В соответствии с этими документами разработаны Концепция развития отрасли до 2020 года и ведомственная программа «Развитие птицеводства в РФ на 2010-2020 годы».
На сегодняшний день мировой оборот мяса птицы составляет в год около 13 млн т. США, Бразилия и ЕС обеспечивают приблизительно 90% мирового экспорта мяса птицы. Россия, хотя и снижает объём импорта мяса птицы в последние годы, тем не менее, ввозит некоторый объём из-за рубежа.
Несмотря на то, что доля России в мировой торговле мясом птицы составляет всего 5%, эксперты прогнозируют увеличение доли в будущем.
По прогнозам к 2050 году, чтобы удовлетворить потребности населения планеты в мясе, нынешний объём производства необходимо увеличить примерно на 42%, а государств, способных реально это сделать не так много. В том числе прогнозируется значительный рост в потреблении мяса птицы. По заявлению Юшина Сергея, руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации уже к 2020 году Россия имеет возможность увеличить производство мяса птицы на 40%.
Прежде чем рассмотреть возможные перспективы развития птицеводческой отрасли, необходимо подвести итоги на сегодняшний день.
В период с 2005 года по 2012 годы в РФ произошёл значительный рост производства мяса птицы. Объём производства в 2005 году составлял 1 360 тысяч тонн. Увеличение в убойном весе произошло более чем вдвое, составив по данным Минсельхоза РФ в 2012 года 3,3 миллиона тонн. В сравнении с предыдущим годом производство увеличилось на 12% с 2,9 миллионов тонн. Стоит отметить, что объём производства уже очень близок к объёму внутреннего потребления в стране.
Производство в России сохраняет стабильные перспективы роста благодаря увеличению внутреннего спроса на фоне ограничения импорта с помощью квот и пошлин, и многолетней государственной поддержки. На ввоз в Россию мяса птицы в настоящее время действует квотирование. Наблюдается ежегодное снижение квот на импорт. С помощью квотирования государство оберегает и поддерживает российского производителя и стимулирует производство в государстве. Несмотря на ожидаемое прекращение субсидирования 1 января 2016 года, птицеводческая индустрия по инерции продолжит увеличивать объёмы производства.В перспективе, согласно Концепции развития птицеводства России на 2013-2020 гг, предполагается достичь уровня 4,5 млн т.
Объём внутреннего потребления составляет 3,4 млн т. в год. Таким образом, 96% потребности страны в мясе птицы обеспечивается за счёт отечественного птицеводства, что позволяет начать полноценный экспорт данной продукции. Согласно указанию президента В.В. Путина в начале года порядка 100 тысяч продукции на отечественном рынке мяса птицы должна быть импортной, в результате чего рост на 500 тысяч тонн продукции, прогнозируемый в течение последующих трёх лет будет экспортироваться в полном объёме.
На отечественном рынке насчитывается более 500 птицеводческих предприятий, производящих субпродукты и мясо домашних кур. Крупнейшими производителями на сегодняшний день являются такие компании, как ЗАО «Приосколье», ЗАО «Петелинс-кая птицефабрика», ОАО «Птицефабрика Северная», ОАО «Челны-Бройлер», «Птицефабрика Новоездоцкая».
Наиболее динамичное производство наблюдается в таких регионах России как Ленинградская, Белгородская, Ростовская, Воронежская, Челябинская области, а также Республике Татарстан и Краснодарском крае.
Для дальнейшего развития отечественных производителей правительству необходимо принять меры по поддержке и развитию конкурентоспособности отечественного производства. В РФ крайне высокая стоимость кредитов. Это в целом проблема в развивающихся странах, так как в них более высокая инфляции и, как следствие, - более высокая стоимость кредитов. Однако в России эта проблема существует и из-за высокой монополизации банковского сектора госбанками. Ситуация такова, что при годовой инфляции меньше 10% реальный кредит в банке выдают под 20-25%. Эта проблема, которой государству необходимо заняться. Так как при выплате столько высоких процентов за кредит, тяжело конкурировать с производителями ЕС, США или Японии, которые получают кредиты в пределах 5% годовых. Другая сложность заключается в недоступности кредитов для небольших производителях.
Дороговизна и недоступность кредитов является серьёзным фактором отечественной неконкурентоспособности.
Источники
1. http://www.economy.gov.ru/minec/main
2. http://customs.ru/
3. http://www.mcx.ru/
4. http://www.vniipp.ru/
5. http://meatinfo.ru/blog
СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЭК РОССИИ
Король С.В., соискатель РГГУ
В статье рассматриваются направления формирования стратегии использования инвестиционных факторов для стимулирования развития ТЭК России.
Ключевые слова: инвестиции, технологии, стимулирование, управление, инновации
STRATEGY OF INVESTMENT FACTORS TO STIMULATE THE DEVELOPMENT OF RUSSIA’S FEC
Korol S., Competitor, RHSU
The article deals with the direction of strategy of investment factors to stimulate Russian energy industry.
Keywords: investment, technology, promotion, management, innovation.
Особая актуальность решения проблем модернизации энерге- России, и, в первую очередь, инвестиционных операций базовых
тических предприятий в отечественной промышленности опреде- агрегированных корпоративных групп, ориентированных на экспорт
лила задачу выработать меры, способствующие инновационному топливно-энергетических ресурсов [4].
развитию ТЭК России [1]. В такой ситуации необходимо теорети- В условиях идущей модернизации отрасли требуется реорга-
ческое обоснование направлений формирования организационно- низация организационно-экономических механизмов и выработка
экономических механизмов инвестиционного стимулирования для адаптивных стратегических подходов к совершенствованию инве-
повышения конкурентоспособности предприятий ТЭК России [2]. стиционных аспектов стратегического координирования мер экоИспользование энергетическими компаниями инвестиционных номического, производственного и технологического формата, осу-
факторов для повышения конкурентоспособности влияет на кон- ществляемых органами госуправления в отношении предприятий
курентоспособность всей отечественной промышленности [3]. Та- ТЭК России для их соответствия федеральным модернизационным
кой механизм требует уточнения инвестиционной политики ТЭК программам, реализуемым на различных уровнях управления [5].
Энергетическая глобализация [а также вступление России в ВТО] формирует качественно новые условия функционирования ТЭК России, которые - для сохранения геоэнергетической суверенности - требуют кардинального повышения конкурентоспособности отечественных энергокомпаний на основе комплексных модер-низационных программ в отношении технологически взаимозависимых энерго-хозяйственных бизнес-цепочек структурированных корпоративным образом [6].
По мере развития рыночных отношений и расширения потребностей повышения конкурентоспособности предприятий ТЭК России при интеграции в мировую экономику существенно возросла роль факторов корпоративной инвестиционной анклавности [чье влияние особенно опасно в отношении инновационно-развиваю-щихся компаний].
В условиях необходимости решения проблемы перехода к новому - более высокому - технологическому укладу на основе модернизации российской промышленности это определяет необходимость координационного регулирования - со стороны органов госуправления - процессов формирования комплексных инвестиционных вложений корпораций ТЭК России, в том числе вне зависимости от [эгоистичных] интересов собственников.
Обеспечение госприоритетов модернизации требует уточнения инвестиционных действий базовых агрегированных корпоративных групп в ТЭК России, а также реализации обоснованных и целенаправленных мер инвестиционного стимулирования со стороны органов госуправления, практикующих перманентную государственную поддержку для обеспечения модернизационных программ [7].
Требуется реорганизация организационно-экономических механизмов на основе осуществления адаптивных изменений практики оборота инвестиционных ресурсов в ТЭК России путем развития электронных форм осуществления инвестиционных операций, стратегического координирования инвестиционных мер в рамках модернизационного экономического, производственного и технологического формата, упрощения процедур координации и оптимизации мер, реализуемых на различных уровнях управления по функциональным оргструктурам в ТЭК России [8].
Широкомасштабное использование электронных торговых систем инвестиционного назначения в сфере содействия инвестированию модернизационных бизнес-программ в ТЭК России не только обеспечивает оптимизацию сотрудничества распределенных предприятий в ТЭК России и их контрагентов в смежных секторах экономики, но и способствует использованию новых форм и способов инвестиционного стимулирования процессов перевооружения технологических комплексов за счет привлечения инвестиций из российских и зарубежных источников.
При этом целесообразно создание электронной инфраструктуры объединенного «стратегического инвестиционного поля», которая позволит каждому экономическому агенту инвестиционных действий в ТЭК России иметь точные данные об объектах своего функционального интереса для объектно-проектного управления инвестициями, в том числе их координированного привлечения, концентрации и вложения в рамках соответствия федеральным гос-приоритетам и программам, реализуемым на различных уровнях управления.
Чтобы реализовать модернизационные программы необходимо изменение стратегии наращивания инвестиционных вложений путем привлечения инвестиционных ресурсов из российских государственных и негосударственных источников, а также недостающих ресурсов на международных финансовых рынках за счет стратегической оптимизации и постановки ряда взаимоувязанных задач для реализации объединенных действий в ТЭК России по повышению уровня системной инновационной активности отечественных энергокомпаний применительно к распределенным уровням корпоративной иерархии предприятий ТЭК России, компонуемых в корпоративные системы, аффилированных с госкорпорациями и компаниями с госучастием [9].
Перспективной является модель использования рыночных организационно-экономических механизмов расширения модернизаци-онных программ в ТЭК России, в том числе стандартизации и интеграции бизнес-моделей в топливно-энергетической сфере и энергетическом машиностроении, информационно-вычислительных средств, систем и сетей, организационных форм инвестиционного сотрудничества, подходов к оптимизации системных мероприятий общероссийского (включая корпоративно-объектную детализацию) формата привлечения, концентрации и вложения инвестиций в рам-
ках управленческих алгоритмов электронного оборота инвестиционных ресурсов.
С учетом результатов анализа можно сделать обоснованный вывод, что в отрасли необходимо обеспечение комплексных инвестиционных действий на основе создания и развития объединенного «стратегического инвестиционного поля» путем координации электронного оборота инвестиционных ресурсов для обеспечения комплексной обоснованности отраслевой стратегии наращивания инвестиционных вложений через привлечение инвестиционных ресурсов на международных финансовых рынках на основе формирования кластера отраслевых программ выхода на IPO и повышения уровня инвестиционного сотрудничества компаний ТЭК России.
Энерго-инфраструктурная база российской экономики постепенно трансформируется в объединенную для всех рыночных агентов систему, одновременно интегрируясь с энергорынками и энергосистемами как на постсоветском пространстве (прежде всего, в рамках Таможенного союза), так и за его пределами (страны ЕС, Китай, Турция и пр.), поэтому развитие ее элементов должно быть системным и координироваться инвестиционными программами инновационно-развивающихся компаний на основе рыночных организационно-экономических механизмов.
На основе многофункционального электронного контента может быть достигнуто улучшение взаимосвязей между распределенными производственными предприятиями и инвестиционными посредниками, что в равной мере приоритетно и для успешного внедрения корпоративно-интегрированной политики разработки бизнес-программ.
На основе корпоративно-интегрированной стратегии использования инвестиционных факторов для стимулирования развития ТЭК России необходима разработка глобально взаимоувязанной комплексной совокупности бизнес-моделей и систем электронного оборота инвестиционных ресурсов, подходов и методов управления, позволяющей многократно увеличить эффективность деятельности энергетических компаний за счет комплексного эффекта решения задач концентрации инвестиционных ресурсов.
Требуется оптимизация сотрудничества инновационно-разви-вающихся компаний и инвестиционного стимулирования за счет интеграции в объединенный комплекс инвестиционных факторов обеспечения конкурентоспособности распределенных предприятий в ТЭК России и их контрагентов в смежных секторах экономики, что наиболее эффективно может быть формализовано как типовая структура обмена информацией - многофункционального электронного контента, объединяющего участников стратегического инвестиционного поля при реализации функциональных задач.
Внедрение и использование систем электронного оборота инвестиционных ресурсов в стратегии наращивания инвестиционных вложений энергетических компаний путем привлечения инвестиционных ресурсов на международных финансовых рынках должно основываться на следующих подходах:
- нацеленность корпоративной политики на решение приоритетных задач бизнес-стратегий и программ по реализации задач концентрации инвестиций, поступающих из распределенных источников, совершенствование процессов привлечения инвестиций на модернизационные цели предприятий ТЭК России, координирование массивов инвестиций по функциональным блокам инно-вационно-развивающихся компаний;
- создание и поддержка объединенных сетей и систем электронного оборота инвестиционных ресурсов, используемых в интересах решения проблем регулирования динамики изменения процессов привлечения инвестиций на модернизационные цели предприятий ТЭК России, координирование массивов инвестиций по программам модернизации;
- совершенствование инвестиционного стимулирования с учетом обеспечения сопряженности и интегрированности электронной инфраструктуры на уровне объединенного «стратегического инвестиционного поля» на основе идеологии объединенного управленческого как пространства инвестиционных операций;
- обеспечение согласованности и сбалансированности бизнес-программ предприятий ТЭК России и их контрагентов в смежных секторах экономики;
- унификация элементов объединенного «стратегического инвестиционного поля» в отношении предприятий в ТЭК России и их контрагентов в смежных секторах экономики, использование типовых решений при создании прикладных систем электронного оборота инвестиционных ресурсов.
Решение проблемы формирования корпоративно-интегрированной стратегии управления деятельностью экономических агентов, опираясь на инфраструктуру объединенного «стратегического инвестиционного поля» для наращивания инвестиционных вложений путем привлечения инвестиционных ресурсов внутри страны и на международных финансовых рынках, требует организационного построения матрицы инвестиционных действий экономических агентов и координации их действий через формирование кластера корпоративных инвестиционных программ, кластера отраслевых программ выхода на IPO, кластера бюджетных программ господдержки, кластера программ государственно-частного партнерства.
Необходима выработка приоритетов стратегической оптимизации и оперативной «переупаковки» системно-структурных бизнес-моделей энергетических компаний для реализации объединенных инвестиционных действий как в российской экономике, так и на международных энергетических и финансовых рынках.
Литература:
1. Агеев А., Логинов Е. «Новая партия на великой шахматной доске: белые начинают и выигрывают» // Экономические стратегии, 2010, №1-2. С.34-41.
2. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной
отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.
3. Зеленин Д.В., Логинов Е.Л. Интеграция интеллектуальных управленческих сред (пространств) как основа модернизации и технологического развития экономики России // Экономические науки, 2010, №9. С.22-26.
4. Логинов Е.Л., Деркач Н.Л. Проблемы формирования конвергентной сферы глобально взаимосвязанных и синхронизированных интеллектуальных управленческих пространств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №9. С.33-37.
5. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Глобальный кризис как новый формат борьбы за мировое экономическое лидерство // Финансы и кредит, 2010, №18. С.22-27.
6. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит, 2010, №17. С.12-20.
7. Логинов, Е.Л. Новые информационные технологии для контрольной деятельности в сфере государственного и корпоративного управления // Информационное общество, 2011, №6. С.32-39.
8. Стерликов Ф.Ф., Стерликов П.Ф., Гуськова М.Ф. Экономическая теория ценности // Экономические науки. 2006. № 20. С. 2740.
9. Стерликов Ф.Ф. Модели хозяйствования // Экономические науки. 2012. № 88. С. 51-55.
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ПОТЕРИ ПЛАВУЧЕСТИ, КАК ЗАЛОГ БЕЗАВАРИЙНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ
Попов В.В., д.т.н., профессор кафедры ИСиТГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Устинов В.В., ведущий научный сотрудник ФГБОУВПО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Зеленков Г.А., д.ф.-м.н., доцент, начальник кафедры «Системного анализа, управления и обработки информации на транспорте»,
ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Положения, изложенные статье, могут быть применимы Российским морским регистром судоходства, Международной ассоциацией классификационных обществ (МАКО), проектными организациями, судостроительными верфями и судовладельцами, спасательными координационными центрами (СКЦ). Также могут быть использованы капитанами морских портов при издании местных правил плавания.
Ключевые слова: потеря плавучести, интенсивность потери плавучести, модель контроля и анализа потери плавучести судна (КиАППС).
MONITORING AND ANALYSIS OF LOSS OF BUOYANCY, AS A PLEDGE OF TROUBLE-FREE OPERATION OF SHIPS
Popov V., Doctor of Techniques, professor, Is&T chair, Admiral Ushakov Maritime State University Ustinov V., Senior Research Fellow, Admiral Ushakov Maritime State University Zelenkov G., Doctor of Physical and Mathematical Sciences, assistant professor, head of the System analysis, management and processing of
information on transport chair, Admiral Ushakov Maritime State University
The provisions set out here can be applied by the Russian Maritime Register of Shipping, the International Association of Classification Societies (IACS), engineering companies, shipyards and ship owners, rescue coordination center (RCC). Can also be used by captains of sea ports in the publication of local traffic regulations.
Keywords: loss of buoyancy, the intensity of the loss of buoyancy control model and analysis of loss of buoyancy of the vessel.
В разных частях мировой акватории, на разных бассейнах — морском и речном произошли две катастрофы, на первый взгляд совсем не похожие и вместе с тем имеющие много сходства: 1) авария судна т/х «Коста Конкордия», огромного морского лайнера; 2) небольшого прогулочного судна т/х «Булгария» в водохранилище на реке Волга. В обоих случаях эти катастрофы явились следствием потери плавучести по разным причинам. Теплоход «Коста Конкордия» затонул из-за разрушения подводной части наружной обшивки судна при столкновении с подводным препятствием, а т/х «Булгария» затонул, по версии авторов, из-за изношенности арматуры систем забортной воды, и(или) подводной части наружной обшивки судна, из-за попустительства судовладельца и капитана судна, и(или) ветхости конструкций судна. Очевидно, если осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с правилами регистра, то возраст судна не может быть причиной катастрофы. Если т/х «Коста Конкордия» терял плавучесть продолжительное время, то т/х «Булгария» ушел на дно за считанные минуты и версия того, что экипаж т/х «Булгария» в процессе эксплуатации периодически откачивал воду за борт, имеет право на существование. В тот трагический день, течь, возможно, внезапно увеличилась, и откачивать стало нечем, так как, скорее всего, единственный насос, либо был
залит водой, либо насос уже не обеспечивал откачку. Именно это обстоятельство могло быть причиной принятия капитаном решения резко изменить курс к берегу, чтобы выброситься на банку (песчаную отмель), но не хватило плавучести, скорости и времени. Такое стечение обстоятельств, по нашему мнению, больше подходит для объяснения причины катастрофы т/х «Булгария», нежели плохая погода (гроза) и волнение. Очевидно, за 56 лет эксплуатации это судно испытало на себе плохие погодные условия неоднократно, в том числе и в таком большом водохранилище.
На сегодняшний день ИМО и МАКО разработали множество процедур направленных на предотвращение загрязнения моря и обеспечения безопасности мореплавания, однако современные лайнеры продолжают тонуть, а люди гибнуть. Следует обратить внимание на то, что и загрязнение моря и катастрофы являются следствием поступления воды в корпус судна, что впоследствии, вместе с другими факторами, приводит к потере плавучести судна.
При использовании современных технологий нужно и возможно принять правила, по которым информация о плавучести судна станет подконтрольна службе судовладельца, спасательно-координационному центру (СКЦ) и Администрациям портов. Если бы на т/х «Коста Конкордия», которая теряла плавучесть из-за пробоины,