязанности лиц, его заключивших; распределение материальных расходов сторонами договора.

3. Устранить противоречие Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и семейного законодательства по субъектному составу участников договора суррогатного материнства (закрепить статус родителей, как лиц состоящих в брачных отношениях, так и одиноких мужчину и женщин).

4. В Семейном кодексе РФ закрепить права и обязанности генетических родителей на установление отцовства и материнства; права суррогатной матери в случае отказа от ребенка лиц, заключивших договор с суррогатной матерью; определить срок передачи ребенка рожденного суррогатной матерью генетическим родителям в течение 3-х дней и возложения штрафных санкций на суррогатную мать за неисполнение обязанностей по передаче ребенка.

5. Закрепить в Семейном кодексе норму, прямо запрещающую супругам-заказчикам отказаться от регистрации ребенка в органах ЗАГСа, в случае письменного отказа от ребенка суррогатной матерью в пользу супругов-заказчиков. Должно действовать общее правило презумпции отцовства и материнства — в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания брака недействительным, смерти супруга либо объявления супруга безвестно отсутствующим или умершим в судебном порядке. В случае если супруги-заказчики передумали, либо их материальное положение ухудшилось, либо на момент рождения ребенка их брак расторгнут, вышеперечисленные обстоятельства не освобождают последних от обязанности содержать своего ребенка, даже в том числе, если суррогатная мать будет зарегистрирована в качестве родителя, последние обязаны уплачивать алиментные обязательства — в пользу суррогатной матери и ребенка.

Библиографический список

1. Борисова, Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. — М. : Проспект, 2012. — С. 78.

2. Статистика протоколов ЭКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://s-nadejdoy.ru/vse-ob-eko/258-statisti ka-protokol ov-eko.

3. Страшун, Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М. : Бек, 1996. — С. 137.

4. Григорович, Е. В. Правовое регулирование применения искусственных методов репродукции за рубежом // Научные труды РАЮН. — М., 2002. — С. 46-47

5. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 (в акт. ред.) // Российская газета. — 1996. — 27 января.

6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье № 278-З от 09.07.1999 (в акт. ред.) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Айвар, Л. К. Правовая защита суррогатного материнства // Адвокат. — 2006. — № 3.

8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : [Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 (ред. от 03.07.2016)] // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.

9. Об основах охраны здоровья граж-дан в Российской Федерации : [Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 (ред. от 03.07.2016)] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru.

Bibliographic list

1. Borisov, T. E. Surrogacy in Russian Federation: problems of theory and practice : monograph. — M. : Prospect, 2012. — P. 78.

2. Statistics IVF protocols [Electronic resource]. — Mode of access : http://s-nadejdoy.ru/vse-ob -eko/258-statistika-protokolov-eko.

3. Strashun, B. A. Constitutional (state) law of foreign countries. — M. : Beck, 1996. — P. 137.

4. Grigorovich, E. V. Legal regulation of use of artificial methods of reproduction abroad // Proceedings RAYUN. — M., 2002. — P. 46-47.

5. Family Code of Russian Federation № 223-FZ from 29.12.1995 (in current version) // Russian newspaper. — 1996. — 27 January.

6. Code of Republic of Belarus on Marriage and Family № 278-W from 09.07.1999 (in current version) // RLS «ConsultantPlus».

7. Aivar, L. K. Legal protection of Surrogacy // Lawyer. — 2006. — № 3.

8. On the basis of public health protection in Russian Federation : [Federal Law № 323-FZ from 21.11.2011 (ed. from 07.03.2016)] // Meeting of legislation of Russian Federation. — 2011. — № 48. — Art. 6724.

9. On the basis of public health protection in Russian Federation : [Federal Law № 323-FZ of 21.11.2011 (ed. From 03.07.2016)] [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.pravo.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.