Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1454
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / СЛУХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веймер Яна Владимировна

Дан обзор современных методик по диагностике состояния слухового восприятия речи у детей дошкольного возраста после КИ, определены принципы, лежащие в основе существующих методик, их структура и типы заданий.A review of current techniques for diagnosing the auditory perception of speech in pre-school children after CI is given, identifying the principles underlying the existing techniques, their structure and types of tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веймер Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ

ИМПЛАНТАЦИИ

Веймер Яна Владимировна

Томский государственный педагогический университет

Магистрант

MODERN METHODS FOR DIAGNOSING THE STATE OF AUDITING PERCEPTION OF Oral SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

Veymer Yana Vladimirovna

Tomsk State Pedagogical University Undergraduate

Аннотация. Дан обзор современных методик по диагностике состояния слухового восприятия речи у детей дошкольного возраста после КИ, определены принципы, лежащие в основе существующих методик, их структура и типы заданий.

Аbstract. A review of current techniques for diagnosing the auditory perception of speech in pre-school children after CI is given, identifying the principles underlying the existing techniques, their structure and types of tasks.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, слухоречевое развитие, восприятие устной речи, диагностика.

Keywords: cochlear implantation, auditory-verbal development, oral perception, diagnosis.

Группа дошкольников, перенесших кохлеарную имплантацию (КИ) в разном возрасте, является особой группой детей, требующая точной диагностики состояния слухоречевого развития с целью выявления имеющихся особенностей.

Развитие слухового восприятия речи является приоритетным направлением коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, поскольку на его основе ведется работа по формированию устной речи у детей, перенесших КИ. Развитие слухового восприятия выступает необходимым условием для овладения детьми с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста речью.

Определение уровня слуховых возможностей детей с нарушением слухом в целом и с КИ, в частности, является основной задачей работы по развитию слухового восприятия речи. При организации условий и методов обследования уровня восприятия устной речи необходимо учитывать принцип возрастных особенностей детского развития, поскольку структура заданий на обследование восприятия устной речи у детей с КИ базируется на генетическом и структурно-семантических принципах, а также соответствует онтогенетическим и филогенетическим данным, что обеспечивает анализ у ребенка с нарушением слуха, того пути в речеслуховом развитии, который складывается в онтогенезе.

Для анализа были выбраны следующие методики по обследованию состояния слухового восприятия речи у детей дошкольного возраста после КИ:

- русскоязычная версия батареи тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами EARS» [1];

- методика исследования слухового восприятия глухих детей младшего дошкольного возраста по О.В. Зонтовой [2];

- методика А.И. Сатаевой [3]

- серия игр и игровых заданий для детей, перенесших КИ О.Н. Розановой [4];

- комплекс заданий на слуховое восприятие детей С.В. Феклистовой [5];

- диагностика слухового восприятия у детей среднего и старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями слуха Е.Л. Черкасовой [6];

- методика изучения состояния слухового восприятия Т.В. Обуховой, Е.Н. Сороко [7];

- методика изучения слухового восприятия у дошкольников с различными нарушениями в развитии А.Л. Казанской и А.А. Сидельниковой [8];

- комплекс коррекционно-диагностических игр на слуховое внимание Е.Г. Молчановой [9].

Изучение неречевого и речевого слуха является составной частью существующей методики

педагогического обследования слуховой функции. В основе всех методик по диагностике восприятия устной речи детей с КИ, лежит принцип формирования слухоречевого навыка, который полностью соответствует закономерностям развития слышащего ребенка.

Диагностика речевого слуха ребенка с кохлеарным имплантом включает в себя задания на опознавание речевых стимулов в следующем порядке:

- на материале звуков (низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных звуков):

- на материале слогосочетаний,

- на материале лепетных и полных слов:

- на материале фраз:

Методики для изучения сформированности речеслуховой функции должны включать следующие типы заданий: определение условной двигательной реакции на звук, определение характеристик звучания (количество, длительность, громкость и.т.д.), воспризведение ритмических последовательностей, определение и дифференациация слуховых характеристик слов (соблюдение ударности и слоговой структуры), понимание и воспроизведение связных высказываний, фраз, простых вопросов и поручений.

Особенности развития детей с кохлеарным имплантом обуславливает специфику способов предъявления заданий (сначала на слухо-зрительной, затем на слуховой основе), при моноуральной имплантации предъявление заданий осуществляется со стороны имплантированного уха, расстояние между ребенком и педагогом на начальном этапе составляет 1 м. (с последующим увеличением).

Все задания предлагаются детям в игровой форме, в связи с чем возникает необходимость в разнообразном диагностическом материале: картинок (предметные, сюжетные серии картинок), игрушек, звучащих предметов.

Одной из ведущих и основных методик диагностики уровня восприятия речи у детей с КИ является батарея тестов (EARS) — «Оценка слуховых реакций на речь», разработана компанией «MED-El» и предназначена для оценки сформированности слухоречевого восприятия пациентов после КИ. Специалистами Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи (И.В. Королева, И.В. Дмитриева, 1999) была адаптирована русскоязычная версия батареи тестов. Комплекс включает 7 тестов и 2 анкеты, которые позволяют оценить навыки слухоречевого восприятия и использования устной речи у детей, прошедших кохлеарную имплантацию и, по мнению его авторов, является основным инструментом для оценки эффективности проведенной операции.

«Комплекс позволяет оценивать последовательное развитие операций слухоречевого анализа у детей с разным слуховым опытом: от простейшей операции обнаружения появления звука до операций, связанных с фонематическим анализом и слуховым контролем своего произношения (слухоартикуляционный контроль)» [1], а также понимания и распознавания слитной речи. Русскоязычная батарея эффективна для обследования детей с 3 лет, у которых уже можно проводить диагностику «сформированности слухоречевых процессов формализованными методами»[1].

Батарея тестов позволяет оценить следующие слуховые навыки: обнаружение, различение, узнавание, опознавание и понимание на примере разнообразного звукового материала (неречевые звуки, фонемы, изолированные слова различной слоговой структуры, слова в слитной речи, знакомые и незнакомые повествовательные предложения, вопросы).

Методика О.В. Зонтовой предназначена для изучения слухового восприятия глухих детей младшего дошкольного возраста и включает в себя четыре серии заданий на исследование неречевого и речевого слуха. Данная методика можно использовать с первых недель пользования КИ, а ее использование целесообразно для исследования неречевых и речевых компонентов слухового восприятия у детей с КИ с минимально сформированными процессами слухоречевого анализа, пассивного и активного словаря. Методика определяет: наличие условно-двигательной реакции на неречевые/речевые звуки, уровень восприятия звуков окружающего мира, способность к дифференциации неречевых и речевых звучаний, анализ количественных и качественных характеристик неречевых сигналов и экстралингвистических характеристик речевых сигналов.

А.И. Сатаева предлагает метод беседы-наблюдения, наблюдение за поведенческими реакциями на звуки, за эмоциональным взаимодействием, анализ состояние уровня доречевых форм общения (мимика, жесты, предречевые вокализации (крик, гуление, лепет, протослова), понимания устной речи, формирования навыка естественной коммуникации. Близкие ребенка являются важными участниками диагностического процесса, и своими действиями демонстрируют степень готовности к эмоциональному взаимодействию со ребенком в новых сенсорных условиях. Данная методика применима к детям долингвально и перилингвально оглохшим детям, перенесшим КИ, материал для диагностических заданий должен быть ориентирован в соответствии с ранним слуховым и речевым онтогенезом.

Методика Т.И. Обуховой и Е.Н. Сороко по диагностике состояния слухового восприятия у детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуховой функции представлена двумя блоками: обследование необученных и обученных детей. Диагностика первой группы детей ведется на примере неречевых и речевых (лепетных звукосочетаний) стимулов. Исследование слухового восприятия второй группы ведется на примере речевых стимулов, представленных двумя группами: низкочастотных и высокочастотных слов. Как отмечает автор, данная методика применима и для слухопротезированных детей. Диагностика ведется слухозрительно, с применением соответствующего картинного материала, а также

В качестве диагностического материала могут быть использованы блоки игровых заданий, представленные О.Н. Розановой, для детей раннего дошкольного возраста на развитие слухового восприятия неречевыми и речевыми стимулами. Задания проводятся сначала на слухозрительной основе, а затем без зрительной поддержки, помимо этого уровень сложности предъявляемых заданий зависит от

расстояния между ребенком и источником звука, которое должно постоянно увеличиваться, и от изменения временных интервалов между звуковыми сигналами.

Для детей с более развитыми слухоречевыми навыками применимы серия диагностических развивающих упражнений для детей, прошедших КИ, подложенные С.Н. Феклистовой, а также методика исследования слуха речью Е.Л. Черкасовой, для детей среднего и старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями слуха. В серии заданий С.Н. Феклистовой помимо заданий на различение экстралингвистических характеристик речевых звуков представлены задания на выявление более «тонких слуховых дифференцировок»: различение разных по звуковому составу слов; различение близких по звуковому составу слов; различение слов, отличающихся одним звуком; различение разных по длине слов; различение слов, одинаковых по длине, но имеющих разное место ударения; различение слов, одинаковых по длине и ритмической структуре. Исследование слуха речью Е.Л. Черкасовой состоит из 4 блоков:

- обследование слуха речевыми стимулами, представленными высокочастотными и низкочастотными словами из списков Л.В. Неймана либо из таблиц А.М. Ошеровича (при выраженном недоразвитии экспрессивной речи);

- обследование звукопроизносительных умений, сохранности слоговой структуры слов, а также соблюдение ударности;

- обследование фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и фонематических представлений);

- обследование лексической системы языка.

Методика диагностики слухового восприятия В.Л. Казановской и А.А. Сидельниковой рассчитана на детей дошкольного возраста с «различными нарушениями, не имеющими отклонения в развитии» и основана на исследовании на материале неречевых и речевых звучаний 5 основных компонентов слухового восприятия: 1. пространственный компонент (локализация источника и направления звучания); 2. временной компонент (исследование длительности звучания); 3. тембровый компонент (дифференциация на слух звуков музыкальных инструментов, голосов разной тембровой окраски); 4. динамический компонент (дифференциация на слух громких и тихих звуков); 5. ритмический компонент (воспроизведение ритмических последовательностей).

Комплекс игр на слуховое внимание Е.Г. Молчановой может быть предназначен для диагностики слухового восприятия посредством неречевых и речевых стимулов у детей среднего и старшего дошкольного возраста с развитыми слухоречевыми навыками. Благодаря структурированному, в соответствии с онтогенетическими принципами материалу, на основе неречевых и речевых стимулов можно диагностировать, по мнению автора, «западающие» у ребенка звенья» в цепочке развития слухового восприятия в целом и речевого слуха в частности. Разнообразный спектр занимательных игр представлен 4 основными блоками и дополнительным блоком заданий повышенной сложности: 1. восприятие неречевых и речевых звуков окружающего мира (идентификация, локализация, дифференциация, задания на определение паралингвистических характеристик звуковых стимулов); 2. задания на сформированность слуховой дифференциации речевых стимулов (на материале слов-квазиомонимов, задания на определение правильности слова, подбор рифм); 3. восприятие на слух речевого материала (простых фраз, заданий, инструкций); 4. задания на сформированность навыков элементарного фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, комплекс диагностических мер по исследованию уровня восприятия речи у детей, прошедших КИ является не только мерой по оценке эффективности проведенного оперативного вмешательства, но является неотъемлемой частью слухоречевого развития в целом, затрагивая все его уровни.

Литература

1. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). - 2 изд. - СПб.: КАРО, 2012. - 752 с.

2. Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

3. Сатаева, А И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации: дис. ... канд. пед.наук наук: 13.00.01. - М., 2016. - 122 с.

4. Розанова, О.Н. Формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста с кохлеарными имплантами // Пралеска. - 2017. - №01. - С. 3-12.

5. Феклистова, С.Н. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего возраста // Спецыяльная адукацыя. - 2013. - №2.

- С. 26-32.

6. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

7. Обухова, Т. И., Сороко, Е.Н. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие. - Минск: БГПУ, 2013. - 91 с.

8. Казанская, В.Л., Сидельникова, А.А. Развитие слухового восприятия у дошкольников: Комплекс

диагностических заданий и обучающих игр. - М.: АРКТИ, 2018. - 112 с.

9. Молчанова, Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. - 2 изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 320 с.

References

1. Koroleva, I.V. Cochlear implantation of deaf children and adults (electrode hearing replacement). - 2nd ed. - SPb .: KARO, 2012 .-- 752 p.

2. Zontova, O.V. Correctional and pedagogical assistance to children after cochlear implantation: Metodicheskiye rekomendatsii. - SPb.: RGPU im. A.I. Gertsena, 2007

3. Satayeva, A I. System of work of a deaf teacher with children after cochlear implantation: dis. ... kand. ped.nauk nauk: 13.00.01. - M., 2016. - 122 p.

4. Rozanova, O.N. Formation of communication skills in young children with cochlear implants// Praleska. - 2017. - №01. - P. 3-12.

5. Feklistova, S.N. Correctional and pedagogical work with children with hearing impairment, compensated by cochlear implant, early age // Spetsyyal'naya adukatsyya. - 2013. - №2. - P. 26-32.

6. Cherkasova, Ye.L. Speech impairments with minimal hearing impairment (diagnosis and correction): Uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh universitetov po spetsial'nosti «Defektologiya». - M.: ARKTI, 2003. - 192 p.

7. Obukhova, T. I., Soroko, E. N. Methodology of correctional and developmental work with preschoolers with hearing impairment: ucheb.-metod. posobiye. - Minsk: BGPU, 2013. - 91 p.

8. Kazanskaya, V.L., Sidel'nikova, A.A. Development of auditory perception in preschoolers: A set of diagnostic tasks and educational games. - M.: ARKTI, 2018. - 112 p.

9. Molchanova, E.G. 300 games to develop a child's auditory attention. - 2nd ed. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2019. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.