Научная статья на тему 'Структура информационно-коммуникативном компетентности будущего преподавателя в области дизайн'

Структура информационно-коммуникативном компетентности будущего преподавателя в области дизайн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / STRUCTURAL MODEL / COMPONENT COMPOSITION / MOTIVATIONAL AND VALUE COMPONENT / ACTIVITY COMPONENT / CREATIVE COMPONENT / REFLEXIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рак Е.В., Кузьменко А.А., Наумченко С.А.

В данной статье рассмотрена структура информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн. Сформирована модель информационно-коммуникативной компетентности. Выявлена компонентная модель информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн. Описаны компоненты, входящие в состав информационно-коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный, деятельностный, творческий, рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рак Е.В., Кузьменко А.А., Наумченко С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE FUTURE TEACHER IN THE FIELD OF DESIGN

This article describes the structure of information and communication competence of the future teacher in thefield of design. A model of information and communication competence has been formed. The component model of information and communication competence of the future teacher in the field of design is revealed. The components that are part of information and communicative competence are described: motivational and value, activity, creative, reflective.

Текст научной работы на тему «Структура информационно-коммуникативном компетентности будущего преподавателя в области дизайн»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 РАК Е.В.

аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского E-mail: a-rak@mail.ru КУЗЬМЕНКО А. А.

кандидат биологических наук, доцент, Брянский государственный технический университет E-mail: Kuzmenko-Alexandr@yandex.ru НАУМЧЕНКО С.А.

Федеральный координатор Молодежных парламентов по Центральному Федеральному округу. Представитель Брянской области в Молодежном парламенте при Государственной Думе Федерального Собрания РФ E-mail: naumchenko.sergei@mail.ru

UDC 378 RAK E.V.

Post-graduate of Bryansk State University named after

I.Y.Petrovsky E-mail: a-rak@mail.ru KUZMENKO A.A.

Associate Professor, Candidate of Biological Sciences, Bryansk State Technical University, Bryansk E-mail: Kuzmenko-Alexandr@yandex.ru NAUMCHENKO S.A.

Federal Coordinator of Youth Parliaments for the Central Federal District. Representative of the Bryansk region in the Youth Parliament at the State Duma of the Federal Assembly

of the Russian Federation. E-mail: naumchenko.sergei@mail.ru

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН

THE STRUCTURE OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE FUTURE TEACHER IN THE FIELD

OF DESIGN

В данной статье рассмотрена структура информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн. Сформирована модель информационно-коммуникативной компетентности. Выявлена компонентная модель информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн. Описаны компоненты, входящие в состав информационно-коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный, деятельностный, творческий, рефлексивный.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, структурная модель, компонентный состав, мотивационно-ценностный компонент, деятельностный компонент, творческий компонент, рефлексивный компонент.

This article describes the structure of information and communication competence of the future teacher in thefield of design. A model of information and communication competence has been formed. The component model of information and communication competence of the future teacher in the field of design is revealed. The components that are part of information and communicative competence are described: motivational and value, activity, creative, reflective.

Keywords: information and communicative competence, structural model, component composition, motivational and value component, activity component, creative component, reflexive component.

Изучение исследовательских работ отечественных ученых (А. А. Ахаян, М.Ю. Богданова, Е. А. Востриковой, Е.К. Хеннер и др.), которые посвященны проблемам информационно-коммуникативной компетентности, сделан вывод, что при формированииданной компетентности необходимо учитывать индивидуальную специфику деятельности определенной личности, в нашем диссертационном исследовании - деятельности будущего преподавателя в области дизайн [2, 3, 4, 5].

Целью профессионально-педагогического образования является становление личности, которая способна реализовывать себя в области начального профессионального образования и среднего профессионального образования, к реализации всех компонентов интегрированного образовательного процесса, к осуществлению профессионально-образовательных функций по подготовке квалифицированных специалистов [2, 6].

Формирование информационно-коммуникативной компетентности осуществляется в ходе работы с информацией информационными технологиями, сопровожденной коммуникативным актом. Это формирует инвариантную часть ИК компетентности будущего педагога в области дизайн, которой владеют студенты до момента поступления в высшее учебное заведение и освоения профессиональной деятельностью. Вариативная часть формируется в вузе в ходе реализации профессиональных задач по средствам информационно-коммуникативных технологий. Но для формирования данной компетентности недостаточно знать только перечень компетенции ее составляющих. В качестве основновополагающеймодернизирующей силы для овладения компетентности выступает готовность субъекта к реализации информационно-коммуникативной деятельности, осуществлению профессиональных за-

© Рак Е.В., Кузьменко А.А., Наумченко С.А. © Rak E.V., Kuzmenko A.A., Naumchenko S.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

Таблица 1.

Структурная модель информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн.

Слагаемые информационно-коммуникативной компетентности

Цели

Ценности

Коммуникации

Опыт информационно-коммуникативной деятельности

Информационно-коммуникативные знания

Информационно-коммуникативные умения

Информационно-коммуникативные навыки

Индивидуальная информационно-коммуникативная компетентность будущего преподавателя в области дизайн

Собственный опыт будущего преподавателя в области дизайн

Готовность к решению профессиональных задач

Базовые элементы

дач, формированию профессиональных качеств. ИК компетентность будущего преподавателя в области дизайн представляет собой не только знания, умения и навыки информационно-коммуникативной деятельности, но и включает в себя опыт, который получил студент как в изучаемой, так и в других сферах деятельности [2].

В таблице 1 представлена структурная модель информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн, разработанная на основе структурной модели индивидуальной компетентности обучаемого [8].

Основополагающим компонентом ИК компетентности личности будущего педагога является его способность к коммуникативному акту. В ее состав входит межличностное общение, а также все виды информационных связей и взаимоотношений. Ценности и цели характеризуют то, каким путем, студент приспосабливается к изменяющимся педагогическим и практическим ситуациям. Важным условием развития личности будущего преподавателя в области дизайнсчитаютсяструк-турыкомпетентностных знаний, умений и навыков, т. е. относящихся к информационно-коммуникативной деятельности.

В структурной модели информационно-коммуникативной компетентности в качестве базового элемента представленнакопленный опыт субъекта. В назначении и месте собственного опыта обучаемого состоит отличительные особенности процесса формирования компетентности от процесса познания окружающей действительности. В ходе формировании компетентности параллельно формируется личный опыт с приобретением новых знаний. Образование в опыте создает компетентность [1, с. 7].

Из этого следует что, выявление опыта состоит как в осуществлении деятельности и получении результата, так и в том, чтобы проанализировать их, сформировать предметную деятельность и придать ее результату определенный характер. Чувства и переживания, которые испытываетбудущий преподаватель в области дизайн, помогают оценить и находить индивидуальный смысл процесса и результата деятельности, рефлексировать свой полученный опыт, делать его значимым для себя [2].

Компонентный состав информационно-коммуникативной компетентности разно вариативноиз-

ложен в научных трудах исследователей. С.В. Тришина рассматривает структуру компетентности как социальный опыт и выделяет четыре общих элемента такие как: имеющиеся знания о мире и способах деятельности; практический опыт реализации известных способов деятельности, которые осуществляются в умениях и навыках субъекта, усвоивший этот опыт; опыт творческой исследовательской деятельности, который приобретает свою значимость в готовности решения новых задач, поставленных перед личностью и опыт воспитанности потребностей, мотивации, обуславливающих индивидуальное отношение личности к миру и его системе ценностей [7]. А. А. Ахаян, О. А. Кизик среди компонентов (умений) информационно-коммуникативной компетентности выделяют, субъект - субъектную деятельность, которая проявляется при выполнении тех или иных действий, а также компоненты,кторые обеспечивают исполнение видовых действий в субъект - ресурсной деятельности [4]. Исследователи В.В. Котенко и С.Л. Сурменко, как и многие другие, выдвигают четыре компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и педагогическая рефлексия.

В нашем исследовании, опираясь на структурно-функциональную модель ИК компетентности и компетенций, входящих в ее состав, мы выделяем следующий перечень компонентов, составляющих структуру информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн (таблица 2): мотивационно-ценностный, творческий компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент. Ядром в данной структуре является инвариантная часть информационно-коммуникативной компетентности, будущего преподавателя в области дизайн. Ее приобретение осуществляется в процессе становления личности, а вариативная часть в период образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности [2].

Компонентный состав информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн носит сугубо теоретический характер и используется на практике для оценки уровня сформированности данной компетентности. Не существует определенной грани между умениями, формирующими разные компоненты. Напротив, многие умения параллельно относятся и к другим компонентам.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 2.

Компонентная модель информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн.

Мотивационно-ценностныйкомпонент Инвариативная часть информационно-коммуникативной компетентности Деятельностный компонент

Творческий компонент Рефлексивный компонент

Например, умение осуществлять поиск и отбор аналогово-информационных ресурсов по дизайну, умение осознано выстраивать итоги своей профессиональной деятельности, одновременно относится к рефлексивному компоненту и к деятельностному компоненту, отражающему способность использовать новые информационные технологии для работы с аналоговой информацией. В таблице 3 показано соотношение структурной и компонентной моделей ИК компетентности будущих преподавателей в области дизайн.

Мотивационно-ценностный компонент первостепенно включает мотивы, цели, потребности в профессионально-педагогическом обучении, самореализации. Он подразумевает наличие интереса к информационно-коммуникативной деятельности: потребности личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации информационно-коммуникативной деятельности; а также готовность личности к ее осуществлению.

Творческий компонентвключает в себя возможность генерировать огромное количество идей и задумок, отличающихся креативностью; нацеленность

предоставлять оригинальные решения, способность угадывать современные тенденции и реализовывать прогноз в практической и проектной деятельности; обладание креативным и образным мышлением, а также, критически мыслить использовать только правильные и необходимые решения; умение выстраивать ассоциативные ряды и аналогии, способность выходить на уровень абстрагирования; творческое проявления индивидуальных характеристик личности в ИК компетентности.

Деятельностный компонент включает умения, навыки, опыт применения средств ИК технологий. Содержит опыт творческой задачи, выбирать и применять индивидуальные инструментальные средства для их реализации.

В данном компоненте коммуникативная деятельность направлена на формирование межличностных отношений (реальных и виртуальных). Информационная деятельность предполагает организацию совместной (деятельность, возникающая в процессе педагогических ситуаций), а также индивидуальной деятельности при работе с аналоговой информацией в области дизайн.

В деятельности будущего преподавателя в области

Таблица 2

Соотношение структурно-функциональной и компонентной моделей информационно-коммуникативной компетентности

будущих преподавателей в области дизайн

Компоненты информационно-коммуникативной компетентности Слагаемые информационно-коммуникативной компетентности Показатели сформированности информационно -коммуникативной компетентности

Мотивационно-ценностный - Цели; - ценности - Проявление интереса в овладении аналоговой информацией в области дизайн; - мотивация познания

Творческий - Информационно- коммуникативные знания - Знание об источниках информациив области дизайн; - знание о методах работы с аналоговой информацией в области дизайн; - знание о способах демонстрации информациив области дизайн.

Деятельно стный - Коммуникации; - Информационно-коммуникативные умения; - Информационно- коммуникативные навыки - Владение методами получения, хранения и обработки и передачи информациив области дизайн; - применение метода системного анализа в работе с информацией в области дизайн; - умение осуществлять поиск аналоговой информации в области дизайн; - умение использовать ИКТ технологии в работе с источниками знаний; - способность самоорганизации в работе с информацией в области дизайн.

Рефлексивный - Опыт информационно-коммуникативной деятельности - Рефлексия информационно- коммуникативной деятельности; - умение дифференцированно оценивать информацию в области дизайн и осуществлять ее выбор.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

дизайн, деятельностный компонент включает также умения проконсультировать, обсудить проект, программу, принять участие в создании совместных проектов, выступить с отчетом, докладом на педагогическом совете, научной конференции.

В структуре ИК компетентности нами выделен рефлексивный компонент, который дает возможность-выявить уровень понимания собственной значимости, ответственности за результаты своей информационно-коммуникативной деятельности, самореализации в профессиональной деятельности. Рефлексивный компонент проявляется в способности самоорганизации в реализации информационно-коммуникативной деятельности, умении осознано контролировать результаты своей деятельности: сформированностьтаких

качеств и свойств, как креативность, инициативность, ассоциативность, уверенность в себе, склонность к самоанализу, критическому и инновационному прогнозированию результатов своей деятельности, а также профессионально-значимых знаний, умений, навыков, является основополагающим для будущего педагога в области дизайн [9, с. 38].

Становление каждого компонента информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайнпервостепенно связано с развитием его индивидуальных характеристик и свойств как части целостной системы. Рефлексивный компонент является основополагающим и занимает лидирующие позиции в системообразующем цикле.

Библиографический список

1. Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М.: Образование и Информатика, 2004. 256 с.

2. Афанасьева Н.А. Ситуативные задачи как средство формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Афанасьева Нина Александровна; [Место защиты: Брян. гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского]. Брянск, 2012. 157 с. : ил. Теория и методика профессионального образования

3. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей: на примере подготовки бакалавров педагогики: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Богданова Анна Владимировна. М., 2011. 23 с.

4. ВиттА.М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М.: РГБ, 2005. 178 с.

5. КрасильниковаВ.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. М.: ООО «Дом педагогики», 2006. 231 с.

6. Морковина Э. Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2005. 212 с.

7. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко: учебное пособие для студентов педагогических вузов М.: Вентана-Граф, 2007. 368 с.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В.Хуторской: ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. С.135-157.

9. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования Вып. 1. [Текст] / Под ред. А.А.Орлова: проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетент-ностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. С.117-137.

References

1. AbrosimovA.G. Information and educational environment of the educational process at the university. M .: Education and Computer Science, 2004. 256 p.

2. Afanasyev N.A. Situational tasks as means of formation of information competence of the future teachers of vocational training: the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Afanaseva Nina Aleksandrovna; [Place of protection: Bryan. state ped. un-t them. I.G. Petrovsky]. Bryansk, 2012. 157 p. :il Theory and methods of vocational education

3. BogdanovaA.V. Formation of information and communicative competence of university students using technology of educational fields: the example of the preparation of bachelors of pedagogy: dissertation dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Bogdanova Anna Vladimirovna. M., 2011. 23 p.

4. Witt A.M. Development of information competence of students of a technical college: Dis. ...Cand. ped. Sciences: 13.00.08. M .: RSL, 2005. 178 p.

5. Krasilnikova V.A. Information and communication technologies in education: a textbook. M .: LLC "House of Pedagogy", 2006. 231 p.

6. Morkovina EF. Development of student information competence in the educational process: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01: Orenburg, 2005. 212 c.

7. General and professional pedagogy [Text] / Ed. V.D. Simonenko: textbook for students of pedagogical universities Moscow: Ventana-Graf, 2007. 368 p.

8. KhutorskoyA.V. Key competencies as a component of the personality-oriented education paradigm [Text] / A.V. Khutorskoy: a student in a renewing school. M .: IOSO RAO, 2002. P.135-157.

9. Khutorskaya A.V., Khutorskaya L.N. Competence as a didactic concept: content, structure and design models Iss. 1. [Text] / Ed. A.A. -OOrlova: designing and organizing students' independent work in the context of the competence-based approach: Intercollegiate Sat. scientific tr. Tula: Tul publishing house. stateped. un-that them. L.N. Tolstoy, 2008. P.117-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.