ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Дорофеев Александр Александрович
Вятский социально-экономический институт, г. Киров
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Обращение к проблемам повседневной культуры студентов с позиций педагогики обусловлено значимостью указанного феномена, являющегося основой социализации личности. Автор указывает характеристики повседневной культуры студентов вуза: линейность, цикличность, соблюдение биологических и социальных ритмов.
В статье представлены психолого-педагогические ресурсы образовательного пространства вуза, оказывающие влияние на формирование повседневной культуры студенческой молодежи. К ним автор относит воспитательный и развивающий потенциал лекционных и семинарских занятий, системность восприятия (задействуются визуальные, аудиальные и кинестетические каналы восприятия), возможность творческой деятельности, вариативность процесса и содержания процесса обучения. Пространство повседневности студентов ВУЗа регламентировано, в нем выделяется пространство, создаваемое педагогами, пространство, основанное на специфике высшей школы, как социального института и пространство межличностной коммуникации студентов.
Ключевые слова: образовательное пространство вуза, вуз, повседневная культура, повседневность, характеристика повседневной культуры, студенческая молодежь, социализация.
Термин «образовательное пространство» неоднозначно трактуется исследователями. Возможно, что причиной этому служит его относительная новизна. Предпосылку к выделению категории «образовательное пространство» можно увидеть в исследовании французского социолога Пьера Бурдьё, рассматривающего социальное пространство, как совокупность подпространств (полей) - экономического, интеллектуального и др. [3, с. 40]. В отечественной науке понятие «образовательное пространство» появляется в середине 90-х гг. XX века. Одними из первых данный термин используют в своей статье «Образовательное пространство как пространство развития» Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин [9].
В современной педагогике понятие «образовательное пространство» имеет широкие смысловые коннотации. Исследователи выделяют не только пространство отдельного образовательного учреждения (школы, колледжа, вуза), но также обращаются к изучению «мирового образовательного пространства», «образовательного пространства региона».
Подробно понятие «образовательное пространство» рассматривается в исследовании Н.В. Гоголева, который анализирует более десятка подходов к определению образовательного пространства и приходит к мнению, что множественность понятий образовательного пространства ведет к сложности его использования в педагогической науке и практике, а также затрудняет оценку преимуществ указанного понятия другими [4, с. 233].
Заслуживает внимания точка зрения И.Л. Бек-кер и В.Н. Журавчик, которые определяют образовательное пространство учреждения (колледжа, вуза), как динамичную систему, включающую различные формы и уровни отношений, разнообраз-
ные виды и типы деятельности, разные возрастные группы в их возрастном и позиционном расслоении [1, с. 134].
Понимание образовательного пространства вуза, как системы, позволило И.Л. Беккер и В.Н. Журав-чик подойти к определению его характеристик (совокупность физического, социально-культурного и психолого-педагогического аспектов), методологических подходов (культурологический и компе-тентностный подходы) и принципов организации (принципы фундаментализации, практической ориентированности, единства образования, жизни и профессиональной деятельности и персонификации образовательного пространства), а также определить его функции (организационно-коор-динирующая, организационно-деятельностная, информационно-аналитическая и прогностическая) [1, с. 134-138]. Разработанность проблемы подчеркивает факт множественности воздействий образовательного пространства на личность студента, его социализацию.
Также стоит отметить, что исследователи обращаются к изучению соотношения понятия «образовательное пространство» с понятиями «воспитательное пространство» [1], «образовательная среда» [1; 4; 6], «социокультурное пространство» [4].
Таким образом, на основании обзора литературы, можно сделать вывод, что образовательное пространство вуза - это социально-педагогический феномен, который основан на совокупности условий, порождающих процесс трансляции научных знаний и культурных ценностей с целью воспитания, обучения и развития личности.
Перейдем к рассмотрению роли образовательного пространства в структуре повседневной культуры студентов вуза.
© Дорофеев А.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- № 3
133
Повседневная культура студенческой молодежи - это мир обыденной жизни студентов, который определяется совокупностью социально-культурных связей, отношений, норм и правил, оказывающих влияние на их образ жизни и поведение.
Одним из первых к рассмотрению категории «повседневное» обратился Э. Гуссерль. В своих работах он обращается к идее «жизненного мира» (Lebenswelt), и понимает его, как мир, предшествующий научности. В тоже время, Гуссерль подчеркивает важность этого мира для человека - это сфера очевидностей и допредикативных истин [5, с. 8].
В XX веке повседневная культура стала предметом интереса представителей самых разных социально-гуманитарных наук: философии, культурной антропологии, социологии. психологии, истории и др. «Повседневность» в контексте исторического развития стала интересом представителей французской школы «Анналов» (Ф. Бродель, М. Блок, Л. Февр и др.). Так, по мнению Ф. Бро-деля, повседневность - это привычность и рутинность действий [2, с. 19].
Определенный интерес в контексте нашего исследования представляет концепция социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, согласно которой общественное пространство складывается из ежедневных социальных взаимодействий человека. Развивают теорию П. Бергера и Т. Лукма-на отечественные исследователи, чьи интересы направлены на интерпретацию повседневности как реальности (Е.В. Золотухина-Аболина, С.П. Ща-велев и др.), а также понимания повседневности, как среды существования человека (В.Д. Лелеко, С.А. Смирнов и др.).
Некоторые из исследователей (Л.Г. Ионин, Н.В. Розенберг) определяют повседневную культуру через ее дихотомичность: будни - праздник, действительность - идеал, рутина - мгновения психологического напряжения, привычка - спонтанность, стабильность - экстремальность и др.
Анализ указанных работ позволяет сделать вывод, что ведущими проблемами научной дискуссии являются вопросы о смысловом наполнении термина «повседневная культура», а также о соотношении повседневного и неповседневного. В тоже время, многие исследователи не конкретизируют понятие «повседневная культура» и не разводят его с такими понятиями, как «обыденная культура» и «образ жизни», а употребляют их как синонимы и определяют их одно через другое.
Культуру повседневности студентов вуза можно понимать, как форму социализации личности, так как она включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей и навыков, необходимых человеку для гармоничного существования в социальной среде. Так, по мнению Л.Р. Эрзанукаевой, освоение навыков повседневной культуры является процессом
становления социально и культурно адекватной личности [10, с. 3].
Сегодня понимание проблемы повседневной культуры студентов невозможно без обращения к сфере высшего образования. В пространстве вуза студенты получают новые знания об объектах и явлениях окружающего мира, особенностях их будущей профессиональной деятельности. Образовательное пространство вуза дает студентам предпосылку для осознания необходимости самопознания и саморазвития.
В пространстве вуза студенты проводят большую часть своего жизненного времени. Во время обучения в вузе студент приобретает новые знания и умения, учится использовать их для деятельности в определенной профессиональной области. Кроме того, наряду с профессиональными знаниями и умениями, он учится анализировать явления, овладевать способами саморазвития и самопознания. Таким образом, образовательное пространство вуза выступает фактором формирования повседневной культуры студента. Данное положение также является объяснением, почему образование не следует противопоставлять повседневной культуре - для студента пребывание в образовательном пространстве вуза является типичным, каждодневным действием.
Повседневная культура студентов вуза обладает особой темпоральностью: она линейна, циклична, характеризуется деперсонализацией времени, в ней сохраняются биологические и социальные ритмы.
В последнее десятилетие повседневная культура студентов в вузе приобретает существенные изменения, причиной которых являются современные образовательные тенденции - происходит включение в болонский процесс и переход к многоуровневому высшему образованию; построение учебных программ, планов и контрольно-оценочных материалов осуществляется с позиций ком-петентностного подхода. Таким образом, является значительным определение аспектов влияния высшего образования, в том числе, образовательного пространства вуза на повседневную культуру студенческой молодежи.
Важнейшими каналами и методами воздействия образовательного пространства вуза на повседневную культуру студенческой молодежи являются:
- непрерывность образовательного процесса;
- общность психологических форм поведения при сохранении индивидуальной неповторимости и уникальности личности каждого студента;
- информативность образовательного пространства вуза;
- стимулирование к учебной деятельности и творчеству;
- психологический климат вуза, основанный на уважении и трансляции ценностей культуры и стимулирующий к их усвоению.
134
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
Образовательное пространство вуза как фактор формирования повседневной культуры молодежи
Частью повседневной культуры студентов в образовательном пространстве вуза является процесс коммуникации. Условия образовательного пространства вуза (открытость, взаимоуважение, особый психологический климат и пр.) предоставляют возможность студентам и педагогам донести до других свою точку зрения, что является развитием межличностной коммуникации, способствует формированию реальных социальных контактов (что особенно важно в условиях современного информационного общества, переводящего социальные контакты в виртуальное пространство).
Непосредственное воздействие на формирование повседневной культуры студентов оказывает возрастающая роль высшего образования, ответственного за подготовку специалиста, обладающего не только профессиональными, но и общими (ключевыми) компетенциями, которые не зависят от вида будущей профессиональной деятельности. Общие (ключевые) компетенции представляют собой надпрофессиональные требования к специалисту, и позволяют обеспечить его адаптацию к новой среде, социально-культурным и производственным условиям.
Таким образом, можно говорить, что общие (ключевые) компетенции, развиваемые в образовательном пространстве вуза, представляют собой развитие повседневной культуры студента. И одновременно мы пришли к выделению условной дихотомии «профессиональная культура - повседневная культура», помогающей конкретизировать сферу повседневности.
На формирование повседневной культуры студентов, на наш взгляд, оказывают влияние определенные психолого-педагогические условия. Среди психолого-педагогических ресурсов воздействия образовательного пространства вуза на повседневную культуру студентов следует выделить следующие:
- большой воспитательный потенциал лекционных и семинарских занятий, их направленность на всестороннее развитие личности студента;
- системность восприятия в образовательном пространстве вуза, которое задействует различные каналы восприятия студентов - визуальные, ауди-альные и кинестетические;
- развивающий потенциал лекционных и семинарских занятий, способствующих развитию критического мышления студентов. Важным моментом здесь является организация рефлексии, обеспечивающей понимание студентом важности приобретенного материала, возможности его использования не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни;
- образовательное пространство вуза - это платформа для творческой деятельности студентов, в том числе, для занятий научным творчеством. Здесь важно подчеркнуть, что современные
студенты не просто изучают и занимаются какой-либо творческой деятельностью, но они также творчески используют эти ресурсы в социальном конструировании своей повседневности;
- вариативность организации процесса и содержания обучения является значительным психолого-педагогическим ресурсом образовательного пространства вуза, позволяющей расширить права и возможности студента в выборе образовательного маршрута, что в свою очередь ведет к самореализации студента и укреплению его индивидуальности.
Кроме того, можно выделить ряд социально-педагогических ресурсов образовательного пространства вуза, формирующих повседневную культуру студенчества. Здесь особую роль играют следующие предметно-пространственные и нравственные условия образовательного пространства вуза:
- особое коммуникативное пространство, основанное на взаимопонимании, взаимоуважении, открытости и доверия в отношениях в студенческом коллективе и между студентами и педагогами в образовательном пространстве вуза;
- фильтрация неблагоприятных воздействий внешней среды. Стоит отметить, что данный фактор указывает на роль образовательного пространства вуза как фильтра, отбирающего те ценности и социально-культурные явления, что войдут в сферу повседневной культуры и составят её константу. По мнению Н.В. Розенберг, подобный фильтр изолирует повседневность человека от чуждых элементов, которые способны нарушить целостность и стабильность его жизни [7, с. 16].
Обобщив вышесказанное, мы можем сделать вывод, что образовательное пространство вуза является одним из ведущих факторов в формировании повседневной культуры студенческой молодежи. Под влиянием образовательного пространства вуза трансформируется личное время студента, меняются особенности его общения со сверстниками и представителями других возрастных групп. Повседневной культуре студенчества вуза свойственна ритмизация времени событиями образовательного процесса (деление учебного года на семестры и каникулы, учебного процесса на лекции и семинары и др.), регулярность пространственных перемещений, локализация форм организации учебного места. Положительное влияние образовательного пространства вуза на повседневную культуру студентов заключается в создании и развитии межличностной коммуникации, основанной на непосредственном общении.
Также мы можем сделать вывод о социально-педагогических функциях повседневной культуры: во первых, сфера повседневной культуры - это одно из пространств личностного развития студента, обеспечивающее формирование у студента способности восприятия различных социальных, культурных и психологических особенностей лю-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
135
дей, их позиций и способов поведения; во-вторых, повседневная культура представляет собой форму оптимизации интеграции студента в социальный и культурный контекст.
Таким образом, повседневная культура студента и образовательное пространство вуза находятся в состоянии взаимовлияния и взаимообусловленности. Образовательное пространство вуза реализуется в повседневной культуре студенческой молодежи образовательными и социально-культурными условиями вуза, а с другой многочисленными гранями межличностных отношений. Тем самым, повседневная культура предстает как форма социализации личности, она устойчива, условно стабильна и выполняет функцию адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательное пространство вуза, выступая одной из главных и необходимых основ повседневной культуры студенческой молодежи, требует дальнейшего теоретического осмысления и проведения эмпирических исследований с позиций педагогики.
Библиографический список
1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2009. - № 16. - С. 132-140.
2. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное: в 3 т. - М.: Прогресс, 1983. - Т. 1. - 624 с.
3. Бурдьё П. Социология политики. - М.: SocioLogos, 1993. - 336 с.
4. Гоголев Н.В. Категория «образовательное пространство» как объект научного исследования // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. -2012. - № 1-2. - С. 230-237.
5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентная феноменология. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.
6. Пономарев Р.Е. Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве школы (теоретический аспект): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2005. - 24 с.
7. Розенберг Н.В. Аналитика культуры повседневности Поволжья: философский аспект: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Тамбов, 2010. - 49 с.
8. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. - М., 2004. - 861 с.
9. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1 (93). - С. 24-32.
10. Эрзанукаева Л.Р. Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодежи: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2009. - 27 с.
136
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22