УДК 316.334.3:321
РОЛЬ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ1
© Ирина Анатольевна ЗАДОНСКАЯ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: [email protected]
Проанализирована роль российского телевидения в формировании культуры повседневности современной студенческой молодежи. Рассматриваются теоретические подходы к изучению культуры повседневности, особенности влияния телевидения как социального института на другие социальные институты общества и на повседневную культуру студенчества.
Ключевые слова: телевидение; социальный институт; студенчество; культура повседневности.
В современном обществе телевидение является самым популярным средством массовой коммуникации и выступает как неотъемлемая часть повседневной жизни множества людей. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. благодаря действию своих аудиовизуальных каналов телевидение превратилось не просто в средство передачи информации, но и значимый социальный институт, активно участвующий в глобализационных процессах современности.
«Впервые в истории, - пишет известнейший теоретик постиндустриального общества Д. Белл, - телевидение создало то, что греки некогда называли ойкуменой, -единое сообщество» [1], или то, что М. Мак-люэн назвал «глобальной деревней». Именно М. Маклюэн положил начало рассмотрению телевидения как важнейшего социального феномена. Ученый анализировал телевидение как неотъемлемую часть жизни многих людей, как тотально действующий институт, воздействующий на все личные, социальные и политические аспекты человеческой жизни. М. Маклюэн утверждал, что телевидение играет определяющую роль в формировании мыслей человека, т. к. оно структурирует его опыт и определяет мнение об окружающем мире.
Необходимо вспоминать, что зарождение телевидения относится к началу ХХ столетия. В Европе и Америке массовое телеви-
1 Статья выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ «Методология изучения социальных взаимодействий гражданского общества, культуры и образования в современных условиях», договор № 6.1537.2011.
дение начинает функционировать в 19201930-е гг., а в СССР - 1940-1950 гг.
Проблемы интеракции телевидения и социума, влияния телевидения на аудиторию привлекали внимание как зарубежных, так и отечественных ученых из разных областей научного знания. Так, Х. Лассуэлл рассматривает телевидение в качестве вида социальной коммуникации, оказывающей влияние на действия человека путем манипулирования его представлениями и образами.
Т. Адорно, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе в своих работах давали критический анализ функционирования телевидения. Ученые считали, что телевидение способно производить определенные культурные формы, превращающие аудиторию в однородную массу, не способную к критическому восприятию воздействующего на нее потока информации. Телевидение формирует т. н. «индустрию культуры». Развлекательные программы телевидения «затуманивают» сознание людей, уводят от насущных проблем, превращая их в «одномерных людей», не способных мыслить рационально. Телевидением, таким образом, формируется ложное сознание [2].
Что касается отечественных ученых, то В. Саппак - классик русской телевизионной социологии, раскрыл сущность функционирования телевидения, определил его место и роль в жизни людей, а также спрогнозировал модель будущего телевидения, которая, как видно сегодня, оказалась во многом верной [3]. Л. Федотова посвятила многие свои научные работы социологическому анализу телевидения [4].
На сегодняшний день российское телевидение является одним из важных социальных институтов, определяющим общественные взгляды, вкусы, приоритеты и направления, а также наравне с другими социальными институтами, такими как семья, образование, СМИ, Интернет играет важную роль в процессе формирования культуры повседневности студенческой молодежи как наиболее передовой, престижной, социально активной и динамично развивающейся социальной группы общества.
При всем том, что молодежная проблематика, в частности студенческая, является одной из самых популярных и достаточно разработанных в отечественной социологии, наблюдается большое многообразие методологических и теоретических подходов к изучению данного вопроса. Так, например, Д.В. Белинская считает, что современная молодежь, в частности студенческая, отличается своими субкультурными, социосемиоти-ческими, визуальными характеристиками от молодого поколения 90-х гг. ХХ столетия. Появляются новые партисипаторные формы интеграции молодых людей, такие как мон-страции, флешмобы и другие, позволяющие данной социальной группе приобретать собственный опыт, опираясь на социальноответственное и осознанное поведение и выбор тех средств и методов, ведущих к достижению поставленных ими целей. Развитие подобных форм, их четкое представление и широкое распространение позволит говорить о молодежи как о социо- и политико-культурном потенциале страны и региона [5].
По мнению Л.Я. Рубиной, студенчество представляет собой мобильную социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [6], а в работах В.Т. Лисовского дается определение студенческой молодежи как социальной группы в социальной структуре общества, которая по общественному положению относится к интеллигенции, является ее резервом, предназначенной для занятий высококвалифицированным трудом в различных областях науки, техники, культуры и др. [7].
Как отмечает О.В. Рудакова, «студенчество, как и молодежь в целом, не является
социальным элементом, существующим наряду с классами; это, прежде всего, неотъемлемая составная часть социальной структуры общества, в которой специфически проявляются сущностные свойства и черты классов и слоев. Студенческая молодежь, состоящая из представителей различных классов и социальных общностей, обладает сходными чертами и общими интересами» [8].
Также следует отметить, что студенчество - это особая социальная группа молодежи, основным занятием которой является получение высшего профессионального образования. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. высшему образованию стало уделяться большое внимание как в связи с развитием общества и его переходом на новый этап развития (постиндустриальный, информационный, сетевой), так и в связи с трансформациями самой системы высшего образования [9]. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, на выработку у подготавливаемых специалистов широкой и целостной системы фундаментальных знаний, навыков и способности самостоятельного творческого мышления, призвана выработать целостную систему взглядов, опирающихся на науку и нравственность. Новая образовательная модель должна удовлетворять требованиям инновационности, модальности и непрерывности, антропологизма и демократизма, универсальности, фундаментальности и синтеза [10].
Следовательно, происходящие изменения в обществе ориентируют систему высшего образования на формирование профессионально и социально компетентной, конкурентоспособной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях динамично развивающегося мира [11].
Что же касается культуры повседневности, то, по мнению социологов П. Бергера и Т. Лукмана, - это реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Повседневная жизнь представляет собой интерсубъективный мир, т. е. мир, разделяемый с другими. В повседневности человек вступает в огромное количество социальных связей, контактов и отношений с другими людьми. Важной характеристикой культуры повседневности социологи называют язык
как средство коммуникации и взаимопонимания [12].
Интересен семиотический подход к проблеме изучения культуры повседневности Ю.М. Лотмана. Он рассматривает культуру повседневности как семиотическую систему: «культура - это коллективная память, текст, состоящий из множества текстов». Культура повседневности, как пишет Ю.М. Лотман, -семиотическая система, это текст, позволяющий понять быт и устройство жизни людей в конкретную историческую эпоху. Повседневная жизнь - это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон [13].
В целом культура повседневности включает в себя мир повседневной жизни человека, повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности (социально значимое знание), ценности (смысловые и инструментальные), нормы (моральные и правовые), традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде и взаимодействия с другими [14].
Повседневная культура современной студенческой молодежи представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т. д.). Сферу повседневной реальности студентов наполняют те вещи, события, дела, заботы, которыми они окружены каждодневно. К повседневным ритуалам относится потребление пищи, соблюдение личной гигиены, посещение учебного заведения, отдых, встречи и общение с друзьями, посещение развлекательных, культурных мероприятий и т. д. [2, с. 32].
Как было сказано выше, современное российское телевидение - это особый социальный институт со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой. Телевидение как социальный институт является важным компонентом социальной структуры, благодаря которому
социокультурная система обеспечивает свою целостность и воспроизводство.
Исходя из того, что социальные институты - это такое звено в социокультурной системе, которое соединяет социальную систему и культуру, А.Р. Сагитов предполагает, что влияние телевидения как социального института происходит следующим образом. Телевидение является звеном взаимовлияния социальной и культурной систем - изменения в одном компоненте через телевидение влияют на другой и наоборот. В результате происходят определенные изменения в культуре и социальной системе, которые оказывают влияние, соответственно, на социальные роли и мир смыслов-значений. Цепочка данных трансформаций определяет изменения в личностной системе, которые вызывают обратную реакцию в социальной системе и культуре. Несмотря на то что деятельность телевидения обусловлена окружающими системами, телевидение в силу собственной активности само воздействует на них. Тем самым при систематизации роли телевидения как социального института в обществе можно предположить, что данное воздействие проявляется в следующем [15]:
1) взаимовлияние социокультурной системы и телевидения изменяет направление, содержание развития социокультурной системы;
2) взаимовлияние культурной и социальной систем, происходящее через телевидение, воздействует на содержание транслируемых социальных ролей и мира смыслов;
3) телевидение влияет на иерархию, деятельность и целостность воздействия социальных институтов, вызывая рассогласованность или интеграцию социализирующего влияния на человека;
4) в рамках большого количества относительно самостоятельных и не складывающихся в единую иерархическую систему институтов телевидение участвует в повышении степени автономии или зависимости личности от них. Увеличение количества социальных институтов, социальных ролей и смыслов-значений повышает количество вариантов, сценариев развития социализации.
В современных условиях телевидение все большее влияние оказывает и на другие социальные институты. Это выражается в том, что значительная часть взаимообмена
информацией между системами происходит именно через данный институт, что определяет содержание последующих изменений. К тому же в социокультурной системе часть функций традиционных институтов начинает реализовывать телевидение (например, образовательные, просветительские, культурные, интеграционные и др.). И как показало пилотажное социологическое исследование Л. Р. Эрзанукаевой, посвященное изучению влияния российского телевидения на формирование повседневной культуры студентов, что в числе разнообразия программных жанров телеканалов имеются образовательные, просветительские программы, способствующие развитию личности студента, его умственных и интеллектуальных умений, получению и углублению знаний, профессиональному становлению - это программы «Первого» канала, «России», «НТВ», «Культуры». На отечественном телевидении есть каналы, программы которых побуждают студентов к активным формам проведения досуга (спортивные новости, трансляции, тематические спортивные программы на каналах «Спорт», «НТВ», «РЕН ТВ»), к развлекательным формам проведения досуга (программы каналов «МТУ» и «МУЗ ТВ»). Среди программ телеканалов, способствующих налаживанию общения, диалога, коммуникации студентов выступают новостные и информационные передачи (новостные и аналитические программы «Первого» канала, «НТВ», «России»). Также на российском телевидении имеются каналы, программы которых отрицательно или благотворно влияют на формирование речевой культуры студентов (негативное влияние программ каналов «МТУ», «МУЗ ТВ», «ТНТ», позитивное влияние программ «Первого», «Культуры»). Чувства
жестокости, неприязни, злобы, ненависти у студентов формируются под влиянием программ телекомпаний «Россия» и «НТВ», что связано с большим объемом в сетке эфирного вещания каналов остросюжетных передач и роликов, сфокусированных на шокирующих и злободневных темах, порождающих негативные эмоции, фобии и психические расстройства. Программы телекомпаний «Первый», «Россия», «Культура» способствуют развитию у студентов чувств религиозной и патриотической любви. Передачи развлекательных, молодежных телекомпаний
(«МТУ», «МУЗ ТВ», «ТНТ») просвещают студента в области сексуальной культуры и сексуальных отношений [2, с. 38].
И в заключение отметим, что сегодня происходит резкий рост влияния телевидения как социального института на формирование культуры повседневности студенческой молодежи. Просмотр телевизионных каналов стал одной из распространенных ежедневных практик студента. Наравне со многими социальными институтами, современное российское телевидение располагает возможностями влиять на содержание культурных и социальных систем, участвуя в создании и трансляции определенного ряда социальных ролей, социальных норм поведения и ценностей. Телевидение оказывает влияние на духовный мир личности, культуру, на формирование эстетических вкусов и представлений студенческой молодежи. На базе данного института происходит развитие новых форм коммуникаций и социальных отношений личности.
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
2. Эрзанукаева Л. Р. Ценностные ориентиры современного российского телевещания // Ломоносов: материалы 15 Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. В.И. Добренькова. М., 2009.
3. СаппакВ. Телевидение и мы. М., 1963.
4. Федотова Л. Проблемы и опыт социологического анализа телевизионного вещания. М., 1986.
5. Белинская Д.В. Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).
6. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М., 1991.
7. Социология молодежи / отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.
8. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2008.
9. Налетова И.В. Уровни формирования качества высшего образования в современном мире // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 4 (96).
10. Слетков И.А. Социологический портрет сту-дента-державинца // Молодежь и социум. Тамбов, 2012. № 1 (9).
11. Задонская И.А. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105).
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
13. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
14. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.
15. Сагитов А. Р. Телевидение как основа социальной коммуникации // Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение: материалы Всероссийской научной конференции. Чита, 2007.
Поступила в редакцию 12.01.2013 г.
UDC 316.334.3:321
ROLE OF RUSSIAN TELEVISION AS SOCIAL INSTITUTE IN FORMATION OF EVERYDAY CULTURE OF STUDENT YOUTH
Irina Anatolyevna ZADONSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: [email protected]
The role of Russian television in formation of everyday culture of modern student’s youth is analyzed. The theoretical approaches to everyday culture study, features of influence of television as social institute on other social institutes of society and everyday student’s culture are considered.
Key words: television; social institute; students; everyday culture.