Научная статья на тему 'Ценности жизни в представлениях студентов и специалистов физической культуры и спорта'

Ценности жизни в представлениях студентов и специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности жизни в представлениях студентов и специалистов физической культуры и спорта»

ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.П. Поварницын

Введение. Актуальность исследования обусловлена потребностью общественной практики и самой жизнью. По своей сути и многогранности проблема ценностных ориентаций изначально, в своем генезисе, прямо и опосредованно проецируется в плоскость повседневной жизни людей, сферу культуры, воспитания, образования, науки и искусства, религии и политики, спорта и профессионального развития личности, учебной деятельности школьников и студентов, определения жизненной стратегии и других самых разнообразных областей жизнедеятельности человека и общества.

Господствующие в обществе ценности и ценностные ориентации относятся к числу тех фундаментальных оснований, которые определяют жизнеустойчивость и жизнестойкость его.

На современном этапе развития нашего общества в связи с происходящими глобальными социально-экономическими и политическими преобразованиями проблема ценностей и ценностных ориентаций приобрела новое звучание. В условиях кризиса ценностей она стала чрезвычайно актуальной и в теоретическом, и, особенно, в ее практическом значении. В этой связи изучение ценностных ориентаций студентов приобретает особый смысл.

Студенческая пора - важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения ближайшего вектора деятельности и жизненных стратегий, когда человек, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, ценностные ориентиры, самосознание и свой психофизический ресурс, строит свои жизненные планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях.

Ценностный подход к проблеме образования, воспитания, становления профессиональной, гражданской, нравственной и иной личностной зрелости в его акмео-логическом значении включает в себя изучение содержания, иерархии, структуры, динамики, роли ценностных ориентаций в развитии личности как субъекта жизнедеятельности и на этой основе определение путей их формирования и коррекции в интересах самой личности.

Необходимость и смысл изучения ценностных ориентаций студентов будут лучше видны и понятны, если иметь в виду, что в отечественной литературе М.А. Арвис-то, Л.М. Архангельским, А.П. Вардамацким, В.В. Водзинс-кой, А.И. Донцовым, А.Г. Здравомысловым, А.В. Кирьяко-вой, Д.А. Леонтьевым, В.Т. Лисовским, В.С. Мухиной, М.Х. Титмой, В.П. Тугариновым, В.А. Ядовым и другими авторами, которые внесли значительный вклад в разработку ценностей и ценностных ориентаций. Несмотря на определенные различия в подходах и формулировках, понятие "ценности" отражает субъективную значимость вещей и явления окружающего мира, различных видов человеческой деятельности, других людей, несет в себе эмоционально-смысловое наполнение.

Ценности как императив инициируют и интенцируют соответствующую направленность и энергию личности, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс.

Именно поиски мотивационно-волевого ресурса спортивной и профессиональной деятельности студентов специальности "Физическая культура и спорт" выве-28

ли нас на необходимость основательного изучения их ценностных ориентаций.

Цель исследования - выявить содержание, иерархию и динамику ценностей жизни студентов и специалистов физической культуры и спорта, и на этой основе соответствующие материалы.

Методика исследования.

Для решения поставленных задач в качестве основного применялся специально разработанный нами, проверенный на надежность и валидность метод "двойного" ранжирования.

В первой части его диагностической конструкции ("мягкого ранжирования") испытуемым предлагался полученный в процессе пилотных исследований перечень 21 ценности жизни, который необходимо было разделить, пользуясь трехуровневой номинативной шкалой, на три равные группы: "самые главные", "очень важные" и "менее важные".

Затем подсчитывается количество выборов (предпочтений) по каждой группе, определяется средняя оценка, ранговый ряд и дисперсия.

Во второй части прелагалось провести полное ранжирование ценностей в каждой из трех групп: в первой места распределяются с 1-го по 7-е, во второй - с 8-го по 14-е, в третей - с 15-го по 21-е.

Материалы исследования показывают, что в ряду наиболее значимых для студентов неизменно оказываются всегда высокоценимые людьми семья, дети, любимый и любящий человек, здоровье, друзья, уважение людей.

Из представленных в табл. 1 результатов проведенного в 1987 году студентами Курганского пединститута и успешно работающими учителями со стажем 10-20 лет ранжирования видно, что на 1-м месте у первокурсников, как и у студентов IV курса заочного обучения, любимая работа. Ее в число самых главных ценностей отнесли соответственно 94,7% и 88%. У студентов же IV (выпускного) курса она вместе со здоровьем, любимым и любящим человеком на 4-6-м местах, а в число самых главных ее отнесли лишь 58,3%.

В число первых 10-ти ценностей у первокурсников также вошли любимый и любящий человек, здоровье, семья, дети, друзья, благополучие общества, спорт и профессиональное мастерство.

У студентов IV курса выше, чем у первокурсников, ценились семья, дети и друзья. Их в число самых главных ценностей отнесли 75%. Выше (и по рангу, и по ценностному наполнению) были у старшекурсников также чистая совесть (на 7 рангов и 17%), творческая работа.

Высокооплачиваемая работа у первокурсников была на 18-м месте, ее в число самых главных ценностей отнесли всего 5,3%, а у студентов выпускного курса она на 10-12-м местах и в число самых главных ценностей ее отнесли 33,3%. Больше они ценят и высокое материальное благополучие.

Ниже, чем студенты первого курса, старшекурсники оценивали любимого и любящего человека, здоровье, уважение людей, спорт, профессиональное мастерство, служение людям и обществу, профессиональное признание. Здоровье в число самых главных ценностей причислили всего 58,3%.

В измерениях 1990 года у первокурсников отмечалось снижение ценности любимой работы. Теперь она оказалась на 8-м месте против 1-го в 1987 году, семья -на 5-м месте. В конце рангового ряда оказалось благополучие общества. Но выше стали оцениваться у них материальный достаток (7-е место против 11-го), высокооплачиваемая работа (10-е против 18-го).

Таблица 1

Ценности жизни в характеристике студентов факультета физической культуры КГПИ и успешно работающих учителей со стажем 10-20 лет. 1987 год

Ранг Ценности В %% самые главные

I к IV к з/о учит I к IV к з/о учит

1-2 4-6 1-2 2-3 Любимая работа 94,7 58,3 88 85

1-2 4-6 7 13 Любимый и любящий человек 94,7 58,3 55,9 55

3 4-6 1-2 2-3 Здоровье 89,4 58,3 88 85

4 1-3 3 4 Семья 78,9 75 72,7 70

5 1-3 5 6 Дети 78,9 75 66,3 65

6 1-3 6 9 Друзья 78,9 75 55,4 45

7 8-9 10 10 Уважение людей 66,6 50 44 55

8 - 8 12 Благополучие общества 68,4 - 59 54

9 10-12 14 14 Спорт 47,4 41,6 24,4 20

10 13 12 5 Профессиональное мастерство 52,6 41,6 35,8 70

11 8-9 13 16 Материальный достаток 42,1 41,6 35,8 25

12 14-15 9 8 Служение людям и обществу 42,1 33,3 54,7 65

13 17 17 11 Профессиональное признание 42,1 25 14,2 45

14 7 4 1 Чистая совесть 42,1 58,3 66,6 100

15 14-15 11 7 Успехи и достижения в работе 31,6 33,3 25,7 55

16 18 20 17 Высшее образование 15,8 - 7,5 15

17 10-12 18 18 Творческая работа 26,3 33,3 19,4 10

18 10-12 16 15 Высокооплачиваемая работа 5,3 33,3 20 20

19 16 15 19 Высокое материальное благополучие - 16,6 24,2 15

Примечание: первый столбец -1 курс очного отделения, второй столбец - IV курс очного отделения, третий столбец - студенты старших курсов заочного отделения, четвертый столбец - учителя.

У студентов IV курса на 1-м месте неожиданно, но естественно для того времени, - материальный достаток. 70% поставили его в число самых главных ценностей жизни. А честь и достоинство заняли 21-е место, в число самых главных ценностей их отнесли лишь 15%.

Результаты ранжирования ценностей жизни студентами факультетов физического воспитания Кировского, Курганского и Тобольского пединститутов, проведенного в 1993-94 учебном году (табл. 2), показали, что на 1-м месте у них в средневузовском значении семья, на 2-м -здоровье, на 3-м - дети, любимая работа - на 6-м, спорт -на 12-м. В самом низу рангового ряда оказались успехи и достижения в работе и профессиональная карьера.

Но даже за благоприятным ранговым положением в иерархии ценностей жизни скрывается низкое ценностное наполнение и высокая дисперсия. Семью в число самых главных ценностей отнесли 78,7%, но в Курганском пединституте в число самых главных ценностей ее отнесли 89%, в Кировском - 71%.

Здоровье в число самых главных ценностей отнесли в среднем значении только 73,7%, в Курганском вузе это сделали 83%, а в Тобольском - 59,5%. Детей в группу самых главных ценностей поставили в Тобольском пединституте - 87%, а в Кировском - всего 54,3%. Честь и достоинство в одном вузе на 6-м, а в другом - на 12-м месте; высокооплачиваемая работа на 6-м и 14-м, высшее образование - на 11-м и 18-м; справедливость - на13-м и 20-м.

А.В. Бойчевский в своем исследовании в Тобольском пединституте в рамках нашего проекта показал, что в образовательном процессе имеются значительные возможности для коррекции и формирования ценностных ориентаций студентов. К окончанию учебы студентов ему удалось повысить у студентов ценности семьи, детей, любимого и любящего человека, здоровья, чести и достоинства, чистой совести, уважения людей, любимой работы, спорта.

О реальных возможностях направленного формирования ценностных ориентаций говорят результаты, которые получены в процессе опытно-педагогической работы в 1994-98 годах с экспериментальной учебной группой, скомплектованной после окончания 1-го курса в связи

с переводом части студентов на обучение по двум специальностям: "Физическая культура. Психология".

К окончанию учебы в экспериментальной группе отмечен ряд благоприятных изменений. Честь и достоинство в ранговом ряду поднялись на 7 пунктов (с 12-го на 5-е место). Средняя оценка увеличилась на 1,1 балла. Число студентов, которые отнесли их в группу самых главных ценностей, возросло с 15,4% до 56,2%. Любимая работа с 13-го места перешла на 7-е. Средняя оценка увеличилась на 0,7. Выросло число студентов, которые отнесли ее в группу самых главных ценностей. Личная свобода и независимость с 19-го места передвинулась на 13-е, высокооплачиваемая работа с 14-го на 8-е.

Но снизились показатели ценности спорта, уважения людей, высшего образования.

Анализ результатов опытно-педагогической работы по коррекции ценностей жизни в другой экспериментальной группе, обучающейся также по названным выше специальностям в период с 1994 по 1999 годы, показывает, что на выпускном курсе в сравнении с первым курсом на 9 рангов повысилось значение чести и достоинства (с 14-го перешло на 5-е место), на 5 рангов - личной свободы и независимости (с 12-го на 7-е), на 6 рангов - высокооплачиваемой работы, на 3 ранга - чистой совести, на 2 -справедливости.

В своем диссертационном исследовании, проведенном на факультете валеологии Курганского госуниверситета, ГА. Бурцева по результатам измерения ценностей жизни у первокурсников вновь открытых в 1997 году специальностей "Валеология", "Психология" и "Физическая культура и спорт' выявила ряд существенных различий по гендерному и профессиональному признакам. Так, здоровье, в среднем значении находящееся на 2-м месте, в число самых главных ценностей у девушек специальности "Физическая культура и спорт" отнесли 100% (1-е место), у валеологов - 88%, психологов - лишь 58%, а юношей специальности "Физическая культура и спорт" -73%. Детей соответственно: 64%, 42%, 30% и 50%.

Таблица 2

Ценности жизни в характеристике студентов IV (выпускного) курса факультета физической культуры Кировского, Курганского, Тобольского пединститутов в 1993-94 учебном году (Ы - 46, 36, 32)

Ранг Ценности Ср. оценка Самые главные в %

1 2-1-2 Семья £5 9,3-9,8-9,4 78,7 71,7-89-75

2 1-2-3 Здоровье M 9,5-9,6-9,1 73,7 78,3-83,-59,5

3 4-3-1 Дети £3 8,9-9,2-9,7 69,4 54,3-67-87,5

4 5-4-4 Любимый и любящий человек £0 8,9-9,0-9,0 62 75,2-61,5-59,5

5 3-6-7 Друзья 8Z 9,3-8,5-8,2 52,8 65,2-55,5-73,5

6 7-5-7 Любимая работа iL5 8,6-8,8-8,2 48,8 41,3-61,5-43,7

7 8-7-5 Уважение людей 8J5 8,6-8,3-8,7 41,2 41,3-38,5-43,7

8 12-8-6 Честь и достоинство M 7,6-8,2-8,3 27,5 23,9-27,5-31,2

9 6-12-14 Высокооплачиваемая работа M 8,8-7,5-7,6 32,4 56,5-22-18,7

10 9-14-11 Высокое материальное благополучие IA 8,1-7,5-7,8 26,8 30,4-22-28,1

11 14-10-9 Мир и спокойная обстановка в стране ZZ 7,5-7,6-8,0 25,6 19,6-23-34,4

12 13-9-10 Спорт ZZ 7,6-7,7-8,0 23,9 23,9-16,5-31,2

Примечание: в числителе - средние значения по сумме всех вузов, в знаменателе - показатели Кировского - Курганского - Тобольского вузов.

Высшее образование на 6-м месте, но у девушек "Валеологии" оно на 9-м, "Психологии" - на 12-м, "Физической культуры и спорта" - на 4-м (!).

Проводимая ГА. Бурцевой с учетом полученных материалов целенаправленная работа позволила повысить ценности семьи, детей, мира и спокойной обстановки в стране, чистой совести, успехов и достижений в работе, а также достичь благоприятного для профессиональной ориентации баланса ценностей жизни.

Заключение. Сравнительный анализ результатов ранжирования ценностей жизни в 2003 году с данными, полученными в 1987 году, дает основание говорить о некоторых существенных изменениях в иерархии и динамике ценностных ориентаций студентов. Выше стала оцениваться семья (теперь она на 1-м месте), высокооплачиваемая работа (с 18-го перешла на 7-е место), спорт, высшее образование, личная свобода и независимость, высокое материальное благополучие.

Ниже стали оцениваться уважение людей, служение людям и обществу, творческая работа, любимая работа, чистая совесть, дети, здоровье.

Опытно-экспериментальная работа показывает, что продуманная и целенаправленная система коррекции представлений студентов о ценностях жизни с самого начала учебы в вузе позволяет достичь позитивных результатов в иерархии, динамике и балансе базовых ценностей.

Формирование ценностных ориентаций студентов в учебном процессе вуза будет успешным, более плодотворным и достигнет своих целей, если будут соблюдены следующие условия:

осознана и принята к выполнению парадигма ценностно-ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития;

будут определены хотя бы в общем виде вектор, формат, идея, границы, смысл, стратегические цели, задачи и мотивы этого подхода;

определены и обозначены те основные дисцип-

лины и разделы учебного процесса, которые несут в себе наибольшие возможности и ответственность за формирование ценностных ориентаций личности специалиста высшей квалификации;

в основу всей работы по формированию ценностных ориентаций студента должна быть положена гуманистическая концепция развития личности, одним из главных смыслов которой является признание приоритета интересов личности в их социальной обусловленности и единстве без противопоставления одного другому.

Коррекция и формирование ценностных ориентаций - это чрезвычайно тонкий, деликатный процесс, который задевает глубоко скрытые, интимные свойства личности и поэтому требует большой аккуратности.

Список литературы

1. Арвисто М.А. Конкретно-социологическое исследование некоторых

субъективных факторов участия в спортивной деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Тарту 1972. - 17 с.

2. Архангельский fl.M. К вопросу о ценностных ориентациях личности

//Духовное развитие личности. - Свердловск, 1967. - С. 11

3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность /

В.К Бальсевич, Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2-7.

4. Бозрикова Л.В. Ценностные ориентации/Л.В. Бозрикова, Г.Н.

Саганенко, A.A. Семенов, В.А. Ядов // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979. - С. 47-62.

5. Бойчевский A.B. Формирование ценностных ориентаций у студентов

факультета физической культуры педвуза: Автореф. дис....канд. пед. наук. - Курган, 2000. - 20 с.

6. Бурцева Г. А. Ценностный подход к профессионально-педагогической

подготовке студентов университета (на материале специальности "Физическая культура и спорт"):Дис.... канд. пед. наук.

- Курган, 2001. - 179 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Вардомацкий А.П. Ценности социальных групп и личности: дис...

докт. социол. наук. - Минск, 1995. - 277 с.

8. Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных

ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. -1991.

- №11. - С.27-30.

9. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной

ориентации в социальной психологии // Философские науки.

- 1968. - №2. - С. 48-50.

10. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. - Л.: Знание, 1976.

11. Донцов А.И. К проблеме ценностей субъекта коллективной деятель-

ности // Вопросы психологии. - 1979. - № 3. - С. 29.

12. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.:

Политиздат, 1986. - 224 с.

13. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей:

монография. - Оренбург, 1996. - 190 с.

14. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-

профессиоведа // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 130-136.

15. Лабскир В.М. Исследовательский проект "Спортивно-гуманистичес-

кое воспитание студенческой молодежи: состояние и пути активизации"/В.М. Лабскир, Е.В. Столярова/Анкета преподавателя и тренера (А-2) //Спорт, олимпизм и мы. - Харьков, 1990.

16. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт

многомерной конструкции //Вопросы философии. - 1996. -№ 4.-С.16-24.

17. Лисовский В.Т. Формирование личности современного студента

(Опыт социологического исследования в высшей школе 1966-75 гг.): Дисс.... докт. социол. наук. - Л., 1976.

18. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической

культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 4. - С. 1015.

19. Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле

жизни //Современные исследования в области спортивной науки: материалы междунар. конф. - СПб., 1994.

20. Мильштейн О.А. Советсткий олимпиец: социальный портрет/О.А.

Мильштейн, К.А. Кулинкович. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.

21. Ольшанский В.Б. Ценности //Психология - практике, учителям,

родителям, руководителям. - Тривола, 1996. - С. 94-102.

22. Поварницын А.П. Ценностные ориентации специалистов физичес-

кой культуры и спорта в процессе обучения в вузе: монография.

- Курган, 2004. - 300 с.

23. Саарнийт Ю.Р. Проблемы социально-психологического измерения

структур ценностныхориентаций: Дис.... канд. филос. наук. -Таллин, 1981.

24. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. - М.:

РГАФК, 1995.

25. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания. - Таллин:

Институт истории АП ЭССР, 1978. 26 .Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.:ЛГУ, 1960.

- 156 с.

27. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением: докл. на VII Междунар. конф. в г. Варна // Личность и ее ценностные ориентации: информационный бюллетень. - Варна, 1970. - №40.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Ж.О. Абабкова, А.П. Поварницын, Е.А. Черепанова

Актуальность исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом обусловлена прежде всего непреходящими потребностями повышения качества физического воспитания, а также приобщения их к систематическим занятиям спортом.

Необходимость исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом будет лучше видна, если принять во внимание те неблагоприятные явления, которые наблюдаются в настоящее время и в практике физического воспитания и в спорте. На фоне тех проблем, которые неуклонно обостряют снижение здоровья, физического состояния, здорового образа жизни и неблагоприятных реальностей, приобретает особое значение формирование позитивного отношения к занятиям физкультурой и спортом.

Педагогическая практика и результаты исследований убедительно показывают, что несмотря на определенные благоприятные результаты в развитии физической культуры и спорта школьников между их требования-

ми и реальным позитивным отношением к учебным занятиям физкультурой и спортом, наблюдается противоречие.

Проблема нашего исследования как раз и заключается в том, чтобы найти на поставленные вопросы те ответы, которые должны раскрыть содержание реального отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

В своей работе мы ставили целью исследования выявить содержание и определить пути формирования позитивного ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из обозначенных противоречий, проблемы, гипотезы, цели и вытекающих из них основных задач исследования, необходимо раскрыть сущность ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Для решения поставленных задач на учебных занятиях физической культурой и спортом использовались методы наблюдения (в том числе включенного в совместную учебно-педагогическую деятельность по физическому воспитанию и спорту); регистрации результатов учебно-спортивной работы школьников; ранжирование с использованием авторской диагностической конструкции ценностей жизни, спорта, достоинств мужчины и женщины; специально разработанных открытых и закрытых опросников, из которых раскрывались данные о ценностном отношении школьников к занятиям физкультурой и спортом.

Проводимые нами многолетние исследования охватили более 4000 школьников различных классов общеобразовательных, специальных, сельских, городских, с большой и малой комплектностью, с национальными ори-ентациями школ Курганской, Тюменской областей.

Результаты исследования

Полученные данные показывают, что в различных выборках школьников учебными занятиями по физкультуре удовлетворены от 10 до 90%, удовлетворены не полностью - от 10 до 60%, до 30% школьников в отдельных классах не хотят на уроки физкультуры, число "освобождающихся" от занятий растет. Очень высокий разброс в ответах и объяснениях учащихся.

В одной малокомплектной школе своими уроками физкультуры удовлетворены всего 27%, не полностью удовлетворены - 40%, и 33% ответили "нет", у старшеклассников из Чашинской средней школы 67% удовлетворены, 22% - не полностью, и 11% - неудовлетворены.

Объективных и субъективных причин этого много. Традиционно приводятся такие как недостаточное материально-техническое обеспечение мест занятий, оборудование, для школьников нет лыжного инвентаря и т.д.

За некоторыми, однако, объективными объяснениями учеников, по существу, скрываются психологические факторы. Неудовлетворенность их объясняется низким интересом, недостаточным уровнем профессиональной подготовки учителя, однообразием занятий, низкими результатами обучения на уроках и другие.

Анализ эмоционально-психологических оснований ценностного отношения школьников к занятиям физкультурой и спортивными упражнениями показывает, что даже отличное материально-техническое обеспечение совсем не обязательно гарантирует его. Решающую роль в этом играет система факторов. Так, в одной школе на вопрос "Что Вам не нравится на уроках физкультуры?" 27% и в другой - 18% сказали - все нравится. Но 53% и соответственно 64% признались - плохо получаются некоторые элементы упражнений. Плохой материальной базой объясняют свою неудовлетворенность уроками 20 и 18% учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.