Научная статья на тему 'Исследование ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом'

Исследование ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом»

11. Донцов А.И. К проблеме ценностей субъекта коллективной деятель-

ности // Вопросы психологии. - 1979. - № 3. - С. 29.

12. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.:

Политиздат, 1986. - 224 с.

13. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей:

монография. - Оренбург, 1996. - 190 с.

14. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-

профессиоведа // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 130-136.

15. Лабскир В.М. Исследовательский проект "Спортивно-гуманистичес-

кое воспитание студенческой молодежи: состояние и пути активизации"/В.М. Лабскир, Е.В. Столярова/Анкета преподавателя и тренера (А-2) //Спорт, олимпизм и мы. - Харьков, 1990.

16. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт

многомерной конструкции //Вопросы философии. - 1996. -№ 4.-С.16-24.

17. Лисовский В.Т. Формирование личности современного студента

(Опыт социологического исследования в высшей школе 1966-75 гг.): Дисс.... докт. социол. наук. - Л., 1976.

18. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической

культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 4. - С. 1015.

19. Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле

жизни //Современные исследования в области спортивной науки: материалы междунар. конф. - СПб., 1994.

20. Мильштейн О.А. Советсткий олимпиец: социальный портрет/О.А.

Мильштейн, К.А. Кулинкович. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.

21. Ольшанский В.Б. Ценности //Психология - практике, учителям,

родителям, руководителям. - Тривола, 1996. - С. 94-102.

22. Поварницын А.П. Ценностные ориентации специалистов физичес-

кой культуры и спорта в процессе обучения в вузе: монография.

- Курган, 2004. - 300 с.

23. Саарнийт Ю.Р. Проблемы социально-психологического измерения

структур ценностныхориентаций: Дис.... канд. филос. наук. -Таллин, 1981.

24. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. - М.:

РГАФК, 1995.

25. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания. - Таллин:

Институт истории АП ЭССР, 1978. 26 .Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.:ЛГУ, 1960.

- 156 с.

27. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением: докл. на VII Междунар. конф. в г. Варна // Личность и ее ценностные ориентации: информационный бюллетень. - Варна, 1970. - №40.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Ж.О. Абабкова, А.П. Поварницын, Е.А. Черепанова

Актуальность исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом обусловлена прежде всего непреходящими потребностями повышения качества физического воспитания, а также приобщения их к систематическим занятиям спортом.

Необходимость исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом будет лучше видна, если принять во внимание те неблагоприятные явления, которые наблюдаются в настоящее время и в практике физического воспитания и в спорте. На фоне тех проблем, которые неуклонно обостряют снижение здоровья, физического состояния, здорового образа жизни и неблагоприятных реальностей, приобретает особое значение формирование позитивного отношения к занятиям физкультурой и спортом.

Педагогическая практика и результаты исследований убедительно показывают, что несмотря на определенные благоприятные результаты в развитии физической культуры и спорта школьников между их требования-

ми и реальным позитивным отношением к учебным занятиям физкультурой и спортом, наблюдается противоречие.

Проблема нашего исследования как раз и заключается в том, чтобы найти на поставленные вопросы те ответы, которые должны раскрыть содержание реального отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

В своей работе мы ставили целью исследования выявить содержание и определить пути формирования позитивного ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из обозначенных противоречий, проблемы, гипотезы, цели и вытекающих из них основных задач исследования, необходимо раскрыть сущность ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Для решения поставленных задач на учебных занятиях физической культурой и спортом использовались методы наблюдения (в том числе включенного в совместную учебно-педагогическую деятельность по физическому воспитанию и спорту); регистрации результатов учебно-спортивной работы школьников; ранжирование с использованием авторской диагностической конструкции ценностей жизни, спорта, достоинств мужчины и женщины; специально разработанных открытых и закрытых опросников, из которых раскрывались данные о ценностном отношении школьников к занятиям физкультурой и спортом.

Проводимые нами многолетние исследования охватили более 4000 школьников различных классов общеобразовательных, специальных, сельских, городских, с большой и малой комплектностью, с национальными ори-ентациями школ Курганской, Тюменской областей.

Результаты исследования

Полученные данные показывают, что в различных выборках школьников учебными занятиями по физкультуре удовлетворены от 10 до 90%, удовлетворены не полностью - от 10 до 60%, до 30% школьников в отдельных классах не хотят на уроки физкультуры, число "освобождающихся" от занятий растет Очень высокий разброс в ответах и объяснениях учащихся.

В одной малокомплектной школе своими уроками физкультуры удовлетворены всего 27%, не полностью удовлетворены - 40%, и 33% ответили "нет", у старшеклассников из Чашинской средней школы 67% удовлетворены, 22% - не полностью, и 11% - неудовлетворены.

Объективных и субъективных причин этого много. Традиционно приводятся такие как недостаточное материально-техническое обеспечение мест занятий, оборудование, для школьников нет лыжного инвентаря и т.д.

За некоторыми, однако, объективными объяснениями учеников, по существу, скрываются психологические факторы. Неудовлетворенность их объясняется низким интересом, недостаточным уровнем профессиональной подготовки учителя, однообразием занятий, низкими результатами обучения на уроках и другие.

Анализ эмоционально-психологических оснований ценностного отношения школьников к занятиям физкультурой и спортивными упражнениями показывает, что даже отличное материально-техническое обеспечение совсем не обязательно гарантирует его. Решающую роль в этом играет система факторов. Так, в одной школе на вопрос "Что Вам не нравится на уроках физкультуры?" 27% и в другой - 18% сказали - все нравится. Но 53% и соответственно 64% признались - плохо получаются некоторые элементы упражнений. Плохой материальной базой объясняют свою неудовлетворенность уроками 20 и 18% учеников.

На вопрос: "Чем Вас привлекают уроки физкультуры, что Вам нравится больше всего?" 53 и 44% ответили -возможность научиться играть в спортивные игры, снимают умственную усталость после теоретических занятий -27 и 31%, дают хорошую физическую нагрузку - 20 и 25%.

"В чем Вы видите главный смысл и предназначение уроков физкультуры?" - 20 и 11% - улучшение фигуры, осанки, походки, укрепление здоровья, 67 и 56% - снятие стрессов, поднятие настроения - 13 и 35%. Здесь у нас нет места для недооценки укрепления здоровья. Но не подчеркнуть этого нельзя.

"Что нужно сделать, чтобы уроки физкультуры стали полезнее, интереснее и отвечали бы ее предназначению?" - 27% (сельской малокомплектной) и 67% (крупной школы) сказали, что занятия нужно проводить под музыку, 33 и 22% хотели бы заниматься плаванием, и 40 и 11% - чтобы лучше учили технике физических упражнений.

На вопрос: "Если Вы мало или совсем не занимаетесь, то что Вам мешает?" - 60 и 67% - нет времени, 27 и 22% - нет желания, 13 и 11% - нет вида спорта, которым хотелось бы заниматься.

На вопрос "Чем Вас привлекают Ваши занятия спортом, физическими упражнениями, за что их цените?" 20 и 22% - поднимают настроение, 53 и 44% - развивают фигуру и 27 и 34% - придают уверенность в себе и своих силах.

"Каким образом Вы приобщились к занятиям спортом?" - 20 и 22% полагают, что было интересно, 60 и 78% - через уроки в школе. Это говорит о том, что качественные уроки физкультуры располагают к приобщению школьников вполне естественным образом.

Отметим и то, что 67 и 44% учащихся из названных школ ни разу не приняли участия в соревнованиях, у 60 и 56% учащихся родители одобряют их увлечение спортом, 27 и 44% - безразлично.

И, наконец, "Как относятся к Вашему увлечению спортом администрация и учителя школы?" - 53% в небольшой сельской школе и 29% в крупной сельской школе одобряют, но 27 и 67% - безразлично.

Анализ педагогической практики убеждает в том, что улучшается состояние качественного учебного процесса по физкультуре, растет число спортсменов и школ, делающих успехи в межшкольных и других соревнованиях. Главную роль играет директор школы со своими административными помощниками, учителями физкультуры и других учебных дисциплин. Кажется, что воздействие директора через педагогический коллектив является банальным. При внимательном рассмотрении оказывается, что организаторское искусство директора формирует среди школьников позитивное отношение к учебным занятиям и спорту.

Опыт лучших по состоянию физического воспитания и спорта школ Курганской и Тюменской областей убеждает в том, что неизменно большая роль отводится директору с его педагогическим коллективом. В свою очередь, он отводит особую роль учителю физической культуры, оказывает ему постоянную, систематическую и разностороннюю помощь, повышает профессиональную активность и профессиональное самосовершенствование. Учитель физической культуры должен любить и глубоко знать свой предмет, детей, повышать педагогическую подготовку, иметь твердую волю, разностороннюю спортивно-техническую вооруженность, желание и потребность приобщать своих учеников к занятиям физкультурой и спортом.

Особое значение для формирования у школьников ценностного отношения к учебным занятиям физкультурой и спортом имеет психологическая грамотность учи-

теля. Он без этого не может возвышать любого не только сильного, но и что важно - самого слабого ученика, который больше всего нуждается в успехе.

Именно потребность ученика в реальной, в том числе и перспективной, задаче, порождает эмоционально-волевое стремление к активности и прилежание в учебных уроках или спортивных упражнениях. Психологически вооруженный учитель способен побудить ученика к решению трудной педагогической задачи против его воли, уверенности в себе и своих силах, и таким образом, учитель задает программу позитивного отношения ученика к учебным занятиям и спортивным упражнениям.

Успешный в педагогической работе учитель проникает в эмоционально-волевой ресурс каждого ученика. Особенностью учителя является то, что он опирается на естественное стремление ученика к успеху.

Для этого необходимо найти адекватное педагогическое задание.

Все шире в арсенале успешно работающих учителей физической культуры используются уроки спортивно-направленной ориентации учебного процесса. Но он должен знать ученика к способностям мобилизации воли. Нельзя забывать о том, что возможен обратный демобилизующий негативный эффект.

Заключение. Результаты исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом позволяют рассматривать позитивное ценностное отношение у школьников как эмоционально-смысловое переживание значимости и привлекательности занятия учебными уроками физкультуры и спортивных упражнений, которые императивно инициируют соответствующую активность, прилежание и волю учащихся, включенность их в соответствующую дальнейшую деятельность.

Опытно-экспериментальная работа показывает ряд психолого-педагогических условий, которые раскрывают систему формирования отношения к занятиям физкультурой и спортом.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СО СКОРОСТЬЮ ПЕРЕХОДА БАРЬЕРОВ У МУЖЧИН В БЕГЕ НА 400 м С БАРЬЕРАМИ

Б.А.Савиных

Бег с барьерами проводится на дистанциях 110 м (муж.), 100 м (жен.) и 400 м (муж. и жен.). Соревнования по барьерному бегу в закрытых помещениях включают как классические (110, 100 м), так и укороченные (50-60 м) дистанции. Соревнования юных спортсменов по барьерному бегу проводятся на дистанции от 50 до 300 м. Бег с барьерами характеризуется относительной непродолжительностью работы, но при большой (и даже максимальной на коротких дистанциях) ее мощности. Барьерный бег относится к группе скоростно-силовых видов легкой атлетики. Высокие спортивные достижения барьеристов зависят в первую очередь от уровня развития быстроты, скоростных способностей и силовых качеств, а также от специальной выносливости. В барьерном беге значительную роль играет техника преодоления барьеров и бега между ними, а также своеобразный режим барьерного бега [11].

Техника барьерного бега на различных дистанциях специфична. Для детального ее рассмотрения (и более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.