Научная статья на тему 'Структура повседневной культуры студенческой молодежи'

Структура повседневной культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
694
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / СТРУКТУРА ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОСТРАНСТВА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ЭЛЕМЕНТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ / EVERYDAY CULTURE OF STUDENT YOUTH / STRUCTURE OF EVERYDAY CULTURE / SPACE OF EVERYDAY LIFE / ELEMENTS OF EVERYDAY CULTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дорофеев Александр Александрович

Статья посвящена рассмотрению феномена повседневной культуры студенческой молодежи, представляющего собой междисциплинарную проблему. Вариативность форм протекания повседневной культуры определяется социальным положением студента, гендерной идентичностью, а также историческим и социокультурным контекстом. Обращение к проблемам повседневной культуры студентов с позиций педагогики обусловлено значимостью указанного феномена, являющегося основой социализации личности. Автором рассматриваются подходы к структурированию культуры повседневности студентов высшей школы, анализируются характеристики указанного явления. Структура повседневной культуры студенческой молодежи может быть рассмотрена с позиций категории пространства, дихотомии материального и психологического. Автор рассматривает развернутую структуру культуры повседневности студентов, основанную на совокупности процессов и явлений, которые окружают студента изо дня в день: учеба, досуг, коммуникация, агрессия и любовь составляют основу повседневной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student youth’s daily culture structure

The article is devoted to the phenomenon of everyday culture of student youth, which is an interdisciplinary problem. The variability of the forms of everyday culture is determined by a student's social status, gender identity, and also historical and sociocultural context. Appeal to the problems of everyday culture of students from the pedagogical position is due to the significance of this phenomenon, which is the basis of a person’s socialization. The author examines the approaches to structuring high school students’ everyday culture, analyzes the characteristics of this phenomenon. The structure of everyday culture of student youth can be considered from the standpoint of the category of space, dichotomy of material and psychological. The author considers the developed structure of students' everyday life, based on the totality of processes and phenomena that surround the student every day: study, leisure, communication, aggression and love form the basis of everyday culture of students.

Текст научной работы на тему «Структура повседневной культуры студенческой молодежи»

УДК 378.013 ББК 74.58 Д-69

Дорофеев Александр Александрович, аспирант кафедры педагогики, ЧОУ ВО «Вятский социально-экономический институт», е-mail: [email protected]

СТРУКТУРА ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (рецензирована)

Статья посвящена рассмотрению феномена повседневной культуры студенческой молодежи, представляющего собой междисциплинарную проблему. Вариативность форм протекания повседневной культуры определяется социальным положением студента, гендерной идентичностью, а также историческим и социокультурным контекстом. Обращение к проблемам повседневной культуры студентов с позиций педагогики обусловлено значимостью указанного феномена, являющегося основой социализации личности.

Автором рассматриваются подходы к структурированию культуры повседневности студентов высшей школы, анализируются характеристики указанного явления. Структура повседневной культуры студенческой молодежи может быть рассмотрена с позиций категории пространства, дихотомии материального и психологического. Автор рассматривает развернутую структуру культуры повседневности студентов, основанную на совокупности процессов и явлений, которые окружают студента изо дня в день: учеба, досуг, коммуникация, агрессия и любовь составляют основу повседневной культуры студентов.

Ключевые слова: повседневная культура студенческой молодежи, структура повседневной культуры, пространства повседневности, элементы повседневной культуры студентов.

Dorofeev Alexander Alexandrovich, a post-graduate student of the Department of Pedagogy, PEY HE "Vyatka Social and Economic Institute", e-mail: [email protected]

STUDENT YOUTH'S DAILY CULTURE STRUCTURE

(Reviewed)

The article is devoted to the phenomenon of everyday culture of student youth, which is an interdisciplinary problem. The variability of the forms of everyday culture is determined by a student's social status, gender identity, and also historical and sociocultural context. Appeal to the problems of everyday culture of students from the pedagogical position is due to the significance of this phenomenon, which is the basis of a person's socialization.

The author examines the approaches to structuring high school students' everyday culture, analyzes the characteristics of this phenomenon. The structure of everyday culture of student youth can be considered from the standpoint of the category of space, dichotomy of material and psychological.

The author considers the developed structure of students' everyday life, based on the totality of processes and phenomena that surround the student every day: study, leisure, communication, aggression and love form the basis of everyday culture of students.

Key words: everyday culture of student youth, structure of everyday culture, space of everyday life, elements of everyday culture of students.

Многогранность феномена повседневной культуры привлекает представителей различных наук: истории, философии, социологии, культурологии, психологии. Обращение к культуре повседневности студенческой молодежи с позиций педагогики обусловлено стремительными изменениями в социокультурной среде, отражением изменений на жизни различных социальных групп, в том числе, студенческой молодежи.

Повседневную культуру студенческой молодежи можно охарактеризовать, как мир обыденной жизни студентов, который определяется совокупностью социально-культурных связей, отношений, норм и правил, оказывающих влияние на образ жизни и поведение студентов. Культура повседневности позволяет подойти к рассмотрению личности студента с различных сторон. С.Н. Иконникова выделяет ряд вопросов, интересующих исследователей повседневной культуры:

- макро и микросреда обитания (природа, город (деревня), пространство жилища, в том числе, мебель, предметы быта и интерьера);

- социокультурная специфика тела: физическая культура, личная гигиена, питание, одежда;

- личностно и социально значимые моменты в жизни человека, которые принимают форму обряда (рождение, крещение, свадьба (создание семьи) и др.);

- межличностные отношения в различных социальных группах (семейные, профессиональные, конфессиональные);

- пространство досуга: игры, развлечения, семейные праздники и др. [1, с. 342].

По мнению Л. Р. Эрзанукаевой, значимость феномена повседневной культуры

объясняется необходимостью овладения ею всеми членами общества с целью превращения в полноценных членов социума. Культуру повседневности можно понимать как основу социализации, так как она включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей и навыков, необходимых человеку для гармоничного существования в социальной среде. В тоже время, культура повседневности является платформой для деятельности студента и выступает инициатором изменений в его жизни. Освоение навыков повседневной культуры является приоритетной задачей для индивида, так как без включения в процесс и пространство повседневной культуры невозможно становление социально и культурно адекватной личности [2, с. 3].

Культура повседневности студенческой молодежи характеризуется вариативностью форм протекания и зависит от определенного исторического и социокультурного контекста, рассмотрение культуры повседневности возможно также с позиций гендерной идентичности студентов и их социального положения. Данные факторы определяют актуальность исследования повседневной культуры студентов с позиций педагогики, представляющей возможности формирования и реконструирования повседневной культуры студентов.

Определим характеристики повседневной культуры студенческой молодежи.

Понимание повседневной культуры, как «протекающей во времени» представляет её первую характеристику - темпоральность. Темпоральность повседневной культуры зависит от исторических и социокультурных условий, в том числе, от типа поселения (мегаполис, город, деревня) и социального слоя. Указанные факторы определяют скорость течения событий и частоту смены одного события другим. В структуре повседневного времени студента можно выделить несколько частей: время, проводимое в пространстве дома, учебное время и время досуга.

Повседневная культура осуществляется в определенном месте, этот фактор представляет еще одну характеристику - пространственность. Исследователями выделяется повседневная микрокультура (к ней относятся пространство жилища и

пространство рабочего или учебного места) и макрокультура (пространство поселения). Однако существуют и другие точки зрения относительно прсотранственности повседневности. Так, Е.Ю. Малова выделяет физическое, перцептуальное (доступное непосредственному восприятию) и концептуальное (культурное) пространства повседневности [3, с. 70].

Пространство повседневной культуры студентов можно разделить на три части: 1) пространство, организуемое и регулируемое педагогами в процессе образовательной деятельности; 2) пространство, основанное на устройстве образовательного учреждения (вуза) как социального института; 3) пространство, основанное на межличностной коммуникации в пространстве образовательного учреждения. В основе предложенной структуры (исходящей из категории «пространство») повседневной культуры студенчества располагается вуз, именно высшая школа является тем фактором, который переводит молодежь в статус «студенчества» и формирует социальную группу студенческой молодежи. По мнению Д.С. Смирнова, вуз является не только транслятором знаний, но также и основой для развития и воспроизведения особого культурного слоя, где специалист выступает одним из важнейших элементов [4, с. 138].

Стоит отметить, что для современной студенческой молодежи характерно активное включение в информационное (виртуальное) пространство, в котором стираются традиционные представления о времени и пространстве. В информационном пространстве студентами формируются и поддерживаются различные связи (например, дружеские и учебные). Информационное пространство, как часть повседневной культуры студенчества является способом коммуникации, но в тоже время не представляет собой полноценные межличностные отношения.

Кроме указанных характеристик, к описанию повседневной культуры исследователи применяют понятия статики и динамики. Статичность повседневной культуры выражается в её постоянном существовании. На основе статичности повседневной культуры происходит сохранение культурных, социальных, личностных и мировоззренческих ценностей. Указанная характеристика данного феномена ограждает личность студента от внешних негативных влияний.

Динамичность повседневной культуры соотносится с её внутренними изменениями, в том числе, сформированными под влиянием внешней среды.

Стоит отметить, что маловозможным является приведение в данной работе всех характеристик повседневной культуры, выделяемых исследователями. Прежде всего это объясняется отсутствием единого категориально-понятийного аппарата и использованием различных методологических подходов при изучении указанного явления. Повседневная культура студенческой молодежи включает в себя множество вещей и явлений и, соответственно, структура указанного феномена не может быть рассмотрена только через категорию пространства. К анализу структуры повседневной культуры в своих исследованиях обращались Г.Ю. Мягченко, И.П. Полякова, Н.В. Розенберг, Л.В. Щербакова Л.Р. Эрзанукаева и др.

Л.Р. Эрзанукаева в структуре повседневной культуры студенческой молодежи выделяет шесть компонентов:

1) учеба - основной вид деятельности студента, где главное место занимает процесс обучения в вузе, отношения в учебном коллективе и аудиторность, как один из основных принципов обучения в высшей школе;

2) досуг - свободное от обучения время. Автор выделяет несколько видов досуга популярных у студенческой молодежи: спортивный, домашний, развлекательный и развивающий;

3) язык и коммуникация. Язык понимается, как основная знаковая система, предназначенная для понимания людьми друг друга. Значимость языка в структуре повседневной культуры объясняется его способностью сохранять и передавать последующим поколениям жизненный опыт и накопленные знания. Также посредством языка студенты вступают в общение (устное и письменное) с родственниками, друзьями, сокурсниками и педагогами;

4) агрессия - вид социального поведения, в основе которого лежит угроза и следствием которого является нанесение ущерба другим. Данная составляющая была введена автором в структуру повседневной культуры студентов в силу своего высокого присутствия в современной массовой культуре (кинематограф, телевизионные передачи, массовая литература, компьютерные игры), которая оказывает высокое влияние на формирование личности;

5) игра - одна их форм развития культуры, занимающая важное в место в жизни студенческой молодежи, является одним из способов усвоения навыков и знаний. Под игрой также понимается принятие социального статуса - некой роли, например, студента, сына, друга;

6) любовь - чувство, оказывающие влияние на формирование и реализацию личности. [5, с. 72]

Итак, в основу структуры повседневной культуры студенческой молодежи Л.Р. Эрзанукаева закладывает те процессы и явления, которые наполняют реальность студентов ежедневно и оказывают большое влияние на формирование их личности.

Структура повседневной культуры студентов вуза может быть представлена в виде двух компонентов (уровней) - социокультурного и психологического. Принципом построения подобной структуры является классическое разделение мира на материальный и нематериальный. В основе социокультурного компонента расположены элементы материального мира: среда обитания, пространство дома и вуза, предметы быта, одежда и др. Отношение к предметам и явлениям материального мира, его осмысление, место и роль в личностной идентичности студентов является основой психологического компонента повседневной культуры студенчества.

Можно сделать вывод, что структура повседневной культуры студенчества - это феномен, презентующий сущность повседневной культуры студентов, в основе которой лежат различные предметы и явления ежедневно окружающие студента. Рассмотрев характеристики и структуру повседневной культуры студенческой молодежи, можно заключить, что указанный феномен одновременно выступает, как устойчивая и, как динамичная система. Вуз является основой повседневной культуры студенческой молодежи, через него студентом осуществляется накопление социокультурного опыта. В пространстве повседневной культуры высшей школы завершается индивидуализация личности студента, формируются ценностные ориентиры и жизненные цели. Осмысление повседневной культуры студенческой молодежи, как одной из форм социализации личности помогает понять, каким образом проявления изменений в социуме могут индивидуально осмысливаться студентами и, соответственно, формировать их личность.

Литература:

1. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 592 с.

2. Эрзанукаева Л.Р. Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.06. М., 2009. 27 с.

3. Малова Е.Ю. Повседневность: сущность и предмет изучения в гуманитарных науках // Современные наукоемкие технологии. 2007. №7. С. 68-71.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие. М.: Академия, 2003. 304 с.

5. Эрзанукаева Л.Р. Структура культуры повседневности студенческой молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №12(90). С. 71-76.

Literature:

1. Ikonnikova S.N., Bolshakov V.P. Theory of culture: a textbook. SPb.: Peter. 2008. 592

p.

2. Erzanukaeva L.R. The role of modern Russian television in shaping the culture of everyday life of student youth: abstr. of Dis. ... Cand. of Sociology: 22.00.06. M., 2009. 27p.

3. Malova E.Yu. Daily life: the essence and subject of study in the humanities // Modern science-intensive technologies. 2007. № 7. P. 68 - 71.

4. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education. From activity to personality: a textbook. M.: Academy, 2003. 304p.

5. Erzanukaeva L.R. The structure of everyday culture of student youth // Proceedings of the RSPU named after A.I. Herzen. 2009. No. 12 (90). P. 71-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.