плуатации судов оценка потребителем отдельных деталей не понадобилась. Оценка качества услуг водного транспорта индивидуальными потребителями было целью отдельного маркетингового исследования, в частности, была решена задача сегментирования рынка по социально-психологическим группам потребителей.
Дальнейшее развитие квалиметрии будет происходить по следующим направлениям:
1.Расширение сферы применения по отраслям хозяйства. Ква-лиметрическая информация будет применяться для решения двух основных классов задач:
а) оценки качества как средства уточнения используемой информации;
б) оценки качества как средства выбора лучшего варианта многокритериального решения.
2.Углубление анализа (по степени охвата решаемых задач).
3.Совершенствование технологии оценивания качества.
Утвержденные в 2008 г. важнейшие отраслевые документы —
Транспортная стратегия до 2030 г. и Федеральная целевая программа на 2010-2015г.г. предусматривают новые подходы к организации инфраструктуры транспортного сообщения, развитие инновационных транспортных средств. Создание конкурентоспособного водного транспорта с выигрышными технико-экономическими характеристиками возможно только при систематическом квалимет-рическом оценивании объектов современного флота. Сейчас перед работниками транспортной отрасли стоит важная задача - повышение конкурентоспособности отечественной продукции до уровня требований Всемирнойторговой организации (ВТО).
Литература:
1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия: прошлое, настоящее, будущее / Г.Г. Азгальдов // Стандарты и качество. - 1994. - № 2. - С. 46.
2. Акимов, В. «Агой» и «Дедал» на Кавказе / В. Акимов // Судостроение и судоремонт. - 2011. - №45-46.- С.4-7.
3. Дубров,Н.Обновленный «Волжский»:очень быстро, качественно и по разумной цене / Н. Дубров // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 44.- С.16-18.
4. Егоров, Г.,Ильницкий,И.,Тонюк,В. Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания «Волго-Дон макс» класса типа «Надежда» и «Танаис» / Г. Егоров, И. Ильницкий, В. Тонюк // Судостроение и судоремонт. - 2011. - №45-46.- С.18-29.
5. Егоров, Г.,Тонюк,В. Морские водолазные суда пр. SDS08 / Г. Егоров, В. Тонюк // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 50.- С.10-19.
6. Казеннов, В. ДЭУ для ВМФ: перспективы развития / В. Казеннов // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 44.- С. 28-33.
7. Никифоров, Е.С. Управление качеством услуг в условиях сервисно-ориентированной диверсификации предприятий торговли: автореферат дис. ... канд. эк. наук / Е.С. Никифоров. - Санкт-Петербург, 2010. - 24 с.
8. Соловьева, О.И. Проблемы системного подхода к менеджменту качества продукции (услуг): Монография / О.И. Соловьева / / Омск: НОУ «ЕврИЭМИ», 2006. - 110 с.
9. Соловьева, О.И., Выдрина, Е.О. Теория и методология формирования системы оценки качества транспортного обслуживания на внутренних водных путях / О.И. Соловьева, Е.О. Выдрина // Омск: ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2011. - 203 с.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИОННО ОБУ СЛОВЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Некрасов В.А., аспирант РГГУ
В статье рассматриваются направления модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий в промышленности России путем оптимизации цепочек научно-производственных бизнесов.
Ключевые слова: промышленность, технологии, стимулирование, управление, инновации.
STRATEGIC VECTORS OF MODERNIZATION OF PRODUCTION RESULTING FROM TRANSFORMATION OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES
Nekrasov V., Graduate RSHU
The article deals with the direction of modernization due to transformation-represented production enterprises in Russian industry by optimizing the chain of scientific and industrial businesses.
Keywords: industry, technology, promotion, management, innovation.
Достижение высокой конкурентоспособности российской промышленности в условиях вступления в ВТО, завершения глобального финансово-экономического кризиса и перспектив посткризис-ного развития, требует организационного структурирования деятельности предприятий российской промышленности в России и за рубежом для построения постиндустриальной индустриальной базы национальной экономики, что должно опираться на соответствующие изменения в организационных структурах и управленческих технологиях российских органов государственного управления и промышленных предприятий [1].
Цель таких изменений - интегрировать имеющиеся управленческие ресурсы в рамках международно-адаптированной модели управления и перевести их на качественно новый уровень эффективности управления сквозной цепочкой функциональных товарно-финансовых бизнес-циклов в промышленности нашей страны по видам деятельности промышленных предприятий для деятельности на российских и международных рынках промышленной продукции.
Модель перехода к новому - международно-интегрированному
- формату развития индустриального комплекса России приведена на рис.1.
При этом необходимо:
- повышение эффективности процессов внутрироссийского и
экспортно-импортного оборота промышленной продукции российского или импортного происхождения и оказания инновационных услуг через формирование интеллектуальной промышленности с элементами [компаниями] интеллектуальных информационных систем;
- выработка новых экономико-правовых механизмов регулирования либерализированных рынков высокотехнологичной и энер-го-сырьевой продукции и инновационных услуг, позволяющих решать задачи управления с целевой ориентацией на обеспечение международной трансляции добавленной стоимости от торговли продукцией в Россию на принципиально новом организационноструктурном уровне;
- управление сквозной цепочкой функциональных товарнофинансовых бизнес-циклов в промышленности нашей страны в рамках системно обоснованной модели интеграции российских рынков и инновационных систем с зарубежными рыночными промышленными институтами.
Важными аспектами перехода к новому - международно-интегрированному - формату развития индустриального комплекса является:
- обеспечение безопасности российских инвестиций в развитие экспортноориентированной индустриальной инфраструктуры, экономической безопасности международного экспорта российс-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 109
Рис.1. Модель перехода к новому - международно-интегрированному - формату развития промышленного комплекса России
УПРАВЛЕНИЕ
110 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
Международ-ные СТРУКТУРЫ
Органыгос-управления
Единое информационное пространство отрасли.
Общедоступный электронный контент
Агентное представительство
Локальные информационные ресурсы
Информа-
ционные
узлы
Модуль функциональных информационных взаимосвязей
Глобальная виртуальная бизнес-среда
X _
<D hQ 03 н
& s §• & 5 ^
о 3 о Я U
Оптимизирующие
транзакции
Мультиагентная
координация
Оптимизирующие
транзакции
Информа-
ционные
узлы
(D
Модуль функциональных информационных взаимосвязей
Информа-
ционные
узлы
к 1 Модуль функциональных информационных взаимосвязей
У
Предприятие в России Предприятие за рубежом
Рис.2. Архитектура распределенной системы информационной поддержки мультиагентной координации в промышленности
УПРАВЛЕНИЕ
кой высокотехнологичной и энерго-сырьевой продукции, недиск-риминационности ее сбыта и приобретения промышленных активов.
В результате как условие концентрации в российских промышленных предприятиях международно формируемой добавленной стоимости от экспортно-импортного оборота промышленной продукции российского или импортного происхождения и оказании инновационных услуг должны быть достигнуты:
- адаптивная оптимизация цепочек научно-производственных бизнесов через усиление межсистемных связей между компаниями промышленности России и национальными компаниями стран - контрагентов России для обеспечения контроля российского государства над национальной ресурсной базой индустриального производства и повышения эффективности производства, транспортировки (экспорта) и сбыта высокотехнологичной и энерго-сырье-вой продукции;
- эффективный контроль российского государства над национальной индустриальной инфраструктурой с учетом идущей международной индустриальной интеграции, мультиагентная координация оперирования промышленными ресурсами и услугами в нашей стране и за рубежом;
- обеспечение мониторинга, контроля и противодействия недобросовестным [противоречащим российским государственным интересам] действиям менеджмента промышленных предприятий, контролируемых зарубежными собственниками в России и за рубежом.
Архитектура распределенной системы информационной поддержки мультиагентной координации в промышленности России приведена на рис.2.
Процессы международной индустриальной интеграции определяют необходимость организовать и разместить элементы гибкой структуры управления объектами и инфраструктурой российской промышленности в соответствии с приоритетами мультиаген-тного управления формированием единой индустриальной инфраструктуры Таможенного [и Евразийского] союза со стержневым характером российской науки и производства на основе реализации мультиагентных принципов улучшения использования региональной и трансграничной индустриальной инфраструктуры [2].
Необходимо также сооружение новых мощностей, балансирования региональных товарных потоков и электронной [биржевой и через ЭТП] торговли продукцией при реализации существующих рыночных механизмов и перспективы их развития с ориентацией на комплексную конкурентоспособность Таможенного [и Евразийского] союза [3].
Выстраивание объединенных международных инновационных систем и рынков требует ускорения темпов развития инфраструктуры управления потоками российской высокотехнологичной и энерго-сырьевой продукции [4].Сюда входят распределенные трансграничные узлы производства и зоны инновационного характера, сетецентрически организованные распределенные центры прибыли научно-производственных бизнесов в России и за рубежом и формирования гибкой структуры контроля и регулирования доступа к инвестициям и инновациям зарубежных компаний или российских предприятий, находящихся под контролем иностранных инвесторов [5].
Развитие российской и зарубежной индустриальной инфраструктуры [находящейся под контролем российских собственников] определяет необходимость выстраивания иерархической последовательности модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий российской промышленности и их международных структур [6]. Для этого необходима компоновка организационных механизмов технологического перевооружения предприятий российской промышленности в рамках модерни-зационных приоритетов путем установления постоянных научнотехнических связей и сосредоточения контроля над совместным использованием инвестиционно-финансовых ресурсов на основе мультиагентной координации в рамках частно-государственных партнерств во главе с крупными предприятиями российской промышленности с государственным участием (корпорация «Ростех»
и др.) [7].
В рамках таких организационных моделей будет достигнуто:
- формирование распределенной структуры инвестиционных проектов для обслуживания предприятий российской промышленности как организационно-структурного инструмента программирования инвестиционного поведения российских промышленных
предприятий в рамках модернизационных приоритетов;
- эффективное формирование механизмов управления предприятиями российской промышленности и их зарубежными структурами на основе использования преимуществ распределенной муль-тиагентной структуры инвестиционных проектов с экспортной ориентацией;
- эффективное управление процессами технологической модернизации промышленности на основе выбора «прорывных» проектов, позволяющих ассиметричным образом опередить научно-технические наработки зарубежных конкурентов;
- реализация прорывных научно-технологических направлений, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировых рынках промышленной продукции.
Таким образом, переход от бизнес-модели «национальнообес-печивающий промышленный цикл» к модели «макроконкурентный промышленный цикл» позволяет повысить эффективность всей цепочки промышленных бизнесов, более эффективно концентрировать инвестиционные ресурсы из всех возможных источников в рамках координированной отраслевой инвестиционной политики, реализующей приоритеты единой технологической политики в постиндустриальном формате предприятий российской промышленности при встраивании в систему международных промышленных бизнесов.
Литература:
1. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.
2. Зеленин Д.В., Логинов Е.Л. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №9. С.156-161.
3. Логинов Е.Л. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит, 2010, №17. С.12-20.
4. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Новые тренды силового форматирования экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, №13. С.11-18.
5. Логинов Е.Л. Новые информационные технологии для контрольной деятельности в сфере государственного и корпоративного управления // Информационное общество, 2011, №6. С.32-39.
6. Стерликов Ф.Ф., Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф. Экономическая теория ценности как синтез теории полезности и теории стоимости // Вестник экономической интеграции. 2007. № 4. С. 47-60.
7. Стерликов Ф.Ф. Модели хозяйствования // Экономические науки. 2012. № 88. С. 51-55.