Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / ДЕТИ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдов М. А., Михайлов А. А., Чиркин Н. А., Бусловская Л. К.

Цель исследования - определить степень сформированности профессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Адаптивная физическая культура» в процессе реализации проекта «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями». Методика и организация исследования. В ходе реализации проекта «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями «Расширяй границы!» в нем приняли участие 100 детей с ментальными нарушениями школ-интернатов Ивановской области, 40 студентов и 19 преподавателей Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Из числа студентов были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по 20 чел. В процессе реализации проекта решались два направления задач: сформировать профессиональные компетенции у студентов, обучающихся по образовательной программе «Физическая реабилитация по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», по организации и проведению различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с детьми, имеющими ментальные нарушения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования и выводы. За время проведения педагогического эксперимента студенты АФК получили возможность эффективного развития профессиональных компетенций, личностного роста, творческого потенциала. Отмечено, что у студентов ЭГ качественно повысилась степень профессиональных компетенций по сравнению со студентами из КГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдов М. А., Михайлов А. А., Чиркин Н. А., Бусловская Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF THE TRAINING DIRECTION "ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE" IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "SCHOOL OF HEALTH FOR CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES"

Objective of the study was to determine the degree of formation of professional competencies among students of the direction of training adaptive physical culture in the process of implementing the project "School of Health for Children with Mental Disabilities". Methods and structure of the study. During the implementation of the project "School of Health for Children with Mental Disabilities "Expand Boundaries" it was attended by 100 children with mental disabilities from boarding schools in the Ivanovo region, 40 students and 19 teachers of the Shuya branch of the Ivanovo State University. Experimental (EG) and control (CG) groups of 20 people were formed from among the students. In the process of implementing the project, two groups of tasks were solved: to form professional competencies among students enrolled in the educational program "Physical rehabilitation in the direction of training 49.03.02 Physical culture for people with disabilities (adaptive physical culture)", for the organization and conduct of various forms physical culture and health-improving and sports activities with children with mental disorders; creation of an educational environment that ensures the availability of quality education and successful socialization for people with disabilities. Results and conclusions. During the pedagogical experiment, APC students got the opportunity to effectively develop professional competencies, personal growth, and creativity. It was noted that students from the EG had a qualitatively increased degree of professional competencies in comparison with students from the CG.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»»

формирование профессиональных компетенции студентов направления подготовки «адаптивная физическая культура» в рамках выполнения проекта «школа здоровья

для детей с ментальными нарушениями»

УДК/UDC 796; 376; 378.1

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 31.01.2023 г.

Доктор педагогических наук, профессор М.А. Правдов1- 2 Доктор педагогических наук, доцент А.А. Михайлов2 Аспирант Н.А. Чиркин2

Доктор биологических наук, профессор Л.К. Бусловская1 1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, Шуя

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE TRAINING DIRECTION "ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE" IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "SCHOOL OF HEALTH FOR CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES"

Dr. Hab., Professor M.A. Pravdov1- 2 Dr. Hab., Associate Professor A.A. Mikhailov2 Postgraduate student N.A. Chirkin2 Dr. Biol., Professor L.K. Buslovskaya1

1Belgorod State National Research University, Belgorod 2Ivanovo State University, Shuya Branch, Shuya

Аннотация

Цель исследования - определить степень сформированности профессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Адаптивная физическая культура» в процессе реализации проекта «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями».

Методика и организация исследования. В ходе реализации проекта «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями «Расширяй границы!» в нем приняли участие 100 детей с ментальными нарушениями школ-интернатов Ивановской области, 40 студентов и 19 преподавателей Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Из числа студентов были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по 20 чел. В процессе реализации проекта решались два направления задач: сформировать профессиональные компетенции у студентов, обучающихся по образовательной программе «Физическая реабилитация по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», по организации и проведению различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с детьми, имеющими ментальные нарушения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты исследования и выводы. За время проведения педагогического эксперимента студенты АФК получили возможность эффективного развития профессиональных компетенций, личностного роста, творческого потенциала. Отмечено, что у студентов ЭГ качественно повысилась степень профессиональных компетенций по сравнению со студентами из КГ.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты, дети с ментальными нарушениями, физкультурно-оздоровительная работа.

Abstract

Objective of the study was to determine the degree of formation of professional competencies among students of the direction of training adaptive physical culture in the process of implementing the project "School of Health for Children with Mental Disabilities".

Methods and structure of the study. During the implementation of the project "School of Health for Children with Mental Disabilities "Expand Boundaries" it was attended by 100 children with mental disabilities from boarding schools in the Ivanovo region, 40 students and 19 teachers of the Shuya branch of the Ivanovo State University. Experimental (EG) and control (CG) groups of 20 people were formed from among the students. In the process of implementing the project, two groups of tasks were solved: to form professional competencies among students enrolled in the educational program "Physical rehabilitation in the direction of training 49.03.02 Physical culture for people with disabilities (adaptive physical culture)", for the organization and conduct of various forms physical culture and health-improving and sports activities with children with mental disorders; creation of an educational environment that ensures the availability of quality education and successful socialization for people with disabilities. Results and conclusions. During the pedagogical experiment, APC students got the opportunity to effectively develop professional competencies, personal growth, and creativity. It was noted that students from the EG had a qualitatively increased degree of professional competencies in comparison with students from the CG.

Keywords: professional competencies, students, children with mental disorders, physical culture and wellness work.

Введение. В нормативных документах, регулирующих подготовку будущих специалистов для системы адаптив-

ной физической культуры, указывается на необходимость организации практико-ориентированного обучения с целью

№3 • 2023 Март | March

http://www.teoriya.ru

формирования компетенций, соответствующих современным требованиям [1, 2]. Отмечается, что при выпуске из вуза у студентов недостаточно сформированы необходимые профессиональные компетенции, что ведет к снижению интереса к трудовой деятельности и социальной ответственности [1]. Решение данной проблемы возможно на основе активизации социального партнерства вуза, осуществляющего подготовку будущих специалистов в области адаптивной физической культуры как с коррекционными образовательными организациями, где обучаются дети с ОВЗ, так и с организациями, реализующими благотворительные программы в области физической культуры.

Цель исследования - определить степень сформирован-ности профессиональных компетенций у студентов направления подготовки адаптивная физическая культура в процессе реализации проекта «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями».

Методика и организация исследования. Для оценки степени сформированности профессиональных компетенций у студентов использовались материалы фонда оценочных средств, представленных в основной образовательной про-

грамме. В тестировании приняли участие студенты Шуйского филиала Ивановского государственного университета, обучающиеся по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» 2-го и 3-го курсов. Исследование проводилось с мая по декабрь 2022 г. В этот период был реализован проект «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями «Расширяй границы!». В проекте участвовало 100 детей с ментальными нарушениями школ-интернатов Ивановской области, 40 студентов и 19 преподавателей Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Из числа студентов двух курсов были сформированы однородные по степени сформированности профессиональных компетенций экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по 20 чел.

В процессе реализации проекта решались две группы задач: 1 - сформировать профессиональные компетенции у студентов, обучающихся по образовательной программе «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»; 2 - создание образовательной среды для детей с ментальными нарушениями, обеспечивающей доступность качественного обра-

Таблица 1. Результаты оценки степени сформированности компетенций у студентов КГ и ЭГ направления подготовки «Адаптивная физическая культура» (max = 10 баллов)

Профессиональные компетенции по ФГОС ВО ОПОП КГ (n = 20 чел.) ЭГ (n = 20 чел.)

Н О Н О

Способен планировать индивидуальную и групповую работу по программе АФК с лицами с ОВЗ 4,6±0,8 5,9±0,8 4,4±0,8 8,4±0,4

Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, осуществлять деловую коммуникацию, проводить занятия и физкультурно-спор-тивные мероприятия по АФК по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке лиц с ОВЗ 4,7±0,9 6,1±0,9 4,5±0,5 8,5±0,6

Способен формировать рекомендации по АФК, соблюдению режима труда и отдыха занимающегося, проводить коррекционно-развивающие занятия и мероприятия по социализации занимающихся, бытовому самообслуживанию, формированию интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культурой 4,4±0,7 6,4±0,7 4,3±0,5 8,2±0,5

Способен проводить педагогическое наблюдение, тестирование, диагностику психического и физического состояния занимающихся 4,9±0,7 6,5±0,7 4,5±0,6 8,3±0,5

Среднее значение 4,6±0,7 6,2±0,7 4,4±0,5 8,4±0,5

Таблица 2. Результаты оценки сформированности умений и навыков у студентов в ходе реализации проекта «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями» (max = 10 баллов)

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Виды деятельности в процессе реализации проекта Сроки эксперимента Степень сформированности умений и навыков у студентов

Самооценка студентами Оценка преподавателями

Организация игр и эстафет с группой детей Н 3,6±0,8 3,4±0,8

О 6,7±0,9 6,3±0,9

Помощник судьи и судейство на видах соревнований Н 3,6±0,8 3,2±0,8

О 7,7±0,9 6,7±0,9

Сопровождение участника с ОВЗ на соревнованиях и занятиях Н 3,6±0,8 3,2±0,8

О 7,7±0,9 7,1±0,9

Информационное обеспечение в СМИ Н 3,6±0,8 3,3±0,8

О 7,7±0,9 7,1±0,9

Подготовка конспектов занятий, протоколов, положений о соревнованиях и др. Н 3,6±0,8 3,3±0,8

О 7,7±0,9 6,8±0,9

Техническое обслуживание занятий Н 3,6±0,8 3,7±0,8

О 6,7±0,9 8,3±0,9

Проведение занятий и тренировок, в том числе инклюзивных Н 3,6±0,8 3,3±0,8

О 7,7±0,9 7,8±0,9

Проведение наблюдений, тестирования, диагностики психофизического состояния детей Н 3,6±0,8 3,3±0,8

О 7,7±0,9 7,1±0,9

40

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | March

зования и успешную их социализацию. Занятия с детьми проводились на базе 18 коррекционных школ-интернатов Ивановской области, а также на факультете физической культуры Шуйского филиала Ивановского государственного университета, на базе которого была оснащена площадка специализированным спортивным оборудованием и инвентарем для занятий адаптивной физической культурой. Студенты совместно с преподавателями школ-интернатов и факультета физической культуры дважды в неделю проводили физкультурно-оздоровительные занятия и спортивные тренировки по адаптивному баскетболу, юнифайд-футболу, бочча и юнифайд-бочча, волейболу, фитнесу, настольному теннису, спецатлону, готовили детей к участию в региональных и во всероссийских соревнованиях. Занятия проходили под контролем штатных специалистов организаций (врача, психолога, тренера).

В рамках реализации проекта были проведены региональные соревнования по юнифайд-футболу, юнифайд-бочча; «Фестиваль юнифайд-спорта»; проведен Всероссийский семинар «Развитие адаптивного спорта для детей с ментальными нарушениями». Экспериментальная работа осуществлялась в тесном взаимодействии с Ивановским региональным отделением Общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», программы которой направлены на социализацию детей с ментальными нарушениями средствами спортивной деятельности, развитие инклюзивной культуры посредством систематических тренировок и соревнований здоровых детей и детей с ОВЗ (соревнования объединенных юнифайд-команд). Совместно с Ивановским отделением «Специальная Олимпиада России» для студентов и педагогов коррекционных школ области были проведены учебно-методические семинары по организации инклюзивных тренировок и проведению массовых спортивных инклюзивных мероприятий, что, несомненно, важно для будущих специалистов АФК.

В процессе подготовки студентов ЭГ к занятиям с детьми рассматривались проблемы, связанные с разработкой методик проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми с ОВЗ, изучался и анализировался опыт применения современных технологий формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также особенности реализации инклюзивного физкультурно-спортивного образования в деятельности учреждений и организаций, осуществляющих физкультурно-спортивные программы для детей с проблемами в ментальной сфере.

Результаты исследования и их обсуждение. За время проведения педагогического эксперимента студенты АФК получили возможность эффективного развития професси-

ональных компетенций, личностного роста, творческого потенциала. Отмечено, что у студентов ЭГ качественно повысилась степень профессиональных компетенций по сравнению со студентами из КГ (табл. 1).

В ходе исследования определено, что студенты ЭГ считают свое участие в проекте значимым этапом профессиональной подготовки. По результатам самооценки, у студентов ЭГ зафиксирован значительный рост баллов в аспекте сформи-рованности умений и навыков в работе с детьми с ОВЗ, что также подтверждается и данными преподавателей, высоко оценивавшими их деятельность в рамках проекта по окончании педагогического эксперимента (табл. 2).

Установлено, что большинство преподавателей (94,7%) и все студенты считают, что подобная форма участия в практико-ориентированной деятельности в рамках реализации проектов с детьми с ОВЗ является необходимым условием качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Полученные результаты позволяют констатировать факт положительного влияния практико-ориентирован-ной деятельности в рамках реализации проекта «Школа здоровья для детей с ментальными нарушениями» на повышение степени сформированности профессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Адаптивная физическая культура».

Исследование проведено в рамках соглашения от 25.04.2022 № 091-15-2022-098 (о предоставлении из Федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам - победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2022 году) и при поддержке Ивановского регионального отделения «Специальная Олимпиада России».

Литература

1. Гильмутдинова Р.И. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе реализации грантовых проектов / Р.И. Гильмутдинова, Л.А. Парфенова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 11. - С. 5.

2. Манойлов А.А. Характеристика компонентов специфики личности студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» / А.А. Манойлов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 45-47.

References

1. Gilmutdinova R.I., Parfenova L.A. Formirovanie professionalnyh kom-petenciy studentov v processe realizacii grantovyh proektov [Formation of professional competencies of students in the process of implementation of grant projects]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 11. p. 5.

2. Manoylov A.A. Harakteristika komponentov specifiki lichnosti studentov napravleniya «Fizicheskaya kultura dlya lic s otklonenijami v sos-toyanii zdorovya» [Characteristics of the components of the personality specifics of students of the direction "Physical culture for persons with health problems"]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2015. No. 6. pp. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.