непедагогических направлений подготовки и специальностей, что особенно актуально в нашей республике, так как большинство школ находится в сельской местности, школы малокомплектные, и достаточно часто учителем математики работает человек, не имеющий специального математического образования. Содержащийся в программе модуль «Математика» позволяет не только повторить и углубить школьные математические знания, но и приобрести навыки творческой и исследовательской деятельности.
Лучшей формой реализации этой программы, по нашему мнению, является очно-заочная форма обучения, которая позволяет студентам учиться и работать.
В настоящее время проблемой для нас стало снижение количества контрольных цифр приема по направлению подготовки 44.04.01 со стороны МОН РФ. На уровне бакалавриата трудно подготовить учителя, отвечающего тем требованиям для развития математического образования, которые описаны в Концепции. Необходима финансовая поддержка со стороны органов российской и местной власти для подготовки учителей математики через магистратуру.
Выводы. В ноябре 2017 г. был проведен круглый стол «Развитие математического образования», посвященный 55-летию кафедры алгебры и геометрии, с участием преподавателей университета, учителей математики, представителей Министерства образования и науки РС(Я). По его результатам были выработаны рекомендации, в том числе следующие, которые при их реализации могли бы, по нашему мнению, повлиять на повышение уровня математического образования:
- разъяснять ведущую роль математического образования в экономическом развитии страны, воспитывать позитивное отношение к математике, вести популяризацию историй успеха в математике в РС(Я);
- повышать долю учащихся, сдающих профильную математику;
- провести эксперимент по внедрению устных экзаменов по математике с 8 по 11 классы;
- создать базу данных учителей математики в РС(Я), проводить тесты среди учителей математики и по итогам тестов повышать квалификацию учителей по индивидуальным учебным планам;
- провести анализ потребности рынка труда в РС(Я) в аналитиках с математическим образованием, донести до абитуриентов информацию о том, что бакалавриат математики является первой ступенью магистратур «Наука о данных и машинное обучение», «Финансовая математика», «Математика».
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р "О Концепции развития математического образования в РФ". URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70452506/#ixzz5Gu7IWuPd (дата обращения: 28.05.2018).
2. Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. № 265 "Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р". URL: https://минобрнауки.рф/документы/4253 (дата обращения: 28.05.2018).
3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2016 года№ 326-р "О комплексном плане мероприятий по развитию математического образования в Республике Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы". URL: http://yakutia-gov.ru/doc/34447 (дата обращения: 28.05.2018).
4. Жафяров А.Ж. Методология и технология внедрения компетентностного подхода в математическом образовании // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3(31). -С. 105-115.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Николаева Ольга Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Ильясова Асия Миргасимовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Козлова Юлия Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В УВЛЕКАТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО
УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ
Аннотация. Статья посвящена творческим подходам в увлекательном обучении английскому языку по учебному пособию. Рассматривается использование различных игровых заданий, способствующих более эффективному изучению английского языка. В работе актуализируется необходимость поддержания и формирования творческих способностей студентов в процессе обучения. В статье предложены основные подходы к изучению новой профессиональной лексики.
Ключевые слова: студент, творческие подходы, развитие, творческое мышление, идеи, презентации, учебный процесс, образование, ролевые игры, творчество.
Annotation. The article is devoted to creative approaches in enjoyable teaching of English using a textbook. The use of different game tasks which help to learn English more effectively is considered. The article actualizes the necessity of support and formation of creative thinking of students in learning process and examines the main creative approaches to study new vocabulary.
Keyword: student, creative approaches, development, creative thinking, ideas, presentations, education, learning process, role-play, creativity.
Введение. Сегодня наших студентов нелегко удивить или увлечь. Как же обучать творчески? На совершенно стандартных занятиях преподаватель должен проявить себя со всех сторон. Не малую часть из этого занимают творчество и находчивость.
Существует точное определение творчества, исторического развития творчества и творческих подходов к обучению вместе с предложенными в учебном пособии. Цель состоит в том, чтобы достичь «потока» информации, творческих идей в аудиториях. «Когда все течет, когда взаимодействие гладко ... мы можем говорить об обучении в эстетических терминах ... то есть опыт, который приводит к чувственному восприятию, которое не только удовлетворяет преподавателя, но также студентов. Когда это происходит, обучение перестает быть действием и становится искусством. Далее следуют предложения по стратегиям реализации творчества как внесение изменений: простота, сочетаемость - создание новых связей между ранее несвязанными предметами - игры и риска» [2].
Формулировка цели статьи. «Без идей - нет учителя!» - это простая фраза является девизом многих преподавателей. На каждом занятии нужно показывать студентам неизвестное и удивительное, создавая нестандартные ситуации, предлагая и выполняя оригинальные и эвристические задания. Нужно каждое занятие строить по-новому. А сделать это довольно сложно, если нет идей. На практике каждое занятие должно выстраиваться так, чтобы каждый студент мог раскрыть хотя бы малую часть своих творческих способностей.
Изложение основного материала статьи. Каждая деятельность может быть разделена на три части. Первая в аудиториях предлагает широкий спектр мероприятий в соответствии с заданиями учебного пособия, для того чтобы сделать аудиторию пространством для творчества . Цель состоит в том, чтобы создать благоприятную атмосферу, в которой творческие ответы активно поощряются посредством оценки выполнения задания и использования ответов в качестве примеров в последующих работах.
Вторая часть предлагает большое количество творческих работ, связанных с музыкой, искусством и фотографиями, позволяющих выразить основное содержание текстов. Эта часть считается самой насыщенной из трех частей. По крайней мере, одна инновационная идея на каждой странице учебника часто дает устоявшейся идее новый и творческий поворот.
Примером этой деятельности является творческая работа «История назад». Здесь история рассказывается в обратном порядке одним студентом в группе, и на полпути рассказчиком выбирается другой для продолжения истории, или происходит перестановка ролей.
Третья часть посвящена студентам - их чувствам, идеям, физической активности, размышлениям о процессе обучения и умению творить. Определенно есть очень оригинальные, а также увлекательные действия из-за незнакомого поворота. Например: кто я? Это задание предлагает студентам выбрать, какой из двух терминов близок каждому, например: «Вы словарь или роман?».
И, конечно же, преподаватели должны обсудить творческий вызов и предложить способы по преодолению страха изменения задания, неудачи невыполнения или выполнения не должным образом, страха несоответствия заданию, последствия и неопределенности. Имеется небольшое количество мероприятий разработанных преподавателями, основное внимание которых уделяется размышлениям о преподавании. Большинство мероприятий или заданий преподавателей звучит просто - «подумать ...» о каком-то аспекте их обучения. Хотя без всякого сомнения, было бы лучше предложить применить самый нестандартный процесс в своей собственной практике. Например, знаменитое Fanselow «Do the Opposite» («Сделать наоборот») [6].
Было прочитано много статей, и было проведено много исследований, направленных на развитие творческого подхода к увлекательному обучению нового словарного запаса. Новые слова, особые термины непросто запомнить. И в этом случае можно использовать игровые задания. По словам Ирины Коптеловой (Международный Университет, Москва) [7] изучение новых слов - это увлекательный процесс. И, конечно, все думают так же. Игры в слова теперь являются общепринятой частью обучения иностранному языку. Опыт доказал, что, если обучение приятное, студенты увлекаются этим процессом и запоминают большее количество слов и выражений.
Игры предоставляют довольно широкие возможности языковой практики как для запоминания слов и выражений бытового английского языка, так и для развития профессиональных языковых навыков. Поэтому игры следует рассматривать как неотъемлемую часть учебной программы, и их использование должно планироваться и контролироваться. Они могут быть использованы как «разогрев» в начале занятия, или для закрепления в конце занятия, или для снятия напряжения после теста, или в любое время, которое преподаватель считает необходимым. Важно, чтобы игры использовались на позитивной основе, для того чтобы дать студентам возможность практиковать лексику и мотивировать их использовать ее в различных ситуациях.
В нашем университете игра в слова используется как новый творческий подход для увлекательного обучения по учебному пособию студентами юридического факультета для запоминания различных терминов по праву.
Разумеется, использование игр должно способствовать выполнению заданий и запоминанию лексических единиц, в то же время должно быть интересно и увлекательно для студентов. Некоторые студенты или группы могут не наслаждаться играми, и не следует принуждать их к участию в играх. С другой стороны, при правильном представлении большинство игр можно сделать привлекательными, и студенты будут рады принять участие в игре. В этой области отношения между преподавателем и студентами очень важны, и преподаватель должен объяснить цель и задачи игры. Некоторые студенты, например, могут пожелать, чтобы преподаватель заверил, что игра имеет лингвистическую цель. Это может позволить им наслаждаться игрой более полно. Удивительный результат - запоминание большого количества слов - может мотивировать студентов создавать похожие игровые задания для пополнения словарного запаса.
Ключом к запоминанию новых лексических единиц является сохранение слов организованным способом. Поскольку наши студенты - это те, кто должен запомнить большое количество слов, они должны решить, как лучше всего записать эти слова. Нет единого идеального способа записи лексики, которая будет работать для всех студентов, но мы можем помочь им, обучая их разным методам. Одной из наиболее широко используемых игр студентами нашего университета является «мозговой штурм вокруг слова». Необходимо выбрать слово из списка лексики для изучения, например «преступление», и записать все слова в клеточки, которые используются с этим словом:
\veaDons
зеленее;
Алд^ег 1
ргоЬаНоп
Еще одна игра, которую можно предложить - это игра в ассоциации. Предложим студентам подумать о словах, которые они ассоциируют с другими словами. На доске напишем слово «закон», например, большими буквами, затем запишем слова, связанные с этим словом, о которых подумают студенты.
Вместо слова «закон» могут быть предложены другие слова, такие как «суд», «приговор» и другие. Или другое задание: написав в центре слово «наказание» составить список наказаний, которые существуют в системе уголовного правосудия в Великобритании или США.
Ио1тч;п
ЬепГохе
СУ
\
/
Ь Ьг^к
Сп™""
/
.0 IV
П|'1 Г
Соиг1
ЬОГС)!
Все больше и больше увлекаясь выполнением таких заданий, студенты сами придумывают головоломки для членов своей группы. Различные творческие задания сопровождаются разными способами запоминания сложных профессиональных терминов. Игры, семантические карты, в том числе «Лобстер», «Паук», «Дерево», помогают преодолевать некоторые трудности с запоминанием лексики и привлекать внимание к учебному курсу [1].
В результате все студенты могут участвовать в разработке своих собственных творческих задач не только для запоминания необходимой лексики по темам учебного пособия, но и для того, чтобы применять ее в последующих работах должным образом, особенно в подготовке презентаций.
Следует отметить, что разработанные студентами юридического и экономического факультетов Казанского федерального университета презентации являются прекрасным примером творческих работ.
В качестве примера рассмотрим две презентации. Первый случай касается разрешения деловых и правовых споров на нейтральной стороне. Название темы исследования - Арбитражный (Третейский) суд. Тема презентации «Резолюция (разрешение спора) на нейтральном форуме» довольно непростая [11]. Есть много специальных терминов, которые следует понимать для правильной презентации темы. В данной презентации используется название темы исследования как основа презентации. Каждая буква в названии темы презентации имеет точное определение и объяснение, что дает возможность заинтересовать студентов таким творческим подходом и сосредоточить их внимание на сложной теме презентации. d i s Р
и с t о s е s h
Л R B I T R Л T I O N
г е и п г е w 1 р р е
Ь s s t а 1 а у р t и
i о i е d i у i t
t l n r e a n f r r u e n b f g o a a t s a d i r r l t i s t i l o
0 o i s i m f r n o p t o
n u y p r a t u u
1 e b m l
i
c eyes
Итак, А английская буква используется для ARBITRATOR - судья Арбитражного (третейского) суда. Арбитратором - судьей Арбитражного (третейского) суда - является тот, кто официально выбран для того, чтобы заслушать обе стороны спора и принять решение о том, что следует делать [9]. Для разрешения спора необходимо иметь группу из трех судей, одного из которых выбирает каждая из сторон, а третий (председатель) выбирается либо сторонами, либо двумя назначенными сторонами судьями.
R - английская буква используется для RESOLUTION - решение, разрешения спора. Арбитражный (третейский) суд является доминирующей силой в разрешении споров в таких областях, как судоходство, сырьевые товары и строительство. И так далее по каждой букве.
Это своего рода формула или задача, где каждая буква имеет свою функцию, чтобы показать основную идею текста. Более того, этот подход делает Role-play, например Let's Do Justice [4], или творческие задания для написания [5], тщательно подготовленными для претворения в жизнь этих задач.
Еще одним примером творческого подхода к увлекательному обучению по учебному пособию является презентация темы Brand (бренд) в соответствии с заданиями учебного пособия [3]. Маркетинговый термин «бренд» определяется как имя, присвоенное продукту или группе продуктов компанией, чтобы их можно было легко узнать по их имени или дизайну [8].
В презентации этой темы некоторые существенные элементы бренда были тщательно изучены студентами экономического факультета Казанского федерального университета. По их мнению, бренд - это не просто ярлык, логотип, товарный знак или название продукта, а еще и изображение, связанное с продуктом. И, конечно же, ожидается, что покупатель распознает продукт по изображению и испытывает положительные эмоции, покупая его. Поэтому очень важно хорошо распознавать товар. Для достижения цели на самом деле продукт должен рекламироваться по-разному, чтобы позволить клиенту запомнить его, но при этом не раздражать клиента рекламой. Такой подход к восприятию бренда привел к созданию формулы:
Бренд = слоган + название бренда + дескриптор (описатель)+ коммуникационные СМИ
Наглядно это можно объяснить на примере компании «МегаФон». Лозунг компании: «Будущее зависит от вас». Брендовое имя компании - Мегафон. Телекоммуникационная компания определяется как дескриптор (описатель) компании. Коммуникационные СМИ охватывают все виды рекламы, такие как рекламные ролики, рекламные щиты, интернет. Когда мы говорим о мегафоне, мы вспоминаем некоторые особенности: цвет и форму. Цвета этой марки - зеленый и фиолетовый. Эти цвета ассоциируются со свежестью и динамизмом. Что касается формы этого бренда, то это круг и точки внутри, которые представляют собой союз и общение. В соответствии с этим примером была создана другая формула:
Бренд = красота + чувство + простота
Красота это то, чем люди любят окружать себя. Поэтому красивые женщины и мужчины, красивые пейзажи и интерьеры, прекрасная музыка являются основными частями любого бренда. Что касается смысла, то это следует объяснить следующим образом. В марках ничего не должно быть лишним, и каждый знак должен быть многозначным и должен быть описательным. Например, когда человек делает татуировку на теле, он сначала выбирает красивую фотографию, затем составляет интересную историю или подчеркивает значение этой татуировки, которая отвечает на вопрос о значении картины. Этот подход разделяют многие рекламодатели: изображение является первым, а затем следует смысл. Но фактический процесс создания компонентов бренда должен происходить вместе. И в результате, картина будет иметь смысл.
Что касается простоты, то хорошо известно, что реклама должна быть простой и легкой для запоминания. Например, песни в рекламе могут крутиться в голове весь день, напоминая о продукте или услуге.
С другой стороны, следует упомянуть абсурдность рекламы, которая становится все более популярной и неотъемлемой частью рекламы. Например, песни Рамблинга, яркие костюмы используются для привлечения внимания. Люди всегда реагируют на абсурд, они возмущены рекламодателями, но позже они поют те самые песни, которые они слышали.
Бренд не означает успех. Но это важный элемент для достижения главной цели. В дополнение к этим двум примерам, следует выделить следующие разработки представленные в статье, связанной с методом изучения конкретных случаев [10].
Выводы. Необходимо учесть постепенность и последовательность при развитии творческих способностей студентов. Не следует сразу требовать творческого подхода к выполнению заданий, ничего не получится, и студент ограничится только своей мнимой неумелостью. Развитие творческих способностей -это все же постепенный и системный процесс. Для того чтобы студент самостоятельно работал на занятии, необходима большая кропотливая подготовительная работа преподавателя по созданию учебных ориентиров на каждое занятие, используя их, студент сможет организовать свою деятельность. Эти ориентиры содержат последовательность действий, перечень заданий и рекомендаций по их выполнению, мотивационный блок, который разъясняет студенту значимость знаний, полученных на занятии. Из этого вытекает следующее: не терять оптимизма. Не сразу все получится. Надо самим быть творческим человеком (подобное притягивается
подобным - давно известный тезис в педагогике). Задача преподавателя ознакомиться с эвристической системой обучения (она ориентирована в первую очередь именно на развитие творческих способностей) и сделать эту, зачастую так называемую, рутину приятной и нескучной. Для этого и нужны идеи. Литература:
1. Kroupchenko A. Law in Russia, Ways with legal words / A. Kroupchenko, A. Michailova. - Moscow: Vneshmaltigraf publishing, 1999. - 56 p.
2. Pugliese Ch. Being Creative: The challenge of change in the classroom / Ch. Pugliese. - Delta Publishing,
2009. - 96 p.
3. Cotton D. Market Leader Intermediate New Edition / D. Cotton. - Pearson Longman, 2010. - 161 p.
4. Gumanova J. The Best of Just English / J. Gusmanova, V.Koroleva-MakAri, M.Sveshnikova. - Moscow University Publishing, 2004. - 96 p.
5. Gumanova J. Just English, The State of Britain / J. Gusmanova, V.Koroleva-MakAri, M.Sveshnikova. -Moscow: Paleotip, 2004. - 124 p.
6. Fanselow J. Breaking Rules: Generating and Exploring Alternatives in Language Teaching / J. Fanselow. -London, U.K.: Longman Publishing Group, 1987. - 86 p.
7. Koptelova I. The British Council / I. Koptelova // ESP/BESIG. - 1998. - P. 14-17.
8. Longman. Pearson Education Limited, Business English Dictionary. - Edinburgh Gate, Harlow: 2010 - 527 p.
9. Macmillan English Dictionary For Advanced Learners. - University of Liverpool, UK, 2011. - 1748 p.
10. Gubaidullina R.N. Developing of Speaking Skills According to the Case Study Method / R.N. Gubaidullina, A. M. Ilyasova, A.S. Khakimzyanova // The Social Sciences. - № 10. - 2015. - P. 1732-1735.
11. Smith T. Market Leader: Business Law / T. Smith. - Edinburgh Gate, Harlow: Pearson Education Limited,
2010. - 96 p.
Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); директор Воронина Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №129» (г. Нижний Новгород); студентка магистратуры Железнова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Статья рассказывает о реализации сетевого сотрудничества школы и педагогического университета. Раскрываются особенности сетевого взаимодействия, приводящие к повышению профмотивации школьников и студентов университета.
Ключевые слова: профмотивация обучающихся, сетевое сотрудничество, профориентация.
Annotation. The article teils about the implementation of network's Cooperation between the school and the pedagogical university. The features of network interaction leading to increase of the professional motivation of schoolchildren and students are revealed.
Keywords: professional motivation of students, network's cooperation, career guidance.
Введение. Проблема жизненного самоопределения в настоящее время стоит не только перед подростками 9-11 классов. Профессия живет 5-15 лет, а дальше либо исчезает, либо меняется до неузнаваемости. Человеку приходится учиться и переучиваться в течение жизни (lifelong learning), поэтому задача как средней, так и высшей школы - научить учиться, повысить профессиональную мотивацию как старшеклассников, так и студентов вузов, помочь обучающимся сделать правильный профессиональный выбор и утвердиться в нем.
Проведенные в течение 3 лет исследования на базе МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода свидетельствуют о том, что если выбор профессии могут сделать более 60% девятиклассников, то в одиннадцатых классах на это способны лишь 15% [3-5]. Такой спад можно объяснить несколькими причинами: 1) главная цель девятиклассника получить аттестат, ведь в техникумы и колледжи уже более пяти лет принимают учащихся без экзаменов, только по конкурсу аттестатов, что связано с демографической ситуацией и снижением рождаемости в 2000-х г., 2) желание поскорее стать взрослым, 3) страх не сдать ЕГЭ, хотя специалист с высшим образованием более востребован, и для его получения необходимо будет сдавать ЕГЭ и после техникума. Все эти причины говорят о «неосознанности» всей ответственности своего выбора девятиклассниками. В последующие два года (10-11 класс) старшеклассники профильных классов более серьезно относятся к выбору профессии, у них более широкий диапазон жизненных направлений, поэтому профориентационная задача школы и университета - помочь им найти правильный путь. К сожалению, в вузе истинную профессиональную мотивацию имеет в среднем 30% первокурсников [4]. В связи с этим в современной средней и высшей школе совершенно необходимо проведение профориентационной работы с обучающимися на всех ступенях образования, причем использование сетевого сотрудничества и тем самым обеспечение непрерывности и преемственности образования помогает в решении этого важного вопроса [1-6].
Изложение основного материала статьи. В 2014г. МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода и ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» заключили договор о сетевом сотрудничестве. Сферы реализации представлены на схеме 1.