Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ У ДЕТЕЙ'

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ У ДЕТЕЙ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / COCHLEAR IMPLANTATION / REHABILITATION OF COCHLEAR IMPLANTED CHILDREN / QUALITY OF LIFE / ASSESSMENT OF COCHLEAR IMPLANTATION EFFICIENCY IN CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Королева Инна Васильевна, Шапорова Анна Викторовна, Кузовков Владислав Евгеньевич

Разработана дифференцированная система критериев оценки эффективности разных этапов кохлеарной имплантации. При оценке эффективности кохлеарной имплантации предлагается выделять: - составляющие, связанные с кохлеарной имплантацией как медицинской технологией восстановления слуховой функции в качестве сенсорно-когнитивной системы; - составляющие, связанные с качеством жизни ребенка и его семьи. Для оценки развития слуховой функции предлагается использовать комплекс русскоязычных тестов «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха» (на базе батареи тестов EARS, MED-EL), а также опросники для родителей и педагогов, позволяющие оперативно получить интегральную оценку уровня развития и использования ребенком слуха и речи. Опросники также являются инструментом оценки эффективности кохлеарной имплантации у детей с дополнительными нарушениями. Предложен опросник оценки качества жизни ребенка с КИ и его семьи, включающий шкалы, оценивающие изменения в психологической и социальной сфере ребенка и его родителей. Обсуждаются результаты апробации предложенных критериев и методов оценки эффективности кохлеарной имплантации у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Королева Инна Васильевна, Шапорова Анна Викторовна, Кузовков Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITERIA AND METHODS OF ASSESSMENT OF REHABILITATION EFFICACY OF DEAF CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

The criteria of an estimation of efficiency of cochlear implantation in children at different stages are developed. It is offered to allocate 2 groups of components for the estimation of cochlear implantation: 1) the components connected with cochlear implantation as medical technology of restoration of auditory function as senso-cognitive system, 2) the components connected with quality of a life of the child and his family. For an estimation of development of auditory function it is offered to use a Russian-language complex of tests (based on battery of tests EARS, MED-EL), and questionnaires for the parents/teachers, allowing operatively to receive an integrated scores of a level of development and using of hearing and speech by the child. These questionnaires also are the main tool of an assessment of efficiency cochlear implantation at children with additional disorders. It is offered the questionnaire to estimate the quality of a life of the implanted child and his family, including the scales estimating changes in psychological and social sphere. Results of approbation of the developed criteria and tools for the assessment of cochlear implantation efficiency at children are discussed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ У ДЕТЕЙ»

УДК 616.281 + 376.1+056.263

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ У ДЕТЕЙ

И. В. Королева1, 2, А. В. Шапорова1, В. Е. Кузовков1

DEVELOPMENT OF CRITERIA AND METHODS OF ASSESSMENT

OF REHABILITATION EFFICACY OF DEAF CHILDREN AFTER COCHLEAR

IMPLANTATION

I. V. Koroleva, A. V. Shaporova, V. E. Kuzovkov

1 ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи» Минздрава России (Директор - засл. врач РФ, член-корр. РАМН, проф. Ю. К. Янов), Россия

2 ФГБУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия

(Ректор - проф. В. П. Соломин)

Разработана дифференцированная система критериев оценки эффективности разных этапов кох-леарной имплантации. При оценке эффективности кохлеарной имплантации предлагается выделять:

- составляющие, связанные с кохлеарной имплантацией как медицинской технологией восстановления слуховой функции в качестве сенсорно-когнитивной системы;

- составляющие, связанные с качеством жизни ребенка и его семьи.

Для оценки развития слуховой функции предлагается использовать комплекс русскоязычных тестов «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха» (на базе батареи тестов EARS, MED-EL), а также опросники для родителей и педагогов, позволяющие оперативно получить интегральную оценку уровня развития и использования ребенком слуха и речи. Опросники также являются инструментом оценки эффективности кохлеарной имплантации у детей с дополнительными нарушениями. Предложен опросник оценки качества жизни ребенка с КИ и его семьи, включающий шкалы, оценивающие изменения в психологической и социальной сфере ребенка и его родителей. Обсуждаются результаты апробации предложенных критериев и методов оценки эффективности кох-леарной имплантации у детей.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация у детей, реабилитация детей с кохлеарными импланта-ми, качество жизни, оценка эффективности.

Библиография: 14 источников.

The criteria of an estimation of efficiency of cochlear implantation in children at different stages are developed. It is offered to allocate 2 groups of components for the estimation of cochlear implantation: 1) the components connected with cochlear implantation as medical technology of restoration of auditory function as senso-cognitive system, 2) the components connected with quality of a life of the child and his family. For an estimation of development of auditory function it is offered to use a Russian-language complex of tests (based on battery of tests EARS, MED-EL), and questionnaires for the parents/teachers, allowing operatively to receive an integrated scores of a level of development and using of hearing and speech by the child. These questionnaires also are the main tool of an assessment of efficiency cochlear implantation at children with additional disorders. It is offered the questionnaire to estimate the quality of a life of the implanted child and his family, including the scales estimating changes in psychological and social sphere. Results of approbation of the developed criteria and tools for the assessment of cochlear implantation efficiency at children are discussed.

Key words: cochlear implantation, rehabilitation of cochlear implanted children, quality of life, assessment of cochlear implantation efficiency in children.

Bibliography: 14 sources.

В настоящее время каждому пациенту России, нуждающемуся в кохлеарной имплантации, может быть проведена операция за счет средств Министерства здравоохранения. Число ежегодно выполняемых кохлеарных имплантаций в стране достигло 1300, что характеризует ежегодную потребность РФ в кохлеарных имплантах (КИ) и темпы роста количества пациентов с КИ.

Очевидно, что решение проблемы обеспечения пациентов системами КИ не гарантирует реальную эффективность этого дорогостоящего высокотехнологичного метода лечения у всех

пациентов, поскольку он зависит от послеоперационной слухоречевой реабилитации [2, 4]. В то же время по месту жительства пациентов часто отсутствует необходимая инфраструктура для ее проведения. Существенно также, что центры кох-леарной имплантации, которые не в состоянии обеспечить многолетнюю реабилитацию всем пациентам, не осуществляют регулярную оценку результатов имплантации у пациентов. По существу, отсутствует информация об эффективности затраченных государством средств на лечение этой категории пациентов.

Пациенты с КИ это очень разнородная группа с точки зрения длительности и эффективности послеоперационной реабилитации. Большая часть из них - это ранооглошие дети дошкольного возраста, реабилитация которых занимает не менее 5 лет. В последние годы наблюдается также рост числа детей, имплантированных в раннем возрасте, в том числе и до года, а также детей школьного возраста, что согласуется с общемировой тенденцией [2, 4]. Следует отметить и то, что операцию стали проводить детям с комплексными нарушениями развития и ранооглохшим неговорящим подросткам, которым ранее в ней отказывали из-за низкой перспективности использования КИ.

Все вышесказанное свидетельствует, что в РФ остро стоит проблема оценки эффективности кохлеарной имплантации у пациентов и, прежде всего, детей. В значительной степени эта проблема определяется отсутствием единых критериев эффективности и унифицированных методов ее оценки у разных групп пациентов.

Цель данной статьи. Разработка критериев и методов оценки эффективности кохлеарной имплантации у детей.

Пациенты и методы. В соответствии с научно-методическими разработками СПб НИИ ЛОР реабилитация ранооглохших детей с КИ является многокомпонентным и многоэтапным процессом, в котором целесообразно выделить два блока [4].

1-й блок начинается с предоперационного обследования и продолжается до 2 лет после имплантации.

Этот блок тесно связан с кохлеарной имплантацией как медицинской технологией. Он включает отбор кандидатов, хирургическую операцию, настройку процессора КИ и занятия по развитию слуха с КИ как средства овладения речью для коммуникации. Блок реализуется в центрах кохлеарной имплантации, территориальных сурдологических центрах, частично в специальных образовательных учреждениях (занятия по развитию слуха и речи). В этот период должна проводиться регулярная оценка динамики слухо-речевого развития ребенка с КИ и эффективности реабилитации как высокотехнологичного метода восстановления слуховой функции.

2-й блок - после 2 лет имплантации. Этот блок связан с развитием и обучением имплантированного ребенка с уже сформированными слухоре-чевыми навыками. Реализуется в образовательных учреждениях (коррекционных и массовых). Оценка эффективности реабилитации в этот период связана с развитием понимания речи, устной речи, изменением качества жизни ребенка и семьи.

Многокомпонентность и многоэтапность кох-леарной имплантации, а также то, что она реали-

зуется в разных учреждениях, определяют необходимость:

- разработки критериев и методов оценки эффективности разных этапов кохлеарной имплантации;

- выделения при оценке эффективности кох-леарной имплантации составляющих, связанных с кохлеарной имплантацией как медицинской технологией восстановления слуховой функции в качестве сенсорно-когнитивной системы, и составляющих, связанных с общим развитием и обучением ребенка, качеством жизни ребенка и его семьи.

Дифференцированная система критериев оценки эффективности разных этапов кохлеар-ной имплантации

В табл. 1 представлена разработанная нами дифференцированная система критериев оценки эффективности разных этапов кохлеарной имплантации.

Методы оценки эффективности кохлеарной имплантации у детей. При выборе методов оценки эффективности кохлеарной имплантации целесообразно выделить основные и дополнительные показатели ее эффективности.

Основные показатели включают:

- развитие слухового восприятия и слухового поведения;

- развитие понимания речи;

- развитие устной речи и речевого поведения.

Дополнительные показатели связаны с оценкой качества жизни ребенка и семьи.

Согласно нашему многолетнему опыту для оценки динамики развития слухового восприятия неречевых и речевых сигналов у детей с КИ целесообразно использовать русскоязычный комплекс тестов, созданный в СПб НИИ ЛОР (табл. 2). В его основе лежит международная батарея тестов EARS [10], разработанная для оценки слухо-речевого развития детей с КИ разного возраста. Эта батарея была нами адаптирована для русского языка, а также дополнена тремя новыми тестами (тесты 8, 9, 10) [2]. Кроме того, в комплекс включены анкета интегральной оценки уровня развития слухового восприятия, разработанная S. Archbold, и анкета разборчивости собственной речи ребенка с нарушенным слухом [12], модифицированная нами в связи с необходимостью оценки речи детей раннего возраста. Комплекс позволяет оценивать последовательное развитие операций слухоречевого анализа у детей с разным слуховым опытом: от простейшей операции обнаружения появления звука до операций, связанных с фонематическим анализом и слуховым контролем своего произношения (слухоартикуля-ционный контроль). При этом он предназначен для оценки уровня и динамики развития слухового восприятия неречевых звуков и речи у детей, начиная с первых месяцев жизни.

Т а б л и ц а 1

Дифференцированная система критериев оценки эффективности разных этапов кохлеарной

имплантации

Этап Критерии успешного выполнения этапа Примечание

1-й этап - диагностическое обследование и отбор пациентов на операцию Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию с учетом не только медицинских критериев, но также перспективности использования КИ пациентом и наличия условий для послеоперационной слухорече-вой реабилитации Исключение кандидатов с высоким риском отказа использования КИ (дети с глубокой задержкой психического развития, рано-оглохшие школьники, не имеющие мотивации к проведению имплантации, отсутствие возможности регулярно заниматься с сурдопедагогом по месту жительства и возможности организации речевой среды)

2-й этап - хирургическая операция Полнота введения цепочки электродов и их целостность при отсутствии аномалий улитки. Отсутствие интра- и послеоперационных осложнений. Длительность операции до 1,5 ч При наличии аномалий улитки - введение максимально возможного числа электродов с учетом выбранной модели электродной цепочки

Послеоперационная слухоречевая реабилитация

3-й этап - начальный период (1 неделя - 1 месяц после включения процессора кох-леарного импланта) Включение максимально допустимого в данной модели КИ числа электродов. Отсутствие дискомфортных реакций на громкие звуки. Пороги слуха с КИ не превышают 40 дБ (оптимально - 20-30 дБ). У ребенка есть потребность носить КИ, появились реакции на новые звуки и (или) увеличилась голосовая (речевая) активность Для детей с дополнительными нарушениями - ребенок большую часть времени не отказывается носить КИ

4-й этап - 6-7 месяцев после включения процессора кохлеар-ного импланта Пороги слуха с КИ < 40 дБ (оптимально -20-30 дБ). У ребенка отмечается положительная динамика развития реакций на звуки и речь с КИ, динамика развития собственной речи (относительно уровня развития навыков до операции). Ребенок узнает с КИ бытовые звуки, имя, голос, часто используемые фразы. Улучшение поведения ребенка, качества жизни ребенка и семьи. Для детей с дополнительными нарушениями - ребенок большую часть времени носит КИ, у ребенка улучшилось поведение, появились реакции на новые звуки и (или) увеличилась голосовая (речевая) активность. Улучшение поведения ребенка, улучшение качества жизни ребенка и семьи

5-й этап - 1 год после включения процессора кохлеарного им-планта У ребенка сформированы основные операции слухоречевого анализа. Положительная динамика развития понимания речи окружающих с КИ и собственной речи (относительно предыдущего этапа). Ребенок узнает и понимает на слух часто используемые фразы, увеличивается запас слов (понимание и произнесение), улучшается произношение. Улучшение качества жизни ребенка и семьи Для детей с дополнительными нарушениями - у ребенка есть потребность носить КИ, и он постоянно носит КИ, положительная динамика развития реакций на звуки и речь с КИ, собственной речи. Ребенок реагирует и узнает с КИ бытовые звуки, имя, голос (возможно, нестабильно), узнает слухо-зрительно несколько часто используемых просьб, произносит отдельные звуки. Улучшение поведения ребенка, качества жизни ребенка и семьи

6-й этап - 2 года после включения процессора кохлеарного импланта У ребенка сформированы фонематический слух, слухоартикуляторная координация, что обеспечивает быстрые темпы овладения речью. Выполняет словесные тесты закрытого и открытого выбора на уровне 40-100%, закрытые тесты предложений -до 70%. Положительная динамика развития понимания речи окружающих с КИ и собственной речи. Ребенок посещает логопедический, интегрированный или массовый детский сад (школу), усваивает программу (продолжает заниматься с сурдопедагогом). Улучшение качества жизни ребенка и семьи Для детей с дополнительными нарушениями - у ребенка есть потребность носить КИ и он постоянно носит КИ, положительная динамика развития реакций на звуки и речь с КИ, собственной речи. Ребенок, как правило, адекватно реагирует на бытовые звуки, имя, голос, может узнавать слухо-зрительно больше слов и фраз, произносит больше звуков и слов. Ребенок посещает коррекционный детский сад (школу), занимается с сурдопедагогом и другими специалистами. Улучшение поведения ребенка, качества жизни ребенка и семьи

Продолжение табл. 1

Этап Критерии успешного выполнения этапа Примечание

7-й этап - 3 года после включения процессора кохлеарного импланта Выполняет тесты открытого выбора: словесные 90-100%, тесты предложений - 50100%. Положительная динамика развития понимания речи окружающих с КИ и собственной речи. Ребенок общается устной речью, речь аграмматичная с нарушениями произношения, понятна знакомым людям. Посещает логопедический, интегрированный или массовый детский сад (школу), усваивает программу (продолжает заниматься с сурдопедагогом). Улучшение качества жизни ребенка (семьи) Для детей с дополнительными нарушениями - ребенок постоянно носит КИ, положительная динамика развития реакций на звуки и речь с КИ, собственной речи. Ребенок узнает слухо-зрительно и на слух больше слов и фраз, произносит больше звуков и слов. Ребенок посещает коррекционный детский сад (школу), занимается с сурдопедагогом и другими специалистами. Улучшение качества жизни ребенка и семьи

8-й этап - 4 года после включения процессора кохлеарного импланта Положительная динамика развития понимания речи окружающих с КИ и собственной речи. Ребенок понимает большую часть сказанного взрослым в обычных ситуациях общения. Его речь понятна окружающим, есть легкие нарушения произношения и грамматики. Ребенок посещает логопедический, интегрированный или массовый детский сад (школу), усваивает программу (занимается с сурдопедагогом). Улучшение качества жизни ребенка и семьи. Для детей с дополнительными нарушениями - ребенок постоянно носит КИ, положительная динамика развития реакций на звуки и речь с КИ, собственной речи. Ребенок узнает слухо-зрительно и на слух больше слов и фраз, понимает их, произносит больше слов. Ребенок посещает коррекционный детский сад (школу), занимается с сурдопедагогом и другими специалистами. Улучшение качества жизни ребенка и семьи

9-й этап - 5 лет после включения процессора кохлеарного импланта Положительная динамика развития понимания речи окружающих с КИ и собственной речи. Ребенок выполняет тесты слов и предложений при прослушивании в шуме на уровне 50-90%. Ребенок обучается в массовой школе, усваивает программу (может продолжать заниматься с сурдопедагогом). Улучшение качества жизни ребенка и семьи Для детей с дополнительными нарушениями - ребенок постоянно носит КИ, положительная динамика развития реакций на звуки и речь с КИ, собственной речи. Ребенок посещает коррекционную школу, занимается с сурдопедагогом и другими специалистами. Улучшение качества жизни ребенка и семьи

Т а б л и ц а 2

Русскоязычный комплекс тестов «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха»

(основан на батарее тестов EARS, MED-EL)

Тест Тип теста (операции слухового анализа) Возраст

Неречевъ Тест 1. Развитие слухового восприятия Тест 2. Восприятие слоговой структуры слова 1е и речевые звуки Закрытый выбор (обнаружение, различение звуков и речи) Слова Закрытый выбор (узнавание изолированных слов) > 1 года > 2 лет

Тест 3. Узнавание односложных слов при закрытом выборе Закрытый выбор (узнавание изолированных слов) > 3 лет

Тест 5. Узнавание односложных слов при открытом выборе Пр Тест 4. Узнавание слов в слитной речи Открытый выбор (опознавание изолированных слов) едложения Закрытый выбор (узнавание слов в слитной речи) > 5 лет > 4 лет

Тест 4а. Узнавание простых предметов при их назывании Закрытый выбор (узнавание слов в слитной речи) > 3 лет

Тест 6. Восприятие простых вопросов Открытый выбор (понимание речи) > 6 лет

Тест 7. Восприятие незнакомых предложений Открытый выбор (опознавание слов в слитной речи,понимание речи) > 6 лет

Продолжение табл. 2

Тест Тип теста (операции слухового анализа) Возраст

Дополни Тест 8. Оценка фонематического слуха тельные тесты Закрытый выбор (фонемный анализ) > 4 лет

Тест 9. Объем краткосрочной слухоречевой памяти Закрытый выбор (слухоречевая память) > 4 лет

Тест 10. Оценка слухо-артикуляторной координации Шкала слуховой интеграции (ШСИ), Открытый выбор (слуховой контроль произношения) Анкеты Шкала 5 баллов > 3 лет > 1 года

Шкала использования устной речи (ШИУР) Шкала 5 баллов > 1 года

Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста (LittlEARs) 35 вопросов > 1 мес.

Уровень развития слухового восприятия (Archbold e.a., 1998) 7 уровней > 1 мес.

Уровень развития предречевых вокализаций и разборчивости речи ребенка (Allen e.a., 1998, модификация) 7 уровней > 1 мес.

Важным показателем эффективности кох-леарной имплантации в соответствии с международными критериями эффективности медицинского метода лечения является улучшение качества жизни пациента. Оценка влияния лечения на качество жизни у детей с КИ не ограничивается только восстановлением слуха, но также оценивает основные сферы жизни пациента - физическую, психологическую, социальную [6]. При оценке качества жизни, связанного со здоровьем у пациентов с нарушением слуха, используются общие и специфичные опросники [1, 5, 6]. К общим опросникам относятся - MOS SF-36, Quality of Well-Being Index (QWB), Nottingham Health Profile (NHP), PedsQL 4.0, Generic Core Scales (PedsQL). Специальными опросниками, разработанными для исследования качества жизни пациентов в области сурдологии являются: Audiological Disabilities Preference Index, Glasgow Hearing Aid Benefit Profile, Ear Infection Survey, Nijmegen Cochlear Implant Questionnaire и др.

Использование опросников для оценки качества жизни у разных категорий пациентов с КИ позволило выявить общее улучшение их качества жизни [7, 8, 12-14]. Однако очевидно, что при оценке качества жизни ребенка с КИ важно оценивать также показатели, связанные с изменениями жизни его семьи. Известно, что появление глухого ребенка в семье приводит к существенным изменения в психологическом состоянии родителей, особенно матери. Они длительное время находятся в депрессии, неуверенности в будущем ребенка, своей возможности ему помочь и др. Это влияет на отношения между членами семьи, нередко приводит к распаду брака. Многие матери вынуждены оставить работу, чтобы зани-

маться с ребенком. Поэтому в нашей работе мы использовали опросник Children with cochlear implants: parental perspectives, разработанный в Ноттингенском центре кохлеарной имплантации [10]. Вопросы опросника связаны с оценкой ожиданий родителей в связи с кохлеарной имплантацией их ребенка. Он был дополнен вопросами, направленными на выявление влияния кохлеарной имплантации на разные аспекты жизни ребенка и семьи. Вопросы включали варианты ответов по 5-балльной шкале Лайкерта: 0 - не согласен, 1 - частично согласен (на 30%), 2 - наполовину согласен (50%), 3 - в основном согласен (на 75%), 4 - полностью согласен (100%).

Использованный нами опросник состоит из 80 вопросов, которые распределены по нескольким шкалам.

Шкалы, оценивающие изменения качества жизни ребенка

1. Изменения общения ребенка с членами семьи.

2. Изменения в поведении ребенка .

3. Изменения в обучении ребенка.

4. Изменения в общении ребенка со сверстниками.

Шкалы, оценивающие изменения качества жизни родителей ребенка с КИ

1. Уменьшение стресса у родителей.

2. Легкость общения с ребенком.

3. Управление поведением ребенка.

4. Изменения в оценке будущего ребенка.

5. Уверенность в правильности своих действий при воспитании и обучении ребенка.

6. Возможность работать.

7. Свободное время.

Апробация метода. Апробация разработанных критериев и методов оценки эффективности

кохлеарной имплантации проведена у 30 детей в возрасте от 1 года до 10 лет с разной длительностью использования КИ.

Выявлено, что разработанная дифференцированная система критериев оценки эффективности разных этапов кохлеарной имплантации, позволяет оценивать результаты каждого этапа кохлеарной имплантации у ранооглохших детей. Кроме того, она облегчает прогнозирование эффективности последующих этапов исходя из предыдущих результатов.

Для оценки основных показателей эффективности кохлеарной имплантации, связанных с восстановлением слуха, у детей в возрасте до 2-х лет в течение первого года после подключения процессора КИ наиболее целесообразно использовать анкету «Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста» LittlEARS. Она позволяет оценить динамику слухового и предрече-вого вокального развития ребенка с КИ, а также соотнести это развитие с возрастной нормой. Анкетирование может проводить как сурдопедагог, так и врач-сурдолог.

Для детей старше 2 лет, с которыми уже можно проводить обследование сформированности слухоречевых процессов формализованными методами, эффективен русскоязычный комплекс тестов, в основе которого лежит международная батарея тестов EARS, дополненная нами тестами оценки краткосрочной слухоречевой памяти, фонематического слуха и слухоартикуляторной координации. Последние позволяют оценить динамику развития «проблемных» для детей с КИ операций слухового восприятия речи и произносительной стороны речи. Обследование этими тестами проводит сурдопедагог в процессе кор-рекционной работы или же при регулярном обследовании в территориальном центре. Данный комплекс тестов является основным инстру-

ментом для оценки эффективности кохлеарной имплантации как медико-технико-педагогической технологии восстановления слуха у глухих детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для текущей оценки развития слухоречевых навыков в процессе коррекционной работы с детьми с КИ полезен набор компьютеризованных тестов в составе тренажерной системы «Учись слушать», разработанный совместно сотрудниками Санкт-петербургского НИИ ЛОР и НИИ физиологии им. И. П. Павлова РАН [3].

Как показали результаты, при оценке эффективности кохлеарной имплантации в условиях медицинских центров наибольшее значение имеют опросники для родителей (сурдопедагогов), позволяющие оперативно оценить использование ребенком слуха и речи в ежедневных ситуациях, уровень развития у него этих навыков («Шкала слуховой интеграции», «Шкала использования устной речи», «Оценка слухового поведения детей раннего возраста», «Уровень развития слухового восприятия», «Уровень развития пред-речевых вокализаций и разборчивости речи ребенка»). Эти опросники также являются важным инструментом для оценки эффективности кох-леарной имплантации у детей с дополнительными нарушениями, у которых нередко не удается оценить развитие слуховых реакций с КИ посредством формализованных тестов.

Результаты оценки качества жизни ребенка с КИ и его семьи с помощью опросника для родителей свидетельствуют о целесообразности его использования на всех этапах не только в медицинских центрах, но и в других учреждениях, участвующих в реабилитации детей с КИ. Особенно важно использование такого метода оценки эффективности КИ у детей с дополнительными нарушениями, у которых возможности развития слуха и речи с КИ ограничены.

Выводы

1. Предложена дифференцированная система критериев оценки эффективности разных этапов кохлеарной имплантации - от этапа отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию и до периода 5 лет использования кохлеарного импланта.

2. При оценке эффективности кохлеарной имплантации целесообразно выделение составляющих, связанных с кохлеарной имплантацией как медицинской технологией восстановления слуховой функции в качестве сенсорно-когнитивной системы, и составляющих, связанных с качеством жизни ребенка и его семьи.

3. Основным инструментом оценки эффективности кохлеарной имплантации как медико-технико-педагогической технологии восстановления слуха у глухих детей является русскоязычный комплекс тестов, в основе которого лежит международная батарея тестов EARS, дополненная тестами оценки краткосрочной слухоречевой памяти, фонематического слуха и слухоартикуляторной координации.

4. При оценке эффективности кохлеарной имплантации в условиях медицинских центров наибольшее значение имеют опросники для родителей (сурдопедагогов), позволяющие оперативно получить интегральную оценку уровня развития и использования ребенком слуха и речи. Эти опросники также являются инструментом оценки эффективности кохлеарной имплантации у детей с дополнительными нарушениями, у которых нередко не удается оценить развитие слуховых реакций с КИ посредством формализованных тестов.

Российская оториноларингология № 6 (67) 2013

5. Предложен опросник оценки качества жизни ребенка с КИ и его семьи. Результаты свидетельствуют о целесообразности его использования на всех этапах не только в медицинских центрах, но и в других учреждениях, участвующих в реабилитации детей с КИ. Особенно важно использование такого метода оценки у детей с дополнительными нарушениями, у которых возможности развития слуха и речи с КИ ограничены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голованова Л. Е. Распространенность тугоухости и оценка эффективности слуховой реабилитации у пожилых людей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2005. - 21 с.

2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). -СПб.: КАРО, 2009. - 752 с.

3. Методические подходы к оценке динамики развития процессов слухоречевого восприятия у детей с кохлеар-ными имплантами / И. В. Королева [и др.] // Рос. оторинолар. - 2013. - № 3. - С. 75-85.

4. Королева И. В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Ч. 2. Макро- и микроструктурные компоненты организации реабилитации // Рос. оторинолар. -2013. - № 4. - С. - 45-49.

5. Муратов М. В. Медицинские предпосылки к изучению качества жизни у детей с хронической патологией ЛОРорганов // Новости оторинолар. и логопатол. 2001. - № 1 (25). - С. 67-68.

6. Федосеев В. И., Чибисова С. С. Исследование качества жизни больных с нарушением слуха // Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи: тез. докл. науч.-практ. конф. - М., 2003. - С. 29.

7. Huber M. Health-related quality of life of Austrian children and adolescents with cochlear implants // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. - 2005. - Vol. 69. - P. 1089-1101.

8. Development and application of a health- related quality-of-life instrument for adults with cochlear implants: The Nijmegen cochlear implant questionnaire/ J. B. Hinderink [et al.] //Otolaryngology. Head and Neck Surgery. -2000. - Vol. 123. - P. 756-765.

9. Multi-language international perceptual test battery for comparing perfomance of children in different countries: Evaluation of auditory responses to speech (EARS)/ D. J. Allum [et al.] // 3rd Europ. Symp. Pediatr. Cochl. Implantation. Hannover, Germany. - 2003. - P. 78.

10. Outcomes from cochlear implantation for child and family: Parental perspectives/ S. M. Archbold [et al.] // Deafness & Education International. - 2008. - Vol. 10. - P. 120-142.

11. Speech intelligibility in children after cochlear implantation / M. C. Allen [et al.]. // Am. J. Otology. - 1998. -Vol. 19. - N 6. - P. 742-746.

12. The children speak: An examination of the quality of life of pediatric cochlear implant users /B. Loy [et al.] // Otolaryngology - Head and Neck Surgery. - 2010. - Vol. 142. - P. 247-253.

13. The impact of cochlear implantation on quality of life: The role of audiologic performance and variables / A. Hirschfelder [et al.] // Otolaryngology. Head and Neck Surgery. - 2008. - Vol. 138. - P. 357-362.

14. Zaidman-Zait A. Quality of Life Among Cochlear Implant Recipients // In: J. H. Stone, M. Blouin. Editors. International Encyclopedia of Rehabilitation. - 2013.

Королева Инна Васильевна - докт. психол. наук, профессор Санкт-Петербургского НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: (911) 999-16-60, e-mail: [email protected]

Шапорова Анна Викторовна - мл. н. с. Санкт-Петербургского НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: 8-952-208-12-39, e-mail: [email protected]

Кузовков Владислав Евгеньевич - докт. мед. наук, руководитель отдела диагностики и реабилитации нарушений слуха Санкт-Петербургского НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: 8-812-317-84-42, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.