УДК 343.9
И.В. МАКСИМЕНКО, кандидат технических наук, старший научный сотрудник
ГОУ ВПО "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации",
г. Москва
СТРУКТУРА ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается актуальная проблема отечественной и мировой криминологии соотношения латентной преступности. На основе анализа статистических данных о состоянии преступности делаются выводы о структуре латентной преступности.
Классификация преступлений - важный элемент анализа криминального феномена. Структурирование выступает основой исследования видовых особенностей преступности, делает восприятие данного явления объемным и многогранным. А это, в свою очередь, позволяет углубить постижение сущности криминальных реалий и служит основой для разработки специальных мер воздействия на различные виды преступности.
Структурирование латентной преступности - одна из разновидностей криминологической классификации. Классификационные задачи во многом совпадают. Однако есть и особенности: акцент в структурировании латентной преступности несколько смещается в область гносеологической проблематики. В первую очередь для нас важно найти инструмент углубленного исследования сущности этого феномена, и классификация в значительной мере способствует этому поиску. В то же время проблематика исследования особенностей детерминации и специфики мер воздействия остается актуальной и для латентной преступности. Соответственно, можно выделить три классификационных группы. К первой относится специальная классификация латентной преступности, ко второй - общекриминологическая, к третьей - уголовно-правовая.
Специальная классификация латентной преступности предполагает выделение таких видов,
которые характерны только для данной криминальной сферы. Целесообразно выделить несколько вариантов специальной классификации.
Первый вариант - по источнику латент-ности:
- незаявленная латентная преступность;
- невыявленная латентная преступность;
- укрытая латентная преступность (рис. 1).
Близким по смыслу к этому варианту классификации является деление латентной преступности на естественную и искусственную [1]. Однако не предполагается использовать данный вариант структурирования по следующим соображениям. То, что укрытие преступлений формирует искусственную латентность, - это в данной классификации подмечено весьма точно. Вероятно, естественно и то, что преступник стремится к тому, чтобы совершенное им преступление оставалось под покровом тайны. Но вряд ли можно согласиться с тем, что естественным является нежелание граждан заявлять о преступлениях, а также то, что значительная часть преступлений не выявляется сотрудниками оперативных служб правоохранительных органов. Отнести указанные группы к разряду естественной латентной преступности - значит согласиться с тем, что их источники являются социальной нормой и не могут рассматриваться как объект антикриминального воздействия. Предполагается, что такой подход не является корректным.
Латентная преступность
укрытая 17%
невыявленная 21%
незаявленная 62%
Рис. 1. Классификация латентной преступности по источнику латентности
Сопоставительный анализ структур зарегистрированной и латентной преступности, выделенных по различным криминологическим и уголовно-правовым основаниям, позволяет выявить те группы преступлений, в которых на протяжении последних лет сложились наиболее негативные тенденции в состоянии фактической преступности.
Согласно сложившейся криминологической аксиоме о существовании обратной зависимо-
сти уровня латентности преступных деяний, он тем выше, чем меньше общественная опасность совершенного преступления. В некоторой степени эту аксиому подтверждает сравнительный анализ структуры криминального контингента, отраженного в данных официальной статистической отчетности правоохранительных органов и латентного, реальная оценка масштабов которого была получена на основе проведенных исследований (рис. 2).
Зарегистрированный криминальный контингент
Женщины
Латентный криминальный контингент
Фактический криминальный контингент
Женщины 29%
Мужчины 84%
Женщины 27%
Мужчины 71%
Мужчины 73%
Рис. 2. Сопоставление структур зарегистрированной, латентной и фактической преступности
по полу выявленных лиц
Если в структуре зарегистрированного криминального контингента доля женщин составляет лишь 16%, то среди всех лиц, фактически совершивших преступления, она увеличивается до 27%, что может быть обусловлено меньшей общественной опасностью значительного числа латентных преступных деяний, совершаемых женщинами (в первую очередь, это преступления против собственности с незначительным ущербом, такие как кражи, мошенничества и т.д.).
Аналогичные выводы позволяет сделать и сопоставительный анализ структур зарегистрированного и фактического криминального контингента по возрасту: наиболее значительно в структуре фактической преступности по сравнению с фиксируемой в официальной статис-
тической отчетности возрастает доля несовершеннолетних лиц (рис. 3).
Однако анализ структуры зарегистрированной и фактической преступности по степени тяжести показывает, что на фоне увеличения доли преступных деяний небольшой тяжести в структуре фактической преступности доля тяжких преступлений также весьма значительна - практически треть всех совершаемых преступных деяний (рис. 4). Обусловлено это тем, что значительная часть совершаемых преступлений, характеризующихся высокой степенью естественной латентности (достигающей, по оценкам экспертов, 95%), относится к числу преступных деяний должностного либо финансового-экономического характера, то есть к неочевидным и трудновыявляемым. В то же
Зарегистрированный криминальный контингент
Латентный криминальный контингент
50 лет и
старше 11%
18-24 года " 27% 30-49 л 17%
Фактический криминальный контингент
50 лет и старше 11%
_ 16-17 лет 17%
18-24 года 21%
30-49 ле
18-24 года 21%
Рис. 3. Сопоставление структур зарегистрированной, латентной и фактической преступности
по возрасту выявленных лиц
Зарегистрировано преступлений, из них:
Особо тяжкие 4%
Небольшой
Латентная преступность, в том числе:
Особо
Средней тяжести 20%
Небольшой тяжести 44%
Фактическая преступность, в том числе
Небольшой тяжести 43%
Рис. 4. Сопоставление структур зарегистрированной, латентной и фактической преступности
по степени тяжести
время именно эти преступления зачастую носят весьма общественно опасный характер (например, деятельность организованных преступных сообществ в различных отраслях экономики).
Сопоставление структур зарегистрированной и фактической преступности по форме вины показывает, что неосторожные преступления выявляются значительно чаще умышленных (рис. 5).
Анализ структуры преступности позволяет выявить ее характер, в связи с чем целесообразно сопоставление видов преступности. А.И. Долгова указывает, что криминологами было предложено множество оснований для выделения в общем массиве преступлений неких групп, в частности исходя из сферы общественной жизни, в которой проявляется преступность и которой она наносит ущерб (экономика, политика, государственное управление) [2]. Сопоставление структур зарегистрированной и фактической преступности в соответствии с классификацией, предложенной А.И. Долговой, позволяет сделать вывод, что к числу наиболее латентных преступлений относятся, в первую очередь, преступные деяния коррупционной направленности (рис. 6).
Этот вывод подтверждается и результатами анализа структуры преступности по объекту посягательства. Сопоставление структур заре-
гистрированной, латентной и фактической преступности (рис. 7) показывает, что наиболее значительной долей латентных преступлений в структуре фактической преступности характеризуется такая группа преступных деяний, как преступления против государственной власти. Это неудивительно, если учесть, что в группу преступлений против государственной власти входит большинство деяний коррупционной направленности, относящихся к числу высоколатентных и особо высоколатентных преступлений.
В подтверждение этого вывода на рис. 8 представлены диаграммы, раскрывающие структуру фактической преступности в сравнении со структурой зарегистрированной преступности в группе преступлений против государственной власти.
Сравнительный анализ структур зарегистрированной и фактической преступности показывает, что в структуре фактических преступлений против государственной власти доля деяний, относящихся к преступлениям коррупционной направленности, почти в два раза превышает долю аналогичных преступлений в структуре зарегистрированной преступности. Это обусловлено значительным количеством латентных преступлений этого типа.
В целом проведенный анализ преступности позволяет сделать вывод о нарастании
Зарегистрировано преступлений, из них:
неосторожные 1%
Латентная преступность, в том числе:
Фактическая преступность, в том числе:
умышленные 99%
умышленные 99,7%
неосторожные 0,3%
умышленные 99,6%
неосторожные 0,4%
Рис. 5. Сопоставление структур зарегистрированной, латентной и фактической преступности
по степени тяжести
Зарегистрировано преступлений, из них:
коррупционная
2% ~
компьютерная 0,3%
налоговая 1%
экономическая 2%
террористического характера 0,07%
государственная 0,002%
экологическая 2%
в сфере незаконного оборота наркотиков
насильственная 14%
организованная 2%
общеуголовная корыстная 69%
государственная 0,003%
Латентная преступность, в том числе:
компьютерная экологическая 0,3% | 5%
таможенная 0,1%
налоговая 1%
экономическая 2%
террористического характера 0,09% насильственная 14%
в сфере незаконного о бо ро т а н а рко ти ко в 6%
организованная 1%
общеуголовная корыстная 64%
Фактическая преступность, в том числе:
коррупционная
6%
государственная 0,005%
таможенная 0,1%
налоговая 1%
террористического характера 0,09%
насильственная 14%
экологическая 5%
в сфере незаконного о бо ро т а н а рко ти ко в 6%
организованная 1%
общеуголовная корыстная 65%
Рис. 6. Сопоставление структур зарегистрированной, латентной и фактической преступности в соответствии с криминологической классификацией,
предложенной А.И. Долговой
Зарегистрировано преступлений,
Преступления против государственной власти 6,9%
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 12,0%
Иные преступления
Преступления против личности 15,4%
Преступления в сфере экономики
65,3%
Латентная преступность, в том числе:
Фактическая преступность,
в том числе:
Преступления против государственной вл асти 13,9%
Преступления
против о бщ еств е н н о й безопасности и общественного
Иные преступления 0,5%
Преступления против личности 14,6%
Преступления в сфере экономики 58,0%
Преступления против государственной вл асти 13,0%
Преступления
против о бщ еств е н н о й безопасности и общественного порядка 12,9%
Иные преступления 0,5%
Преступления против личности 14,7%
Преступления в сфере экономики 58,9%
Рис. 7. Сопоставление структур зарегистрированной, латентной и фактической преступности по объекту посягательства
П ро ти в осно в конституционного строя и безопасности государства 0,1%
Против порядка управления 74,4%
Против государственной вл аст и, ин тер ес ов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 19,7%
Против правосудия 5,8%
П ро ти в осно в конституционного строя и безопасности государства 0,02%
Против порядка управления 58,3%
Против государственной вл аст и, ин тер ес ов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 37,3%
Против правосудия 4,5%
Рис. 8. Структура зарегистрированной и фактической преступности в группе преступлений против государственной власти
негативных тенденций в ее структуре. Сложившуюся ситуацию можно расценивать как существенное увеличение уровня латентности, вызванное, прежде всего, растущим недоверием населения к деятельности правоохранительных органов, в том числе в связи с нарушениями учетно-регистрационной дисциплины.
Список литературы
1. Алексеев А.М., Роша А.Н. Латентная преступность и эффективность деятельности правоохранительных органов // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 19. - М., 1973. - С. 31-41.
2. Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. - М., 2007. - С. 487.
В редакцию материал поступил 25.11.09.
Ключевые слова: латентная преступность, классификация латентной преступности, зарегистрированная и фактическая преступность.