Научная статья на тему 'Духовность как Высшая ценность образования в концепциях и воззрениях отечественных мыслителей - космистов'

Духовность как Высшая ценность образования в концепциях и воззрениях отечественных мыслителей - космистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ДУХОВНОСТЬ / КОСМИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ЭТИКА / ЧЕЛОВЕК / КОСМОС / НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ / EDUCATION / SCHOOL / SPIRITUALITY / COSMISM / PERSONALITY / ETHICS / MAN / SPACE / NATIONAL RELIGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Светлана Николаевна, Реймер Мария Валериевна

В статье анализируются основные взгляды мыслителей -космистов по формированию духовности личности. Рассматриваются такие системообразующие понятия как «Образование», «Духовность, «Личность». Так же в статье представленные основные проекты философов космистов по созданию новых типов школ: «Космическая школа» К.Э.Циолковского, «Храм-музей» Н.Федорова, «Академия поэзии» А. Чижевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY AS THE HIGHEST VALUE EDUCATION IN THE CONCEPTS AND THE VIEWS OF RUSSIAN THINKERS - COSMISTS

The article analyzes the main views of thinkers-cosmists on the formation of personality spirituality. Such system-forming concepts as "Education", "Spirituality, "Personality"are considered. Also in the article presented the main projects of philosophers-cosmists to create new types of schools:" Space school "K. E. Tsiolkovsky," Temple-Museum " N. Fedorov, "Academy of poetry" by A. Chizhevsky.

Текст научной работы на тему «Духовность как Высшая ценность образования в концепциях и воззрениях отечественных мыслителей - космистов»

идентифицировать себя с компанией и ее проблемами и в какой степени кейс совпал с их потребностями и интересами. Подробная информация представлена в различных работах [7], [10].

Выводы. Подводя итог, следует отметить, что использование кейсов очень полезно и эффективно в обучении деловому и юридическому английскому языку. Существует много различных способов обучения языку, нужно лишь уметь найти их правильное сочетание. Конечно, тематические исследования (кейсы) должны быть высоко оценены за то, что они могут мотивировать и вдохновлять студентов. Это игра, в которой и преподаватели, и студенты являются победителями.

Литература:

1. Business English dictionary. - Longman. Pearson Education Limited, 2000. - 527 p.

2. Cotton D. Market Leader Pre-Intermediate, Intermediate, Course Book (3rd ed.) / D. Cotton, D. Falvey, S. Kent. - England: Pearson Education Limited, 2010. - 161 p.

3. Gubaidullina R.N. Developing of speaking skills according to the "case study" method / R.N. Gubaidullina, A.M. Ilyasova, A.S. Khakimzyanova // Social Sciences (Pakistan). - 2015. - Vol. 10, Is. 7. - P. 1732-1735.

4. Hutchinson T. English for Specific Purposes: A learning-centred approach / T. Hutchinson, A. Waters. -Cambridge University Press, 1987. - 189 p.

5. Jeremy C. Effective meetings / C. Jeremy. - Oxford University press, 1996. - 205 p.

6. Khakimzyanova A.S. Creative approaches development to make learning on the coursebook absorbing / A.S. Khakimzyanova, A.M. Ilyasova, R.N. Gubaidullina // Social Sciences (Pakistan). - 2016. - Vol. 11, Is. 16. - P. 4053-4058.

7. Maslennikova V. The case study approaches is a team teaching in English for specific purposes / V. Maslennikova, A.M. Ilyasova, A.S. Khakimzianova // Quid-Investigation. - 2017. - №1. - P. 352-355.

8. Moskowitz. Caring and sharing in the Foreign Language / Moskowitz, Gertdude. - New York: Oxford University press, 1978.

9. Robin A. Market Leader: Business Law / A. Robin, Widdowson. - Pearson, Longman, 2010. - 96 p.

10. Tregubova T.M. Methodological approachers to eliminating difficulties in teaching English in special types of audiences such as managerial staff / T.M. Tregubova, A.S. Khakimzianova, A. M. Ilyasova // Quid-Investigation. -2017. - №1. - P. 356-360.

Педагогика

УДК 23

доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)

ДУХОВНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ И ВОЗЗРЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ - КОСМИСТОВ

Аннотация. В статье анализируются основные взгляды мыслителей -космистов по формированию духовности личности. Рассматриваются такие системообразующие понятия как «Образование», «Духовность, «Личность». Так же в статье представленные основные проекты философов - космистов по созданию новых типов школ: «Космическая школа» К.Э.Циолковского, «Храм-музей» Н.Федорова, «Академия поэзии» А. Чижевского.

Ключевые слова: образование, школа, духовность, космизм, личность, этика, человек, Космос, национальная религия.

Annotation. The article analyzes the main views of thinkers-cosmists on the formation of personality spirituality. Such system-forming concepts as "Education", "Spirituality, "Personality"are considered. Also in the article presented the main projects of philosophers-cosmists to create new types of schools:" Space school "K. E. Tsiolkovsky," Temple-Museum " N. Fedorov, "Academy of poetry" by A. Chizhevsky.

Keyword: Education, school, spirituality, cosmism, personality, ethics, man, Space, national religion.

Введение. К сожалению, в современном российском обществе все еще сильны тенденции роста меркантильных, прагматических настроений. Особенно среди подрастающего поколения. Определенными появлениями бездуховности как в поведении, так и в отношении к насущим жизненным проблемам.

Подмена духовно-нравственных ценностей «новыми», связанными прежде всего с культом наживы любой ценой ведет к известному дефициту высокодуховных, патриотически настроенных людей, способных противостоять деструктивным социальным явлениям и положительно влияющих на морально-психологический климат нашего общества.

Изложение основного материала статьи. В этом плане особая роль отводится образованию. Как известно, само понятие «образование» ввел в XIX веке И.Г. Песталоцци, трактовавший его как «формирование образа человека», включая и его духовно-нравственные качества по образу и подобию Бога.

В наше время в слове «образование» утрачено его первоначальное значение. Оно все больше рассматривается «как услуга», как процесс приобретения знаний, полезных для материального благополучия и карьеры.

Образование утрачивает самодовлеющую ценность и все больше становится средством для достижения тех или иных личностных эгоистических целей. Оно рассматривается с точки зрения отдельного человека как способ вложения капитала, который в будущем должен приносить доход. Отсюда и желание «новых русских» дать своим детям элитарное образование, желательно за рубежом.

На наш взгляд, не утрачивают своей актуальности сказанные в свое время Н.И. Пироговым слова о том, что «общество является потребителем, а школа - фабрикой, приготовляющей товар для потребления».

В связи с этим воспитание рассматривается уже как приоритетное, так как направлено на формирование личности с «определенными заданными качествами».

Правда, в последнее время духовность начинает все больше сознаваться как ценность образования. В современных документах об образовании, таких как, Федеральный закон "Об образовании в Российской

Федерации", «Профессиональном стандарте педагога», «Концепции нравственного воспитания» и других всячески подчеркивается роль образования и духовная, возвышенная миссия учителя - наставника. Духовность рассматривается как неотъемлемо присущая учителю ориентация на высшие гуманистические ценности, среди которых главной выступает личность ребенка, требующая пристального внимания, уважения и бережного обращения, создания для ученика соответствующей его становлению как личности образовательной среды.

В современной педагогической науке можно встретить различные трактовки понятия «духовность». Теологические концепции представляют духовность как святость, особую божественную сущность в человеке; естественно -научные - как противопоставленную материальному бытию систему идеальных норм, понятий, принципов человека. Каковы бы не были разными представления о природе духовности, их объединяет признание нематериальной сущности духовных ценностей.

Среди ученых и педагогов усиливаются, с одной стороны, националистические тенденции, с другой, философско-религиозные, определяющие противоположные духовные ценности образования - вселенское объединение людей (философия всеединства В.А.Соловьева, В.Зеньковского), единения с Природой и Космосом (космизм К.Н.Вентцеля, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и других), в которых национальные ценности трансформируются в общечеловеческие.

«В основе отечественного космизма лежит понимание естественного всеединства человека, человечества и Вселенной в нравственном отношении к акту творения» [1]. Поэтому не случайно вопросы формирования духовности личности занимали особое место в российской общественной и педагогической мысли.

Тема духовности во взглядах сторонников религиозно-философского направления (В. Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского) была тесно связана с темой самой России, с особой миссией русского народа -«носителя божественных замыслов», способного помочь человечеству достичь духовного совершенства. Вместе с тем, это не трактовалось космистами как признание мирового господства русской нации над другими народами, а рассматривалось как явление духовное.

Особую роль они отводили православию - национальной религии, способствовавшей тому, что в воспитании человека главное место отводилось любви к Богу, Отечеству, людям, благодаря чему, по их убеждению, и были заложены в русском народе основы духовности в воспитании человека.

Представители естественно - научного направления (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский), стоящие на позициях антропокосмизма, отстаивали идею активной эволюции и утверждали новый взгляд на мир, человека его воспитание.

В их воззрениях человек предстает как непосредственный участник всех происходящих на Земле и в Космосе процессов, как сила, способная на основах разума и нравственности преобразовывать природу (в том числе и собственную) во все возрастающих масштабах и тем самым активно воздействовать на динамику космической эволюции. Философы - космисты были уверены в том, что как бесконечна своем развитии Вселенная, так бесконечен в духовном совершенствовании и сам человек. Это - одна из главных идей, характерных для представителей естественного - научного направления русского космизма, нашедшая свое выражение в «Теории космических эр» К.Э.Циолковского. Согласно его воззрениям, люди, пройдя длительный эволюционный путь, преодолев «эры рождения, становления, развития и терминальную», станут совершенными и прежде всего в духовно-нравственном отношении, и тогда «единая нравственная идея» (идея счастья и свободы) заполнит все космическое пространство. В этом и состоит, по мнению ученого и педагога, высшая нравственная миссия Человека, цель его земного существования. Воспитание Разумности и Нравственности составляют основу философско-педагогических воззрений всех русских космистов. Они видели в человеке существо сознательно-творческое, разумное, способное к активной преобразовательной деятельности не только внешнего мира, но и собственной природы, своего внутреннего духовного мира.

Духовная сущность человека, развитие его ума и нравственности определялась отечественными мыслителями - космистами как основа образования и воспитания.

Образование должно способствовать восстановлению естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей; расширению его миропонимания до космического уровня, пониманию научной картины мира и своего места в ней; возрождению духовно-чувственного образа жизни и высоких нравственных ценностных идеалов и ориентиров.

Созданная каждым из отечественных мыслителей - космистов философско-педагогическая концепция (хотя во многом уникальна и имеет свои особенности) тем не менее, основывается на глубоком убеждении и вере в то, что благодаря истинному образованию и воспитанию, приоритету гуманистических начал в мировоззрении, в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, жизни Человека, жизнетворчества, знания о человеке как педагогической цели будут в свою очередь опираться на обновленную философию картины мира, на высокие духовно-нравственные идеалы и ценности.

Н.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и А.Л.Чижевский отмечали, что духовность - это широкое понятие, охватывающее сущностные черты человеческой личности. Они подчеркивали, что человеку свойственно стремление к высшему духовому совершенству, так как это заложено в самой его природе, в способности личности к такому нравственному совершенству, которым не может обладать никто, кроме человека.

На протяжении всей жизни философы размышляли над тем, что такое духовность? Каковы основы нравственности? К.Э.Циолковский писал, что под словом «Душа» и «Дух» им подразумевается «..не отдельное мифическое существо, независимое от тела и якобы оживляющее его, а совокупность свойств человека... отражающих мир идей» [2].

Конкретизируя это понятие, К.Э.Циолковский отмечал, что под «совокупностью свойств человека» он понимает «сплав физических, умственных и нравственных качеств личности». «Ценность человека в его духовности», «в постоянном стремлении к собственному духовному вершенству»[2], - подчеркивал он. По мнению мыслителя, духовность проявляется в бескорыстном служении Отечеству, стремлении «сделать как можно больше полезного для людей».

Указывая на то, что формирование «духовно- нравственных свойств личности имеет первенствующее значение», все философы-космисты обращались к поиску нравственного идеала. В воззрениях К.э. Циолковский в качестве «высшего духовного эталона» выступают то великие философы античности (Сократ и Платон), основатели религиозных учений (Будда и Христос), ученые-гении, способные «избавить человечество от зла и страданий», «изменить мир к лучшему» [3].

Поэтому не случайно в его педагогической концепции так много внимания уделяется «выращиванию» гениев - «будущих руководителей человечества», «двигателей прогресса». К.Э. Циолковский предлагал собственную модель школы для одаренных детей, где будут созданные все условия для того, «чтобы не смог пропасть ни один талант» [3].

Процесс образования, по мнению мыслителей - космистов, должен быть направлен на воспитание «совершенного человека», как в умственном, так и в духовно-нравственном отношении, формировать духовно-нравственные свойства личности, такие как «любовь к Отечеству, к людям». В основе этого лежит воспитание «себялюбия» (любви человека к самому себе), которое рассматривалось К.Э.Циолковским как необходимое условие для воспитания любви ко всему человечеству.

Научная (земная и космическая) этика отечественных мыслителей -космистов тесно связана с педагогикой, с воспитанием человека, способного создать ненасильственный мир, мир без зла и страданий во всей Вселенной. От того, какие нравственные ориентиры, идеалы и ценности будут сформированы у человека в процессе воспитания, во многом зависит не только судьба человечества, но и судьба космоса. В этом были глубоко убеждены Н.Федоров, К.Циолковский, В. Вернадский, А.Чижевский.

Важно отметить то, что все русские философы - космисты рассматривали духовность не абстрактно, лишь с точки зрения идеала, духовного развития человека, а скорее с реальных действий личности, «их полезности для всего человечества».

Так, Н.Федоров, в своем труде «Философия общего дела» утверждал, что человек только тогда становиться духовно-нравственной личностью, когда он не замкнут только на себе, когда понятие «во имя человека» трактуется им как тезис «во имя всех, всего мира, всего человечества», когда он не оторван от «общего дела», направленного на решение жизненно важных проблем для всех людей.

Высший нравственный долг «сынов человеческих», по его мнению, заключается в поисках путей воссоединения всех людей, всего земного человечества в единую братскую семью народов, во имя «общего дела» - «освоения космоса в поисках путей бессмертия».

В формировании духовности личности философы - космисты возлагали большие надежды на школу, которая призвана, по их мнению, дать «правильное направление душе и уму».

Школа мыслилась Н.Федорову как «храм» - «музей», в которой каждый ученик станет исследователем своих семейно-родственных связей. В такой школе будет храниться память об образах и деяниях каждого человека. Все это будет способствовать, как считал Федоров, духовно-нравственному формированию личности.

В «Космической школе» К.Э.Циолковского ученики воспитываются по законам земной и космической этики как «граждане Вселенной». Все типы школ, в том числе и «ноосферная школа» В.Вернадского, «Академия поэзии» А.Чижевского имели общую цель - воспитать человека духовной личностью, осознающей нравственное единство с окружающим миром на основе формирования у каждого ученика «космического сознания» и «высших основ нравственности».

В.И.Вернадский подчеркивал, что нет более важного вопроса, чем вопрос духовно-нравственного воспитания личности, так как с ним связаны такие творения духовной жизни человечества, как наука, философская мысль, религия, искусство. Он призывал обратить особое внимание на формирование у подрастающего поколения высоких духовных идеалов и ценностных ориентаций. «Нельзя отложить заботу о вечном и великом, - писал он, - иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет - «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, развратных глупцов, обжор, эгоистов ... Есть идеал более высокий. И его надо искать». Развивая эту мысль, ученый и педагог выражал уверенность в том, что будущее «зависит от духовно облика человека».

В разработанном А.Л.Чижевском проекте школы духовно-нравственного воспитания - «Академии поэзии», главное внимание уделяется развитию в питомцах не только ума, но и сердца. Школа, по замыслу автора проекта, способна «культивировать искусство в душе ребенка, возвысить его над уровнем абсолютного невежества, вывести его на свет, пробуждая в душе его чистые, нравственные инстинкты». Это - «храм искусства», в котором человек, осознавая свой внутренний, духовный мир, «научиться любить и ближнего своего, и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду».

Выводы. Несмотря на то, что у каждого отечественного мыслителя был свой идеал человека, свои взгляды на пути и средства духовного формирования личности, главное, что их объединяло в стремлении к достижению этого идеала - вера в разумность и духовность человека, в то, что он способен с помощью настоящего образования осознать свой нравственный долг и ответственность за свои дела и поступки перед всеми жителями Вселенной и научиться строить жизнь по законам «высшей нравственности».

Литература:

1. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма / Сост. О.А. Карчевцева. СПб. 1995. - С. 6

2. Циолковский К.Э. Свойства человека. Архив РАН. Ф. 555, оп. 1, д. 380, л.л 3,6

3. Циолковский К.Э. Горе и гений. Очерки о Вселенной. - М, 1992, С. 22

Педагогика

УДК 37016:51-053.4 (045)

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования Кахнович Светлана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МУЗЫКОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы формирования математических представлений о цифре и количестве, числовом ряде, обучение детей дошкольного возраста устному счету в процессе ознакомления с музыкой. Представлены дидактические упражнения музыкального содержания, позволяющие эффективно формировать у детей дошкольного возраста математические представления. Актуализируется в период дошкольного детства значение интеграции видов деятельности - занятий музыкой и математикой.

Ключевые слова: математические представления детей дошкольного возраста, музыка, арт-педагогика, арт-терапия.

Annotation. The article has the theoretical foundations of mathematical representations of number and quantity, numeric range, teaching preschoolers oral account in the process of familiarization with the music. There is a didactic exercise musical content that can effectively foster children preschool age math presentation. Relevance there is in music and mathematics in childhood for a harmonious development of.

Keywords: ideas about mathematics children preschool age, music, art pedagogy, art therapy.

Введение. В условиях современного образования становится актуальным приобщения детей дошкольного возраста к культуре и искусству. Несмотря на то, что музыка часто рассматривается в противопоставлении точным наукам, к которым традиционно относят математику, мы используем музыкальные средства для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений. В процессе ознакомления с музыкой: нотами, консонансами и диссонансами ребенок может усваивать основы математики: цифра и число, дробь, схема.

В музыке уже есть математика, точнее в нотной записи. Математика призвана избавить людей от хауса и вести их к порядку и гармонии, поэтому музыка наиболее плотно связана с математикой, чем другие виды искусства. Неслучайно, что игра на музыкальных инструментах развивает логику и математические способности. Плод воображения Артура Конан Дойля Шерлок Холмс - сыщик, играющий на скрипке, да и сам писатель увлекался музыкой, играл на многих инструментах.

Связь музыки с интеллектом выражается в образности этих видов деятельности. Образность -абстракция, которая есть в музыке, выражается в том, что, даже просто просматривая ноты, музыкант мысленно слышит соответствующие им звуки. Математик также воспринимает знаки, выражения, которые перерастают в логические рассуждения.

Схема в математике, музыке и в изобразительном искусстве - это объединяющая визуальная информация, которая, безусловно, способствует умственному развитию ребенка, занимающегося этими видами деятельности. Такие математические понятия, как часть - целое, дробь ребенок усваивает эффективнее, если он обучается игре на музыкальном инструменте. В музыке понятие ритм, в математике -дробь.

Ребенок, играющий на музыкальном инструменте, должен постоянно мысленно разбивать ритм на равные составляющие, слышать его, держать под контролем. Занимаясь музыкой, ребенок в уме делает много расчетов, играет по нотам (схеме), развивая визуальные пространственно-временные ориентации, перерастающие в важные элементы когнитивных способностей (мышление, речь, воображение), которые могут проявиться, в том числе и в арифметике [1; 2].

Формирование у детей математических представлений в процессе ознакомления с музыкой будет наиболее эффективным из-за образности этих видов деятельности. В математике - цифра, в музыке - нота. Это определенный образ в первом случае количества, во втором звучания, звука. Обучение детей дошкольного возраста в процессе и средствами музыки ориентируется на использование дидактических основ, сформулированных в арт-педагогике [4].

Арт-педагогика [4; 5] разрабатывает интегративные связи между культурой и искусством для воспитательных и обучающих целей. Обучение основам математики сопряжено с определенной тревожностью и напряжением. В тоже время, занимаясь музыкой, ребенок может усваивать математику и реализовывать потребности в творчестве. Такой синергетический подход к обучению детей дошкольного возраста основам математики представлен в арт-терапии [3].

Изложение основного материала статьи. Музыка, по идеи Пифагора, к слову, известного и заслуженного математика, сделавшего много открытий в этой науке, должна быть разделена на консонансы и диссонансы.

Консонанс - это порядок и математика в музыке, поэтому есть и чисто математическое выражение совокупности звуков простым соотношением чисел: чистая октава - 1/2; чистая квинта - 2/3; чистая кварта -3/4. Более того, консонанс - это созвучие, которое звучит благостно, вызывая ощущение покоя, гармонии, устойчивости.

Пример, Людвиг ван Бетховен, композитор прославившейся на весь мир, в конце жизни потерявшей слух создал математически выверенную Лунную Сонату. Но математика присутствует только в первой части этого культового произведения, а его чувственность и любовь композитора к Джульетте Гвиччарди (Бетховен именно ей посвятил свою лунную сонату) есть во второй части, где диссонансы.

Впрочем, математика описывает и диссонансы: большая септима - 8/15; малая секунда - 15/16. Диссонансы звучат тревожно, резко, создают ощущение незавершенности, поэтому созвучны только с консонансами и выражаются в математике более сложными числовыми соотношениями. Однако именно диссонансы в музыке передают высшую эмоциональность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.