Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики'

Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / МЕТОД ИНСЦЕНИРОВКИ / МЕТОД ИНЦИДЕНТА / МЕТОД КЕЙСОВ / ТРЕНИНГ / BUSINESS GAMES / SIMULATION GAMES / INTERACTIVE TEACHING METHODS / CASE STUDY METHOD / METHOD OF STAGING / A METHOD OF INCIDENT / METHOD OF CASE STUDIES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ольга Ивановна

Статья посвящена рассмотрению интерактивных методов обучения и их роли при формировании ключевых компетентностей у будущих специалистов по транспортным системам авиационной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL PRACTICE

This article examines interactive teaching methods and their role in the formation of key competencies for future professionals of aviation transport systems.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики»

Педагогика

УДК: 371

ассистент Игнатова Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В

ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению интерактивных методов обучения и их роли при формировании ключевых компетентностей у будущих специалистов по транспортным системам авиационной отрасли.

Ключевые слова: деловые игры, имитационные игры, интерактивные методы обучения, метод анализа конкретных ситуаций, метод инсценировки, метод инцидента, метод кейсов, тренинг.

An^taUm. This article examines interactive teaching methods and their role in the formation of key competencies for future professionals of aviation transport systems.

Keywords: business games, simulation games, interactive teaching methods, case study method, method of staging, a method of incident, method of case studies, training.

Введене. В условиях модернизации образовательного пространства, важное значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных креативных учителей начальной школы, способных обеспечить всестороннее развитие ребенка как целостной личности, развития ее творческих способностей и дарований и обогащение на этой основе интеллектуального потенциала народа, его духовности и культуры, формирования гражданина России. Эффективность решения указанных задач во многом зависит от профессионализма учителя к построению такого процесса обучения в начальной школе и, прежде всего, на уроках математики, который укреплял бы интерес ребенка к познанию, открытию нового, обеспечивал бы прочность и надежность усваиваемых знаний, и в то же время, способствовал формированию в каждой ребенку рис познавательной активности, реально и творчески мыслящей, самокритичной личности [6].

Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что только творческая личность может воспитать такую же творческую личность. Из этого следует, что актуальность и значимость профессиональной подготовки учителя начального звена образования к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках математики стимулируется современными достижениями науки, а также изменениями, происходящими в социально-экономической сфере общественной жизни.

Ориентация современных образовательных реформ на формирование специалиста-профессионала ставит повышенные требования к подготовке учителя начальных классов, особенно в аспекте профессионально-педагогического творчества. Приоритет при этом отдается творческому развитию будущего учителя, его открытости к инновациям, экспериментам, педагогического артистизма, способности к самопознанию, саморазвитию и самоактуализации в профессиональной деятельности [4].

Творчество в педагогической деятельности требует формирования у будущих учителей начальных классов широкого круга профессионально-творческих, профессионально-методических умений, навыков и способностей. Однако, как показывает школьная практика, готовности педагога начальных классов к оригинальному конструирования учебного материала, применение нестандартных форм, методов обучения и воспитания, их сочетание и внедрение в учебной и внеурочной воспитательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, способность к сотрудничеству, сотрудничества, сотворчества с различными субъектами образовательного процесса, не всегда является достаточным, что негативно может сказаться на творческом развитии школьников. Поэтому, выявленные противоречия, между:

- изменениями в содержании педагогической деятельности учителя начальной школы, обусловленными реформированием современной системы образования, и содержанием и формами его подготовки в образовательных организациях высшего образования;

- имеющимся и требуемым уровнями готовности будущих учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности по развитию творческой личности учащихся актуализировали выбранное нами направление научного поиска [2].

Анализ исследований, связанных с проблемой творчества, творческой личности, ее творческих способностей и творческой деятельности, позволяет констатировать значительный интерес ученых к различным ее аспектам. Вопросу природы, сущности и содержания творчества посвящены исследования Д. Богоявленской, Л. Выготского, В.Моляко, А. Менегетти, В. Николко, Я. Пономарева, В. Роменца и др.. Формирование творческой личности учителя исследуется в научных трудах Н. Гузий, В. Загвязинского, И. Зязюна, С. Коновец, Н. Кичук, М. Никандрова, О. Пехоты, С. Сысоевой и др.. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей стала предметом исследования научных трудов Н. Демьяненко, О. Дубасенюк и др.

Однако, несмотря на значительные достижения ученых в указанном направлении, считаем, что вопрос готовности будущих учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности по развитию творческого потенциала младших школьников, их творческих способностей, решается все еще частично. Часто стереотипы педагогического мышления учителя начальных классов не обеспечивают триединство обучающей, воспитательной и развивающей функций современного образования учащихся младшего школьного возраста. Традиционно усилия учителей сосредоточены на формировании знаний, умений и навыков, решении чисто учебных задач и совершенно недостаточно внимания уделяется развитию творческого мышления младших школьников, их способности к оригинальности рассуждений, изобретательности, генерированию новых идей, развитости воображения, фантазии, интуиции, способности к нахождению оптимального решения из нескольких возможных и др.. Итак, анализ научной литературы показывает, что в большинстве научных исследований сконцентрировано внимание на повышении качества подготовки учителей к выполнению профессионально-педагогических обязанностей, но недостаточно внимания уделяется творческому компоненту этой подготовки [3].

Изложение основного материала статьи. Обобщение научной психологической и педагогической литературы по проблеме творчества позволяет констатировать, что творчество - это процесс созидания нового, ранее не существующего. В большинстве случаев понятия «творчество» и «творческая деятельность» отождествляются. Однако педагогическое творчество имеет свои особенности по сравнению с общим значением этого понятия. По С. Гончаренко, «творчество педагогическое - оригинальное и высокоэффективное подход учителя в учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения, который касается разных сторон деятельности учителя - проведение учебных занятий, работы над организацией коллектива учащихся,.. проектирование личности ученика, выработку стратегии и тактики педагогической деятельности с целью оптимального выполнения задач всестороннего развития личности» [1]. В научных исследованиях педагогическое творчество признается важнейшим критерием качественного становления личности учителя современной школы, который проявляется, прежде всего, в социальной потребности в творческом труде. Педагогическим творчеством определяется: деятельность, направленная на формирование личности ученика как субъекта жизнетворчества; интегративная качество личности педагога, структурными компонентами которой являются: профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональное мышление, диагностическая культура; деятельность, связанная с изучением педагогического опыта, педагогического мастерства учителей, самопознанием, саморазвитием, самосовершенствованием. Итак, педагогическое творчество - это обоюдная творческая деятельность главных субъектов образовательного процесса ОУЗ (педагога и ученика) в их взаимосвязи и взаимозависимости, результаты которой ведут к их развитию и саморазвитию [2].

Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов отличается разнообразием. Всеми ее видами студент должен овладеть, обучаясь в высшем педагогическом заведении, в частности:

- предметной - знать предметы, которые преподаются в начальной школе, овладеть методиками их преподавания, понимать место каждого предмета в межпредметных связях;

- педагогической - проектировать содержание предметов, проводить занятия; планировать внеклассную работу, индивидуальную работу с учащимися и др.;

- инновационной - переносить инновационный опыт других учителей в собственный; разрабатывать новации; проводить педагогический эксперимент;

- передавать собственный инновационный опыт;

- коллективного самоуправления - поддерживать благоприятный климат в коллективе; обеспечивать эффективную работу методических объединений;

- обеспечивать работу проблемных групп педагогов; участвовать в выработке коллективных решений и др.;

- саморазвития - быть готовым к профессиональному, общекультурного саморазвития и др. [3].

Все указанные виды педагогической деятельности требуют от учителя начальных классов высокого уровня педагогического мастерства. «Педагогическое мастерство, - отмечает И. Зязюн, - это комплекс свойств личности, обеспечивающий самоорганизацию высокого уровня профессиональной деятельности на рефлексивной основе» [2]. При этом важными свойствами личности учителя является гуманистическая направленность его деятельности, профессиональная компетентность (профессиональные знания, высокого уровня профессионализм в педагогической деятельности), педагогические способности (способность к быстрому самосовершенствованию), а также педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет выявить внутренний потенциал учителя, гармонизируя структуру педагогической деятельности).

За современными требованиями к подготовке специалистов педагогической отрасли учитель-мастер должен быть творческой личностью, характеризующееся высокой степенью развития направленности на педагогическую деятельность, желанием самореализации в этой профессии, развитием профессиональных качеств, творческих умений, способствующих успешности в педагогической деятельности. Именно профессиональное мастерство в единстве с педагогической компетентностью, собственной творческой одаренностью учителя начальных классов в значительной степени определяют эффективность его руководства формированием творческой личности ученика. Творчество в педагогической деятельности требует от учителя:

- способности к модификации, комбинирования содержания учебного материала в нестандартном направлении;

- готовности к разработке оригинальных подходов к планированию образовательного процесса с учащимися в учебной и внеурочной воспитательной деятельности;

- владение методами, приемами, нестандартными формами организации творческой учебной и внеурочной воспитательной деятельности учащихся;

- готовности педагогического экспериментирования - к поиску путей совершенствования образовательного процесса с целью развития творческого потенциала учащихся и др. [6].

Итак, для того, чтобы учитель начальных классов мог действовать творчески, он должен иметь целый ряд свойств, профессионально важных качеств, обеспечивающих профессиональное саморазвитие его личности, а через него и развитие личности ученика.

Подготовку будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности рассматриваем, с одной стороны, как способность и готовность учителя к содействию становлению творческой личности школьника, развития его творческих способностей, с другой стороны, как постоянное самосовершенствование, повышение уровня творческой педагогической деятельности. Акцент на самосовершенствовании предполагает самообразование, самовоспитание, самоопределение, что и составляет в целом развитие личности будущего педагога.

Процесс подготовки учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности понимаем как объективный творческий процесс, который должен отвечать современным тенденциям развития высшего образования России с учетом интеграции в европейское образовательное пространство, достижениям психолого-педагогической науки и педагогической практики, предопределяться спецификой и закономерностями процесса развития и саморазвития личности. Рассматриваем этот процесс как поэтапное, который осуществляется путем овладения студентами образовательной программы. Анализ учебных планов подготовки будущих учителей начальных классов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» показал, что курсы дисциплин, которые составляют их структуру,

имеют значительный потенциал для творческого развития личности будущего педагога, но носят разрозненный и фрагментарный характер. Четкая ориентация студентов на формирование творческой личности ученика и учителя и обоюдное развитие их творческих способностей имеет целью усвоение студентами курса дисциплины «Педагогическое мастерство». Содержание подготовки учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности включает: теоретико-методологическое обоснование базовых понятий педагогического творчества и сущности и специфики творческой педагогической деятельности учителя начальных классов; определение структуры творческой личности учителя начальных классов, стадий и уровней развития его творческой личности; изучение основных направлений научных исследований педагогического творчества; определение творческих качеств личности ученика, их содержания и критерий оценивания; выявление психолого-педагогических условий, факторов успешности творческого развития учащихся начальных классов; обоснование особенностей деятельности учителя начальных классов по творческому развитию учащихся; изучение и совершенствование педагогического опыта; использование педагогических технологий как творчества учителя начальных классов [4].

Реализация содержания курса строится на поэтапном формировании профессионально-творческих знаний, умений и практических навыков студентов.

I этап-информационно-ориентировочный. Цель - обеспечение осознания студентами законов и закономерностей педагогики творчества как отрасли педагогического знания о творческое развитие личности.

II этап - содержательно-деятельностный. Цель: освоение студентами технологий развития, саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания творческих способностей личности; закрепление практических навыков планирования, организации и создания благоприятных психолого-педагогических условий для творческого развития учащихся.

III этап - контрольно-рефлексивный. Цель-контроль, обобщение, оценивание уровня подготовки студентов к педагогическому творчеству.

По нашему мнению, подготовку к творческой педагогической деятельности целесообразно осуществлять на принципах:

- гуманизации образования - предоставление возможности студенту постоянного саморазвития, самосовершенствования, развития способностей к творчеству в педагогической деятельности;

- организации взаимодействия со студентами на диалогической основе - ориентация на сопоставление различных точек зрения, толерантного отношения к другой мысли;

- создание ситуаций творческого сотрудничества, сотворчества, содружества;

- профессионально-творческой направленности - обобщение и синтез психолого-педагогических знаний, профессиональных практических умений и навыков студентов, формирование готовности оптимально и творчески использовать их в профессионально-педагогической деятельности на основе теоретического осмысления сущности педагогического процесса как целостной системы;

- инновационности - непрерывность обновления содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей достижениями педагогической науки и практики, результатами педагогического творчества;

- применение в подготовке будущих специалистов инновационных педагогических технологий с ориентацией на творческое развитие личности студента [5].

Подготовка студентов к развитию творческих способностей учащихся начальной школы предусматривает на занятиях активную исследовательскую позицию с целью критического анализа, осмысления и оценки эффективности изучения всех профессиональных дисциплин, профессиональной деятельности во время педагогической практики; формирование у будущих учителей отношение к себе как к деятелю, которое проявляется в умении изменять (модернизировать) процесс обучения и воспитание учащихся начальной школы, взвешивать и оценивать последствия.

Особое значение приобретает создание студентами индивидуальных проектов, усвоения содержания программ соответствующих дисциплин, приобретение навыков в применении инноваций в учебно-воспитательной работе на практике, участие в научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах, олимпиадах, создание собственных инновационных педагогических технологий, выполнение курсовых, дипломных работ и т. п., То есть активное привлечение молодежи научной деятельности. Итак, подготовка учителя к развитию творческих способностей учащихся на уроках математики - это специально организованный и целенаправленный процесс, который предусматривает изменение фундаментальной, общенаучной и профессиональной подготовки будущих педагогов, организационно-методическую реорганизацию образовательной деятельности, особый отбор содержания, форм, методов и средств профессионального обучения, а также создание особых психолого-педагогических условий, которые бы активизировали механизмы личностно-профессионального развития каждого студента и преподавателя [6].

Выводы. Итак, современные требования к подготовке специалистов сферы образования, особенно учителей начальной школы, требуют усовершенствования их готовности к творчеству в профессионально-педагогической деятельности. Предлагаемый содержание подготовки учителей начальной школы в аспекте педагогического творчества, реализуемой с использованием инновационных педагогических технологий, нетрадиционных форм, активных методов обучения, по нашему мнению, будет способствовать усовершенствованию качества этой подготовки. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении завбачаемо в изучении проблемы преемственности в работе воспитателей дошкольных учебных заведений и учителей начальной школы по развитию творческих возможностей детей.

Способность к творчеству - неотъемлемый элемент педагогической культуры учителя. Подготовка учителя начальной школы к развитию творческих способностей младших школьников основывается на методологическом признании приоритетов личностного развития студента, его потребностей, мотивов, целей, способностей, индивидуально-психологических особенностей; предполагает перестройку педагогического процесса в направлении его направленности на повышение профессионализма студента, формирование профессионально-творческой личности педагога, развитие и саморазвитие субъектов педагогического взаимодействия, развитие психолого-педагогических механизмов их самосовершенствования и приобщение к творческому процессу.

Литература:

1. Гончаренко С. В. Педагогический словарь / Семен Устинович Гончаренко. - К.: Лыбидь, 1997. - 376 с.

2. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство: учебник / I.A. Зязюн, Л. В.Крамущенко, И.Ф. Кривонос и др.; По Ред. И.А. Зязюна. - 2-е вид., дополнить. и перераб. - К.: Высшая шк., 2004. - 422 с.

3. Зязюн И.А. Философия педагогического действия: монография / I.A. Зязюн. -Черкассы: Вид.-во от ЧНУ имени Б. Хмельницкого, 2008. - 608 С.

4. Сысоева С. О. Основы педагогического творчества: учебник. / С. О. Сысоева. - К.: Миллениум, 2006. - 346 с.

5. Цокур Г. М. Формирование потенциала профессионального саморазвития в будущих преподавателей Высшей школы в процессе магистерской подготовки / Г М. Цокур / Автореферат дис...канд. пед. наук: 13.00.04 / Южноукраинский государственный пед. Университет имени К. Д. Ушинского. - Одесса, 2004. - 219 с.

6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Завед. / Ю.Г.Фокин. - М.:Изд. центр "Академия", 2002. - 224 с.

Педагогика

УДК: 378.146

доцент Иевлева Галина Владимировна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Суслова Юлия Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные структурные компоненты информационно-образовательной среды (ИОС) для обучения иностранному языку в военном авиационном вузе. Анализируются возможности ИОС для формирования у курсантов коммуникативной компетентности, позволяющей решать профессиональные задачи с использованием английского языка. Рассматриваются лингводидактические задачи, виды учебных заданий, успешное решение которых связано с эффективным использованием средств ИОС.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, основные структурные компоненты ИОС, средства ИОС, коммуникативная компетентность курсантов военного авиационного вуза.

Annotation. The paper deals with the main structural components of the information and educational environment for teaching foreign language at the air force military school. Its abilities for developing cadets' communicative competence, which allows to solve professional problems using the English language, are also analyzed. The paper focuses on lingvo-didactic tasks and exercises, the successful solution of which is associated with the effective use of information and educational environment tools.

Keywords: information and educational environment, its main structural components, its tools, air force military school cadets' communicative competence.

Введение. Повышение требований к качеству подготовки военных специалистов становится приоритетным направлением реформирования системы профессионального образования. Выпускник филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» в г. Сызрани должен быть способен решать профессиональные задачи с использованием английского языка, владеть навыками информационного поиска и анализа нужной информации в профессиональной деятельности [3]. Потенциал элементов информационно-образовательной среды (далее ИОС), остающийся пока востребован лишь частично вследствие недостаточной информационной культуры как обучающихся, так и преподавателей, должен работать на освоение необходимых знаний языкового материала, приобретение умений и навыков, которые позволят выпускнику решать эти задачи. В связи с этим на кафедре иностранных языков возникла необходимость в разработке ИОС для повышения качества иноязычной подготовки курсантов военного авиационного вуза.

Изложение основного материала статьи. Общепризнано, что обучение эффективной коммуникации на иностранном языке в современном профессиональном пространстве может осуществляться только в специально созданных и контролируемых условиях, другими словами, в условиях ИОС. Анализируя определения ИОС, можно сделать вывод о том, что акцент делается на совокупности взаимосвязанных компонентов, включающих разнообразные материально-технические, информационно-образовательные ресурсы, позволяющие управлять процессом профессиональной подготовки специалистов [1, 2].

Интеграция указанных компонентов ИОС позволит решить ряд задач в обучении иностранному языку:

- отработка приемов субъект-субъектных взаимодействий по схеме «преподаватель - курсант», «курсант - курсант», «курсант - партнер по виртуальной коммуникации»;

- использование информационной среды для разработки индивидуализированных образовательных программ;

- создание ситуаций реального общения с носителями языка (в нашем случае, с авиадиспетчерами международных аэропортов);

- интенсификация самостоятельной работы курсанта в условиях лингафонного кабинета.

Система обучения в ИОС предусматривает включение в нее не только субъектов учебного процесса -преподавателя и курсанта, но также и учебных коммуникативных заданий, требующих обращения курсантов к различным ресурсам и формам получения и переработки информации. Большим достоинством ИОС является то, что преподаватель может использовать современные информационно-коммуникационные технологии для управления деятельностью курсантов, проверки качества выполнения заданий, своевременной помощи в индивидуальном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.