ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 378
О. Н. Игнатьева
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
Подготовка специалистов в условиях современного информационного общества требует от преподавателей информационной компетентности. Традиционная форма переподготовки преподавателей в учебных центрах не всегда является эффективной. Поэтому проблема формирования и развития информационной компетентности преподавателей высшей школы остается актуальной. Предлагается осуществление процесса развития данного качества в рамках модели актуализации и развития информационной компетентности преподавателей, которую можно было бы реализовать без отрыва от педагогического процесса. Одним из этапов реализации данной модели является диагностика начального состояния информационной компетентности и результатов обучения с целью развития этого качества у преподавателей вуза.
На основе анализа научно-педагогических исследований выделены критерии развития информационной компетентности преподавателей вуза, которые отражают компоненты ее структуры: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочный; определены две группы показателей: общие и специальные, сформулированы характеристики уровней развития. Проверка эффективности реализации предлагаемой модели развития информационной компетентности преподавателей осуществлена в рамках исследования, проводившегося в Уральской государственной академии ветеринарной медицины в 2009-2013 гг. Для этого разработана программа повышения квалификации преподавательского состава «Информационно-коммуникационные технологии в преподавательской деятельности», в содержании которой использованы технологии контекстного и модульного обучения, метод проектов.
Результаты реализации предлагаемой модели показали статистически значимое повышение уровня развития информационной компетентности преподавателей, проходивших обучение по данной программе.
Дальнейшими направлениями исследований по данной проблеме могут быть: разработка новых методик процесса развития информационной компетентности; расширение диагностического аппарата по оценке уровня развития информационной компетентности преподавателей вуза любого возраста.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, информационная компетентность, уровень развития, модель развития, критерии и показатели развития, мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный компоненты структуры.
O. N. Ignatieva
Criteria and Indicators of Information Competence of High School Teachers
Training of specialists in today’s information society requires teacher’s possession of information competence. The traditional form of retraining teachers in training centers is not always effective. Therefore, the problem of formation and development of information competence of teachers in higher education remains relevant. The implementation of the
ИГНАТЬЕВА Ольга Николаевна - аспирант кафедры про- IGNATYEVA Olga Nikolaevna - Postgraduate ofthe Department фессиональной педагогики, истории и философии Уральской of Professional Pedagogy, History and Philosophy, the Ural State государственной академии ветеринарной медицины. Academy of Veterinary Medicine.
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
development process of this quality in the model updating and development of information competence of teachers, which can be implemented without departing from the teaching process, is proposed. One of the stages of this model is the diagnosis of the initial state information competence and learning outcomes in order to develop this quality at high school teachers.
On the basis of analysis of scientific and educational research criteria in development of information competence of high school teachers that reflect the structure of its components: motivational, cognitive, activity and assessment; identified two groups of indicators: general and special are highlighted; characteristics levels of development are formulated. Checking of the effectiveness of implementation of the proposed model of teachers’ information competence development was carried out in the framework of a study conducted in the Ural State Academy of Veterinary Medicine in 2009-2013. For this purpose, teaching staff training program “Information and communication technologies in teaching” in which the content of the technology and the context of modular training, project method were used.
Results of the proposed model showed a statistically significant increase in the level of development of information competence of teachers who received training during the program. Further directions of the research on this issue may be: development of new methods of development of information competence; expansion of diagnostic device for assessing the level of development of information competence of high school teachers of any age.
Key words: informatization of education, information technology, information competence, level of development, development model, criteria and indicators of development, motivational, cognitive, pragmatist, evaluative components of
a structure.
Введение
Проникновение информационных технологий в образовательный процесс предъявляет высокие требования к профессиональным качествам преподавателей. Для успешного решения задачи подготовки специалистов, соответствующих условиям современного информационного общества, преподавателям необходимо обладать достаточным уровнем развития информационной компетентности.
Значительная часть преподавателей вузов получила среднее и высшее образование до 1993 года, когда не были еще приняты «Программа информатизации образования Российской Федерации» и «Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации» [1, 2]. Кроме того, традиционная форма переподготовки преподавателей в учебных центрах не всегда является эффективной. Поэтому проблема формирования и развития информационной компетентности преподавателей высшей школы остается актуальной, и к ней проявляется интерес многих исследователей [3-7].
Не отвергая всех разнообразных способов приобретения информационных компетенций, мы считаем целесообразной разработку модели системы актуализации и развития информационной компетентности преподавателей, которую можно было бы реализовать в каждом вузе без отрыва от педагогического процесса.
Одним из этапов реализации данной модели является диагностика начального состояния информационной компетентности и результатов обучения с целью развития этого качества у преподавателей вуза. Для проведения диагностики начального состояния и дальнейшего развития информационной компетентности преподавателей необходима система критериев и показателей, которые могут служить параметрами оценки необходимых качеств.
Система критериев и показателей развития информационной компетентности
Термин «критерий» в Большом энциклопедиеском словаре определен как «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки» [8, с. 656].
О. Н. Ионова [9] предложила основные требования к критериям формулировать следующим образом: они должны быть объективными, включать самые существенные, основные моменты исследуемого явления, охватывать типичные стороны явления; формулироваться ясно, коротко, точно, измерять именно то, что хочет проверить исследователь.
В определении критериев информационной компетентности данный исследователь исходит из системного понимания компетентности, выделения ее структурных и функциональных компонентов, понимания компетентности как состояния, как процесса и как результата.
О. Н. Ионова выделяет критерии, по которым можно оценить уровень развития информационной компетентности личности: информационный, технологический, рефлексивно-результативный. Каждый критерий характеризуется совокупностью нескольких показателей. Степень их развития у конкретной личности и будет определять её компетентность.
А. С. Карпеченко [10] предлагает методику, включающую в себя диагностику сформированности информационного тезауруса и трех основных компонентов информационной компетентности студентов: получение, оценивание и использование информации.
Исследователями Е. В. Шевчук и Н. С. Кольевой [11] при разработке критериев и показателей информационной компетентности подростков за основу были взяты компоненты информационной компетентности: мотивационный, содержательный, процессуальный и рефлек-
сивный. Они выделили в качестве критериев мотивацию к информационной деятельности, информационные знания, информационные умения и навыки, конкурентоспособность личности.
С. А. Зайцева [12] сформулировала пять критериев для оценки сформированности информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентности) будущих учителей начальных классов: эффективность решения собственных учебно-образовательных задач; готовность студентов к формированию компьютерной грамотности у будущих учеников, умение использовать средства ИКТ для будущей профессиональной деятельности, способность организовать учебный процесс на основе ИКТ, подготовленность студентов к освоению новых программных средств.
Анализ предложенных критериев для оценивания степени сформированности, уровня развития информационной компетентности у обучаемых различного возраста показывает, что все исследователи считают необходимым оценить мотивы использования информационных технологий, уровень теоретических знаний и практических навыков в данной области, а также степень направленности на самооценку и дальнейшее саморазвитие исследуемых качеств. При этом количество предлагаемых критериев различно - авторы формулируют от трех до шести пунктов.
Кроме того, анализ исследований, посвященных проблеме определения критериев развития необходимых качеств, показал, что, как правило, система критериев оценки соответствует структурным компонентам данного качества.
Выделенные нами критерии развития информационной компетентности преподавателей вуза отражают компоненты ее структуры.
В структуре информационной компетентности преподавателя вуза нами выделено четыре компонента:
Критерии и показатели развития
мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочный. Поэтому представляется целесообразным сформулировать четыре соответствующих им критерия для оценки развития исследуемого качества.
Показатели развития компонентов информационной компетентности разделены нами на две группы: общие и специальные. Общие показатели предназначены для определения степени развития знаний и умений из общих областей информатики. Специальные показатели отражают степень развития представлений, навыков в области использования информационных технологий в профессиональной, преподавательской деятельности.
Такой подбор показателей основан на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение». Владение навыками работы на компьютере включено в перечень общекультурных компетенций, а в перечень профессиональных компетенций включены: способность проектировать и оснащать образовательнопространственную среду; готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки; готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности [13].
Перечень критериев и показателей, соответствующих компонентам информационной компетентности, приведен в таблице 1.
Характеристика уровней развития информационной компетентности
Для обозначенных критериев были определены уровни развития информационной компетентности преподавателей вузов. Процентная характеристика уровней (табл. 2) выбрана на основе принятой в вузе рейтинговой шкалы оценивания учебной деятельности студентов.
Таблица 1
нформационной компетентности
Критерии Показатели Мотивационный Когнитивный Деятельно стный Оценочный
Общие Интерес к информационным технологиям (ИТ) Наличие и полнота общих знаний об аппаратных и программных средствах ИТ Умение использовать аппаратные и программные средства ИТ Самооценка своих качеств и возможностей в области ИТ
Специальные Осознание потребностей использования ИТ в профессиональной деятельности Наличие и полнота знаний о возможностях использования ИТ в педагогическом процессе Умение выбирать и использовать средства ИТ для образовательных целей Совершенствование знаний, умений, навыков в области применения ИТ в преподавании на основе самоанализа
Таблица 2
Процентная характеристика уровней развития информационной компетентности
Уровень развития Процентная характеристика
Начальный от 0 до 54 %
Базовый от 55 до 70 %
Поисковый от 71 до 85 %
Творческий от 86 до 100 %
Начальный уровень - общие представления по информатике, проявление интереса к работе с компьютером; владение простейшими приемами работы, отсутствие целостного представления о возможностях использования компьютера программного обеспечения; как правило, занижена оценка своих возможностей.
Базовый уровень - освоение приемов работы и программных продуктов на основе общения с консультантом и более опытными коллегами; осознание значимости информационных технологий для профессиональной деятельности; самооценка позволяет определить направления самосовершенствования.
Поисковый уровень - интерес к применению информационных технологий в профессиональной деятельности; возможно самостоятельное освоение различных программных продуктов; осознанное использование информационных технологий; самооценка задает направление развития в профессиональной сфере.
Творческий уровень - целенаправленный отбор информационных технологий для профессиональной деятельности; информационные технологии используются в качестве средств профессионального самосовершенствования; самооценка использования возможностей информационных технологий в личностно-профессиональном развитии.
Сформулированная система компонентов, уровней, показателей и критериев показала свою эффективность в экспериментальной работе.
Проверка эффективности предлагаемой модели процесса развития информационной компетентности
В рамках исследования, проводившегося в Уральской государственной академии ветеринарной медицины, была поставлена цель эксперимента - проверка эффективности реализации предлагаемой модели развития информационной компетентности преподавателей в условиях аграрного вуза.
Для проверки выдвинутого предположения была разработана программа повышения квалификации преподавательского состава «Информационно-коммуникационные технологии в преподавательской деятельности», в содержании которой использованы технологии контекстного и модульного обучения, метод проектов.
Программа состоит из трех модулей: 1) общий курс лекций «Современные информационно-коммуникационные технологии и их применение в обучении»;
2) тренинг для начинающих «Компьютерная грамотность»; 3) специальный курс, включающий направления: «Создание мультимедийных презентаций учебного материала», «Разработка электронного учебного пособия», «Компьютерное тестирование знаний», «Создание учебного сайта». Слушатели могут выбрать необходимые курсы и сформировать индивидуальную программу занятий.
Для реализации программы проводились теоретические занятия, практикумы, учебные занятия преподавателей с применением изученных информационных технологий. В качестве зачетной работы каждый слушатель разрабатывал творческий проект, связанный со спецификой преподаваемой дисциплины, и защищал его на итоговой конференции.
Данные контрольного эксперимента показали статистически значимые различия у преподавателей экспериментальных и контрольных групп.
Так, значительно уменьшилась доля преподавателей, входивших в экспериментальную группу, имеющих начальный и базовый уровни (на 23 % и 14 % соответственно). Возросло количество участников обучающего эксперимента, имеющих поисковый и творческий уровни (на 24 % и 16 % соответственно).
Сравнение средних показателей контрольной группы показало, что статистически значимых изменений за тот же период не произошло.
Заключение
Таким образом, предложенную модель процесса развития информационной компетентности преподавателей аграрного вуза можно считать эффективной. Разработанная система критериев и показателей уровня развития информационной компетентности достоверно отображает результаты применения выбранных методик.
Проведенное исследование показало теоретическую и практическую значимость внедрения полученных результатов. В то же время выявились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшими направлениями исследований по данной проблеме могут быть: выявление закономерностей процесса развития информационной компетентности преподавателей старшего и среднего возраста, актуализации содержания информационной компетентности преподавателей, получивших образование по современным стандартам; разработка новых методик процесса развития информационной компетентности; расширение диагностического аппарата по оценке уровня развития информационной компетентности преподавателей вуза любого возраста.
Л и т е р а т у р а
1. Программа информатизации образования Российской Федерации на 1994-1995 гг. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 1993. - 34 с.
2. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации: (утв. 28 сент. 1993 г.) - М., 1994. - 100 с.
3. Бучельников В. В. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 10. - С. 91-92.
4. Масягин В. П., Акапьев В. Л. Непрерывное совершенствование информационно-технологической компетентности преподавателей // Инновации в образовании. - 2012. - № 7. -С. 107-114.
5. Молчан Э. М. Информационная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Брянского государственного университета. № 1 (2011): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. - Брянск: РИО БГУ, 2011. - С. 150-152.
6. Мухамедшина А. В. Информационная компетентность преподавателя в интерактивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] - 2012. - URL http://sibac.info/index. рЬр/2009-07-01-10-21-16/695-2012-01-20-11-01-27 (Дата обращения 17.04.2013).
7. Спирина Т. В. Развитие информационной компетентности преподавателя инновационного вуза // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. -
2011. - № 1(32). - С. 188-193.
8. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1993. -1632 с.
9. Ионова О. Н. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых // Журнал «Открытое и дистанционное образование». - 2007. - Вып. 1(25). -С. 5-10.
10. Карпеченко А. С. Формирование информационной компетентности современного менеджера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Карпеченко Александра Сергеевна. - Калуга, 2012.
- 180 с.
11. Шевчук Е. В. Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 6. - URL http://teoria-practica.ru/-6-2011/pedagogics/shevchuk-kolyeva.pdf (Дата обращения 04.03. 2013).
12. Зайцева С. А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов // Высшее образование сегодня - 2011. - № 4. - С. 42-44.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «Бакалавр»): [утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975]. - М., 2011.
- 15 с.
R e f e r e n c e s
1. Programma informatizacii obrazovanija Rossijskoj Federacii na 1994-1995 gg. / Ministerstvo obrazovanija Rossijskoj Federacii.
- M., 1993. - 34 s.
2. Koncepcija informatizacii vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii: (utv. 28 sent. 1993 g.). - M., 1994. - 100 s.
3. Buchel’nikov V. V. Razvitie informacionnoj kompetentnosti prepodavatelja gumanitarnyh disciplin v kontekste kompetentnostnogo podhoda // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2009. - № 10. - S. 91-92.
4. Masjagin V. P. ,Akap’ev V. L. Nepreryvnoe sovershenstvovanie informacionno-tehnologicheskoj kompetentnosti prepodavatelej // Innovacii v obrazovanii. - 2012. - № 7. - S. 107-114.
5. Molchan Je. M. Informacionnaja kompetentnost’ prepodavatelja vysshej shkoly // Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta. № 1 (2011): Obshhaja pedagogika. Professional’naja pedagogika. Psihologija. Chastnye metodiki. -Brjansk: RIO BGU - 2011. - S. 150-152.
6. Muhamedshina A. V. Informacionnaja kompetentnost’ prepodavatelja v interaktivnoj obrazovatel’noj srede vuza [Jelektronnyj resurs] - 2012. - URL http://sibac.info/index. php/2009-07-01-10-21-16/695-2012-01-20-11-01-27 (Data obrashhenija 17.04.2013).
7. Spirina T. V. Razvitie informacionnoj kompetentnosti prepodavatelja innovacionnogo vuza // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. - 2011. - № 1(32). -
S. 188-193.
8. Bol’shoi entsiklopedicheskii slovar’. - M.: Sovetskaia entsiklopediia, SPb.: Fond “Leningradskaia galereia”, 1993. - 1632 s.
9. Ionova O. N. Teoreticheskie aspekty formirovanija informacionnoj kompetentnosti vzroslyh // Zhurnal «Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie». - 2007. - Vyp. 1(25). - S. 5-10.
10. Karpechenko A. S. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti sovremennogo menedzhera: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Karpechenko Aleksandra Sergeevna. - Kaluga,
2012. - 180 s.
11. Shevchuk E. V. Diagnostika sformirovannosti informacionnoj kompetentnosti uchashhihsja podrostkovogo vozrasta [Jelektronnyj resurs] // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2011. - № 6. - URL http://teoria-practica.ru/-6-2011/ pedagogics/shevchuk-kolyeva.pdf (Data obrashhenija 04.03.2013).
12. Zajceva S. A. Metodicheskie osnovy formirovanija IKT-kompetentnosti budushhego uchitelja nachal’nyh klassov // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2011. - № 4. - S. 42-44.
13. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart
vysshego professional’nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 051000 Professional’noe obuchenie (po otrasljam) (kvalifikacija (stepen’) “Bakalavr”): [utverzhden Prikazom
Minobrnauki RF ot 31.05.2011 № 1975]. - M., 2011. - 15 s.