Научная статья на тему 'Роль преподавательского состава в реализации инклюзии на практических занятиях'

Роль преподавательского состава в реализации инклюзии на практических занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохин Евгений Александрович

Представлены результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава, отражающие их готовность к работе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Выявлены основные трудности внедрения инклюзии на практических занятиях по физической культуре. Предложена программа упражнений для лиц с ограниченными возможностями здоровья с максимальным списком рекомендаций по запрещающим и корригирующим упражнениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрохин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHING STAFF IN THE REALIZATION OF INCLUSION IN PRACTICAL EXERCISES

The results of the questionnaire of the faculty are presented, reflecting their willingness to work with students with deviations in health status. The main difficulties of introducing inclusion in practical classes in physical culture. An exercise program for people with disabilities with a maximum list of recommendations for prohibitive and corrective exercises is proposed.

Текст научной работы на тему «Роль преподавательского состава в реализации инклюзии на практических занятиях»

УДК 796.011:378.126 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10206

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Е.А. Митрохин

Представлены результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава, отражающие их готовность к работе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Выявлены основные трудности внедрения инклюзии на практических занятиях по физической культуре. Предложена программа упражнений для лиц с ограниченными возможностями здоровья с максимальным списком рекомендаций по запрещающим и корригирующим упражнениям.

Ключевые слова и фразы: студенты, физическая культура, инклюзивное образование, доступная среда, профессорско-преподавательский состав.

Особенностью современного образования является инклюзия, включающая возможность получить образование на всех уровнях всем желающим. До появления инклюзивного образования учебный процесс был нацелен на практически здоровых обучающихся, обучение вели обычные преподаватели, в то время как с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) занимались специальные образова -тельные организации с соответствующим педагогическим составом.

В современных условиях преподаватели должны быть универсалами своего дела, так как в группе со здоровыми студентами могут обучаться студенты с ОВЗ. Много трудностей возникает при реализации практических дисциплин по физической культуре и спорту, так как не оговорены формы занятия на законодательном уровне. В связи с этим в вузах внутренними локальными актами определяются формы занятий, в большинстве случаев это теоретические занятия или дистанционные занятия с выполнением разных контрольных работ. При этом не выполняются основные задачи дисциплины - оптимизация двигательной активности и поддержание физического здоровья обучающихся.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что применение дистанционных технологий в высших учебных заведениях для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательном пространстве является хорошей альтернативой для вузов, которые полноценно не обеспечены материально-технической базой. В данном случае обучение строится по образу инклюзивной системы обучения в общих группах по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных образовательных технологий. Рассматриваемая нами система очень схожа с интеграционной, но в то же время у обучающихся с ОВЗ и инвалидов отсутствует этап полноценной адаптации и социализации, так как индивидуальный график

или электронное обучение не обеспечивает полноценную адаптацию к образовательному пространству. Взаимодействия со сверстниками как таковые отсутствуют, необходимая двигательная активность лицами с ОВЗ на занятиях по дисциплинам физической культуры в данной форме обучения полностью исключается.

Анализируя определение двигательной активности инвалида, приведенное в национальной психологической энциклопедии, можно выделить несколько ключевых моментов [1]:

- во-первых, это способ существования, объективная жизненная потребность, условие полноценной жизни инвалидов;

- во-вторых, двигательная активность дает им уверенность в себе, расширяет диапазон двигательных возможностей, улучшает психическое здоровье, повышает физические кондиции, жизненный тонус, приносит радость общения и т. д. В связи с этим обучающиеся с ОВЗ и инвалиды лишают себя не только успешной социализации и коммуникаций, но и физического развития, профилактики состояния здоровья и атрофии мышц.

Ограничение функций физических упражнений в области физической культуры, по отношению к данной группе обучающихся, лишь лечебным направлением (лечебная физическая культура, физическая реабилита -ция, «тренирующая терапия» и т. п.) значительно уменьшает потенциал специально организованной двигательной активности человека, его духовно-телесной практики в решении проблем социализации инвалидов, гуманизации и, вообще, в повышении качества их жизни [2, с. 25].

Оздоровительная физическая культура и спорт (далее ФКиС) должны стать мощными стимулами, помогающими восстановлению или установлению контакта с окружающим миром, и тем самым облегчить и ускорить возвращение инвалидов в общество, признание их в качестве равноправных граждан. Действительно, существуют такие виды спорта и игры, в которых инвалиды могут принимать участие вместе со здоровыми людьми (например, сидя в креслах-колясках стрелять из лука, играть в кегли, настольный теннис) [3, с. 300].

Основными трудностями реализации инклюзивного образования на занятиях по физической культуре являются - доступность к спортивных сооружениям и материальная оснащенность, модернизация спортивного инвентаря под лица с ОВЗ и инвалидов, форма практический занятий ФКиС по типу сегрегации, интеграции или инклюзии, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (далее ППС) или профессиональная переподготовка в области адаптивной физической культуры и спорта, а также готовность ППС работать с данной категорией обучающихся.

Для определения готовности профессорско-преподавательского состава к практическим занятиям по дисциплине ФКиС автором было

проведено анкетирование в разных вузах на кафедрах физического воспитания (Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный медицинский университет, Сибирский государственный университет геосистем и геотехнологий, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, Сибирский государственный университет путей сообщений).

В анкетировании приняли участие более 40 сотрудников (47 % -мужчины, 53 % - женщины) из числа профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания. Анкетирование содержало вопросы, касающиеся теоретической базы инклюзивного образования и нормативно-правовой базы, причин трудностей реализации инклюзивного образования на практических занятиях по физической культуре, готовности проводить занятия и у каких категорий студентов с ОВЗ.

Под инклюзивным образованием большинство ППС считают, что оно касается только школьной программы (60 %), четкое представление о понятии инклюзивного образования сформировано только у 26 % сотрудников.

Анализируя оценку нововведения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» о возможности получения образования в вузах в группах со здоровыми обучающимися лицами с ограниченными возможностями и инвалидами (ст. 79) [4], выявили стереотипное мышление среди коллег (43 %), считающих, что обучающиеся с ограничениями должны заниматься по индивидуальным программам и графикам либо в специальных учреждениях в сопровождении медицинских работников (врачей ЛФК, инструкторов ЛФК).

Помимо данного вопроса, также стереотипное мышление с элементами сегрегации выявилось в вопросах о готовности ППС к проведению практических занятий по физической культуре и элективных курсов у данного контингента обучающих (рис. 1).

Как видно на рис. 1, часть ППС (26 %) готовы проводить занятия только в форме теоретических занятий или электронного обучения с выполнением письменных контрольных заданий, 13 % отказываются проводить занятия с данными обучающимися, акцентируя внимание на медицинские учреждения. Однако если обучающихся направить в медицинские учреждения для занятий физическими упражнениями, то это снова приведет к сегрегации и повлечет нарушение ст. 30, п. 5 «Конвенции о правах инвалидов о равном доступе с другими обучающимися к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях» [5]. Положительным моментов является то, что часть ППС (36 %) готовы проводить занятия при наличии индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) и методических рекомендаций с разработанными индивидуальными комплексами физических упражнений и прописанными рекомендациями по выполнению, дозировке нагрузки и т. д.

Нет, они должны

заниматься в медучреждениях 13 %

Нет, занятия только со здоровыми студентами -22 %

Да, только по рекомендациям ИПРА -

13 %

Да, только по индивидуальным программам -26 %

Да, только в форме

теоретических занятий и ЭО/ДОТ -26 %

Рис. 1. Анализ готовности ППС к проведению практических занятий по физической культуре и спорту и элективным курсам по физической культуре

Своеобразие организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ заключается в учете данных о психофизических особенностях обучающихся разных нозологических групп: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др. Более того, студенты -инвалиды и лица с ОВЗ различаются не только по нозологии, но и по степени тяжести и структуре нарушений (с тяжелой, средней, легкой сте -пенью нарушений), по времени возникновения нарушения (с врожденным или приобретенным нарушением), по причинам и характеру протекания заболевания, по медицинскому анамнезу и прогнозу (с отягощен-ным/неотягощенным анамнезом, благоприятным/неблагоприятным прогнозом), по состоянию сохранных функций (с сохранной/утраченной функцией), по социальному статусу и другим признакам (инвалид и др.), что накладывает отпечаток на развитие их психических процессов, особенно восприятия [6].

На рис. 2 представлены нарушения и ограничения студентов, с которыми готов работать ППС. Среди самых вероятно возможных категорий в рамках инклюзии ППС выделил - нарушения слуха и функций опорно-двигательного аппарата (по 13 % соответственно), при этом 26 % сотрудников считают, что не готовы работать с обучающимися, имеющими какие-либо отклонения или ограничения.

14 12 10 8 6 4 2 0

I Отклонения в интеллекте I Нарушения слуха I Нарушения ОДА

I Нарушения зрения I Нарушения речи

I Расстройства аутистического характера

Рис. 2. Виды нарушений и ограничений студентов, с которыми готовы работать преподаватели по системе инклюзивного образования в вузе, %

Причины неготовности к работе с данной категорией обучающихся, либо только с избранными видами нарушений представлены на рис. 3.

12

10

||

Не могу сказать

Отсутствие спецобразования

Стереотипы и принципы

Материально-техническая база

Страх навредить

Уверенность, что студенты не будут ходить Отсутствие четких программ с алгоритмами Недостаток информации и доступа к ней

Рис. 3. Причины неготовности ППС к инклюзивному образованию на занятиях по физической культуре и элективным курсам по физической культуре, %

8

6

4

2

0

Как видно из диаграммы, практически треть сотрудников не могут даже сформировать причину неготовности к инклюзивному образованию. Одной из главных причин является отсутствие специального дополнительного образования по практическим занятиям с данной категорией обучающихся (26 %). На втором и третьем местах отмечены такие причины, как неукомплектованность материально-технической базы специальным оборудованием и инвентарем, а также отсутствие программ с четким алгоритмом действий с каждой категорией студентов с ОВЗ и инвалидами.

В целом же профессорско-преподавательский состав признает, что инклюзия должна быть в системе высшего образования (56 %), обосновывая следующими постулатами:

- совместные занятия наилучшим образом влияют на процесс социализации и адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью (43 %);

- способствует формированию взаимопомощи, толерантности и коммуникабельности на практических занятиях, достижения цели (39 %);

- подготовка специалистов разного уровня вне зависимости от ограничений (18 %).

Однако численность ППС, готовых сразу начать работу с группами, где обучаются лица с ОВЗ, составляет всего 16 %, нейтральное положение занимают 20 %, против - 64 %.

При этом 26 % опрошенных категорически против практических занятий по ФКиС и элективным курсам по ФК в образовательном пространстве инклюзивной системы.

В заключение приоритеты оптимальной формы занятий, по мнению ППС, распределились следующим образом: практические занятия (31 %), семинарские занятия (13 %), лекционные занятия (43 %), дистанционные занятия (13 %).

По результатам анкетирования, основываясь на ответах ППС, были получены следующие пожелания перед внедрением инклюзивного образования на занятиях по ФКиС: предоставить или составить индивидуальные специальные программы упражнений с учетом нозологий и физических ограничений обучающихся с ОВЗ (в качестве примера представлена таблица характеристик заболеваний, противопоказаний и рекомендаций по материалам работ Е.А. Бабенковой, О.Л. Жуковой, О.И. Рязановой, Р.В. Тазиева, И.Н. Тимошиной и др. [7]), разработать примерную программу упражнений для лиц с ОВЗ с максимальным списком рекомендаций по запрещающим и корригирующим упражнениям (таблица); провести мастер-классы в таких группах с ведущими специалистами для обмена опыта и повышения квалификации.

Рекомендации по физическим упражнениям для лиц с различными ограничениями

Заболевания Противопоказания и ограничения Рекомендации

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, интенсивным напряжением мышц брюшного пресса Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в и.п. лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег, бег в медленном темпе

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) Упражнения, вызывающие длительную задержку дыхания и интенсивное напряжение мышц брюшного пресса Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, прогулки на воздухе

Заболевания почек (нефрит, нефроз, пиелонефрит) Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела При проведении общераз-вивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (с разрешением врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин - первый год обучения, 10-15 мин -второй и последующие годы обучения)

Нарушения нервной системы Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнение в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения

Заболевания органов зрения Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и на голове Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки -

Данную таблицу необходимо расширить для лиц с ОВЗ и инвалидов, и тогда ее можно применять на практических занятиях по ФКиС и элективным курсам по ФК в рамках инклюзивного образовательного пространства.

Без соответствующих ценностных ориентаций преподавателя высшей школы, без его мотивированности, без инициативы и специальных усилий обеспечить подлинное включение студента с инвалидностью в учебный процесс в вузе невозможно. Трудности связаны также с дефици -том у педагогов специально-психологических и специально-педагогических знаний, без чего невозможно в полной мере учесть образовательные возможности и ограничения студентов с нарушениями здоровья различной нозологии [8, с. 34]. Педагог, работающий с обучающимися с особыми образовательными потребностями, обязан обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых обстоятельствах, мгновенно отреагировать на изменение обстоятельства и принимать решение. Существенное и важнейшее требования к педагогу -это отношение к ним с максимальной аккуратностью и тактичностью, в том числе умение сохранять конфиденциальную информацию и личные секреты обучающихся [9, с. 45].

Таким образом, социологическое исследование инклюзивного образования на практических занятиях по ФКиС выявило, что необходимо не только соблюдать требования «Доступная среда», но и сформировать положительную педагогическую мотивацию с проработкой сложившихся стереотипов в отношении обучающихся с ОВЗ и в отношении инклюзивного образования как особой форме организации образовательного процесса. Для решения сложившихся трудностей необходимы практические повышения квалификации ППС в формате мастер-классов ведущих специалистов в области адаптивной или лечебной физической культуры с сопроводительными материалами.

Список литературы

1. Двигательная активность инвалидов // Национальная психологическая энциклопедия. Психология. НЭС [Электронный ресурс]. URL: https://vocabulary.ru/termin/dvigatelnaja-aktivnost-invalidov.html (дата обращения: 19.06.2019).

2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Открытый мир: науч.-практ. семинар по адаптивной двигательной активности [Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1141 (дата обращения: 19.06.2019).

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник. М.: Медицина, 1999. 304 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/708566b2fd52d51 c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ Ст.79 (дата обращения 11.11.2019).

5. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2565085/7d6bbe1829627ce 93319dc72963759a2/ Ст.30.5 (дата обращения 11.11.2019).

6. Харитонова О.В., Звоненко А.Б., Суходоева К.С. Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 50-54.

7. Ланда Б. СМГ в школе: как начать работу? // Спорт в школе. Методика. Адаптивная физкультура. 2008. № 13. [Электронный ресурс] URL: https://spo.1sept.ru/article.php?ID=200801305 (дата обращения 15.06.2019).

8. Инклюзивная практика в высшей школе: учеб.-метод. пособие / А.И. Ахметзянова [и др.]. Казань: Изд-во КФУ, 2015. 224 с.

9. Суменкова А.М. Роль педагогических работников в формировании непрерывной инклюзивной образовательной среды // Инклюзивное профессиональное образование: сборник материалов Всерос. совещания / под ред. Т.Ю. Макаровой. М.: Изд-во «Национальный институт инноваций», 2018. С. 42-47.

Митрохин Евгений Александрович, старший преподаватель, доцент, [email protected], Россия, Новосибирск, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

THE ROLE OF TEACHING STAFF IN THE REALIZATION OF INCLUSION

IN PRACTICAL EXERCISES

E.A. Mitrokhin

The results of the questionnaire of the faculty are presented, reflecting their willingness to work with students with deviations in health status. The main difficulties of introducing inclusion in practical classes in physical culture. An exercise program for people with disabilities with a maximum list of recommendations for prohibitive and corrective exercises is proposed.

Key words and phrases: students, physical education, inclusive education, accessible environment, faculty.

Mitrokhin Yevgeny Alexandrovitch, senior lecturer, associate professor, [email protected], Russia, Novosibirsk, Siberian State University of Geosystems and Technologies, Siberian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

References

1. Dvigatel'naya aktivnost' invalidov [The motor activity of the disabled] // National Psychological Encyclopedia. Psychology. NES [Electronic resource]. URL: https://vocabulary.ru/termin/dvigatelnaja-aktivnost-invalidov.html (accessed: 19/06/2019).

2. Evseev S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura i social'naya integraciya invalidov [Adaptive physical culture and social integration of people with disabilities] // Open World: scientific-practical. seminar on adaptive motor activity [Electronic resource]. URL: http://lib. sportedu.ru/GetText.idc?TxtID= 1141 (accessed: 19/06/2019).

3. Epifanov V.A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sportivnaya medicina [Physiotherapy and sports medicine]: a textbook. M.: Medicine, 1999. 304 p.

4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on July 26, 2019) "On Education in the Russian Federation"] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02 abb2d81a6c22e/ Art.79 (accessed: 11/11/2019)/

5. Konvenciya o pravah invalidov ot 13 dekabrya 2006 g. [Convention on the Rights of Persons with Disabilities of December 13, 2006] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/2565085/7d6bbe1829627ce 93319dc72963759a2 / Art.30.5 (accessed: 11/11/2019).

6. Haritonova O.V., Zvonenko A.B., Suhodoeva K.S. Podgotovka professorsko-prepodavatel'skogo sostava k realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v vuze [Preparation of faculty for the implementation of inclusive education at the university] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2017. No. 3. P. 50-54.

7. Landa B. SMG v shkole: kak nachat' rabotu? [SMG at school: how to get started?] // Sport v shkole. Metodika. Adaptivnaya fizkul'tura [Sports at school. Methodology Adaptive physical education]. 2008. No. 13. [Electronic resource] URL: https://spo. 1sept.ru/ article.php?ID=200801305 (accessed: 15/06/ 2019).

8. Inklyuzivnaya praktika v vysshej shkole [Inclusive practice in higher education]: textbook.-method. allowance / A.I. Akhmetzyanova [et al.]. Kazan: KFU Publishing House, 2015. 224 p.

9. Sumenkova A.M. Rol' pedagogicheskih rabotnikov v formirovanii nepreryvnoj inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy [The role of teachers in the formation of a continuous inclusive educational environment] // Inclusive vocational education: a collection of materials Vseros. meeting / ed. T.Yu. Makarova. M.: Publishing house "National Institute of Innovations", 2018. P. 42-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.