Научная статья на тему 'Стратегические векторы модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий российской промышленности'

Стратегические векторы модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий российской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / INDUSTRY / TECHNOLOGY / PROMOTION / MANAGEMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов В. А.

В статье рассматриваются направления модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий в промышленности России путем оптимизации цепочек научно-производственных бизнесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC VECTORS OF MODERNIZATION OF PRODUCTION RESULTING FROM TRANSFORMATION OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with the direction of modernization due to transformation-represented production enterprises in Russian industry by optimizing the chain of scientific and industrial businesses.

Текст научной работы на тему «Стратегические векторы модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий российской промышленности»

плуатации судов оценка потребителем отдельных деталей не понадобилась. Оценка качества услуг водного транспорта индивидуальными потребителями было целью отдельного маркетингового исследования, в частности, была решена задача сегментирования рынка по социально-психологическим группам потребителей.

Дальнейшее развитие квалиметрии будет происходить по следующим направлениям:

1.Расширение сферы применения по отраслям хозяйства. Ква-лиметрическая информация будет применяться для решения двух основных классов задач:

а) оценки качества как средства уточнения используемой информации;

б) оценки качества как средства выбора лучшего варианта многокритериального решения.

2.Углубление анализа (по степени охвата решаемых задач).

3.Совершенствование технологии оценивания качества.

Утвержденные в 2008 г. важнейшие отраслевые документы —

Транспортная стратегия до 2030 г. и Федеральная целевая программа на 2010-2015г.г. предусматривают новые подходы к организации инфраструктуры транспортного сообщения, развитие инновационных транспортных средств. Создание конкурентоспособного водного транспорта с выигрышными технико-экономическими характеристиками возможно только при систематическом квалимет-рическом оценивании объектов современного флота. Сейчас перед работниками транспортной отрасли стоит важная задача - повышение конкурентоспособности отечественной продукции до уровня требований Всемирнойторговой организации (ВТО).

Литература:

1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия: прошлое, настоящее, будущее / Г.Г. Азгальдов // Стандарты и качество. - 1994. - № 2. - С. 46.

2. Акимов, В. «Агой» и «Дедал» на Кавказе / В. Акимов // Судостроение и судоремонт. - 2011. - №45-46.- С.4-7.

3. Дубров,Н.Обновленный «Волжский»:очень быстро, качественно и по разумной цене / Н. Дубров // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 44.- С.16-18.

4. Егоров, Г.,Ильницкий,И.,Тонюк,В. Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания «Волго-Дон макс» класса типа «Надежда» и «Танаис» / Г. Егоров, И. Ильницкий, В. Тонюк // Судостроение и судоремонт. - 2011. - №45-46.- С.18-29.

5. Егоров, Г.,Тонюк,В. Морские водолазные суда пр. SDS08 / Г. Егоров, В. Тонюк // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 50.- С.10-19.

6. Казеннов, В. ДЭУ для ВМФ: перспективы развития / В. Казеннов // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 44.- С. 28-33.

7. Никифоров, Е.С. Управление качеством услуг в условиях сервисно-ориентированной диверсификации предприятий торговли: автореферат дис. ... канд. эк. наук / Е.С. Никифоров. - Санкт-Петербург, 2010. - 24 с.

8. Соловьева, О.И. Проблемы системного подхода к менеджменту качества продукции (услуг): Монография / О.И. Соловьева / / Омск: НОУ «ЕврИЭМИ», 2006. - 110 с.

9. Соловьева, О.И., Выдрина, Е.О. Теория и методология формирования системы оценки качества транспортного обслуживания на внутренних водных путях / О.И. Соловьева, Е.О. Выдрина // Омск: ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2011. - 203 с.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИОННО ОБУ СЛОВЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Некрасов В.А., аспирант РГГУ

В статье рассматриваются направления модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий в промышленности России путем оптимизации цепочек научно-производственных бизнесов.

Ключевые слова: промышленность, технологии, стимулирование, управление, инновации.

STRATEGIC VECTORS OF MODERNIZATION OF PRODUCTION RESULTING FROM TRANSFORMATION OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES

Nekrasov V., Graduate RSHU

The article deals with the direction of modernization due to transformation-represented production enterprises in Russian industry by optimizing the chain of scientific and industrial businesses.

Keywords: industry, technology, promotion, management, innovation.

Достижение высокой конкурентоспособности российской промышленности в условиях вступления в ВТО, завершения глобального финансово-экономического кризиса и перспектив посткризис-ного развития, требует организационного структурирования деятельности предприятий российской промышленности в России и за рубежом для построения постиндустриальной индустриальной базы национальной экономики, что должно опираться на соответствующие изменения в организационных структурах и управленческих технологиях российских органов государственного управления и промышленных предприятий [1].

Цель таких изменений - интегрировать имеющиеся управленческие ресурсы в рамках международно-адаптированной модели управления и перевести их на качественно новый уровень эффективности управления сквозной цепочкой функциональных товарно-финансовых бизнес-циклов в промышленности нашей страны по видам деятельности промышленных предприятий для деятельности на российских и международных рынках промышленной продукции.

Модель перехода к новому - международно-интегрированному

- формату развития индустриального комплекса России приведена на рис.1.

При этом необходимо:

- повышение эффективности процессов внутрироссийского и

экспортно-импортного оборота промышленной продукции российского или импортного происхождения и оказания инновационных услуг через формирование интеллектуальной промышленности с элементами [компаниями] интеллектуальных информационных систем;

- выработка новых экономико-правовых механизмов регулирования либерализированных рынков высокотехнологичной и энер-го-сырьевой продукции и инновационных услуг, позволяющих решать задачи управления с целевой ориентацией на обеспечение международной трансляции добавленной стоимости от торговли продукцией в Россию на принципиально новом организационноструктурном уровне;

- управление сквозной цепочкой функциональных товарнофинансовых бизнес-циклов в промышленности нашей страны в рамках системно обоснованной модели интеграции российских рынков и инновационных систем с зарубежными рыночными промышленными институтами.

Важными аспектами перехода к новому - международно-интегрированному - формату развития индустриального комплекса является:

- обеспечение безопасности российских инвестиций в развитие экспортноориентированной индустриальной инфраструктуры, экономической безопасности международного экспорта российс-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 109

Рис.1. Модель перехода к новому - международно-интегрированному - формату развития промышленного комплекса России

УПРАВЛЕНИЕ

110 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

Международ-ные СТРУКТУРЫ

Органыгос-управления

Единое информационное пространство отрасли.

Общедоступный электронный контент

Агентное представительство

Локальные информационные ресурсы

Информа-

ционные

узлы

Модуль функциональных информационных взаимосвязей

Глобальная виртуальная бизнес-среда

X _

<D hQ 03 н

& s §• & 5 ^

о 3 о Я U

Оптимизирующие

транзакции

Мультиагентная

координация

Оптимизирующие

транзакции

Информа-

ционные

узлы

(D

Модуль функциональных информационных взаимосвязей

Информа-

ционные

узлы

к 1 Модуль функциональных информационных взаимосвязей

У

Предприятие в России Предприятие за рубежом

Рис.2. Архитектура распределенной системы информационной поддержки мультиагентной координации в промышленности

УПРАВЛЕНИЕ

кой высокотехнологичной и энерго-сырьевой продукции, недиск-риминационности ее сбыта и приобретения промышленных активов.

В результате как условие концентрации в российских промышленных предприятиях международно формируемой добавленной стоимости от экспортно-импортного оборота промышленной продукции российского или импортного происхождения и оказании инновационных услуг должны быть достигнуты:

- адаптивная оптимизация цепочек научно-производственных бизнесов через усиление межсистемных связей между компаниями промышленности России и национальными компаниями стран - контрагентов России для обеспечения контроля российского государства над национальной ресурсной базой индустриального производства и повышения эффективности производства, транспортировки (экспорта) и сбыта высокотехнологичной и энерго-сырье-вой продукции;

- эффективный контроль российского государства над национальной индустриальной инфраструктурой с учетом идущей международной индустриальной интеграции, мультиагентная координация оперирования промышленными ресурсами и услугами в нашей стране и за рубежом;

- обеспечение мониторинга, контроля и противодействия недобросовестным [противоречащим российским государственным интересам] действиям менеджмента промышленных предприятий, контролируемых зарубежными собственниками в России и за рубежом.

Архитектура распределенной системы информационной поддержки мультиагентной координации в промышленности России приведена на рис.2.

Процессы международной индустриальной интеграции определяют необходимость организовать и разместить элементы гибкой структуры управления объектами и инфраструктурой российской промышленности в соответствии с приоритетами мультиаген-тного управления формированием единой индустриальной инфраструктуры Таможенного [и Евразийского] союза со стержневым характером российской науки и производства на основе реализации мультиагентных принципов улучшения использования региональной и трансграничной индустриальной инфраструктуры [2].

Необходимо также сооружение новых мощностей, балансирования региональных товарных потоков и электронной [биржевой и через ЭТП] торговли продукцией при реализации существующих рыночных механизмов и перспективы их развития с ориентацией на комплексную конкурентоспособность Таможенного [и Евразийского] союза [3].

Выстраивание объединенных международных инновационных систем и рынков требует ускорения темпов развития инфраструктуры управления потоками российской высокотехнологичной и энерго-сырьевой продукции [4].Сюда входят распределенные трансграничные узлы производства и зоны инновационного характера, сетецентрически организованные распределенные центры прибыли научно-производственных бизнесов в России и за рубежом и формирования гибкой структуры контроля и регулирования доступа к инвестициям и инновациям зарубежных компаний или российских предприятий, находящихся под контролем иностранных инвесторов [5].

Развитие российской и зарубежной индустриальной инфраструктуры [находящейся под контролем российских собственников] определяет необходимость выстраивания иерархической последовательности модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий российской промышленности и их международных структур [6]. Для этого необходима компоновка организационных механизмов технологического перевооружения предприятий российской промышленности в рамках модерни-зационных приоритетов путем установления постоянных научнотехнических связей и сосредоточения контроля над совместным использованием инвестиционно-финансовых ресурсов на основе мультиагентной координации в рамках частно-государственных партнерств во главе с крупными предприятиями российской промышленности с государственным участием (корпорация «Ростех»

и др.) [7].

В рамках таких организационных моделей будет достигнуто:

- формирование распределенной структуры инвестиционных проектов для обслуживания предприятий российской промышленности как организационно-структурного инструмента программирования инвестиционного поведения российских промышленных

предприятий в рамках модернизационных приоритетов;

- эффективное формирование механизмов управления предприятиями российской промышленности и их зарубежными структурами на основе использования преимуществ распределенной муль-тиагентной структуры инвестиционных проектов с экспортной ориентацией;

- эффективное управление процессами технологической модернизации промышленности на основе выбора «прорывных» проектов, позволяющих ассиметричным образом опередить научно-технические наработки зарубежных конкурентов;

- реализация прорывных научно-технологических направлений, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировых рынках промышленной продукции.

Таким образом, переход от бизнес-модели «национальнообес-печивающий промышленный цикл» к модели «макроконкурентный промышленный цикл» позволяет повысить эффективность всей цепочки промышленных бизнесов, более эффективно концентрировать инвестиционные ресурсы из всех возможных источников в рамках координированной отраслевой инвестиционной политики, реализующей приоритеты единой технологической политики в постиндустриальном формате предприятий российской промышленности при встраивании в систему международных промышленных бизнесов.

Литература:

1. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.

2. Зеленин Д.В., Логинов Е.Л. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №9. С.156-161.

3. Логинов Е.Л. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит, 2010, №17. С.12-20.

4. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Новые тренды силового форматирования экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, №13. С.11-18.

5. Логинов Е.Л. Новые информационные технологии для контрольной деятельности в сфере государственного и корпоративного управления // Информационное общество, 2011, №6. С.32-39.

6. Стерликов Ф.Ф., Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф. Экономическая теория ценности как синтез теории полезности и теории стоимости // Вестник экономической интеграции. 2007. № 4. С. 47-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стерликов Ф.Ф. Модели хозяйствования // Экономические науки. 2012. № 88. С. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.