Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Хабибулин Денис Асхатович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
Аннотация. В статье дана характеристика социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды. Выделены условия образовательной среды, обеспечивающие положительную социализацию в студенческое общество и раскрытие индивидуального образовательного потенциала.
Ключевые слова: образовательная среда, социально-психологическая адаптация, инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья.
Annоtation. In article the characteristic of social and psychological adaptation of students with spécial opportunities of health in the conditions of the inclusive educational environment is given. The conditions of the educational environment providing positive socialization in student's society and disclosure of individual educational potential are allocated.
Keywords: the educational environment, social and psychological adaptation, inclusive education, students with special opportunities of health.
Введение. Инклюзия - это одна из новейших стратегии специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение учащегося с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь образовательного учреждения. Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ «регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» [4]. Сущность инклюзивного образования состоит в том, что доступность качественного образования лиц с различными отклонениями в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, с задержкой психического развития, расстройствами аутичного спектра, множественными нарушениями в развитии), нуждающихся в образовании отвечающем их особым потребностям предполагается на всех этапах образования и в образовательных учреждениях всех уровней [3].
Вопросы социальной адаптации студентов к условиям вуза рассматривались рядом отечественных исследователей. Так, А. П. Парахонский предложил выделять в ней психолого-педагогический, социально-психологический, психофизиологический и мотивационно-личностный компоненты. Первый компонент определяется им как приспособление к новой дидактической ситуации, учебному процессу. Психофизиологический связан с изменениями ритма жизни и изменениями функционирования организма. Социально-психологический обусловлен вхождением в новый коллектив, а мотивационно-личностный связан с установками студента на успешность учебного процесса [6]. Л. Е. Елгина выделяет в социальной адаптации студентов профессиональную составляющую, состоящую в приспособлении к учебному процессу, а также социально- психологическую, связанную с жизнью студента в среде однокурсников, выработкой стиля поведения и взаимоотношения с ней [2]. Однако приведенные классификации, как и некоторые другие, разрабатывались безотносительно к проблеме инвалидности.
Разнообразию потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна соответствовать совокупность сервисов, в том числе такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Это предполагает создание адаптивной образовательной среды, позволяющей обеспечить личностную самореализацию и полноценную социальную жизнь таких студентов в образовательном учреждении.
Изложение основного материала статьи. Социально-психологическая адаптация характеризуется приобщением личности к новым социальным группам и видам деятельности этого социума, а также степенью включенности в социальную среду. Факторы, затрудняющие адаптацию студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Понятие социальной недостаточности включает в себя: ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.
Социальная интеграция в общество предполагает адаптацию обучаемых с ОВЗ в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. Педагогическая интеграция предусматривает формирование у лиц с ОВЗ развитие способностей к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом.
Считается, что в рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации обучаемых с ОВЗ. В то же время нормально развивающиеся сверстники, попадая в полисубъектную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, т.е. единым сообществом, включающим и сверстников с психосоциальными нарушениями.
Следует также учитывать, что студенты-инвалиды отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации таких студентов к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.
Адаптивные возможности студента-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:
1. Характером инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания).
2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент, биоритмологические свойства, уровень развития психических процессов и др.).
3. Недостатком физического здоровья. Для них характерна соматическая ослабленность.
4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей).
5. Гиперопекой со стороны взрослых, которая формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную. Так, социум стремится уберечь таких членов общества от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности людей с ОВЗ.
6. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию судентов-инвалидов и интеграцию их в общество.
7. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей студентов-инвалидов (средства передвижения, слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности студента-инвалида к социальному приспособлению.
8. Нахождением студента-инвалида в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.
Составляя особую социальную группу, лица с ОВЗ могут испытывать значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, и (или) двигательного развития, а также соматических заболеваний.
Исследователи подчеркивают, что особенности социализации проявляются у лиц с ОВЗ на разных уровнях. При этом нарушение на исходном физиологическом уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение молодежи с ОВЗ в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.
Факторами, препятствующими успешной адаптации обучаемых с ОВЗ в образовательную среду, на наш взгляд, выступают общий уровень их психического развития, и дефицитарность центральных сфер личности (когнитивной, социальной, эмоционально-волевой). При этом их сниженные психодиагностические показатели не могут рассматриваться как противопоказания к успешной интеграции, а лишь свидетельствуют о необходимости создания условий, обеспечивающих им минимальный уровень развития социальных компетенций.
Критериями социального взросления обучаемых является комплекс компетенций в навыках общественного поведения и продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.
Социально-педагогическими условиями организации инклюзивной образовательной среды вуза на наш взгляд являются: создание условий для формирования единого социокультурного мышления и поведения всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, взаиморазвитие и приращение их социокультурного опыта, развитие системы отношении, благоприятных для совершенствования социокультурной компетентности студентов; реализацию социально-педагогических и организационно-технологических механизмов управления непрерывным развитием социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования.
Мы так же считаем, что для обеспечения позитивной социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды в вузе, необходимо осуществлять следующие основополагающие составляющие:
1. Разработку индивидуальной программы сопровождения образовательного процесса обучающегося с ОВЗ. Программа разрабатывается в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и осуществляется по направлениям: организационно-методическое, психолого-педагогической, социальное. Программа должна содержать индивидуальные рекомендации по оказанию обучающемуся и его семье социальной помощи по вопросам адаптации, социализации и семейного воспитания, итоги первичного комплексного психолого-педагогического обследования (характеристика познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности обучающегося), рекомендации по оказанию обучающемуся психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации, рекомендации по оказанию обучающемуся помощи в усвоении дисциплин образовательной программы.
2. Индивидуальное сопровождение научно-исследовательской работы с учетом компетентностного подхода и принципа интеграции. При тьюторском сопровождении научно-исследовательских проектов студентов с ОВЗ особое внимание должно уделяться осознанию социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности и «...интеграции разных видов деятельности студентов в процессе специально отведенного времени, а именно: учебной деятельности в ходе аудиторных занятии; самостоятельной работы с современными электронными базами данных и интернет-ресурсами; учебно-исследовательской деятельности, включающей реализацию разных этапов эксперимента (констатирующий, частично-поисковый, формирующий и контрольный)» [1, с. 1184].
3. Включение студентов с ОВЗ в различные социальные мероприятия. Например, в 2018 г. одна из наших студенток с ОВЗ вместе с одногруппницами были награждены Грамотой лауреата степени ГРАН-ПРИ в городском конкурсе социальных плакатов школьников и студентов с целью популяризации книги и чтения, 27 апреля 2018 г. (г. Магнитогорск), Диплом за 3 место в номинации компьютерная графика и анимация в Международном конкурсе творческих работ «Великой Победе посвящается!» 9 мая 2018 г. (г. Барнаул), другая студентка награждена Грамотой за 1 место в номинации «Художественное чтение» во
внутривузовском конкурсе «Дерзайте! Вы умны и талантливы» 11 мая 2018 г. (г. Магнитогорск) и др.
4. Организация курсов повышение квалификации и школы тьюторства для профессорско-преподавательского состава.
5. Оказание студентам с ОВЗ и профессорско-преподавательскому составу психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации.
Выводы. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования. Для развития инклюзивного образования в ВУЗах нужны системные институциональные изменения. Но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей и участников образовательного процесса. Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования - недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.
Одним из обязательных условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения является создание инклюзивной образовательной среды способствующей социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ к обучению в ВУЗе в частности и к социуму в целом.
Анализ теории и практики внедрения инклюзии, позволил также выделить особенности социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ, обучающихся ВУЗе в условиях инклюзивной образовательной среды:
- студенты с ОВЗ более мотивированы к учебной деятельности и к получению будущей профессии;
- в процессе совместного обучения студентов-инвалидов и студентов-неинвалидов снижаются страхи и социальная тревожность по поводу выстраивания коммуникаций со сверстниками и преподавателями;
- раскрывается образовательный потенциал обучающихся с ОВЗ через уверенность в доступности для них учебного материала;
- наблюдается эмоциональная устойчивость и локус контроль личности;
- аккомодация и ассимиляция студенческой среды.
Литература:
1. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Тугулева Г.В. Стратегия и тактика научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-5. С. 1182-1186.
2. Елгина Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. - С. 162-166.
3. Ильина Г.В., Тугулева Г.В., Яковлева Л.А. Психомоторное развитие детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.; URL: https://www.stience-education.ru/m/artide/view?id=26301 (дата обращения: 09.05.2018).
4. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 112-115.
5. Овсянникова Е.А., Серебрякова А.А. Социальная психология: учеб. пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. - 140 с.
6. Парахонский А. П. Социальная адаптация студентов в процессе обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 11. - С. 85-86.
7. Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования как социально-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 11. - С. 175-178.
8. Третьякова О.Д., Овсянникова Е.А. Составляющие профессиональной компетентности педагога в
условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современного общего и профессионального
образования. 2016. - С. 135-137.
Педагогика
УДК: 796
кандидат педагогических наук, профессор Олефиренко Виктор Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Проломова Марина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются средства и методы развития общей и специальной выносливости у спортсменов игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, гандбол). Исследовался уровень развития выносливости у 84 спортсменов-игровиков 15-16-летнего возраста, имеющие 1-2 взрослые разряды на этапе углубленной специализации путем внедрения различных комплексов физических упражнений методом длительного непрерывного упражнения с равномерной и переменной нагрузкой и кругового метода тренировки.
Авторами представлены результаты тестирования уровня общей и специальной выносливости спортсменов игровых видов спорта, а также физической работоспособности. По результатам педагогического эксперимента показан прирост показателей в таких тестах как проба Квергу, Индекс Скибинской, тест Купера, тест «Ёлочка», тест «Челночный бег» и тест «Комплексное упражнение».
Ключевые слова: общая выносливость; специальная выносливость; физическая подготовка; физическая работоспособность; игровые виды спорта; этап углубленной специализации; тестирование; педагогический эксперимент.