задание «True or False». При повторном прослушивании речевая задача - понять определенные детали информации, и, например, внести в таблицу время выполнения действий или, наоборот, указать действия.
Послетекстовое упражнение должно носить условно-продуктивный или продуктивный характер, например, подставить рядом с действиями по распорядку дня военнослужащего время, соответствующее нашей действительности, и рассказать по этой опоре (или без нее) о своем рабочем дне. При подготовке сообщения курсанты могут работать по вариантам: дополнительно прослушать оригинальный аудиотекст или выполнить на слух упражнение на блоки словосочетаний из текста речевого образца.
3) Коммуникативные задания на основе печатного текста также могут быть разного уровня трудности, как в плане языка, так и в плане когнитивных действий. Задания могут выполняться индивидуально в соответствии с текстом и заданием на мониторе.
Учитывая специфику обучения в военном вузе, когда мы не можем обеспечить доступ к ресурсам Интернет во время занятия, материалы электронной библиотеки позволяют курсантам справляться с интересными информативными заданиями, требующими поиска, анализа, дополнения, коррекции информации, а также успешно осваивать имитационные формы удаленного взаимодействия, например, работа в парах в лингафонном классе, участие в пресс-конференции «по скайпу», презентация сообщения «эксперта» о военных учениях и т.д., в ходе которого докладчик использует визуальные ресурсы учебно-информационного блока.
4) В лингафонном кабинете каждому из курсантов предлагается выполнить свой вариант однотипных упражнений разного уровня языковой и речевой трудности. Справившись с заданием 1 уровня, курсант при наличии времени может выполнить задание второго уровня сложности. Такие задания повышают мотивацию учения, самооценку, так как и «слабый» справится хотя бы с заданием 1 уровня. Курсанты на дисплее сами могут выбрать уровень задания.
Выводы. В каждом вузе использование элементов информационно-образовательной среды является не просто желательным, но и необходимым условием реализации эффективного учебного процесса. В результате исследования нами была подтверждены важность и актуальность изучаемой проблемы для формирования коммуникативной компетентности курсантов военного авиационного вуза, уточнены элементы ИОС, которые позволят интенсифицировать процесс обучения иностранному языку и повысить эффективность деятельности, как курсантов, так и преподавателей. С учетом полученных результатов преподавателями кафедры иностранных языков были разработаны виды упражнений и заданий для формирования навыков устного общения и самостоятельной работы с текстом на английском языке у обучаемых в условиях лингафонного кабинета или компьютерного класса.
Литература:
1. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах / А.А.Андреев // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2002. — № 6. — С. 25 —38.
2. Атанасян С. Л. Формирование информационно-образовательной среды педагогического вуза: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.02 / С. Л. Атанасян. — Москва, 2009. — 498 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС 3+) по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (уровень специалитета). Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1020.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Ильясова Асия Миргасимовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань);
старший преподаватель Хакимзянова Алсу Саетзяновна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань);
старший преподаватель Нурхамитов Марсель Радикович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ (ТЕМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДЕЛОВОМУ И ЮРИДИЧЕСКОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Статья рассматривает использование кейсов (тематических исследований) в изучении делового и юридического английского языка. Исследуются эффективность кейсов и их влияние на развитие языковых навыков студентов.
Ключевые слова: студент, обучение английскому языку, методы обучения, профессиональное развитие, кейсы, навыки, образование, университетское образование, бизнес и право, лингвистические проблемы, язык обучения.
Annotation. The article considers the use of cases (case studies) in learning Business and Legal English. The effectiveness of cases and their influence on the development of students' language skills are studied.
Keywords: student, teaching of English, methods of teaching, professional development, cases, skills, education, university education, Business and Law, linguistic problems, language of education.
Введение. Когда мы начинали преподавать кейсы в Казанском государственном университете, учебные материалы для более продвинутых студентов все еще фокусировались на теоретических аспектах бизнеса и права. Студентам давали специальные статьи для чтения и специальные темы для заучивания наизусть. Тестирование и оценка проводились в основном в письменной форме, что не позволяло слушателям развивать их коммуникативные способности.
В последнее время студенты университета все больше и больше осознают важность английского языка для своей профессиональной карьеры. Они сами чувствуют необходимость развития своих профессиональных навыков, а их преподаватели понимают, что разработка любой учебной программы
должна быть ориентирована на студентов. Программа должна определяться, прежде всего, долгосрочными потребностями студентов. Целью программы должна быть профессиональная компетентность. Студенты, окончившие университет, должны быть готовы перейти к следующему этапу в своей жизни, присоединиться к профессионалам и эффективно использовать английский язык в своих деловых операциях. Они должны быстро усваивать информацию, читать выборочно и уметь быстро принимать решения.
Формулировка цели статьи. Преподавание языка - это не просто обучение слушателей навыкам, но и помощь в интегрировании этих навыков. В то же время целью интегрирования навыков является помочь слушателям преодолеть трудности в общении. Многие курсы бизнеса и права пришли к изучению делового и юридического английского языка через тематические исследования (case studies). Данный метод позволяет слушателям анализировать различные проблемы и находить успешные решения. Читать исходную информацию, обсуждать проблемы, слушать друг друга, выражать свои собственные идеи являются способами осуществления всех четырех языковых навыков с использованием тематических исследований в области преподавания языка и изучения того, эффективно ли они работают в аудитории.
Изложение основного материала статьи. Студенты должны хорошо владеть английским языком, если они собираются участвовать в процессах арбитражного суда, международном бизнесе, принимать участие в переговорах и вести переписку. Тематические исследования дают хорошую возможность практиковать все четыре навыка в реальной ситуации.
Использование английского языка в неанглоязычной стране всегда в какой-то степени искусственно, поэтому должна быть создана ситуация, в которой естественно будет использовать язык. Студенты должны иметь реалистичный бизнес-контекст для того, чтобы развивать свои навыки английского языка и делового общения.
Из-за временных ограничений - часового диапазона занятий - нужно тщательно подбирать кейс (дело, случай). Наиболее успешные кейсы - это те, которые требуют креативности, в которых студенты могут выражать свои собственные идеи и спорить друг с другом в процессе принятия решения.
Соответствующее тематическое исследование, имеющее отношение к студентам и их курсу, будет включать широкий спектр мероприятий. Студенты обеспечиваются необходимыми справочными материалами для чтения, а затем решают различные задачи. Это требует от них навыков чтения, начиная от сканирования, заканчивая интенсивным критическим чтением. Но чтение не является пассивной деятельностью. Студенты должны понимать суть дела, анализировать и интерпретировать информацию и показатели, определять ключевые моменты и выделять проблему.
Работа проходит в три основных этапа. На подготовительном этапе студенты должны воспринимать информацию избирательно и быстро, в то время как на этапе изучения они должны подходить к проблеме с разных сторон, все больше и больше знакомясь с делом. Чем разнообразнее и сложнее задания, тем они интереснее.
Студентам предлагается предсказать содержание кейса по заголовку кейса, изучить ключевые слова, провести полный SWOT-анализ и т. д. SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон, возможностей, угроз; это система изучения того, как компании решают различные задачи и проблемы, или как работают члены команды, что позволяет увидеть как хорошие, так и плохие моменты работы [1].
Тексты для чтения часто сопровождаются аудиоматериалами, которые помогают лучше понять кейс. Исследование темы позволяет студентам мотивированно слушать информацию, чувствовать необходимость делать заметки и собирать новую информацию, а также практиковать словарный запас в контексте, выполняя различные упражнения. Задачи включают в себя соотнесение слов из текстов с их определениями или синонимами, определение значений слов из контекста, определение словосочетаний и выполнение упражнений по построению высказываний. Таким образом, студенты узнают все больше и больше об этом кейсе, осознают смысл слов, с которыми они сталкиваются, имеют возможность применять их на практике и повысить свою уверенность и как ораторов, и как коммуникаторов. Об этом подробно говорится в различных статьях [3], [6].
Использование дополнительных материалов позволит слушателям в дальнейшем изучить язык совещаний, переговоров и презентаций.
На следующей стадии кейс может сам предложить различные задачи. Здесь студенты могут обсудить варианты решения проблемы, внести предложения, а также вновь представить и отстоять свою точку зрения, работая в парах или командах. Такая совместная работа развивает их коммуникативные способности, позволяет улучшить словарный запас, развивает их межличностные навыки и поощряет взаимодействие и общение.
Актуальность и привлекательность кейса помогает студентам создать виртуальную реальность, в которой возникающие проблемы имеют множество различных решений, ни одно из которых не является идеальным (например, случай выбора подходящего кандидата для определенной должности ) [2], [9].
В то время как академические проблемы четко изложены, проблемы реального слова и моделирование их в тематическом исследовании неупорядочены и не определены должным образом. Студенты должны разработать обоснованные аргументы, использовать убедительный язык и спонтанно участвовать в общении. Главная цель для них - осуществлять реалистичную коммуникативную деятельность, не беспокоясь о лингвистических проблемах. Как сказал Хатчинсон [4], «изучение языка - это не только вопрос лингвистических знаний». Но это, конечно, не означает пренебрежение грамматикой полностью, просто пропорция должна быть другой, с акцентом на задачи, а не на грамматику. В учебниках Дэвида Коттона доказано, что грамматические проблемы могут быть встроены в преподавание. Они в основном подчинены общению. Это делает английский язык работоспособным: учащиеся могут успешно использовать английский язык в своей профессиональной деятельности [2].
Практически все вовлечены в разработку кейса, а это значит, что нет пассивных участников. В тематическом исследовании они могут сосредоточиться на основных видах деятельности, таких как встречи, переговоры и презентации. Студенты должны сделать презентацию, представив новый продукт с сильными аргументами, для того чтобы убедить банк кредитовать свои компании. Это естественным образом вносит в учебный процесс повседневную ситуацию в жизни компании [2].
Используя другой случай, студенты разыгрывают встречу, и хотя они получают ролевые карты, которых они должны придерживаться, им удается выразить свои собственные идеи в описании роли. Студентам предстоит провести заседание совета директоров, на котором они должны высказать свое мнение о будущем
компании. Обсуждаются различные варианты. Должны ли они конкурировать со своими соперниками? Должны ли они объединяться с ними? Или они должны найти другие способы, чтобы заставить свою компанию работать эффективно?
С языковой точки зрения студенты успешно выполняют поставленные задачи, но зрители сразу понимают, что это интерны, которые еще не знают многого о том, что происходит на реальной деловой встрече. Это поднимает вопрос о том, являются ли тематические исследования более подходящими для студентов с опытом работы, чем для студентов без опыта работы.
Очевидно, что студенты с практическим опытом будут иметь более глубокое понимание ситуации, чем студенты университетов. Но цель тематических исследований на университетском уровне заключается в предоставлении студентам лингвистических инструментов, которые они могут использовать в своей будущей жизни (и, если необходимо, случайных деловых знаний, необходимых для их интерпретации). Если вдобавок они получат необходимую бизнес-подготовку, то смогут без труда «играть» на своих инструментах, когда придет время.
Для более эффективной работы необходимо обсудить сильные и слабые стороны презентации и затем показать студентам примерную встречу, разделы которой посвящены основным особенностям совещаний, таким как начало работы, предоставление информации, реагирование, руководство и принятие решений[5]. «Группа разработки продукта» показывает, прежде всего, как этого не стоит делать, после чего появляется улучшенная версия. Видео, с одной стороны, является хорошим развлечением, а, с другой стороны, оказывается очень эффективным в улучшении знаний студентов о кардинальной деловой ситуации и использовании английского языка, связанного с ней.
Участие во встрече обычно является успешной деятельностью со студентами университетских групп. Студенты не только олицетворяют свои роли, но и отождествляются с ними. Они выражают свои собственные идеи, используя язык, который они знают, сочетая его со своим личным опытом. «Задачи и деятельность должны обязывать учащихся думать, использовать свои познавательные способности и знания о мире, чтобы осмыслить поток новой информации», - пишет Хатчинсон [4].
Все четыре языковых навыка изучения языка действительно представлены в таких видах заданий. Хотя в тематических исследованиях большинство мероприятий направлены на улучшение навыков общения, студенты также должны получить компетенции в деловом письме. Написание задач легко добавляется в качестве последующих мероприятий: отчеты, заметки, реклама и так далее. Эти письменные задания оказываются так же тесно связаны с кейсом, как и устные. Точно так же, студенты могут собирать некоторые данные и добавить свои собственные идеи. Написание заметок помогает понять то, как нужно варьировать язык в зависимости от того, кому они отправляются, а это помогает студентам узнать о различиях в стиле при написании начальнику или подчиненному.
Студенты могут быть приглашены для написания различных отчетов. Изучая вероятные ситуации, возникающие в компании, и принимая решение о действиях, которые необходимо предпринять, они могут затем написать полный отчет, рекомендующий это действие. Например, может быть составлен отчет, описывающий события аварии и дающий рекомендации по предотвращению подобных аварий. Или после моделирования заседаний совета директоров студенты и могут написать протокол.
Ролевые игры и моделирование являются неотъемлемой частью исследования. Выполнение заданий обычно включает студентов в совместную работу: они опираются друг на друга, обмениваются идеями и слушают другие мнения. Для этого они должны быть терпимыми с уважением относиться к мнениям других. Такая командная работа также помогает им преодолеть беспокойство по поводу владения иностранным языком. Как говорит Московиц, «забота о личном развитии, самопринятие могут способствовать дружбе, хорошим чувствам и сотрудничеству, обеспечивая при этом хорошую языковую практику» [8].
Частая проблема в группах заключается в том, что не все члены одинаково участвуют в дискуссиях. Иногда доминирующие члены группы могут взять на себя принятие решения, но и дать возможность застенчивому студенту высказать свою точку зрения. Однако если задачи актуальны и цели деятельности ясны, студентам будет предложено рассмотреть задание с точки зрения групповых целей и стратегий. Четко определенные задачи помогают развивать умение идти на компромисс, учиться, слушать и создавать позитивную атмосферу.
Преподавание кейсов - это часть процесса обучения. Преподаватель всегда должен знать, какие задачи он или она хочет ставить перед студентами, а студенты должны четко представлять, чего от них ожидают. Таким образом, задачи и действия должны быть организованы в логической последовательности. Преподаватель работает наблюдателем, он следит за работой студентов и помогаем им в случае необходимости.
Студенты очень хорошо интерпретируют данные и объясняют графики и диаграммы, что иногда может быть большим подспорьем для их преподавателей. Такое сотрудничество между преподавателем и студентами помогает устранить привычную иерархию, которая может быть барьером для самовыражения. С одной стороны, преподаватель сохраняет центральную позицию, исправляя ошибки в языке, а с другой, опирается на творческий потенциал студента и знания им предмета.
Выбор случая-кейса может быть гибким, в соответствии с интересами и потребностями студентов. Преподаватели могут разрабатывать свои собственные тематические исследования - кейсы, собирая подходящие наборы материалов из газетных статей, записей с телевидения и других документов, таких как брошюры о годовых отчетах и т. д. После того как материал собран, его можно организовать, чтобы сформировать логическую последовательность событий.
Этот потенциал для споров означает, что дело может быть всесторонне изучено путем обсуждения вариантов (кто хочет купить компанию), принятия решений (кому продать компанию) и формулирования планов действий. Другие аутентичные материалы, такие как выдержки из годовых отчетов компании, брошюры о продукции и рекламные материалы, могут предложить другие коммуникативные задачи, такие как презентация компании или презентация нового продукта.
В качестве окончательных аспектов исследования должны быть рассмотрены оценки и отзывы. Это должно происходит совместно. Преподаватель может убедиться в том, что каждый студент выполняет определенные коммуникативные задачи, может контролировать их выполнение, а также обеспечивать корректирующую обратную связь, а студенты оценивают реалистичность заданий, узнают, смогут ли они
идентифицировать себя с компанией и ее проблемами и в какой степени кейс совпал с их потребностями и интересами. Подробная информация представлена в различных работах [7], [10].
Выводы. Подводя итог, следует отметить, что использование кейсов очень полезно и эффективно в обучении деловому и юридическому английскому языку. Существует много различных способов обучения языку, нужно лишь уметь найти их правильное сочетание. Конечно, тематические исследования (кейсы) должны быть высоко оценены за то, что они могут мотивировать и вдохновлять студентов. Это игра, в которой и преподаватели, и студенты являются победителями.
Литература:
1. Business English dictionary. - Longman. Pearson Education Limited, 2000. - 527 p.
2. Cotton D. Market Leader Pre-Intermediate, Intermediate, Course Book (3rd ed.) / D. Cotton, D. Falvey, S. Kent. - England: Pearson Education Limited, 2010. - 161 p.
3. Gubaidullina R.N. Developing of speaking skills according to the "case study" method / R.N. Gubaidullina, A.M. Ilyasova, A.S. Khakimzyanova // Social Sciences (Pakistan). - 2015. - Vol. 10, Is. 7. - P. 1732-1735.
4. Hutchinson T. English for Specific Purposes: A learning-centred approach / T. Hutchinson, A. Waters. -Cambridge University Press, 1987. - 189 p.
5. Jeremy C. Effective meetings / C. Jeremy. - Oxford University press, 1996. - 205 p.
6. Khakimzyanova A.S. Creative approaches development to make learning on the coursebook absorbing / A.S. Khakimzyanova, A.M. Ilyasova, R.N. Gubaidullina // Social Sciences (Pakistan). - 2016. - Vol. 11, Is. 16. - P. 4053-4058.
7. Maslennikova V. The case study approaches is a team teaching in English for specific purposes / V. Maslennikova, A.M. Ilyasova, A.S. Khakimzianova // Quid-Investigation. - 2017. - №1. - P. 352-355.
8. Moskowitz. Caring and sharing in the Foreign Language / Moskowitz, Gertdude. - New York: Oxford University press, 1978.
9. Robin A. Market Leader: Business Law / A. Robin, Widdowson. - Pearson, Longman, 2010. - 96 p.
10. Tregubova T.M. Methodological approachers to eliminating difficulties in teaching English in special types of audiences such as managerial staff / T.M. Tregubova, A.S. Khakimzianova, A. M. Ilyasova // Quid-Investigation. -2017. - №1. - P. 356-360.
Педагогика
УДК 23
доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)
ДУХОВНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ И ВОЗЗРЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ - КОСМИСТОВ
Аннотация. В статье анализируются основные взгляды мыслителей -космистов по формированию духовности личности. Рассматриваются такие системообразующие понятия как «Образование», «Духовность, «Личность». Так же в статье представленные основные проекты философов - космистов по созданию новых типов школ: «Космическая школа» К.Э.Циолковского, «Храм-музей» Н.Федорова, «Академия поэзии» А. Чижевского.
Ключевые слова: образование, школа, духовность, космизм, личность, этика, человек, Космос, национальная религия.
Annotation. The article analyzes the main views of thinkers-cosmists on the formation of personality spirituality. Such system-forming concepts as "Education", "Spirituality, "Personality"are considered. Also in the article presented the main projects of philosophers-cosmists to create new types of schools:" Space school "K. E. Tsiolkovsky," Temple-Museum " N. Fedorov, "Academy of poetry" by A. Chizhevsky.
Keyword: Education, school, spirituality, cosmism, personality, ethics, man, Space, national religion.
Введение. К сожалению, в современном российском обществе все еще сильны тенденции роста меркантильных, прагматических настроений. Особенно среди подрастающего поколения. Определенными появлениями бездуховности как в поведении, так и в отношении к насущим жизненным проблемам.
Подмена духовно-нравственных ценностей «новыми», связанными прежде всего с культом наживы любой ценой ведет к известному дефициту высокодуховных, патриотически настроенных людей, способных противостоять деструктивным социальным явлениям и положительно влияющих на морально-психологический климат нашего общества.
Изложение основного материала статьи. В этом плане особая роль отводится образованию. Как известно, само понятие «образование» ввел в XIX веке И.Г. Песталоцци, трактовавший его как «формирование образа человека», включая и его духовно-нравственные качества по образу и подобию Бога.
В наше время в слове «образование» утрачено его первоначальное значение. Оно все больше рассматривается «как услуга», как процесс приобретения знаний, полезных для материального благополучия и карьеры.
Образование утрачивает самодовлеющую ценность и все больше становится средством для достижения тех или иных личностных эгоистических целей. Оно рассматривается с точки зрения отдельного человека как способ вложения капитала, который в будущем должен приносить доход. Отсюда и желание «новых русских» дать своим детям элитарное образование, желательно за рубежом.
На наш взгляд, не утрачивают своей актуальности сказанные в свое время Н.И. Пироговым слова о том, что «общество является потребителем, а школа - фабрикой, приготовляющей товар для потребления».
В связи с этим воспитание рассматривается уже как приоритетное, так как направлено на формирование личности с «определенными заданными качествами».
Правда, в последнее время духовность начинает все больше сознаваться как ценность образования. В современных документах об образовании, таких как, Федеральный закон "Об образовании в Российской