УДК 370(09)(476)
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
О.Ю. ЛУТКОВСКАЯ, канд. ист. наук., доц. Е.Н. БОРУН, Е.В. МИНЁНОК, Н.В. ГРИШАНОВА (Полоцкий государственный университет)
Анализируются проблемы организации занятий физической культурой с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и готовность специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования. Рассматривается возможность использования физкультурно-спортивных праздников для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой. Предложена технология проведения праздников для лиц с ограниченными возможностями различных нозологий на основе интегрированного подхода, сделан анализ эффективности ее использования. Изучено отношение лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, различных возрастных групп к систематическим занятиям физической культурой, участию в соревнованиях, определены приоритетные для них виды физ-культурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: инклюзивная практика, физкультурно-спортивные праздники, ограниченные возможности, интегрированный подход, двигательная активность.
Введение. В мире наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т.ч. детей. В связи с этим проблемы адаптации таких детей имеют высокий уровень актуальности. Дополнительным фактором, актуализирующим данную проблему, стало присоединение Республики Беларусь к Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов [1].
Приоритетными задачами государственной и социальной политики в регионах страны по отношению к лицам с ОВЗ являются их максимальная адаптация к самостоятельной жизни, формирование социально-бытовых и профессиональных навыков для достижения необходимого уровня качества жизни и самореализации [2]. Потому основным направлением совершенствования системы образования лиц с ОВЗ выступает расширение использования наиболее прогрессивной его формы - инклюзивного образования [1], которое влечет за собой активное включение учащихся с ОВЗ к разнообразным видам социально-значимой деятельности, в частности к регулярным занятиям физической культурой и спортом [3].
Инклюзивное образование в Республике Беларусь находится на стадии активного развития: в Государственной программе развития специального образования в Республике Беларусь на 2016-2020 годы обозначены инклюзивные тенденции, Кодекс Республики Беларусь об образовании обеспечивает получение доступного образования, в т.ч. и для лиц с ОВЗ, принята Концепция развития инклюзивного образования.
По данным Министерства образования, в 2004 г. в Республике Беларусь насчитывалось 122 752 ребенка с ОВЗ, что составляет 6,11% от общей численности детей: 67,54% из них составляют дети с нарушениями речи; 17,36% - дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития; 14,00% - дети с умственными ограничениями; 6,45% - дети с нарушениями зрения; 4,07% - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 2,19 % - дети с комбинированными нарушениями; 2,15 % - дети с нарушениями слуха [4].
Известно, что набор социальных ролей лиц с ОВЗ в целом сводится к выполнению роли пассивного, зависимого от других людей человека. Принимая участие в физкультурно-спортивной деятельности, соревнуясь в составе команды, такие люди осваивают иной социальный статус, приходят к пониманию своего места и назначения в жизни, меры ответственности за возможный риск или страх неуверенности [5].
Вынужденное снижение двигательной активности указанного контингента лиц диктует жизненную необходимость поиска и применения инновационных форм и технологий для их реабилитации и социальной интеграции. Одним из перспективных направлений в контексте адаптивной физической культуры различных нозологических групп является организация и проведение массовых физкультурных мероприятий на основе социально-интегрированного подхода. Организованные с учетом интересов, потребностей и возможностей лиц с ОВЗ физкультурно-спортивные праздники могут быть действенным средством повышения их интереса, мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом [6].
Физкультурно-спортивные праздники по своему внутреннему сюжетному и содержательному наполнению в полной мере соответствуют понятию «креативность», благодаря возможности и необходимости использования при их проведении музыкального сопровождения, художественного наполнения, моментов театрализации, технических средств, звуковых и световых эффектов. Функциональный потенциал физкультурно-спортивных праздников также обосновывает целесообразность их использования при
работе с людьми с ОВЗ. Можно говорить о том, что участие в праздничном мероприятии дает человеку уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологического и социального статуса. Так, физкультурно-спортивные праздники выступают как специфическое средство формирования личности человека: во-первых, они выступают стимулом, способствующим формированию духовных потребностей; во-вторых, это деятельность по удовлетворению духовных потребностей человека [1].
В связи с этим разработка организационно-содержательного и технологического обеспечения физкультурных и спортивных праздников для лиц с ОВЗ является актуальной.
Цель исследования: оценка эффективности организационно-содержательных технологий проведения физкультурно-спортивных праздников для лиц с ОВЗ на основе социально-интегрированного подхода.
Задачи исследования:
1. Разработать и апробировать организационно-содержательные технологии проведения физкуль-турно-спортивных праздников для лиц с ОВЗ.
2. Проанализировать отношение лиц с ОВЗ к проведению и участию в массовых физкультурных мероприятиях за период исследования.
3. Оценить возможности использования физкультурных праздников на основе социально-интегрированного подхода в формировании и развитии интереса лиц с ОВЗ к занятиям физкультурной деятельностью.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по теме исследования; собеседования с участниками физкультурно-спортивных мероприятий, их родственниками и сопровождающими; анкетный опрос «Отношение лиц с ОВЗ к физкультурно-спортивным мероприятиям»; педагогическое наблюдение.
За период исследования были проведены физкультурно-спортивные праздники в условиях спортивного зала с разработкой отдельного сценария для каждого мероприятия с учетом нозологии, имеющихся интересов, потребностей, возможностей участников. Для изучения отношения лиц с ОВЗ к проведению и участию в социально-интегрированных физкультурных мероприятиях были проведены анкетные опросы, собеседования с участниками и сопровождающими их лицами, использовано педагогическое наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе реализации педагогического исследования было организовано 28 физкультурно-спортивных праздников, участниками которых стали 48 детей с ОВЗ различных нозологий: 31 мальчик (64,6%) и 15 девочек (35,4%). С 2017 г. ежегодно проводилось от двух до четырех физкультурно-спортивных мероприятий. На протяжении трех лет (2017-2020 гг.) наблюдалась положительная динамика в увеличении количества участников физкультурно-спортивных праздников: с 35 участников (2017 г.) до 48 (2020 г.). Это позволило проанализировать распределение участников по отдельным нозологиям и определить эффективность реализации организационно-содержательных технологий физкультурно-спортивных праздников в формировании интереса детей с ОВЗ разного возраста к занятиям адаптивной физической культурой.
В мероприятиях принимало участие от 22 до 48 детей с ОВЗ в возрасте от 4 до 18 лет, относящихся к различным нозологическим группам:
- с поражением опорно-двигательного аппарата;
- с нарушением зрения;
- с нарушением слуха;
- с нарушением интеллекта;
- с общими заболеваниями.
Наибольшее количество детей имело поражение опорно-двигательного аппарата (45,5%). Из них 12,6% детей передвигались при помощи инвалидных колясок.
При разработке содержания физкультурно-спортивных праздников для детей с ОВЗ использовались личностно-ориентированный, деятельностный, социально-интегрированный и междисциплинарный подходы, а также общие и специально-методические принципы: доступности, открытости, максимального вовлечения участников, учета возможностей самореализации, адекватности и оптимальности педагогических воздействий [7].
В качестве волонтеров по организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Новополоцка принимали участие студенты кафедры физической культуры и спорта учреждения образования «Полоцкий государственный университет». Они входили в составы смешанных команд, обеспечивали судейство спортивных конкурсов и соревнований. В конкурсах и состязаниях также были задействованы помощники, сопровождающие лица и родственники детей с ОВЗ.
Все виды двигательной деятельности программы подбирались с учетом физических возможностей, возрастных особенностей участников праздников [7]. Выполнение всех упражнений и элементов игр сопровождалось предварительным ознакомлением.
Отличительной особенностью технологии проведения физкультурно-спортивных мероприятий являлось построение их по блочному принципу. Каждый блок программы позволял провести конкурсы и соревнования по отдельным видам спорта, которые могут изменяться с учетом физической подготовленности участников, условий материально-технической базы, наличия спортивного инвентаря и т.д. При этом данный принцип давал возможность задействовать участников на нескольких площадках одновременно (с учетом их физкультурных интересов), что значительно повысило моторную (двигательную) плотность мероприятия.
Для составления сценариев мероприятий использовались следующие виды физкультурно-спортив-ной деятельности (ФСД): спортивные игры (подвижные игры с элементами спортивных игр), веселые старты и командные эстафеты, виды легкой атлетики (бег, заезды на колясках, прыжки, метания на точность и дальность), настольные игры и игры малой подвижности (настольный теннис, дартс, шашки, шахматы), спортивные викторины и интеллектуальные конкурсы.
По результатам анкетного опроса участников было определено оптимальное соотношение видов ФСД, которое использовалось при составлении программ физкультурно-спортивных мероприятий, исходя из их предпочтений (таблица 1).
Таблица 1. - Распределение видов физкультурно-спортивной деятельности
Вид физкультурно спортивной деятельности Выбор видов физкультурно-спортивной деятельности, %
Возрастная группа, лет
4-6 (п = 15) 7-11 (п = 21) 12-18 (п = 12) Всего (п = 48)
Спортивные игры 38,6 35,3 26,5 32,1
Веселые старты, эстафеты 25,0 23,9 17,7 21,5
Виды легкой атлетики (бег, прыжки, метания) 18,2 18,8 14,3 16,8
Настольные игры 15,9 16,5 27,8 21,1
Интеллектуальные конкурсы, викторины 2,3 5,5 14,3 8,5
Результаты анкетного опроса и собеседований показали, что большей популярностью пользуются виды ФСД с нагрузками высокой интенсивности у респондентов дошкольного возраста: спортивные игры (38,6%); веселые старты, командные эстафеты хотели бы видеть в сценарии физкультурно-спортивных праздников 63,6%. Обратная тенденция наблюдается при использовании в программе праздников настольных игр, игр малой подвижности, спортивных викторин и интеллектуальных конкурсов. Так, настольные игры хотели бы видеть в программе праздников всего 15,9% респондентов дошкольного возраста, а интеллектуальные конкурсы и викторины - 2,3%. Данные результаты показывают, что несмотря на функциональные ограничения, молодые участники мероприятий предпочитают конкурсы с повышенной двигательной активностью. Такая же тенденция распределения видов ФСД сохранилась и у респондентов младшего школьного возраста. У респондентов среднего и старшего школьного возраста предпочтения по видам ФСД распределились равномерно, что говорит о желании респондентов принимать участие в мероприятиях с умеренными нагрузками.
В среднем активные виды ФСД имеют стабильный интерес у участников мероприятий. Так, видам легкой атлетики отдали предпочтение 16,8% респондентов; спортивным играм - 32,1%; веселым стартам и эстафетам - 21,5%.
Проведение анкетирования позволило выявить эффективность использования физкультурно-спор-тивных мероприятий в формировании положительного интереса у детей с ОВЗ к занятиям адаптивной физической культурой. Для более детального анализа результаты опроса представлены в таблице 2.
Результаты анкетирования показали, что к систематическим занятиям спортом и регулярному участию в соревнованиях положительно относятся 100% респондентов в возрасте до 10 лет и 95% респондентов в возрасте 12-18 лет. По всей видимости, молодые участники имеют желание изменить свой исходный уровень жизни и расширить диапазон двигательной активности. Всего в группе исследования 90,6% участников высказались положительно относительно систематических занятий спортом и регулярного участия в соревнованиях.
Более единодушно высказались участники исследования в отношении к совместному участию в мероприятиях лиц с ОВЗ нескольких нозологических групп. Наибольшее число положительных ответов было получено в группе участников до 10 лет - 95,5%; наименьшее количество положительных ответов в группе участников 12-18 лет - 77,8%. Средний показатель в данном вопросе составил 88,4%.
Таблица 2. - Результаты анкетирования по отношению лиц с ОВЗ к физкультурно-спортивным
мероприятиям
Содержание вопроса Ответы на вопросы
Возрастная группа, лет
<4-6 (п = 15) 7-11 (п = 21) 12-18 (п = 12) Всего (п = 48)
1. Ваше отношение к систематическим занятиям спортом и регулярному участию в соревнованиях для лиц с ОВЗ положительное - 100% положительное -95,0%; отрицательное - 1,3%; затрудняюсь ответить - 3,7% положительное -85,0%; отрицательное - 5,5% затрудняюсь ответить - 9,5% положительное -90,6%; отрицательное - 3,7%; затрудняюсь ответить - 5,7%
2. Ваше отношение к совместному участию в праздниках лиц с ОВЗ нескольких нозологических групп положительное -95,5%; отрицательное - 4,5% положительное -90,3%; отрицательное - 5,5%; затрудняюсь ответить - 4,2% положительное -77,8% отрицательное - 9,2% затрудняюсь ответить - 13% положительное -88,4%; отрицательное - 5,7%; затрудняюсь ответить - 5,9%
3. Должны ли принимать участие в праздниках для лиц с ОВЗ члены их семей, их родственники да, должны - 94,3%; нет, не должны - 1,2%; затрудняюсь ответить - 4,5% да, должны - 88,1%; нет, не должны - 3,2%; затрудняюсь ответить - 8,7% да, должны - 68,6% нет, не должны -12,9% затрудняюсь ответить - 18,5% да, должны - 85,0%; нет, не должны - 4,9%; затрудняюсь ответить - 10,1%
4. С какой периодичностью должны проводиться подобные мероприятия 1-2 раза в год - 23,9%; 3-4 раза в год- 36,3%; 1-2 раза в месяц -39,8% 1-2 раза в год - 12,4%; 3-4 раза в год - 56,9%; 1-2 раза в месяц -30,7% 1-2 раза в год - 57,4%; 1-2 раза в месяц -42,6% 1-2 раза в год - 26,8%; 3-4 раза в год - 50,3%; 1-2 раза в месяц -22,9%
5. С чем связаны затруднения, которые вам пришлось преодолевать для участия в празднике транспортные барьеры - 52,3%; физические трудности - 10,2%; социальные и психологические трудности -10,2%; нет трудностей - 27,3% транспортные барьеры - 53,7%; физические трудности - 11,9%; социальные и психологические трудности -26,1%; нет трудностей - 8,3% транспортные барьеры - 55,5%; физические трудности - 18,5%; социальные и психологические трудности -26,0% транспортные барьеры - 52,7%; физические трудности - 13,4%; социальные и психологические трудности -23,6%; нет трудностей - 10,3%
Также позитивно участники праздников высказались в отношении участия в спортивно-массовых мероприятиях членов их семей, близких, родственников. Наибольшее количество положительных ответов получено в возрастной группе до 10 лет - 94,3%, наименьшее - в возрастной группе 12-18 лет. Средний показатель по группе исследования составил 85%. Данные результаты демонстрируют желание лиц с ОВЗ к социальной интеграции и адаптации в общество, независимо от их возраста и нозологии.
Относительно периодичности проведения физкультурно-спортивных мероприятий мнение участников было различным. Для участников до 6 лет наиболее приемлемым было бы проведение физкуль-турно-спортивных мероприятий два раза в месяц. Участники возрастных групп 7-18 лет наиболее оптимальным режимом для себя определили проведение праздников один раз в месяц.
Вместе с тем участники исследования также отметили трудности, которые они испытывают при проведении подобных мероприятий. Главной проблемой лица всех возрастных групп назвали транспортные барьеры, социальные и психологические трудности (боязнь общения, стеснение, ощущение неудобства). Полученные данные помогли выявить основные проблемы, на решение которых должна быть направлена работа организаторов физкультурно-спортивных мероприятий для лиц с ОВЗ. Следует отметить обстоятельство, что 10,3% участников опроса отметили, что не испытывают никаких трудностей при участии в физкультурно-спортивных праздниках.
Заключение. Таким образом, физкультурно-спортивные мероприятия как вид креативной (художественно-музыкальной) телесно-ориентированной практики адаптивной физической культуры способствуют реализации возможностей организма для полноценной жизни и раскрытию личности. Это выражается в создании условий для самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество, условий, способствующих преодолению замкнутого пространства, формированию психической защиты, возможностей для общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний при выборе форм занятий, способов приобщения к занятиям различными видами адаптивной физической культуры. Все это, оказывая совокупное влияние на личность, в результате приводит к формированию высокого уровня культурной самоактуализации лиц с ОВЗ.
Можно констатировать, что разработка и внедрение организационно-содержательных технологий физкультурно-спортивных мероприятий способствовали формированию и повышению интереса (мотивации) лиц с ОВЗ к систематическим занятиям адаптивной физической культурой. Предложенная технология проведения физкультурных праздников на основе социально-интегрированного подхода позволила объединять лиц с ОВЗ сразу нескольких нозологий, а также принимать участие в них лицам с низким уровнем физической подготовленности. По нашему мнению, этот факт является значимым, т.к. повышает социальную адаптацию и интеграцию лиц с ОВЗ в обществе и расширяет их возможности.
Результаты педагогического исследования показали положительное отношение лиц с ОВЗ всех возрастных групп к совместному участию в физкультурно-спортивных мероприятиях сразу нескольких нозо-логий и их близких, родственников. Большинство детей с ОВЗ до 12 лет продемонстрировали высокий интерес к систематическим занятиям спортом и регулярному участию в спортивных соревнованиях. Более четверти участников до 18 лет отметили, что не испытывали никаких трудностей при участии в физкуль-турно-спортивных мероприятиях подобного формата.
Однако в возрастной категории участников проекта среднего и старшего школьного возраста отмечено снижение интереса (мотивации) к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В связи с вышеизложенным основными направлениями дальнейшей научно-практической деятельности были определены: увеличение количества участников мероприятий; вариативность содержания программ мероприятий и анализ эффективности использования отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности; повышение интереса лиц с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста к регулярным занятиям адаптивной физической культурой на основе применения современных инновационных подходов, методов и технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инклюзивная физическая рекреация в формировании толерантности здоровых школьников к сверстникам-инвалидам / Е.А. Филиппова [и др.] // Современные проблемы физической культуры и спорта : матер. междунар. науч.-прак. конф. - СПбНИИФК, 2008. - Т. 1. - С. 214-217.
2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. - М. : Спорт, 2016. -616 с.
3. О создании условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / П.А. Колобков [и др.] // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 4. - С. 2-8.
4. Дети с особенностями психофизического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elsk-internat.schools.by/pages/deti-s-osobennostjami-psihofizicheskogo-razvitija-opfr. - Дата доступа: 28.09.2020.
5. Котова, О.В. Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями / О.В. Котова // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - Вып. 86. - C. 81-84.
6. Фомичева, Е.Н. Изучение отношения лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп к занятиям адаптивной физической культуры (на примере физкультурных праздников) / Е.Н. Фомичева, М.В. Курникова, В.А. Оринчук // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 1. - С. 35-37.
7. Курникова, М.В. Сценарий физкультурно-спортивного праздника для лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп / М.В. Курникова, Е.Н. Фомичева, В.А. Оринчук // Физическая культура: воспитание, образование, спортивная тренировка. - 2013. - № 1, С. 60-63.
Поступила 24.04.2020
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS HOLIDAYS IN INCLUSIVE PRACTICE
O. LUTKOVSKAYA, E. BORUN, E. MINENOK, N. GRISHANOVA
The article deals with the problems of organizing physical culture classes for children with disabilities and the readiness of physical culture specialists to work in inclusive education. The article describes the possibility of using physical culture and sports holidays to form a positive attitude to physical education. The technology of holding holidays for disabled people of various nosologies based on an integrated approach is proposed, and an analysis of the effectiveness of its use is made. The attitude of disabled people of various age groups to systematic physical education, participation in competitions is studied, and priority types of physical culture and sports activities are determined for them.
Keywords: inclusive practice, physical culture and sports holidays, disabilities, integrated approach, physical activity.