Научная статья на тему 'Методика отбора инновационных идеи в проекты на мезои микроуровнях'

Методика отбора инновационных идеи в проекты на мезои микроуровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОТБОРА / ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ФИЛЬТРАЦИЯ / METHODS OF SELECTION / INNOVATIVE IDEA INNOVATIVE PROJECT / FILTERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федосейкин А. А.

В статье адаптирована система фильтрации инновационных проектов для отбора инновационных идей в проекты на мезои микроуровнях, позволяющая сгруппировать наиболее коммерциализируемые инновационные идеи в инновационный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федосейкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF SELECTION OF INNOVATIVE IDEAS INTO PROJECTS AT THE MESO-AND MICROLEVELS

This article is adapted filtration system innovation projects for the selection of innovative ideas into projects at the meso and micro levels, allowing group most innovative commercialization ideas in the innovative project.

Текст научной работы на тему «Методика отбора инновационных идеи в проекты на мезои микроуровнях»

тур формирующих массив научно-технических инноваций постиндустриальной направленности и инновационные форматы социально-экономического развития:

- интеграция в цепочки производства и поставок товаров с высокой добавленной стоимостью мирохозяйственной сферы;

- формирование массива научно-технических инноваций постиндустриальной направленности в условиях обострения геосоперничества за высокотехнологичное доминирование, ориентированных на мировые рынки в рамках современных организационно-экономических механизмов.

2. Интеграция в товарные и финансовые сети мирохозяйственной сферы с ориентацией на международные организационно-экономические стандарты и схемы ведения бизнеса.

3. Стратегирование мер модернизационной политики:

- реализация системно-функциональной стратегической модели новой индустриализации;

- включение в систему международных товарно-финансовых взаимодействий;

- обеспечение расширения российского экспорта за рубеж.

4. Создание благоприятной инновационной среды и инвестиционного климата.

5. Модернизация НИС при формировании цепочек создания стоимости товаров для создания условий перехода к экономике знаний и поэтапного постиндустриального развития промышленного комплекса.

6. Развитие системы управления цепочками производства и поставок товаров с высокой добавленной стоимостью:

- разработка критериев оценки создания конкурентных научно-технических инноваций;

- разработка нормативно-правовой базы для улучшения условий предпринимательской деятельности при формировании цепочек создания стоимости товаров;

- создание новых современных организационно-экономических механизмов.

Можно предложить следующий управленческий алгоритм реализации макро-целей стратегии формирования в промышленности России цепочек создания товаров с высокой добавленной стоимостью (рис.1).

Решение задач формирования цепочек производства и поставок товаров с высокой добавленной стоимостью предполагается обеспечить поэтапно:

- на первом этапе (2013-2014 годы) основными целями внедрения систем модернизационных преобразований будут являться преодоление негативных трендов, кризисных явлений, возникших в

российских социально-экономических процессах и создание объективных предпосылок на основе перехода от разбалансированной к гармонизированной структуре отраслей и секторов российского хозяйства;

- на втором этапе (2015 - 2018 годы) наряду с закреплением достижений первого этапа предполагается завершить процесс реорганизации механизмов управления цепочками производства и поставок товаров с высокой добавленной стоимостью, активно внедрять инновационные методы решения задач формирования массива ключевых инноваций и реализации укладно-сбалансирован-ной модели постиндустриальной трансформации российского промышленного комплекса на основе мирохозяйственной адаптации российской экономики в целях модернизационных преобразований.

Литература:

1. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года // Вопросы экономики, 2012. № 4. С. 97-116.

2. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 28. С. 2-10.

3. Логинов Е.Л., Логинова В.Е., Деркач Н.Л. Конвергентные технологические кластеры как среда инновационных операций в условиях глобализации // Экономика: теория и практика. 2012. № 1. С. 3-7.

4. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. Императивы глобального управления: фазовый переход от «информатизации «хаоса» к «синергии конвергентного управленческого пространства» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 39. С. 2531.

5. Логинов Е.Л. Проблемы контроля финансовых операций в интернете // Финансы и кредит. 2008. № 25. С. 55-60.

6. Логинов Е.Л. Развитие «интеллектуальных сетей» в электроэнергетике отраслей, регионов, городов России // Управление мегаполисом. 2011. № 5. С. 92-100.

7. Стерликов Ф.Ф., Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф. Экономическая теория ценности как синтез теории полезности и теории стоимости // Вестник экономической интеграции. 2007. № 4. С. 47-60.

8. Стерликов Ф.Ф. Модели хозяйствования // Экономические науки. 2012. № 88. С. 51-55.

9. Шевченко И.В., Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Электроннофинансовая гиперматрица как среда банковских операций в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2010. № 8. С. 16-20.

МЕТОДИКА ОТБОРА ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕИ В ПРОЕКТЫ НА МЕЗО- И МИКРОУРОВНЯХ

Федосейкин А.А., соискатель МГИИТ

В статье адаптирована система фильтрации инновационных проектов для отбора инновационных идей в проекты на мезо- и микроуровнях, позволяющая сгруппировать наиболее коммерциализируемые инновационные идеи в инновационный проект.

Ключевые слова: методика отбора, инновационная идея, инновационный проект, фильтрация

THE METHOD OF SELECTION OF INNOVATIVE IDEAS INTO PROJECTS AT THE MESO-AND MICRO- LEVELS

Fedoseykin A., The applicant, MGIIT

This article is adapted filtration system innovation projects for the selection of innovative ideas into projects at the meso and micro levels, allowing group most innovative commercialization ideas in the innovative project.

Keywords: methods of selection, innovative idea innovative project, filtering

Для отбора инновационных идей при формировании иннова- отобрать потенциально наиболее эффективные проекты. Можно

ционных проектов на мезо- и микроуровнях целесообразно исполь- отметить, что критерии могут быть количественными и качествен-

зовать разработанные Морозовым И.В. критерии выбора иннова- ными. По нашему мнению, целесообразно использовать две груп-

ционной стратегии компании на основе системы ранжированных пы фильтров:

фильтров. Мы считаем, что фильтром является формализованный • статистические фильтры;

критерий отбора проектов. Последовательность фильтров: ранжи- • мягкие рейтинги.

рованный по приоритету отсева набор критериев, позволяющий Статистическими фильтрами является система вероятностных

путем движения от малозначимых к сильно значимым критериям показателей, рассчитанных на основе анализа успешной реализа-

Таблица 1. Набор показателей для фильтрации инновационных проектов

№ 1 Показатель | Описание

Уп равленческие показатели

1 Математическое ожидание успешной реализации проекта Позволяет оценить вероятность получения результата по проекту в заданный период времени с использованием известного объема выделенных ресурсов. В случае нескольких связанных проектов используется уравнение условной вероятности

2 Дисперсия вероятностей успешной реализации по всем идеям, включенным в проект Имеет двойной смысл: 1. Позволяет оценить общий уровень подготовки инновационного проектов и качество отбора инновационных идей. 2. Позволяет оценить уровень диверсификации проекта, то есть уровень разброса идей и широту охвата проектов

3 Широта охвата проекта Показывает, какие проекты будут реализованы с использованием инновационных идей. Чем больше инновационных идей будет получено в рамках бюджета, тем лучше проработка инновационного проекта

Финансовые показатели

4 Вероятность достаточности ресурсного обеспечения Позволяет на основе статистики предыдущих периодов и проектов оценить, насколько велика вероятность превышения ресурсного бюджета по конкретному проекту

5 Математическое ожидание нормы дохода по проекту Показывает, каков экономический эффект от реализации конкретного проекта при наличии достаточного ресурсного обеспечения

ции различных проектов с учетом условий макроэкономического окружения, уровня инвестиционной активности, а также конвергенции технологий в отрасли деятельности компании. Нами предложен набор статистических показателей для фильтрации инновационных проектов (таблица 1). Если конкретная инновационная стратегия состоит из нескольких проектов, то, в зависимости от уровня конвергенции между этими проектами, рассчитываются либо связанные вероятности, либо автономные вероятности наступления различных событий.

Расширение набора показателей, как правило, приводит к снижению их индивидуальной значимости и повышению трудоемкости расчетов. Поэтому использование большого количества показателей нецелесообразно. Однако, только на основе количественных моделей сравнить стратегии бывает достаточно затруднительно. В этой ситуации, по нашему мнению, целесообразно использовать фильтры на основе мягких рейтингов.

В исследованиях процессов инновационного развития нередко используется концепция целенаправленного отбора инновационных идей, в особенности если речь идет о деятельности хозяйствующих субъектов на микроурове, действующих в высоко конкурентных отраслях, где каждая инновация оказывает существенное влияние на конкурентную позицию, поэтому связана с одобрением или отклонением тех или иных проектов при разработке инновационной стратегии.

Данная концепция основывается на идеях, впервые высказанных в статье К. Левина, которая была посвящена, на первый взгляд, весьма далекой от проблемы инновационного развития1. Тем не

менее, автор этой статьи отмечал, что информационный поток всегда распространяется по каналам, содержащим своего рода «фильтры», а принятие решений, которые основываются либо на каких-нибудь объективных критериях, либо на мнении тех, кто «фильтрует» информацию, зависит от того, были ли достаточные сведения или проекты включены в соответствующий проект.

В одном из примечаний К. Левин сравнил данный процесс с распространением новостей через прессу. Эта мысль получила дальнейшее развитие в работе Д. Уайта применительно к анализу деятельности редактора местной газеты, чьи действия по отбору лишь немногих сведений из числа поступивших с «прямого провода» были охарактеризованы как наиболее типичный случай информационной «фильтрации»2.

На основе этой модели рассмотрим, каким образом инновационные идеи вначале преобразуются в инновационные предложения, а затем становятся частью инновационного проекта стратегии (рисунок 2). Данная модель не лишена недостатков. Во-первых, она не учитывает влияние особенностей социально-политической системы, идеологического и социокультурного контекста, а также факторов институционального порядка - различных конкурентных сил, потребителей, групп давления и, наконец, органов власти, - ограничивающих и направляющих процесс отбора инновационных проектов, который в итоге выглядит лишь как проявление чьих-то сугубо личных пристрастий.

Во-вторых, модель предполагает, что имеется только один «главный фильтр», к тому же ведущий себя довольно пассивно по отношению к информационному потоку. В-третьих, от модели создает-

Шх, INI2, INI^, INI^ - инновационные идеи (innovation ideas);

INP, INP^ - отобранные инновационные идеи (selected innovation ideas);

1

А

Рис 2. Трансформация инновационных предложений в инновационный проект

1 Lewin K. Channels of Group Life. // Human Relations. - Vol. 1. - 1947. - P. 143-153.

2 White D.M. The “Gatekeepers”: a case study in the selection of news. // Journalism Quarterly. - Vol. 27. - 1950. - P. 383-390.

Рис. 3. Система отбора инновационный идей на основе мягких фильтров

ся ложное впечатление, что существует непрерывный и свободный поток самых разных инновационных идей, из которого остается только «отфильтровать» тем или иным способом представляющие интерес идеи. Однако, несмотря на эти недостатки, данный подход в значительной мере повлиял на исследование проблем, выходящих далеко за рамки первоначального исследования, а термин «гей-ткипер», предложенный Уайтом в качестве названия руководства компании, занимающегося «фильтрацией» поступающих инновационных идей, и производные от этого понятия прочно утвердились в специальной литературе3.

В качестве обобщения рассмотренных нами концепций автором адаптирована модель, которая показывает, каким образом инновационные идеи вначале преобразуются в инновационные предложения, а затем становятся частью инновационного проекта, проходя через последовательность экспертных «фильтров» как на стороне источника идеи, так и на стороне руководства компании. Эта модель, представленная на рисунке 3, применяется к ситуациям взаимодействия источников инновационных идей и инновационного центра как органа ответственного за разработку проекта в целом.

Модель отображает взаимодействие двух блоков: подразделений и руководства - как процесс, состоящий из двух стадий фильтрации. В рамках подразделений осуществляется предварительный отбор инновационных идей и формирование соответствующего перечня - предварительная «фильтрация» идей на местах на предмет соответствия целям и задачам реализации проекта. При этом, те идеи, которые не прошли предварительную фильтрацию заносятся в банк идей для последующего анализа. В центральной части модели показывается взаимодействие функций и подразделений с инновационным блоком, интересы которых в той или иной степени совпадают в плане отбора идей в соответствии с имеющимися возможностями, целями и ресурсами.

Вторая фильтрация осуществляется экспертами на предмет достаточности ресурсного обеспечения, а также на соответствие требованиям принципов суперпозиции и конвергенции. Таким образом, в случае успешного прохождения системы фильтров инновационная идея получает ресурсное обеспечение и становится инновационным проектом.

3 Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. - М.: Прометей, 2004. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.