Научная статья на тему 'Структура и содержание тренировочного сбора общеподготовительной направленности высококвалифицированных гандболисток при подготовке к ответственным соревнованиям'

Структура и содержание тренировочного сбора общеподготовительной направленности высококвалифицированных гандболисток при подготовке к ответственным соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТРОЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ СБОР ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ГАНДБОЛИСТКИ / УДАРНЫЙ МИКРОЦИКЛ / CONSTRUCTION / CONTENT / STRUCTURE / TRAINING CAMP OF GENERAL PREPARATORY CHARACTER / HIGHLY QUALIFIED FEMALE HANDBALL PLAYERS / SHOCK MICROCYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхорев В. И.

Одним из факторов, обеспечивших успех женской сборной России по гандболу на ХХХI летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро, стал высокий уровень функциональной готовности спортсменок. Фундамент этого компонента подготовленности закладывался на тренировочном сборе общеподготовительной направленности, проведенном за месяц до начала крупнейшего спортивного форума. Его структуру составили три четырехдневных ударных микроцикла. В число особенностей данного сбора вошли: работа по гибким планам подготовки, предусматривающим приоритетность и последовательность решаемых задач, а также корректировку запланированных параметров нагрузки в соответствии с динамикой состояния спортсменок; преимущественное использование тренировочных занятий комплексной направленности, завершающихся восстановительными мероприятиями с водными процедурами; значительное разнообразие двигательных заданий с повышенной энергетической стоимостью. Каждый рабочий день включал, помимо утренней зарядки, два тренировочных занятия, проводимых во время суточных пиков общей физической работоспособности спортсменок. Отдельный микроцикл подготовки содержал не менее двух случаев воспитания каждой из базовых и специальных двигательных способностей, что помогало формированию развивающего тренировочного эффекта. Содержание основной части каждого тренировочного занятия, согласно сформированному алгоритму, включало двигательные задания технико-тактической и функциональной направленности. Реализованная на тренировочном сборе общеподготовительной направленности и представленная в статье программа позволила существенно (на 42,4%) повысить общую физическую работоспособность (PWC170) высококвалифицированных гандболисток и достичь уровня, необходимого для успешного выполнения тренировочных нагрузок следующего предсоревновательного этапа подготовки к летним Олимпийским играм 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тхорев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF A TRAINING CAMP OF GENERAL PREPARATORY SPECIALIZATION FOR HIGHLY QUALIFIED FEMALE HANDBALL PLAYERS DURING PREPARATION FOR RESPONSIBLE COMPETITIONS

One of the factors that ensured the success of the Russian women’s national handball team at the Games of the ХХХI Olympiad of 2016 in Rio de Janeiro, was a high level of functional readiness of the athletes. The foundation of this component of preparedness have been laid during the training camp of general preparatory specialization, held a month before the start of the largest sports forum. Its structure consisted of three four-day shock microcycles. The features of this camp were: the work according to flexible preparation plans, providing priority and sequence of tasks, as well as the correction of planned load parameters in keeping with the dynamics of the athletes’ state; predominant use of training sessions of a complex character, culminating in remedial activities with water procedures; significant variety of motor tasks with high energy cost. Every working day included, in addition to the morning physical exercises, two training sessions conducted during daily peaks of the general physical capacity of the athletes. The separate training microcycle contained at least two trainings of each basic and special motor abilities, which contributed to the formation of the developmental training effect. The content of the main part of each training session, according to the generated algorithm, included motor tasks of technical-tactical and functional orientation. The program of general preparatory character presented in the article and implemented during the training sessions allowed substantially (by 42,4%) to increase general physical capacity (PWC170) of highly qualified female handball players and to reach the level, necessary for the successful execution of the training loads of the next precompetitive stage of preparation for the Games of the XXXII Olympiad of 2020.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание тренировочного сбора общеподготовительной направленности высококвалифицированных гандболисток при подготовке к ответственным соревнованиям»

УДК 796.322.2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО СБОРА ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГАНДБОЛИСТОК ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОТВЕТСТВЕННЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

В.И. Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].

Одним из факторов, обеспечивших успех женской сборной России по гандболу на ХХХ! летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро, стал высокий уровень функциональной готовности спортсменок. Фундамент этого компонента подготовленности закладывался на тренировочном сборе общеподготовительной направленности, проведенном за месяц до начала крупнейшего спортивного форума. Его структуру составили три четырехдневных ударных микроцикла.

В число особенностей данного сбора вошли: работа по гибким планам подготовки, предусматривающим приоритетность и последовательность решаемых задач, а также корректировку запланированных параметров нагрузки в соответствии с динамикой состояния спортсменок; преимущественное использование тренировочных занятий комплексной направленности, завершающихся восстановительными мероприятиями с водными процедурами; значительное разнообразие двигательных заданий с повышенной энергетической стоимостью.

Каждый рабочий день включал, помимо утренней зарядки, два тренировочных занятия, проводимых во время суточных пиков общей физической работоспособности спортсменок. Отдельный микроцикл подготовки содержал не менее двух случаев воспитания каждой из базовых и специальных двигательных способностей, что помогало формированию развивающего тренировочного эффекта. Содержание основной части каждого тренировочного занятия, согласно сформированному

алгоритму, включало двигательные задания технико-тактической и функциональной направленности.

Реализованная на тренировочном сборе общеподготовительной направленности и представленная в статье программа позволила существенно (на 42,4%) повысить общую физическую работоспособность (PWC170) высококвалифицированных гандболисток и достичь уровня, необходимого для успешного выполнения тренировочных нагрузок следующего предсорев-новательного этапа подготовки к летним Олимпийским играм 2020 года.

Ключевые слова: построение, содержание, структура, тренировочный сбор общеподготовительной направленности, высококвалифицированные гандболистки, ударный микроцикл.

Для цитирования: Тхорев В.И. Структура и содержание тренировочного сбора общеподготовительной направленности высококвалифицированных гандбо-листок при подготовке к ответственным соревнованиям // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2019. - № 1. - С. 9-13.

For citation: Tkhorev V. Structure and content of a training camp of general preparatory specialization for highly qualified female handball players during preparation for responsible competitions. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 1, pp. 9-13 (in Russian).

Введение. Высокая зрелищность спортивных состязаний и стремление к росту их числа оказывают

возрастающее влияние на формирование спортивного календаря международными и национальными федерациями. Данное положение приводит к сокращению сроков, отводимых на подготовку национальных сборных к крупнейшим международным соревнованиям. Так, в гандболе для подготовки к официальным отборочным играм и матчам чемпионатов Европы и мира в настоящее время отводится пять-десять дней. В такие сроки обеспечить полноценную и качественную подготовку команды, состоящую из спортсменов, находящихся в различной степени готовности, весьма проблематично.

Исключением из сложившихся правил служат Олимпийские игры, проводимые раз в четыре года в межсезонный период. Высочайшая значимость данного спортивного форума наряду с достаточно длительным периодом (до 40-50 календарных дней), отводимым для непосредственной подготовки команды, при грамотном построении тренировочного процесса позволяют успешно решить широкий комплекс задач. В этом случае одно из приоритетных значений приобретают рациональная очередность, должная продолжительность и степень достижения поставленных целей.

Методика. В число отличительных черт тренировочного сбора общеподготовительной направленности подготовки женской сборной России к Олимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро следует отнести:

- наличие гибких этапного, текущих и оперативных планов, включающих приоритетность решаемых задач и подразумевающих корректировку их содержания в

зависимости от динамики состояния спортсменок;

- учет естественной суточной динамики общей работоспособности при формировании режима тренировочного дня;

- преимущественное использование тренировочных занятий комплексной [3] направленности;

- применение комплекса восстановительных мероприятий, включающего водные процедуры по окончании каждого тренировочного занятия;

- реализацию сформированной программы текущего контроля состояния спортсменок, включающей определение их общей физической работоспособности ^С170);

- значительное увеличение в тренировочных занятиях доли наиболее энергоемких [4] средств подготовки при существенном расширении их числа;

- отказ или, при невозможности, минимизацию использования в тренировочном процессе травмоопасных средств;

- широкое и постоянное варьирование тренировочных двигательных заданий соответствующей направленности.

Тренировочный сбор общеподготовительной направленности состоял из трех четырехдневных микроциклов, которые по величине выполняемой нагрузки следует охарактеризовать как ударные или базовые [2, 3, 6]. Базовая структура отдельного такого микроцикла представлена в таблице 1.

В течение отдельного микроцикла подготовки использовались двигательные задания, направленные на воспитание всех базовых компонентов общей и специ-

Таблица 1

Базовая структура ударного микроцикла

Порядковый день микроцикла Содержание 1-го тренировочного занятия 7.15-8.00 Содержание 2-го тренировочного занятия 9.30-12.00 Содержание 3-го тренировочного занятия 17.00-19.30

1 1. Пробежка 2. Растяжка 3. Водные процедуры 1. Тестирование PWC170. 2. Технико-тактическая подготовка; 3. ОФП; 4. Водные процедуры 1. Технико-тактическая подготовка; 2. ОФП; 3. Водные процедуры

2 1. Пробежка 2. Растяжка 3. Водные процедуры 1. Технико-тактическая подготовка; 2. ОФП; 3. Водные процедуры 1. Технико-тактическая подготовка; 2. ОФП и СФП; 3. Водные процедуры

3 1. Пробежка 2. Растяжка 3. Водные процедуры 1. Технико-тактическая подготовка; 2. СФП; 3. Водные процедуры 1. Технико-тактическая подготовка; 2. СФП; 3. Водные процедуры

4 1. Пробежка 2. Растяжка 3. Водные процедуры 1.Технико-тактическая подготовка; 2. СФП; 3. Водные процедуры 1. Технико-тактическая подготовка; 2. СФП; 3.Водные процедуры

альной физической подготовленности. Их очередность и сочетания были определены предварительно [1, 5] и представлены в таблице 2.

Каждый микроцикл включал в себя двукратное применение двигательных заданий отдельной направленности. Так, вопросам воспитания силовых способностей уделялось внимание в первый и третий дни микроцикла. Скоростные качества совершенствовались во второй и третий дни, а выносливость - в третий и четвертый, заключительный день микроцикла. Такое построение подготовки позволило формировать должный кумулятивный эффект для каждого отдельного компонента физической подготовленности.

При построении основной части тренировочных занятий использовался алгоритм, представленный в таблице 3.

Результаты. Реализованный подход позволил успешно решить одну из приоритетных задач рассма-

триваемого этапа целенаправленной подготовки квалифицированных гандболисток. А именно: повышение уровня их общей физической работоспособности до необходимого для успешного освоения предсорев-новательной тренировочной программы. Динамика данного параметра готовности спортсменок в течение тренировочного сбора общеподготовительной направленности представлена на рисунке 1.

Позитивная динамика численного значения общей физической работоспособности (PWC 170) спортсменок носила статистически значимый (Р < 0,001) характер и в количественном выражении составила +42,4%. При этом рост рассматриваемого параметра в течение тренировочного сбора общеподготовительной направленности был неравномерен. Так, после первого микроцикла он составил +16,1%; после второго - +21,5%; после чего стабилизировался, увеличившись после третьего лишь на 1,0%.

Таблица 2

Направленность физической подготовки в отдельные дни микроцикла

Двигательные способности Порядковый день ударного микроцикла

1 2 3 4

ОФП:

- силовые Х

- скоростные Х

- координационные Х

- общая выносливость Х

- гибкость Х

СФП:

- скоростная выносливость Х

- силовая выносливость Х

- скоростно-силовые Х Х

- специально-координационные Х

Таблица 3

Направленность тренировочных средств в основной части занятий

Направленность тренировочных средств Раздел основной части тренировочного занятия

начало середина окончание

Силовые способности Х

Скоростные способности Х

Координационные способности Х

Выносливость Х

Индивидуальные технико-тактические действия Х

Групповые взаимодействия Х

Командные построения Х

Рисунок 1. Динамика общей работоспособности высококвалифицированных гандболисток в течение тренировочного сбора общеподготовительной направленности

Выводы. Реализованная на общеподготовительном этапе подготовки высококвалифицированных гандболисток тренировочная программа способствовала росту готовности спортсменок к выполнению специальной работы на последующих этапах подготовки к ответственным соревнованиям и послужила необходимым фундаментом их успешного выступления на крупнейшем спортивном форуме четырехлетия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст]. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.

2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учебное пособие для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.

3. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

4. Тхорев В.И. Гандбол: энергетическая стоимость соревновательной и тренировочной деятельности. Информационные материалы. - 2-е изд., испр. и доп. - Краснодар: КГУФКСТ, 2016. - 32 с.

5. Тхорев В.И. Технологии спортивной подготовки: учебное пособие - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 151 с.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -12-е изд., испр. - М.: Академия, 2014. - 480 с.

STRUCTURE AND CONTENT OF A TRAINING CAMP OF GENERAL PREPARATORY SPECIALIZATION FOR HIGHLY QUALIFIED FEMALE HANDBALL PLAYERS DURING PREPARATION FOR RESPONSIBLE COMPETITIONS

V. Tkhorev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of the Physical Education Faculty, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].

One of the factors that ensured the success of the Russian women's national handball team at the Games of the

XXXI Olympiad of 2016 in Rio de Janeiro, was a high level of functional readiness of the athletes. The foundation of this component of preparedness have been laid during the training camp of general preparatory specialization, held a month before the start of the largest sports forum. Its structure consisted of three four-day shock microcycles.

The features of this camp were: the work according to flexible preparation plans, providing priority and sequence of tasks, as well as the correction of planned load parameters in keeping with the dynamics of the athletes' state; predominant use of training sessions of a complex character, culminating in remedial activities with water procedures; significant variety of motor tasks with high energy cost.

Every working day included, in addition to the morning physical exercises, two training sessions conducted during daily peaks of the general physical capacity of the athletes. The separate training microcycle contained at least two trainings of each basic and special motor abilities, which contributed to the formation of the developmental training effect. The content of the main part of each training session, according to the generated algorithm, included motor tasks of technical-tactical and functional orientation.

The program of general preparatory character presented in the article and implemented during the training sessions allowed substantially (by 42,4%) to increase general physical capacity (PWC170) of highly qualified female handball players and to reach the level, necessary for the successful execution of the training loads of the next pre-competitive stage of preparation for the Games of the

XXXII Olympiad of 2020.

Keywords: construction, content, structure, training camp of general preparatory character, highly qualified female handball players, shock microcycle.

References:

1. Zatsiorsky V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: os-novy teorii i metodiki vospitaniya [Tekst]. - 3-e izd. [Physical qualities of an athlete: fundamentals of theory and methods of education ]. Moscow, Soviet sport, 2009, 200 p. (in Russian)

2. Matveyev L. Osnovy sportivnoj trenirovki: uchebnoe poso-bie dlya in-tov fizicheskoj kul'tury [Fundamentals of sport training: textbook for institutes of physical culture]. Moscow, Physical Education and sport, 1977, 271 p. (in Russian)

3. Platonov V.N. Podgotovka kvalificirovannyh sportsmenov. [Training of qualified athletes]. Moscow, physical Education and sport, 1986, 286 p. (in Russian)

4. Thorev V.I. Energeticheskaya stoimost' sorevnovatel'noj i trenirovochnoj deyatel'nosti. Informacionnye materialy. [Handball: energy cost of competitive and training activities. Information material. - 2nd ed., ISPR. and DOP]. Krasnodar, KGUFKST, 2016, 32 p. (in Russian)

5. Thorev V.I. Tekhnologii sportivnoj podgotovki: uchebnoe posobie. [Technologies of sports training: textbook]. Krasnodar, KGUFKST, 2017, 151 p. (in Russian)

6. Kholodov Zh.K. Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik dlya stud. [Theory and methods of physical culture and sports: textbook for students. institutions higher. prof. education - 12th ed., ISPR]. Moscow, Academy, 2014, 480 p. (in Russian)

Поступила / Received 09.11.2018 Принята в печать / Accepted 06.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.