Научная статья на тему 'Модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха'

Модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / студенты с нарушением слуха / инклюзивное физическое воспитание студентов вуза / students with disabilities / students with hearing impairments / inclusive physical education of students at a higher educational establishment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ольга Николаевна, Лашенков Кирилл Дмитриевич

Современная система образования взяла курс на реализацию принципов инклюзии, что предусматривает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормативно здоровых обучающихся. В России накоплен более чем двадцатилетний опыт реализации принципов инклюзии в системе школьного образования. Что касается вузов, то они лишь в последние годы взяли на вооружение принципы инклюзии, и вопрос организации инклюзивного физического воспитания студентов вуза с особыми образовательными потребностями до сих пор стоит очень остро. Материалы. Исследование проводилось на базе трёх московских вузов: Российского государственного социального университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского педагогического государственного университета. Материалами исследования послужили результаты анализа специальной литературы; контент-анализа программно-нормативной документации вузов, регламентирующей процессы физического воспитания, спортивной подготовки и организации учебного процесса студентов, имеющих и не имеющих отклонения в состоянии здоровья; исследования нозологической картины контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья; педагогических наблюдений за процессом занятий физическими упражнениями и спортом в вузе; опросов 160 студентов с нарушением слуха и 374 студентов без ограничений в состоянии здоровья, экспертных опросов 52 преподавателей кафедр физического воспитания и тренеров студенческих спортивных клубов. Методы исследования. Анализ и обобщение литературных первоисточников, контент-анализ программно-нормативной документации, анамнез, опросы (интервью и анкетирование), педагогические наблюдения, экспертная оценка, педагогическое моделирование. Результаты.Разработана модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха, включающая четыре блока: 1) концептуальный, в котором изложены ведущая идея, методологические подходы и принципы; 2) целевой, раскрывающий цель и задачи; 3) содержательный, характеризующий направления (образовательное, физкультурно-спортивное, оздоровительно-реабилитационное и оздоровительно-рекреационное) и формы (урочные и внеурочные) работы; 4) оценочно-результативный, содержащий описание ожидаемых результатов (образовательных, оздоровительных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных, социально-адаптационных и организационных) смоделированного педагогического процесса. Заключение. Результаты экспериментальной апробации авторской модели показали, что инклюзивное физическое воспитание студентов с нарушением слуха будет эффективным при условиях: а) разумного сочетания принципов инклюзии и сегрегации; б) учёта образовательных и физкультурно-спортивных потребностей, состояния здоровья (включая нозологию, степень патологии, наличие и характер иных заболеваний), уровня и особенностей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и спортивного опыта обучающихся; в) соблюдения принципа вариативности реализуемых программ физического воспитания и спортивной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Ольга Николаевна, Лашенков Кирилл Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of inclusive physical education of students with hearing impairments

Modern educational system has taken a course to the principles of inclusion realization. It provides co-education of people with disabilities and normatively healthy students. Russia has accumulated more than twenty years of experience in the principles of inclusion realization at schools. As for higher educational establishments, they have applied the principles of inclusion only in recent years, and the issue of organizing inclusive physical education for university students with special educational needs is still very urgent. Materials. The research was held on the basis of three higher educational establishments in Moscow: Russian State Social University, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow Pedagogical State University. The material of the research formed the results of special information sources analysis; content analysis of program-normative documents of higher educational establishments. They regulate the following processes: physical upbringing, sports training and educational process organization of students, who have and don’t have health state disorders; studying nosological situation of students with disabilities; pedagogical observation over the process of physical exercises fulfillment and sport mastering at a higher educational establishment; questioning among 160 students with hearing impairments and 374 healthy students, expert interview among 52 teachers from physical education department and coaches of students sport clubs. Research methods. Information sources analysis and summarizing, content analysis of program-normative documents, anamnesis, questioning (interview and questionnaire survey), pedagogical observation, expert analysis, pedagogical modeling. Results. We created the model of inclusive physical upbringing of students with hearing impairments. It includes 4 blocks:1) conceptual, which includes the main idea, methodological approaches and principles; 2) target, which reveals the aim and the objectives; 3) conceptual, which characterizes the directions (educational, physical culture-sports, health-improving-rehabilitation and heath improving recreational) and forms (lessons and extracurricular activity) of work; 4) evaluative-resulting, which includes the description of the expected results (educational, health-improving, upbringing, correctional-compensatory, social-adaptive and organizational) of the modeled pedagogical process. Conclusion. The results of the experimental testing impairments would be effective in terms of the following conditions: a) reasonable combination of the inclusion and segregation principles; b) taking into account educational and physical culture and sports needs, health state (including nosology, the degree of pathology, other diseases and their character), the level and peculiarities of physical development, functional state, physical fitness and sports experience of students; c) observing the principle of variability of the realized programs of physical education and sports work.

Текст научной работы на тему «Модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха»

УДК : 376.3 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-174-184

Модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением

слуха

Степанова О.Н.*, Лашенков К.Д.

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-4114-2801, stepanova.olga.mpgu@gmail.com* ORCID: 0000-0003-2247-3557, kirilllashenkov2809@gmail.com

Аннотация: Современная система образования взяла курс на реализацию принципов инклюзии, что предусматривает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормативно здоровых обучающихся. В России накоплен более чем двадцатилетний опыт реализации принципов инклюзии в системе школьного образования. Что касается вузов, то они лишь в последние годы взяли на вооружение принципы инклюзии, и вопрос организации инклюзивного физического воспитания студентов вуза с особыми образовательными потребностями до сих пор стоит очень остро. Материалы. Исследование проводилось на базе трёх московских вузов: Российского государственного социального университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского педагогического государственного университета. Материалами исследования послужили результаты анализа специальной литературы; контент-анализа программно-нормативной документации вузов, регламентирующей процессы физического воспитания, спортивной подготовки и организации учебного процесса студентов, имеющих и не имеющих отклонения в состоянии здоровья; исследования нозологической картины контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья; педагогических наблюдений за процессом занятий физическими упражнениями и спортом в вузе; опросов 160 студентов с нарушением слуха и 374 студентов без ограничений в состоянии здоровья, экспертных опросов 52 преподавателей кафедр физического воспитания и тренеров студенческих спортивных клубов. Методы исследования. Анализ и обобщение литературных первоисточников, контент-анализ программно-нормативной документации, анамнез, опросы (интервью и анкетирование), педагогические наблюдения, экспертная оценка, педагогическое моделирование. Результаты. Разработана модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха, включающая четыре блока: 1) концептуальный, в котором изложены ведущая идея, методологические подходы и принципы; 2) целевой, раскрывающий цельизадачи; 3) содержательный, характеризующий направления (образовательное, физкультурно-спортивное, оздоровительно-реабилитационное и оздоровительно-рекреационное) и формы (урочные и внеурочные) работы; 4) оценочно-результативный, содержащий описание ожидаемых результатов (образовательных, оздоровительных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных, социально-адаптационных и организационных) смоделированного педагогического процесса. Заключение. Результаты экспериментальной апробации авторской модели показали, что инклюзивное физическое воспитание студентов с нарушением слуха будет эффективным при условиях: а) разумного сочетания принципов инклюзии и сегрегации; б) учёта образовательных и физкультурно-спортивных потребностей, состояния здоровья (включая нозологию, степень патологии, наличие и характер иных заболеваний), уровня и особенностей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и спортивного опыта обучающихся; в) соблюдения принципа вариативности реализуемых программ физического воспитания и спортивной работы. Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, студенты с нарушением слуха, инклюзивное физическое воспитание студентов вуза.

Для цитирования: Степанова О.Н.*, Лашенков К.Д. Модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 174-184. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2174-184

Model of inclusive physical education of students with hearing impairments

Olga N. Stepanova *, Kirill D. Lashenkov

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0002-4114-2801, stepanova.olga.mpgu@gmail.com* ORCID: 0000-0003-2247-3557, kirilllashenkov2809@gmail.com

Abstract: Modern educational system has taken a course to the principles of inclusion realization. It provides co-education of people with disabilities and normatively healthy students. Russia has accumulated more than twenty years of experience in the principles of inclusion realization at schools. As for higher educational establishments, they have applied the principles of inclusion only in recent years, and the issue of organizing inclusive physical education for university students with special educational needs is still very urgent. Materials. The research was held on the basis of three higher educational establishments in Moscow: Russian State Social University, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow Pedagogical State University. The material of the research formed the results of special information sources analysis; content analysis of program-normative documents of higher educational establishments. They regulate the following processes: physical upbringing, sports training and educational process organization of students, who have and don't have health state disorders; studying nosological situation of students with disabilities; pedagogical observation over the process of physical exercises fulfillment and sport mastering at a higher educational establishment; questioning among 160 students with hearing impairments and 374 healthy students, expert interview among 52 teachers from physical education department and coaches of students sport clubs. Research methods. Information sources analysis and summarizing, content analysis of program-normative documents, anamnesis, questioning (interview and questionnaire survey), pedagogical observation, expert analysis, pedagogical modeling. Results. We created the model of inclusive physical upbringing of students with hearing impairments. It includes 4 blocks:1) conceptual, which includes the main idea, methodological approaches and principles; 2) target, which reveals the aim and the objectives; 3) conceptual, which characterizes the directions (educational, physical culture-sports, health-improving-rehabilitation and heath-improving-recreational) and forms (lessons and extracurricular activity) of work; 4) evaluative-resulting, which includes the description of the expected results (educational, health-improving, upbringing, correctional-compensatory, social-adaptive and organizational) of the modeled pedagogical process. Conclusion. The results of the experimental testing impairments would be effective in terms of the following conditions: a) reasonable combination of the inclusion and segregation principles; b) taking into account educational and physical culture and sports needs, health state (including nosology, the degree of pathology, other diseases and their character), the level and peculiarities of physical development, functional state, physical fitness and sports experience of students; c) observing the principle of variability of the realized programs of physical education and sports work.

Keywords: students with disabilities, students with hearing impairments, inclusive physical education of students at a higher educational establishment.

For citation: Olga N. Stepanova *, Kirill D. Lashenkov. Model of inclusive physical education of students with hearing impairments. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 174-184. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-174-184

Введение

Современная система образования взяла курс на реализацию принципов инклюзии, что предусматривает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья вместе с условно здоровыми обучающимися, исключающее при этом любую дискриминацию обучающихся и обеспечивающее отношение ко всем людям как к равным, но при этом создающее

необходимые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности [1]. В России накоплен более чем двадцатилетний опыт реализации принципов инклюзии в системе школьного образования. Что касается вузов, то они лишь в последние годы взяли на вооружение принципы инклюзии, и вопрос организации инклюзивного физического воспитания студентов вуза с особыми образовательными

потребностями до сих пор стоит очень остро.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2021/2022 году численность студентов-инвалидов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, составила 31100 человек [3], из них значительная часть - это лица с нарушением слуха [4], которым необходима своя научно обоснованная модель образовательно-воспитательного процесса по физической культуре, базирующаяся на принципах инклюзии.

Материалы и методы

Для решения поставленной задачи нами были использованы следующие методы исследования: анализиобобщениелитературных первоисточников, контент-анализ программно-нормативной документации, анамнез, опросы (интервью и анкетирование), педагогические наблюдения, педагогическое моделирование.

Исследование проводилось на базе трёх московских вузов: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» и ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» - и включало в себя три этапа.

На первом этапе проводились: теоретическийанализиобобщениелитературных первоисточников по проблеме исследования; контент-анализ программно-нормативной документации вузов, регламентирующей процессы физического воспитания, спортивной подготовки и организации учебного процесса студентов, имеющих и не имеющих отклонения в состоянии здоровья; исследование нозологической картины контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья; педагогические наблюдения за процессом занятий физическими упражнениями и спортом в вузе.

На втором этапе были организованы опросы: 160 студентов с нарушением слуха на предмет выявления их предпочтений в выборе средств и способов организации процесса

физического воспитания; 374 студентов без ограничений в состоянии здоровья на предмет определения их представлений о целесообразности, организационных формах и содержании инклюзивного физического воспитания; 52 педагогов из числа преподавателей кафедр физического воспитания и тренеров студенческих спортивных клубов с целью установления их позиции относительно целесообразности и особенностей реализации инклюзивных форм занятий физическими упражнениями и спортом в вузе вообще и со студентами с нарушением слуха в частности.

Третий этап был посвящён обобщению и осмыслению полученных аналитических и эмпирических данных и разработке модели инклюзивного физического воспитания студентов вуза с нарушением слуха.

Результаты и бсуждение

Модель инклюзивного физического воспитания студентов вуза с нарушением слуха может быть описана посредством следующих концептуальных положений:

Первое. Методологическими

основаниями для выстраивания системы инклюзивного физического воспитания студентов вуза выступают идеи инклюзивного, адаптивного, средового и программно-целевого подходов.

Инклюзивный подход (Е.Р. Ярская-Смирнова,2004; Н.В. Борисова, 2009; С.Н. Прушинский, 2009; и др.) предусматривает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья вместе с условно здоровыми обучающимися, исключающее при этом любую дискриминацию обучающихся и обеспечивающее отношение ко всем людям как к равным, но при этом создающее необходимые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности.

Адаптивный подход (Е.А.

Ямбург,1997; П.И. Третьяков,2002; и др.) диктует необходимость приспособления образовательной системы к возникающим (в том числе особым) образовательным и физкультурно-спортивным потребностям

обучающихся.

Средовый подход (С.В. Иванова,2013; О.Н. Степанова, А.А. Шипенко, 2013; и др.) предусматривает такой способ организации образовательно-воспитательного процесса, который реализуется посредством

создания специальной среды (включающей социально-культурный, пространственно-

предметный и технологический компоненты), предоставляющей возможности для личностного и физического развития, а также реализации образовательных и физкультурно-спортивных потребностей обучающихся.

Программно-целевой подход (А.П. Лопатин,200б; С.Г. Воровщиков, 2010; С.Д. Свищёв, 2021; и др.), в соответствии с которым вначале формулируются конкретные задачи образовательно-воспитательного процесса, затем определяются ожидаемые результаты (как конечные, так и промежуточные) и необходимые для их достижения сроки, средства, методы и формы работы.

Второе. Теоретическую основу процесса физического воспитания студентов с нарушением слуха составляют базовые положения теории и методики физической культуры (Ю.Ф. Курамшин, П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов и др.), инклюзивного образования (И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Т.Г. Неретина, Ф.Л. Ратнер, М.С. Староверова, А.С. Сунцова и др.), физического воспитания студенческой молодёжи (М.Я. Виленский, В.И. Григорьев, Е.И. Кибенко, Н.В. Красильникова, И.В. Манжелей, А.А. Мельничук, Э.Н. Нурмагомедова и др.), специальной педагогики (А.И. Дьячков, Л.В. Мардахаев, Н.М. Назарова, Е.А. Орлова и др.), сурдопедагогики (О.А. Ерохина, Е.Ю. Казенко, Н.Н. Павлова, Е.В. Строева и др.), адаптивного физического воспитания лиц с нарушением слуха (С.П. Евсеев, С.А. Королёв, Е.А. Овсянникова, Е.А. Осколкова, Е.А. Осокина, Т.А. Селитренникова, О.Н. Степанова, Л.Д. Хода и др.).

Третье. Процесс инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха осуществляется с опорой на принципы:

■ общенаучные принципы инклюзивного

образования (В.Л. Ананьев, 2017; Е.А. Климов, 2001; В.Д. Шадриков, 2012; и др.): интеграции, адаптивности и доступности, комплексности, объективности, социальной обусловленности и легитимизации, гуманизации, сознательности и активности;

■ принципы инклюзивного физического воспитания (Е.М. Мастюкова, 2003; О.А. Силаева, 2014; и др.): здоровьесбережения, дифференциации и индивидуализации, педагогического оптимизма, коррекционно-развивающей направленности;

■ принципы адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, 2016): диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей и компенсаторной направленности, социализации и социальной интеграции, адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий;

■ принципы специальной педагогики (О.И. Андреева, 2012; В.П. Глухов, 2019; Н.М. Назарова, 2013; и др.): педагогического оптимизма; коррекционно-компенсирующей направленности образования и воспитания; социально-адаптирующей направленности образования и воспитания; развития мышления, языка и коммуникации в обучении и воспитании; деятельностного подхода в обучении и воспитании; дифференцированного и индивидуального подхода; необходимости специального педагогического руководства;

■ специфические принципы сурдопедагогики (И.Г. Багрова,2004; Л.В. Андреева, 2005; Г.А. Карпова, 2008; К.И. Туджанов,2013; и др.): усвоения учебного материала в единстве с усвоением родного языка; интенсификации развития слухового восприятия в единстве с развитием произносительной стороны устной речи; активизации речевого общения; деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Четвёртое. Ведущая идея авторов, воплощённая в данной модели, состоит в том, что инклюзивное физическое воспитание студентов с нарушением слуха должно осуществляться на основе: во-первых, разумного сочетания принципов инклюзии и сегрегации; во-вторых, принципа вариативности реализуемых

программ физического воспитания, что предусматривает учёт (в том числе особых) образовательных и физкультурно-спортивных потребностей, состояния здоровья (включая нозологию, степень патологии и характер иных заболеваний), уровня и особенностей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и спортивного опыта обучающихся.

Пятое. Процесс инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха предполагает решение ряда задач, среди которых можно выделить:

■ образовательные:

- приобретение новых знаний в области физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры, студенческого и адаптивного спорта;

- освоение новых, закрепление и совершенствование освоенных двигательных действий, входящих в программу учебной и внеучебной физкультурно-спортивной работы со студентами с нарушением и без нарушения слуха;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физкультурно-спортивной деятельности;

- овладение методикой составления и выполнения комплексов упражнений оздоровительной и развивающей направленности для самостоятельных занятий, способами самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера, правилами личной гигиены, рационального режима труда и отдыха;

■ оздоровительные:

- укрепление здоровья, снижение уровня заболеваемости - количества учебных дней, пропущенных по болезни;

- нивелирование последствий имеющихся и ранее перенесённых заболеваний и травм;

- содействие гармоничному физическому развитию, совершенствование параметров

телосложения обучающихся;

- совершенствование функционирования основных, жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной);

- улучшение самочувствия;

- повышение (до уровня возрастных и гендерных норм) общего уровня физической кондиции;

- улучшение психоэмоционального состояния;

■ воспитательные:

- формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и видами спорта в вузе на регулярной основе;

- воспитание морально-волевых и нравственных качеств;

- развитие базовых физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты) и соответствующих им двигательных способностей, «подтягивание» отстающих двигательных качеств до уровня возрастных и гендерных норм;

■ коррекционно-компенсаторные:

- нивелирование последствий имеющихся и ранее перенесённых заболеваний, травм, дефектов развития;

- коррекция психомоторных нарушений, вызванных имеющимися нарушениями в здоровье, формирование механизмов компенсации утраченных (частично или полностью) двигательных способностей;

■ социально-адаптационные:

- мотивационно-ценностные: повышение уровня мотивации к учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в том числе в инклюзивном формате; формирование системы ценностей и убеждений, соответствующих современным требованиям социума; повышение уровня субъективной оценки качества жизни; формирование толерантного отношения условно здоровых студентов к обучающимся с нарушением слуха, и наоборот;

- коммуникативные: повышение развитости речи и расширение словарного запаса обучающихся с нарушением слуха; овладение студентами с нарушением слуха вербальными

и невербальными формами профессионального и межличностного общения, принятыми в образовательном пространстве вуза; рост уровня общительности; формирование навыков профессионального и межличностного общения и сотрудничества с другими субъектами образовательно-воспитательного процесса; рост удовлетворенности и уверенности в эмоциональном общении со сверстниками, преподавателями, представителями учебно-вспомогательного и административно-вспомогательного персонала вуза;

- поведенческие: освоение действий, моделей поведения, правил и норм, принятых в образовательном пространстве вуза; рост социальной активности, повышение уровня включенности в совместную (инклюзивную) учебную и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность;

■ организационные:

- повышение уровня вовлечённости студентов с нарушением и без нарушения слуха в систему физкультурно-спортивной (как учебной, так и внеучебной) работы в вузе;

- организация материально-технической и информационной составляющей безбарьерной физкультурно-спортивной среды вуза на высоком качественном уровне;

- организация кадрового обеспечения инклюзивной (как учебной, так и внеучебной) физкультурно-спортивной работы в вузе;

- организация учебно-методического и технологического обеспечения инклюзивной (как учебной, так и внеучебной) физкультурно-спортивной работы в вузе;

- расширение перечня реализуемых вузом в инклюзивном формате видов двигательной активности и спорта;

- расширение календаря спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, реализуемых в вузе в инклюзивном формате;

- организация спортивного клуба для студентов с нарушением слуха.

Шестое. Процесс инклюзивного физического воспитаниястудентовснарушением слуха реализуется как в рамках учебных занятий, так и во внеучебной деятельности. Его основные направления таковы:

■ образовательное:

- организация образовательного процесса по учебным дисциплинам «Физическая культура и спорт» (для нормативно здоровых студентов, а также в инклюзивном формате) и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (для нормативно здоровых студентов, а также в инклюзивном формате);

- организация учебных занятий со студентами с нарушением слуха по дисциплинам «Адаптивная физическая культура» и «Элективные курсы по адаптивной физической культуре, адаптивным и сурдлимпийским видам спорта»;

■ физкультурно-спортивное:

- специализированные занятия видами спорта в учебных группах спортивного совершенствования, спортивных секциях спортивного клуба вуза (для нормативно здоровых студентов, а также в инклюзивном формате);

- специализированные занятия видами адаптивного и сурдлимпийского спорта (бадминтон, баскетбол, борьба вольная и др. [2]) в учебных группах спортивного совершенствования, адаптивно-спортивных секциях спортивного клуба вуза (для студентов с нарушением слуха, а также в рамках совместных занятий студентов с ограничениями и без ограничений в состоянии здоровья);

- специализированные занятия видами адаптивного спорта, не требующими существенной двигательной активности (электронная стрельба, дартс, шахматы, шашки, киберспорт, настольные адаптивные спортивные игры - жульбак, корнхол, кульбутто, новус, шаффлбо рд и др.), в адаптивно-спортивных секциях спортивного клуба вуза со студентами, отнесёнными к специальной медицинской группе, то есть имеющими стойкие нарушения соматического здоровья: а) с нарушением слуха, б) без нарушения слуха, в) в смешанных группах;

- подготовка и участие сборных команд в спортивных соревнованиях по видам спорта, входящим в программу состязаний под эгидой Российского студенческого спортивного союза (для нормативно здоровых студентов, а также в инклюзивном формате);

- подготовка сборных команд для участия в спортивных состязаниях, а также выступление в соревнованиях по видам адаптивного и сурдлимпийского спорта (для студентов с нарушением слуха);

- подготовка сборных команд для участия в ежегодных инклюзивных студенческих спартакиадах и играх;

■ оздоровительно-реабилитационное:

- организация занятий по оздоровительной и адаптивной физической культуре с преимущественным использованием средств плавания, скандинавской ходьбы, элементов подвижных и спортивных игр, лечебной и оздоровительной гимнастики (для студентов специальной медицинской группы: а) с нарушением слуха, б) без нарушения слуха, в) в инклюзивном формате);

- реализация программ оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки (для условно здоровых студентов, для студентов специальной медицинской группы: а) с нарушением слуха, б) без нарушения слуха, в) в смешанных группах);

■ оздоровительно-рекреационное направление - организация и проведение спортивно-массовых мероприятий: туристических походов, спортивных праздников, показательных выступлений, подвижных игр, эстафет и т.п. (как в инклюзивном формате, так и отдельно для студентов с нарушением и без нарушения слуха).

Седьмое. Основными формами инклюзивных занятий физическими упражнениями и спортом с нормативно здоровыми обучающимися и студентами с нарушением слуха являются:

■ урочные: учебные (теоретические и практические) занятия в рамках изучения дисциплин «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и «Элективные курсы по адаптивной физической культуре, адаптивным и сурдлимпийским видам спорта»;

■ внеурочные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- малые формы: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, микропаузы активного отдыха, подвижные перемены,

дыхательная гимнастика;

- крупные формы: оздоровительные (фитнес-) тренировки, спортивные тренировки (в том числе по адаптивным и сурдлимпийским видам спорта), спортивно-массовые мероприятия, спортивные соревнования, занятия лечебной и оздоровительной гимнастикой, контрольные мероприятия (тестирование).

Восьмое. Ожидаемые результаты реализации модели физического воспитания студентов с нарушением слуха таковы:

■ образовательные:

- сформированный (соответствующий требованиям ФГОС ВО, программам дисциплин «Элективные курсы по физической культуре и спорту», «Элективные курсы по адаптивной физической культуре, адаптивным и сурдлимпийским видам спорта», «Физическая культура и спорт», программам спортивной работы) комплекс знаний, практических умений и навыков в области здорового образа жизни, физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры, студенческого и адаптивного спорта;

- способность составлять, обосновывать и выполнять комплексы упражнений оздоровительной и развивающей направленности для самостоятельных занятий;

- владение навыками практического выполнения упражнений (высокий уровень и качество их выполнения), входящих в программу дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту», «Физическая культура и спорт»;

■ оздоровительные:

- снижение (в идеале, до нулевого уровня) количества учебных дней в году (семестре), пропущенных по болезни;

- положительная динамика числа студентов, переведённых из специальной медицинской в подготовительную группу, из подготовительной в основную группу, из основной группы в спортивную;

- приближение параметровтелосложения к индивидуальному оптимуму;

- доведение до уровня возрастных и гендерных норм показателей физического

развития, функционального состояния основных, жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной);

-улучшениесамочувствия,нормализация психоэмоционального состояния;

■ воспитательные:

- понимание необходимости физического самосовершенствования, систематических занятий физическими упражнениями и спортом, ведения здорового образа жизни;

- осознанное здоровое поведение, отсутствие вредных привычек;

- высокий (в идеале 100-процентный) уровень посещаемости учебных занятий: а) по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в инклюзивном формате; б) по дисциплинам «Адаптивная физическая культура» и «Элективные курсы по адаптивной физической культуре, адаптивным и сурдлимпийским видам спорта» студентами с нарушением слуха; внеучебных физкультурно-спортивных занятий и организованных вузом в инклюзивном формате физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

- соответствие уровня физической подготовленности - проявления базовых физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты) и соответствующих им двигательных способностей: возрастным и гендерным нормам (с учётом нозологии); требованиям ФГОС ВО, программ учебных дисциплин «Физическая культура и спорт», «Адаптивная физическая культура», «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и «Элективные курсы по адаптивной физической культуре, адаптивным и сурдлимпийским видам спорта», программ спортивной работы; VI ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

■ коррекционно-компенсаторные:

- нормализация (как минимум, снижение выраженности) психомоторных нарушений, вызванных нарушением слуха;

- наличие позитивных сдвигов в проявлении утраченных вследствие имеющихся

нарушений в здоровье двигательных способностей;

- наличие позитивных сдвигов в субъективной оценке качества жизни (до уровня, соответствующего требованиям ВОЗ как в целом, так и по отдельным показателям физического, психического здоровья, когнитивных способностей, социального благополучия);

■ социально-адаптационные:

- мотивационно-ценностные: высокий уровень сформированности мотивации к учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в том числе в инклюзивном формате; сформированная система ценностей и убеждений, соответствующих требованиям социума; высокий уровень сформированности толерантного отношения условно здоровых студентов к обучающимся с нарушением слуха, и наоборот;

- коммуникативные: развитость речи и расширение словарного запаса студентов с нарушением слуха; владение студентами с нарушением слуха вербальными и невербальными формами профессионального и межличностного общения, принятыми в образовательном пространстве вуза; высокий (соответствующий требованиям социума) уровень общительности; наличие сформированных навыков профессионального и межличностного общения и сотрудничества с другими обучающимися; высокий уровень удовлетворенности и уверенности в эмоциональном общении со сверстниками, преподавателями, представителями учебно-вспомогательного и административно-вспомогательного персонала;

- поведенческие: высокий уровень сформированности действий, моделей поведения, правил и норм, принятых в образовательном пространстве вуза; высокий уровень социальной активности, включенности в совместную (инклюзивную) учебную и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность;

■ организационные:

- положительныйприростиприближение численности обучающихся с нарушением и без нарушения слуха, задействованных в системе

инклюзивной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, к ориентирам, указанным в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и действующей программе спортивной работы вуза;

- рост количества, расширение спектра и высокий уровень организации спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, реализуемых в вузе в инклюзивном формате, а также со студентами с нарушением слуха;

- положительный прирост (до уровня, соответствующего характеру потребностей обучающихся) количества видов двигательной активности и спорта, реализуемых вузом для обучающихся с нарушением слуха, а также в инклюзивном формате;

- положительный прирост (в идеале, до уровня, позволяющего обеспечить 100-процентный охват обучающихся с нарушением слуха) количества адаптивно-спортивных секций и спортивных секций, функционирующих в соответствии с принципами инклюзии;

- наличие в вузе эффективно функционирующего спортивного клуба (отделения студенческого спортивного клуба) для студентов с нарушением слуха;

- наличие в вузе организованной на высоком качественном уровне материально-технической и информационной составляющей безбарьерной физкультурно-спортивной среды для обучающихся с нарушением слуха;

- должная (соответствующая количеству обучающихся, действующим нормативам и штатному расписанию кафедры физического воспитания и спорта) численность и высокая степень профессиональной компетентности кадров, задействованных в системе учебной и внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами с нарушением слуха, без нарушений слуха, в инклюзивном формате;

- 100-процентная обеспеченность инклюзивной (как учебной, так и внеучебной) физкультурно-спортивной работы в вузе релевантной учебно-методической документацией (программами, планами,

положениями, учебно-методическими

разработками, методическими рекомендациями и т. п.);

- положительный прирост численности (в идеале, до уровня, позволяющего обеспечить 100-процентный охват) обучающихся с нарушением слуха, задействованных в студенческом волонтерском спортивном движении;

- завоевание призового места в общем зачете ежегодных Московских студенческих спортивных игр в разделе «Адаптивный спорт», Московского студенческого инклюзивного спортивного фестиваля.

Заключение

Результаты экспериментальной

апробации авторской модели показали, что инклюзивное физическое воспитание студентов с нарушением слуха будет эффективным при условиях: а) разумного сочетания принципов инклюзииисегрегации;б)учётаобразовательных и физкультурно-спортивных потребностей, состояния здоровья (включая нозологию, степень патологии, наличие и характер иных заболеваний), уровня и особенностей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и спортивного опыта обучающихся; в) соблюдения принципавариативностиреализуемыхпрограмм физического воспитания и спортивной работы.

Список литературы

1. Ананьев В.Л. Социальные проблемы инклюзивного образования. Образование и воспитание. 2017; 2: 59-66.

2. Программа Сурдлимпийских игр.

URL: https://deaflymp.ru/.

3. Сведения об инвалидах-студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам. сайт

Федеральной службы государственной

статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ population/disabilities/#.

4. Чибисова С.С. Применение современных эпидемиологических методов для изучения распространенности нарушений слуха в России. Современные проблемы

физиологии и патологии слуха: материалы 9-го Национального конгресса аудиологов и 13-го Международного симпозиума (Суздаль, 21-23 сентября 2021 г.). М.: Национальная медицинская ассоциация сурдологов. 2021: 2324.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2022

Степанова Ольга Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, дом 88, e-mail: stepanova.olga.mpgu@gmail.com*

Лашенков Кирилл Дмитриевич — аспирант, Московский педагогический государственный университет, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, дом 88, e-mail: kirilllashenkov2809@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.