Научная статья на тему 'Структура и содержание общественных и личностных ценностей физической культуры и спорта'

Структура и содержание общественных и личностных ценностей физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1236
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ниясова Н. С.

Автором статьи сделана попытка классифицировать общественные и личностные ценности физической культуры и спорта. Результаты теоретического исследования рекомендуется использовать специалистам-практикам, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and content of social and individual values of physical culture and sport

The author takes an attempt to classify social and individual values of physical culture and sport. The results of theoretical investigation are re commended to use specialists practical workers whose activity is con nected with the education of the growing generation

Текст научной работы на тему «Структура и содержание общественных и личностных ценностей физической культуры и спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 378 4 Н. С. НИЯСОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Автором статьи сделана попытка классифицировать общественные и личностные ценности физической культуры и спорта. Результаты теоретического исследования рекомендуется использовать специалистам-практикам, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием подрастающего поколения.

Подрастающее поколение, как человеческий потенциал, представляет собой уникальную ценность любого государства. Мы рассматриваем его как основу будущего. Философами, социологами, педагогами и психологами установлена тесная связь между такими категориями, как «ценности», «общество» и «личность». Каково общество, таковы и ценности.

Проблема ценностей в переходный период общественного развития заслуживает пристального внимания спортивных педагогов, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием личности. Сегодня важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуется подрастающее поколение россиян, их представления о состоянии собственного здоровья. От того, какой ценностный фундамент бу-

дет сформирован у личности, во многом зависит будущее состояние общества.

В современных социально-экономических условиях России меняется образ жизни личности, и это, конечно, ведет к переоценке их ценностей, изменению мотивации поведения и всего процесса социализации. Рыночные отношения по-разному воздействуют на приобщение к физической культуре и спорту. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, целеустремленность, расширяют возможности для спортивных достижений и физического самосовершенствования личности. С другой, развитие экономического либерализма, социального неравенства и конкуренции спортсменов ради прибыли, как это хорошо показали известные ученые, при-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

водит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т.д. В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни [2, 3, 4, 5, 6, 9 и др.].

Для того, чтобы у личности сформировалась система ценностей, необходимо приобщать их к физической культуре как составной части общей культуры и формировать идеал всесторонне и гармонично развитого человека. Между тем спортивные педагоги чаще используют физическую культуру и спорт для удовлетворения двигательных интересов и потребностей школьников и реже в качестве средств духовного воспитания и самовоспитания и не всегда обладают знаниями, умениями и навыками, позволяющими им эффективно проводить такую работу.

Проблема научного исследования заключается в противоречии между необходимостью приобщения личности к ценностям физической культуры и спорта и недостаточной упорядоченности понятийного аппарата, отсутствия классификации и методики их целенаправленного использования в физическом воспитании школьников.

Цель данной работы — попытка теоретического обоснования концепции ценностей физической культуры и спорта.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработка и практическое применение классификации ценностей физической культуры и спорта, построенной на основе системного подхода и результатах эмпирических исследований, упорядочит многообразие понятий ценностей спорта и ценностей физической культуры и установит связи между ними, это позволит прогнозировать эффективность их использования в совершенствовании методики физического самовоспитания школьников.

В этой связи необходимо: 1) обобщить теоретический и экспериментальный материал по проблеме ценностей физической культуры и спорта; 2) разработать и теоретически обосновать классификацию ценностей физической культуры и спорта; 3) совершенствовать и экспериментально обосновать методику физического самовоспитания школьников на основе использования ценностей физической культуры и спорта.

Теоретическое исследование проводилось в соответствии с государственным контрактом № 171 от 18 сентября 2007 года между Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта и Министерством образования Омской области на выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Воспитание школьников на ценностях физической культуры и спорта».

Результаты исследования. В статье описаны результаты решения первых двух задач. Проблема ценностей физической культуры и спорта, занимая одно из важных мест в педагогических исследованиях, разработана еще недостаточно полно, как того требует практика. В специальной литературе (словари, энциклопедии, учебные пособия, монографии) насчитывается более ста дефиниций «ценность». Следует согласиться с мнениями Д. А. Леонтьева, В. Н. Шилова, что «работы разных авторов, обращающихся к ценностной проблематике, не образует единого проблемного поля». Объясняется это различием подходов к данной многогранной категории [3].

В отечественной литературе проблема ценностей анализируется с начала 60-х годов XIX века. В это время выделилась особая отрасль философского знания — «философия ценностей», впоследствии полу-

чившая название «аксиология» (от греч. axia — ценность, logos — учение). Анализу феномена ценностей в отечественной науке посвящены работы ученых-философов: В. П. Тугаринова (1967), О. Г. Дробницко-го (1968), А. Г. Нечаевой (1977), Здравомыслова (1986), М. К. Мамардашвили (1991), И. Т. Фролова (1991), Д. А. Леонтьева (1996), С. Я. Батышева (1999), А. А. Ми-голатьева (2001), И. И. Осинского (2001), Г. Г. Кириленко (2002), В. Н. Шилова (2003), И. М. Чудиновой (2003), О. Г. Данильяна (2005), А. А. Разина (2005), С. Г. Спасибенко (2006), А. В. Миронова (2007) и многих других.

Первой книгой, посвященной вопросу ценностей, была работа В. П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры», где автор дал понятие ценностей в самом общем смысле: « ...ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала. Из этого определения следует, что ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что еще надо осуществить, за что надо бороться» [2].

В последующем ценности понимались как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности, писал С. Я. Батышев, не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Ценностей нет у животных, и они отсутствуют у младенца, так как биологически не наследуемы. Ценности приобретаются в обществе в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими [10].

Весьма существенным представляется определение понятия «ценности», приводимое О. Г. Дробниц-ким: «.термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности». Ученый полагал, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей« или объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистинны, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. Значительный вклад в разработку проблемы ценностей был внесен А. Г. Здравомысло-вым. Философ подчеркивал, ценности — это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, «превращаются» в ценности. Однако ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Ценности обладают относительной самостоятельностью [2].

Среди зарубежных ученых большой вклад в разработку ценностной проблематики внес Н. Смелзер. Он писал, ценности — разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Один из крупнейших зарубежных философов Н. Гартман писал, что выяснение понятия ценности предполагает раскрытие их природы, сущнос-

Стружтурн ■(хцсржавк оЪиртквш 1 ■ лжюсхэш I циаихзса фазмккжм 1|штзфы ■ онрп

Кр итврии Группы цегннЕхгшй В. П. Туга р шоп, □ . Г . Дс11 шли н Цэн 1 с:с:ти фи чи чаской культур ы: и: спорта

В. П. Туга ри нон, 1 СВИ О. Г. Дсш ильнм, 2005 Об п^етш 1 м ые цан мости Л им пост ио ионмссти

Цан ногти жтми Роли 1101 пкэсчой в жизни об щьйстшз Вые 111 ие цен «нети ВЫСШЕВ ВОЗИ ОЖ 1 гагги организма ч олово ка ддцрцвыз

Црнюгти го вссйд 1-ии 1-1 □ га с п роса и гсэ гиг сйд 1-ей 1к 1-1 □ га обихода спзртипний розулыат, спортивный рекорд д и и потальная акти т-сстц физичехгкая работскгсхгОбнЕэггь фи л и чяг ка я подгагговлнн шетц фи ли но: кис: ка Ч£ЕГТва, двигательные умения и навыки

ЦрМШСТИ, И МОЮ Щ «3 изо рос тег п сй 1-П-1 сйй И 1с1 ЧОПИО ДЛЯ ЧОЛОВЯКа И Об|Ц£ХГГПа с: поргипна я атрибути ка, с им волика с порта акти выы й досуг

Цэн 1-сети культуры С фара ш^етнаЯ! мой жизни М сГгарИс1ЛЫ 1 Ы£3 I КМ 1 НОСГГИ с партии и иа сооружен и н, об о рудо на п ю, и 1 п'л'1 пи р I. и с на ряжами а С ГС рти №Н ЫС! 1 и грады, спортивная экипировка

Социалы-ю-ггэлити нг кио цаниисти О л им пи йс кие игр ы, спорти 1шыо сорюннана н им, физкуль’гу рно-оздрроаителин ыо и с поргивно-м агсопыа м о|х:ч I ри яти я Ф ИЗ и 'КГ КОК Ш1Шр НЮ1 с-пи:-

ДуХОШ 1 ЫС: цан гости с гт ртивная тука, фи зк улиту рн ио ныния.с: ггэрти вт я и орали, спортивная эстетика,зсшппевсй идехзл физичке: кой культуры

ти, а также их значения в жизни и деятельности людей. Они всегда социальны и являются человеческими ценностями. Ценности возникают на основе общественной практики, деятельности человека в определенных конкретно-исторических условиях. Ценности не появляются неизвестно откуда и не придаются человеку извне, они возникают в процессе его социализации и подвержены изменениям. На динамику ценностей оказывают влияние система знаний и жизненный опыт человека. Все сколько-нибудь значимые факторы человеческой деятельности постоянно влияют на процессы формирования ценностей и ценностное восприятие. Из индивидуального сочетания этих факторов формируется личностный характер ценностей человека, не исключающий и существования общечеловеческих ценностей [4].

Знакомство с определениями «ценности», приводимыми отечественными и зарубежными авторами, позволило выявить общее в понимании ценности. Ценности играют важную роль в жизни общества и человека. Они выступают в качестве особой общественно значимой формы существования явлений и определяют отношения к ним человека с точки зрения удовлетворения его потребностей и интересов или достижения поставленных им целей. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценности — явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Система ценностей представляет собой мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценностям жизнь отдельного человека приобретает смысл.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной

классификации. Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы нет из-за разных подходов и концепций философов, социологов, педагогов [1, 2, 4, 10 и др.].

В. П. Тугаринов, проводя эмпирические исследования в философии и используя системный подход, составил классификацию ценностей по следующим основаниям: ценности жизни и ценности культуры [7]. О. Г. Данильян классифицировал ценности по трем критериям: роли ценностей в жизни общества; сферы общественной жизни; субъекты, или носители ценностей [1].

В рамках статьи автором сделана попытка систематизировать понятия «общественные и личностные ценности физической культуры и спорта», упорядочить на основе концепций В. П. Тугаринова и О. Г. Да-нильяна (табл.).

Общественные ценности — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для социальной группы, класса и т.п. Проблема ценностей есть не только общественная, но и личная проблема. Не может быть человека без каких-либо ценностей, которыми он живет или к которым стремится. Личностные ценности — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

Учитывая роль, которую ценности играют в жизни общества и человека, ценности распределены на три группы. Высшие ценности, по определению О. Г. Да-нильяна, — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Философ писал: «.без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер» [1].

К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это мир и жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье, высшие возможности организма); ценности самореализации и самосовершенствования; ценности, характеризующие выбор личных качеств (добро, честность, трудолюбие, коллективизм) и другие.

К группе ценностей повседневного спроса и повседневного обихода относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.

К ценностям, имеющим второстепенное значение для человека и общества, принадлежат ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.

В соответствии с основными сферами общественной жизни О. Г. Данильян выделил три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

Материальные ценности — это ценностно значимые природные объекты и предметы, т.е. средства труда и веши непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К этим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект

другого вида ценностей. Существуют ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социальнополитическим, и к духовным. Это, прежде всего, ценности, имеющие общечеловеческую значимость, среди них — жизнь, здоровье, свобода и т.п.

Заключение. Классификация ценностей физической культуры и спорта по разным основаниям диалектична, т.е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Составленная классификация ценностей физической культуры и спорта в дальнейшем может быть использована в практике физического воспитания с целью совершенствования методик физического самовоспитания школьников.

Библиографический список

1. Данильян, О. Г. Философия. Учебник / О. Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М. : изд-во Эксмо, 2005. - С. 407-423.

2. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 223 с.

3. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 16.

4. Миронов, А. В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания, 2007. - № 1. - С. 74-91.

5. Поварицын, А. П. Ценности спорта в представлениях учащейся молодежи / А. П. Поварицын, С. Г. Меринов // Соц., экон. и управлен. аспекты функционирования и развития физ. культуры и спорта в совр. условиях : матер. науч. конф. / ВНИИФК. -М., 1993. - С. 67-71.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. -6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 270 с.

7. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов.- Л., 1960. - 84 с.

8. Философский словарь / под ред И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1991. - 560 с.

9. Чудинова, И. М. Социально-политические ценности современного российского общества : проблемы их обновления и освоения / И. М. Чудинова // Социал. - гуманитар. знания. - 2003. -№5. - С. 3-19.

10. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х т., т. 3 / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1999. - 488 с.

НИЯСОВА Неля Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания.

Статья поступила в редакцию 12.01.08 г.

© Н. С. Ниясова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.