Научная статья на тему 'Космизм как направление философско-педагогической мысли'

Космизм как направление философско-педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЗМ / К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Вячеслав Юрьевич

Статья посвящена педагогическому аспекту философии русского космизма, в ней рассматриваются воспитательные системы космистов, в частности, система К.Э.Циолковского. Также идет речь о философских основах подходов отечественных философов-космистов к обучению и воспитанию, о принципах и ценностях педагогики космизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космизм как направление философско-педагогической мысли»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371

В.Ю. Смирнов

КОСМИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Статья посвящена педагогическому аспекту философии русского космизма, в ней рассматриваются воспитательные системы космистов, в частности, система К.Э.Циолковского. Также идет речь о философских основах подходов отечественных философов-космистов к обучению и воспитанию, о принципах и ценностях педагогики космизма.

Ключевые слова: космизм, К.Э. Циолковский, воспитательная система.

Философское наследие ученых-косми-стов обширно, хотя и не общеизвестно. Подавляющее большинство современных людей знакомо с философскими концепциями К.Э. Циолковского, Н.Ф. Фёдорова, В.И. Вернадского и других исследователей, весьма поверхностно - о них, как правило, известно только то, что «всё это - космизм». А знать данные концепции ученых - крайне важно, ведь без понимания основ мировоззрения исследователя невозможно полностью оценить ни мотивы его работ, ни их результаты, невозможно составить представление о масштабе личности учёного.

К счастью, с середины двадцатого века неослабевающий рост интереса к творчеству русских кос-мистов постепенно приводит нас к пониманию их роли и места в развитии мировой и отечественной науки и общечеловеческой философской мысли.

Само понятие «космос» использовали в своих трудах еще Платон, Гераклит, Геродот, Пифагор и другие мыслители древнего мира. Производный от данного термин «космизм» получил распространение в отечественной литературе гораздо позже - в шестидесятые-семидесятые годы ХХ века, что вполне естественно: именно в это время, в период активного освоения космического пространства, возник устойчивый интерес к трудам Константина Эдуардовича Циолковского, работам его последователей и единомышленников и предшественников.

В отношении авторства термина «русский космизм» существует несколько точек зрения. Наиболее вероятной из них нам представляется такая: в 1972 г. появилась статья Н.К. Гаврюшина «Из истории русского космизма», рассматривающая философское наследие К.Э. Циолковского, а позднее и «К.Э. Циолковский и европейский

космизм», сопоставляющая взгляды калужского ученого со взглядами зарубежных исследователей (Ф. Оберта, К. фон Бера и других).

Существует множество трактовок термина «космизм», например «Новейший философский словарь» дает такое определение космизму: «Космизм - (греч. kosmos - организованный мир) - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке, как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу» [3, с. 334].

В.И. Зорин считает, что космизм - это «специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное - со Вселенной, преобладание вселенского над индивидуальным...» [2, с. 81]. Данного определения мы и будем придерживаться, так как оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущность и смысл космизма, соответствует воззрениям ученых-основателей данного направления философской мысли.

Проблемами исследования сущности космизма и динамики его развития занимались многие деятели науки, такие как А.К. Горский, Н.А. Сет-ницкий, В.А. Кожевников, Н.П. Петерсон (исследовавшие творчество Н.Ф. Федорова в двадцатые годы ХХ века), Ю.А. Школенко (наряду с рассмотрением идей космизма изучавший философско-социологические концепции взаимодействия общества и природы), С.Г. Семенова, Б.В. Емельянов, Н.К. Гаврюшин, В.П. Пазилова, М.Б. Хомяков, Н.Н. Моисеев, Ф.И. Гиренок, А.В. Хуторской, А.В. Гулыга, В.В. Казютинский, О.Д. Куракина и другие.

Наряду с исследованиями, положительно оценивающими идеи русского космизма, существу-

© В.Ю. Смирнов, 2009 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

13

ПЕДАГОГИКА

ют и другие точки зрения (В.А. Кутырев, И.А. Резанов, Л.В. Фесенкова), отражающие мнение о том, что духовные и физические возможности человека жестко ограничены и ему не следует стремиться выйти за очерченные Богом или природой пределы [5, с. 130].

Русский космизм - философское течение, которое существует не изолировано от общемировой культурной традиции. В сущности это - космическое миросозерцание, присущее любой культуре. Но именно в России общее миросозерцание вызрело в уникальное направление научно-философской мысли, названное впоследствии космизмом [4; 3]. Было бы ошибкой, однако, считать космизм явлением уникально русским. Существуют и зарубежные варианты космической философии. Так в немецкой философии космизм представлен А. фон Гумбольдтом (с многотомным сочинением «Космос») и Л. Клагесом; во французской мысли приверженцами идей космизма можно считать А. Бергсона, Э. Леруа, П. Тейара де Шардена; в английской - А. Уайтхеда; в американской -С. Александера. Космизм представляет собой отнюдь не только русский феномен.

По мнению Б.В. Емельянова, можно говорить о двух трактовках термина «русский космизм» -о широкой трактовке (как научно-философского направления, мировоззрения, принципа культуры), и об узкой (как естественно-научной школы). Обычно русский космизм как научно-философскую школу условно подразделяют на два направления: мистическое, теологическое (к данной ветви можно отнести Н.Ф. Федорова, В. С. Соловьева, П.А. Флоренского, Д.Л. Андреева, Н.К. Рериха) и естественнонаучное (наиболее яркими представителями, пожалуй, являются К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский). Независимо от данного (довольно условного и искусственного) деления к философским основам русского космизма относят концепцию Всеединства Владимира Соловьёва, концепцию «космической экспансии» Николая Фёдорова (философия «Общего дела»), теорию ноосферы Владимира Вернадского, антропокосмические идеи Николая Холодного, антропоцентрическую концепцию Константина Эдуардовича Циолковского.

Общей чертой для вышеперечисленных теорий и концепций представителей русского космизма является то, что все ученые видели в человеке существо сознательно-творческое, разумное, способное к активному преобразованию не толь-

ко внешнего мира, но и собственной природы. В основе философии и педагогики космизма лежит восстановление естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей; расширение миропонимания человека до космического уровня, возрождение духовно-чувственного образа жизни, нравственных ценностей и идеалов, развитие познавательных и творческих способностей человека. При этом человек не выступает венцом творения, он - лишь этап развития, ступень эволюции. Люди будущего способны на то, чего современники не могут и представить, союз природы и разума сулит человечеству немалую выгоду.

Созидание космического будущего человечества предполагает воспитание соответствующего Человека. Неудивительно, что русские косми-сты большое внимание уделяли воспитанию нового поколения, модернизации существующей системы образования, созданию новых типов школ и т.д. Для того чтобы понять философию космизма, необходимо знать педагогику космизма, и наоборот - чтобы понять педагогические идеи космистов, нужно знать их философскую основу Именно поэтому космизм можно и нужно рассматривать не только как философскую систему, но и как систему педагогическую, непосредственно связанную с обучением и воспитанием следующих поколений людей, которым предстоит воплотить в жизнь идеи предков. Космизм не замыкается на проблемах и нуждах нынешнего поколения, его идеи ориентированны более на наших детей и внуков, но, если стремиться к воплощению идей Циолковского, Вернадского, Соловьева и Фёдорова, стройная концепция воспитания необходима уже сейчас.

Понятие космического воспитания связано, в первую очередь, с именем Константина Николаевича Вентцеля. В 1920-1930-х годах он занимался созданием нового образовательного и научного направления - «космической педагогики». Основной задачей космического воспитания по Вентце-лю является развитие в ребенке космического самосознания, то есть сознания самого себя, как неразрывной части беспредельного Космоса. Педагогу необходимо довести до сознания воспитанника общность его жизни с жизнью космической, «что он со всем космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он принимает участие в этом процессе развития космической жизни» [1, с. 210].

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

Космизм как направление философско-педагогической мысли

Наиболее стройную педагогическую систему мы обнаруживаем в трудах К.Э. Циолковского. Рассмотрим взгляды этого учёного-космиста на воспитание. Его система воспитания включала в себя работу над развитием человека по нескольким направлениям: физическому (укрепление здоровья учеников, развитие таких качеств как сила, ловкость, выносливость), умственному (развитие способностей к логическому мышлению, к анализу текстов и фактов, умений запоминать информацию), духовному (развитие нравственных качеств личности - умения сопереживать и сочувствовать, усвоение норм морали и этики). Циолковский был выдающимся педагогом и воспитателем, это ясно и из воспоминаний его учеников, и из отзывов начальства по месту работы. Константин Эдуардович не имел формального права преподавать в средней школе, так как имел диплом учителя начальных классов, однако показал себя талантливым педагогом в училищах Калуги и Боровска, единой трудовой школе, то есть в средних и высших учебных заведениях.

У Константина Эдуардовича нет книги, полностью посвященной педагогической работе (кроме, пожалуй, «Какой тип школы желателен»), но анализ его автобиографических работ и отчетов показывает, что у него сложилась стройная система приёмов и принципов, вполне соответствующая прогрессивным идеям ведущих педагогов того времени (К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева и других). Среди этих принципов мы можем выделить такие, как: «От частных случаев -к общему закону», «Соблюдение меры трудно-

сти», «О познании класса судить по ответам слабейших учеников», Применение наглядности для лучшего восприятия материала, Необходимость использования межпредметных связей, Полная свобода в получении знаний, «Учить тому, что нужно для существования человека», «Создание условий для активной познавательной деятельности, для выражения учениками своих мнений, своего понимания, своего мнения о предмете, явлении», Отсутствие отрицательных оценок.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что педагогические принципы антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, во-первых, тесным образом связаны с теориями русских космистов, а, во-вторых, не утратили своей актуальности ни в философском, ни в педагогическом плане.

Библиографический список

1. Антология гуманной педагогики: Вент-цель. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашви-ли, 1999.

2. Евразийская мудрость от А до Я / Сост. В.И. Зорин.- Алматы: Создш-Словарь, 2002.

3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

4. Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.

5. Хайруллин К.Х. Идея сверхчеловека в русском космизме // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2006. - №1.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.