Научная статья на тему 'Совокупность междисциплинарных цепочек и метода проекта, как основа формирования информационно-коммуникативной компетентности у будущих преподавателей в области дизайн'

Совокупность междисциплинарных цепочек и метода проекта, как основа формирования информационно-коммуникативной компетентности у будущих преподавателей в области дизайн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / МЕТОД ПРОЕКТА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / PROJECT METHOD / INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE / FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рак Е.В., Васильева А.М.

В данной статье, рассмотрен междисциплинарный характер метода проекта. Проведена аналогия между дисциплинами по профилю «Графический дизайн». Выявлены теоретические и практические параллели в проектных заданиях между рядом дисциплин. Определены ключевые компетенциипо профилю «Графический дизайн» на основании стандарта 440304, которые формируют информационно-коммуникативную компетентность у будущих преподавателей в области дизайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SET OF INTERDISCIPLINARY CHAINS AND THE METHOD OF THE PROJECT, AS A BASIS FOR THE FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE AMONG FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF DESIGN

In this article, the interdisciplinary nature of the project method is considered. The analogy between the disciplines on the profile «Graphic Design» is drawn. Theoretical and practical parallels in project assignments between a number of disciplines are revealed. The key competencies in the «Graphic Design» profile are defined on the basis of the standard 440304, which form the information and communication competence of future teachers in the field of design.

Текст научной работы на тему «Совокупность междисциплинарных цепочек и метода проекта, как основа формирования информационно-коммуникативной компетентности у будущих преподавателей в области дизайн»

УДК 378 PAKE. В.

аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского E-mail: a-rak@mail.ru ВАСИЛЬЕВА AM

Аспирант, Брянский государственный университет имени академика И,П Петровского» E-mail: anya.mihailovna@уаndex,ru

УДК 378 RAKE.V.

Post-graduate of Bryansk State University named after

I. Y. Petrovsky E-mail: a-rak@mail.ru VASILIEVA A.M.

Post-graduate of Bryansk State University named after

I.Y. Petrovsky E-mail: anya.mihailovna@yandex.ru

СОВОКУПНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЦЕПОЧЕК И МЕТОДА ПРОЕКТА, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН

THE SET OF INTERDISCIPLINARY CHAINS AND THE METHOD OF THE PROJECT, AS A BASIS FOR THE FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE AMONG FUTURE

TEACHERS IN THE FIELD OF DESIGN

В данной статье, рассмотрен междисциплинарный характер метода проекта. Проведена аналогия между дисциплинами по профилю «Графический дизайн». Выявлены теоретические и практические параллели в проектных заданиях между рядом дисциплин. Определены ключевые компетенциипо профилю «Графический дизайн» на основании стандарта 440304, которые формируют информационно-коммуникативную компетентность у будущих преподавателей в области дизайн.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, метод проекта, информационно-коммуникативная компетентность, будущие преподаватели в области дизайн.

In this article, the interdisciplinary nature of the project method is considered. The analogy between the disciplines on the profile «Graphic Design» is drawn. Theoretical and practical parallels in project assignments between a number of disciplines are revealed. The key competencies in the «Graphic Design» profile are defined on the basis of the standard 440304, which form the information and communication competence offuture teachers in the field of design.

Keywords: interdisciplinary relations, project method, information-communicative competence, future teachers in the field of design.

В процессе изучения ряда дисциплин по профилю «Графический дизайн» на основании стандарта 440304, студенту поставлена определенная цель - получить необходимые теоретические знания и выработать практические умения и навыки в области самостоятельного проектирования заданий, изучение технологий и способов изготовления различного рода изделий. [4]

В процессе подготовки к выполнению проектного задания студентам необходимо изучить теоретический материал, который предложен для изучения на лекционных занятиях, а также, воспользоваться основной и дополнительной литературой, подготовить оборудование и инструменты, которые будут использоваться при выполнении работ. В ходе выполнения всех выше перечисленных требований у обучающихся формируются следующие общепрофессиональные компетенции, которые по нашему мнению формируют у студентов информационно-коммуникативную компетенцию (далее по тексту ИКК): способность проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности [ОПК-

1], способность к когнитивной деятельности [ОПК-6], готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач [ОПК-8], готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности [ОПК-9] [4]

Метод проектов - один из методов, в процессе которого формируется информационно-коммуникативная компетентность. Проектное обучение имеет потенциал, который позволяет студентам выполнять научные исследования, планирование, разработку и создание технологических проектов, повышения их компетенции. В отличие от традиционных форм работы, выполнение и завершение проекта может занять несколько недель или месяцев, или же исследование и выполнение проекта может даже продолжаться на протяжении семестра или года.

Междисциплинарный характер проектного обучения помогает студентам сделать связи между различными субъектами. Обучение на основе проектов отражает

© Рак Е.В., Васильева A.M. © Rak E.V.. Vasilieva A.M.

реальные ситуации, с которыми студенты сталкиваются после окончания вуза, она может обеспечить более сильную и соответствующую подготовку для устройства на работу. Студенты не только приобретают важные знания и навыки, но и узнают, как исследовать сложные вопросы, решать проблемы, разрабатывать планы, рационально использовать время, организовывать свою работу, сотрудничать с другими людьми, и упорно преодолевать трудности.

В процессе данного исследования мы решили провести анализ между группой дисциплин («Дизайн и рекламные технологии» (далее по тексту «ДиРТ»), «Формообразование», «Методы художественного творчества»), выявить взаимосвязь данных предметов между собой, определить значимость каждого из них, определить этапность изучения на базе лекционно-практических занятий в вузе, а также определить последовательный процесс формирования ИКК на каждом предмете. На первом этапе анализа сформулируем проектные задания, которые способствуют, по нашему мнению, формированию ИКК, далее выявим задачи, поставленные перед студентами при выполнении заданий на каждой из дисциплин цикла «графический дизайн», на завершающем этапе проведем последовательную связь между предметами и их значимость в формировании информационно-коммуникативной компетенции будущих преподавателей в области дизайн.

В цикле предметов для изучения, студентам предложена дисциплина «Дизайн и рекламные технологии», для анализа мы выбрали, по нашему мнению, задание которое является основополагающим в последующем выполнении проектных заданий - «выполнение ритмических композиций и построений». Одним из важных средств формирования, различных составляющих формы к единств}', систематизации их расположения считается ритм, который характерен для различных явлений и форм природы, трудовым процессам и т. д.

Ритм - это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали [2, с. 54]

Студенту, работая над ритмическими и композиционными построениями необходимо поставить перед собой ряд задач - стремиться к завершенности композиционного строя, четко выстраивать тональное и световое наполнение. При выполнении ритмов обучающийся должен прослеживать чтобы композиционное решение было выполнено в определенном характере, исключить смещения стилей (например: симметрия и статика, асимметричность и динамичность и т.д.) [1, с.5]. При выполнении данного проектного задания студенты формируют креативное и ассоциативно-образное мышление, используют приемы стилизации форм, трансформации реальных объектов под абстрактные детали, которые в последствии, при создании ритмических композиций и построений, сформируют правильное ком-

позиционное решение, анализируют информационные аналоги, пробуют работать в группах, учитывать мнения учащихся в реализации проекта, при этом работа остается индивидуальной. Это способствует формированию ИКТ у студентов, а также, позволяет им налаживать им информационно-коммуникативные связи.

Следующая дисциплина, предложенная для изучения - это «Формообразование». Студенты выполняю следующее задание: «создание кубов на поддержание и разрушение геометрической формы используя закономерности ритма» - реализовывается на начальном этапе прохождения данного предмета. Целью для обучающихся является - на основе изученных ритмов (прослеживается взаимосвязь дисциплины «ДиРТ» и «Формообразование» в логической последовательности значимости заданий), используя образно-ассоциативное мышление, научиться графически, а также, при помощи вырезных элементов создавать геометрические кубы, свободно манипулировать формами, превращая их в игру ритмических движений. Научиться создавать объемно-пространственный куб на разрушение и поддержание формы, а также выполнять развертки геометрических фигур.

При выполнении данного проектного задания студенту необходимо изучить лекционный материал, воспользоваться дополнительной литературой, а также, обратиться к иллюстративным аналогам, провести работу с дополнительной информацией, на практических занятиях использовать метод «дискуссии» для обсуждения эскизных вариантов проектного задания, а также в процессе коммуникативного акта выявить и структурировать основополагающую теоретически) информацию для выполнения поставленных перед студентом задач, с последующим избежание практических ошибок. Все это определяет сформированное™ ИКТ у студентов на том или ином уровне.

Объемная форма - по общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали. вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси), отличаясь компактностью. В таком виде она лучше всего воспринимается с разных точек пространства. Поэтому использование объемной формы наиболее рационально в открытой пространственной среде, а не в условиях замкнутого пространства, например, рядом с ограничивающей его плоскостью. Важный композиционный признак объемной формы - ее геометрический вид [3, с.25]

Студентами, задание выполняется в линейном или объемном решении на плоскости. При выполнении задания необходимо добиться: цельности восприятия изображения; пластичности и ясности ритмической композиции; остроты образного решения; акцентирования графических построений; интересной трансформации реальных форм; креативности решений [5, с.56] При реализации данного задания у студентов форми-

руются навыки работы с геометрическими объемными формами, образное, объемно-пространственное мышление, а также, развивается мелкая моторика рук. В процессе дискуссий формируется навык общения в группах на заданную тему, а также ИК-компетентность. При выполнении проектного задания используются стилизованные природные аналоги, а также трансформированные геометрические объекты, которые формируют замысел композиционного решения и визуализируют задание в практической работе.

Третья дисциплина, выбранная нами для проведения междисциплинарных связей, является «Методы художественного творчества». Студентами выполняется следующее задание «создание композиций (декоративный натюрморт) на основе контрастирующих элементов и геометрических форм с использований графических фактур». В процессе выполнения задания студент обязан изучить сложный композиционный ряд, сформировать композицию листа, а также, четко организовать композиционный центр декоративного натюрморта. Создавая творческое задание на предложенную тему обучающемуся необходимы все те знания, которые он приобрел на дисциплинах, описанных выше, а именно, теоретические знания о понятиях «форма», «объем», «ритм», «ритмические композиции» и т.д [7, с. 32]. При выполнении проекта развиваются профессиональные навыки, образное, пространственное мышление, формируются эстетические качества как проектной формы, так и общего композиционного решения, совершенствуется навык работы студента в связке учитель-ученик, а также, происходит обработка новой информации в контексте ранее полученных знаний на других дисциплинах. перечисленных выше. Это способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции у студентов. Перед студентами поставлены следующие задачи: создать композиционно организованный натюрморт, грамотно распределить наложение контрастирующих и нюансных элементов в сочетании с графическими фактурами, разработанных при помощи

эскизирования, использовать стилизованные формы, основы ритма и ритмических композиций в формировании итогового варианта проектного задания. Сущность задания заключается в создании фактурных групп, которые будут выступать как нюансные элементы, но при этом являться контрастирующими по своей текстуре.

Подробно охарактеризовав цикл дисциплин по профилю «Графический дизайн» в Вузе, сделаем определенные выводы: последовательность в которой перечислены дисциплины - «Дизайн и рекламные технологии», «Формообразование», «Методы художественного творчества» выстроена таким образом, чтобы студент получал информацию для изучения поэтапно, начиная с простейших заданий, приобретая элементарные навыки выполнения дизайн-проектов и формируя основы общепрофессиональных компетенций; в последующем изучении теоретического материала и выполнения практических заданий, обучающиеся расширяют свои знания, получают более углубленные навыки и умения по реализации заданий, а также осваивают ряд компетенций которые формируют ИК-компетентность у будущих преподавателей в области дизайн, проходящих обучение по профилю «Графический дизайн» специальность 440304 образование по отраслям (способность проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности [ОПК-1], готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности [ОПК-9]) [4]; при изучении дисциплины «Методы художественного творчества» студенты при реализации проектных заданий применяют все знания, умения и навыки полученные ранее, как итог сформированное™ информационно-коммуникативной компетенции, обучающиеся демонстрируют в ходе презентации дизайн-проекта. Таким образом, выявлена этапность, значимость и междисциплинарная связь цикла дисциплин по профилю «графический дизайн» 440304 в высшем учебном заведении.

Библиографический список

1. Абрамова B.II. Дизайн и рекламные технологии: учебное пособие / В. И. Абрамова, А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JL Н. Толстого, 2016. 196 с.

2. Абрамова B.II. О золотой пропорции (статья) / В. И. Абрамова, В. Ф. Сюзева // Технология, предпринимательство, экономика: Межвуз. сб. Ч. I Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. С. 183-190.

3. Быстрот Т.Ю. Философия дизайна: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета,2012. 80 с. ISBN 978-5-7996-0691-6; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ra/index.php?page=book&id=240311.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 440304 - образование по отраслям. 2003.

5. Рунге В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. С еньковский. М: МЗ-Пресс, 2001.

6. Сергеев А.Н. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности: Лабораторный практикум: учеб.-метод, пособие: В2ч. [Электронныйресурс] / А.Н. Сергеев, A.B. Сергеева,П. И.Медведев, Д. В.Малий,Ю.С. Дорохин. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. И. Толстого, 2015. Ч. 2. 236 с - URL: http://elibrary.ra/item.asp?id=24026882.

7. Сидоренко В. Ф. Дизайн как проектная деятельность / В. Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. 1977. № 8.

8. Техническое творчество и дизайн: учеб.-метод, пособие / В. М. Заёнчик, В. Е. Шмелёв, П. И. Медведев, А. Н. Сергеев. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 346 с.

References

1. Abramova V. I. Design and advertising technologies: textbook / V.l. Abramova, A. N. Sergeev, A.V. Sergeeva. Tula: Publishing house Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, 2016. 196 p.

2. Abramova V.l. On the Golden Proportion (article) / V.l. Abramova, V.F. Syuzeva // Technology, Entrepreneurship, Economics: Interuniversity. Sat. Part I - Tula: Publishing House of TSPU. L.N. Tolstoy, 2001. P. 183-190.

3. Bysttvva T. Yu. The design philosophy: educational-methodical manual / T. Yu. Bystrova. Ekaterinburg: Ural University Publishing House, 2012. 80 p. - ISBN 978-5-7996-0691-6; [Electronic resource], - URL: http://biblioclub.ru/mdex.php? Page = book & id = 240311.

4. State educational standard of higher professional education. Specially 440304 - education by industry 2003.

5. Rimge V.F. Fundamentals of Design Theory and Methodology / V.F. Runge, V. V. Sen'kovskii. M: MZ-Press, 2001.

6. Sergeev A.N. Information and communication technologies in professional activity: Laboratory practical work: the teaching method. Textbook: In II volumes, [electronic resource] / A.N. Sergeev, A.V. Sergeeva, P.N. Medvedev, D.V. Maliy, Yu. S. Dorokhin. Tula: Tula: Publishing house Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, 2015. Part 2. 236 p. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24026882.

7. Sidorenko V.F. Design as a Project Activity / V.F, Sidorenko // Technical Aesthetics. - No. 1977. - No. 8.

8. Technical creativity and design: the teaching method. Textbook / V.M. Zaanchik, V.E. Shmelev, P.N. Medvedev, A.N.Sergeev. Tula: Publishing House of Tula State University, 2016. 346 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.