Научная статья на тему 'Исследование вербальной и невербальной экспрессии студентов посредством свободных ассоциаций'

Исследование вербальной и невербальной экспрессии студентов посредством свободных ассоциаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ / СКРЫТЫЕ ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КОМПЛЕКСЫ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY’S COMPLEXES / VERBAL AND NON-VERBAL EXPRESSION / HIDDEN SUBCONSCIOUS NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстров Александр Николаевич

В статье представлены материалы исследования вербальной и невербальной экспрессии студентов на основе материала свободных словесных и рисуночных ассоциаций. Целью проводимого исследования явилось обобщение скрытых аффективных комплексов, а также изучение интересов и установок личности студентов. Приводятся эмпирические данные, свидетельствующие, что студенты психологически нуждаются в высвобождении собственных скрытых, бессознательных комплексов, что проявляется в виде вербальной и невербальной экспрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Students’ Verbal and Non-Verbal Expression by Means of Free Associations

The article presents the research of students' verbal and non-verbal expression based on the materials of free verbal and pictorial associations. The purpose of the study is to generalize the hidden affective complexes, as well as investigate interests and attitudes of students’ personality. Empirical data given in the article show that students psychologically need to release their hidden unconscious complexes, and that manifests itself in verbal and non-verbal expression.

Текст научной работы на тему «Исследование вербальной и невербальной экспрессии студентов посредством свободных ассоциаций»

УДК 159

А. Н. Быстров

Исследование вербальной и невербальной экспрессии студентов посредством свободных ассоциаций

В статье представлены материалы исследования вербальной и невербальной экспрессии студентов на основе материала свободных словесных и рисуночных ассоциаций. Целью проводимого исследования явилось обобщение скрытых аффективных комплексов, а также изучение интересов и установок личности студентов. Приводятся эмпирические данные, свидетельствующие, что студенты психологически нуждаются в высвобождении собственных скрытых, бессознательных комплексов, что проявляется в виде вербальной и невербальной экспрессии.

Ключевые слова: вербальная и невербальная экспрессия, скрытые подсознательные потребности, комплексы личности.

А. N. Bystrov

Research of Students' Verbal and Non-Verbal Expression by Means of Free Associations

The article presents the research of students' verbal and non-verbal expression based on the materials of free verbal and pictorial associations. The purpose of the study is to generalize the hidden affective complexes, as well as investigate interests and attitudes of students' personality. Empirical data given in the article show that students psychologically need to release their hidden unconscious complexes, and that manifests itself in verbal and non-verbal expression.

Key words: verbal and non-verbal expression, hidden subconscious needs, personality's complexes.

По характеру словесных ассоциаций можно судить о скрытых аффективных комплексах человека [4]. Глубина комплекса, его эмоциональная окраска и психосексуальная проблематика может быть определена при помощи количественного и качественного анализа.

Письменная речь по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой [1].

Исследование вербальной и невербальной экспрессии студентов проводилось на материале свободных словесных и рисующих ассоциаций, наносимых студентами на поверхности аудиторных столов. Изначально столешницы имели вид «чистой доски», на которой можно было запечатлеть свой эмоциональный оттенок ассоциации, зависящий от исходной культуры личности и внешнего опыта студента.

Целью проводимого исследования явилось обобщение скрытых аффективных комплексов, а также изучение интересов и установок личности студентов в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся в одном из филиалов вуза расположенного на территории Архангельской области.

Было исследовано 37 столешниц, на которых зафиксировано 2108 слов, выражений, символов, знаков, впоследствии распределенных на тематические группы: 1. Самопрезентация, самореклама (36 %); 2. Символы, знаки (24 %); 3. Ругательства (14 %); 4. Любовь, секс (13 %); 5. Молодежная среда (5 %); 6. Учебный процесс (6 %); 7. Нейтральное (1 %).

Заметим, что данное членение условно, поскольку столешница - живая субстанция, и вполне возможно, что слово, находящееся сегодня в нейтральной позиции, завтра, посредством чужого творчества, обрастет новыми смыслами, порой совершенно противоречащими тому, что подразумевалось изначально.

Кроме того, следует учитывать постоянную сменяемость сидящих за аудиторными столами студентов, что также влияет на внесение изменений, дополнений уже написанного и появление новых ассоциаций.

Таким образом, выражение или символ может носить в себе оттенки нескольких тематических групп (самопрезентация + ругательства; ругательства + любовь, секс и т. д.).

Наибольшее количество слов, выражений, символов, знаков зафиксировано в группе само-

© Быстров А. Н., 2012

презентация, самореклама, что является естественным в студенческой среде за счет повышенной потребности молодежи в общении.

В рамках данной тематической группы были выделены подгруппы: женский пол (28 %); группы, курсы, специальности, факультеты (27 %); мужской пол (18 %); знакомство (9 %); населенные пункты (6 %); телефоны 5 (%); Я-все (5 %); даты (2 %).

При рассмотрении самопрезентации женского и мужского пола, чаще презентуется женский (28 %), нежели мужской (18 %), что, объясняется изначально присущей женщинам большей экст-равертированностью, открытостью, эмоциональностью, нежели мужчинам.

Девушки более склонны называть себя и окружающих по имени, им не свойственна фиксация прозвищ и фамилий. Они предпочитают загадочность, тогда как юношам присуща реалистичность и конкретика. Презентуемые имена девушек, как и юношей, чаще носят нейтральный оттенок, но в то же время имена часто подвергаются опошлению, вероятно, это связано с дописыванием отрицательных черт к уже имеющимся нейтральным именам.

Самопрезентация групп, курсов, специальностей, факультетов непосредственно связано с учебным процессом. Наибольшую потребность в презентации испытывают студенты I курса. Поступившие студенты не имея эффективных способов самоутверждения в университете, выбирают простейший: письменную коллективную самопрезентацию группы, специальности или факультета.

Высокая потребность студентов в общении друг с другом породила тематическую подгруппу знакомство, включающую в себя приветы, вопросы и переписку, объявления и призывы к знакомству.

Наиболее простая форма общения - это передача приветов. Более информативным способом знакомства являются вопросы и переписка, чаще всего они отражают сексуальную сферу. Значительно реже встречаются нейтральные вопросы.

В письменных диалогах зачастую количество реплик сводится к двум. Особенностью такой переписки является то, что она обычно заканчивается опошлением сказанного ранее. Другой причиной возникновения переписки может стать желание ответного ругательства. Интерес представляют объявления, чаще всего относящиеся к знакомству для интимных отношений. Встреча-

ются и другие, носящие игровой характер, с целью желания над кем-либо подшутить.

В ряде случаев зафиксированы непосредственные призывы к знакомству. Подгруппу знакомство дополняет следующая - телефоны.

Столешницы изобилуют телефонными номерами, которые могут фиксироваться как без каких-либо комментариев к ним, так и с конкретными словесными дополнениями сексуального содержания.

Презентация родной местности, несомненно, является частью самопрезентации личности.

Вызывает интерес следующая подгруппа оппозиция Я-все (5 %). Для анализа презентаций связанных с «Я» - 33 %, а всех - 67 %.

Отрицательный оттенок «Я», скорее, связан с упоминавшейся ранее ситуацией дописывания слов, выражений, символов, знаков. Например: «Я! всех хуже»; «Я дура» и др.

Примечательно, что положительное отношение ко всем зафиксировано в достаточном количестве (люди - братья; я всех люблю; привет всем и др.). Но все же высок процент негативизма (нет среди вас нормальных; идите вы все на ...; всех убью! и др.).

Раздел самопрезентация, самореклама убедительно доказывает выраженную потребность студентов в общении, особенно, с противоположным полом, и самоутверждении их в окружающем социуме.

На втором месте по количественным показателям находится группа символы, знаки, которая вбирает в себя все рисуночные знаковые изображения, то есть является графическим выражением экспрессии.

Как правило, для студенческого возраста уже нехарактерна потребность в рисовании как виде творчества, поэтому рисунок является скорее редким способом самовыражения, то есть он менее контролируем сознанием и открывает больше неосознанной информации. Это форма, в которой проявляют себя страхи, желания и фантазии личности.

Рисунки на аудиторных столешницах рождаются методом свободных ассоциаций, то есть являются рисунками на свободную тему, что дает больше возможностей раскрытия актуальных бессознательных комплексов.

Все зафиксированные символы и знаки были разбиты на определенные тематические подгруппы: геометрические фигуры (26 %); любовные и сексуальные символы (18 %); человеческие изображения (14 %); растительный и жи-

вотный мир (9 %); техника, оружие (8 %); кресты (8 %); чудовища, монстры, смерть (5 %); другие (12 %).

Наибольшее количество символов представлено геометрическими фигурами, из них преобладают линии - стрелки, круги, треугольники, пятиугольники. Основное направление стрелок -вверх, что свидетельствует о подсознательной устремленности пишущего - вперед в будущее. Большой процент кругов и треугольников, возможно, говорит о том, что одна часть студентов стремится к мягкости и гармонизации отношений, другая же - к этому не готова.

Но все геометрические фигуры являются ограниченными плоскостями, что означает постоянную необходимость контроля над собой.

Рисунок человека относится к древнейшим изображениям. Существовало убеждение, что черты нарисованного персонажа отражают самого автора.

Изученные человеческие изображения можно разделить на мужские - 36 %; женские - 22 % и неопределенные (с неясной половой принадлежностью) - 42 %.

Человек редко изображается в полный рост, преимущественно рисуется лицо или бюст. Мужские лица, как правило, изображаются вытянутыми либо квадратными, женские - округлыми, что раскрывает психологические характеристики полов.

Изображения женщин в основном носят сексуальный характер, более того, некоторые нарисованы без головы или же вместо лица пустой круг.

Примечательно, что практически на всех человеческих изображениях присутствуют уши, то есть можно говорить, что аудиальная система восприятия является ведущей, студентам небезразлично, что говорят окружающие об их персоне.

Большое внимание уделяют рисующие глазам, ресницам, которые символизируют кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Враждебность, агрессивность выражается через рисование всевозможных чудовищ и монстров, доминантами которых становятся увеличенные глаза, сдвинутые брови, нахмуренный лоб, либо вообще звериная внешность или голова робота. Наиболее распространенный признак - оскаленные зубы - проявление вербальной агрессии к окружающим. Агрессивные тенденции можно заметить и в изображении человеческих

рук (отдельно от тела) с удлиненными острыми ногтями.

Несомненно, что указанные проявления агрессии являются подсознательной защитной реакцией в условиях технократического мира.

Таким образом, рисунок - это неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта. Тот, у кого существуют проблемы с вербализацией, получает средство коммуникации, не требующее слов; в то же время люди, переполненные гневом, опасающиеся, что не смогут контролировать злость, благодаря рисунку могут разрядиться, не опасаясь последствий.

«Рисунок не только улучшает коммуникацию и экспрессию, но дает удовольствие и укрепляет чувство контроля и завершенности» [2, 3].

Ругательства - это третья по количеству слов, выражений, символов, знаков группа, которая рассматривалась в двух направлениях: ругательства относительно кого-, чего-либо безотносительные ругательства, просто отражающие эмоциональное состояние пишущего.

Структура подгрупп относительно кого-то, чего-либо ругательства такова: мужской пол (36 %); женский пол (24 %); группы, курсы, специальности (14 %); учебный процесс (8 %); общественно-политическая жизнь (7 %); всех (6 %); населенные пункты (5 %).

Поясним значения некоторых подгрупп. Как видно из приведенных данных, большинство ругательств и их разновидностей связано с мужским полом - 36 %, нежели женским - 22 %.

Безотносительные ругательства отличаются по своему содержанию, поскольку имеют высокий (63 %) процент нецензурной брани. Преобладание относительных ругательств, вероятно, обусловлено необходимостью четкого представления образа, вызывающего негативизм.

Кроме представленных нами тематических подгрупп, хочется отметить еще одну: отношение самих студентов к исписанным столам, которое является негативным (узнаю, кто пишет, руки вырву; уроды, все парты исписали; Ваня, кончай писать на партах и др.).

Следующая группа посвящена любовным и сексуальным взаимоотношениям молодежи.

Всего по данной теме зафиксировано 187 слов, выражений и 89 символов, знаков; в целом - 276.

Группа включает в себя две обширные тематические подгруппы: любовь и секс заметим, что в данном случае подобное разделение, скорее, четкое, нежели условное.

В теме любви выделилась следующая оппозиция: теплые чувства, признания в любви (88 %) и разочарование в любви, расставание (12 %).

В целом из зафиксированных признаний студентов в любви с указанием конкретного адресата - 72 %, без указания - 28 %.

Из девушек 62 % признаются в любви юношам. Наиболее распространенным признанием является слово - люблю, зачастую заменяемое рисунком сердца или английским love. Значительно реже встречаются слова: нравишься, скучаю, обожаю, хочу к тебе.

Особая экспрессия достигается путем добавления к признанию обращений с уменьшительно-ласкательными суффиксами (солнышко, котик, киска, рыбка).

Примером создания антонимичной экспрессии служит фраза: «Андрей, ты сволочь последняя, но я тебя люблю!», где слова сволочь и любить являются контекстуальными антонимами.

Примечательно, что наибольшее количество слов и выражений посвящено сексуальной теме, в которой выявлены 3 подтемы: сексуальные отношения (80 %), откровенные пошлости (11 %), и так называемый завуализированный секс (9 %).

Сексуальные отношения являются преобладающей подгруппой и подразумевают:

а) сексуальную терминологию (52 %), то есть само слово секс и его производные (sex-бомба; sex-boy);

б) процесс сексуальных отношений (27 %) представлен рядом слов и выражений с явным преобладанием ненормативной лексики (переспать, обладать и др.).

в) желание сексуальных отношений (21 %), где доминантой является слово - хочу.

Добавим, что в подавляющем большинстве случаев сексуальные желания высказываются девушками, а не юношами. Предположительно, это связано с доминантами мужского и женского восприятия: для мужчин - «видеть», то есть запечатлевать визуальные образы; для женщин -«слышать», то есть оречевлять желаемое.

Следовательно, молодежи действительно присущ бессознательный комплекс любви и сексуальных отношений, проявляющийся в потребности высказывания своих симпатий относительно противоположного пола и потребности быть любимыми, ожидая ответных чувств от конкретных личностей и не враждебности мира в целом. Недостаток же ласки и теплых чувств (возможно, накопленный еще с детства) компен-

сируется желанием быть ближе, хотя бы физически.

Тематическая группа молодежная среда является отражением наиболее значимых для молодежи жизненных ориентиров и интересов, которая представлена двумя крупными подгруппами: развлечения (75 %) и общественно-политическая жизнь (25 %).

К сфере развлечений отнесены увлечение музыкой, употребление наркотиков и ПАВ, телевидение, молодежные досуговые площадки, принадлежность молодежи к каким-либо движениям, группировкам, а также интерес к информационным технологиям.

Одно из распространенных развлечений - музыка. Современную молодежь невозможно представить вне музыкальной среды с ее динамичными ритмами, в полной мере отвечающим жизненным темпам молодых людей.

В молодежной среде способом эмоциональной разрядки является употребление психоактивных веществ, среди которых наибольшей популярностью у студентов пользуется пиво. Причем, пивной алкоголизм не воспринимается молодежью как проблема.

Все упоминания об алкогольных напитках носят нейтральный либо одобрительный оттенок. Объективно отображается реальное положение дел с алкогольной продукцией в стране или отдельно взятой местности. В целом алкогольная продукция в подгруппе развлечений занимает 68 %. Подобное положение вещей, несомненно, является отражением общенациональной культуры пития русского народа и его насущной потребности снятия стрессовой ситуации таким образом.

Табакокурение и употребление наркотиков идут практически наравне. Примечательно, что здесь уже можно встретить положительные призывы (no smoking и ребята, не пробуйте наркотики - вы потеряете все!).

Следующим молодежным развлечением является телевидение. В области кинематографии и телевизионного искусства единодушия в студенческих предпочтениях не выявлено.

Парадоксальное явление: в достаточно взрослой студенческой среде наблюдается повышенный интерес к мультипликации, что позволяет говорить о достаточной степени инфантилизма пишущих студентов, порожденного, на наш взгляд, материальной обеспеченностью семьи, которая, как правило, гарантирует отсутствие проблем социального характера, что впоследст-

вии может стать причиной затянувшегося детства и замедления процессов социализации личности.

Что касается проведения досуга молодежи вне семейных стен, в качестве приоритетной площадки для отдыха студенты выбирают различные клубы, вероятно, по причине предоставления в данном заведении наибольшей свободы в реализации собственных комплексов.

Общественно-политическая жизнь, в сравнении с развлечениями, находит свое отражение на столешницах не столь часто, более того, основную часть занимает нейтральная фиксация предпочитаемых фирм и промышленных компаний.

Из обозначенных на аудиторных столах актуальных событий широкий резонанс получила проблема СПИДа и городской телефон доверия.

В спортивной теме лидирует московский «Спартак», среди общественных и политических деятелей - президент В. В. Путин.

В целом отражение студентами общественно-политической жизни, в отличие от развлечений, носит характер безоценочной фиксации фактов, вероятнее всего, по причине отсутствия выраженной потребности «обсуждать» общественные явления, в противовес личным.

В тематическую группу учебный процесс вошли пять подгрупп: учебные предметы и преподаватели - 31 %; теоретические и практические знания - 21 %; учебные заведения - 20 %; тяготы учебы - 19 %; студенческие мудрости - 9 %.

Наибольшее количество зафиксированного материала посвящено обозначению учебных предметов и отношению студентов к ним. Крайне неравнодушными оказались студенты к изучению английского языка, причем мнения о нем диаметрально противоположные: от «Но я же русский! Зачем мне English?» до «English - это клево!», преимущественно же характер высказываний свидетельствует о трудностях в освоении иностранного языка, что, на наш взгляд, обусловлено спецификой самого предмета. В число наиболее болезненно воспринимаемых предметов попали также культурология и статистика.

Следующими по численности являются начертания практических и теоретических знаний по предметам (формулы, знаки, арифметические операции, исторические даты). В целом же исследование содержания надписей показало, что столешницы, как правило, не используются в качестве шпаргалки, а зачастую написанное на них является отражением услышанного на лекции.

Неоднозначное отношение к учебному процессу подталкивает студентов к фиксации на столешницах собственного эмоционального состояния, зачастую напряженного и желания оказаться дома.

Выражена частота призывов сокурсников ко сну: «Спи, студент, - стране нужны здоровые специалисты!»; «Хочу спать» и др. Таким образом, на подсознательном уровне раскрывается еще одна проблема студенческой жизни - недосыпание.

Интересен и пласт так называемых студенческих мудростей, передающихся (правда, в несколько трансформированном варианте) от одного поколения студентов к другому. Наиболее выразительные из них: «Ученье - свет, а не ученье - чуть свет, и на работу!»; «Не восхрапи на лекции, ибо восхрапя, ты разбудишь ближнего своего!».

Итоговый анализ зафиксированных выражений в данной тематической группе показывает преобладание нейтральных выражений над отрицательными и положительными выражениями отношения студентов к учебному процессу.

Последняя группа - нейтральная состоит из двух подгрупп: слова, выражения, отражающие состояние, настроение, по большей части имеющие положительную окраску (все будет хорошо; голубая мечта; жизнь; рассвет; NO проблем и др.); призывы к чему-либо - 22 % (крепитесь, люди, скоро лето!; расскажи мне сказку на ночь; посмотри на жизнь другими глазами!);

Рассмотрев все тематические группы связанные с вербальной и невербальной экспрессией студентов появилась возможность очертить круг их скрытых, аффективных бессознательных комплексов.

Основными способами вербальной экспрессии стали:

- стилистическая (наличие синонимических рядов слов, преимущественно, сниженной оценки). Интересно, что наиболее часто высказывания одобрения кого-, чего-либо нормативными в молодежной среде являются следующие определения: крутой, классный, клевый, super, the best, а также реальный и продвинутый;

- словообразовательная (при использовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) - Лешенька, солнышко, рыбка;

- синтаксическая (использование риторических восклицаний и риторических вопросов) -Леха!; Разве можно быть красивым таким?; Ну почему? и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- графическая (проявляется в способе написания слов и виде начертаний: использование дополнительной обводки букв, техники граффити, разнообразных украшательств) - сравним нейтральное мама и экспрессивное мамочка-а-а! - в первом случае слово обозначает предмет (родного человека), а во втором - напряженное состояние пишущего;

- использование английского языка в случаях, когда это неоправданно (означает желание выделиться, обычно, при самопрезентации - Stas, ROMAN, Nataша, NO проблем (последние два примера - смешание языков);

- языковая игра (создание эффекта комического, каламбуров), чаще всего за счет переделывания общеизвестных выражений - пословиц, афоризмов, строчек из песен, рекламных роликов и детских стихов - не пойман - не кайф (послов.); мало, мало, мало пива, я хочу еще больше... (песня); а непьющим, некурящим - стыд и срам, стыд и срам! (детские стихи).

Основное наполнение вербальной и невербальной экспрессии студентов основывается на исходной культуре личности, а значит, отражает существование бессознательных комплексов, самый большой из которых, как показало исследование, - комплекс общения с окружающими, неумение устанавливать контакты, склонность к эгоцентризму. Стремление проявить себя приветствуемыми в современной молодежной среде способами приводит к самовозвеличивванию путем унижения личности других людей.

Исследование показало, что студенты психологически нуждаются в высвобождении собственных скрытых, бессознательных комплексов, что выражается в их экспрессии. Столешницы образно говоря «кричат» о накопившихся проблемах и комплексах личности, порожденных разного рода запретами.

Можно констатировать, что надписи и рисунки носят, скорее всего, терапевтический характер. Реализация в письменной форме негативного отношения к кому-, чему-либо дает основание полагать, что подобное выражение в устной форме будет иметь минимальный выплеск энергии так как желаемое действие уже совершилось. Проявление вербальной и невербальной экспрессии способно вызвать катарсис (очищение), нейтрализовав агрессивные и враждебные чувства, либо обратив их в приемлемые способы выражения.

Библиографический список:

1. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лу-рия // Под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов н/Д. : «Феникс», 1998. - 416 с.

2. Остер, Дж., Гоулд, П. Рисунок в психотерапии [Текст] : методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» / Дж. Остер, П. Гоулд. - М., 2000. -184 с.

3. Проективная психология [Текст] / пер. с англ. -М. : Апрель Пресс, 2000. - 528 с.

4. Юнг, К. Г. Дух и жизнь [Текст] : сборник / К. Г. Юнг ; пер. с нем. - М. : Практика, 1996. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.