Научная статья на тему 'Структура культуры повседневности студенческой молодежи'

Структура культуры повседневности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2330
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / СТУДЕНТ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрзанукаева Лейла Рамзановна

Статья посвящена рассмотрению понятия культуры повседневности и ее основных составляющих на примере студенческой молодежи. В статье представлен анализ основных структурных элементов культуры повседневности на примере социальной группы студентов: учебы, досуга, языка и коммуникации, чувств агрессии и любви, игры.The scientifi c article is devoted to the analysis of students' routine culture and its structural components: study, rest, language, aggression, game and love.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура культуры повседневности студенческой молодежи»

Л. Р. Эрзанукаева

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа представлена кафедрой социологии культуры, образования и воспитания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент В. Д. Чеснокова

Статья посвящена рассмотрению понятия культуры повседневности и ее основных составляющих на примере студенческой молодежи. В статье представлен анализ основных структурных элементов культуры повседневности на примере социальной группы студентов: учебы, досуга, языка и коммуникации, чувств агрессии и любви, игры.

Ключевые слова: основные составляющие культуры повседневности на примере студенческой молодежи.

L. Erzanukayeva

STRUCTURE OF STUDENTS' ROUTINE CULTURE

The scientific article is devoted to the analysis of students'routine culture and its structural components: study, rest, language, aggression, game and love.

Key words: components of students' routine culture.

Изучению и исследованию культуры повседневности посвящено множество работ выдающихся социологов, культурологов,

социальных антропологов, среди которых Э. Гуссерль и А. Шюц, М. Вебер, П. Бергер и Т. Лукман и др., из отечественных авто-

ров - М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Г. С. Кна-бе и др.

Повседневная культура включает в себя мир повседневной жизни человека, его повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде и взаимодействия с другими.

Повседневная культура - это повседневный быт людей, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой человек проживает. Повседневная культура - часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, это сфера общепонятных значений и общедоступных навыков [3, с. 41].

Повседнев ный опыт подразумевает взаимодействие с окружающим предметным миром, общение друг с другом, освоение культуры. Это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непосредственными индивидуальными переживаниями и межличностными контактами. Это также совокупность привычных действий, направленных на удовлетворение первичных базовых потребностей.

Социальные последствия обыденной жизни обусловлены нормативными границами, правилами и социальными санкциями, выраженными в соответствующих ей культурных формах (нравах, обычаях, привычках, устойчивых представлениях людей). Именно они служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей.

Повседневный мир студентов включает совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т. д.). Сферу повседневной реальности студентов наполняют те вещи, события, дела, заботы, которыми они окружены каждодневно. К повседневным ритуалам относится потребление пищи, соблюдение личной гигиены, посещение учебного заведения, отдых, встречи и общение с друзьями,

посещение развлекательных, культурных мероприятий и т. д.

Культура повседневности состоит из следующих структурных компонентов: труд (учеба), досуг, язык и коммуникация, агрессия, игра, любовь. Рассмотрим каждый из компонентов применительно к социальной группе студенческой молодежи.

Фундамент повседневности студентов составляет учеба и учебная деятельность. Учеба занимает приблизительно 70% всего жизненного времени студентов. Учебная деятельность представляет собой процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений, навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие творческих способностей. Учеба рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя с активной позицией деятельности учащегося по усвоению новых знаний и овладению способами их приобретения [8, с. 79]. В процессе учебы студент осваивает новый учебный материал, получает новые знания, учится анализировать явления, проявлять инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации [8, с. 79].

Учеба студентов осуществляется через вуз. Вуз представляет собой высшее учебное заведение - специально организованную образовательную систему, учебно-образовательное заведение, по окончании которого студент получает специальность и профессию.

Повседневность студента насыщена посещениями вузовских занятий: лекций, семинаров, сопровождающихся тестами, контрольными и проверочными работами, коллоквиумами и т. д. Также студент участвует в практикумах, стажировках и т. д. Помимо обучения в стенах высшего учебного заведения учеба подразумевает и самостоятельную форму усвоения материала: написание рефератов, докладов, эссе, работу над курсовыми, дипломными проектами, умение работать с учебной литературой, электронными учебными ресурсами и т. д.

Дважды в год студент сдает зачеты и экзамены (формы проверки и контроля усвоенного учащимся материала и научных знаний).

По окончании учебы в вузе студенту требуется написать и защитить дипломную работу, а также преодолеть государственные экзамены.

Важно сказать несколько слов и об учебном коллективе - обучение в вузе проходит в учебном коллективе. Аудиторность - это основной принцип обучения в высшем учебном заведении. В учебном коллективе у студента развиваются коммуникабельные навыки, он учится работать и взаимодействовать сообща, вместе с другими, преодолевать скованность, стеснительность, страх выступления перед аудиторией, налаживать общение с другими и соблюдать рамки приличий, общепринятых норм и правил поведения*.

Следующая составляющая культуры повседневности - досуг. Под досугом понимается пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью [5, с. 65]. Досуг служит развитию умственных и физических способностей, удовлетворению социальных потребностей личности [1, с. 89].

Досуговое время для студента - это время, свободное от учебы и учебной деятельности. Досуг включает в себя время, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности молодого человека: бытовые дела и нужды, ведение домашнего хозяйства, личную гигиену, питание, сон. Наиболее популярными видами досуга среди студентов выступают спортивный, домашний (пассивный), развлекательный, развивающий досуг.

Спортивный вид досуга студентов характеризуется активной рекреацией, ориентацией на укрепление и совершенствование тела, на здоровый образ жизни. Сюда относятся занятия спортом, физической культурой и т. д.

Пассивный вид досуга студентов представлен формами организации досуга в домашних условиях. Этот вид досуга ориентирован на отдых, релаксацию, отвлечение, восстановление психической и физической энергии. Сюда относится чтение, увлечение компьютером, общение с домочадцами и т. д.

В основе развлекательного вида досуга -развлечение, веселье, получение удовольствия

от жизни и от общения с другими людьми. Этот вид досуга ориентирован на самоопределение, самоутверждение в молодежной среде, в социальной группе, на коммуникацию и общение. К данному виду досуга причисляется посещение танцевальных вечеров, вечеринок, концертов, ресторанов, ночных клубов, совместные встречи и времяпрепровождения с друзьями и т. д.

Развивающий досуг представлен видами деятельности, направленными на самосовершенствование и саморазвитие личности, самообразование, расширение кругозора, обогащение интеллектуального уровня, духовный рост и нравственное развитие. Это культурно-просветительские формы досуга: экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение выставок, театров и т. д.

Существует и так называемый разрушающий вид досуга, представленный занятиями деструктивного характера, направленными на разрушение или саморазрушение личности: хулиганство, азартные игры, злоупотребление алкогольными напитками и т. д.

Поговорим теперь о языке и коммуникации. В культуре повседневности язык выступает основной знаковой системой, позволяющей людям понимать друг друга в любых ситуациях социального взаимодействия. На язык как важный элемент повседневной культуры ссылаются П. Бергер и Т. Лукман в знаменитом труде по социологии «Социальное конструирование реальности». Они называют язык средством коммуникации и взаимопонимания. Посредством языка люди способны общаться и понимать друг друга, благодаря языку возможна ситуация «лицом-к-лицу» [2, с. 68]. Язык можно определить как знаковую систему человеческого общества. Язык - это хранилище огромного разнообразия жизненного опыта, накопленных значений, которые можно сохранить во времени и передать последующим поколениям [2, с. 68].

Речевая (языковая) культура - одна из составных частей общей культуры человека. Культура языка отражает культуру мышления, культуру поведения, духовный и нравственный портрет личности [15]. В понятие речевой культуры входят критерии правильности речи,

соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических, морфологических, синтаксических норм языка. Языковая культура включает в себя словарный запас личности, речевой этикет, владение языковыми формами и конструкциями и умение ими пользоваться [9, с. 57].

Студенты ежедневно вступают в общение посредством языка: это и устное общение (с членами семьи, друзьями, сокурсниками, преподавателями, сюда можно причислить и выступления в рамках учебных занятий), и письменная форма общения (записки, письма, конспектирование лекционного материала, написание контрольных и проверочных работ, решение учебных заданий).

На языковую культуру студентов в настоящее время сильное влияние оказывают многие источники информации и коммуникации: это и ближайшее окружение, и сфера образования, и, конечно же, средства массовой коммуникации. Перечисленные каналы коммуникации влияют на речевую культуру студентов, меняют ее. Вот только меняют ли каналы коммуникации языковую культуру молодежи в положительную либо отрицательную сторону - это серьезный вопрос, над которым стоит задуматься. Вероятно, к этому вопросу нужно подходить с двух сторон: позитивной (расширение словарного запаса студента, обогащение речи новыми лексическими, стилистическими, грамматическими конструкциями и т. д.) и негативной (разговорная и письменная речь студентов насыщается сленговыми, вульгарными, жаргонными выражениями).

Далее речь пойдет о такой составляющей культуры повседневности, как агрессия. Чувство агрессии присуще всем людям. Под агрессией понимают тип социального поведения, выражающийся в готовности к агрессивному физическому акту, который запускается и поддерживается эмоциями, входящими в комплекс враждебности [10, с. 78].

Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но научение через наблюдение оказывает даже большее воздействие [11]. Изображений со сценами насилия, жестокости в фильмах, телевизионных передачах, литературе, рассчитанных на молодого зрителя, предостаточно. Молодой

человек (психика которого еще не полностью сформировалась), смотрящий сцены насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения. Наблюдая агрессивные действия других, молодой человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно, значит, и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате люди настолько привыкают к насилию, что перестают рассматривать его как неприемлемую форму поведения [11].

Более того, телепередачи и фильмы могут нести идею скрытой либо, наоборот, открыто пропагандируемой национальной, сексуальной, религиозной и другой нетерпимости и интолерантности. Эти передачи, таким образом, могут участвовать в разжигании межнациональных, межрелигиозных войн и конфликтов, что ведет к дестабилизации всей общественной системы.

Существует понятие «позитивной агрессии». Агрессия может быть представлена с позитивной стороны. Например, К. Лоренц рассуждает об агрессии как средстве выжить, защитить и утвердить себя, проявить свои способности [7]. В своих работах Э. Фромм пишет о «доброкачественной агрессии», которая порождает в человеке чувства борьбы, соперничества и конкуренции в положительном значении этих слов: работа над собой, труд, упорство, имеющие целью превосходить других в чем-либо, быть лучшим и успешным в какой-то области (например, в бизнесе, учебе, спорте и т. д.) [12]. Примером проявления «позитивной агрессии» может быть защита себя и других людей при опасности, борьба за справедливость и правду, за отстаивание своего мнения и принципов и т. д.

Вслед за агрессией обсудим игровую составляющую повседневной культуры студентов. Игра пронизывает всю человеческую жизнь. Природу игрового поведения исследовали многие выдающиеся социологи: М. Вебер, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид и др. Все виды деятельности человека в обществе переплетаются с игрой. Культура возникла в виде игры, культура первоначально разыгрывается [13, с. 90]. Человеческое общежитие поднимается до

«супрабиологических» форм, придающих ему высшую ценность посредством игр [13, с. 90]. Стало быть, не следует понимать дело таким образом, что игра мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре свойственно нечто игровое [13, с. 90]. Игровая деятельность возникла как форма, в которой зародился и развивался мир, культура. Она является достоянием всех людей. Все сферы жизнедеятельности проникнуты игрой: «правила игры» есть и в политике, и в экономике, и в морали, и в праве.

В повседневной жизни молодежи игра занимает исключительно важное место. Игра выступает как ретранслятор социального опыта, как способ усвоения молодыми поколениями накопленных знаний и навыков [4]. Без игры немыслимо становление подлинной личности.

Игровое начало студенческой молодежи выражено прежде всего через игровые роли. В игровой роли студент постигает самого себя, свое «Я». Через игровые роли студент «расщепляется», у него образуется много «Я». Посредством игровых ролей студент осваивает мир, увеличивает свой личностный культурный потенциал. Студент играет разные социальные роли: роль учащегося (учащейся), роль сына (дочери), роль друга (подруги) и множество других. Он меняет свои амплуа, примеривает разные социальные маски и образы. Это есть «игра-мимезис»: подражание, имитация [10, с. 88].

Более того, игровое начало студентов проявляется через «игру-агон» (состязательность, борьба) и «игру-алею» (азартные игры) [10, с. 88]. К первому типу можно отнести мир спорта (стремление соревноваться, состязаться, соперничать с целью победы), ко второму - различные азартные игры, которые пробуждают азартные чувства и эмоции.

В заключение рассмотрим любовь как неотъемлемую составляющую культуры повседневности. Любовь - движущая жизненная сила, наполняющая людей жизненной энергией и пронизывающая все формы и объекты человеческих отношений [6, с. 376]. Любовь - это жизнеутверждающая сила, это бестелесное, бескорыстное чувство; сфера духовного, сакрального, чувственного. Благодаря

любви возможно формирование человеческой личности [6, с. 376]. Через любовь, пишет Бердяев, реализуется личность, преодолевается одиночество и осуществляется общение. Любовь - это сила, преображающая мир. Любовь побеждает время, смерть, она обращена к вечности [14, с. 78.].

Повседневность людей, как пишет М. Ше-лер, проникнута «порядком любви» - фундаментальным способом человеческого существования [10, с. 68].

В жизни молодых людей любовь играет особенно важную роль. Молодость - «горячая» жизненная пора, пора отчаянных поступков, решений, жертв во имя любви. В молодом возрасте эмоция любви ощущается особенно остро.

Рассуждая о любви как составляющей повседневной культуры студенческой молодежи, важно затронуть смежную с любовной сферой - сексуальную. Сексуальная сторона человеческих отношений - важный аспект общего развития личности. Сексуальная жизнь человека влияет на его настроение, внутреннее самочувствие, общий настрой. Сексуальная сфера человеческих отношений регулируется сексуальной культурой - культурными нормами и ограничениями, выработанными обществом в сфере регуляции половых отношений [6, с. 112]. К сфере сексуальной культуры молодежи относится система полового воспитания и самовоспитания человека. В спектр тем, обсуждаемых в рамках понятия сексуальной культуры, входят знания и просвещенность молодежи о безопасном сексе, о предохранении и контрацепции, осведомленность о взаимной верности половых партнеров, готовность нести ответственность за партнера, понятие доверия и т. д.

Итак, мы проанализировали структуру повседневной культуры на примере студенческой молодежи. Понятие культуры повседневности является важной категорией многих социально-гуманитарных и культурологических наук. Необходимо проводить научные исследования культуры повседневности как студенческой молодежи, так и других социальных групп, а также изучать влияние и воздействие на ее формирование различных социальных институтов.

ПРИМЕЧАНИЕ

* По материалам лекций по социологии образования профессора кафедры социологии культуры, образования и воспитания МГУ им М. В. Ломоносова В. Я. Нечаева.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батнасунов А. С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: дис. на соис. учен. степени канд. соц. наук. Ставрополь, 2004. 178 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

3. Звездин В. Я. Социология культуры: учеб. пособие. Пермь, 2003. 148 с.

4. Исмагилов Р. Г. Игра человека как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 1996. 140 с.

5. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / под науч. ред. Д. А. Жаркова и В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. 461 с.

6. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. 512 с.

7. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. 272 с.

8. Машарова Т. В. Учебная деятельность... Среда... Развитие...: учеб. пособие / Под науч. ред. М. И. Рож-кова. Киров, 1998. 356 с.

9. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспкет-пресс, 2000. 207 с.

10. Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М.: Братья Карич, 1997. 192 с.

11. Тарасов К. А. Образ насильственного мира в кинопрограммах ТВ // Материалы международной научной конференции «Ломоносов - 2002». М.: МАКС Пресс, 2002. Т. 1.

12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.

13. ХейзингаИ. Homo ludens. Опыт определения элемента культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 416 с.

14. Черный Ю. Ю. Философия пола и любви Бердяева Н. А. М.: Наука, 2004. 132 с.

15. Чубукова Е. И. Язык и коммуникация: проблема метода исследования в западной философии: дис. на соис. учен. степени д-ра филос. наук. СПб., 2004. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.