Научная статья на тему 'Структура информационно-образовательной среды для обучения иностранному языку в военном авиационном вузе'

Структура информационно-образовательной среды для обучения иностранному языку в военном авиационном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИОС / СРЕДСТВА ИОС / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ITS MAIN STRUCTURAL COMPONENTS / ITS TOOLS / AIR FORCE MILITARY SCHOOL CADETS' COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иевлева Галина Владимировна, Суслова Юлия Викторовна

В статье рассматриваются основные структурные компоненты информационно-образовательной среды (ИОС) для обучения иностранному языку в военном авиационном вузе. Анализируются возможности ИОС для формирования у курсантов коммуникативной компетентности, позволяющей решать профессиональные задачи с использованием английского языка. Рассматриваются лингводидактические задачи, виды учебных заданий, успешное решение которых связано с эффективным использованием средств ИОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иевлева Галина Владимировна, Суслова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE MILITARY AIR FORCE SCHOOL

The paper deals with the main structural components of the information and educational environment for teaching foreign language at the air force military school. Its abilities for developing cadets’ communicative competence, which allows to solve professional problems using the English language, are also analyzed. The paper focuses on lingvo-didactic tasks and exercises, the successful solution of which is associated with the effective use of information and educational environment tools.

Текст научной работы на тему «Структура информационно-образовательной среды для обучения иностранному языку в военном авиационном вузе»

2. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство: учебник / I.A. Зязюн, Л. В.Крамущенко, И.Ф. Кривонос и др.; По Ред. И.А. Зязюна. - 2-е вид., дополнить. и перераб. - К.: Высшая шк., 2004. - 422 с.

3. Зязюн И.А. Философия педагогического действия: монография / I.A. Зязюн. -Черкассы: Вид.-во от ЧНУ имени Б. Хмельницкого, 2008. - 608 С.

4. Сысоева С. О. Основы педагогического творчества: учебник. / С. О. Сысоева. - К.: Миллениум, 2006. - 346 с.

5. Цокур Г. М. Формирование потенциала профессионального саморазвития в будущих преподавателей Высшей школы в процессе магистерской подготовки / Г М. Цокур / Автореферат дис...канд. пед. наук: 13.00.04 / Южноукраинский государственный пед. Университет имени К. Д. Ушинского. - Одесса, 2004. - 219 с.

6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Завед. / Ю.Г.Фокин. - М.:Изд. центр "Академия", 2002. - 224 с.

Педагогика

УДК: 378.146

доцент Иевлева Галина Владимировна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Суслова Юлия Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные структурные компоненты информационно-образовательной среды (ИОС) для обучения иностранному языку в военном авиационном вузе. Анализируются возможности ИОС для формирования у курсантов коммуникативной компетентности, позволяющей решать профессиональные задачи с использованием английского языка. Рассматриваются лингводидактические задачи, виды учебных заданий, успешное решение которых связано с эффективным использованием средств ИОС.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, основные структурные компоненты ИОС, средства ИОС, коммуникативная компетентность курсантов военного авиационного вуза.

Annotation. The paper deals with the main structural components of the information and educational environment for teaching foreign language at the air force military school. Its abilities for developing cadets' communicative competence, which allows to solve professional problems using the English language, are also analyzed. The paper focuses on lingvo-didactic tasks and exercises, the successful solution of which is associated with the effective use of information and educational environment tools.

Keywords: information and educational environment, its main structural components, its tools, air force military school cadets' communicative competence.

Введение. Повышение требований к качеству подготовки военных специалистов становится приоритетным направлением реформирования системы профессионального образования. Выпускник филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» в г. Сызрани должен быть способен решать профессиональные задачи с использованием английского языка, владеть навыками информационного поиска и анализа нужной информации в профессиональной деятельности [3]. Потенциал элементов информационно-образовательной среды (далее ИОС), остающийся пока востребован лишь частично вследствие недостаточной информационной культуры как обучающихся, так и преподавателей, должен работать на освоение необходимых знаний языкового материала, приобретение умений и навыков, которые позволят выпускнику решать эти задачи. В связи с этим на кафедре иностранных языков возникла необходимость в разработке ИОС для повышения качества иноязычной подготовки курсантов военного авиационного вуза.

Изложение основного материала статьи. Общепризнано, что обучение эффективной коммуникации на иностранном языке в современном профессиональном пространстве может осуществляться только в специально созданных и контролируемых условиях, другими словами, в условиях ИОС. Анализируя определения ИОС, можно сделать вывод о том, что акцент делается на совокупности взаимосвязанных компонентов, включающих разнообразные материально-технические, информационно-образовательные ресурсы, позволяющие управлять процессом профессиональной подготовки специалистов [1, 2].

Интеграция указанных компонентов ИОС позволит решить ряд задач в обучении иностранному языку:

- отработка приемов субъект-субъектных взаимодействий по схеме «преподаватель - курсант», «курсант - курсант», «курсант - партнер по виртуальной коммуникации»;

- использование информационной среды для разработки индивидуализированных образовательных программ;

- создание ситуаций реального общения с носителями языка (в нашем случае, с авиадиспетчерами международных аэропортов);

- интенсификация самостоятельной работы курсанта в условиях лингафонного кабинета.

Система обучения в ИОС предусматривает включение в нее не только субъектов учебного процесса -преподавателя и курсанта, но также и учебных коммуникативных заданий, требующих обращения курсантов к различным ресурсам и формам получения и переработки информации. Большим достоинством ИОС является то, что преподаватель может использовать современные информационно-коммуникационные технологии для управления деятельностью курсантов, проверки качества выполнения заданий, своевременной помощи в индивидуальном режиме.

Основными структурными компонентами ИОС для обучения иностранному языку в военном авиационном вузе являются организационно-целевой, ресурсно-содержательный, материально-технический, технолого-процессуальный.

Организационно-целевой компонент обеспечивает качественную организацию образовательного процесса, содержание которого раскрывается в ФГОС, учебно-методических комплексах, а также доступных источниках информации, включая электронную библиотеку. Он связан с мониторингом, оценкой, принятием решений на основе использования единого ресурса, обеспечивающего процесс обучения иностранному языку с учетом специфики и направленности военного авиационного вуза.

Ресурсно-содержательный компонент, являясь основой функционирования ИОС, представляет собой совокупность современных интегрированных информационных, дидактических и кадровых ресурсов, способствующих формированию необходимых компетенций выпускников. Мы подразделяем данный компонент на два блока: информационно - методический (для преподавателей) и информационно - учебный (для курсантов).

Информационно - методический блок включает УМК по дисциплине, в который входят учебные пособия (электронные и печатные), комплекты компьютерных презентаций к занятиям, электронный банк разработок открытых/показных занятий по каждой теме, дополнительные иллюстративно - информационные текстовые, аудио-, видеоматериалы, тексты тренировочных и контрольных тестов, варианты интерактивных заданий для проведения аудиторных занятий в лингафонном/компьютерном кабинете. Компьютеры преподавателей на кафедре иностранных языков объединены в единую сеть и имеют доступ к информационным ресурсам вуза.

Информационно-учебный блок содержит учебные материалы разных видов и разного назначения. В электронные учебные пособия заложены определенные задания для индивидуальной работы под «контролем» компьютера, к которому можно обратиться за помощью и который ставит оценку за выполнение теста. Это методические указания по теме для курсантов, гипертексты по теме, тренировочные тесты и тренировочные варианты контрольных заданий и контрольных работ с «ключами» для самопроверки.

Из каждого информационного блока есть доступ в кафедральную электронную библиотеку, где кроме словарей, грамматического справочника, учебных пособий размещены дополнительные учебные пособия и справочные материалы: глоссарий базовой терминологии по организации и оснащению вооруженных сил стран НАТО, вертолетам, список фирм-производителей и фотовитрина российской и зарубежной авиатехники с краткими сопроводительными текстами, книги и файлы в помощь курсантам, занимающимся в военно-научном обществе, а также по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Материально-технический компонент предполагает оснащение учебных аудиторий, компьютерных классов, помещений для практических занятий, самостоятельной работы, библиотеки аудиовизуальной и компьютерной техникой, лицензированным программным обеспечением, электронными учебными пособиями, тренажерами, обучающими, контролирующими, моделирующими, информационно-поисковыми программами, доступом в Интернет и к локальной сети вуза.

Технолого-процессуальный компонент связан с технологизацией процесса обучения иностранному языку, направлен на реализацию инновационных образовательных технологий, позволяющих активизировать аудиторную и самостоятельную учебную, научно-исследовательскую, проектную работу обучающегося, определять индивидуальную образовательную программу профессионального становления отдельного курсанта. Достаточно богатый арсенал средств обучения ИОС позволяет реализовывать приемы работы с мультимедийными презентациями, видеофильмами, программами, гипертекстами для различных вариантов заданий, проводить кейс-анализ, ролевые игры, компьютерное тестирование, а также совершенствовать индивидуализацию обучения, интерактивность, направленную на формирование столь важных профессиональных навыков как работа в команде, в том числе и удаленно.

Необходимо отметить, что каждый компонент решает конкретную задачу, а их совокупность способствует достижению цели.

Для формирования коммуникативной компетентности курсантов военного авиационного вуза важно, чтобы средствами ИОС можно было решать следующие лингводидактические задачи:

1) Формирование лексических навыков. Этапы работы с обучающими программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

2) Формирование произносительных навыков, что особенно актуально для работы на начальном этапе обучения. После прослушивания слова или фразы, курсант повторяет за диктором, стремясь добиться произношения, максимально приближённого к образцу. Работа в лингафонном кабинете в наушниках -самый оптимальный вариант.

3) Обучение диалогической речи. Учебный диалог - миниатюрная ролевая игра, в которой у каждого участника своя речевая задача, где требуется задавать вопросы, отвечать на них или подтверждать/опровергать полученную информацию. Лингафонный кабинет позволяет работать в парах, например, имитируя ведение радиопереговоров в режиме «лётчик-диспетчер» при удаленном доступе.

4) Формирование грамматических навыков. Этапы работы с обучающими программами следующие: демонстрация/самостоятельное изучение раздела программы, закрепление на цепочке условно-речевых упражнений от имитации к подстановке, выбору формы, репродукции с/без зрительной опоры, контроль при выполнении тестовых заданий, продукция при выходе в речь.

5) Контроль сформированности навыков аудирования. Данный раздел включает тестовые задания на восприятие речи на слух и понимание (Listening Comprehension).

Работа с компьютером должна быть организована следующим образом:

1) Упражнения на активизацию и обучающий контроль лексических единиц, типа трехтактного «Say the same in Russian» (английское слово/ сочетание - пауза для ответа - «ключ»); четырехтактного «Say the same in English» (русское слово/ сочетание - пауза для ответа - английское слово/ сочетание как «ключ» - пауза для повторения правильного варианта курсантом); задания «Match» на установление эквивалента или правильного варианта из нескольких, подбор синонима, окончания фразы и т.д.

2) Упражнения при работе с аудиотекстом в последовательности: вопрос по-английски в связи с темой текста - задание на снятие языковых трудностей - доведение речевой задачи с целью затем проверить общее понимание. Это может быть короткий тест с выбором ответа по основной информации, вопросы,

задание «True or False». При повторном прослушивании речевая задача - понять определенные детали информации, и, например, внести в таблицу время выполнения действий или, наоборот, указать действия.

Послетекстовое упражнение должно носить условно-продуктивный или продуктивный характер, например, подставить рядом с действиями по распорядку дня военнослужащего время, соответствующее нашей действительности, и рассказать по этой опоре (или без нее) о своем рабочем дне. При подготовке сообщения курсанты могут работать по вариантам: дополнительно прослушать оригинальный аудиотекст или выполнить на слух упражнение на блоки словосочетаний из текста речевого образца.

3) Коммуникативные задания на основе печатного текста также могут быть разного уровня трудности, как в плане языка, так и в плане когнитивных действий. Задания могут выполняться индивидуально в соответствии с текстом и заданием на мониторе.

Учитывая специфику обучения в военном вузе, когда мы не можем обеспечить доступ к ресурсам Интернет во время занятия, материалы электронной библиотеки позволяют курсантам справляться с интересными информативными заданиями, требующими поиска, анализа, дополнения, коррекции информации, а также успешно осваивать имитационные формы удаленного взаимодействия, например, работа в парах в лингафонном классе, участие в пресс-конференции «по скайпу», презентация сообщения «эксперта» о военных учениях и т.д., в ходе которого докладчик использует визуальные ресурсы учебно-информационного блока.

4) В лингафонном кабинете каждому из курсантов предлагается выполнить свой вариант однотипных упражнений разного уровня языковой и речевой трудности. Справившись с заданием 1 уровня, курсант при наличии времени может выполнить задание второго уровня сложности. Такие задания повышают мотивацию учения, самооценку, так как и «слабый» справится хотя бы с заданием 1 уровня. Курсанты на дисплее сами могут выбрать уровень задания.

Выводы. В каждом вузе использование элементов информационно-образовательной среды является не просто желательным, но и необходимым условием реализации эффективного учебного процесса. В результате исследования нами была подтверждены важность и актуальность изучаемой проблемы для формирования коммуникативной компетентности курсантов военного авиационного вуза, уточнены элементы ИОС, которые позволят интенсифицировать процесс обучения иностранному языку и повысить эффективность деятельности, как курсантов, так и преподавателей. С учетом полученных результатов преподавателями кафедры иностранных языков были разработаны виды упражнений и заданий для формирования навыков устного общения и самостоятельной работы с текстом на английском языке у обучаемых в условиях лингафонного кабинета или компьютерного класса.

Литература:

1. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах / А.А.Андреев // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2002. — № 6. — С. 25 —38.

2. Атанасян С. Л. Формирование информационно-образовательной среды педагогического вуза: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.02 / С. Л. Атанасян. — Москва, 2009. — 498 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС 3+) по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (уровень специалитета). Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1020.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Ильясова Асия Миргасимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань);

старший преподаватель Хакимзянова Алсу Саетзяновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань);

старший преподаватель Нурхамитов Марсель Радикович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ (ТЕМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДЕЛОВОМУ И ЮРИДИЧЕСКОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья рассматривает использование кейсов (тематических исследований) в изучении делового и юридического английского языка. Исследуются эффективность кейсов и их влияние на развитие языковых навыков студентов.

Ключевые слова: студент, обучение английскому языку, методы обучения, профессиональное развитие, кейсы, навыки, образование, университетское образование, бизнес и право, лингвистические проблемы, язык обучения.

Annotation. The article considers the use of cases (case studies) in learning Business and Legal English. The effectiveness of cases and their influence on the development of students' language skills are studied.

Keywords: student, teaching of English, methods of teaching, professional development, cases, skills, education, university education, Business and Law, linguistic problems, language of education.

Введение. Когда мы начинали преподавать кейсы в Казанском государственном университете, учебные материалы для более продвинутых студентов все еще фокусировались на теоретических аспектах бизнеса и права. Студентам давали специальные статьи для чтения и специальные темы для заучивания наизусть. Тестирование и оценка проводились в основном в письменной форме, что не позволяло слушателям развивать их коммуникативные способности.

В последнее время студенты университета все больше и больше осознают важность английского языка для своей профессиональной карьеры. Они сами чувствуют необходимость развития своих профессиональных навыков, а их преподаватели понимают, что разработка любой учебной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.