СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ КАК КРОССФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Морозов И.В., научный сотрудник ФГУП «Госнииас»
В статье показано, что для формализации инновационной стратегии целесообразно использовать матричный подход, на основании которого инновационная стратегия может быть представлена как совокупность инновационных элементов всех функциональных стратегий.
Ключевые слова: инновационные проекты, стратегия, матрица.
STRUCTURE OF INNOVATIVE STRATEGY OF THE COMPANY AS CROSSFUNCTIONAL SETS OF INNOVATIVE PROJECTS
Morozov I., Scientific employee FSUO of «State Research Institute of Aviation Systems»
In article it is shown that for formalisation of innovative strategy it is expedient to use the matrix approach on which basis innovative strategy can be presented as set of innovative elements of all functional strategy.
Key words: innovation projects, strategy, matrix.
В рамках каждой функции выделяется инновационная составляющая, затем все инновационные составляющие консолидируются и оформляются в виде специфических инновационных проектов (рисунок 1). В свою очередь, распределенные по временной оси инновационные проекты составляют инновационную стратегию. Таким образом, автором предложено следующее определение инновационной стратегии компании: Инновационная стратегия компании представляет собой кроссфункциональную по временной оси совокупность инновационных проектов. В рамках данного подхода инновационным проектом является обеспеченный ресурсами процесс разработки и внедрения новшества по любой функции компании. В этой связи можно выделить следующие разновидности инноваций:
1) продуктовая инновация;
2) процессная инновация;
3) стратегическая инновация.
Продуктовая инновация - это процесс внедрения в жизнь нового продукта или услуги для решения проблем потребителя. Процессная инновация увеличивает реальную прибыльность, уменьшает затраты, повышает производительность и увеличивает удовлетворенность работников. Потребители также выигрывают за счет получения более четкого и адекватного продукта и повышения качества сервиса. Стратегическая инновация связана с выявлением проблем в существующих процессах создания потребительской стоимости на основе выявления новых потребительских нужд для
приращения ценности продукта и создания новых рынков и потребителей. В зависимости от степени влияния на темп развития компании все инновации можно разделить на следующие уровни:
• улучшающие инновации;
• существенные инновации;
• прорывные инновации.
Необходимость консолидации функциональных инноваций в единую инновационную стратегию позволяет использовать в ходе ее реализации современные принципы суперпозиции и конвергенции. В частности, в соответствии с принципом суперпозиции результат воздействия на структурный элемент компании нескольких внешних сил есть просто сумма результатов воздействия каждой из сил.
С учетом адаптации принципа суперпозиции к инновационной деятельности можно утверждать, что сумма функциональных инноваций, в случае их успешного внедрения, приводит к повышению инновационного потенциала компании и позволяет повысить уровень инновационной активности по всем направлениям деятельности.
Развивая возможности использования принципа суперпозиции, автор предлагает использовать следующие его возможности: результаты реализации инновационных проектов есть сумма результатов парных взаимодействий между всеми возможными парами проектов. Таким образом, если будут реализованы различные функциональные инновации, то их совокупный эффект приведет к дости-
Рис. 1. Механизм формирования инновационной стратегии как совокупности функциональных инновационных изменений
жению целей инновационной стратегии.
Наряду с принципом суперпозиции для описания инновационной стратегии целесообразно использовать свойство конвергенции. Для целей статьи под конвергенцией инновационных проектов в рамках инновационной стратегии понимается сближение теоретических и методологических основ, инструментария, понятийного аппарата и предметных областей ряда технологий, которые использованы или разработаны при осуществлении функциональных инноваций. В части инновационной стратегии конвергенция означает процесс сближения, схождения, компромисса, стабилизации. То есть, даже промежуточные результаты функциональных инноваций могут использоваться для решения задач в рамках других функций, напрямую не связанных с текущей функцией, в рамках которого изначально разрабатывалось конкретное новшество.
Необходимо отметить важность использования конвергенции при разработке инновационной стратегии. Так, например, выявление функциональных потребностей в инновациях невозможно без учёта развития финансовых технологий, технологий маркетинга, а также технологических и производственных новшеств. Влияние конвергенции учитывается при оценке конкретных инновационных проектов, составляющих стратегию. Таким образом, с учетом указанных свойств разработан интегрированный критерий результативности инновационной стратегии. На основе принципа суперпозиции инновационных результатов формируется интегральный эффект реализации стратегии (РИС), который представляется в следующем виде:
ресурсное обеспечение инновационной стратегии (РЕСИС)автором предложено рассчитывать по следующей формуле:
I I J
РЕСис = Е Ресі- Е Е эк^, i=1 i =1 j=1
(2)
где
рес. - количество ресурсов, используемых для реализации инновационных проектов в рамках і-й функциональной стратегии;
эк.. - экономия ресурсов по ]-му проекту в рамках і-й функциональной стратегии в результате конвергенции результатов.
На основании общей концепции результативности и принципов суперпозиции и конвергенции в стратегическом планировании автором предложен интегральный показатель удельной результативности используемых ресурсов компании, выделенных на разработку и реализацию ее инновационной стратегии. В общем виде данная концепция может быть записана в виде отношения следующего вида:
РИС = -Р1К-Ис РЕСИС
(3)
IJ
Рис = ЕЕ r
i=1j=1
ij,
(І)
где
I - количество функциональных стратегий;
J - количество инновационных результатов по каждой функциональной стратегии;
г.. - ]-й инновационный результат по і-й функциональной стра-
.
тегии.
В свою очередь, ресурсы для реализации инновационной стратегии распределяются с учетом принципа конвергенции, то есть, как минимум в рамках функциональной стратегии результативность обеспечивается с условием синергетического эффекта, то есть, позволяет сократить размер выделяемых ресурсов. Таким образом,
Использование данных свойств позволяет обосновать общий подход к оценке инновационной активности компании и проводить сравнение с другими компаниями, например, конкурентами, отраслевыми контрагентами, а также с требованиями рынка. Уровень инновационности предполагает возможность управления суперпозицией и конвергенцией по заранее заданным критериям. Таким образом, у руководства компании появляется возможность более четко планировать ресурсы и формулировать прогнозы по результатам инновационной деятельности.
Фильтром является формализованный критерий отбора инновационной стратегии как набора проектов. Последовательность фильтров: ранжированный по приоритету отсева набор критериев, позволяющий путем движения от малозначимых к сильно значимым критериям отобрать наиболее приемлемую инновационную стратегию. Автором отмечено, что критерии могут быть количественными и качественными. Автором предлагается использовать две группы фильтров:
• статистические фильтры;
• мягкие рейтинги.
Таблица 1. Набор показателей для статистической фильтрации инновационных стратегий
№ Показатель Описание
Управленческие показатели
1 Математическое ожидание успешной реализации проекта Позволяет оценить вероятность получения результата по проекту в заданный период времени с использованием известного объема выделенных ресурсов. В случае нескольких связанных проектов используется уравнение условной вероятности
2 Дисперсия вероятностей успешной реализации по всем проектам, включенным в стратегию Имеет двойной смысл: 1. Позволяет оценить общий уровень подготовки инновационной стратегии и качество отбора проектов для реализации. 2. Позволяет оценить уровень диверсификации стратегии, то есть уровень разброса проектов и широту охвата функциональных стратегий
3 Широта охвата проектами функциональных стратегий Показывает, какие функциональные стратегии будут реализованы с использованием нововведений. Чем больше нововведений будет получено в рамках инновационного бюджета, тем лучше проработка инновационной стратегии
Финансовые показатели
4 Вероятность достаточности ресурсного обеспечения Позволяет на основе статистики предыдущих периодов и проектов оценить, насколько велика вероятность превышения ресурсного бюджета по конкретному проекту
5 Математическое ожидание нормы дохода по проекту Показывает, каков экономический эффект от реализации конкретного проекта при наличии достаточного ресурсного обеспечения
Рис. 4. Система отбора инновационный идей на основе мягких фильтров
Статистическими фильтрами является система вероятностных показателей, рассчитанных на основе анализа успешной реализации различных проектов с учетом условий макроэкономического окружения, уровня инвестиционной активности, а также конвергенции технологий в отрасли деятельности компании. Существует набор статистических показателей для фильтрации инновационных проектов (таблица 1). Если конкретная инновационная стратегия состоит из нескольких проектов, то, в зависимости от уровня конвергенции между этими проектами, рассчитываются либо связанные вероятности, либо автономные вероятности наступления различных событий.
Расширение набора показателей, как правило, приводит к снижению их индивидуальной значимости и повышению трудоемкости расчетов. Поэтому использование большого количества показателей нецелесообразно. Однако, только на основе количественных моделей сравнить стратегии бывает достаточно затруднительно. В этой ситуации, по мнению автора, целесообразно использовать фильтры на основе мягких рейтингов.
Автором предложена модель, которая показывает, каким образом инновационные идеи вначале преобразуются в инновационные предложения, а затем становятся частью инновационной стратегии, проходя через последовательность экспертных «фильтров» как на стороне источника идеи, так и на стороне руководства компании. Эта модель, представленная на рисунке 4, применяется к ситуаци-
ям взаимодействия подразделений компании как источников инновационных идей и инновационного центра как органа ответственного за разработку стратегии в целом.
Модель отображает взаимодействие двух блоков компании: подразделений и руководства - как процесс, состоящий из двух стадий фильтрации. В рамках подразделений осуществляется предварительный отбор инновационных идей и формирование соответствующего перечня - предварительная «фильтрация» идей на местах на предмет соответствия функциональным стратегиям. При этом, те идеи, которые не прошли предварительную фильтрацию заносятся в банк идей для последующего анализа. В центральной части модели показывается взаимодействие функций и подразделений с инновационным блоком, интересы которых в той или иной степени совпадают в плане отбора идей в соответствии с имеющимися возможностями, целями и ресурсами.
Вторая фильтрация осуществляется экспертами на предмет соответствия инновационных предложений и стратегии развития компании, а также на соответствие требованиям принципов суперпозиции и конвергенции. В случае успешного прохождения системы фильтров инновационная идея получает ресурсное обеспечение и становится инновационным проектом, который попадает в один или несколько вариантов инновационной стратегии, которая анализируется с помощью статистических моделей и отбирается лучшая для компании в складывающихся условиях.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАХОВЫХ СДЕЛОК ПРИ УПРАВЛЕНИИ КРУПНЫМИ РИСКАМИ
Дементьев С.П., заместитель генерального директора СОАО «Русский страховой центр»
При практической реализации методологии страхования решается множество задач, основными из которых являются оценка размеров риска, расчет финансовых показателей страховой сделки, в частности страхового тарифа, а также определения путей эффективного использования свободных средств страховой компании, прежде всего в рамках инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: страхование, риски, страховые сделки, оптимизация.
THE METHODICAL APPROACH TO OPTIMIZATION OF INDICATORS OF INSURANCE TRANSACTIONS AT MANAGEMENT OF LARGE RISKS
Dementyev S., The assistant to the general director СОАО «Russian insurance centre»
At practical realisation of methodology of insurance the set of problems dares, basic of which the estimation of the sizes of risk, calculation of financial indicators of the insurance transaction, in particular the insurance tariff, and also definition of ways of an effective utilisation of available assets of the insurance company, first of all within the limits of investment activity are.
Key words: insurance, risks, insurance transactions, optimisation.
Многофакторность функционирования страховых компаний, а также особенности авиационной отрасли делают возможность оптимизировать эти показатели как каждый в отдельности, так и все вместе. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Оптимизация финансовых показателей страховой сделки в авиационной отрасли в части установления тарифов
Одной из актуальных для новых видов страхования, к каковым относится страхование рисков авиационной деятельности, является задача оптимизации тарифных ставок.
Для определения страховых тарифов обычно используются принципы эквивалентности, ожидаемого значения, дисперсии, стандартного отклонения, нулевой полезности, а также более сложные