УДК 616.28-072:616.283.1-089.843
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
И. В. Королева12, Е. А. Огородникова3, С. П. Пак3, С. В. Левин1, А. А. Балякова3,
А. В. Шапорова1
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSMENT OF PROGRESS IN AUDITORY-SPEECH PROCESSING IN CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANTS
I. V. Koroleva, E. A. Ogorodnikova, S. P. Pak, S. V. Levin, A. A. Baliakova, А. V. Shaporova
1 ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи»
Минздрава России
(Директор - засл. врач РФ, член-корр. РАМН, проф. Ю. К. Янов)
2 ФГБУ «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»,
Санкт-Петербург
(Ректор - проф. В. П. Соломин)
3 ФГБУН «Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН», Санкт-Петербург
(Директор - член-корр. РАН, проф. Д. П. Дворецкий)
Кохлеарная имплантация и современные слуховые аппараты создают условия для развития речи у детей с любой степенью снижения слуха посредством слухового восприятия. Это определяет необходимость разработки и внедрения методик объективной оценки динамики формирования (развития) процессов слухового анализа речевых и неречевых сигналов у детей с нарушенным слухом. В работе анализируется проблема оценки результатов слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными им-плантами, в том числе с использованием методик на основе компьютерных технологий. Описан методический комплекс, включающий русскоязычную батарею тестов «Оценка слухового восприятия речи у детей с кохлеарными имплантами» (EARS, MED-EL), тест для оценки фонематического слуха, тест кратковременной слухоречевой памяти, а также батарею компьютеризованных тестов «Учись слушать». Комплекс предназначен для объективной диагностики базовых навыков слухового восприятия неречевых и речевых сигналов у детей на разных этапах послеоперационной слухоречевой реабилитации. Компьютеризованные тесты «Учись слушать» могут использоваться для формирования навыков слухового анализа у детей и взрослых после кохлеарной имплантации, а также у ранооглох-ших детей со слуховыми аппаратами. Опыт применения методического комплекса свидетельствует о его эффективности и целесообразности включения в обязательный методический инструментарий, который обеспечивает возможность оценки динамики и эффективности реабилитации детей с кох-леарными имплантами и слуховыми аппаратами не только в центрах кохлеарной имплантации, но и в территориальных сурдоцентрах, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, где обучаются дети с нарушенным слухом.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, реабилитация слухоречевой функции, диагностика сформированности слухового восприятия, дети с нарушениями слуха.
Библиография: 12 источников.
Cochlear implants and modern hearing aids provide the possibility for speech development by listening in hearing impaired children. Therefore, regular assessment of development of auditory skills in children is necessary. Problems of assessment of auditory-speech rehabilitation in children with cochlear implants are discussed. Diagnostic set including Russian test battery "Evaluation of auditory responses on speech" (EARS, MED-EL), tests for short-term auditory memory and phonemic recognition, computer test battery «Learn to hear» for objective assessment of basic auditory skills is presented. These tests should be used for assessment of efficacy of auditory rehabilitation of hearing impaired children not only in cochlear implant centers but also at local rehabilitation centers, kindergartens and schools for children with hearing disorders.
Key words: cochlear implantation, auditory rehabilitation, assessment of auditory perception, children with hearing disorders.
Bibliography: 12 sources.
Широкое распространение кохлеарной имплантации как высокотехнологичного медицинского метода реабилитации глухих детей, а также качество современных слуховых аппаратов (СА) выдвигают новые требования к организации кор-рекционной работы с детьми с нарушенным слухом [4, 5, 11]. Благодаря кохлеарным имплантам
(КИ) и современным СА даже глухие дети могут слышать самые тихие звуки. И, самое главное, слух для них становится средством развития понимания речи и собственной речи, как у детей с нормальным слухом [4]. Между тем в образовательных учреждениях для детей с нарушенным слухом при формировании речи продолжает
использоваться устный метод, опирающийся, прежде всего, на зрительный и проприоцептив-но-кинестетический анализаторы. Такой подход существенно снижает эффективность кохлеарной имплантации как высокотехнологичного метода слухоречевой реабилитации глухих детей.
В решении этой проблемы важное значение имеет разработка современных методов диагностики динамики развития процессов слухового анализа у детей с КИ или СА. В российской сурдопедагогике и аудиологии до сих пор не существовало стандартизированных тестов для оценки процессов слухоречевого анализа у детей с нарушенным слухом. Безусловно, в практической работе специалисты проводили оценку восприятия речи у таких детей. Для этой цели использовались, в частности, таблицы слов для детей Л. В. Неймана или А. М. Ошеровича [5, 10]. Их назначение - определение степени снижения слуха и получение косвенной информации о типе нарушения слуха посредством оценки разборчивости восприятия специально подобранных слов, произносимых с разной громкостью и на разном расстоянии. Однако для выполнения этих тестов необходимо, чтобы ребенок знал значение слов, узнаваемых на слух. Это, с одной стороны, уже означало наличие у ребенка очень высокого уровня развития слухоречевого анализа, с другой стороны, требовало достаточной сформированности у него произносительных навыков, что ограничивало возможности использования теста.
У неговорящих и маленьких детей слуховое восприятие оценивали с помощью поведенческих реакций на неречевые звучания и голос. Их цель -также диагностика степени снижения слуха, а не оценка процессов слухового анализа у ребенка.
В определенной степени оценка сформиро-ванности процессов слухового анализа регулярно проводилась (и проводится) в образовательных учреждениях для детей с нарушенным слухом, где осуществляется коррекционная работа по развитию слухового восприятия у таких детей. Но эта оценка основана не на использовании стандартизованных тестов, а тесно связана с программой обучения, освоением ежегодного программного материала.
Необходимость создания унифицированного русскоязычного комплекса стандартизированных тестов для оценки процессов слухового анализа стала особенно острой в связи с распространением нового метода преодоления глухоты - кохле-арной имплантации. У детей с большой потерей слуха после имплантации развитие слухового восприятия происходит постепенно от элементарной операции обнаружения звука к более сложным процессам, обеспечивающим важнейшую для восприятия речи способность различать и узнавать звуки речи в разных акустических условиях. А значит, нужны тесты, позволяющие обследо-
вать детей с очень разным уровнем развития слухового анализа независимо от возраста ребенка.
Прогресс медицины и техники привел к еще одному важному следствию - выявлению нарушений слуха у детей с первых дней жизни [5]. Сегодня все больше малышей начинают носить СА с первых месяцев жизни, а КИ получают в возрасте до 1 года. Это определяет необходимость разработки и использования новых методов для оценки слуховых навыков, быстро развивающихся с современными СА/КИ, у очень маленьких детей.
Цель работы. Обосновать требования к методике диагностики сформированности процессов слухового анализа неречевых и речевых сигналов у детей с кохлеарными имплантами, разработать методический комплекс, позволяющий оценивать динамику развития процессов слухового анализа у детей с кохлеарными имплантами разного возраста.
Обоснование требований к методике диагностики сформированности процессов слухового анализа неречевых и речевых сигналов у детей с КИ. При разработке методики диагностики сформированности процессов слухового анализа неречевых и речевых сигналов у детей с КИ необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- слухоречевая реабилитация детей с КИ является длительным и многоэтапным процессом, что требует дифференцированной оценки сформиро-ванности различных операций слухового анализа у ребенка;
- расширяются показания для проведения кохлеарной имплантации, в том числе и в отношении ранооглохших подростков без слухового опыта и с несформированной языковой системой и устной речью;
- растет число детей, кохлеарная имплантация которым проводится в возрасте до года;
- в РФ внедрен аудиологический скрининг новорожденных, благодаря которому нарушения слуха диагностируются в первые дни жизни ребенка;
- слухопротезирование детей с нарушенным слухом в ряде случаев осуществляется уже в возрасте 2 месяцев;
- в современном мировом сообществе, в том числе и в профессиональных сообществах (аудио-логическом и сурдопедагогическом), происходят интегративные процессы, предполагающие взаимодействие и взаимообмен результатами, идеями, в частности, относящимися к разработке общих подходов в области диагностики и лечения заболеваний, реабилитации пациентов.
В соответствии с этим унифицированная методика диагностики сформированности процессов слухового анализа неречевых и речевых сигналов у детей с КИ должна обеспечивать:
- возможность тестирования разных операций слухового анализа (от простых - обнаружение, различение звуковых сигналов - до наиболее сложных - опознавание при открытом выборе, фонематический слух, восприятие на фоне помех);
- возможность тестирования детей разного возраста, начиная с возраста одного месяца;
- возможность обследования детей с разным слуховым, языковым, речевым опытом;
- возможность количественной оценки динамики развития операций слухового анализа на разных этапах слухоречевой реабилитации;
- возможность объективной оценки динамики развития операций слухового анализа;
- возможность оценки навыков использования слуха ребенком в ежедневных ситуациях;
- возможность сравнения результатов с данными, полученными в разных центрах, в том числе зарубежных, с учетом оценки особенностей настройки кохлеарного импланта.
Руководствуясь этими требованиями, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи в 1998 г. начал научно-исследовательскую работу по созданию русскоязычных методов оценки динамики развития слухоречевого восприятия у детей с КИ. Эта работа велась в двух направлениях:
- создание русскоязычной батареи тестов для оценки слухоречевого восприятия у детей с КИ на основе международного тестового комплекса EARS (MED-EL);
- разработка компьютеризованной батареи инструментальных тестов для проведения психофизических измерений и объективной оценки базовых слуховых навыков у пациентов с КИ совместно с лабораторией психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. Русскоязычная батарея тестов оценки слухо-речевого восприятия у детей с КИ на основе международной батареи тестов EARS (MED-EL)
В рамках первого направления работ в СПб НИИ ЛОР была создана батарея тестов «Оценка слуховых реакций на речь у ребенка с КИ», представляющая собой адаптированный к особенностям русского языка комплекс тестов Evaluation of auditory responses on speech (EARS), разработанный специалистами фирмы-производителя кохлеарных имплантов MED-EL (Австрия), с которой институт сотрудничает в области кохлеарной имплантации с 1997 г. [6].
Русскоязычная версия батареи EARS (MED-EL), также как и оригинал, включает 7 тестов и 2 анкеты для педагогов/родителей. Тесты предназначены для оценки динамики слухоречевого развития детей, начиная с 2 лет. С их помощью оценивается сформированность основных процессов слухового анализа звуков:
Обнаружение - способность реагировать на появление или отсутствие звука.
Различение - способность определять различие или сходство между двумя звуковыми сигналами (образами), в том числе и по отдельным признакам.
Узнавание - способность выбирать (узнавать) определенный звуковой сигнал среди других известных звуковых сигналов.
Опознавание - способность повторить или имитировать произносимые звуки, в том числе и речь.
Понимание - способность понимать разговорную речь.
В тестах, входящих в батарею EARS, используются преимущественно речевые сигналы разного уровня - фонемы, слова, предложения, вопросы. При этом тесты относятся к двум группам.
1-я группа - тесты закрытого выбора. При их выполнении ребенок должен выбрать соответствующий сигнал (слово) из закрытого (ограниченного) набора других сигналов (слов) (выбор соответствующих картинок или игрушек).
2-я группа - тесты открытого выбора. В этом случае ребенок не знает, какие слова он услышит (выбор нужного слова неограничен каким-либо списком). Ребенок должен повторить те слова и предложения, которые он услышал (или ответить на вопрос). Выполнение этих тестов требует от ребенка определенной сформированности не только слухоречевого восприятия, но и произносительных навыков.
Большинство тестов этого комплекса имеет несколько уровней сложности, что определяется количеством слов (предложений), предлагаемых для прослушивания. Процедура тестирования предполагает, что сурдопедагог произносит речевой материал за экраном и оценивает количество правильных ответов у ребенка.
Анкеты, включенные в батарею EARS (ШСИ -шкала слуховой интеграции и ШИУР - шкала использования устной речи), предназначены для оценки эффективности использования ребенком КИ в бытовых ситуациях и использования им устной речи для общения на основании наблюдений родителей и педагогов.
Применение русскоязычной батареи тестов EARS в условиях клиники существенно расширило возможности оценки динамики развития слухового восприятия речи у детей с КИ с не-сформированными речевыми навыками и у детей младшего возраста. Однако опыт их реабилитации после кохлеарной имплантации выявил ряд важных ограничений данной батареи тестов.
1. Тесты не оценивают степень сформирован-ности фонематического слуха у детей с КИ. Между тем фонематический слух является важным условием для спонтанного овладения речью у ребенка.
2. Тесты не оценивают слухоречевую память ребенка с КИ. В то же время нарушения слухоре-
чевой памяти характерны для большинства детей с КИ.
3. Тесты малоэффективны для оценки динамики слухоречевого развития детей, имплантированных в возрасте до 1 года.
4. Тесты не оценивают ряд операций слухового анализа, связанных с выделением значимых признаков речевых (неречевых) сигналов, вариативностью речевых сигналов, устойчивостью распознавания речевых сигналов в условиях помех, локализацией источника звука в пространстве и др.
5. Тесты недостаточно эффективны для обследования пациентов, использующих КИ в течение длительного времени, а также для сравнительной оценки изменений в настройке процессоров КИ.
Решение этих проблем требовало дальнейшего развития методического инструментария для оценки динамики слухоречевых процессов у детей с КИ, и батарея EARS была дополнена тестами «Оценка фонематического слуха» и «Оценка объема краткосрочной слухоречевой памяти». В 2005 г. в батарею был включен русскоязычный вариант анкеты для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS, MED-EL), предназначенный для диагностики слухового развития детей начиная с возраста 1 месяц.
Расширенный набор тестов (9 тестов) и анкет (3 анкеты) вошел в состав комплекса «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха» [4]. Общая структура методического комплекса и направленность составляющих его тестов представлены в табл. 1. Комплекс рекомендован для оценки динамики слухоречевого развития детей с КИ в сурдологических центрах и образовательных учреждениях. Обследование детей должно проводиться в определенные временные интервалы - до операции, сразу после первой настройки процессора КИ, через 1, 3, 6, 12, 18 месяцев после первой настройки и далее ежегодно.
Компьютеризованная батарея тестов «Учись слушать». На решение задач оценки сформированности операций слухового анализа, связанных с выделением значимых признаков речевых (неречевых) сигналов, вариативностью речевых сигналов, устойчивостью распознавания речевых сигналов в помехах, локализацией источника звука и др., направлен комплекс компьютеризованных тестов в рамках тренажерной системы «Учись слушать». Разработка этой системы была начата в 2003 г. специалистами Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи совместно с сотрудниками лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН (Санкт-Петербург). Система построена по модульному принципу. Это позволяет включать в ее состав новые тематические разделы и наборы специализированных тестов,
направленных на оценку и развитие навыков слухового анализа с учетом возраста и уровня реабилитации пациента, включая как ранние, так и более поздние этапы использования КИ [3, 7, 12].
Использование при разработке вычислительных технологий определило возможность создания на базе системы «Учись слушать» целого ряда инструментальных методик, реализация которых невозможна или затруднена другими средствами. К ним следует отнести тесты, предназначенные для развития и оценки:
- константности восприятия речевых сигналов в условиях дикторской вариативности (смена диктора) и на фоне акустических помех;
- навыков локализации источника звука в пространстве (включая обнаружение и определение направления движения источника);
- выделения коротких пауз (прерываний сигнала);
- различения ритмического рисунка звуковых последовательностей и т. д.
Использование программного комплекса позволяет также сохранять цифровой протокол отдельных занятий и (или) всего курса реабилитации, что обеспечивает возможность объективизировать и анализировать его результаты с точки зрения динамики развития и закрепления слуховых навыков, включая дополнительный и очень важный показатель сформированности той или иной операции слухового анализа - время реакции пациента. Важно также, что тренинг слуха с помощью разработанных инструментальных методик проводится с опорой на визуальное подкрепление звуковой стимуляции на экране монитора и организацию обратной связи с пациентом. Это допускает использование комплекса как в режиме занятий под руководством сурдопедагога, так и в условиях домашнего обучения с оценкой результатов на основе промежуточного объективного тестирования.
Общий вид компьютерного комплекса, примеры протокола проведенного занятия и интерфейса для ряда тестов из разных тематических разделов приведены на рис. 1. В настоящее время сформированная батарея тестовых наборов из комплекса «Учись слушать» ориентирована на работу с пациентами с КИ и детьми с нарушениями слуха старше 4 лет. Она состоит из ряда основных разделов с условными названиями «Пауза», «Высота», «Ритм», «Внимание», «Ориентация», «Речь», «Просодика», «Восприятие на фоне помех», «Речевой и музыкальный коктейли», «Элементы грамматических конструкций». Структура разделов соответствует объединению тестовых блоков разного уровня сложности и закрытых наборов сигналов разной размерности (от 3 до 12 стимулов). Это обеспечивает возможность проведения не только диагностических тестов, но и развиваю-
Т а б л и ц а 1
Комплекс «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха» (основан на батарее тестов EARS, MED-EL)
Тест Стимулы Структура Тип Возраст
Неречевые и речевые звуки
Тест 1. Развитие слухового восприятия Музыкальные инструменты, голос, фонемы (имена) Меняется Закрытый выбор > 1 года
Слова
Тест 2. Восприятие слоговой структуры слова Слова с разным количеством слогов 3, 6, 12 картинок, предметов, карточек со словами Закрытый выбор > 2 лет
Тест 3. Узнавание односложных слов при закрытом выборе Односложные слова 4 или 12 картинок, предметов, карточек со словами Закрытый выбор > 3 лет
Тест 5. Узнавание односложных слов при открытом выборе Односложные слова СГС - структура слов Открытый выбор > 5 лет
Предложения
Тест 4. Узнавание слов в слитной речи Предложения Матрицы картинок Закрытый выбор > 4 лет
Тест 4а. Узнавание простых предметов при их назывании Простые предложения 17 игрушек Закрытый выбор > 3 лет
Тест 6. Восприятие простых вопросов Вопросы Открытый выбор > 6 лет
Тест 7. Восприятие незнакомых предложений Простые предложения Открытый выбор > 6 лет
Дополнительные тесты
Тест 8. Оценка фонематического слуха Слоги Список букв Закрытый выбор > 4 лет
Тест 9. Объем краткосрочной слухоречевой памяти Список цифр от 1 до 9 или набор картинок/предметов Закрытый выбор > 4 лет
Анкеты
Шкала слуховой интеграции (ШСИ) Собеседование или анкета 5-балльная шкала > 1 года
Шкала использования устной речи (ШИУР) Собеседование или анкета 5-балльная шкала > 1 года
Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста Собеседование или анкета 35 вопросов > 1 мес.
щих занятий с пациентами разного возраста и на разных этапах реабилитации с подбором индивидуальной программы тренинга. Более подробная информация об оцениваемых слуховых навыках, структуре, стимульном материале тестов, реализованных в данной системе, приведена в табл. 2.
Результаты применения диагностических комплексов. Внедрение расширенной русскоязычной батареи тестов EARS и компьютерной системы «Учись слушать» в реабилитационный про-
цесс после кохлеарной имплантации в СПб НИИ уха, горла, носа и речи способствовало повышению эффективности развития слухоречевой функции у детей и подростков с КИ. Положительные результаты практического применения разработанных инструментальных тестов нашли отражение в ряде публикаций [7, 9, 12]. Они также составили основу для дальнейшего развития этого направления, в частности, при подготовке русскоязычной версии адаптивных тестов HINT
Рис. 1. Компьютерная система «Учись слушать». Общий вид системы и примеры - работа с пациентами, цифровой протокол занятий, интерфейс ряда тестовых заданий.
для оценки разборчивости слитной речи в шуме в рамках международного сотрудничества СПб НИИ уха, горла, носа и речи и House Ear Institute (США) и теста AAST (совместно с Институтом ау-диопедагогики, Германия).
Следует особо выделить данные, полученные с помощью системы «Учись слушать» при формировании и развитии навыков различения временной структуры и восприятия динамических характеристик звуковых сигналов. Они представлены оценками распознавания пациентами с КИ звуков окружающей среды:
- 11 сигналов с разной временной структурой - периодические последовательности, шумы, тональные стимулы;
- восприятия ритма (5 вариантов ритмического рисунка звуковых последовательностей);
- определения фразовой интонации по контуру основного тона голоса диктора (рис. 2-4).
Возможность фиксации объективных показателей в процессе занятий позволила выявить трудности и проявления грубых нарушений восприятия временной структуры звуковых сигналов у пациентов с КИ, находящихся на начальной стадии постоперационной реабилитации (2 недели после включения процессора имплан-та). Такие проявления наблюдались в основном у долингвальных (ДЛ) пациентов и составляли 30% от общего числа ошибок распознавания,
сделанных при восприятии звуков окружающей среды. В целом измерения, проведенные с помощью тестов системы «Учись слушать» (разделы «Пауза», «Ритм»), позволяли сделать вывод о не-сформированности начальных навыков слуховой сегментации (анализ непрерывной и прерывистой стимуляции, выделение границ элементов звуковой последовательности) у пациентов с недостатком сенсорного опыта (ранняя глухота, неэффективность СА) [8].
Важно подчеркнуть, что направленные занятия с использованием этой системы существенно улучшали результаты прослушивания и приводили к значимому возрастанию числа правильных распознаваний звуков окружающей среды, входящих в тестовые наборы, и к снижению времени реакции не только у долингваль-ных, но и у постлингвальных пациентов с КИ. При этом наблюдалось постепенное сближение показателей восприятия у этих групп пациентов (рис. 2).
Сходные тенденции проявились при развитии навыка восприятия ритма, также связанного с анализом сегментной структуры звуковых последовательностей. Обучение проводилось с использованием стимулов с разными музыкальными звучаниями (гобой, скрипка, пианино) в группе из 14 пост- и 63 долингвальных пациентов в возрасте от 6 до 52 лет. Положительные резуль-
Таблица 2
Комплекс компьютеризованных тестов «Учись слушать»
Тесты (слуховые навыки) Неречевые звуки Речь
Стимулы Звуки Последовательности Стимулы Звуки Слоги Слова Фразы
Обнаружение Тоны, шум Тест: пауза в сигнале Тест: движение источника звука Гласные Тест: пауза в сигнале - - -
Различение Звуки музыкальных инструментов — Тесты ритм; высота Гласные, слоги, слова: 1 диктор, 4 диктора Тест: голос диктора Тест: ритм Тест: голос диктора —
Опознавание Голоса: птиц и животных; звучания музыкальных инструментов; бытовые звуки; звуки: транспорта; стихии Тесты: голоса птиц, животных; звуки быта; звуки стихии; звуки транспорта; звуки музыкальных инструментов Слоги, слова: 1 диктор; 4 диктора Тест: опознавание гласных Тест: опознавание слогов Тесты: опознавание: односложных, разносложных, многосложных слов
Выделение Звучания музыкальных инструментов (соло, ансамбль) Тест: целевой инструмент Тест: целевой инструмент Слова на фоне помехи: 4 диктора; синхронное произнесение: 2 диктора Тест: опознавание гласных звуков целевого диктора (мужской - женский голос) Тесты: опознавание разносложных слов; узнавание слов (целевой диктор)
Понимание Музыкальные фрагменты Тест: музыкальные фрагменты (описание слуховое, эмоции) Граммат1 гчесю 1е конструкции, короткие фразы (утверждение, вопрос): 1-4 диктора Тест: сопряжение местоимений и пр1 шагательных (число, род) Тест: фразовая интонация
Ориентация Периодические сигналы Тест: локализаци-язвука Тест: определение направления движения источника звука одно- и разно-сложные слова: 4 диктора Тест: восприятие при смене места диктора
а к
25
обучения
ПОСЛЕ
НО
обучэкля
ПОСЛЕ
МгТЛИнпиъим* Я Дипнншпыи.^ _пщцинта_
Рис. 2. Результаты выполнения теста «Восприятие окружающих звуков» пациентами с КИ (возраст 7-45 лет) до и после обучения. Показатели - процент правильных ответов (слева) и время реакции
(справа)
Рис. 3. Результаты выполнения теста «Восприятие ритма» пациентами с КИ до и после обучения. Показатели - процент правильных ответов (слева) и время реакции (справа).
таты этих занятий хорошо видны на диаграммах, представленных на рис. 3.
Кроме того, с учетом ранее полученных данных о трудностях восприятия фразовой интонации у долингвальных пациентов с КИ [1] были проведены направленные занятия по развитию этой способности у 12 детей (долингвальная глухота, возраст от 6 до 14 лет), использующих
Рис. 4. Влияние направленного тренинга на результаты восприятия фразовой интонации долингвальными пациентами с КИ. Средние показатели по группе: частота правильных ответов (слева) и время реакции (справа), полученные до и после обучения.
КИ в течение одного месяца. Измерения (слуховая оценка интонации, фразы в исполнении 2 дикторов) осуществлялись до и после курса из 3 обучающих занятий в интервале одной недели (рис. 4).
Результаты, как и в предыдущих сериях, показали значительное улучшение фиксируемых показателей - возрастание правильных ответов и снижение времени реакции пациентов, свидетельствующее о развитии и закреплении навыков слухового анализа динамических характеристик речевых сигналов (изменение основного тона голоса диктора).
Таким образом, применение компьютеризованного комплекса тестов позволяет осуществлять не только долгосрочную, но и текущую оценку динамики развития дифференцированных слуховых навыков, в том числе непосредственно в процессе проведения коррекционных занятий. Эти возможности, в свою очередь, обеспечивают условия для своевременного выявления недостаточной сформированности конкретных операций слухового анализа, необходимых для развития слухового восприятия и создания перцептивной основы для спонтанного развития
речи у детей с КИ, а также для коррекции индивидуальной программы занятий.
Заключение. Научное обоснование, экспериментальные исследования и многолетний опыт использования представленного в работе комплекса тестов и инструментальных методик позволяют сделать заключение о высокой результативности его практического применения. Очевидна также целесообразность включения данного комплекса в качестве обязательного методического обеспечения для оценки динамики и эффективности реабилитации детей с КИ и СА как в центрах кохлеарной имплантации, так и в городских сурдоцентрах, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, где обучаются дети с нарушенным слухом.
В настоящее время часть банка тестов компьютерной системы «Учись слушать» апробируется в коррекционных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга. Опыт сотрудничества с педагогами, реализующими применение комплекса разработанных инструментальных методик в структуре традиционной слуховой работы, показывает, что их использование повышает эффективность занятий и способствует расширению возможностей направленного развития процессов слухового анализа - фундамента слухового восприятия и речевой коммуникации ребенка. Более подробно результаты применения системы для слуховой работы со школьниками, имеющими нарушения слуха и речи, представлены в работе [2].
Выводы
1. Диагностика динамики развития процессов слухового анализа является важнейшим инструментом оценки эффективности слухоречевой реабилитации детей с КИ, а также эффективности кох-леарной имплантации как высокотехнологичного метода лечения глухоты в целом.
2. Обоснованы требования к созданию унифицированной методики диагностики сформирован-ности процессов слухового анализа неречевых и речевых сигналов у детей с КИ. В их число входят возможности тестирования базовых операций слухового анализа, детей разного возраста, начиная с 1 месяца; пациентов с разным слуховым, языковым и речевым опытом, количественной и объективной оценки динамики развития операций слухового анализа на разных этапах слухоречевой реабилитации, сравнения результатов, полученных в разных центрах, включая зарубежные.
3. Создан комплекс тестов для диагностики динамики развития процессов слухового анализа у детей с КИ, который включает: «Методику оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха» (на базе батареи тестов EARS, MED-EL) и набор компьютеризованных тестов в составе тренажерной системы «Учись слушать» (на базе инструментальных методик с измерением психофизических показателей). Комплекс позволяет осуществлять долгосрочную (на разных этапах реабилитации) и текущую (в процессе коррекционной работы) оценку сформированности дифференцированных операций слухового анализа у детей с КИ разного возраста, сравнивать результаты изменения параметров настройки процессора КИ.
4. Многолетнее использование разработанного комплекса тестов в условиях клиники С-Петербургского НИИ ЛОР, а также апробация в образовательных коррекционных учреждениях для детей с нарушенным слухом демонстрируют его высокую эффективность.
5. Разработанный тестовый комплекс может быть рекомендован в качестве методического обеспечения для оценки динамики и эффективности реабилитации детей с КИ и слуховыми аппаратами как в центрах кохлеарной имплантации, так и в городских сурдоцентрах, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, где обучаются дети с нарушенным слухом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Восприятие высоты голоса и мелодики речевых звуков глухими людьми после операции кохлеарной имплантации / В. В. Люблинская [и др.] // Рос. оторинолар. - 2007. - № 4. - С. 3-13.
2. Использование компьютерного тренажера «Учись слушать» для развития слухоречевого восприятия детей с нарушениями слуха и речи в условиях образовательного учреждения / Н. Ю. Белова [и др.] // Рос. оторинолар. - 2013. - № 3. - С. 15-23.
3. Компьютерная тренажерная система для реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов после операции кохлеарной имплантации / Е. А. Огородникова [и др.] // Рос. оторинолар. - 2008. - Прил. № 1. -С. 342-347.
4. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). -СПб.: КАРО, 2009. - 752 с.
5. Королева И. В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. - СПб.: КАРО, 2012. - 400 с.
6. Королева И. В., Дмитриева И. В. Проблема оценки слухового и речевого развития детей с кохлеарными им-плантами: русскоязычная версия методики EARS // Новости оторинолар. и логопатол. Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). - 1999. - Прил. 1. - С. 97-107.
7. Опыт использования компьютера при исследовании и тренировке слухоречевого восприятия у пациентов после кохлеарной имплантации / В. В. Люблинская [и др.] // Речевые технологии. - 2009. - № 1. - С. 43-54.
8. Особенности слухоречевой сегментации у детей школьного возраста с нормальным слухом и нарушениями слуха и речи / Е. А. Огородникова [и др.] // Сенсорные системы. - 2012. - Т. 26, № 1. - С. 20-31.
Российская оториноларингология № 3 (64) 2013
9. Результаты использования компьютерной тренажерной системы в практике реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов с кохлеарными имплантами / И. В. Королева [и др.] // Рос. оторинолар. - 2008. -Прил. № 1. - С. 297-304.
10. Руленкова Л. И., Смирнова О. И. Аудиология и слухопротезирование. - М.: Академия, 2003. - 208 с.
11. Янов Ю. К. Высокотехнологичные методы лечения в отологии (перспективные направления) / Тез. докл. конф. «Основные проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху и пути их решения». - СПб., 2009. - С. 10-14.
12. Computer in rehabilitation of patients with cochlear implants / E. A. Ogorodnikova [et al.] // 13-th International conference «Speech and Computer», Russia, St.-Petersburg: Proceedings. - St.-Petersburg, 2009. - P. 483-486.
Королева Инна Васильевна - докт. психол. наук, профессор СПб НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9, тел.: 8-812- 495-36-71, e-mail: [email protected]
Огородникова Елена Александровна - зав. лабораторией психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, тел.: 8-812-328-13-01, e-mail: [email protected] Пак Сергей Павлович - ст. н. с. лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, тел.: 8-812-328-13-01, e-mail: [email protected]
Левин Сергей Владимирович - канд. мед. наук, ст. н. с. СПб НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9, тел.: 8-921- 632-45-78, e-mail: [email protected]
Балякова Анна Александровна - мл. н. с. лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, тел.: 8-812- 328-13-01, e-mail: anna_baliakova@ mail.ru
Шапорова Анна Викторовна - мл. н. с. СПб НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9, тел.: 8-952-208-12-39, e-mail: [email protected]
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:
в отдел патофизиологии голоса и речи: заведующего отделом; в организационно-методический отдел: заведующего отделом; в отдел диагностики и реабилитации нарушений слуха: заведующего отделом, ведущего научного сотрудника и старшего научного сотрудника;
в лабораторно диагностический отдел: главного научного сотрудника и старшего научного сотрудника.
в отдел разработки и внедрения высокотехнологичных методов лечения: ведущего научного сотрудника.
Срок подачи документов - до 25 августа. Справки по телефону: (812) 316-28-52
объявляет конкурсный прием
в аспирантуру
по специальности оториноларингология - 2 места. Срок подачи документов - до 29 августа 2013 года. Справки по телефону: (812) 316-28-52.
в клиническую ординатуру
по специальности оториноларингология - 4 места. Срок подачи документов - до 20 августа 2013 года. Справки по телефону: (812) 316-54-29.