Научная статья на тему 'Взаимосвязь силовой подготовки со скоростью перехода барьеров у мужчин в беге на 400 м с барьерами'

Взаимосвязь силовой подготовки со скоростью перехода барьеров у мужчин в беге на 400 м с барьерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савиных Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь силовой подготовки со скоростью перехода барьеров у мужчин в беге на 400 м с барьерами»

На вопрос: "Чем Вас привлекают уроки физкультуры, что Вам нравится больше всего?" 53 и 44% ответили -возможность научиться играть в спортивные игры, снимают умственную усталость после теоретических занятий -27 и 31%, дают хорошую физическую нагрузку - 20 и 25%.

"В чем Вы видите главный смысл и предназначение уроков физкультуры?" - 20 и 11% - улучшение фигуры, осанки, походки, укрепление здоровья, 67 и 56% - снятие стрессов, поднятие настроения - 13 и 35%. Здесь у нас нет места для недооценки укрепления здоровья. Но не подчеркнуть этого нельзя.

"Что нужно сделать, чтобы уроки физкультуры стали полезнее, интереснее и отвечали бы ее предназначению?" - 27% (сельской малокомплектной) и 67% (крупной школы) сказали, что занятия нужно проводить под музыку, 33 и 22% хотели бы заниматься плаванием, и 40 и 11% - чтобы лучше учили технике физических упражнений.

На вопрос: "Если Вы мало или совсем не занимаетесь, то что Вам мешает?" - 60 и 67% - нет времени, 27 и 22% - нет желания, 13 и 11% - нет вида спорта, которым хотелось бы заниматься.

На вопрос "Чем Вас привлекают Ваши занятия спортом, физическими упражнениями, за что их цените?" 20 и 22% - поднимают настроение, 53 и 44% - развивают фигуру и 27 и 34% - придают уверенность в себе и своих силах.

"Каким образом Вы приобщились к занятиям спортом?" - 20 и 22% полагают, что было интересно, 60 и 78% - через уроки в школе. Это говорит о том, что качественные уроки физкультуры располагают к приобщению школьников вполне естественным образом.

Отметим и то, что 67 и 44% учащихся из названных школ ни разу не приняли участия в соревнованиях, у 60 и 56% учащихся родители одобряют их увлечение спортом, 27 и 44% - безразлично.

И, наконец, "Как относятся к Вашему увлечению спортом администрация и учителя школы?" - 53% в небольшой сельской школе и 29% в крупной сельской школе одобряют, но 27 и 67% - безразлично.

Анализ педагогической практики убеждает в том, что улучшается состояние качественного учебного процесса по физкультуре, растет число спортсменов и школ, делающих успехи в межшкольных и других соревнованиях. Главную роль играет директор школы со своими административными помощниками, учителями физкультуры и других учебных дисциплин. Кажется, что воздействие директора через педагогический коллектив является банальным. При внимательном рассмотрении оказывается, что организаторское искусство директора формирует среди школьников позитивное отношение к учебным занятиям и спорту.

Опыт лучших по состоянию физического воспитания и спорта школ Курганской и Тюменской областей убеждает в том, что неизменно большая роль отводится директору с его педагогическим коллективом. В свою очередь, он отводит особую роль учителю физической культуры, оказывает ему постоянную, систематическую и разностороннюю помощь, повышает профессиональную активность и профессиональное самосовершенствование. Учитель физической культуры должен любить и глубоко знать свой предмет, детей, повышать педагогическую подготовку, иметь твердую волю, разностороннюю спортивно-техническую вооруженность, желание и потребность приобщать своих учеников к занятиям физкультурой и спортом.

Особое значение для формирования у школьников ценностного отношения к учебным занятиям физкультурой и спортом имеет психологическая грамотность учи-

теля. Он без этого не может возвышать любого не только сильного, но и что важно - самого слабого ученика, который больше всего нуждается в успехе.

Именно потребность ученика в реальной, в том числе и перспективной, задаче, порождает эмоционально-волевое стремление к активности и прилежание в учебных уроках или спортивных упражнениях. Психологически вооруженный учитель способен побудить ученика к решению трудной педагогической задачи против его воли, уверенности в себе и своих силах, и таким образом, учитель задает программу позитивного отношения ученика к учебным занятиям и спортивным упражнениям.

Успешный в педагогической работе учитель проникает в эмоционально-волевой ресурс каждого ученика. Особенностью учителя является то, что он опирается на естественное стремление ученика к успеху.

Для этого необходимо найти адекватное педагогическое задание.

Все шире в арсенале успешно работающих учителей физической культуры используются уроки спортивно-направленной ориентации учебного процесса. Но он должен знать ученика к способностям мобилизации воли. Нельзя забывать о том, что возможен обратный демобилизующий негативный эффект.

Заключение. Результаты исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом позволяют рассматривать позитивное ценностное отношение у школьников как эмоционально-смысловое переживание значимости и привлекательности занятия учебными уроками физкультуры и спортивных упражнений, которые императивно инициируют соответствующую активность, прилежание и волю учащихся, включенность их в соответствующую дальнейшую деятельность.

Опытно-экспериментальная работа показывает ряд психолого-педагогических условий, которые раскрывают систему формирования отношения к занятиям физкультурой и спортом.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СО СКОРОСТЬЮ ПЕРЕХОДА БАРЬЕРОВ У МУЖЧИН В БЕГЕ НА 400 м С БАРЬЕРАМИ

Б.А.Савиных

Бег с барьерами проводится на дистанциях 110 м (муж.), 100 м (жен.) и 400 м (муж. и жен.). Соревнования по барьерному бегу в закрытых помещениях включают как классические (110, 100 м), так и укороченные (50-60 м) дистанции. Соревнования юных спортсменов по барьерному бегу проводятся на дистанции от 50 до 300 м. Бег с барьерами характеризуется относительной непродолжительностью работы, но при большой (и даже максимальной на коротких дистанциях) ее мощности. Барьерный бег относится к группе скоростно-силовых видов легкой атлетики. Высокие спортивные достижения барьеристов зависят в первую очередь от уровня развития быстроты, скоростных способностей и силовых качеств, а также от специальной выносливости. В барьерном беге значительную роль играет техника преодоления барьеров и бега между ними, а также своеобразный режим барьерного бега [11].

Техника барьерного бега на различных дистанциях специфична. Для детального ее рассмотрения (и более

эффективного обучения) в общей структуре бега с барьерами выделяют фазы: старт и стартовый разбег, бег по дистанции с преодолением барьеров и финиширование. Показатели техники бега с барьерами служат для определения эффективности действий спортсменов при достижении ими конкретных спортивных результатов. Необходимо учесть, что техника барьерного бега включает в себя не только структурно-техническое совершенство целостного спортивного движения, но и те факторы и характеристики, которые участвуют в управлении и регуляции технических действий барьеристов и обеспечивают высокий конечный результат барьерного бега [5, 10].

Барьерный бег требует определенной подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена, достаточной силы, быстроты, подвижности в суставах с учетом специфики бега на различные дистанции. Это является одним из предварительных условий обучения технике вида. К упражнениям, развивающим группы мышц, которые непосредственно участвуют в барьерном беге, следует отнести упражнения, способствующие развитию мышц передней и задней поверхности бедра, голени, стопы, туловища. Особенно необходимо выделить упражнения, увеличивающие степень подвижности в тазобедренных суставах. Недостаток подвижности в суставах приводит к появлению многих ошибок в технике. Развитие силы мышц, окружающих тазобедренный сустав, от которых зависит величина амплитуды движений и мощность усилий при преодолении барьеров, также составляет часть специальной подготовки барьериста [9].

Первоочередной задачей каждого тренировочного занятия квалифицированного спортсмена и спортсменки является техническое совершенствование. Это утверждение тем более справедливо для технически сложных видов, где достижение высоких спортивных результатов неразрывно связано с уровнем технического совершенства. При этом следует учитывать, что неизменное улучшение физической подготовленности, развитие необходимых качеств ставят все новые и новые задачи совершенствования. В барьерном беге одним из ведущих качеств является быстрота. Ее развитие должно проходить красной нитью в многолетнем планировании подготовки барьериста высокого класса. Но если развитие качества быстроты идет в отрыве от технического совершенствования, то, как правило, наступает такой момент, когда результаты спортсмена не только перестают расти, но наоборот ухудшаются, несмотря на улучшение скоростных возможностей. Иными словами, следует обратить серьезнейшие внимание на проведение в соответствие обеих сторон подготовки. Несомненно и то, что когда владение техникой соответствует функциональной подготовке (техническое совершенствование проходит параллельно с улучшением физических качеств), то и результаты растут планомерно [15].

В каждом виде легкой атлетики есть свои особенности развития быстроты. В барьерном беге такое специфическое понятие, как барьерная скорость, складывается из трех компонентов: быстрота, ритм бега и техника преодоления препятствий [6].

Результаты в барьерном беге во многом зависят от скоростных возможностей спортсмена: чем выше его скорость в гладком беге, тем легче ему достигнуть результатов международного класса на барьерной дистанции. Ритм позволяет барьеристу максимально использовать техническое мастерство и быстроту, проявляющуюся как в отдельных движениях, так и в целом упражнении, т.е. в беге с барьерами. И, наконец, ритм позволяет овладеть в совершенстве формой движения на отличной качественной (скорость и сила) основе [7].

Процесс совершенствования техники барьерного бега - это длительная, кропотливая работа спортсмена и тренера. Основным средством в совершенствовании техники барьерного бега являются барьерные упражнения. В каждом тренировочном занятии обязательно их многократное повторение [1].

В программу силовой подготовки барьеристов входят следующие упражнения: приседание со штангой на плечах, выпрыгивание из полуприседа, ходьба выпадами, поочередно акцентируя на маховую и толчковую ноги, наклоны вперед и в сторону со штангой на плечах, повороты стоя и сидя со штангой на плечах, рывок, толчок. При анализе тренировочных занятий в 2005 г. мы выполнили следующие объемы в силовой подготовке.

Таблица 1

Суммарный объем силовой подготовки по месяцам в подготовительный период

Месяц Брусянин 2005 г. кг Скоморохов 1970 г., кг

Январь 25360 18680

Февраль 32670 28640

Март 41650 25650

Апрель 43640 14360

Как видно из табл. 1, Брусянин А. превосходит в выполнении силовых объемов неоднократного рекордсмена СССР Скоморохова В.

Анализируя технику перехода через барьер (табл. 2) мы приходим к выводу, что параметры перехода барьера почти не отличаются.

Таблица 2

Угловые параметры движений туловища и отдельных частей тела во время преодоления барьеров (градусы)

Выполнение

Положение барьерного бега Скоморохов Акий-Буа Брусянин

Отталкивание 64 72 55

Атака Разведение бедер 130 103 132

Сгибание ма- 72 60 49

ховой ноги

Разгибание

маховой ноги 183 144 161

Сгибание

Над барьером толчковой ноги 103 60 78

Разведение бедер Наклон туловища 118 58 96 61 62 72

Разгибание маховой ноги 175 162 159

Приземление Наклон туловища Приземление 65 70 75 69 82 60

Во время атаки барьера Брусянин А. отталкивается несколько ближе к барьеру, поэтому угол отталкивания у него меньше, чем у Скоморохова В. и Д. Акий-Буа. Сгибание маховой ноги у Брусянина А. - 49 градусов, это затрудняет ему переход через барьер. При расположении над барьером угол наклона туловища существенно влияет на технику перехода барьера и соответственно, активный наклон туловища добавляет некоторое ускорение. При приземлении параметры движений туловища у барьеристов также несколько различны.

Прохождение дистанции по времени показано в табл. 3.

Таблица 3

График бега на 400 м с/б

Фамилия Ба рьеры Общий результат

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Скоморохов 5,8 10,0 13,9 18,1 22,3 26,7 31,2 35,6 40,5 44,7 50,1

Булатов 6,6 10,5 14,9 19,1 23,7 28,4 33,0 37,7 42,2 47,1 52,8

Брусянин 6,2 10,4 14,7 19,0 23,4 28,0 32,8 37,7 42,7 47,9 53,3

Таким образом, в результате проделанной силовой подготовки лучший результат сезона 2005 г.- 53,3 сек. был показан 5 июля в г.Челябинске. Приступая к тренировочным занятиям к летнему сезону 2006 г, мы решили увеличить объем силовой подготовки на 10% (табл. 4).

Таблица 4

Суммарный объем силовой подготовки по месяцам в подготовительный период

Месяц Брусянин 2006 г., кг Скоморохов 1979 г., кг

Январь 27896 18680

Февраль 35937 28640

Март 45726 25650

Апрель 47327 14360

После увеличения объема силовой подготовки несколько улучшились угловые параметры движений туловища и отдельных частей тела во время преодоления барьера (табл. 5).

Таблица 5

Угловые параметры движений туловища и отдельных частей тела во время преодоления барьеров (градусы)

Положение Выполнение барьерного бега Скоморохов Акий-Буа Брусянин

Отталкивание 64 72 59

Атака Разведение бедер 130 103 128

Сгибание маховой

ноги 72 60 53

Разгибание 183 144 159

маховой ноги

Над Сгибание 103 60 72

барьером толчковой ноги Разведение бедер 118 96 84

Наклон туловища 58 61 63

Разгибание 175 162 150

Приземление маховой ноги Наклон туловища 65 75 80

Приземление 70 69 64

В процессе подготовительного периода большое внимание уделялось наклонам туловища со штангой на плечах, что положительно сказалось на наклоне туловища над барьером и при приземлении (табл.5).

При увеличении объема ходьбы в разножке со штангой на плечах значительно улучшились временные параметры преодоления барьеров, что видно из графика (табл. 6) бега на 400 м с/б в г Челябинске 27.05.2006 г, где был выполнен норматив мастера спорта РФ.

Таблица 6

График прохождения барьеров у спортсменов различной квалификации

Фамилия Барьеры Общий Рез-тат

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Скоморохов 5,8 10,0 13,9 18,1 22,3 26,7 31,2 35,6 40,5 44,7 50,1

Булатов 6,6 10,5 14,9 19,1 23,7 28,4 33,0 37,7 42,2 47,1 52,8

Брусянин 2005 г. 6,2 10,4 14,7 19,0 23,4 28,0 32,8 37,7 42,7 47,9 53,3

Брусянин 2006 г. 6,0 10,2 14,5 18,8 23,1 27,7 31,3 37,0 41,9 47,0 52,5

Таким образом, силовая подготовка барьериста является одним из факторов улучшения результатов в беге на 400 м с/б.

Заключение

Спортивная тренировка в беге мужчин на 400 м с/б требует применения разных тренировочных средств совершенствования двигательной и технической подготовленности. На этапе общей подготовки преимущественно используются упражнения для развития общей выносливости и силовой выносливости. В феврале-мае очень часто применяются упражнения, развивающие специальную выносливость и силу для бега с/б (1-3 и 8-12 барьеров). Главным элементом тренировки соревновательного периода является короткая ритмовая выносливость (бег с преодолением 4-7 барьеров).

В результате факторного анализа выявлена зависимость между результатом в беге на 400 м с/б и силовой

выносливостью и бегом с/б на отрезках больше 300 м. Факторный анализ показал, что каждый период тренировки имеет специфический состав факторов с большим вкладом силовой выносливости (период специальной подготовки) и техники бега с барьерами (период соревнований).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Алабин В.Г. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике.

- М.: ФиС,1976.-146 с.

2. Бойко А.Ф. Предсоревновательная подготовка спортсменов высокого

класса.-М.: ФиС, 1971.- 480 С.

3. Буланчик Е.Н. Круг с барьерами. - М.: ФиС, 1975. -С. 25-27.

4. Буланчик Е.Н., Остапенко А.Н. Барьерный бег.-М.: ФиС,1968.-111с.

5. Донской Д. Движенияспортсмена.-М.: ФиС, 1965.-200 с.

6. Легкая атлетика. Правила соревнований.ВФЛА.- М.:Советский спорт,

2003. - 200 с.

7. Лазарев. Практикум по легкой атлетике: Учебное пособие для

студентов.-М.:Издательский центр "Академия", 1990. -160 с.

8. Луткявский Е.М., Филиппов А.А. Легкая атлетика.-М.:ФиС, 1977.-343 с.

9. Макаров А.Н. с соавт.Легкая атлетика.-М.:1989.-208 с.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для

ИФК. - М.:ФиС, 1991.- 542 с. 11.Озолин Н.Г. Современная система спортивной подготовки. - М.: ФиС,1970. - 480 с.

12. Озолин Н.Г. Путь к успеху.-М.:ФиС, 1980. - 95 с.

13. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.Н., Чистяков Ю.Н. Учебное

пособие. - М.:Высш.школа,1979.-208 с.

14.СтепанченокН.А. с соавт. Легкая атлетика.-М.:ФиС. - 352 с.

15. Харе Д.Учение о тренировке. - М.:ФиС,1971.-352 с.

16. Хоменков Л.С.Учебник тренера по легкой атлетике. - М.:ФиС,1982.-

480 с.

17. ХоменковЛ.С. Легкая атлетика. - М.:ФиС,1963.- 568 с.

18. Хоменков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике. - М.:ФиС,1987.

- 399 с.

ТРЕТИЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Э.Н. Абрамов

В условиях либерализации отечественной системы образования наметилось заметное усиление региональных влияний на формирование содержания образования. Одним из механизмов претворения в жизнь интересов региона стало выделение в федеральном базисном учебном плане регионального (национально-регионального) и "школьного" компонентов.

В середине 90-х годов все более реалистично стали звучать заявления о расширении курса физической культуры в общеобразовательных учреждениях. В этот период авторским коллективом во главе с доцентом Л.З. Што-дой разрабатывается региональная программа "Физическое воспитание с оздоровительной направленностью для учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений". Программа и ее методическое обеспечение стали предвестниками дальнейших позитивных изменений в физической культуре в сфере образования Зауралья, и когда вопрос о ведении третьего урока был поднят на официальном уровне, Курганская область одной из первых заявила о готовности к расширению курса физической культуры.

Уже в региональном базисном учебном плане 1998 года в разделе "Рекомендуемый региональный компонент" был введен курс физической культуры (на правах третьего урока). В 2003 году Курганская областная Дума принимает поправки в Закон Курганской области "О региональном (национально-региональном) компоненте го-

сударственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области", в котором появляется третий урок физической культуры, вводимый с 1 сентября 2004 года на обязательной основе. Этим же законом впервые был утвержден обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью. В 2004 году выходит в свет примерная региональная программа "Физическая культура с оздоровительной направленностью для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Курганской области".

Региональный базисный учебный план, введенный в 2005 году, подтвердил намерения региональных властей сохранить третий урок физической культуры. В 20062007 годах велась активная работа по модернизации регионального стандарта курса "Третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью", в конечном итоге изменения были закреплены в дополнении и изменениях к Закону Курганской области о региональном компоненте, утвержденных в декабре 2007 года.

В настоящее время можно признать, что региональный компонент учебного предмета "Физическая культура" нормативно и методически укомплектован в полной мере. Основоположниками идеи введения дополнительного занятия физической культурой с оздоровительной направленностью были известные специалисты областной системы образования Л.З. Штода, Е.Н.Ефимова, Л.В. Устюжанина. Продвижению идеи введения третьего урока физической культуры способствовали Ю.Г. Бока-рев, А.П. Кузнецов, А.Г. Предеин и др. В настоящее время появились вариативные организационные модели реализации регионального компонента учебного предмета "Физическая культура" и новые адреса ценного опыта.

Методологической основой регионального компонента по физической культуре является компетентност-ный подход. Третий урок физической культуры предполагает развитие двигательной компетентности, а также формирование компетентностей, связанных с оперативным и перспективным управлением здоровьем и самоорганизацией занятий с использованием физических упражнений.

Региональному компоненту учебного предмета "Физическая культура" задана оздоровительная направленность, которая реализуется через освоение оздоровительных систем физической культуры, здоровьеформиру-ющих технологий, усиления оздоровительных аспектов в реализации традиционных базовых разделов физического воспитания. Значительное место уделяется теории оздоровительной физической культуры. Региональный компонент по физической культуре основывается на сочетании принципов автономии и преемственности по отношению к федеральному компоненту данного предмета.

Эксклюзивом новой редакции регионального компонента по физической культуре (2007 года) стали способы проектной, рефлексивной и методической деятельности обучающихся, в частности включающие конструирование комплексов физических упражнений, индивидуальных оздоровительных программ, мониторинг здоровья, проведение фрагментов урока.

В первом классе, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, физическая культура представлена только двумя уроками федерального компонента. Вместе с тем, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, для ликвидации дефицита двигательной активности первоклассников ежедневно в середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.