Научная статья на тему 'СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ'

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / ВТОРИЧНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарова Г.В., Царев Г.П., Смирнова И.Ю.

Авторы выделяют группы детей после операции кохлеарной имплантации по признаку структуры речевого недоразвития (нарушения) и направленности коррекционной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жарова Г.В., Царев Г.П., Смирнова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF CORRECTION WORK ON ELIMINATION OF THE SECONDARY ALALIA IN CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANT

The authors offer the way of rehabilitation treatment for children after cochlear implant according to the sign of the structure of alalia (speech disorder) and the correction work specifity.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

Научные статьи

УДК 376.37:616.22-008.5:616.283.1-089.168.1]-053.4 doi: 10.18692/1810-4800-2016-3-67-69

структура коррекционной работы по преодолению вторичного недоразвития речи у детей после кохлеарной имплантации

Жарова Г. В., Царев Г. П., Смирнова И. Ю.

ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи», 190013, Санкт-Петербург, Россия

(Директор - засл. врач РФ, член-корр. РАН, проф. Ю. К. Янов)

the structure of correction work on elimination

of the secondary alalia in children after cochlear implant

Zharova G. V., Tsarev G. P., Smirnova I. U.

Federal State Budgetary Institution "Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech",

Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia

Авторы выделяют группы детей после операции кохлеарной имплантации по признаку структуры речевого недоразвития (нарушения) и направленности коррекционной работы.

Ключевые слова: высшие психические функции, кохлеарная имплантация, вторичное недоразвитие речи, коррекционные технологии.

Библиография: 5 источников.

The authors offer the way of rehabilitation treatment for children after cochlear implant according to the sign of the structure of alalia (speech disorder) and the correction work specifity.

Key words: higher mental functions, cochlear implants, secondary alalia, correction technologies.

Bibliography: 5 sources.

Последствия потери слуха у ребенка (в отличие от взрослого) выходят далеко за рамки медицины, их значение в социальном отношении повышается по мере взросления ребенка [1]. Особенно остро проблема потери слуха у детей актуализируется в возрастном диапазоне до 5 лет (сензитивный период по усвоению речи). Утрата слуха в этот период ведет ко вторичному недоразвитию речи и негативно отражается на познавательном, волевом и психомоторном развитии ребенка.

Операция кохлеарной имплантации (КИ) позволяет восстановить нарушенный слух. После кохлеарной имплантации глухой ранее ребенок практически одномоментно начинает слышать звуковые раздражители. Но по уровню развития речи и слухоречевого внимания (на момент первого подключения импланта) имплантированный ребенок соответствует показателям глухих детей. Именно поэтому уже после первого включения импланта маленький пациент нуждается в специализированной терапии по преодолению вторичного речевого недоразвития.

Только за 2011 г. сотрудниками СПб НИИ ЛОР выполнено 575 операций кохлеарной имплантации, и отмечается отчетливая тенденция к увеличению их количества в последующие годы. В связи с этим актуализируется значимость речевой реабилитации. Но на практике возникают трудности в выборе подхода и коррекционных технологий.

Пациенты и методы исследования. На базе отделения патологии голоса и речи СПб НИИ ЛОР на протяжении многих лет (с 2005 г.) проводятся реабилитационные мероприятия с детьми после КИ. За это время накоплен методический опыт в подходе к коррекционной работе по преодолению вторичного недоразвития речи указанного контингента. Клинико-психологическими и педагогическими методами обследовались имплантированные дети разного возраста: раннего, дошкольного и школьного, потерявшие слух по различным причинам (врожденная глухота, оглохшие вследствие перенесенных заболеваний, травм на различных этапах онтогенеза). Предметом исследования являлись структура коррекционной работы по преодолению вторичного недоразвития речи и других психических функций у детей после кохлеарной имплантации.

Результаты исследования и обсуждение.

При обобщении наших первичных обследований представляется целесообразным выделять группы детей по степени сформированности у них вербальной коммуникации на момент имплантации, которые определяют специфику речевой терапии:

I - неговорящие (речь представлена несоотне-сенными вокализациями);

II - дети, использующие для общения отдельные лепетные слова и звукоподражания;

Российская оториноларингология № 3 (82) 2016 -

III - дети, имеющие ограниченный словарный запас, представленный преимущественно существительными и несколькими глаголами;

IV - дети, пользующиеся фразовой речью, которая отличается грубыми нарушениями звуко-слоговой структуры, грамматического строя речи, просодическими характеристиками;

V - небольшую группу составляют дети, потерявшие слух в период после овладения речью.

Помимо этого, в структуре коррекционной работы по преодолению вторичного речевого недоразвития имеют значение: уровень эмоционально-волевой регуляции и контроля поведения, когнитивных, социально-бытовых, учебных навыков, навыков невербальной коммуникации, наличие гиперактивности, дефицита внимания или выраженной истощаемости психических процессов. На указанные симптомы также синхронно необходимо коррекционное воздействие. Таким образом, очевидна необходимость участия в реабилитации специалистов различного профиля.

По степени сохранности и сформированности вышеперечисленных функций дети с КИ могут значительно различаться. Так, детей I и II групп, в свою очередь, можно разделить на подгруппы:

- дети, у которых состояние других высших психических функций находится в стадии формирования;

- дети, у которых состояние других высших психических функций развито ниже нормативных возрастных показателей;

- дети, у которых состояние других высших психических функций развито достаточно для социально-бытового функционирования или развивается по возрастным нормам;

- дети с первично сохранным невербальным интеллектом, но которые не подвергались специальному коррекционно-развивающему воздействию, это категория так называемых запущенных в специально-педагогическом плане детей; при условии специально организованной коррек-ционно-развивающей работы они, как правило, наверстывают задержку.

Общая цель логопедической работы с детьми I и II групп усматривается в формировании у них такой речевой базы, которая позволяет их речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в систему [2]. Наиболее оправданной моделью создания такой базы является путь развития речи в онтогенезе [3]. Моделирование онтогенеза при формировании речи у детей с КИ не предполагает слепого копирования всего пути развития речи в норме. Задача заключается в учете основных закономерностей этого пути, в ориентировке на ключевые звенья речевой системы.

Так, для детей с КИ первых двух групп (неговорящие дети) основной задачей первоначальных этапов коррекционного воздействия будет создание стимулов, пусковых механизмов, кото-

рые должны обеспечить развитие речи детей с данной слухоречевой патологией и усвоение ими языковой системы [4]. В соответствии с такой задачей логопедическое воздействие должно быть направлено на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений.

Поэтому одновременно с развитием экспрессивной речи ведется формирование импрессив-ной речи (развитие понимания речи), а также особое значение придается:

- развитию слухового внимания и памяти;

- развитию зрительного внимания и памяти;

- воспитанию у ребенка подражательности: подражательной моторике, сначала общей, затем ручной и артикуляторной, речевому подражанию.

При развитии экспрессивной стороны речи у детей с КИ I и II групп ведется работа по следующим направлениям.

1) формирование и развитие коммуникативных навыков;

2) вызывание ответного голосового отклика;

3) активизация собственной голосовой активности;

4) вызывание звуков и звукоподражаний, ле-петных слов;

5) вызывание и закрепление лепетных фраз;

6) закрепление слуховых образов звуков, звукоподражаний, лепетных слов и фраз;

7) формирование активного словаря (изучение односложных и двухсложных слов простой звукослоговой структуры типа СГСГ и СГС).

Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения; развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития.

Коррекционная работа проводится одновременно по нескольким направлениям:

- вызывание у ребенка звукоподражаний;

- формирование представлений о цвете предметов путем зрительного соотнесения;

- формирование представлений о размере предметов путем зрительного соотнесения;

- закрепление слуховых образов звукоподражаний.

Произносительные навыки и сенсорные эталоны формируются и закрепляются в играх.

Параллельно работе с ребенком проводится консультативно-обучающая работа с родителями [5].

Для детей III группы (речь представлена преимущественно существительными и небольшим количеством глаголов) работа ведется по следующим направлениям:

1) развитие слухового восприятия на базе сформированного словаря;

2) активизация словаря глаголов;

3) формирование простой фразы;

= ^^

Научные статьи

4) формирование фразы предмет-действие;

5) развитие импрессивной речи;

6) расширение активного словаря;

7) уточнение звукослогового состава слова;

8) формирование грамматического строя речи.

Для детей с КИ IV группы (пользующихся фразовой речью, которая отличается грубыми нарушениями звукослоговой структуры, просодическими характеристиками) логопедическое воздействие определяется по следующим направлениям:

1) развитие понимания речи;

2) активизация и расширение словаря различных частей речи;

3) отработка звукослоговой структуры слов;

4) развитие грамматического строя речи;

5) работа над просодическим компонентом речи.

Для детей с КИ V группы (потерявшие слух после овладения речью) работа направлена на восстановление и развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с кохлеарным им-плантом.

Выводы

Дети после операции кохлеарной имплантации нуждаются в специализированной комплексной абилитации (реабилитации). Формирование речи и других психических функций является важнейшим звеном в структуре социально-адаптационных и реабилитационных интервенций.

В целях оптимизации мероприятий речевой терапии предложена классификация групп детей по принципу состояния речевого статуса на начальном этапе после операции.

Данную классификацию целесообразно использовать речевым терапевтам при организации коррекционного процесса в комплексной реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ketelaar L., Rieffe C., Wiefferink C. H., Frijns J. H. M. Social competence and empathy in young children with cochlear implants and with normal hearing // Laryngoscope. 2013. Vol. 123. N 2. P. 518-523.

2. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.

3. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. 320 с.

4. Королева И. В., Пудов В. И., Жукова О. С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей // Дефектология. 2001. № 1. С. 17-25.

5. Королева И. В., Столярова Э. И. Особенности коммуникативного поведения матерей при общении с детьми с кохлеарными имплантами // Здоровье ребенка в современном городе: материалы 9-й междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Дети и город». СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2002. С. 193-195.

Жарова Галина Викторовна - логопед отделения патологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ ЛОР. Россия, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел. 8-950-040-44-25

Смирнова Ирина Юрьевна - логопед неврологического отделения консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Россия, 194100, Санкт-Петербург, ул. А. Матросова, д. 22; тел. 8-911-734-15-90

Царев Глеб Петрович - канд. психол. наук, медицинский психолог неврологического отделения; тел. (812) 337-03-00, e-mail: gl-petro@rambler.ru

REFERENCES

1. Ketelaar L., Rieffe C., Wiefferink C. H., Frijns J. H. M. Social competence and empathy in young children with cochlear implants and with normal hearing. Laryngoscope; 2013; 123; 2: 518-523.

2. Kornev A. N. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty [Fundamentals of logopathology in children: clinical and psychological aspects]. SPb.: Speech; 2006: 380 (In Russian).

3. Zhukova N. S., Mastyukova E. M., Filicheva T. B. Logopediya. Preodolenie nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov [Overcoming of speech underdevelopment in preschool children]. Publishing house Litur; 2003: 320 (In Russian).

4. Koroleva I. V., Pudov V. I., Zhukova O. S. Kokhlearnaya implantatsiya - novoe napravlenie reabilitatsii glukhikh detei [Cochlear implantation - a new direction of deaf children rehabilitation]. Defectology. 2001; 1: 17-25 (In Russian).

5. Koroleva I. V., Stolyrova Y. I. Osobennosti kommunikativnogo povedeniya materei pri obshchenii s det'mi s kokhlearnymi implantami [Carpenter EI Features of communicative behavior of mothers when dealing with children with cochlear implants. Child Health in the modern city: Proceedings of the 9th Int. Conf. «A child in the modern world. Children and the City»]. Ros. state. ped. Univ them AI Herzen. SPb.; 2002: 193-195 (In Russian).

Galina Viktorovna Zharova - speech pathologist of the Department of Voice and Speech Pathology of Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech. Russia, 190013, Saint Petersburg, 9, Bronnitskaia Str.; tel.: 8-950-040-44-25

Irina Yur'evna Smirnova - speech pathologist of Neurology Department of Diagnostic Center of Saint Petersburg State Pediatric Medical University Russia, 194100, Saint Petersburg, 22 A. Matrosova Str., tel.: 8-911-734-15-90

Gleb Petrovich Tsarev - Candidate of Psychological Sciences, medical psychologist of Neurology Department of Saint Petersburg State Pediatric Medical University. Russia, 194100, Saint Petersburg, 22 A. Matrosova Str., tel.: (812) 337-03-00, e-mail: gl-petro@ rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.