Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазкова Г.Б., Мамонова О.В., Пуховская М.Н., Салов В.Ю.

Цель исследования - теоретическое обоснование декомпозиции универсальной компетенции (УК-7) в кластер детализированных компетенций, приоритетных для студентов СМГ, в условиях современных вызовов. Методика и организация исследования. На основе анализа специальной литературы и собственного педагогического опыта была предпринята декомпозиция УК-7 на следующие компетенции: коррекционно-восстановительная, профессионально-прикладная, ментально-оздоровительная, физкультурно-досуговая, рефлексивно-контрольная. Были смоделированы дескрипторы как примерные схемы проверки каждого индикатора (компетенции), которые включают в себя теоретические тесты (знания), тесты по физической подготовленности (уровень физического здоровья), комплексы физических упражнений (опыт физкультурной деятельности) различной направленности по формируемым компетенциям. Результаты исследования и выводы. При декомпозиции УК-7 разработана матрица УК-7, отражающая логику ее формирования через пул входящих компетенций, их индикаторов и дескрипторов как результат образования в предметной области «Физическая культура» для студентов СМГ. Для оценивания сформированности универсальной компетенции УК-7 детализированы уровни и критерии оценивания, разработаны протоколы наблюдений за показателями формирования у студентов индикаторов и дескрипторов, по результатам которых выставлялась экспертная оценка. Декомпозиция УК-7 предоставила возможность моделирования физического воспитания бакалавров СМГ, направленного на повышение их психофизических кондиций, воспитание устойчивой мотивации к физической активности, формирование необходимых для них компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазкова Г.Б., Мамонова О.В., Пуховская М.Н., Салов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING UNIVERSAL PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS COMPETENCES IN SPECIAL HEALTH GROUP STUDENTS

Objective of the study was to theoretically substantiate the decomposition of universal competence into a cluster of detailed competences of top priority for the special health group students in the modern university environment. Methods and structure of the study. The analysis of specialized literature and first-hand teaching experience enabled to decompose universal competence into the following competences: correctional-and-rehabilitation, applied professional, mental health improvement, sports-and-recreational, reflexive-and-self-control. We modeled the descriptors to indicate how to test each indicator (competence): theoretical tests (knowledge), physical fitness tests (physical health level), exercise complexes (training experience) of different orientations aimed to build certain competences. Results and conclusions. During the decomposition of universal competence, we developed a universal competence matrix reflecting the logic of its formation through a set of incoming competences, their indicators and descriptors that result from the physical education of the special health group students. The level of universal competence formation was assessed based on the detailed elaboration of the levels and criteria of its evaluation. We drew up the protocols for monitoring the indicators on development in students of the competence indicators and descriptors, based on which we conducted an expert evaluation. The universal competence decomposition provided a means for simulating physical training of the special health group bachelor students to improve their psychophysical conditions, increase their motivation to physical activities, and build the associated competences.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

_

формирование универсальных компетенции по физической культуре и спорту у студентов специальной медицинской группы

УДК/UDC 796.077-056.266

Информация для связи с автором: glazkova_fitnes@mail.ru

Поступила в редакцию 21.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Глазкова1 О.В. Мамонова1 М.Н. Пуховская1

Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Салов2

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Западно-Казахстанский государственный университет им.М.Утемисова, Уральск, Казахстан

BuiLDiNG UNIVERSAL pHYsIOAL EDucATioN AND spoRTs competences iN SPECIAL HEALTH GROUP STUDENTS

PhD, Associate Professor G.B. Glazkova1 O.V. Mamonova' M.N. Pukhovskaya1

Dr.Hab., Professor V.Yu. Salov2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 WSKU after M.Utemisov, Kazakhstan

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование декомпозиции универсальной компетенции (УК-7) в кластер детализированных компетенций, приоритетных для студентов СМГ, в условиях современных вызовов. Методика и организация исследования. На основе анализа специальной литературы и собственного педагогического опыта была предпринята декомпозиция УК-7 на следующие компетенции: коррекционно-восстановительная, профессионально-прикладная, ментально-оздоровительная, физкультурно-досуговая, рефлексивно-контрольная. Были смоделированы дескрипторы как примерные схемы проверки каждого индикатора (компетенции), которые включают в себя теоретические тесты (знания), тесты по физической подготовленности (уровень физического здоровья), комплексы физических упражнений (опыт физкультурной деятельности) различной направленности по формируемым компетенциям.

Результаты исследования и выводы. При декомпозиции УК-7 разработана матрица УК-7, отражающая логику ее формирования через пул входящих компетенций, их индикаторов и дескрипторов как результат образования в предметной области «Физическая культура» для студентов СМГ. Для оценивания сформированности универсальной компетенции УК-7 детализированы уровни и критерии оценивания, разработаны протоколы наблюдений за показателями формирования у студентов индикаторов и дескрипторов, по результатам которых выставлялась экспертная оценка. Декомпозиция УК-7 предоставила возможность моделирования физического воспитания бакалавров СМГ, направленного на повышение их психофизических кондиций, воспитание устойчивой мотивации к физической активности, формирование необходимых для них компетенций.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, физическое воспитание, компетентностью подход, моделирование.

Annotation

Objective of the study was to theoretically substantiate the decomposition of universal competence into a cluster of detailed competences of top priority for the special health group students in the modern university environment. Methods and structure of the study. The analysis of specialized literature and first-hand teaching experience enabled to decompose universal competence into the following competences: correctional-and-rehabilitation, applied professional, mental health improvement, sports-and-recreational, reflexive-and-self-control. We modeled the descriptors to indicate how to test each indicator (competence): theoretical tests (knowledge), physical fitness tests (physical health level), exercise complexes (training experience) of different orientations aimed to build certain competences.

Results and conclusions. During the decomposition of universal competence, we developed a universal competence matrix reflecting the logic of its formation through a set of incoming competences, their indicators and descriptors that result from the physical education of the special health group students. The level of universal competence formation was assessed based on the detailed elaboration of the levels and criteria of its evaluation. We drew up the protocols for monitoring the indicators on development in students of the competence indicators and descriptors, based on which we conducted an expert evaluation. The universal competence decomposition provided a means for simulating physical training of the special health group bachelor students to improve their psychophysical conditions, increase their motivation to physical activities, and build the associated competences.

Keywords: special health group students, physical education, competency building approach, modeling.

Введение. В связи с тем, что современное общество заинтересовано в конкурентно-квалифицированных специалистах с высоким уровнем профессионального здоровья, приоритетным направлением деятельности вузов становится не только укрепление и сохранение здоровья обучающихся, но и формирование у студентов компетенций в физкультурно-оздоровительной области, становление физической культуры личности [1, 3, 8]. Однако сегод-

ня более 50 % студенческой молодежи имеют отклонения в состоянии здоровья и отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе(СМГ) для занятий физической культурой (ФК) [4]. Данная категория бакалавров нуждается в особом организационно-методическом сопровождении образовательного процесса: в освоении специальных знаний, в формировании компетенций в коррекционно-восстановительной и физкультурно-

62

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

оздоровительной сферах, в обучении умению управлять I опытом самостоятельной физической активности с учетом с здоровья и интересов [8, 9].

Таким образом, были выявлены следующие противоречия: между потребностью современного рынка труда в компетентностных специалистах с профессиональным уровнем здоровья и систематическим снижением психофизических кондиций студенческой молодежи; между введением в высшее образование компетентностного подхода и недостаточной разработанностью алгоритма формирования УК-7 («Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности») в рамках дисциплины «Физическая культура»; между существующей практикой организации лекционных и практических занятий по ФК и практико-ориентированных форм занятий в целях получения опыта самостоятельной двигательной деятельности.

По мнению специалистов, универсальные компетенции, установленные Министерством образования РФ как единый и сквозной для всех направлений результат образования, имеют неполные критерии их сформированности в образовательной области «Физическая культура», что предполагает самостоятельную разработку преподавателями вузов системы формирования и оценивания степени овладения студентами данными компетенциями [7].

Цель исследования - теоретическое обоснование декомпозиции универсальной компетенции (УК-7) в кластер детализированных компетенций, приоритетных для студентов СМГ, в условиях современных вызовов.

Методика и организация исследования. Так как УК как результат общего образования могут корректировать- г ся в соответствии с изменениями личной и социально-профессиональной ситуации, нами произведена декомпози- I

Таблица 1. Матрица УК-7 в предметной области «Физическая культура»

ция УК-7 через кластер, включающий пул приоритетных для студентов СМГ компетенций:

• коррекционно-восстановительная компетенция ориентирована на овладение студентами знаниями и опытом деятельности по коррекции и профилактике физического развития и соматических нарушений;

• физкультурно-досуговая компетенция направлена на формирование опыта деятельности по совершенствованию физических способностей, воспитанию мотивации к регулярным занятиям двигательной рекреацией (игровые виды адаптивного спорта: бочче, голбол, боулинг, волейбол сидя);

• профессионально-прикладная компетенция предполагает овладение специальными знаниями и опытом творческой деятельности в области составления и использования индивидуальных комплексов физических упражнений для снятия умственного напряжения и повышения интеллектуальной выносливости в режиме трудового дня, профилактики нарушений осанки, профессиональных заболеваний и укрепления здоровья;

• ментально-оздоровительная компетенция направлена на овладение студентами «ментальным перепрограммированием» для улучшения психоэмоционального состояния и психофизического здоровья в течение всей жизни;

• рефлексивно-контрольная компетенция предполагает овладение знаниями и умениями в области мониторинга физического состояния как для корректировки физической нагрузки на физкультурных занятиях, так и для управления состоянием здоровья в режиме учебного дня и в последующей активной профессиональной деятельности. Ввиду того, что дескрипторы представляют собой демонстрируемые проявления (действия, поведение), доказывающие овладение компетенцией, были смоделированы дескрипторы как примерные схемы проверки каждого

№ Рубрикатор УК-7 Индикаторы Дескрипторы

Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

7.1 Коррекционно-восстановительная Использование средств АФК и оздоровительных систем ФУ с учетом физиологических особенностей студентов для коррекции и восстановления здоровья - онлайн-тест по основам АФК; - тесты («6-минутный бег», «Наклон вперед», «Поочередное поднимание разноименных рук и ног», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Проба Ромберга»); - комплекс ФУ с учетом заболеваний; - комплексы оздоровительных систем ФУ

7.2 Профессионально-прикладная Применение системы знаний и опыта деятельности в области профессионально-прикладной физической подготовленности, ЗОЖ для формирования профессионального здоровья - тест (основы общей и профессионально-прикладной физической подготовки, ЗОЖ); - тесты («6-минутный бег», «Наклон вперед», «Поочередное поднимание разноименных рук и ног», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Проба Ромберга»); - комплекс ФУ общей физической подготовки; - профессионально-прикладные ФУ

7.3 Ментально-оздоровительная Применение знаний и опыта деятельности в области психологической разгрузки для формирования позитивного психоэмоционального настроя - онлайн-тест (основы методик психоэмоциональной саморегуляции); - тесты («6-минутный бег», «Наклон вперед», «Поочередное поднимание разноименных рук и ног», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Проба Ромберга»); - комплекс ФУ («Ментальный фитнес»); - комплекс ФУ («Танцевальная пластика»)

7.4 Физкультурно-досуговая Использование средств, методов и форм адаптивной рекреации и адаптивного спорта для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения высокой работоспособности - онлайн-тест (основы адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта); - тесты («6-минутный бег», «Наклон вперед», «Поочередное поднимание разноименных рук и ног», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Проба Ромберга»); - средства адаптивной рекреации; - средства адаптивного спорта

7.5 Рефлексивно-контрольная Применение мобильных фитнес-приложений и цифровых устройств для самоконтроля - онлайн-тест (знание и применение мобильных фитнес-приложений и цифровых устройств); - ведение «Портфолио здоровья»

№3 • 2021 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

63

Таблица 2. Интеграция формируемых компетенций в учебном процессе

Учебный год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1-й модуль О о * о 0 о О □

2-й модуль А * ▲ о • о \ □ О Л» ■ А 0 О

3-й модуль □ о о о • 1=1 о о 1=1 m 1=1 ■ о О 1=1 О о ■

4-й модуль ®о □ Do Do ъ ■о

Примечание. Д - профессионально-прикладная компетенция; О - коррекционно-восстановительная, Ц - физкультурно-досуговая, I I - ментально-оздоровительная, - рефлексивно-контрольная, 1-13 - практические занятия в каждом модуле.

индикатора (компетенции), которые включают в себя теоретические тесты (знания), тесты по физической подготовленности (уровень физического здоровья), комплексы физических упражнений (опыт физкультурной деятельности) различной направленности по формируемым компетенциям.

Результаты исследования и их обсуждение. При декомпозиции УК-7 была разработана матрица УК-7, отражающая логику ее формирования через пул входящих компетенций, их индикаторов и дескрипторов (табл. 1).

Для оценивания сформированности универсальной компетенции УК-7 были детализированы уровни и критерии оценивания, разработаны протоколы наблюдений за показателями формирования у студентов индикаторов и дескрипторов, по результатам которых выставлялась экспертная оценка [2].

Кластер УК-7 (компетенции, структурированные по функциональному состоянию) разрабатывался в условиях ком-плементарности для создания интегрированного результата образования - формирования профессионального уровня здоровья для успешной жизнедеятельности (табл. 2).

Формирование указанной компетенции предполагается не только в ходе образовательного процесса по ФК, но и во внеурочной деятельности с использованием информационных и цифровых технологий.

Вывод. Формирование универсальных компетенций у студентов СМГ направлено на овладение специальными знаниями в области здоровьесбережения, умением управления физкультурно-оздоровительной деятельностью, навыками коррекции психофизического состояния в условиях профессиональной деятельности, способами проектирования здорового образа жизни на различных этапах жизненного пути. Декомпозиция универсальной компетенции УК-7 в кластер способствовала разработке педагогической модели физического воспитания студентов СМГ на основе реализации компетентностного подхода.

Литература

Андрющенко Л.Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник под ред. С.И. Филимоновой / Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимонова, Г.Б. Глазкова и др. - М.: Изд-во «ООО "Русайнс"», 2020. - 356 с.

Глазкова Г.Б. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: компетентностный подход: монография / Г.Б. Глазкова, О.В. Мамонова, Д.В. Грачева и др. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. - 160 с.

3. Грачева Д.В. Роль адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном процессе на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова / Д.В. Грачева, А.А. Михайлова, Д.Р. Саетгалиева и др. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 4. - С. 20-26.

4. Мамонова О.В. Специальные приложения для студентов с особыми образовательными потребностями: Инновационный подход / О.В. Мамонова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 11. - С. 37-42.

5. Пуховская М.Н. Антидопинговая культура в системе культуры личности / М.Н. Пуховская, Л.Б. Андрющенко // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 4 (72). - С. 12-14.

6. Филимонова С.И. Инновационное содержание обучения по физической культуре и спорту будущих предпринимателей / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова и др. // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 3 (75). - С. 73-76.

References

1. Andryushchenko L.B., Filimonova S.I., Glazkova G.B. et al. Fizicheskaya kultura studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy [Physical education of special health group students]. Textbook. Moscow: Ruscience publ., 2020. 356 p.

2. Glazkova G.B., Mamonova O.V., Gracheva D.V. et al. Fizicheskoe vospitanie studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy: kompetentnostny podkhod [Physical education of special health group students: competency-building approach]. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics publ., 2020. 160 p.

3. Gracheva D.V. , Mihaylova A.A., Saetgalieva D.R. et al. Rol adaptivnoy fizicheskoy kultury v inklyuzivnom obrazovatelnom protsesse na primere ReU im. G.V. Plekhanova [Role of adaptive physical education in inclusive educational process (case study of Plekhanov Russian University of Economics]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2018. No. 4. pp. 20-26.

4. Mamonova O.V. Spetsialnye prilozheniya dlya studentov s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami: Innovatsionny podkhod [Special applications for students with special educational needs: innovative approach]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2019. No. 11. pp. 37-42.

5. Pukhovskaya M.N.,Andryushchenko L.B. Antidopingovaya kultura v sisteme kultury lichnosti [Anti-doping culture in individual culture system]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2019. No. 4 (72). pp. 12-14.

6. Filimonova S.I., Andryuschenko L.B., Averyasova Yu.O. et al. Innovatsionnoe soderzhanie obucheniya po fizicheskoy kulture i sportu budushchikh predprinimateley [Innovative content of physical education and sports training for future entrepreneurs]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2020. No. 3 (75). pp. 73-76.

7. Glazkova, G. Social aspects of physical education of students with deviations in health status / G. Glazkova, O. Mamonova, D. Gracheva, M. Pukhovskaya // Journal of Physical Education and Sport, 2020. -№ 20 (5)ю - pp. 2545-2553.

8. Shutova T.N., Kondrakov G.B., Averyasova Y.O., Filimonova Y.B. STUDENT HEALTH MANAGEMENT MODEL: GROUP/ INDIVIDUALIZED TRAINING MODULES. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 9. С.10.

9. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. DIGITALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY. Theory and Practice of Physical Culture. 2020. № 9. С. 22.

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.