Научная статья на тему 'Образовательное пространство вуза как фактор формирования повседневной культуры студенческой молодежи'

Образовательное пространство вуза как фактор формирования повседневной культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ВУЗ / ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION EDUCATIONAL SPACE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EVERYDAY CULTURE / EVERYDAY LIFE / EVERYDAY CULTURE CHARACTERISTIC / STUDENT YOUTH / SOCIALISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеев Александр Александрович

Обращение к проблемам повседневной культуры студентов с позиций педагогики обусловлено значимостью указанного феномена, являющегося основой социализации личности. Автор указывает характеристики повседневной культуры студентов вуза: линейность, цикличность, соблюдение биологических и социальных ритмов. В статье представлены психолого-педагогические ресурсы образовательного пространства вуза, оказывающие влияние на формирование повседневной культуры студенческой молодежи. К ним автор относит воспитательный и развивающий потенциал лекционных и семинарских занятий, системность восприятия (задействуются визуальные, аудиальные и кинестетические каналы восприятия), возможность творческой деятельности, вариативность процесса и содержания процесса обучения. Пространство повседневности студентов ВУЗа регламентировано, в нем выделяется пространство, создаваемое педагогами, пространство, основанное на специфике высшей школы, как социального института и пространство межличностной коммуникации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational space of a higher education institution as a forming factor of students’ everyday culture

This article is devoted to the investigation of the influence of the educational space of the university to phenomenon of students’ everyday culture. The author turns to the consideration of the phenomenon of the students’ everyday culture which is a cross-disciplinary problem. The author considers that such resources include educational and developmental potential of lecture and seminar classes, consistency of perception (where visual, auditory and kinaesthetic channels of perception are active) the possibility of creative activity, the variability and content of the learning process. The expanse of students’ everyday life is regulated: it can be divided into the space created by pedagogues; the space, based on the specifics of a higher education institution as a social institution and the space of students’ interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство вуза как фактор формирования повседневной культуры студенческой молодежи»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Дорофеев Александр Александрович

Вятский социально-экономический институт, г. Киров

[email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Обращение к проблемам повседневной культуры студентов с позиций педагогики обусловлено значимостью указанного феномена, являющегося основой социализации личности. Автор указывает характеристики повседневной культуры студентов вуза: линейность, цикличность, соблюдение биологических и социальных ритмов.

В статье представлены психолого-педагогические ресурсы образовательного пространства вуза, оказывающие влияние на формирование повседневной культуры студенческой молодежи. К ним автор относит воспитательный и развивающий потенциал лекционных и семинарских занятий, системность восприятия (задействуются визуальные, аудиальные и кинестетические каналы восприятия), возможность творческой деятельности, вариативность процесса и содержания процесса обучения. Пространство повседневности студентов ВУЗа регламентировано, в нем выделяется пространство, создаваемое педагогами, пространство, основанное на специфике высшей школы, как социального института и пространство межличностной коммуникации студентов.

Ключевые слова: образовательное пространство вуза, вуз, повседневная культура, повседневность, характеристика повседневной культуры, студенческая молодежь, социализация.

Термин «образовательное пространство» неоднозначно трактуется исследователями. Возможно, что причиной этому служит его относительная новизна. Предпосылку к выделению категории «образовательное пространство» можно увидеть в исследовании французского социолога Пьера Бурдьё, рассматривающего социальное пространство, как совокупность подпространств (полей) - экономического, интеллектуального и др. [3, с. 40]. В отечественной науке понятие «образовательное пространство» появляется в середине 90-х гг. XX века. Одними из первых данный термин используют в своей статье «Образовательное пространство как пространство развития» Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин [9].

В современной педагогике понятие «образовательное пространство» имеет широкие смысловые коннотации. Исследователи выделяют не только пространство отдельного образовательного учреждения (школы, колледжа, вуза), но также обращаются к изучению «мирового образовательного пространства», «образовательного пространства региона».

Подробно понятие «образовательное пространство» рассматривается в исследовании Н.В. Гоголева, который анализирует более десятка подходов к определению образовательного пространства и приходит к мнению, что множественность понятий образовательного пространства ведет к сложности его использования в педагогической науке и практике, а также затрудняет оценку преимуществ указанного понятия другими [4, с. 233].

Заслуживает внимания точка зрения И.Л. Бек-кер и В.Н. Журавчик, которые определяют образовательное пространство учреждения (колледжа, вуза), как динамичную систему, включающую различные формы и уровни отношений, разнообраз-

ные виды и типы деятельности, разные возрастные группы в их возрастном и позиционном расслоении [1, с. 134].

Понимание образовательного пространства вуза, как системы, позволило И.Л. Беккер и В.Н. Журав-чик подойти к определению его характеристик (совокупность физического, социально-культурного и психолого-педагогического аспектов), методологических подходов (культурологический и компе-тентностный подходы) и принципов организации (принципы фундаментализации, практической ориентированности, единства образования, жизни и профессиональной деятельности и персонификации образовательного пространства), а также определить его функции (организационно-коор-динирующая, организационно-деятельностная, информационно-аналитическая и прогностическая) [1, с. 134-138]. Разработанность проблемы подчеркивает факт множественности воздействий образовательного пространства на личность студента, его социализацию.

Также стоит отметить, что исследователи обращаются к изучению соотношения понятия «образовательное пространство» с понятиями «воспитательное пространство» [1], «образовательная среда» [1; 4; 6], «социокультурное пространство» [4].

Таким образом, на основании обзора литературы, можно сделать вывод, что образовательное пространство вуза - это социально-педагогический феномен, который основан на совокупности условий, порождающих процесс трансляции научных знаний и культурных ценностей с целью воспитания, обучения и развития личности.

Перейдем к рассмотрению роли образовательного пространства в структуре повседневной культуры студентов вуза.

© Дорофеев А.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- № 3

133

Повседневная культура студенческой молодежи - это мир обыденной жизни студентов, который определяется совокупностью социально-культурных связей, отношений, норм и правил, оказывающих влияние на их образ жизни и поведение.

Одним из первых к рассмотрению категории «повседневное» обратился Э. Гуссерль. В своих работах он обращается к идее «жизненного мира» (Lebenswelt), и понимает его, как мир, предшествующий научности. В тоже время, Гуссерль подчеркивает важность этого мира для человека - это сфера очевидностей и допредикативных истин [5, с. 8].

В XX веке повседневная культура стала предметом интереса представителей самых разных социально-гуманитарных наук: философии, культурной антропологии, социологии. психологии, истории и др. «Повседневность» в контексте исторического развития стала интересом представителей французской школы «Анналов» (Ф. Бродель, М. Блок, Л. Февр и др.). Так, по мнению Ф. Бро-деля, повседневность - это привычность и рутинность действий [2, с. 19].

Определенный интерес в контексте нашего исследования представляет концепция социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, согласно которой общественное пространство складывается из ежедневных социальных взаимодействий человека. Развивают теорию П. Бергера и Т. Лукма-на отечественные исследователи, чьи интересы направлены на интерпретацию повседневности как реальности (Е.В. Золотухина-Аболина, С.П. Ща-велев и др.), а также понимания повседневности, как среды существования человека (В.Д. Лелеко, С.А. Смирнов и др.).

Некоторые из исследователей (Л.Г. Ионин, Н.В. Розенберг) определяют повседневную культуру через ее дихотомичность: будни - праздник, действительность - идеал, рутина - мгновения психологического напряжения, привычка - спонтанность, стабильность - экстремальность и др.

Анализ указанных работ позволяет сделать вывод, что ведущими проблемами научной дискуссии являются вопросы о смысловом наполнении термина «повседневная культура», а также о соотношении повседневного и неповседневного. В тоже время, многие исследователи не конкретизируют понятие «повседневная культура» и не разводят его с такими понятиями, как «обыденная культура» и «образ жизни», а употребляют их как синонимы и определяют их одно через другое.

Культуру повседневности студентов вуза можно понимать, как форму социализации личности, так как она включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей и навыков, необходимых человеку для гармоничного существования в социальной среде. Так, по мнению Л.Р. Эрзанукаевой, освоение навыков повседневной культуры является процессом

становления социально и культурно адекватной личности [10, с. 3].

Сегодня понимание проблемы повседневной культуры студентов невозможно без обращения к сфере высшего образования. В пространстве вуза студенты получают новые знания об объектах и явлениях окружающего мира, особенностях их будущей профессиональной деятельности. Образовательное пространство вуза дает студентам предпосылку для осознания необходимости самопознания и саморазвития.

В пространстве вуза студенты проводят большую часть своего жизненного времени. Во время обучения в вузе студент приобретает новые знания и умения, учится использовать их для деятельности в определенной профессиональной области. Кроме того, наряду с профессиональными знаниями и умениями, он учится анализировать явления, овладевать способами саморазвития и самопознания. Таким образом, образовательное пространство вуза выступает фактором формирования повседневной культуры студента. Данное положение также является объяснением, почему образование не следует противопоставлять повседневной культуре - для студента пребывание в образовательном пространстве вуза является типичным, каждодневным действием.

Повседневная культура студентов вуза обладает особой темпоральностью: она линейна, циклична, характеризуется деперсонализацией времени, в ней сохраняются биологические и социальные ритмы.

В последнее десятилетие повседневная культура студентов в вузе приобретает существенные изменения, причиной которых являются современные образовательные тенденции - происходит включение в болонский процесс и переход к многоуровневому высшему образованию; построение учебных программ, планов и контрольно-оценочных материалов осуществляется с позиций ком-петентностного подхода. Таким образом, является значительным определение аспектов влияния высшего образования, в том числе, образовательного пространства вуза на повседневную культуру студенческой молодежи.

Важнейшими каналами и методами воздействия образовательного пространства вуза на повседневную культуру студенческой молодежи являются:

- непрерывность образовательного процесса;

- общность психологических форм поведения при сохранении индивидуальной неповторимости и уникальности личности каждого студента;

- информативность образовательного пространства вуза;

- стимулирование к учебной деятельности и творчеству;

- психологический климат вуза, основанный на уважении и трансляции ценностей культуры и стимулирующий к их усвоению.

134

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

Образовательное пространство вуза как фактор формирования повседневной культуры молодежи

Частью повседневной культуры студентов в образовательном пространстве вуза является процесс коммуникации. Условия образовательного пространства вуза (открытость, взаимоуважение, особый психологический климат и пр.) предоставляют возможность студентам и педагогам донести до других свою точку зрения, что является развитием межличностной коммуникации, способствует формированию реальных социальных контактов (что особенно важно в условиях современного информационного общества, переводящего социальные контакты в виртуальное пространство).

Непосредственное воздействие на формирование повседневной культуры студентов оказывает возрастающая роль высшего образования, ответственного за подготовку специалиста, обладающего не только профессиональными, но и общими (ключевыми) компетенциями, которые не зависят от вида будущей профессиональной деятельности. Общие (ключевые) компетенции представляют собой надпрофессиональные требования к специалисту, и позволяют обеспечить его адаптацию к новой среде, социально-культурным и производственным условиям.

Таким образом, можно говорить, что общие (ключевые) компетенции, развиваемые в образовательном пространстве вуза, представляют собой развитие повседневной культуры студента. И одновременно мы пришли к выделению условной дихотомии «профессиональная культура - повседневная культура», помогающей конкретизировать сферу повседневности.

На формирование повседневной культуры студентов, на наш взгляд, оказывают влияние определенные психолого-педагогические условия. Среди психолого-педагогических ресурсов воздействия образовательного пространства вуза на повседневную культуру студентов следует выделить следующие:

- большой воспитательный потенциал лекционных и семинарских занятий, их направленность на всестороннее развитие личности студента;

- системность восприятия в образовательном пространстве вуза, которое задействует различные каналы восприятия студентов - визуальные, ауди-альные и кинестетические;

- развивающий потенциал лекционных и семинарских занятий, способствующих развитию критического мышления студентов. Важным моментом здесь является организация рефлексии, обеспечивающей понимание студентом важности приобретенного материала, возможности его использования не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни;

- образовательное пространство вуза - это платформа для творческой деятельности студентов, в том числе, для занятий научным творчеством. Здесь важно подчеркнуть, что современные

студенты не просто изучают и занимаются какой-либо творческой деятельностью, но они также творчески используют эти ресурсы в социальном конструировании своей повседневности;

- вариативность организации процесса и содержания обучения является значительным психолого-педагогическим ресурсом образовательного пространства вуза, позволяющей расширить права и возможности студента в выборе образовательного маршрута, что в свою очередь ведет к самореализации студента и укреплению его индивидуальности.

Кроме того, можно выделить ряд социально-педагогических ресурсов образовательного пространства вуза, формирующих повседневную культуру студенчества. Здесь особую роль играют следующие предметно-пространственные и нравственные условия образовательного пространства вуза:

- особое коммуникативное пространство, основанное на взаимопонимании, взаимоуважении, открытости и доверия в отношениях в студенческом коллективе и между студентами и педагогами в образовательном пространстве вуза;

- фильтрация неблагоприятных воздействий внешней среды. Стоит отметить, что данный фактор указывает на роль образовательного пространства вуза как фильтра, отбирающего те ценности и социально-культурные явления, что войдут в сферу повседневной культуры и составят её константу. По мнению Н.В. Розенберг, подобный фильтр изолирует повседневность человека от чуждых элементов, которые способны нарушить целостность и стабильность его жизни [7, с. 16].

Обобщив вышесказанное, мы можем сделать вывод, что образовательное пространство вуза является одним из ведущих факторов в формировании повседневной культуры студенческой молодежи. Под влиянием образовательного пространства вуза трансформируется личное время студента, меняются особенности его общения со сверстниками и представителями других возрастных групп. Повседневной культуре студенчества вуза свойственна ритмизация времени событиями образовательного процесса (деление учебного года на семестры и каникулы, учебного процесса на лекции и семинары и др.), регулярность пространственных перемещений, локализация форм организации учебного места. Положительное влияние образовательного пространства вуза на повседневную культуру студентов заключается в создании и развитии межличностной коммуникации, основанной на непосредственном общении.

Также мы можем сделать вывод о социально-педагогических функциях повседневной культуры: во первых, сфера повседневной культуры - это одно из пространств личностного развития студента, обеспечивающее формирование у студента способности восприятия различных социальных, культурных и психологических особенностей лю-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

135

дей, их позиций и способов поведения; во-вторых, повседневная культура представляет собой форму оптимизации интеграции студента в социальный и культурный контекст.

Таким образом, повседневная культура студента и образовательное пространство вуза находятся в состоянии взаимовлияния и взаимообусловленности. Образовательное пространство вуза реализуется в повседневной культуре студенческой молодежи образовательными и социально-культурными условиями вуза, а с другой многочисленными гранями межличностных отношений. Тем самым, повседневная культура предстает как форма социализации личности, она устойчива, условно стабильна и выполняет функцию адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательное пространство вуза, выступая одной из главных и необходимых основ повседневной культуры студенческой молодежи, требует дальнейшего теоретического осмысления и проведения эмпирических исследований с позиций педагогики.

Библиографический список

1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2009. - № 16. - С. 132-140.

2. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное: в 3 т. - М.: Прогресс, 1983. - Т. 1. - 624 с.

3. Бурдьё П. Социология политики. - М.: SocioLogos, 1993. - 336 с.

4. Гоголев Н.В. Категория «образовательное пространство» как объект научного исследования // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. -2012. - № 1-2. - С. 230-237.

5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентная феноменология. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.

6. Пономарев Р.Е. Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве школы (теоретический аспект): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2005. - 24 с.

7. Розенберг Н.В. Аналитика культуры повседневности Поволжья: философский аспект: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Тамбов, 2010. - 49 с.

8. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. - М., 2004. - 861 с.

9. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1 (93). - С. 24-32.

10. Эрзанукаева Л.Р. Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодежи: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2009. - 27 с.

136

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.