Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности преподавателей в условиях высшего учебного заведения'

Развитие информационной компетентности преподавателей в условиях высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная компетентность / компетенция / ключевые компетенции / модель развития / компоненты структуры / уровни / критерии / показатели развития. / information competence / competency / core competencies / development model / the components of the structure / levels / criteria / indicators of development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Ольга Николаевна

В статье рассматривается место информационной компетентности в наборе ключевых составляющих профессиональной компетентности, компонентная структура, система критериев и показателей развития информационной компетентности; приводятся результаты реализации программы, разработанной для развития информационной компетентности преподавателей аграрного вуза; показано, что реализация данной программы обеспечивает существенное повышение уровня развития информационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL SCHOOLS

The article discusses the place of information competence in a set of core components of professional competence, the component structure and the system of criteria and indicators of development of information competence. The results of implementation of a program worked out to develop information competence of teachers of Agricultural University are given in the article. It is shown that the implementation of this program provides a significant increase of the development level of information competence.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности преподавателей в условиях высшего учебного заведения»

YAK 378 ББК 74.58

O.H. ИГНАТЬЕВА

O.N. IGNATYEVA

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАУИОННОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL SCHOOLS

В статье рассматривается место информационной компетентности в наборе ключевых составляющих профессиональной компетентности, компонентная структура, система критериев и показателей развития информационной компетентности; приводятся результаты реализации программы, разработанной для развития информационной компетентности преподавателей аграрного вуза; показано, что реализация данной программы обеспечивает существенное повышение уровня развития информационной компетентности.

The article discusses the place of information competence in a set of core components of professional competence, the component structure and the system of criteria and indicators of development of information competence. The results of implementation of a program worked out to develop information competence of teachers of Agricultural University are given in the article. It is shown that the implementation of this program provides a significant increase of the development level of information competence.

Ключевые слова: информационная компетентность, компетенция, ключевые компетенции, модель развития, компоненты структуры, уровни, критерии, показатели развития.

Key words: information competence, competency, core competencies, development model, the components of the structure, levels, criteria, indicators of development.

В условиях формирования информационного общества невозможно реализовать образовательный процесс без использования информационных технологий. Возросшая мобильность, коммуникационная активность современных студентов, ежедневное взаимодействие их с лавинообразными объёмами информации требуют от преподавателей использования адекватных педагогических методик.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения осуществляется на основе компетентностного подхода. Формирование у студентов наборов компетенций, определяемых направлением обучения, может быть обеспечено преподавателями, обладающими соответствующей компетентностью. В теории компетентностного подхода наряду с наборами профессиональных компетенций выделяют ряд ключевых компетенций, необходимых специалистам в любой отрасли. Одна из ключевых - информационная компетенция [6].

При соотнесении понятий «компетенция» - «компетентность» мы придерживаемся трактовки Г.Д. Бухаровой и Т.А. Матвеевой, в которой компетенции формируются в результате интегрирования знаний и навыков и представляют собой способность и готовность личности к соответствующему виду деятельности [2].

Компетенции составляют систему наперёд задаваемых качеств личности, определяемых требованиями к подготовке специалиста по отношению к определённому кругу предметов и процессов. Компетентность представляет собой личностное качество, определяющее степень владения набором соответствующих компетенций.

Таким образом, информационная компетентность является результатом овладения, присвоения информационных компетенций и входит в набор ключевых составляющих профессиональной компетентности.

Обладание информационной компетентностью необходимо преподавателям высшей школы не только для формирования соответствующих компетенций у студентов, но и для обеспечения современного уровня образовательного процесса по всем дисциплинам, как общепрофессиональным, так и специальным.

Современный учебный процесс невозможен без использования компьютеров, мультимедийных проекторов, специального цифрового оборудования, интернет-технологий. Эффективное применение таких средств обеспечивается достаточным уровнем информационной компетентности преподавателей.

Значительная часть преподавателей вузов получила среднее и высшее образование до 1993 года, когда была принята «Программа информатизации образования Российской Федерации», и началось обучение информационным технологиям студентов всех специальностей, а не только будущих программистов и учителей информатики.

Составляющие информационной компетентности, необходимые для работы на современном уровне, эти преподаватели приобретали различными путями: путём самообразования, при общении с коллегами, знакомыми, студентами, на традиционных кратковременных курсах повышения квалификации. В результате приобретённые знания и навыки могут быть фрагментарными, разрозненными, не соответствующими современному уровню развития информационных технологий. Кроме того, в вузах технической направленности и университетах таких возможностей значительно больше, тогда как у преподавателей гуманитарных и аграрных вузов, особенно тех, кто получал образование до 1987 года, с освоением информационных технологий и внедрением их в образовательный процесс могут возникнуть сложности.

Поэтому, не отвергая всех разнообразных способов приобретения информационных компетенций, мы считаем целесообразным предложить модель системы актуализации и развития информационной компетентности преподавателей, которую можно было бы реализовать в каждом вузе без отрыва от педагогического процесса.

На основе анализа теоретических данных (В.В. Воробьёва (Кюршуно-ва), О.Н. Ионова, Е.В. Сидорова, Ф.Х. Хабибуллин и др. [4, 7, 10, 13]) мы сформулировали структуру информационной компетентности преподавателя вуза, включающую четыре компонента:

- мотивационный: готовность и интерес к работе с информационными и коммуникационными технологиями, постановка и осознание целей информационной деятельности;

-когнитивный: наличие информационных знаний, умений и навыков и способность применять их в профессиональной деятельности; умение анализировать, классифицировать и систематизировать программные и аппаратные средства;

- деятельностный: эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных и коммуникационных технологий на практике, постоянное совершенствование способов их применения;

- оценочный: готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе анализа своей деятельности.

Для проведения диагностики начального состояния и дальнейшего развития информационной компетентности преподавателей необходима система критериев и показателей, которые могут служить параметрами оценки необходимых качеств.

Состав и характеристики критериев и показателей для оценки сформи-рованности и уровня развития информационной компетентности рассматривали С.А. Зайцева, О.Н. Ионова, А.С. Карпеченко, Е.В. Шевчук и Н.С. Кольева и другие [5, 7, 8, 14].

Анализ исследований, посвящённых проблеме определения критериев оценки развития необходимых качеств показал, что, как правило, система критериев оценки соответствует структурным компонентам данного качества.

Выделенные нами критерии развития информационной компетентности преподавателей вуза также отражают компоненты её структуры. Поскольку в структуре информационной компетентности преподавателя вуза нами выделено четыре компонента, представляется целесообразным сформулировать четыре соответствующих им критерия для оценки развития исследуемого качества.

Каждый критерий содержит два показателя, первый из которых отражает уровень развития общих характеристик, второй связан с качествами, необходимыми в профессионально-педагогической деятельности.

Такой подбор показателей основан на требованиях ФГОС ВПО по направлению подготовки «Профессиональное обучение» [12]. Владение навыками работы на компьютере включено в перечень общекультурных компетенций, а в перечень профессиональных компетенций включены: способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду; готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки; готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности. Перечень критериев и показателей развития информационной компетентности преподавателей вуза приведён в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели развития информационной компетентности

преподавателей вуза

Критерии Показатели

Мотивационный 1. Интерес к информационным технологиям (ИТ)

2. Осознание потребностей использования ИТ в профессиональной деятельности

Когнитивный 1. Наличие и полнота общих знаний об аппаратных и программных средствах ИТ

2. Наличие и полнота знаний о возможностях использования ИТ в педагогическом процессе

Деятельностный 1. Умение использовать аппаратные и программные средства ИТ

2. Умение выбирать и использовать средства ИТ для образовательных целей

Оценочный 1. Самооценка своих качеств и возможностей в области ИТ

2. Совершенствование знаний, умений, навыков в области применения ИТ в преподавании на основе самоанализа

Развитие информационной компетентности преподавателя предполагает развитие всех её компонентов до определённого уровня. Изучение научно-исследовательских и методических источников (В.Л. Акапьев, В.В. Бучельни-ков, О.Н. Ионова, Р.Л. Мендина, Ф.Х. Хабибулин и др. [1, 3, 7, 9, 13]) позволило выделить четыре уровня развития информационной компетентности:

- начальный: исследуемые качества выражены слабо, ограничены бытовым уровнем, имеются общие представления, внутренние потребности к совершенствованию отсутствуют;

- базовый: исследуемые качества выражены умеренно, определяются желанием не отстать от окружающих; имеется базовый уровень знаний о возможностях информационных технологий; требуется периодическое консультирование; происходит развитие навыков самооценки и оценивания других по заданному алгоритму;

-поисковый: исследуемые качества выражены значительно, определяются стремлением повысить профессиональный уровень; наблюдается осознанное стремление использовать информационные технологии, основанное на ценностных ориентациях; при обнаружении пробелов в знаниях и умениях осуществляется саморазвитие;

-творческий: исследуемые качества выражены ярко, определяются стремлением к личностно-профессиональному самосовершенствованию; осуществляется освоение новых эффективных приёмов и средств информационных технологий; происходит непрерывная переоценка использования возможностей информационных технологий в личностно-профессиональном развитии.

В рамках настоящего исследования, проводившегося в Уральской государственной академии ветеринарной медицины, была поставлена цель эксперимента - проверка эффективности реализации предлагаемой модели развития информационной компетентности преподавателей в условиях аграрного вуза.

В эксперименте приняли участие 117 преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин УГАВМ и других вузов. Были выделены экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2) и контрольные (КГ1, КГ2) группы. Количество участников ЭГ - 54 человека, КГ - 63 человека.

На этапе констатирующего эксперимента было определено исходное состояние компонентов информационной компетентности у преподавателей вуза.

Для оценки исходного состояния мотивационного и оценочного компонентов информационной компетентности была разработана анкета для выяснения отношения преподавателей к использованию информационных технологий в образовательном процессе, необходимости освоения ими компьютера, самооценки своих возможностей в этой области.

Для определения начального уровня развития когнитивного и деятель-ностного компонентов информационной компетентности проводилось компьютерное тестирование. Тестовые задания были составлены в соответствии с методикой, предложенной разработчиками Национальной системы сертификации компьютерной грамотности и ИКТ [11].

Данные констатирующего эксперимента приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные данные диагностируемых компонентов информационной компетентности ^ = 117)

Название компонента Уровневые показатели, %

начальный базовый поисковый творческий

Мотивационный 10 34 33 23

Когнитивный 34 54 12 0

Деятельностный 29 38 23 10

Оценочный 43 29 28 0

Данные констатирующего эксперимента показывают, что у изучаемой выборки преподавателей преобладают начальный и базовый уровни развития когнитивного и деятельностного компонентов информационной компетентности, оценочный компонент распределён по трём уровням - начальному, базовому и поисковому, для мотивационного компонента выражены базовый и поисковый уровни, несколько слабее - творческий.

Такое распределение связано с тем, что имеет место осознание необходимости применения информационных технологий, делаются попытки их использования с помощью консультирования, воспроизведения действий коллег, при этом не происходит пополнения знаний, преобладает неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Мы предположили, что процесс развития информационной компетентности преподавателей вуза может быть успешным при реализации ряда организационно-педагогических условий.

Для проверки выдвинутого предположения была разработана программа повышения квалификации преподавательского состава «Информационно-коммуникационные технологии в преподавательской деятельности».

Предлагаемая программа, в отличие от существующих в большом числе программ курсов повышения квалификации, рассчитана на занятия без отрыва от основной деятельности, в течение всего учебного года, с большим количеством самостоятельной работы и возможностью получения необходимых консультаций. От программ дистанционного обучения отличается возможностью личного общения с консультантом, что обеспечивает психологический комфорт для преподавателей, имеющих минимальный опыт работы на компьютере.

Программа носит вариативный и многоуровневый характер, имеет модульную структуру. В зависимости от уровня первоначальной подготовки слушателей и преподаваемых ими дисциплин возможно изменение распределения учебного времени по предлагаемым темам с сохранением ориентации на цели и задачи обучения.

В программу включены три модуля: 1. Общий курс лекций «Современные информационно-коммуникационные технологии и их применение в обучении»; 2. Тренинг для начинающих «Компьютерная грамотность»; 3. Специальный курс.

Первый модуль содержит общую информацию о компьютерах, программном обеспечении, краткие сведения о способах применения их в преподавательской деятельности, демонстрацию возможностей мультимедийных презентаций при чтении лекций.

Второй модуль представляет собой компьютерный практикум и предназначен для выработки первоначальных навыков у тех слушателей, кто не владеет компьютером, под постоянным руководством консультанта. Предлагаются задания различного уровня сложности.

Третий модуль включает вариативные курсы: «Создание мультимедийных презентаций учебного материала», «Разработка электронного учебного пособия», «Компьютерное тестирование знаний», «Создание учебного сайта». Предполагается значительная доля самостоятельной работы и периодическое консультирование у куратора курсов.

Слушатели могут выбрать необходимые курсы и сформировать индивидуальную программу занятий.

Для реализации программы под руководством Учебно-методического центра вуза проводились теоретические занятия, практикумы, учебные занятия преподавателей с применением изученных информационных технологий. В качестве зачётной работы каждый слушатель разрабатывал творческий проект, связанный со спецификой преподаваемой дисциплины.

После завершения учебного и творческого цикла, предусмотренного планом формирующего эксперимента, осуществлялись мероприятия по контрольной диагностике развиваемых компонентов.

С помощью анкетирования и компьютерного тестирования были проведены измерения достигнутого уровня по каждому показателю.

Значимость изменений, произошедших с группой ЭГ в результате обучения, оценивалась с помощью критерия х2 .

До начала эксперимента были выдвинуты статистические гипотезы:

- нулевая: между группами КГ и ЭГ отсутствуют статистически значимые различия;

- альтернативная: между группами КГ и ЭГ существуют статистически значимые различия.

где Ь - количество баллов (уровней) порядковой шкалы;

п - число членов экспериментальной группы, получивших !-ый балл; т! - число членов контрольной группы, получивших !-ый балл;

! = 1, 2.....и

N - число всех членов экспериментальной группы; М - число всех членов контрольной группы.

Критерий х2 определялся по формуле: ^32мп = я-м •

Вначале было определено табличное значение критерия х2кр = 7,82 при вероятности допустимой ошибки 0,05.

По данным констатирующего эксперимента значения критерия х2, вычисленного для каждого из выбранных показателей, составили от 0,27 до 1,39, что не превысило критического значения 7,82. Следовательно, перед началом обучения была подтверждена нулевая гипотеза об отсутствии различий между экспериментальной и контрольной группами с достоверностью 95%.

По данным формирующего эксперимента значения критерия х2 для каждого показателя оказались в интервале от 8,35 до 38,09, что превышает критическое значение 7,82. Следовательно, подтвердилась альтернативная гипотеза: характеристики экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента различаются с достоверностью 95%.

Кроме того, были определены различия в характеристиках экспериментальной группы до и после обучения. Значения критерия х2 от 9,45 до 48,36, превышающие критическое значение 7,82, также подтвердили альтернативную гипотезу о различиях в состоянии экспериментальной группы до и после эксперимента с достоверностью 95%.

При сравнении характеристик контрольной группы до и после эксперимента значения критерия х2 от 0,08 до 1,44 оказались существенно меньше критического значения 7,82, что подтвердило нулевую гипотезу об отсутствии различий с достоверностью 95%.

Для удобства графического представления результатов (рис. 1) данные об уровнях каждого компонента были выражены в процентах, а затем вычислены средние значения уровней информационной компетентности.

Рис. 1. Средние значения уровней информационной компетентности преподавателей до и после эксперимента в %

Анализ результатов эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошли изменения. Значительно уменьшилась доля преподавателей, имеющих начальный и базовый уровни (на 23% и 14% соответственно). Возросло количество участников обучающего эксперимента, имеющих поисковый и творческий уровни (на 24% и 16% соответственно). Оценка статистической значимости описанных изменений позволяет утверждать, что они произошли в результате обучения. Сравнение средних показателей контрольной группы показало, что изменения не являются статистически значимыми, можно считать распределение уровней таким же, как и в начале эксперимента. Следовательно, предложенную модель процесса развития информационной компетентности преподавателей аграрного вуза можно считать эффективной.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной модели процесса развития информационной компетентности преподавателей вуза. По результатам контрольного эксперимента констатирована положительная уровневая динамика развития компонентов информационной компетентности.

2. Предложенная модель процесса развития информационной компетентности преподавателей аграрного вуза позволяет продолжить дальнейшее совершенствование информационной подготовки преподавателей в рамках учебного заведения, приобщаясь, благодаря непрерывно обновляющимся информационным технологиям, к мировому информационному пространству.

Литература

1. Акапьев, В.Л. Модель формирования информационно-технологической компетентности преподавателей учреждений СПО [Электронный ресурс] / В.Л. Акапьев // Альманах «Пространство и Время». - 2012. - Т. 1 Вып. 2. -Режим доступа: http://www.e-almanac.space-time.ru (дата обращения 12.04.2013).

2. Бухарова, Г.Д. Формирование электронного портфеля студента технического вуза как условие становления его профессиональной компетентности [Текст] / Г.Д. Бухарова, Т.А. Матвеева // Журнал «Профессиональное образование». Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования». - 2005. - № 2. - С. 48-52.

3. Бучельников, В.В. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода [Текст] / В. В. Бучельников // Успехи современного естествознания. - 2009. -№ 10. - С. 91-92.

4. Воробьёва (Кюршунова), В.В. Структура информационной компетентности учителя начальных классов [Электронный ресурс] / В.В. Воробьёва (Кюршунова) // Электронный научно-педагогический журнал «Письма в Emissia. offline». - 2005, январь-июнь. - Режим доступа: http://www.emissia.50g.com (дата обращения 25.05.2010).

5. Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] / С.А. Зайцева // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 4. - С. 42-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] : учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд. Ур. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 258 с.

7. Ионова, О.Н. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых [Текст] / О.Н. Ионова // Журнал «Открытое и дистанционное образование». - 2007. - Вып. 1 (25). - С. 5-10.

8. Карпеченко, А.С. Формирование информационной компетентности современного менеджера [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Карпеченко Александра Сергеевна. - Калуга, 2012. - 180 с.

9. Мендина, Р.Л. Формирование информационной компетентности учителя -предметника в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] / Р.Л. Мендина // Информация и образование: границы коммуникаций INF0'2009. - 2009. - Режим доступа: http://www.info-alt.ru/2009-08-05-12-14-55 (Дата обращения 08.11.2011).

10. Сидорова, Е.В. Информационная компетентность учителя и ИКТ в его педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Е.В. Сидорова // Сб. статей Р0ИС-2006. - 2006. Режим доступа: http://rois.loiro.ru/index.php7module =articles&action=view&cid=0&id=8 (Дата обращения 25.05.2010).

11. Система сертификации ICTtest [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icttest.edu.ru/ (Дата обращения 09.11.2010).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»): [утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975]. - М., 2011. -15 с.

13. Хабибуллин, Ф.Х. Развитие информационной компетентности будущего педагога [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ф.Х. Хабибуллин. - Челябинск, 2008. - 22 с.

14. Шевчук, Е.В. Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Шевчук, Н.С. Кольева // Теория и практика общественного развития. - 2011. -№ 6. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-6-2011/pedagogics/shevchuk-kolyeva.pdf (Дата обращения 04.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.