Рис. 4. Система отбора инновационный идей на основе мягких фильтров
Статистическими фильтрами является система вероятностных показателей, рассчитанных на основе анализа успешной реализации различных проектов с учетом условий макроэкономического окружения, уровня инвестиционной активности, а также конвергенции технологий в отрасли деятельности компании. Существует набор статистических показателей для фильтрации инновационных проектов (таблица 1). Если конкретная инновационная стратегия состоит из нескольких проектов, то, в зависимости от уровня конвергенции между этими проектами, рассчитываются либо связанные вероятности, либо автономные вероятности наступления различных событий.
Расширение набора показателей, как правило, приводит к снижению их индивидуальной значимости и повышению трудоемкости расчетов. Поэтому использование большого количества показателей нецелесообразно. Однако, только на основе количественных моделей сравнить стратегии бывает достаточно затруднительно. В этой ситуации, по мнению автора, целесообразно использовать фильтры на основе мягких рейтингов.
Автором предложена модель, которая показывает, каким образом инновационные идеи вначале преобразуются в инновационные предложения, а затем становятся частью инновационной стратегии, проходя через последовательность экспертных «фильтров» как на стороне источника идеи, так и на стороне руководства компании. Эта модель, представленная на рисунке 4, применяется к ситуаци-
ям взаимодействия подразделений компании как источников инновационных идей и инновационного центра как органа ответственного за разработку стратегии в целом.
Модель отображает взаимодействие двух блоков компании: подразделений и руководства - как процесс, состоящий из двух стадий фильтрации. В рамках подразделений осуществляется предварительный отбор инновационных идей и формирование соответствующего перечня - предварительная «фильтрация» идей на местах на предмет соответствия функциональным стратегиям. При этом, те идеи, которые не прошли предварительную фильтрацию заносятся в банк идей для последующего анализа. В центральной части модели показывается взаимодействие функций и подразделений с инновационным блоком, интересы которых в той или иной степени совпадают в плане отбора идей в соответствии с имеющимися возможностями, целями и ресурсами.
Вторая фильтрация осуществляется экспертами на предмет соответствия инновационных предложений и стратегии развития компании, а также на соответствие требованиям принципов суперпозиции и конвергенции. В случае успешного прохождения системы фильтров инновационная идея получает ресурсное обеспечение и становится инновационным проектом, который попадает в один или несколько вариантов инновационной стратегии, которая анализируется с помощью статистических моделей и отбирается лучшая для компании в складывающихся условиях.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАХОВЫХ СДЕЛОК ПРИ УПРАВЛЕНИИ КРУПНЫМИ РИСКАМИ
Дементьев С.П., заместитель генерального директора СОАО «Русский страховой центр»
При практической реализации методологии страхования решается множество задач, основными из которых являются оценка размеров риска, расчет финансовых показателей страховой сделки, в частности страхового тарифа, а также определения путей эффективного использования свободных средств страховой компании, прежде всего в рамках инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: страхование, риски, страховые сделки, оптимизация.
THE METHODICAL APPROACH TO OPTIMIZATION OF INDICATORS OF INSURANCE TRANSACTIONS AT MANAGEMENT OF LARGE RISKS
Dementyev S., The assistant to the general director СОАО «Russian insurance centre»
At practical realisation of methodology of insurance the set of problems dares, basic of which the estimation of the sizes of risk, calculation of financial indicators of the insurance transaction, in particular the insurance tariff, and also definition of ways of an effective utilisation of available assets of the insurance company, first of all within the limits of investment activity are.
Key words: insurance, risks, insurance transactions, optimisation.
Многофакторность функционирования страховых компаний, а также особенности авиационной отрасли делают возможность оптимизировать эти показатели как каждый в отдельности, так и все вместе. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Оптимизация финансовых показателей страховой сделки в авиационной отрасли в части установления тарифов
Одной из актуальных для новых видов страхования, к каковым относится страхование рисков авиационной деятельности, является задача оптимизации тарифных ставок.
Для определения страховых тарифов обычно используются принципы эквивалентности, ожидаемого значения, дисперсии, стандартного отклонения, нулевой полезности, а также более сложные
принципы и их модификации - принцип Эшера, швейцарский принцип, принцип Орлича и др1.
В соответствии с методиками Росстрахнадзора можно использовать рисковую модель (основанную на анализе вероятности разорения страховщика и коэффициентах вариации) или (при наличии достаточного количества статистических данных) модель линейного тренда убыточности страховщика.
Чтобы сформировать оптимальные страховые тарифы, необходимо в общем случае решить следующие задачи2:
• определить структуру и назначение страхового тарифа;
• провести анализ существующих методик расчета страхового тарифа и оценить возможность их применения в условиях изменения динамики имущественного страхования;
• определить влияние изменения объема страховых операций на размер основной нетто-ставки;
• определить влияние изменения объема страховых операций на размер рисковой надбавки;
• сформулировать основные принципы расчета страхового тарифа в условиях изменения динамики имущественного страхования;
• разработать предложения по последовательности и основным методам, применяемым при расчете страхового тарифа;
• провести сравнительный анализ существующих методов расчета страхового тарифа и выбрать наилучший.
С точки зрения особенностей расчета страхового тарифа все виды страхования можно подразделить на страхование жизни и рисковые виды страхования (виды страхования иные, чем страхование жизни). Для видов, относящихся к страхованию жизни, расчет тарифных ставок и формирование резервов производится на основе существующего методического аппарата. Поэтому ограничимся рассмотрением оценки тарифов рисковых видов страхования, которые условно могут быть разделены на массовые виды и страхование редких событий и крупных рисков.
Деятельность авиационной отрасли можно отнести к совокупности редких событий (практически каждый проект уникален). При этом, крупные риски, сопутствующие космической деятельности, характеризуются низкой частотой страховых событий и большой возможной величиной ущерба. Количество объектов для таких видов страхования ограничено, а разброс страховых сумм велик. Поэтому для страхования редких и крупных событий в авиационной отрасли необходимо использовать статистические данные за несколько лет, а также использовать не среднюю, а правдоподобную стоимость риска и учитывать необходимость перестрахования и его влияние как на размер ущерба страховщика, так и на размер тарифа.
При этом речь должна идти о тех рисках, которые можно застраховать. Как известно, основными критериями, которые позволяют считать риск страховым, являются:
• риск должен быть возможным,
• риск должен носить случайный характер и быть вероятностным, т.е. для конкретного риска должна быть известна вероятность наступления страхового события и ожидаемый размер ущерба, но ни страховщику, ни собственнику объекта не должен быть известен момент наступления страхового события в отношении конкретного объекта страхования и возможный размер ущерба, т.е. не должны быть известны последствия страхового случая;
• наступление страхового случая не должно быть связано с волеизъявлением любого заинтересованного лица;
• факт наступления страхового случая должен быть неизвестен не только во времени, но и в пространстве;
• в результате страхового случая должны затрагиваться интересы страхователя.
Применительно к авиационной деятельности при установлении страховых тарифов важно оценить их и с точки зрения возможности предъявления требований: индивидуальные (когда по одному договору не может быть предъявлено более одного требования) или коллективные (возможно предъявление нескольких требований по одному договору в пределах страховой суммы). Это обусловлено тем, что разные виды риска описываются различными моделями, каждая из которых имеет свои предположения.
В модели индивидуального риска используются следующие допущения:
• анализируется короткий промежуток времени, обычно 1 год, в течение которого можно пренебречь инфляцией и не учитывать доход от инвестирования;
• число договоров фиксировано и неслучайно;
• плата за страхование полностью вносится в начале анализиру-
емого периода, поступлений в течение периода нет;
• наблюдается каждый отдельный договор страхования и известны статистические свойства связанного с ним индивидуального требования о выплате.
В отличие от модели индивидуального риска в модели коллективного риска по одному договору может быть произведено несколько выплат. Эта модель базируется на следующих предположениях:
• анализируется короткий промежуток времени, обычно 1 год, в течение которого можно пренебречь инфляцией и не учитывать доход от инвестирования;
• плата за страхование полностью вносится в начале анализируемого периода, поступлений в течение периода нет;
• поступающие требования о выплате не связаны с конкретными договорами, а рассматриваются как результат суммарного иска к компании, т.е. поступившее требование - это не иск по определенному договору, а очередной поступивший иск; при этом величины требований случайны, независимы, одинаково распределены и положительны;
• основной характеристикой портфеля является не число заключенных договоров, а общее число предъявленных требований, которое не зависит от их размеров.
С учетом этого, можно оценить размер возможных требований, которые могут быть предъявлены страховой организации.
В упрощенном случае процесс страхования можно представить следующим образом: страховая организация с начальным капиталом представляет собой резервуар с определенным уровнем, приходящие страховые взносы - входящий поток, производимые выплаты - исходящий поток. Разорение наступает тогда, когда в резервуаре ничего не остается для обеспечения выходящего потока. Для того, чтобы избежать разорения, компания должна правильно установить «цену» страхования (назначить страховую премию), так как слишком низкая цена приведет к убыткам, а слишком высокая - к неконкурентос-пособности.
Цена страхования определяется его потребительной стоимостью (спросом на обеспечение страховой защиты) и стоимостью, за которую страховщик готов продать эту услугу (готовностью страховщика к риску). Минимальный размер цены определяется равенством нетто-поступлений и выплат страховых сумм без прибыли от страхования. Максимальный размер определяется наличием конкурентного спроса и величиной банковского процента по вкладам. Также цена страхования зависит от объема и структуры портфеля страховщика, его финансового состояния в текущий момент, управленческих расходов и многого другого.
Страховой тариф выражает цену страховой услуги на единицу страховой суммы и состоит из нетто-премии и нагрузки. Нетто-пре-мия предназначена для выполнения обязательств страховщика по выплате страховых возмещений, нагрузка обеспечивает расходы страховщика и формирование прибыли.
Нетто-премия представляет собой совокупность двух частей: основной (чистой) нетто-премии и рисковой надбавки. Основная нетто-премия выражает среднюю величину страхового возмещения.
Расчет нетто-премии является основной задачей страховой компании для обеспечения безубыточности работы. Проблема состоит в том, что в любой момент времени существует неопределенность будущих требований. Существующие статистические данные могут дать некоторое представление о средней величине ущерба и ее отклонениях, частоте наступления требований, которые принимаются как характеристики риска. Однако практика страхования рисков авиационной деятельности последних лет показывает, что существует возможность ошибки не только при оценке риска, но и при его прогнозировании на будущее.
Простейший способ - принять общую нетто-премию Р, которая должна быть уплачена по всему страховому портфелю, равной мате-магическому ожиданию Е общего размера требований X по этому портфелю (ЕХ) - основной нетто-премии. Но значение будущего требования о выплате может отличаться от ожидаемого. Также сама оценка ожидаемого требования о выплате, полученная на основании предыдущей статистики, может отличаться от настоящего, но неизвестного ожидаемого требования о выплате.
Чтобы компенсировать превышение реального размера требований над ожидаемым, вводится рисковая надбавка. В зависимости от степени определенности риска при расчете тарифа может применяться от одной до трех рисковых надбавок. Увеличение объема рисковой надбавки в нетто-ставке позволяет частично снизить последствия ошибки оценки риска.
Для определения рисковой надбавки целесообразно использовать дисперсию Var X, определяющую оценку разброса относительно среднего значения и представляющую собой сумму квадратов отклонений значений от среднего, или среднее квадратичное отклонение, определяющее разброс от среднего значения.
При определении страховых тарифов при авиационной деятельности необходимо учитывать также и взаимосвязь рисков. Так, если предъявление одного требования влечет за собой с некоторой вероятностью предъявление другого требования, то отклонение суммарного требования от среднего равно сумме отклонений отдельных требований. Для независимых требований суммируется оценка отклонений, что приводит к уменьшению отклонения суммарного риска. Для решения проблемы зависимости рисков внутри страхового портфеля можно ввести рисковую надбавку смешанного типа, которая при приеме нового риска учитывает его зависимость с уже существующим портфелем, а также сразу определяет степень кумуляции рисков.
Что касается нагрузки, то она, как отмечалось, выполняет функцию финансирования затрат страховой компании, не связанных с урегулированием страховых выплат: неоперационные расходы, налоги, содержание персонала и помещений и прочее. Также нагрузка может предусматривать в своем составе прибыль страховой организации. Наличие этого компонента определяется возможностью страховщика устанавливать более высокую ставку. И это первый элемент, от которого приходится отказываться при снижении страхового тарифа в конкурентной борьбе.
Страховые премии являются одним из основных источников финансирования страховой организации. В соответствии со структурой страхового тарифа страховая премия разделяется на несколько частей: за счет нетто-ставки формируются страховые резервы, которые должны обеспечить оплату будущих требований, а нагрузка идет на покрытие расходов страховой организации.
Основная задача при оптимизации тарифной ставки - определение вероятной суммы ущерба, приходящейся на единицу страховой суммы. При верном определении тарифной ставки, количества застрахованных объектов и суммы вероятного ущерба на один объект обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страховате-
Показатели инвестиционного проекта
Простая Простой срок
норма окупаемости
прибыли затрат
(ИД) (Ток)
Статистические методы
Оценка эффективности затрат
Методы дисконтирования
Чистый приведенный доход (ЧПД) Внутренняя норма доходности (ВНД)
Рентабельност ь проекта (Ренп) Срок окупаемост и затрат CQ
лями и необходимый баланс между доходами и расходами страховой организации.
Еще одним методом расчета страхового тарифа является принцип максимально возможного возмещения, в соответствии с которым премия устанавливается из расчета ожидаемого возмещения по данному объекту и максимально возможного убытка.
Страховой тариф может рассчитываться и на основании функции полезности. Такой расчет имеет субъективный характер и отражает мнения отдельных менеджеров или страховой компании в целом о данном риске и цене его принятия на страхование. Другими словами, показывает, каково соотношение между готовностью страховщика принять риск на страхование (рискуя определенным размером своих средств) и ценой, за которую он готов это сделать. В этом случае формирование страхового тарифа можно осуществлять различными методами3:
• на основе принципа нулевой полезности - премия за риск рассчитывается так, что математическое ожидание полезности равно нулю, т.е. дает тот минимум премии, меньше которого с точки зрения компании, принимающей риск на страхование, не может быть назначено за данный риск (собранных премий должно хватить на удовлетворение поступающих требований);
• введение дифференцированных тарифов, когда существующие статистические данные о совокупности застрахованных объектов дают возможность разделить их на однородные группы;
• применение системы бонус-малус, смысл которой заключается в предоставлении скидки за отсутствие требований выплат или увеличение тарифа при их наличии (принцип системы заключается во вторичной дифференциации премий, т.е. применение скидок или надбавок к индивидуальным договорам, относящимся к одной однородной группе по определенным признакам, в зависимости от сложившейся убыточности индивидуального клиента).
Основные положения оптимизации инвестиционных проектов, в которые страхования компания может вкладывать свободные средства.
Свободные средства страховые компании обычно направляют в качестве инвестиций в наиболее прибыльные секторы экономики, что обеспечивает им дополнительный прирост прибыли. В этой связи одним из важных компонентов методического обеспечения становится оценка эффективности инвестиционных проектов, позволяющая страховой компании выбрать наиболее рациональные проекты, способствующие эффективному использованию свободных средств. Оценка эффективности инвестиционных проектов не может быть осуществлена без основных данных, содержащихся обычно в бизнес-плане. Общая структура показателей, используемых для характеристики инвестиционного проекта, а также методы, лежащие в основе их определения, представлены на рисунке 14.
Оценка финансовой состоятельности исполнителя инвестиционного проекта
Отчет о Отчет о
прибыли движении Баланс
денежных средств
Коэффициенты
финансовой
оценки
Рис. 1. Структура основных показателей, характеризующих инвестиционные проекты, и методы их определения
1 Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Кулик О.С., Новиков Д.А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2001.
2 Миннуллина Г.З. Методология построения страховых тарифов в условиях изменения динамики имущественного страхования. //Аудит и финансовый анализ. 2000. -№4
3 Миннуллина Г.З . Методология построения страховых тарифов в условиях изменения динамики имущественного страхования. // Аудит и финансовый анализ, 2000. -№4.
4 Извеков Д.А., Шабалин В.А. Страхование рисков в авиационной отрасли: методология и практика /Под редакцией дэн Бандурина В.В. Монография -М.: ИТ «Красная звезда», 2005.