УДК 376.4
Белоусова М.В. студент магистратуры кафедра теории и методики физической культуры
Орехова Т.И. студент магистратуры кафедра теории и методики физической культуры
Стрижакова Е.В. аспирант
кафедра теории и методики физической культуры
Воронков А.В., к.п.н. доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин
Кадуцкая Л.А., к. п. н. доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет» Россия, г. Белгород К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация: В этой статье рассмотрены важность и проблемы привлечения детей с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям адаптивной физической культурой и спортом. В результате проведения исследования выявлено, что реализация социально значимых проектов повышает заинтересованность данной категории лиц к участию в них и к систематическим занятиям, что в свою очередь эффективно улучшает их физическую подготовленность.
Ключевые слова: физическая подготовка, социально значимые проекты, дети с отклонениями в состоянии здоровья.
Belousova M. V.
Master student of the Department of Theory and Methods of Physical
Culture Orekhova T.I.
Master student of the Department of Theory and Methods of Physical
Culture Strizhakova E. V.
PhD student of the Department of Theory and Methods of Physical
Culture
Voronkov A. V., PhD, Associate Professor Head of the Department of Sports Disciplines Kadutskaya L.A., PhD, Associate Professor Head of the Department of Theory and Methods of Physical Culture
Belgorod State National Research University
Russia, Belgorod
TO THE QUESTION OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH DISABLED HEALTH CONDITIONS
Annotation: This article discusses the importance and problems of attracting children with health problems to adaptive physical education and sports. As a result of the research, it was found that the implementation of socially significant projects increases the interest of this category of people for participating in and for systematic activities, which in turn effectively improves their physical fitness.
Keywords: physical training, socially significant projects, children with disabilities.
Люди с умственной отсталостью во многих странах составляют одну из многочисленных групп граждан с ограниченными возможностями. Интеллектуальные нарушения, как проблема не знает границ и не зависит ни от национальности, ни от социального, ни от экономического положения. На территории Белгородской области функционирует 10 специализированных учреждений для лиц с нарушениями интеллекта, на учете которых состоит 1718 человек. Стоит отметить, что систематические занятия физической культурой проводятся не во всех учреждениях.
Для лиц с интеллектуальными нарушениями занятия спортом - это максимально возможная самореализация повышение реабилитационного потенциала, социализация и социальная интеграция. Для привлечения данной категории лиц к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и спортом необходимо выстроить схему взаимодействия со всеми заинтересованными структурами (органы социальной защиты, физической культуры и спорта, образования). Определяющим принципом этого системного подхода является достижение положительного результата.
Низкий уровень физической подготовки лиц с интеллектуальными нарушениями связан с недостатком квалифицированных кадров и отсутствия системы занятий.
Недостаточный уровень взаимодействия между специализированными учреждениями. Не все учреждения используют возможность организовывать и проводить соревнования между своими подопечными.
Решить вышеуказанные проблемы мы сможем с помощью реализации социально - значимых проектов: «ЛИНиЯ в спорте», «Шире круг», «Мир равных возможностей», «Вместе мы сильнее».
В проектах принимают участие люди, которых называют «другими». Одна из задач проектов показать, что люди не просто могут обучаться плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, бочче и другим спортивным дисциплинам, но и в дальнейшем систематически заниматься спортом, участвуя в соревнованиях.
По мнению Сергея Петровича Евсеева, занятия спортом и физической культурой помогают такой категории граждан почувствовать свою
востребованность в современном обществе, некоторым достичь высоких побед в паралимпийском спорте [2].
Цель исследования - поиск путей оптимизации вовлечения лиц с ментальными нарушениями в систематические занятия физической культурой.
Проект «ЛИНиЯ в спорте» реализуют государственное бюджетное учреждение «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области» при поддержке Управления физической культуры и спорта Белгородской области, департамента образования, департамента здравоохранения и социальной защиты населения, а также социально -ориентированных организаций, родителей и законных представителей детей с интеллектуальными нарушениями, Белгородская региональная общественная организация «Федерация спорта глухих, спорта слепых, спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и спорта лиц с нарушением интеллекта», межрегиональный межотраслевой профессиональный союз «Правда».
Адаптивный спорт для людей с ментальными нарушениями в нашей стране начал свое развитие с 1990 года. Отделения специальной олимпиады России есть в 69 регионах, в 2018 году такое отделение открылось в городе Белгороде.
Детство «особенных» людей проходит в стенах спецшкол, «особенные» взрослые годами не выходят из психоневрологических интернатов. Никто не знает, на что они способны, потому что никто ими пристально не интересовался.
Для таких людей с особенностями интеллектуального развития в Белгородской области с марта 2018 года стартовал социальный проект под названием «ЛИНиЯ в спорте».
Цели проекта просты - это, во-первых, социальная реабилитация и абилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, -привлечение лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Одной из задач проекта является демонстрация того, что «особенные» люди не просто могут обучаться плаванию, легкой атлетике, футболу, настольному теннису, бочче и другим спортивным дисциплинам, но и в дальнейшем систематически заниматься спортом, участвуя во Всероссийских и международных соревнованиях.
В результате реализации проекта в спорт планируется вовлечь атлетов из 11 специализированных учреждений области, а также детей и подростков, которые воспитываются в семьях. Таким образом, у людей с ментальными проблемами появился реальный шанс улучшить качество своей жизни.
Реализация проекта включает три этапа. Первый этап - внутри специальных учреждений, второй-областной, третий - Всероссийский. Соревнования в рамках проекта «ЛИНиЯ в спорте» включают следующие спортивные дисциплины: настольный теннис, легкая атлетика, дартс, бочче,
шашки, шахматы, мини-футбол.
20 марта 2018 года проект стартовал на базе коррекционной школы №30 города Белгорода, в нем приняли участие 50 детей младших и средних классов.
23 марта 2018 года соревнования прошли для воспитанников двух Борисовских психоневрологических интернатов. Спортивный праздник состоялся в физкультурно-оздоровительном комплексе районного центра. Интернаты представляли 40 спортсменов.
6 апреля 2018 года соревнования состоялись для воспитанников Томаровского, Ливенского и Грайворонского психоневрологических интернатов. Участники играли в дартс, бочче, мини-футбол и настольный теннис.
20 апреля 2018 года спортивный праздник прошел в Новооскольской специальной общеобразовательной школе-интернате. В соревновательный процесс было вовлечено 64 ребенка с ментальными нарушениями.
27 апреля 2018 года «ЛИНиЯ в спорте» соединила Белгород и Валуйки. Очередные соревнования первого этапа состоялись для 60 воспитанников Валуйской общеобразовательной школы-интерната №1.
11 мая 2018 года в соревнованиях приняли участие 50 юных спортсменов Алексеевской общеобразовательной школы -интерната в возрасте от 7 до 17 лет.
29 мая 2018 года соревнования проекта «ЛИНиЯ в спорте» для воспитанников Большетроицкого детского дома-интерната для умственно-отсталых детей прошли в Шебекинском районе Белгородской области. Это завершающее мероприятие первого этапа «ЛИНиЯ в спорте». Участники готовятся к региональному этапу и финальным состязаниям.
В ходе реализации 1 этапа проекта в занятия адаптивным спорта и физкультурой уже вовлечено более 500 детей и взрослых. Первые спортивные турниры показали насколько важны и интересны мероприятия «ЛИНиЯ в спорте».
Для определения положительного влияния проекта «ЛИНиЯ в спорте» на физическую подготовленность детей с интеллектуальными нарушениями мы провели математическую обработку данных результатов тестирования. Результаты математической обработки представлены в таблице 1 и 2.
Как видно из таблиц во всех показателях тестирования, произошли достоверные изменения.
Таблица 1
Сравнение данных тестирования детей с ментальными нарушениями _11-12 лет до их участия в проекте «ЛИНиЯ в спорте»_
Виды контрольных На начало учебного года На конец учебного года
испытаний Х ± m Х ± m t Р
Метание теннисного мяча в
цель, дистанция 6 м (количество попаданий из 10 бросков) 1,9±0,5 3,2±0,4 4 < 0,05
13±0,7 14,5±0,6 4,7 < 0,05
Метание мяча весом 150 гр.
Прыжок в длину с места (см) 108,8±4,2 118,3±3,9 7,4 < 0,05
Таблица 2
Сравнение данных тестирования детей с ментальными нарушениями 12-13 лет после их участия в проекте «ЛИНиЯ в спорте»
Виды контрольных На начало учебного года На конец учебного года
испытаний Х ± m Х ± m t Р
Метание теннисного мяча в
цель, дистанция 6 м (количество попаданий из 10 бросков) 3,5±0,6 4,9±0,7 5,8 < 0,05
17,8±0,9 20±1,0 5 < 0,05
Метание мяча весом 150 гр
Прыжок в длину с места (см) 127,8±4,4 138,2±4,6 6,6 < 0,05
Исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что участие в проекте «ЛИНиЯ в спорте» детей 11 -13 лет, положительно отражается на развитии почти всех физических качеств. Если сравнить данные результаты с нормативами комплекса «ГТО» [1], то мы видим, что до начала эксперимента результат не соответствовал в большинстве даже бронзовому знаку отличия, а в конце соответствовал бронзовому и серебряному знаку отличия.
Таким образом, можно говорить о том, что выдвинутая гипотеза, о том, что участие в социально значимых проектах приведет к улучшению физической подготовленности лиц с интеллектуальными нарушениями, вовлеченных в спортивную деятельность, подтвердилась.
Использованные источники:
1. Государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс]: утверждены приказом Минспорта России от 12 февраля 2019 №90 // Федеральный портал «GTO.RU». - Режим доступа: https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5c8a217b493d3.pdf
2. Евсеев С.П., Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. Учебное пособие [Текст] - М.: Сов. спорт, 2010.-316 с.