Научная статья на тему 'Структура и содержание педагогических умений будущих специалистов-психологов в сфере правоохранительной деятельности'

Структура и содержание педагогических умений будущих специалистов-психологов в сфере правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ-ПСИХОЛОГИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL SKILLS / SPECIALISTS-PSYCHOLOGISTS / PEDAGOGICAL ACTIVITY / LAW ENFORCEMENT OFFICES / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Роман Иванович

Статья посвящена проблеме определения структуры и содержания педагогических умений, которыми необходимо овладеть будущим специалистам-психологам в сфере правоохранительной деятельности в процессе их профессиональной подготовки в образовательной организации системы Министерства внутренних дел России. Подготовка специалистов-психологов органов внутренних дел подразумевает формирование у обучающихся специального набора педагогических умений, связанных с особенностями будущей практической деятельности. Четко определенный перечень педагогических умений, включенный затем в программу психолого-педагогической подготовки, позволяет преподавателям наиболее полно использовать возможности своих предметов в процессе их формирования у обучаемых. Автор статьи доказывает, что ведущей целью формирования педагогических умений у будущих специалистов-психологов должно быть формирование готовности осуществлять общепедагогическую (самосубьектную, семейно-бытовую, производственную) деятельность и такие элементы профессиональной педагогической деятельности, которые определены нормативными документами. Кроме того, состав педагогических умений, формируемых у специалистов-психологов органов внутренних дел, должен удовлетворять потребностям и интересам самих обучающихся, чтобы стать неотъемлемой составляющей их профессионально-ценностных ориентаций. Формирование педагогических умений у обучающихся происходит более эффективно при многоуровневом, линейно-концентрическом построении процесса педагогической подготовки, что вполне соответствует условиям обучения в образовательной организации системы Министерства внутренних дел России. Анализ психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальная работа показали, что наиболее значимыми для формирования у будущих специалистов-психологов органов внутренних дел являются коммуникативный, информационный, организационный, конструктивный, диагностический, самообразовательный, самовоспитательный и художественный компоненты педагогических видов деятельности организаторского, исследовательского и самосубъектного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Роман Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL SKILLS OF THE FUTURE SPECIALISTS-PSYCHOLOGISTS IN THE SPHERE OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

The article is devoted to the problem of definition of the structure and content of pedagogical skills, which future specialists-psychologists need to acquire in the sphere of law-enforcement activity in the course of their vocational training in the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Training of specialists-psychologists of Law Enforcement Offices means formation of the pedagogical skills necessary for their future practical activities. The list of pedagogical abilities included in the program of the courses of Psychology and Pedagogy, allows the teachers to develop the abilities of their students to full extent. The author of the article proves that the leading purpose of formation of pedagogical skills of future specialists-psychologists is the formation of readiness to carry out all-pedagogical (self-subjective, family and household, production) activity and such elements of professional pedagogical activity, which are defined by the normative documents. Besides, the structure of the pedagogical skills of specialistspsychologists of Law Enforcement Offices has to satisfy their own requirements and interests, to become the integral component of their professional and valuable orientations. Formation of pedagogical skills is more effective if the process of pedagogical training is multilevel and linear-concentric, which conforms the training conditions in the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The analysis of psychological and pedagogical literature and experimental work have shown that the most significant for the future specialists-psychologists of Law Enforcement Officers are communicative, information, organizational, constructive, diagnostic, self-educational and art components of pedagogical activity of organizing, research and self-subject character.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание педагогических умений будущих специалистов-психологов в сфере правоохранительной деятельности»

УДК 378.147:34

ББК Х7р ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08, 13.00.01

Степанов Роман Иванович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии служебной деятельности и педагогики, Уральский юридический институт МВД России; 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66; e-mail: [email protected]

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические умения; специалисты-психологи; педагогическая деятельность; органы внутренних дел; педагогический процесс.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме определения структуры и содержания педагогических умений, которыми необходимо овладеть будущим специалистам-психологам в сфере правоохранительной деятельности в процессе их профессиональной подготовки в образовательной организации системы Министерства внутренних дел России. Подготовка специалистов-психологов органов внутренних дел подразумевает формирование у обучающихся специального набора педагогических умений, связанных с особенностями будущей практической деятельности. Четко определенный перечень педагогических умений, включенный затем в программу психолого-педагогической подготовки, позволяет преподавателям наиболее полно использовать возможности своих предметов в процессе их формирования у обучаемых. Автор статьи доказывает, что ведущей целью формирования педагогических умений у будущих специалистов-психологов должно быть формирование готовности осуществлять общепедагогическую (самосубьектную, семейно-бытовую, производственную) деятельность и такие элементы профессиональной педагогической деятельности, которые определены нормативными документами. Кроме того, состав педагогических умений, формируемых у специалистов-психологов органов внутренних дел, должен удовлетворять потребностям и интересам самих обучающихся, чтобы стать неотъемлемой составляющей их профессионально-ценностных ориентаций. Формирование педагогических умений у обучающихся происходит более эффективно при многоуровневом, линейно-концентрическом построении процесса педагогической подготовки, что вполне соответствует условиям обучения в образовательной организации системы Министерства внутренних дел России. Анализ психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальная работа показали, что наиболее значимыми для формирования у будущих специалистов-психологов органов внутренних дел являются коммуникативный, информационный, организационный, конструктивный, диагностический, самообразовательный, самовоспитательный и художественный компоненты педагогических видов деятельности организаторского, исследовательского и самосубъектного характера.

Stepanov Roman Ivanovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Psychology of Service and Pedagogy, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia.

STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL SKILLS OF THE FUTURE SPECIALISTS-PSYCHOLOGISTS IN THE SPHERE OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

KEYWORDS: pedagogical skills; specialists-psychologists; pedagogical activity; Law Enforcement Offices; pedagogical process.

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of definition of the structure and content of pedagogical skills, which future specialists-psychologists need to acquire in the sphere of law-enforcement activity in the course of their vocational training in the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Training of specialists-psychologists of Law Enforcement Offices means formation of the pedagogical skills necessary for their future practical activities. The list of pedagogical abilities included in the program of the courses of Psychology and Pedagogy, allows the teachers to develop the abilities of their students to full extent. The author of the article proves that the leading purpose of formation of pedagogical skills of future specialists-psychologists is the formation of readiness to carry out all-pedagogical (self-subjective, family and household, production) activity and such elements of professional pedagogical activity, which are defined by the normative documents. Besides, the structure of the pedagogical skills of specialists- psychologists of Law Enforcement Offices has to satisfy their own requirements and interests, to become the integral component of their professional and valuable orientations. Formation of pedagogical skills is more effective if the process of pedagogical training is multilevel and linear-concentric, which conforms the training conditions in the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The analysis of psychological and pedagogical literature and experimental work have shown that the most significant for the future specialists-psychologists of Law Enforcement Officers are communicative, information, organizational, constructive, diagnostic, self-educational and art components of pedagogical activity of organizing, research and self-subject character.

© Степанов Р. И., 2016

Педагогическая деятельность является обязательным видом подготовки выпускников по специальности 030301 «Психология служебной деятельности». В соответствии с данным видом деятельности специалист должен решать следующие профессиональные задачи:

- преподавание психологических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;

- распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, служебной и организационной деятельности, коммуникации [10].

Реализация данных задач происходит в результате обучения, которое определяется в нормативных документах как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией» [11].

Таким образом, формирование педагогических умений у будущих специалистов-психологов является одним из ключевых этапов в овладении профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности, а именно:

- способности осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-26);

- способности преподавать психологические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникацию и взаимодействие обучающихся (ПК-27);

- способности осуществлять методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (ПК-28).

Определение структуры и содержания педагогических умений является важным элементом в разработке технологии их формирования у учащихся. Результаты нашей экспериментальной работы, а также данные других исследователей (В. Г. Боброва, Н. Н. Кузьмин) показывают, что составленный на основе этой операции перечень педагогических умений, включенный затем в программу психолого-педагогической подготовки, позволяет преподавателям наиболее полно использовать возможности своих предметов в процессе их формирования у обучающихся [3; 4].

При составлении перечня умений необходимо учитывать значимость умения для дальнейшей жизнедеятельности обучающихся (мотивация) и адекватность умения психолого-возрастным особенностям (потребности, интересы, ценности) обучающихся.

Кроме того, результаты исследований показывают, что формирование педагогических умений у обучающихся происходит более эффективно при многоуровневом, линейно-концентрическом построении процесса педагогической подготовки [1; 6]. Организация такого процесса вполне соответствует условиям обучения в образовательной организации системы МВД России.

В течение первых трех курсов обучения будущих специалистов-психологов наиболее целесообразно сосредоточиться на формировании общепедагогических умений и части профессиональных. Педагогическая практика на четвертом курсе и преддипломная на пятом - логичный этап завершения процесса формирования всего комплекса педагогических умений у обучающихся по специальности 030301 «Психология служебной деятельности».

Перечень профессиональных педагогических умений синтезируется с учетом формируемых компетенций будущих специалистов-психологов посредством анализа нормативных документов (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Примерный учебный план и Примерные программы дисциплин для обучающихся по специальности 030301 «Психология служебной деятельности»). Практически все дисциплины, определяемые нормативными документами, вносят тот или иной вклад в процесс формирования педагогических умений будущих специалистов-психологов. Однако ведущими дисциплинами, целенаправленно осуществляющими педагогическую подготовку, являются «Педагогика», «Педагогическая психология» и «Методика преподавания психологии». Дисциплины по выбору обучающихся («Культура и техника труда преподавателя» и «Педагогические технологии»), несомненно, призваны усилить педагогический компонент профессиональной подготовки обучающихся по специальности 030301 «Психология служебной деятельности».

Перечень педагогических умений, отраженных в примерных программах указанных выше дисциплин, выглядит следующим образом (в скобках указан порядковый номер общекультурной или профессиональной компетенции, к которой относится умение):

- определять цели воспитания, устанавливать взаимосвязь и иерархию общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в воспитании и образовании (ОК-13);

- учитывать специфику образования как социокультурного феномена, как ведущего механизма присвоения социального опыта (ОК-13);

- оценивать эффективность способов педагогического взаимодействия и их воспитательные возможности (ОК-13);

- организовывать взаимодействие, совместную и индивидуальную учебную деятельность обучающихся, учитывать их индивидуальные особенности в учебном процессе (ПК-27);

- решать проблемы мотивации учения (ОК-4);

- содействовать социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-5);

- преподавать психологические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-27);

- проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, воздействовать на становление личности обучаемого (ПК-6, ПК-27);

- планировать цели, учебное содержание и деятельность, направленную на формирование психологического мышления обучающихся, и осуществлять учебно-воспитательный процесс (ПК-26; ПК-27);

- анализировать характеристики целостного учебного процесса, на теоретическом уровне устранять обнаруженные недостатки и предупреждать ошибки методического характера (ПК -26; ПК-27);

- осуществлять управление самостоятельной работой обучающихся (ПК-28);

- применять активные и интерактивные методы и приемы обучения (ПК-28);

- применять мультимедийные обучающие технологии (ПК-28);

- разрабатывать эффективное методическое обеспечение учебного процесса (ПК-28).

Наличие четко заданных параметров, казалось бы, облегчает работу исследователя и преподавателя при отборе и дальнейшем формировании педагогических умений. Но проблему составляет достаточно многоуровневый состав, структура и содержание большинства вышеназванных умений.

В структуре умения ученые выделяют разные уровни: «Умением называют и самый элементарный уровень выполнения

действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства» [12, с. 138]. В. А. Сластенин выдвигает гипотезу о существовании пяти уровней развития профессионально-педагогических умений: интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-ре-продуктивный, творческий [13, с. 133]. Признаки каждого уровня служат ориентиром для выявления динамики и тенденций формирования у обучаемых основ педагогического мастерства. Различие между этими уровнями характеризуется состоянием готовности обучаемого к достижению поставленной перед ним цели в педагогической деятельности на различном уровне сформированности умений.

В силу выше сказанного, по нашему мнению, необходимо уточнить, детализировать состав профессиональных умений. Данная процедура позволит преподавателю более четко понимать свою профессиональную задачу по формированию педагогических умений и более объективно осуществлять оценку уровня их сформированости.

Большинство исследователей сходится во мнении о том, что наиболее целесообразным способом формирования педагогических умений у обучающихся является включение последних в различные виды общественно-педагогической деятельности организаторского, исследовательского и самосубъектного характера [2; 5; 7; 9; 15]. Таковыми являются организация и проведение праздничных мероприятий (концерты, конкурсы и т. п.), организация и проведение воспитательно-дидактических мероприятий (собрание группы, курса, фрагменты уроков, экскурсии, выставки и т. п.), помощь преподавателю в проведении занятия (консультирование, экспертиза, оформление и т. п.), подготовка сообщений, докладов, рефератов на педагогическую тему, проведение мини-исследования (наблюдение, беседа, социометрия, анкетирование, тестирование, эксперимент и т. п.), педагогическое самообразование.

Поддерживая мнение ученых о приоритетности организаторского, исследовательского и самосубъектного педагогических видов деятельности в деле формирования профессионально значимых качеств, умений и способностей у обучающихся, мы считаем целесообразным составление такого перечня, который интегрировал бы в себе педагогические умения, необходимые учащимся и для продолжения образования, и

для поддержания конкурентоспособности на рынке труда, и для создания семьи.

По нашему мнению, ведущей целью формирования педагогических умений у будущих специалистов-психологов должно быть формирование у них готовности осуществлять общепедагогическую (самосубь-ектную, семейно-бытовую, производственную) деятельность и такие элементы профессиональной педагогической деятельности, которые в равной мере могут быть отнесены практически к любой другой деятельности.

К числу общетрудовых видов деятельности ученые (В. А. Сластенин, А. И. Щербаков) относят коммуникативную, конструктивную, организаторскую, исследовательскую и самообразовательную педагогическую деятельность [13; 14]. Следовательно, в составе этих видов деятельности можно выделить умения, развитие которых удовлетворяет требованиям одного из вышеназванных критериев. Для этого прежде всего необходимо выделить ведущие компоненты приоритетных видов общественно-педагогической деятельности обучающихся в образовательной организации системы МВД России.

Содержательный анализ организаторской деятельности обучающихся показывает, что в ее основе лежат знания методики организации и проведения воспитательных мероприятий, характерных особенностей организации и проведения игр (подвижных, сю-жетно-ролевых, дидактических, театрализованных), эстафеты, конкурса, тематической беседы, КВН, концерта, дискуссии, диспута, чтения и обсуждения сказки (басни, рассказа), просмотра и обсуждения фильма (выставки), фрагмента учебного занятия; умения планировать и организовывать воспитательное мероприятие, анализировать результаты его проведения; умения устанавливать контакт с другими людьми, организовывать межличностные отношения, приспосабливаться в общении; умения по поиску, отбору и обработке необходимой информации, изготовлению наглядного материала, необходимых атрибутов.

Структурный анализ организаторской деятельности показывает, что она представляет собой тесную взаимосвязь самых различных компонентов педагогической деятельности, ведущими среди которых являются коммуникативная, информационная, организационная, художественная.

Содержательный анализ исследовательской деятельности учащихся показывает, что в основе ее лежат знания о методике организации и проведения педагогического исследования, умения по поиску, отбору, обработке и изложению информации по теме иссле-

дования, умения по составлению плана исследования, определению объекта и предмета исследования, формулировке цели, задачи, гипотезы исследования, подбору соответствующих методов исследования, разработке или подбору инструментов исследования, умения по проведению эксперимента, обобщению и оформлению результатов исследования, умения по проведению простейших диагностических процедур.

Таким образом, ведущими компонентами в структуре исследовательской деятельности являются информационный, конструктивный, диагностический.

Содержательный анализ самообразовательной деятельности обучающихся показывает, что в основе ее лежат знания о методах самодиагностики, умения по определению своего темперамента, уровня мышления, памяти, воображения, общих способностей и др.; умения самообразовательной работы, реализующиеся через рациональное использование времени, физических и духовных сил, владение устной и письменной речью; умения по применению различных средств самовоздействия: аутотренинга, релаксации, самоубеждения, самоконтроля и др. Ведущими компонентами деятельности самообразовательного характера являются диагностический, организационный, самовоспитательный

Выделяя ведущие компоненты организаторской, исследовательской и самообразовательной педагогической деятельности обучающихся, а также конкретные умения, в них входящие, мы учитывали мотивы и потребности будущих специалистов-психологов.

Потребности трактуются психологами как свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге - определяющие образ ее жизни и деятельности [8, с. 183]. Потребности-свойства вызывают активность человека и направляют ее на овладение определенными ценностями, выступая тем самым как программы жизнедеятельности.

Весь перечень конкретных умений, входящих в состав коммуникативного, информационного, организационного, художественного, конструктивного, диагностического, самовоспитательного компонентов педагогической деятельности организаторского, исследовательского и самообразовательного характера, был представлен экспертам (преподаватели и обучающиеся Уральского юридического института МВД России) с просьбой ответить на вопрос: «Какие из перечисленных педагогических умений, по Вашему мнению, необходимо формировать у будущих специалистов-пси-

хологов в первую очередь (во вторую, в третью), а какие из них не нужно формировать?».

Средние оценки по компонентам педагогических умений распределились следующим образом (среднее взвешенное арифметическое оценки экспертов и обучающихся дается по четырехбалльной системе): коммуникативный - 3,8 и 3,7; информационный - 3,7 и 3,6, организационный - 3,5 и 3,3, диагностический - 3,3 и 3,2, конструктивный -3,1 и 3,0, самовоспитательный - 3,0 и 2,8, художественный - 2,8 и 2,6.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. : Просвещение, 1990.

2. Байкова Л. А. Формирование диагностических умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогики : дис.... канд. пед. наук. Тула, 1995.

3. Боброва В. Г., Кузьмин Н. Н. Об уровне практической подготовленности выпускников педагогических институтов к воспитательной работе // Сов. педагогика. 1979. № 4. С. 87-92.

4. Боброва В. Г., Кузьмин Н. Н. О содержании и уровне осознания профессионально-педагогических умений у студентов - будущих учителей // Формирование профессионально-педагогических умений у студентов педвузов : сб. науч. тр. Воронеж : ВГПИ, 1981. С. 5-22.

5. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1989.

6. Козулин А. В. Педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа : дис. ... д-ра пед. наук. Минск, 1995.

7. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л. : ЛГУ, 1967.

8. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М. : Просвещение, 1991.

9. Шаламов В. В. Развитие познавательной компетентности обучающихся в процессе самостоятельной работы : монография. Екатеринбург, 2011.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»). Приложение, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 янв. 2011 г. № 67. URL:http: //www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-pravila/t2w.htm.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / / Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.

12. Общая психология : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. В. Богословского и др. М. : Просвещение, 1981.

13. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение, 1976.

14. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л. : ЛГУ, 1967.

15. Яковлева Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики) : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1977.

REFERENCES

1. Abdullina O. A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo ob-razovaniya. M. : Prosveshchenie, 1990.

2. Baykova L. A. Formirovanie diagnosticheskikh umeniy u budushchikh uchiteley v protsesse izucheniya kursa pedagogiki : dis.... kand. ped. nauk. Tula, 1995.

3. Bobrova V. G., Kuz'min N. N. Ob urovne prakticheskoy podgotovlennosti vypusknikov pedagogicheskikh institutov k vospitatel'noy rabote // Sov. pedagogika. 1979. № 4. S. 87-92.

4. Bobrova V. G., Kuz'min N. N. O soderzhanii i urovne osoznaniya professional'no-pedagogicheskikh umeniy u studentov - budushchikh uchiteley // Formirovanie professional'no-pedagogicheskikh umeniy u studentov pedvuzov : sb. nauch. tr. Voronezh : VGPI, 1981. S. 5-22.

5. Elkanov S. B. Osnovy professional'nogo samovospitaniya budushchego uchitelya : ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov. M. : Prosveshchenie, 1989.

6. Kozulin A. V. Pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti uchebnykh zavedeniy novogo tipa : dis. ... d-ra ped. nauk. Minsk, 1995.

7. Kuz'mina N. V. Ocherki psikhologii truda uchitelya. Psikhologicheskaya struktura deyatel'nosti uchitelya i formirovanie ego lichnosti. L. : LGU, 1967.

8. Fridman L. M., Kulagina I. Yu. Psikhologicheskiy spravochnik uchitelya. M. : Prosveshchenie, 1991.

9. Shalamov V. V. Razvitie poznavatel'noy kompetentnosti obuchayushchikhsya v protsesse samostoyatel'-noy raboty : monografiya. Ekaterinburg, 2011.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что выделенные нами компоненты и конкретные педагогические умения удовлетворяют интересам и потребностям обучающихся и способны обеспечить высокий уровень мотивации в процессе овладения ими. Следовательно, включение выделенных нами конкретных умений в программу психолого-педагогической подготовки обучающихся является важным элементом в процессе формирования педагогических умений у будущих специалистов-психологов.

10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazova-niya po spetsial'nosti 030301 Psikhologiya sluzhebnoy deyatel'nosti (kvalifikatsiya (stepen') «spetsialist»). Prilozhenie, utverzhdennoe Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 yanv. 2011 g. № 67. URL:http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-pravila/t2w.htm.

11. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. № 53 (Ch. 1). St. 7598.

12. Obshchaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov / pod red. V. V. Bogoslovskogo i dr. M. : Prosveshchenie, 1981.

13. Slastenin V. A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoy shkoly v protsesse professional'noy podgotovki. M. : Prosveshchenie, 1976.

14. Shcherbakov A. I. Psikhologicheskie osnovy formirovaniya lichnosti sovetskogo uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. L. : LGU, 1967.

15. Yakovleva N. M. Formirovanie issledovatel'skikh umeniy u studentov pedagogicheskogo vuza (na materiale pedagogiki) : dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 1977.

Статью рекомендует канд. психол. наук, доцент К. В. Злоказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.