Научная статья на тему 'СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ'

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / ВТОРИЧНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарова Галина Викторовна, Царев Глеб Петрович, Смирнова Ирина Юрьевна

Авторы выделяют группы детей после операции кохлеарной имплантации по признаку структуры речевого недоразвития (нарушения) и направленности коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жарова Галина Викторовна, Царев Глеб Петрович, Смирнова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF CORRECTION WORK ON THE SECONDARY ALALIA ELIMINATION IN CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

The authors distinguish the groups of children after cochlear implantation surgery according to the principle of alalia (speech disorder) and correction work focus.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

УДК 376.37:616.283.1-089.843-053.5 doi: 10.18692/1810-4800-2017-3-37-40

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Жарова Г. В.1, Царев Г. П.2, Смирнова И. Ю.2

1 ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Минздрава России, 190013, Санкт-Петербург, Россия

(Директор - заслуженный врач РФ, академик РАН, проф. Ю. К. Янов)

2 ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, Россия

(Ректор - проф. Д. О. Иванов)

THE STRUCTURE OF CORRECTION WORK

ON THE SECONDARY ALALIA ELIMINATION IN CHILDREN

AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

Zharova G. V.1, Tsarev G. P.2, Smirnova I. Yu.2

1 Federal State Budgetary Institution "Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech", Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia

2 Federal State Budgetary Institution Higher Vocational Education "Saint Petersburg State Pediatric Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia

Авторы выделяют группы детей после операции кохлеарной имплантации по признаку структуры речевого недоразвития (нарушения) и направленности коррекционной работы.

Ключевые слова: высшие психические функции, кохлеарная имплантация, вторичное недоразвитие речи, коррекционные технологии.

Библиография: 5 источников.

The authors distinguish the groups of children after cochlear implantation surgery according to the principle of alalia (speech disorder) and correction work focus.

Key words: higher mental functions, cochlear implantation, secondary alalia, correction technologies.

Bibliography: 5 sources.

Последствия потери слуха у ребенка (в отличие от взрослого) выходят далеко за рамки медицины и усиливают свое значение в социальном отношении по мере взросления ребенка [1]. Особенно остро проблема потери слуха у детей актуализируется в возрастном диапазоне до 5 лет (сензитивный период по усвоению речи). Утрата слуха в этот период ведет к вторичному недоразвитию речи и негативно отражается на познавательном, волевом и психомоторном развитии ребенка.

Операция кохлеарной имплантации позволяет восстановить нарушенный слух. После кохле-арной имплантации (КИ) глухой ранее ребенок практически одномоментно начинает слышать звуковые раздражители. Но по уровню развития речи и слухоречевого внимания (на момент первого подключения импланта) имплантированный ребенок соответствует показателям глухих детей. Именно поэтому уже после первого вклю-

чения импланта маленький пациент нуждается в специализированной терапии по преодолению вторичного речевого недоразвития.

Пациенты и методы исследования. Только за 2011 г. в СПб НИИ ЛОР выполнено 575 операций кохлеарной имплантации, и отмечается отчетливая тенденция к увеличению их количества в последующие годы. В связи с этим актуализируется значимость речевой реабилитации. Но на практике возникают трудности в выборе подхода и коррекционных технологий.

На базе отделения патологии голоса и речи СПб НИИ ЛОР на протяжении многих лет (с 2005 г.) проводятся реабилитационные мероприятия с детьми после КИ. За это время накоплен методический опыт в подходе к коррекционной работе по преодолению вторичного недоразвития речи указанного контингента. Клинико-психологическими и педагогическими методами обследовались имплантированные дети разного

Российская оториноларингология № 3 (88) 2017

=

возраста: раннего, дошкольного и школьного; потерявшие слух по различным причинам (врожденная глухота, оглохшие вследствие перенесенных заболеваний, травм на различных этапах онтогенеза). Предметом исследования являлись структура коррекционной работы по преодолению вторичного недоразвития речи и других психических функций у детей после кохлеарной имплантации.

Результаты исследования и обсуждение. При обобщении наших первичных обследований представляется целесообразным выделять группы детей по степени сформированности у них вербальной коммуникации на момент имплантации, которые определяют специфику речевой терапии:

I - неговорящие (речь представлена несоотне-сенными вокализациями);

II - дети, использующие для общения отдельные лепетные слова и звукоподражания;

III - дети, имеющие ограниченный словарный запас, представленный преимущественно существительными и несколькими глаголами;

IV - дети, пользующиеся фразовой речью, которая отличается грубыми нарушениями звуко-слоговой структуры, грамматического строя речи, просодическими характеристиками;

V - небольшую группу составляют дети, потерявшие слух в период после овладения речью.

Помимо этого, в структуре коррекционной работы по преодолению вторичного речевого недоразвития имеют значение: уровень эмоционально-волевой регуляции и контроля поведения, когнитивных, социально-бытовых, учебных навыков, навыков невербальной коммуникации, наличие гиперактивности, дефицита внимания или выраженной истощаемости психических процессов. На указанные симптомы также синхронно необходимо коррекционное воздействие. Таким образом, очевидна необходимость участия в реабилитации специалистов различного профиля.

По степени сохранности и сформированности вышеперечисленных функций дети с КИ могут значительно различаться. Так, детей I и II групп, в свою очередь, можно разделить на подгруппы:

- дети, у которых состояние других высших психических функций находится в стадии формирования;

- дети, у которых состояние других высших психических функций развито ниже нормативных возрастных показателей;

- дети, у которых состояние других высших психических функций развито достаточно для социально-бытового функционирования или развивается по возрастным нормам;

- дети с первично сохранным невербальным интеллектом, но которые не подвергались специальному коррекционно-развивающему воздей-

ствию, это категория так называемых запущенных в специально-педагогическом плане детей; при условии специально организованной коррек-ционно-развивающей работы они, как правило, наверстывают задержку.

Общая цель логопедической работы с детьми I и II групп усматривается в формировании у них такой речевой базы, которая позволяет их речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в систему [2]. Наиболее оправданной моделью создания такой базы является путь развития речи в онтогенезе [3]. Моделирование онтогенеза при формировании речи у детей с КИ не предполагает слепого копирования всего пути развития речи в норме. Задача заключается в учете основных закономерностей этого пути, в ориентировке на ключевые звенья речевой системы.

Так, для детей с КИ первых двух групп (неговорящие дети) основной задачей первоначальных этапов коррекционного воздействия будет создание стимулов, пусковых механизмов, которые должны обеспечить развитие речи детей с данной слухоречевой патологией и усвоение ими языковой системы [4]. В соответствии с такой задачей логопедическое воздействие должно быть направлено на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений.

Поэтому одновременно с развитием экспрессивной речи ведется формирование импрессив-ной речи (развитие понимания речи), а также особое значение придается:

- развитию слухового внимания и памяти;

- развитию зрительного внимания и памяти;

- воспитанию у ребенка подражательности: подражательной моторике, сначала общей, затем ручной и артикуляторной, речевому подражанию.

При развитии экспрессивной стороны речи у детей с КИ I и II групп ведется работа по следующим направлениям:

1) формирование и развитие коммуникативных навыков;

2) вызывание ответного голосового отклика;

3) активизация собственной голосовой активности;

4) вызывание звуков и звукоподражаний, ле-петных слов;

5) вызывание и закрепление лепетных фраз;

6) закрепление слуховых образов звуков, звукоподражаний, лепетных слов и фраз;

7) формирование активного словаря (изучение односложных и двухсложных слов простой звукослоговой структуры типа СГСГ и СГС).

Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения; развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития.

^£38 Ь»

Коррекционная работа проводится одновременно по нескольким направлениям:

- вызывание у ребенка звукоподражаний;

- формирование представлений о цвете предметов путем зрительного соотнесения;

- формирование представлений о размере предметов путем зрительного соотнесения;

- закрепление слуховых образов звукоподражаний.

Произносительные навыки и сенсорные эталоны формируются и закрепляются в играх.

Параллельно работе с ребенком проводится консультативно-обучающая работа с родителями [5].

Для детей III группы (речь представлена преимущественно существительными и небольшим количеством глаголов) работа ведется по следующим направлениям:

1) развитие слухового восприятия на базе сформированного словаря;

2) активизация словаря глаголов;

3) формирование простой фразы;

4) формирование фразы предмет-действие;

5) развитие импрессивной речи;

6) расширение активного словаря;

7) уточнение звукослогового состава слова;

8) формирование грамматического строя речи.

Для детей с КИ IV группы (пользующихся фразовой речью, которая отличается грубыми нарушениями звукослоговой структуры, просодическими характеристиками) логопедическое воздействие определяется по следующим направлениям.

1) развитие понимания речи;

2) активизация и расширение словаря различных частей речи;

3) отработка звуко-слоговой структуры слов;

4) развитие грамматического строя речи;

5) работа над просодическим компонентом речи.

Для детей с КИ V группы (потерявшие слух после овладения речью) работа направлена на восстановление и развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с кохлеарным им-плантом.

Выводы

Дети после операции кохлеарной имплантации нуждаются в специализированной комплексной абилитации (реабилитации). Формирование речи и других психических функций является важнейшим звеном в структуре социально-адаптационных и реабилитационных интервенций.

В целях оптимизации мероприятий речевой терапии предложена классификация групп детей по принципу состояния речевого статуса на начальном этапе после операции.

Данную классификацию целесообразно использовать речевым терапевтам при организации коррекционного процесса в комплексной реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ketelaar L., Rieffe C., Wiefferink C. H., Frijns J. H. M. Social competence and empathy in young children with cochlear implants and with normal hearing // The Laryngoscope. 2013. Vol. 123, N 2. P. 518-523.

2. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Екатеринбург: Литур, 2011. 320 с.

4. Королева И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. СПб.: КАРО, 2016. 872 с.

5. Королева И. В., Янн П. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов. СПб.: КАРО, 2011. 223 с.

Жарова Галина Викторовна - логопед отделения патологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ ЛОР. Россия, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9, тел.: 8-950-040-44-25.

Смирнова Ирина Юрьевна - логопед неврологического отделения Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Россия, 194100, Санкт-Петербург, ул. А. Матросова, д. 22, тел.: 8-911-734-15-90.

Царев Глеб Петрович - канд. психол. наук, медицинский психолог неврологического отделения Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Россия, 194100, Санкт-Петербург, ул. А. Матросова, д. 22, тел.: (812) 337-03-00, e-mail: gl-petro@rambler.ru

Российская оториноларингология № 3 (88) 2017

REFERENCES

1. Ketelaar L., Rieffe C., Wiefferink C. H., Frijns J. H. M. Social competence and empathy in young children with cochlear implants and with normal hearing. The Laryngoscope. 2013; 123(2): 518-523.

2. Kornev A. N. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty [The fundamentals of children's logopathology: clinical and psychological aspects]. SPb.: Rech', 2006. 380 (In Russian).

3. Zhukova N. S., Mastyukova E. M., Filicheva T. B. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u detei [Elimination of general alalia in children]. Ekaterinburg: Litur, 2011. 320 (in Russian).

4. Koroleva I. V. Reabilitatsiya glukhikh detei i vzroslykh posle kokhlearnoi i stvolomozgovoi implantatsii [Rehabilitation of deaf children and adults after cochlear and brainstem implantation]. SPb.: KARO, 2016. 872 (in Russian).

5. Koroleva I. V., Yann P. Deti s narusheniyami slukha. Kniga dlya roditelei i pedagogov [Children with hearing impairment. Book for parents and teachers]. SPb.: KARO, 2011. 223 (in Russian).

Galina Viktorovna Zharova — logopedist of the Department of Voice and Speech Pathology of Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech. Russia, 190013, Saint Petersburg, 9, Bronnitskaia str., tel.: 8-950-040-44-25

Irina Yur'evna Smirnova - logopedist of the Department of Neurology of Saint Petersburg State Pediatric Medical University. Russia, 194100, Saint Petersburg, 22, A. Matrosova str., 22, tel.: 8-911-734-15-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gleb Petrovich Tsarev - Candidate of Psychological Sciences, medical psychologist of the Department of Saint Petersburg State Pediatric Medical University. Russia, 194100, Saint Petersburg, 22, A. Matrosova str., 22, tel.: (812) 337-03-00, e-mail: gl-petro@ rambler.ru

"S40 Ь»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.