Научная статья на тему 'Речевая терапия в педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации'

Речевая терапия в педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / СЛУХОВАЯ ФУНКЦИЯ / ПОТЕРЯ СЛУХА / РЕЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ / COCLEAR IMPLANTATION / HEARING FUNCTION / HEARING LOSS / SPEECH THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Анна Сергеевна

Данное исследование посвящено проблеме восстановления речи у детей после кохлеарной имплантации (КИ). Создание методики речевой терапии, направленной на овладение ребенком звучной речью, становится в настоящее время задачей первоочередной важности. Эта проблема недостаточно изучена в РФ, но данные исследования могут значительно повысить уровень реабилитации пациентов такой группы. Решение задачи слухоречевой реабилитации у пациентов данной группы неразрывно связано с характером и методами речевой терапии. В статье рассматривается структура речевой терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH THERAPY IN CHILDREN'S PEDAGOGICAL REHABILITATION AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

This study is devoted to the problem of hearing loss and function in cases of coclear implants patients -in connection with the system of pedagogical rehabilitation. This theme is not enough investigated in Russian Federation, but such studies are really progressive in order to get up the level of rehabilitation system. There is real necessity of speech therapy method creating in such group of patients. Decision of the task of hearing and speech rehabilitation in this patient’s group is inseparably connected with the character and methods of speech therapy. Main characteristics of the patient’s group and principles of speech therapy are described in the article.

Текст научной работы на тему «Речевая терапия в педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации»

Научные статьи

6. Craniofacial osteotomies for skull base access / G. Neil-Dwyer [et al.] // Acta Neurochir. - 1995. - Vol. 134, N 1-2. -P. 5-15.

7. Reconstruction of the anterior cranial base with the galeal frontalis myofascial flap and the vascularized outer table calvarial bone graft / M. Hasegawa [et al.] // Neurosurgery. - 1995. - Vol. 36, N 4. - P. 725-729.

8. The role of endonasal surgery in the management of frontoethmoidal osteomas / B. Schick [et al.] // Rhinology. -2001. - Vol. 39, N 2. - P. 66-70.

9. Treatment of frontal sinus osteoma, using a craniofacial approach / S. Chang [et al.] // Ann. Plastic Surg. - 1997. -Vol. 38, N 5. - P. 455-459.

10. Vowles R., Bleach N. Frontoethmoid osteoma // Ann Otol. Rhinol. Laryngol. - 1999. - Vol. l08, N 5. - P. 522-524.

Матвеев Константин Александрович - канд. мед. наук, н. с. отдела разработки и внедрения высокотехнологичных методов лечения СПб НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: (812) 316-25-01, e-mail: kmatv@mail.ru; Науменко Аркадий Николаевич - канд. мед. наук, н. с. отдела разработки и внедрения высокотехнологичных методов лечения СПб НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: (812) 31625-01, e-mail: naumenko-arkady@mail.ru; Чернушевич Игорь Иванович - докт. мед. наук, ст. н. с. отдела разработки и внедрения высокотехнологичных методов лечения СПб НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9, тел.: (812) 316-25-01, e-mail: igor1st@mail.ru; Науменко Николай Николаевич - докт. мед. наук, главный специалист ЗАО «МЕДИ». 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., 82; тел.: (812) 324-00-24, e-mail: naumenko-arkady@ mail.ru

УДК 376.3:616.283.1-089.843-089.168.1-053.2

РЕЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

А. С. Матвеева

SPEECH THERAPY IN CHILDRENS PEDAGOGICAL REHABILITATION AFTER COCHLEAR IMPLANTATION A. S. Matveeva

ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздравсоцразвития России»

(Директор - засл.врач РФ, член-корр. РАМН, проф. Ю. К. Янов)

Данное исследование посвящено проблеме восстановления речи у детей после кохлеарной имплантации (КИ). Создание методики речевой терапии, направленной на овладение ребенком звучной речью, становится в настоящее время задачей первоочередной важности. Эта проблема недостаточно изучена в РФ, но данные исследования могут значительно повысить уровень реабилитации пациентов такой группы. Решение задачи слухоречевойреабилитации у пациентов данной группы неразрывно связано с характером и методами речевой терапии. В статье рассматривается структура речевой терапии.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, слуховая функция, потеря слуха, речевая терапия.

Библиография: 11 источников.

This study is devoted to the problem of hearing loss and function in cases of coclear implants patients -in connection with the system of pedagogical rehabilitation. This theme is not enough investigated in Russian Federation, but such studies are really progressive in order to get up the level of rehabilitation system. There is real necessity of speech therapy method creating in such group of patients. Decision of the task of hearing and speech rehabilitation in this patient's group is inseparably connected with the

Российская оториноларингология № 6 (61) 2012

character and methods of speech therapy. Main characteristics of the patient's group and principles of speech therapy are described in the article.

Key words: coclear implantation,; hearing function; hearing loss, speech therapy.

Bibliography: 11 sources.

Кохлеарная имплантация, широко применяемая в настоящее время в системе реабилитации детей с глухотой и тугоухостью, ставит перед специалистами-педагогами множество новых задач, в частности, назрела необходимость разработки методики речевой терапии для пациентов данной группы [6, 10, 11]. Причем потребности реабилитационного процесса на современном этапе диктуют необходимость разработки профессиональной методики, то есть системы коррекционной работы, созданной специалистами-логопедами [1, 3, 5, 7].

Эффективность речевой терапии, как и других составляющих педагогического процесса, находится в прямой зависимости от уровня организации комплексной реабилитации детей данной категории [2, 6].

Долгое время бытовала точка зрения, что логопед с детьми данной группы занимается исключительно произносительными тренировками. В настоящее время это не соответствует действительному положению вещей. Артикуляционный тренинг является одним из направлений речевой терапии, логопед привлекает внимание ребенка к звучной речи, в том числе и при помощи вызывания звуков речи и реакции на предъявляемые звуки.

В качестве ведущего симптома у детей, перенесших кохлеарную имплантацию, выступает, говоря условным языком, языковая недостаточность, при которой на первый план в речевом патогенезе выступают не нарушения звукопроизношения, безусловно присущие данной группе пациентов, а вторичное специфическое недоразвитие речи, связанное с ограничением коммуникативных возможностей ребенка и нарушением его средств общения. В свете вышеизложенного сформулируем первую цель речевой терапии после КИ.

1. Формирование положительной мотивации на усвоение языковых и речевых навыков, пользование звучной речью.

Речевой (и не только речевой) негативизм ребенка при проведении занятий вынуждает логопеда применять разнообразные педагогические и психологические приемы и методы, что само по себе представляется нелегкой задачей. Не будем забывать и об усилиях, прилагаемых учителем и учеником в этом направлении. Логопед учит слушать и реагировать, в том числе и звуками речи - это тяжелейший труд для учителя и ученика, это - кружевная работа.

2. Развитие слухового восприятия и на этой базе - формирование фонематического восприятия.

В данном случае, термин «фонематическое восприятие» может быть применен приблизительно, потому что это не обычный в логопедии тренинг фонемного распознавания и дифференциации, а специфическая работа по привлечению внимания ребенка к звукам речи в условиях языковой недостаточности.

Логопед в своей практике работы с детьми после кохлеарной имплантации также формирует способность ребенка воспринимать различные акустические сигналы. Особенно эффективно это происходит на материале распознавания резонанса - например, отличия ротового и носового резонирования (ротовых и носовых звуков), гипо- и гиперназальности, характеристик звуков по месту и способу образования, мягкости и твердости, узнавания слов, словосочетаний, фраз и, наконец, понимания речи, просодических признаков. Для выполнения этой работы ребенок должен отчетливо распознавать дисбаланс резонанса и владеть основами фонематического анализа и синтеза.

3. Привлечение внимания к речи.

Для глухого ребенка общение при помощи звуков представляется необычным и непонятным занятием. Поэтому логопед должен выбирать такие приемы и методы работы, использование которых обеспечит интерес ребенка, положительную мотивацию и желание выполнять задания педагога [1, 4, 7, 8].

При этом можно использовать обширный стимульный материал, целью этого будет не только добиваться умения прислушиваться к звукам речи и звучащим игрушкам, но и стиму-

Научные статьи

лировать ребенка произносить звуки и слова, не требуя на первых порах абсолютной адекватности произношения и ритмического рисунка слова и звукокомплекса.

4. Стимуляция у детей звукового отклика, вызывание первичной звуко-речевой реакции на обращенную речь и манипулятивные игровые и предметно-практические действия.

Логопед направляет свои усилия на развитие подвижности артикуляционного аппарата, на формирование правильных кинестезичесих ощущений, возникающих при развитии навыков пользования звучной речью. Уточним здесь, что речь идет не о постановке звуков - мы ставим задачу воспитания условий речепроизводства, опираясь на ощущения ребенка, на что и направлен кинестезический тренинг. Ребенок «находит» звук и пробует его, контролируя свои действия и сравнивая результат с образцами, которые дает педагог.

5. Продуцирование артикуляционной и голосовой активности для стимуляции консонантной лепетной цепочки с сохранением правильных модуляций, а далее на базе этой работы -аморфных узнаваемых слов-корней, устойчивых звукосочетаний, ассоциируемых с конкретным значением предмета, признака, действия.

При этом упор делается не на точное соблюдение артикуляционной позы и артикуляционного уклада, а на приблизительное по акустическим и артикуляционным характеристикам соответствие звуковой продукции. Это дает возможность относительной компенсации продолжительности этапа предречевого развития, который в положенное время у неслышащего ребенка отсутствовал.

6. Знакомство с звуко-буквенным анализом слов и обучение аналитическому чтению и письму.

Речевая терапия предполагает также применение графических символов для закрепления звуковых сигналов и слов, которые используются в процессе работы. Необходимо как можно раньше, насколько это возможно ввиду возраста ребенка, его индивидуальных психофизических возможностей, мотивации к овладению речи, давать ребенку буквенный материал для создания опоры при знакомстве со звуками речи. Графическое сопровождение приемов речевой терапии должно проводиться параллельно со звуковой и речевой работой. Обучение чтению - продуктивное направление речевой терапии, позволяющее не только подняться на более высокий уровень познавательной деятельности - овладеть умением читать и получать дополнительную информацию и опыт, но и способствующее формированию чувства языка - автоматическому применению языковых средств в процессе речевого общения с окружающими людьми [3-5, 7].

7. Формирование адекватных голосовых характеристик ребенка.

Работа над просодическим компонентом речи также тесно связана с развитием слухового восприятия, слухового сосредоточения. Недостаточность и неадекватность степени сформиро-ванности просодического компонента речи оказывают негативное влияние на степень и характер восприятия звучной речи у детей после кохлеарной имплантации.

Соответственно, речевая терапия, которая проводится с детьми после кохлеарной имплантации, должна быть, прежде всего, направлена на развитие языковых возможностей ребенка, формирование чувства языка, на развитие коммуникативных возможностей ребенка, в том числе и на базе развития словаря, грамматических представлений, связной речи, а также, произношения звуков и слов, речевого праксиса, артикуляционных движений.

При организации речевой терапии с детьми после кохлеарной имплантации логопед обязательно взаимодействует с родителями ребенка - они являются естественными учителями ребенка и, безусловно, должны обладать определенными знаниями для создания продуктивных условий воспитания правильной речи своего ребенка.

Речевая терапия у детей после кохлеарной имплантации является структурным звеном в системе слухоречевой реабилитации, конечная цель которой - овладение ребенком звучной речью при сформированном слуховом восприятии и готовность ребенка к обучению в общеобразовательной школе по массовой программе. Достижение этой цели возможно только при осуществлении комплексного многокомпонентного подхода при реализации реабилитационной программы, что обеспечивается участием в работе сурдолога, сурдопедагога, логопеда, психолога и целого ряда специалистов медико-педагогического профиля в составе профессиональной команды, реализующих принцип продуктивного взаимодействия.

Российская оториноларингология № 6 (61) 2012

В условиях нашего института подразделения педагогической реабилитации участвующие в лечении между собой не взаимодействуют, что, разумеется, негативно сказывается на качестве и результативности проводимой работы. Речевая терапия проводится в рамках курса лечения в клинике патологии голоса и речи для детей, и это единственное звено, где деятельность врачей и педагогов упорядочена, организована и контролируется как администрацией клиники, так и самими логопедами.

Речевая терапия у детей после кохлеарной имплантации представляет собой структурное звено в системе слухоречевой реабилитации, конечная цель которой - овладение ребенком звучной речью при сформированном слуховом восприятии и готовность ребенка к обучению в общеобразовательной школе по массовой программе [4, 8-11]. Речевая терапия, занимающая центральное место в педагогической реабилитации, - перспективное и эффективное средство в борьбе за красивую и правильную речь. Именно овладение звучной речи и является одной из важнейших задач реабилитации пациентов после КИ. Достижение этой цели возможно только при осуществлении комплексного многокомпонентного подхода при реализации реабилитационной программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. - M.: Академия, 2005. - 576 с.

2. Богомильский M. Р., Ремизов А. Н. Кохлеарная имплантация. - M.: Mедицина, 1986. - 287 с.

3. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - M.: Просвещение, 1991. -319 с.

4. Красильникова О. А., Никитина M. И. Чтение и развитие речи: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Каро, 2006. - 256 с.

5. Обучение русскому языку, чтению, произношению. Книга для учителя школы слабослышащих / Под. ред. К. Г. Коровина. - M., 1995. - 150 с.

6. Показания к кохлеарной имплантации / Г. А. Таварткиладзе [и др.]: метод. рекомендации № 95/209. - M., 1995. - 24 с.

7. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. - M.: Парадигма, 2010. - 191 с.

8. Estabrooks W. (Ed.) Auditory-verbal therapy for parents and professionals. - Washington. DC: A. G. Bell, 1994.

9. Pujol C., Amal T. In: Cochlear implant rehabililalion in children and adults // D. Allum. - London: Whurr Publishers 1995. 216—231

10. Study guide for educational staff working with hearing impaired children/ G. Diller [et al]. - Heidelberg, JAKS. -2005. - 576 p.

11. Wyatt J. R., Niparko J.K. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults // D. Allum. - London: Whurr Publishers, 1995. - Р. 22—31.

Матвеева Анна Сергеевна - канд. биол. наук, логопед Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: 8(812)316-25-01, e-mail: winning_frog@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.