Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ОВЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА / ПРОГРАММЫ / СПЕЦИАЛИСТ ПО АФК

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Озерова О.А.

Цель исследования - теоретически обосновать структуру и содержание цифровой компетенции специалиста по адаптивной физической культуре. Методика и организация исследования. Источниковую базу составили научные публикации, рассматривающие различные подходы в формировании и содержании знаний, умений, навыков и способностей, связанных с использованием цифровых технологий; отчеты и руководства, определяющие стандарты цифровой компетенции или описывающие требования к ней в различных сферах деятельности. Результаты исследования и выводы. В структуре цифровой компетенции специалиста по АФК автор выделяет следующие компоненты: когнитивно-лингвистический, информационный, культурологический, профессиональный, инструментально-технологический, которые обеспечивают формирование навыков работы с информацией, коммуникационными и компьютерными технологиями в рамках его профессиональной деятельности. Делается вывод, что выделение содержательных компонентов цифровой компетенции специалиста по адаптивной физической культуре позволяет определить и конкретизировать перечень знаний и навыков работы с компьютерными технологиями различных видов, учитывать при проектировании программ обучения, разработке квалификационных требований для профессий в области адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Озерова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF THE DIGITAL COMPETENCE OF A SPECIALIST IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Objective of the study was to theoretically substantiate the structure and content of the digital competence of a specialist in adaptive physical culture. Methods and structure of the study. The source base of the study was scientific publications that consider various approaches to the formation and content of knowledge, skills, abilities and abilities associated with the use of digital technologies; reports and guidelines that define the standards of digital competence or describe the requirements for it in various fields of activity. Results and conclusions. In the structure of the digital competence of a specialist in adaptive physical culture, the author identifies the following components: cognitive-linguistic, informational, cultural, professional, instrumental-technological, which provide the formation of skills in working with information, communication and computer technologies in the framework of his professional activities. It is concluded that the selection of meaningful components of the digital competence of a specialist in adaptive physical culture allows to determine and specify the list of knowledge and skills of working with various types of computer technologies, to take into account when designing training programs, developing qualification requirements for professions in the field of adaptive physical culture.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВОМ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

УДМ^С 796.015:004.7

Магистр О.А. Озерова1

1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Цель исследования - теоретически обосновать структуру и содержание цифровой компетенции специалиста по адаптивной физической культуре. Методика и организация исследования. Источниковую базу составили научные публикации, рассматривающие различные подходы в формировании и содержании знаний, умений, навыков и способностей, связанных с использованием цифровых технологий; отчеты и руководства, определяющие стандарты цифровой компетенции или описывающие требования к ней в различных сферах деятельности.

Результаты исследования и выводы. В структуре цифровой компетенции специалиста по АФК автор выделяет следующие компоненты: когнитивно-лингвистический, информационный, культурологический, профессиональный, инструментально-технологический, которые обеспечивают формирование навыков работы с информацией, коммуникационными и компьютерными технологиями в рамках его профессиональной деятельности. Делается вывод, что выделение содержательных компонентов цифровой компетенции специалиста по адаптивной физической культуре позволяет определить и конкретизировать перечень знаний и навыков работы с компьютерными технологиями различных видов, учитывать при проектировании программ обучения, разработке квалификационных требований для профессий в области адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: компетенция, адаптивная физическая культура, цифровые технологии, помощь лицам с ОВЗ, профессиональная подготовка, дидактическое и методическое содержание, электронные устройства, программы, специалист по АФК.

STRUCTURE AND CONTENT OF THE DIGITAL COMPETENCE OF A SPECIALIST IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Master OA Ozerova1

1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan Abstract

Objective of the study was to theoretically substantiate the structure and content of the digital competence of a specialist in adaptive physical culture. Methods and structure of the study. The source base of the study was scientific publications that consider various approaches to the formation and content of knowledge, skills, abilities and abilities associated with the use of digital technologies; reports and guidelines that define the standards of digital competence or describe the requirements for it in various fields of activity.

Results and conclusions. In the structure of the digital competence of a specialist in adaptive physical culture, the author identifies the following components: cognitive-linguistic, informational, cultural, professional, instrumental-technological, which provide the formation of skills in working with information, communication and computer technologies in the framework of his professional activities. It is concluded that the selection of meaningful components of the digital competence of a specialist in adaptive physical culture allows to determine and specify the list of knowledge and skills of working with various types of computer technologies, to take into account when designing training programs, developing qualification requirements for professions in the field of adaptive physical culture.

Keywords: competence, adaptive physical culture, digital technologies, assistance to persons with disabilities, professional training, didactic and methodological content, electronic devices, programs, AFC specialist.

Введение. В настоящее время сфера адаптивной физической культуры становится все более цифрови-зированной, поскольку в каждой из ее функциональных областей используются цифровые технологии, обеспечивающие эффективное взаимодействие и оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Существующее многообразие цифровых средств обуславливает необходимость формирования соответствующих знаний и навыков работы с ними на этапе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Однако анализ нормативной базы и основных образовательных программ по адаптивной физической культуре (АФК) позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности их дидактического и методического содержания для эффективного формирования цифровых компетенций обучающихся в условиях вуза [3, 4].

Кроме того, образовательная практика показывает противоречивую картину, связанную с особенностями использования будущими специалистами электрон-

ных устройств и программ. С одной стороны, молодые люди быстро ориентируются в среде разнообразных мобильных приложений, гаджетов в нахождении нужного предмета или объекта информационного поиска. С другой - многие из них не владеют даже базовыми знаниями, заложенными в основу цифровых технологий, которые обуславливают понимание принципа действия технических и программных средств. Актуальность этих знаний объясняется тем, что они формируют сквозные навыки работы с цифровыми технологиями, позволяющие осваивать новые виды и использовать их в решении различных профессиональных задач.

Таким образом, выявление структуры и содержания знаний, умений и навыков для успешной реализации профессиональных задач с использованием цифровых технологий является необходимым аспектом формирования цифровой компетенции будущего специалиста по АФК.

Цель исследования - теоретически обосновать структуру и содержание цифровой компетенции специалиста по адаптивной физической культуре.

Методика и организация исследования. Источни-ковую базу составили научные публикации, рассматривающие различные подходы в формировании, содержании знаний, умений, навыков, способностей, связанных с использованием цифровых технологий; отчеты и руководства, определяющие стандарты цифровой компетенции или описывающие требования к ней в различных сферах деятельности [1, 4]. Данные труды в основном опираются на опыт и наблюдения специалистов в сфере цифровых технологий, а также на анализ потребностей рынка труда и общества в цифровых компетенциях.

Результаты исследования и их обсуждение.

Структуру цифровой компетенции специалиста по АФК можно представить в виде следующих компонентов: когнитивно-лингвистический, информационный, культурологический, профессиональный, инструментально-технологический, которые обеспечивают формирование навыков работы с информацией, коммуникационными и компьютерными технологиями в рамках его профессиональной деятельности (см. рисунок).

Информационный компонент демонстрирует умения находить источники информации, анализировать и выбирать контент в соответствии с поставленной задачей, обрабатывать и анализировать данные, управлять информацией, знать форматы данных, владеть способами защиты личных данных и цифровых устройств. Кроме

Цифровая компетенция - это владение знаниями, умениями и навыками производства цифровой информации, а также обеспечения ее безопасного хранения и передачи в условиях электронной сетевой среды

Компоненты: информационный, коммуникативный, когнитивно-лингвистический, инструментально-технологический, культурологический.

I

ный, коммуникативный, когнитивно-лингвистический, инструментально-огический, предметно - профессиональный

Критерии :

информационный

комму н и кати вн ы и

когнитивно-лингвистический

инструментально-технологический

культурологическии

профессиональный

критериальные показатели:

знания и умения, связанные с поиском, сбором, анализом, управлением и защитой цифровых данных в соответствии с поставленными задачами

умения и навыки, связанные с управлением личной информацией, осуществлением сотрудничества с участниками сетевого взаимодействия посредством использования цифровых ресурсов и инструментов

знание принципов построения языковых конструкций, способность понимать, осмысливать, оценивать, анализировать, обобщать, объяснять информацию соотносительно поставленных задач

представление о технической структуре цифровой техники и сетевого оборудования, понимание принципов программного управления данными и работой цифровой техники

знание и соблюдение этических норм и культуры общения в сетевой среде, а также при использовании цифровых продуктов, понимание ответственности за свои действия

знания, умения и навыки подбора и использования цифровых технологий в решении прикладных задач профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры, а также ориентирования и отслеживания новых видов цифровых устройств и программных средств

Структура цифровой компетенции

того, информационный компонент включает в себя знание законодательной базы, связанной с использованием информации в цифровой среде, такой как авторские права, конфиденциальность данных и т.д.

Цифровые навыки в рамках информационного компонента сосредоточены на работе с поисковыми системами, базами данных, социальными сетями, электронными библиотеками. Посредством проявления когнитивных способностей осуществляется критический анализ информационных массивов и осознанное использование цифровых технологий для создания, хранения, обмена и защиты информации.

Владение навыками поиска и систематизации цифровой информации позволяет специалисту по АФК находить и отслеживать актуальные научные труды, методики тренировок и технических разработок, с помощью которых можно усовершенствовать технологии реабилитации и оздоровления лиц с ОВЗ. Используя способы автоматизированной обработки, анализа и управления данными, специалист может отслеживать динамику физического состояния клиента для своевременной коррекции оздоровительных программ.

Коммуникативный компонент цифровой компетенции направлен на формирование умений сотрудничать с субъектами информационного взаимодействия, цифровой идентификации и управления ею, соблюдать нормы сетевого общения. На сегодняшний день необходимость у специалиста по АФК в навыках коммуникации обуславливается широкими возможностями цифровых технологий для повышения доступности общения с лицами с ОВЗ. Например, использование специальных программ и приложений позволяет переводить текст в речь и наоборот, а также субтитровать аудио- и видеоматериалы. Это существенно облегчает взаимодействие и обеспечивает полноценное участие всех участников коммуникации. Кроме того, благодаря социальным сетям, мессенджерам и другим онлайн-платформам, лица с ОВЗ могут поддерживать связь с окружающими, делиться информацией и получать необходимую помощь и поддержку. Поэтому важно, чтобы специалисты, работающие с данной категорией лиц, обладали умением передавать информацию эффективным и доступным способом, устанавливать социальное сотрудничество, укреплять доверие, улучшать качество помощи и повышать уровень коммуникации всех участников процесса.

Данный компонент включает в себя умение оперировать цифровыми коммуникационными средствами, такими как электронная почта, мессенджеры, социальные сети, а также умение использовать цифровые инструменты для общения в рабочей среде, включая ве-бинары, видеоконференции и проектные инструменты. Коммуникативный компонент также включает умение эффективно и безопасно общаться в цифровой среде, умение адаптировать индивидуальный стиль коммуникации к разным цифровым платформам и аудиториям, а также умение распознавать и анализировать информацию, получаемую из цифровых источников. [2].

Когнитивно-лингвистический компонент реализуется в умениях специалиста находить, критически оценивать

и адекватно интерпретировать информацию, добываемую посредством компьютерных сетей, а также решать проблемы и принимать решения, используя цифровые инструменты.

Когнитивные и лингвистические способности важны для пользователя информации, поскольку в ходе ее обработки включаются процессы восприятия, осмысления, познания, понимания и объяснения. Когнитивно-лингвистические умения проявляются в способности к анализу, синтезу и интерпретации информации, а также к оценке качества и достоверности ее источников. Они также позволяют эффективно использовать язык как инструмент коммуникации и обмена информацией.

Специалисту по АФК, непосредственно взаимодействующему с лицами с ОВЗ, важно уметь объяснять и давать рекомендации по выполнению программ физической активности и реабилитации. Развитые языковые навыки позволяют четко и доступно интерпретировать сложные понятия, коммуницировать с клиентами, адаптировать свою речь под разные возрастные группы и уровень физической подготовки, учитывая их особенности и потребности. Умение быстро анализировать информацию, принимать решения и адаптироваться к различным ситуациям позволяет специалисту успешно работать с клиентами, предлагать индивидуальные подходы и достигать высоких результатов.

Инструментально-технологический компонент предполагает понимание принципов работы и технических возможностей современных цифровых устройств, способность решать технические проблемы. В рамках освоения инструментально-технологического компонента формируются знания основных программного и аппаратного обеспечения компьютера, мобильных телефонов, сетей передачи данных и других цифровых устройств.

Так же как и другим, специалисту по адаптивной физической культуре необходимо понимание принципов работы современной цифровой техники по нескольким причинам. Во-первых, смартфоны, планшеты и носимые устройства могут быть полезными инструментами в работе с лицами с ОВЗ. Например, они могут использоваться для установки приложений мониторинга и анализа состояния здоровья, управления физическими нагрузками и т.п. Знание аппаратного состава таких устройств позволяет специалисту эффективно использовать их функциональность и интегрировать в свою работу. Во-вторых, специалистам по адаптивной физической культуре могут потребоваться способности решать технические проблемы, связанные с цифровой аппаратурой. Например, когда у инвалида возникают трудности с настройкой или использованием приложений, специалист может найти решение технической проблемы.

Культурологический компонент - понимание цифровой культуры и ее воздействие на общественные процессы, осознание культурных различий и проблем, связанных с использованием цифровых технологий в разных культурах и на разных языках, осведомленность о законодательной базе и нормах регулирования цифрового пространства.

Специалист по адаптивной физической культуре занимается работой с людьми, нуждающимися в особом подходе к физической активности из-за физических ограничений или особенностей их состояния здоровья. Знания и навыки в области культуры общения посредством цифровых технологий позволяют специалисту эффективно использовать существующие онлайн-платформы, приложения и другие средства для организации тренировок и обучения своих клиентов. Кроме того, для организации сотрудничества с клиентами также важно осознание культурных различий, что позволит специалисту адаптировать свою работу под конкретную аудиторию и учитывать культурные нюансы при внедрении и использовании цифровых инструментов.

Профессиональный компонент охватывает область знаний и умений, необходимых для работы с прикладными программными приложениями, которые используются в сфере адаптивной физической культуры. Для каждой профессии и отрасли деятельности определены свои специфические знания и навыки, необходимые для эффективной работы в цифровой среде. В сфере АФК применяются следующие прикладные программные приложения и устройства:

• протезы и экзоскелеты, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями поддерживать мобильность, восполнять утраченные функции;

• виртуальная реальность - технология, которая может использоваться для имитации различных условий и ситуаций, в которых отрабатываются двигательные навыки;

• мобильные приложения, которые создают людям с нарушением зрения, слуха или речи дополнительные возможности в воспроизведении недостающих способностей и навыков. Кроме того, программные разработки позволяют пользователю контролировать свою физическую активность и осуществлять свои занятия физической культуры в интерактивном режиме;

• робототехника: специализированные роботы, созданные для помощи инвалидам, могут выполнять различные задачи, такие как передвижение, подача пищи, помощь в гигиенических процедурах;

• искусственный интеллект: с помощью этой технологии можно создавать программные системы, которые могут помогать людям с ограничениями восстанавливаться после травм или болезней, а также контролировать их состояние здоровья;

• интернет-ресурсы, которые содержат информационную базу комплексов физических упражнений, программ тренировок и других средств адаптивной физической культуры.

Следует отметить, что прикладные программные средства постоянно обновляются и модернизируются. Для их успешного использования в работе с лицами с ОВЗ специалисты по АФК должны уметь разбираться в доступных ассистивных технологиях и программных решениях, адаптировать под различные прикладные задачи, а также быть готовыми к быстрой смене цифровых технологий.

Выводы. Выделение содержательных компонентов цифровой компетенции специалиста по адаптивной физической культуре позволяет определить и конкретизировать перечень знаний и навыков работы с компьютерными технологиями различных видов, учитывать при проектировании программ обучения, разработке квалификационных требований для профессий в области адаптивной физической культуры.

Литература

1. Гайсина С.В. Информационно-методические материалы «Технологии оценки и повышения цифровой компетентности обучающихся ПОУ, 2018. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/02/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D1%8 1%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%9E%D0%A3_ %D0%A6%D0%93-1 .pdf, дата обращения 06.07.2023 г.).

2. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. М.: НИУ ВШЭ, 2020. URL: https://www.hse.ru/da ta/2020/07/07/1595396188/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0 %BB%207%D0%9A% D0%BE%D0%BD% D1 %86%D0%B5% D0%BF%D1 %86%D0%B8%D1 %8F%20% D1 %80% D0% B0% D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20 %D0%A6%D0%9A_22.06%20(1).pdf, дата обращения 06.07.2023 г.).

3. Озерова О.А. Технологические и дидактические аспекты применения цифровых технологий в условиях дистанционного обучения по физическому воспитанию студентов / О.А. Озерова, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 4. - С. 4144.

4. Озерова О.А. Содержание и алгоритм реализации цифровых компетенций специалистов по адаптивной физической культуре / О.А. Озерова, Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. -№ 5. - С. 19-22.

5. Солдатова Г.У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Нестик. - М.: Смысл, 2017. - 375 с.

References

1. Gaysina S.V. Informatsionno-metodicheskiye materialy «Tekh-nologii otsenki i povysheniya tsifrovoy kompetentnosti obuchay-ushchikhsya POU» [Information and methodological materials "Technologies for assessing and improving the digital competence of students of POU"]. 2018. Available at: https://spbappo. ru/wp-content/uploads/2019/02/%D0%93%D0%B0%D0%B9% D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%9E%D 0%A3_%D0%A6%D0%93-1.pdf (date of access: 07.06.2023).

2. Kontseptsiya razvitiya tsifrovykh kompetentsiy studentov NIU VSHE [The concept of developing digital competencies of HSE students]. Moscow: Izd-vo NIU VSHE publ., 2020. Available at: https://www.hse.ru/data/2020/07/07/1595396188/%D0% 9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%207%D0%9A%D0%BE%D 0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1% 8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1 -%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%A6%D0%9A_22. 06%20(1). pdf (date of access: 07.06.2023).

3. Ozerova O.A., Lubysheva L.I. Tekhnologicheskiye i didaktiches-kiye aspekty primeneniya tsifrovykh tekhnologiy v usloviyakh distantsionnogo obucheniya po fizicheskomu vospitaniyu stu-dentov [Technological and didactic aspects of the use of digital technologies in the conditions of distance learning in the physical education of students]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2021. No. 4. pp. 41-44.

4. Ozerova O.A., Parfenova L.A. Soderzhaniye i algoritm realizatsii tsifrovykh kompetentsiy spetsialistov po adaptivnoy fizicheskoy kulture [The content and algorithm for the implementation of digital competencies of specialists in adaptive physical culture]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2022. No. 5. pp. 19-22.

5. Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. sifrovoye pokole-niye Rossii: kompetentnost i bezopasnost [Digital generation of Russia: competence and security]. Moscow: Smysl publ., 2017. 375 p.

И Информация для связи с автором: ozerovaplus@mail.ru Поступила в редакцию 01.06.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.