национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма является координация деятельности всех субъектов этой системы. Межведомственное сотрудничество и совместная работа с правоохранительными органами направлена, в первую очередь, на оказание содействия развитию экономики России, снижение рисков на всех уровнях, а также на ограждение общества от экономических и финансовых преступлений.
Литература:
1. Административное право / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.
2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. М.: Питер, 2003.
3. Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М.: КНОРУС, 2003.
4. Лавров В.В., Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003.
5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006.
6. Подразделения финансовой разведки: Обзор / Под ред. П. Глисон и Г. Готтселинг. Вашингтон: МВД, МБРР, 2004.
7. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / Под ред. С. Гадарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ФЛОТА
Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»
Создание конкурентоспособного водного транспорта с выигрышными технико-экономическими характеристиками возможно только при систематическом квалиметрическом оценивании объектов современного флота. Методика количественного оценивания качества постоянно совершенствуется и находит все новые сферы применения.
Ключевыеслова: квалиметрическое оценивание, морские и речные суда, технические и эксплуатационные характеристики
ECONOMIC ASPECTS OF QUALIMETRICAL ESTIMATION OF FLEET MODERNIZATION
Solovyeva O., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport,
Creation of a competitive water transport with advantageous technical and economic characteristics is possible only at systematic qualimetrical estimation of modern fleet objects. The technique of quantitative estimation of quality is constantly improved and finds all new scopes of application.
Keywords:qualimetrical estimation, sea and river crafts, technical and operational characteristics
Еще Платон утверждал: «Если исключить из любой науки математику, измерение и вес, то немного после этого в ней останется». Всеобщий характер тенденции к расширению сферы квантификации предполагал и Галилео Галилей: «Надо измерять все измеримое и делать измеряемым то, что пока еще не поддается измерению». Отечественный математик Д.Б.Юдин выразил мысль, что «качество - это еще не познанное количество».
В нашей стране первая методика количественного оценивания качества была разработана академиком А.Н.Крыловым, известным механиком и кораблестроителем. После больших потерь русского флота во время русско-японской войны был объявлен конкурс проектов военных кораблей. А.Н.Крылов решил задачу выбора лучшего из многих представленных проектов с помощью своей методики. При этом он выбрал проект корабля, лучшего не по одному, а по совокупности основных свойств (т.е. по качеству) - скорости хода, защищенности, огневой мощи. Метод академика Крылова сохранил свое значение в ряду других квалиметрических методов и в наше время.
Если для оценивания боевых кораблей был применен так называемый аналитический метод, то спустя 20 лет после разработок А.Н.Крылова появились методики оценки качества, основанные на экспертном способе. В первой половине 30-х годов ХХстолетия были разработаны и внедрены в практику методики для оценивания качества товаров народного потребления (хлопчатобумажной пряжи, тканей, штучных текстильных изделий, сливочного масла, рыбных консервов, хлеба, кондитерских изделий), продукции производственного назначения (тракторов и сельскохозяйственных машин) и процессов (качества работы типографии). Эти методики, нашедшие воплощение в ведомственных инструкциях и государственных стандартах, положили начало развитию прикладной ветви квалиметрии. В то же время работа известного русского богослова и философа П.А.Флоренского, напечатанная в 1928г. и посвященная одной из проблем количественного оценивания качества, явилась продолжением разработок академика А.Н.Крылова в области теоретической квалиметрии[9].
Существует значительное количество методов квалиметрии. С точки зрения погрешности, с которой определяются результаты
количественного оценивания качества, все методы квалиметрии делятся на 3 группы: точные, упрощенные и приближенные[1].
Другой признак классификации - это источник информации о значениях некоторых важных числовых характеристик, определяемых в процессе оценивания качества. Для определения значений этих характеристик используются следующие группы методов: экспертные, аналитические и смешанные. Для всех вышеперечисленных методов характерны как плюсы, так и минусы. Однако на практике более чем в 90% случаев используются смешанные методы и иногда чисто экспертные.
Разработка методологической концепции измерения и оценка потребительной стоимости продукции должны осуществляться в форме взаимосвязи категорий, понятий и терминов и их определений в направлении от потребительной стоимости к элементарным (единичным) свойствам продукции.Центральное место в процедуре оценивания занимает построение квалиметрических шкал.
Для многокритериальной задачи требуется оценить взаимодействие двух и более показателей, например:
W = { W1 ; '2; 'п}
Квалиметрическую оценку конечного продукта при конечной потребительной стоимости рассмотрим на примере водного транспорта. Водный транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров. Это главное предназначение транспорта не может быть проигнорировано при любых исследованиях потребительских свойств транспорта и его эксплуатационных и технических характеристик. В то же время, перевозки не могут осуществляться без судов, которые состоят из определенных конструктивных деталей и элементов. Следовательно, промежуточным является отраслевое производство, в котором начинают формироваться потребительная стоимость услуги водного транспорта. Нами были изучены характеристики ряда судов различных типов, которые производятся на судоремонтно-судостроительных заводах, а также находятся в эксплуатации.
Интегральный показатель услуги водного транспорта предлагается определять как отношение квалиметрического показателя эксплуатации детали Кэ к квалиметрическому показателю ее производства на ССРЗ Кп, т.е.:
К, = КЭ
И
К я'
квалиметрический показатель производства
К П = >“ К М.Т.К Т.О..
1=1
где FJ - размер 1 -ой детали для данного судна, дм , SJ - сложность конфигурации 1-ой детали; ^ FJSJ - сумма произведений размеров деталей и сложностей их конфигурации для данного судна;
ОС - показатель степени, характеризующий влияние размера и сложности конструкции детали на издержки живого труда (технологическую трудоемкость); Кмт - коэффициент технологичности основного материала детали; К - коэффициент технологических особенностей производства детали (степень сложности технологии).
Представленный формулой квалиметрический показатель производства является произведением единичных и частных квали-метрических показателей, через которые отображены конструктивные, технологические и материальные свойства изделия. Из формулы видно, что здесь нет явно выраженных эксплуатационных свойств, но есть свойства, которые характеризуют трудоемкость изготовления.
Теперь перейдем к экономическим аспектам рассматриваемой проблемы. Взаимодействие систем управления качеством и управления затратами имеет своим результатом установление цены на реализуемые предприятием товары и услуги и определение ценовой стратегии. Стоимость реализуемой продукции, также как и интегральная характеристика качества, способствует динамике шкалы «удовлетворенность - неудовлетворенность» потребителя.
В правильном определении стоимости продукции, реализованной на товарном рынке, заинтересовано само предприятие, которому за счет полученных при этом средств необходимо обеспечить стабильное функционирование и развитие.
Применение стоимостных количественных показателей эффективно в случаях, когда с их помощью можно определить удельный вес затрат на исправление дефектов качества товаров и услуг[8], после измерения удовлетворенности потребителей, а также в качестве меры прироста прибыли (в общем валовом доходе) за счет проведения мероприятий по управлению качеством и оптимизации основных и вспомогательных бизнес-процессов.
В качестве наиболее приемлемой для оценки методологической базы следует считать системный подход. Исходя из этой предпосылки, предмет квалиметрического оценивания, то есть предприятие водного транспорта или транспортное средство, необходимо рассматривать как сложную производственно-экономическую систему. В терминах теории моделирования предприятие является многосвязной стохастической нелинейной системой, в которой наряду с управлением по целям реализуется управление по отклонениям, а также управление по возмущениям [7].
Полноценное использование потенциала квалиметрии в целом возможно лишь с учетом достижений как теоретической, так и при-
Таблица 1. Сравнение характеристик проекта
кладной квалиметрии. Такая работа успешно проводится на кафедре экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия одного транспорта» в рамках НИР «Экономические проблемы управления качеством продукции в Западно-Сибирском регионе» (регистрационная карта ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС) И111129083055, регистрационный номер 01201180541).
Так, например, была проведена квалиметрическая оценка качества и рассчитана конкурентоспособность отдельных видов морских и речных судов, находящихся сейчас в эксплуатации и на стапелях.
В последнее время на шельфе морей и океанов все активней осуществляется добыча полезных ископаемых. Эта мировая тенденция потребовала создания современных, надежных и эффективных средств обеспечения подводно-технических работ. В их число входят водолазные суда, служащие удобной платформой для исследования и освоения подводного мира.
Морское водолазное судно (МВС) проекта SDS08 (табл. 1) позволяет решать широкий круг профильных задач, связанных как с проведением аварийно-спасательных операций, так и с разработкой шельфовой зоны[5].
Сухогрузы смешанного плавания «Волго - Дон макс» класса являются сегодня одними из самых востребованных (табл. 2). Большая часть из них прошла модернизацию, конверсию либо была построена по проектам, разработанным в Морском Инженерном Бюро. На примере новых ССП типа «Надежда» и «Танаис» можно проследить динамику развития этого типа судов в XXI веке.Как известно, концепцию судна смешанного («река-море») плавания (ССП) полностью определяют грузовая база и путевые условия.
Созданию проектов «Надежды» и «Танаис» предшествовал технико-экономический анализ наиболее эффективных из существующих ССП: пр. 1557 типа «Сормовский», пр. 19610 типа «Волга», пр.15881 типа «Профессор Бубнов» и речных судов пр.05074М типа «Волжский», пр.0225 «Сибирский», пр.1743 типа «Омский», реклассифицированных и модернизированных до уровня требований класса РС ПСП[3, 4].
Кроме того, были изучены технические и эксплуатационные характеристики буксиров портофлота типа «Агой» и «Дедал».У-ниверсальность и низкие эксплуатационные затраты - вот наиболее очевидные преимущества новых буксиров, которые могут применяться как в качестве портовых кантовщиков с функциями пожаротушения, так и рабочих судов [2]. Также были изучены судовые энергетические установки (табл. 3) [6].
Квалиметрическая оценка проектов судов выполнена на базе спецификаций, отраженных в статьях журнала«Судостроение и судоремонт».
В данном исследовании были затронуты интересы конкретных индивидуумов - потребителей, поскольку любой материальный объект, участвующий в товарно-денежных отношениях, должен обладать потребительной стоимостью, т.е. быть полезен потребителю. В ходе проведенного исследования были использованы как аналитические, так и экспертные методы квалиметрического оценивания.
В расчетах квалиметрических показателей производства и экс-SDS08 с судами-аналогами
Параметр np.SDS08 пр.11980 пр.535
Класс РС КМ Ice2 R2 AUT-3C ОМВО SDS<100 КМ ЛЗ I А2 КМ Л4II
Длина наибольшая, м 38,35 32,9 40,90
Ширина наибольшая, м 7,90 7,70 8,00
Высота борта, м 3,20 3,20 3,50
Осадка, м 2,35 2,02 2,07
Водоизмещение,ш 455 307 306
Скорость полного хода, уз 12,0 12,4 12,0
Скорость экономхода, уз 8,0 9,0 -
Дальность плавания, миль 500 500 1500
Автономность, сут 4 5 10
Мощность ГД, кВт 2*442 2*550 2*220
Экипаж ( в т.ч. спецперсонал) 12(7) 22 (5) 20 (7)
Максимальная глубина выполнения работ 100 60 60
Таблица 2. Сравнение основных характеристик сухогрузных судов смешанного плавания
Характеристика Пр. 006RSD02 Пр. 007RSD07 lip. RSD19 Пр. 006Я$005 11р. 00101 Пр. 19610 Пр. 05074М
«Надежда» «Танаис» «Хазар» «Гейдар Алиев» «Русич» «Волга» «Волжский-43»
Длина наибольшая,м 139,63 139.99 139,95 139,63 128,20 140,00 138,30
Длина между перпендикулярами Г,м 133,84 133.91 135,69 134,00 122,80 134,00 135,00
Ширина габаритная, м 16,70 16.70 16,70 16,70 16,74 16,56 16,70
Ширина В, м 16,50 16.50 16,50 16,50 16,50 16,40 16,50
Высота борта Г), м 6,00 6.00 6.00 6.00 6,10 6,70 5,50
Осадка по ЛГВЛ, М 4,60 4.60 4.60 4.60 4,20 4,677 3,754
Высота габаритная от ОП до верха 16,20 16.50 17,20 16,20 16,80 16,40 16,00
Кубический модуль, I I і Г) 13991 14027 14023 13991 13091 15533 12703
Валовая вместимость, ОТ 5723 5706 5676 5687 4960 4991 5076
Чистая вместимость, N Г 3353 3121 3109 3242 2140 1781 2299
Объем грузовых трюмов(по нижнюю кромкулюковых закрытий), м3 10870 11000 10956 11408 8090 6864 9358
Количество грузовых трюмов 4 4 4 4 3 4 4
Контейнеровместимость Всего/ в трюмах, ТЕи 280/210 274/204 274/204 274/204 267/180 144/92 "
Количество, мощность (кВт)и тип главных двигателей 2*1150 2*1120 2*1200 2*1120 2*1140 2*970 2*883
Wartsila 6L20 Wartsila 6L20 Wartsila 6L20 Wartsila 6Г20 Wartsila 6Г20 8NVDS 48A-3U 6ЧРІ136/45
Мощность вспомогательных двигателей, кВт 3*160 2*215 2*240 2*215 3*160 3*150 2*114
Мощность аварийного двигателя, кВт 1*100 1*145 1*136 1*145 1*85 1*100 1*50
Мощность подруливающего устройства,кВт 160 200 200 230 160 135 95
Автономность, сут. 25 30 20 15 20 20 15
Экипаж/ количество мест 12/14 13/15 13/16 12/14 10/12 18 16
Вес судна порожнем, т 2508 2501 2653 2610 2660 2710 2090
В море при посадке по ЛГВЛ
Дедвейт, т 7078 7215 7004 6970 5190 6207 5345
Спецификационный УПО груза, мЗ/т 1,64 1,62 1,68 1,71 1,63 1,18 1,81
Коэффициент использования водоизмещения по дедвейту 0,738 0,743 0,725 0,727
В море (осадка 4,20 м)
Дедвейт, т 6185 6309 6108 6084 5190 5216 5345
Спецификационный УПО груза, мЗ/т 1,90 1,87 1,95 1,98 1,63 1,42 1,81
Коэффициент использования водоизмещения по дедвейту 0,712 0,716 0,697 0,679 0,687 0,658 0,719
В реке(осадка 3,60 м)
Дедвейт, г 4680 4778 4596 4580 3855 3825 4841
Спецификационный УПО груза, мЗ/т 2,57 2,41 2,51 2,61 2,15 1,89 2,01
Коэффициент использования водоизмещения по дедвейту 0,651 0,656 0,634 0,637 0,620 0,585 0,699
В реке(осадка 3,40 м)
Дедвейт, г 4269 4344 4167 4153 3430 3429 4421
Спецификационный УПО груза, мЗ/т 2,85 2,67 2,79 2,89 2,42 2,12 2,20
Коэффициент использования водоизмещения по дедвейту 0,631 0,635 0,611 0,614 0,592 0,559 0,679
Таблица 3. Дизель ЧН26,5/31, ОАО «Коломенский завод»
Показатель Перспективные западные конструкции* Перспективная конструкция 12ЧН26,5/31 Прогнозируемый показатель
Агрегатная мощность, кВт (л.с.)
Локомотивный 4412(6000) <4412(6000) <4412(6000)
Судовой (ВМФ) 7200(9792) <7352(10000) 7352(10000)
Атомная станция 6200(8432) 6200(8432) 6200(8432)
Степень форсирования
По рабочему процессу, мПа 2,08-2,65 2,58 2,7
Удельный расход топлива
По ІвО 3046-1, г/кВтч 165-191 184-185 184-185
Ресурс
До капитального ремонта, тыс.ч 24-50 60 60
плуатации судов оценка потребителем отдельных деталей не понадобилась. Оценка качества услуг водного транспорта индивидуальными потребителями было целью отдельного маркетингового исследования, в частности, была решена задача сегментирования рынка по социально-психологическим группам потребителей.
Дальнейшее развитие квалиметрии будет происходить по следующим направлениям:
1.Расширение сферы применения по отраслям хозяйства. Ква-лиметрическая информация будет применяться для решения двух основных классов задач:
а) оценки качества как средства уточнения используемой информации;
б) оценки качества как средства выбора лучшего варианта многокритериального решения.
2.Углубление анализа (по степени охвата решаемых задач).
3.Совершенствование технологии оценивания качества.
Утвержденные в 2008 г. важнейшие отраслевые документы —
Транспортная стратегия до 2030 г. и Федеральная целевая программа на 2010-2015г.г. предусматривают новые подходы к организации инфраструктуры транспортного сообщения, развитие инновационных транспортных средств. Создание конкурентоспособного водного транспорта с выигрышными технико-экономическими характеристиками возможно только при систематическом квалимет-рическом оценивании объектов современного флота. Сейчас перед работниками транспортной отрасли стоит важная задача - повышение конкурентоспособности отечественной продукции до уровня требований Всемирнойторговой организации (ВТО).
Литература:
1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия: прошлое, настоящее, будущее / Г.Г. Азгальдов // Стандарты и качество. - 1994. - № 2. - С. 46.
2. Акимов, В. «Агой» и «Дедал» на Кавказе / В. Акимов // Судостроение и судоремонт. - 2011. - №45-46.- С.4-7.
3. Дубров,Н.Обновленный «Волжский»:очень быстро, качественно и по разумной цене / Н. Дубров // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 44.- С.16-18.
4. Егоров, Г.,Ильницкий,И.,Тонюк,В. Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания «Волго-Дон макс» класса типа «Надежда» и «Танаис» / Г. Егоров, И. Ильницкий, В. Тонюк // Судостроение и судоремонт. - 2011. - №45-46.- С.18-29.
5. Егоров, Г.,Тонюк,В. Морские водолазные суда пр. SDS08 / Г. Егоров, В. Тонюк // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 50.- С.10-19.
6. Казеннов, В. ДЭУ для ВМФ: перспективы развития / В. Казеннов // Судостроение и судоремонт. - 2011. - № 44.- С. 28-33.
7. Никифоров, Е.С. Управление качеством услуг в условиях сервисно-ориентированной диверсификации предприятий торговли: автореферат дис. ... канд. эк. наук / Е.С. Никифоров. - Санкт-Петербург, 2010. - 24 с.
8. Соловьева, О.И. Проблемы системного подхода к менеджменту качества продукции (услуг): Монография / О.И. Соловьева / / Омск: НОУ «ЕврИЭМИ», 2006. - 110 с.
9. Соловьева, О.И., Выдрина, Е.О. Теория и методология формирования системы оценки качества транспортного обслуживания на внутренних водных путях / О.И. Соловьева, Е.О. Выдрина // Омск: ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2011. - 203 с.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИОННО ОБУ СЛОВЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Некрасов В.А., аспирант РГГУ
В статье рассматриваются направления модернизационно обусловленных производственных трансформаций предприятий в промышленности России путем оптимизации цепочек научно-производственных бизнесов.
Ключевые слова: промышленность, технологии, стимулирование, управление, инновации.
STRATEGIC VECTORS OF MODERNIZATION OF PRODUCTION RESULTING FROM TRANSFORMATION OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES
Nekrasov V., Graduate RSHU
The article deals with the direction of modernization due to transformation-represented production enterprises in Russian industry by optimizing the chain of scientific and industrial businesses.
Keywords: industry, technology, promotion, management, innovation.
Достижение высокой конкурентоспособности российской промышленности в условиях вступления в ВТО, завершения глобального финансово-экономического кризиса и перспектив посткризис-ного развития, требует организационного структурирования деятельности предприятий российской промышленности в России и за рубежом для построения постиндустриальной индустриальной базы национальной экономики, что должно опираться на соответствующие изменения в организационных структурах и управленческих технологиях российских органов государственного управления и промышленных предприятий [1].
Цель таких изменений - интегрировать имеющиеся управленческие ресурсы в рамках международно-адаптированной модели управления и перевести их на качественно новый уровень эффективности управления сквозной цепочкой функциональных товарно-финансовых бизнес-циклов в промышленности нашей страны по видам деятельности промышленных предприятий для деятельности на российских и международных рынках промышленной продукции.
Модель перехода к новому - международно-интегрированному
- формату развития индустриального комплекса России приведена на рис.1.
При этом необходимо:
- повышение эффективности процессов внутрироссийского и
экспортно-импортного оборота промышленной продукции российского или импортного происхождения и оказания инновационных услуг через формирование интеллектуальной промышленности с элементами [компаниями] интеллектуальных информационных систем;
- выработка новых экономико-правовых механизмов регулирования либерализированных рынков высокотехнологичной и энер-го-сырьевой продукции и инновационных услуг, позволяющих решать задачи управления с целевой ориентацией на обеспечение международной трансляции добавленной стоимости от торговли продукцией в Россию на принципиально новом организационноструктурном уровне;
- управление сквозной цепочкой функциональных товарнофинансовых бизнес-циклов в промышленности нашей страны в рамках системно обоснованной модели интеграции российских рынков и инновационных систем с зарубежными рыночными промышленными институтами.
Важными аспектами перехода к новому - международно-интегрированному - формату развития индустриального комплекса является:
- обеспечение безопасности российских инвестиций в развитие экспортноориентированной индустриальной инфраструктуры, экономической безопасности международного экспорта российс-