ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА
Кузнецов М. Ю., соискатель МАЭП, Морозов И.В., соискатель ИЭСО
В статье выявлены основные направления и параметры инновационной стратегии развития отрасли национальной экономики, разработаны приоритетные направления инновационной деятельности в отрасли для обеспечения ее развития, а также обоснованы подходы к отбору инновационных проектов для разработки отраслевой инновационной стратегии.
Ключевые слова: инновационная деятельность, национальная экономика, отраслевая инновационная стратегия.
THE PROBLEM OF SELECTING PROJECTS FOR INCLUSION IN THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE SUBJECT
Kuznetsov M, MAEP, the competitor, Morozov I., IESO, the competitor
The paper identifies the main trends and aspects of the innovation strategy of national economic sector and identified priority areas of innovation in the industry to ensure its development, and sound approach to the selection of innovation projects for developing industrial innovation strategy.
Key words: innovation, national economy, industrial innovation strategy.
Для снижения риска инновационной деятельности целесообразно провести тщательную оценку всех включаемых в стратегию инновационных проектов. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия отрасли, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии отрасли существуют свои факторы, влияющие на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству промышленных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов.
Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур. Сравнительно недавно стали появляться исследования, в которых эффекты НИОКР базируются на концептуальном подходе, согласно которому выделяют три их вида: социально-политический, научно-технический и экономический. В современных условиях основными критериями оценки эффективности инноваций являются экономические, при которых любая новаторская идея расценивается как инвестиционный проект. Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей (таблица 7):
1) интегральный эффект;
2) индекс рентабельности;
3) норма рентабельности;
4) период окупаемости.
Основными показателями, которые используются для сравнения инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являются показатели интегрального эффекта (экономического на уровне народного хозяйства, коммерческого на уровне отдельной организации). В том случае, если точно известны вероятности различных условий осуществления проекта, ожидаемый
интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:
Э = Э. * Р. , (2)
ож I I ’ V >
где
Э - ожидаемый интегральный эффект проекта;
Э. - интегральный эффект при 1-м условии реализации;
Р. - вероятность реализации проекта.
Мы предлагаем следующий набор абсолютных и относительных показателей оценки эффективности инновационного процесса (таблица 8).
В общем виде расчет ожидаемого интегрального экономического эффекта рекомендуется осуществлять по формуле:
Э = h * Э + (1 - Н) * Э . , (3)
ож тах ' / тт ’ 4 '
где
Э и Э ., - наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям;
Н - специальный норматив для учета неопределенности эффекта, характеризующий систему предпочтений хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности (принимается обычно на уровне 0,3).
Для конкретных инновационных проектов эффективность затрат может быть определена величиной прибыли, рентабельностью производства, периодом окупаемости затрат и т. д. Эффективность инноваций может быть оценена по конечным результатам производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, занимающихся инновациями (инновационно-активных предприятий). Основным и важнейшим результатом этой деятельности, фиксируемой органами государственной статистики, является величина и структура инновационной продукции, выделяемой из общего объема производимой и реализованной продукции предприятий. Однако показатели удельного веса и качественных характеристик инновационной продукции далеко не в полной мере характеризуют эффективность инновационных процессов. Качественную структуру инновационной продукции можно учитывать по удельному весу в ее составе следующих важнейших видов:
• продукция, значительно измененная или вновь внедренная;
• экспортная инновационная продукция;
Таблица 7. Критерии и методы оценки экономической эффективности инноваций
Методы и критерии Статистические Динамические
Абсолютные Суммарный доход (прибыль) Среднегодовой доход (прибыль) Чистый приведенный доход
Относительные Рентабельность инвестиций Индекс доходности Внутренняя рентабельность проекта
Временные Срок окупаемости проекта
Таблица 8. Система показателей предприятия
оценки инновационного процесса промышленного
Наименование Формула Обозначения
Эффективность инновационных затрат в производстве ГА _ АЗР пз ИЗ АЗр - сокращение затрат на ремонт и замену брака; ИЗ - инновационные затраты
Эффективность производственной деятельности AV Эпд~ ИЗ Л V - изменение производительности труда
Эффективность инновационной деятельности п Эви~н п - количество внедренных инноваций; Л/- - количество поданных заявок на изобретения
Удельная себестоимость инновации ИЗ
Срок внедрения инновации Те
Срок окупаемости инновации То
• новая (не модернизированная и не модифицированная) продукция;
• продукция, освоенная с использованием лицензии;
• продукция, имеющая правовую защиту.
В то же время нельзя игнорировать и другие проявления эффективности инновационного процесса и, в первую очередь, рост производительности труда в условиях быстрого обновления номенклатуры выпускаемой продукции. Итоги производственно-хозяйственной деятельности представителей группы предприятий и проведенные расчеты показали значительно более высокую производительность труда на инновационно-активных предприятиях по сравнению с аналогичными предприятиями, не занимающимися инновациями.
Как правило, эффект от повышения производительности труда может быть стабильным и продолжительным на диверсификаци-онных предприятиях, где новые технологии обеспечивают при этом и возможности ускоренной замены продукции. Такая направленность инновационного процесса также способствует сокращению издержек производства (главным образом за счет уменьшения удельных значений условно постоянных расходов), но в большей мере способствует решению проблем расширения рынка и выхода на новые рынки товаров, на которые ориентировано производство.
Для большей обоснованности данного показателя эффективности инновационного процесса необходимо учитывать не только фактическую величину производительности, достигнутую по группе инновационно-активных предприятий, но также и соотношение ее с производительностью других предприятий и удельным весом инновационной продукции в общем объеме производства (или реализации) промышленной продукции в регионе. В этом случае показатель эффективности инноваций за счет роста производительности труда (Е ) может определяться по формуле:
= В щ * гт * J Е пт К uн (л uн,
Ч un
_ В uн *
(4)
где
Вин - общий объем реализованной инновационной продукции;
Ч - численность производственного персонала на инновационно-активных предприятиях;
К - коэффициент роста производительности труда, учитывающий соотношение выработки на одного работника на инновационно-активных предприятиях и предприятиях, не занимающихся инновациями;
йин - удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции региона.
Эффективность инновационного проекта характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для его участников, об экономических преимуществах одних проектов над другими. В реальной жизни оценка эффективности инноваций таит в себе не-
сколько очень существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр.
Необходимость консолидации функциональных инноваций в единую инновационную стратегию позволяет использовать в ходе ее реализации современные принципы суперпозиции и конвергенции. Развивая возможности использования принципа суперпозиции, мы предлагаем использовать следующие его возможности: результаты реализации инновационных проектов являются суммой результатов парных взаимодействий между всеми возможными парами проектов. Таким образом, если будут реализованы различные функциональные инновации, то их совокупный эффект приведет к достижению целей отраслевой инновационной стратегии.
Наряду с принципом суперпозиции для описания инновационной стратегии целесообразно использовать свойство конвергенции. Под конвергенцией инновационных проектов в рамках отраслевой инновационной стратегии можно понимать сближение теоретических и методологических основ, инструментария, понятийного аппарата и предметных областей ряда технологий, которые использованы или разработаны при осуществлении функциональных инноваций. В части инновационной стратегии конвергенция означает процесс сближения, схождения, компромисса, стабилизации. То есть, даже промежуточные результаты функциональных инноваций могут использоваться для решения задач в рамках других функций, напрямую не связанных с текущей функцией, в рамках которой изначально разрабатывалось конкретное новшество.
Также можно отметить важность использования конвергенции при разработке инновационной стратегии. Так, например, выявление функциональных потребностей в инновациях невозможно без учета развития финансовых технологий, технологий маркетинга, а также технологических и производственных новшеств. Влияние конвергенции учитывается при оценке конкретных инновационных проектов, составляющих стратегию. Таким образом, с учетом указанных свойств может быть разработан интегрированный критерий результативности инновационной стратегии для отрасли в целом. На основе принципа суперпозиции инновационных результатов формируется интегральный эффект реализации стратегии (РИС), который может быть представлен в следующем виде:
IJ
Рис _ Е Е rij
i=1j=1
(5)
где
І - количество функциональных стратегий;
3 - количество инновационных результатов по каждой функциональной стратегии;
г. . - _і-й инновационный результат по і-й функциональной стра-
i.
тегии
В свою очередь, ресурсы для реализации инновационной стра-
тегии распределяются с учетом принципа конвергенции, то есть, как минимум в рамках функциональной стратегии результативность обеспечивается с условием синергетического эффекта, то есть, позволяет сократить размер выделяемых ресурсов. Таким образом, ресурсное обеспечение инновационной стратегии (РЕСис) целесообразно рассчитывать по следующей формуле:
і і j
РЕС ис = Е peci -ЕЕ экд
■ - i=1j=1
i=1
(б)
где
рес. - количество ресурсов, используемых для реализации инновационных проектов в рамках і-й функциональной стратегии;
эк. - экономия ресурсов по ^му проекту в рамках і-й функциональной стратегии в результате конвергенции результатов.
На основании общей концепции результативности и принципов суперпозиции и конвергенции в стратегическом планировании мы предлагаем интегральный показатель удельной результативности используемых государственных ресурсов, выделенных на разработку и реализацию отраслевой инновационной стратегии. В общем виде данная концепция может быть записана в виде отношения следующего вида:
рУД р ис
Р ис РЕС ис
(7)
Использование данных свойств позволяет обосновать общий подход к оценке инновационной активности отраслевых игроков и проводить сравнение с другими странами, конкурентами, отраслевыми контрагентами, а также с требованиями рынка. Уровень инновационности предполагает возможность управления суперпозицией и конвергенцией по заранее заданным критериям. Таким образом, у руководства отрасли появляется возможность более четко планировать ресурсы и формулировать прогнозы по результатам инновационной деятельности.
В свою очередь, автопроизводители получают набор объективных измерителей своей деятельности, а также план действий, имеющий четкие временные и событийные рамки. В этом одно из пре-
имуществ кроссфункционального подхода на отраслевом уровне. Поскольку на государственном уровне аккумулируются все инновационные предложения, мы считаем, что целесообразно использовать набор критериев выбора инновационной стратегии отрасли на основе системы ранжированных фильтров. Фильтром является формализованный критерий отбора инновационной стратегии как набора проектов. Последовательность фильтров: ранжированный по приоритету отсева набор критериев, позволяющий путем движения от малозначимых к сильно значимым критериям отобрать наиболее приемлемую инновационную стратегию. Можно отметить, что критерии могут быть количественными и качественными. Мы предлагаем использовать две группы фильтров: статистические фильтры; мягкие рейтинги. Статистическими фильтрами является система вероятностных показателей, рассчитанных на основе анализа успешной реализации различных проектов с учетом условий макроэкономического окружения, уровня инвестиционной активности, а также конвергенции технологий в конкретной отрасли экономики. Мы считаем, что набор статистических показателей для фильтрации инновационных проектов может быть следующим (таблица 9).
Если конкретная инновационная стратегия состоит из нескольких проектов, то, в зависимости от уровня конвергенции между этими проектами, рассчитываются либо связанные вероятности, либо автономные вероятности наступления различных событий. Расширение набора показателей, как правило, приводит к снижению их индивидуальной значимости и повышению трудоемкости расчетов. Поэтому использование большого количества показателей на уровне государства нецелесообразно. Однако только на основе количественных моделей сравнить стратегии бывает достаточно затруднительно. В этой ситуации, целесообразно использовать фильтры на основе мягких рейтингов. Для решения указанной задачи может использоваться модель, которая показывает, каким образом инновационные идеи вначале преобразуются в инновационные предложения, а затем становятся частью инновационной стратегии, проходя через последовательность экспертных «фильтров» как на стороне источника идеи, так и на стороне руководства отрасли.
Эта модель, представленная на рисунке 7, применяется к ситуациям взаимодействия различных хозяйствующих субъектов как источников инновационных идей и отраслевого руководства как
Таблица 9. Набор показателей для статистической фильтрации инновационных
стратегий
№ Показатель Описание
Управленческие показатели
1 Математическое ожидание успешной реализации проекта Позволяет оценить вероятность получения результата по проекту в заданный период времени с использованием известного объема выделенных ресурсов. В случае нескольких связанных проектов используется уравнение условной вероятности
2 Дисперсия вероятностей успешной реализации по всем проектам, включенным в стратегию Имеет двойной смысл: 1. Позволяет оценить общий уровень подготовки инновационной стратегии и качество отбора проектов для реализации. 2. Позволяет оценить уровень диверсификации стратегии, то есть уровень разброса проектов и широту охвата функциональных стратегий
3 Широта охвата проектами функциональных стратегий Показывает, какие функциональные стратегии будут реализованы с использованием нововведений. Чем больше нововведений будет получено в рамках инновационного бюджета, тем лучше проработка инновационной стратегии
Финансовые показатели
4 Вероятность достаточности ресурсного обеспечения Позволяет на основе статистики предыдущих периодов и проектов оценить, насколько велика вероятность превышения ресурсного бюджета по конкретному проекту
5 Математическое ожидание нормы дохода по проекту Показывает, каков экономический эффект от реализации конкретного проекта при наличии достаточного ресурсного обеспечения
Рис. 7. Система отбора инновационный идей на основе мягких фильтров
органа, несущего государственную ответственность за разработку отраслевой инновационной стратегии в целом. Модель отображает взаимодействие двух отраслевых блоков: подразделений и руководства - как процесс, состоящий из двух стадий фильтрации. В рамках подразделений осуществляется предварительный отбор инновационных идей и формирование соответствующего перечня - предварительная «фильтрация» идей на местах на предмет соответствия функциональным стратегиям. При этом те идеи, которые не прошли предварительную фильтрацию заносятся в банк идей для последующего анализа. В центральной части модели показывается взаимодействие функций и подразделений с инновационным блоком, интересы которых в той или иной степени совпадают в плане отбора идей в соответствии с имеющимися возможностями, целями и ресурсами.
Вторая фильтрация осуществляется экспертами на предмет соответствия инновационных предложений отраслевой стратегии развития, а также на соответствие требованиям принципов суперпозиции и конвергенции. В случае успешного прохождения системы фильтров инновационная идея получает ресурсное обеспечение и становится инновационным проектом, который попадает в один или несколько вариантов инновационной стратегии, которая, в свою очередь, анализируется с помощью статистических моделей на предмет отбора лучшей для отрасли в складывающихся условиях.
Для проведения грамотной политики диверсификации портфеля инновационных проектов мы предлагаем использовать метод расчета степени взаимной зависимости инновационных проектов на основе наиболее важных показателей - корреляционный анализ, позволяющий по показателям оценки проектов строить матрицы парной корреляции и прогнозировать поведение портфеля в ходе реализации стратегии. Для расчета должны использоваться количественные значения приведенных выше показателей. В результате количественной фиксации исходных данных образуются векторы А , представляющие собой последовательности значений конкретного показателя (а.) на разных стадиях жизненного цикла проекта (1, 2,..., К). Данные вектора консолидируются в матрицу А размерности К х Т (К- количество используемых показателей; Т- число периодов анализа).
На основе исходных данных матрицы А вычисляются коэффициенты парной корреляции для каждой пары (а. и а) а затем строится матрица В размерности Кх К, элементами которой являются рассчитанные коэффициенты Ь... В матрице В все элементы отвечают следующим критериям: Ь,. = Ь.,, а Ь.. = 1. На основании значений Ь.. определятся близость между различными проектами (векторами показателей их оценки). Проекты, имеющие функциональную зависимость, необходимо включать в разные портфели, для повышения уровня диверсификации и снижения зависимости эффективности портфеля от колебаний этих проектов. Таким образом, формализованное условие отбора проектов выглядит следующим образом:
bij ^—1, i = 1, ...,N,j = 1, ...,M, (8)
То есть, приоритетными для включения в портфель являются инновационные портфели, имеющие наборы показателей A . и A.. В результате применения описанной методики формируются соответствующие отраслевые инновационные портфели. Задача линейного программирования, которая решается для ранжирования может быть записана следующим образом:
I J
C = РИС + X X 3Kij ^ ; (9)
i=1j=1
при ограничениях ресурсов, формируемых на основании формулы (9). Таким образом, на основании двухступенчатого алгоритма отраслевая инновационная стратегия преобразуется в связанный набор инновационных портфелей, которые являются объектами управления и могут консолидироваться с различной степенью детализации.