Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О.Ю., Никитина Е.Ю., Федотова М.Г.

Введение. Заметной тенденцией в современной высшей школе является интеграция медиаобразования в программы профессиональной подготовки студентов. Расширение сферы влияния средств массовой информации, цифровизация образовательного пространства, практически неограниченный доступ к источникам информации - это факторы, обусловливающие необходимость включения медиакомпетенции в перечень профессиональных педагогических компетенций будущего учителя. Цель статьи - дать определение понятия медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка, выявить ее структуру и содержание, а также пути развития. Материалы и методы. В исследовании широко используется метод анализа научной психолого-педагогической литературы по проблемам иноязычного образования, медиаобразования, развития медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка. Кроме того, авторы прибегают к обобщению и рефлексии собственного педагогического опыта работы в высшей школе. Результаты теоретических изысканий дополняются итогами анкетирования студентов и преподавателей как участников иноязычного образовательного процесса, в рамках которого проводится обучение медиадеятельности. Результаты. На основании анализа теоретических источников и собственной педагогической деятельности сформулировано определение медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка. Представлена модель медиакомпетенции, построенная на основе интегрального подхода. Определено содержание (знания и умения) всех четырех секторов данной модели. Проведено анкетирование студентов старших курсов факультета иностранных языков и преподавателей о необходимости включения элементов медиаобразования в иноязычный образовательный процесс и удовлетворенности респондентов перечнем релевантных знаний и умений. Обсуждение. В результате исследования намечены направления развития медиакомпетенции в рамках образовательного процесса. Необходимость обращения к иноязычному образованию вызвана тем, что учитель иностранного языка, в отличие от учителей, преподающих другие дисциплины, имеет более широкие возможности для доступа к источникам медиаинформации, для использования ее в своей педагогической деятельности и, таким образом, для воздействия на обучающихся. Заключение. Изучение педагогической литературы, результаты анкетирования преподавателей и студентов показали, что учитель иностранного языка должен быть медиаобразованным профессионалом, обладающим высоким уровнем сформированности медиакомпетенции. Механизм речевой деятельности, лежащей в основе обучения иностранному языку обеспечивает целостность иноязычной медиакомпетенции, объединяющей четыре сектора, выделенные в соответствии с интегральным подходом. Основные положения: - медиакомпетенция будущего учителя иностранного языка - это готовность и способность осуществлять иноязычную коммуникацию в медиапространстве в образовательных целях средствами профессионально-педагогической медиадеятельности; - построенная на основе интегрального подхода К. Уилбера модель медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка представляет собой единство четырех секторов: информационно-когнитивного, культурного, личностного, социального; - предложенная модель медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка, состоящая из четырех секторов, представляет собой основу дальнейшего уточнения их содержания, т. е. совокупности входящих в них знаний и умений, что может быть обусловлено изменением требований к учителю иностранного языка, условий функционирования медиапространства и медиатехнологий, а также целей и задач образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева О.Ю., Никитина Е.Ю., Федотова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE MEDIA COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE

Introduction. A notable trend in modern higher education is the integration of media education into professional training programs for students. The expansion of the influence of the media, the digitalization of the educational space, almost unlimited access to information sources - all these are factors that make it necessary to include media competence in the list of professional pedagogical competencies of a future teacher. The purpose of the article is to define the concept of media competence of a future foreign language teacher, to identify its structure and content, as well as ways of development. Materials and methods . The study widely uses the method of analyzing scientific psychological and pedagogical literature on the problems of foreign language education, media education, and the development of media competence of a future foreign language teacher. In addition, the authors resort to generalization and reflection of their own pedagogical experience in higher education as foreign language teachers. The theoretical research is supplemented by the results of a survey of students and teachers as participants in a foreign language educational process, within which media activities are taught. Results. Based on the analysis of theoretical sources and the authors’ pedagogical activity, the definition of media competence of the future foreign language teacher is formulated. A model of media competence based on an integral approach is presented. The content (knowledge and skills) of all four sectors of this model is determined. A survey of senior students and teachers of the Faculty of Foreign Languages was conducted on the need to include elements of media education in the foreign language educational process and the respondents' satisfaction with the list of relevant knowledge and skills. Discussion . As a result of the study, directions for the development of media competence within the framework of the educational process are outlined. The need to turn to foreign language education is due to the fact that a foreign language teacher, unlike those teaching other disciplines, has more opportunities to access sources of media information, to use it in their pedagogical activities and, thus, to influence students. Conclusion. The study of pedagogical literature, the results of the survey of teachers and students showed that a foreign language teacher should be a media-educated professional with a high level of media competence. The mechanism of speech activity underlying the teaching of a foreign language ensures the integrity of foreign language media competence, which unites four sectors identified in accordance with the integral approach. Highlights: Media competence of a future foreign language teacher is the readiness and ability to carry out foreign language communication in the media space for educational purposes by means of professional and pedagogical media activities; Built on the basis of the integral approach of K. Wilber, the model of media competence of a future foreign language teacher is a unity of four sectors: information-cognitive, cultural, personal, social; The proposed model of media competence of a future foreign language teacher, consisting of four sectors, is the basis for further refinement of their content, i.e. the totality of their knowledge and skills, which may be due to changes in the requirements for a foreign language teacher, the conditions for the functioning of the media space and media technologies, as well as the goals and objectives of the educational process.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 42/48 (07) : 378.937

ББК 81.2-9 : 74.480.26

DOI 10.25588/9631.2022.58.53.001

О. Ю. Афанасьева1, Е. Ю. Никитина2, М. Г. Федотова3

1ORCID № 0000-0001-9289-1573 К

Р

а

Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный

о

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. е

E-mail: afanasevaou@cspu.ru Н

ж

2ORCID № 0000-0001-9550-4700 |

Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@bk.ru

3ORCID № 0000-0003-2033-1096 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: fedotovamg@cspu. ru

© Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю., Федотова М. Г., 2022

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Введение. Заметной тенденцией в современной высшей школе является интеграция медиаобразования в программы профессиональной подготовки студентов. Расширение сферы влияния средств массовой информации, цифровизация образовательного пространства, практически неограниченный доступ к источникам информации — это факторы, обусловливающие необходимость включения медиакомпетенции в перечень профессиональных педагогических компетенций будущего учителя. Цель статьи — дать определение понятия медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка, выявить ее структуру и содержание, а также пути развития.

Материалы и методы. В исследовании широко используется метод анализа научной психолого-педагогической литературы по проблемам иноязычного образования, медиаобразования, развития медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка. ^ Кроме того, авторы прибегают к обобщению и рефлексии собственного педагогического опыта работы в высшей школе. Результаты теоретических изысканий дополняются итогами анкети-^ рования студентов и преподавателей как участников иноязычного образовательного процесса, в рамках которого проводится обучение медиадеятельности.

Результаты. На основании анализа теоретических источ-

■1а ников и собственной педагогической деятельности сформулировано определение медиакомпетенции будущего учителя иностран-^ ного языка. Представлена модель медиакомпетенции, построенная

на основе интегрального подхода. Определено содержание (знания и умения) всех четырех секторов данной модели. Проведено анкетирование студентов старших курсов факультета иностранных языков и преподавателей о необходимости включения элементов медиаобразования в иноязычный образовательный процесс и удовлетворенности респондентов перечнем релевантных знаний и умений.

Обсуждение. В результате исследования намечены направления развития медиакомпетенции в рамках образовательного процесса. Необходимость обращения к иноязычному образованию вызвана тем, что учитель иностранного языка, в отличие от учителей, преподающих другие дисциплины, имеет более широкие возможности для доступа к источникам медиаинформации, для использования ее в своей педагогической деятельности и, таким образом, для воздействия на обучающихся.

к |

1 а

о о

д |

Заключение. Изучение педагогической литературы, резуль- д

к

таты анкетирования преподавателей и студентов показали, что §

а

е

учитель иностранного языка должен быть медиаобразованным профессионалом, обладающим высоким уровнем сформированно- -§

сти медиакомпетенции. Механизм речевой деятельности, лежащей д

дд у

в основе обучения иностранному языку обеспечивает целостность иноязычной медиакомпетенции, объединяющей четыре сектора, выделенные в соответствии с интегральным подходом.

Ключевые слова: медиакомпетенция; медиаобразование; § иноязычное образование; профессиональная подготовка будущего учителя; будущий учитель иностранного языка; высшая школа; интегральный подход.

Основные положения:

- медиакомпетенция будущего учителя иностранного языка — это готовность и способность осуществлять иноязычную коммуникацию в медиапространстве в образовательных целях средствами профессионально-педагогической медиадеятельности;

- построенная на основе интегрального подхода К. Уил-бера модель медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка представляет собой единство четырех секторов: информационно-когнитивного, культурного, личностного, социального;

- предложенная модель медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка, состоящая из четырех секторов, представляет собой основу дальнейшего уточнения их содержания, т. е. совокупности входящих в них знаний и умений, что может быть обусловлено изменением требований к учителю иностранного языка, условий функционирования медиапространства и медиа-технологий, а также целей и задач образовательного процесса.

1 Введение (Introduction)

Современное информационное общество с его жестким, бескомпромиссным характером, многовекторной направленностью и нерегулируемыми стихийными потоками информации требует от обучающихся осведомленности о правилах и нормах ¡s медийного пространства, его влиянии на образовательный процесс, с одной стороны, а, с другой — знаний и умений работать в g этой среде, а также владения такими медийными технологиями, которые позволили бы адекватно использовать продукты медий-

4а ной деятельности в образовательном процессе с высокой степенью эффективности и безопасности [1, 2, 3, 4]. Интеграция ме-^ диаобразования в программы современной профессиональной

подготовки студентов, обучающихся по различным направлениям, в том числе педагогического образования, стала общей тенденцией, которую можно наблюдать в образовательных системах многих стран [5, 6, 7, 8, 9, 10]. Информатизация и цифровизация педагогической деятельности учителя иностранного языка, без сомнения, определили неизбежный переход к принципиально новым интеллектуальным способам решения профессионально-педагогических задач иноязычного образования, к новым мультимо-дальным формам представления знаний, а также к многовариантным способам коммуникации с использованием 3

У

электронных средств, которые помогают преодолеть простран- * ственные, временные и иные барьеры [11, 12]. а

Включение медиакомпетенции в репертуар профессиональных компетенций учителя иностранного языка отвечает требованиям сложившейся политической, социальной и культурной ситуации в мире, так как она обеспечивает:

- инновационный характер профессионально-педагогической деятельности учителя, открывая путь новым средствам и

информации;

о о

д 3

а ж

л

к й д 8 а

I

ж

й

й ж

формам концептуализации действительности; -к

8

1

У

- разработку необходимого методического и технологического инструментария для интегрирования медийного пространства в образовательный процесс; V

- проектирование и обогащение контента учебных программ по различным направлениям профессиональной подготовки за счет реализации преимуществ информационных и циф-

к

3

аж

ровых технологий, а также расширения набора источников §

- отбор содержания обучения иностранному языку с учетом современных требований к организации образовательного процесса, дидактических принципов и морально-этических норм представления учебного материала.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Существуют различные подходы к медиакомпетенции, которая рассматривается:

- как способность к выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, а также в аудиториях различного возраста (А.В. Федоров);

- как интегративное качество личности, характеризующееся системой знаний целостной картины информационного пространства, умениями медиаобразования, ценностным отношением к медиобразованию и творческой медиаобразовательной деятельности (Л. А. Иванова); как интегративное качество личности, проявляющееся в готовности к выбору, использованию, созданию и передаче медиатекстов в разных формах и жанрах (А.А. Бодалев);

^ - как часть медиакультуры личности, представляющая со-

бой диалоговое взаимодействие с информационным обществом,

I которое приводит к развитию субъектов этого взаимодействия; при

§

,s этом в структуре медиакомпетенции выделяются ценностный, тех-

§ нологический, личностный и творческий компоненты (Н. А. Ко-

hq

а

«о

•О

SJ

а ä

новалова);

- как часть информационной компетенции, которая вклю-

чает в себя критический анализ медиатекстов будущими педагогами; при этом выделяются три функции медиакомпетенции: 1) ^ распознавание, анализ и оценка медиатекста; 2) создание и исполь-

зование медиатекста в решении педагогических задач; 3) формирование у обучающихся способности создавать медиатексты и использовать их в своей учебно-познавательной деятельности (Ю. С. Тюн-ников);

- как компонент профессиональной компетентности и как отличительное качество образованного человека (Л. А. Георгиади);

- как способность вести профессионально-культурный диалог, опосредованный медиасредствами (И. В. Григорьев);

- как совокупность знаний и умений в области медиадея-тельности и средство профессионального роста и личностного развития (Р. М. Мулдашев).

Для нас существенно значимой является прослеживаемая Б. А. Исаковым связь медиакомпетенции (как совокупности мо-тивационного, содержательного и процессуального компонентов)

3

3ук

3

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

о о

д й 3

а к

с продуктивным осуществлением педагогической деятельности й

к й

на основе эффективного использования медиатехнологий, ориен- к тированных на осознание профессиональной самореализации в открытом медийном пространстве [13].

Весьма актуальным в рамках иноязычного образования следует считать понимание Н.Ю. Хлызовой медиакомпетенции как базовой структуры вторичной языковой личности и интегра-тивной характеристики личности, которая обеспечивает реализацию способности взаимодействовать в едином мировом инфор-

к

мационном пространстве и осуществлять межкультурную и §

с

межязыковую коммуникацию [14]. а

жж

Представленные дефиниции понятия медиакомпетенции г

о

отражают различные аспекты данного педагогического фено-

ка

мена, задавая основные направления ее исследования, а также й

к

а

I

I й

й ж

8 8

д ду

Н й

г о у ч 8

позволяют определить ее педагогическую сущность, которая заключается в том, что она носит:

а) мотивационно-ценностный характер, направленный на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, их готовность к саморазвитию, а также на самореализацию преподавателя и расширение его творческих способностей;

б) информационно-когнитивный характер, предполагающий овладение знаниями, умениями, навыками работы с медиа-информацией, создание учебных медиаматериалов и их адаптацию к учебным задачам;

в) инновационный характер, выражающийся в подготовке новых учебных программ с помощью и на основе информационно-цифровых технологий, в их интеграции в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и продуктивности;

г) креативный характер, связанный с активизацией учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе развития критического мышления и рефлексии, которые обеспечивают объективное системное освоение поступающей информации из медиаисточников с целью выработки целостного взгляда на мир

, и своего места в нем;

ин д) ценностно-смысловой характер, определяющий цен-

и

ностные ориентиры обучающихся, их способность работать с ме-диаинформацией, оценивать ее с позиции национально-культур-

а в о т о д е

ных интересов, а также с позиции выбора целевых и смысловых

,а в

о установок, определяющих модели поведения и социального взаи-

на

модействия в медиапространстве;

е) инструментально-технологический характер, который ^ предполагает овладение репертуаром образовательных стратегий,

позволяющих на основе сочетания традиционных и современных медиасредств выстраивать и реализовывать перспективные линии самоактуализации и саморазвития;

ж) коммуникативный характер, отражающий диалоговый способ взаимодействия в медиапространстве с целью приобретения социокультурного опыта медиадеятельности, которая обеспечивает развитие и поддержку обучающихся, их целей, мотивов и потребностей в медиаобщении;

з) личностно-ориентированный характер, рассматривающий обучающегося как субъекта медиадеятельности и предполагающий учет его личностных интересов, национальных особенностей, партнерских субъект-субъектных отношений, которые направлены на получение личностно значимой информации.

Отдельные определения медиакомпетенции будущего учителя отражают разные стороны данного феномена, что свидетель-

| У

з

а к о о

д з

а ж к л

ствует о его сложности и многоаспектности, с одной стороны, и К

а

о

необходимости выработки целостного взгляда на его сущность, с другой. В связи с этим весьма плодотворным для целей нашего исследования является интегральный подход, разработанный К. Уилбером [15].

3 Результаты (Results)

Наше понимание медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка основано на идее о взаимосвязи языка, культуры и иноязычной медиадеятельности. Исходя из того, что язык О

о

выполняет различные функции (коммуникативную функцию об- j мена информацией, социальную функцию взаимодействия в процессе общения, семиотическую функцию репрезентации явлений различной природы, когнитивную функцию формулирования

ж е S е ж -к к к

д

у

-S

е г о

V ^

к

ж

мысли), наше понимание межкультурной коммуникации должно отразить ее социальную сущность, коммуникативную предназначенность в обмене информацией, подчернуть ее знаковую природу и учесть ее представленность в когнитивных структурах личности.

Под медиакомпетенцией учителя иностранного языка мы понимаем готовность и способность осуществлять иноязычную коммуникацию в медиапространстве в образовательных целях средствами профессионально-педагогической медиадеятельно-сти, ориентированной на самореализацию участников образовательного процесса.

Построенная на основе интегрального подхода модель ме-диакомпетенции представляет собой единство четырех секторов (информационно-когнитивного, культурного, личностного, социального), в каждом из которых она присутствует своими структурными компонентами: знаниями и умениями.

Информационно-когнитивный сектор выступает как часть информационно-когнитивного пространства, в котором развивается и функционирует медиакомпетенция. Он включает знания медиаязыка, жанровой специфики медиатекстов, стилей медиа-

а

| текста, стандартов создания учебных медиатекстов, способов кодирования информации в различных программных продуктах, места и роли медиаобразования в преподавании иностранного

а в

о

т

о

-"О

е

о

,а в е

Л

с а н

языка. Среди умений, относящихся к данному сектору, можно назвать следующие: осуществлять подбор медиатекстов в соот-

ветствии с учебными целями, применять различные алгоритмы поиска медиатекстов, адаптировать медиатексты к решению кон-

о

кретных познавательных задач, передавать содержание текста с

использованием современных медиасредств, структурировать текст в соответствии с нормами медиакоммуникации, использовать ссылки, статические и анимационные изображения и т.д.

В рамках культурного сектора медиакомпетенции медиа-текст рассматривается как часть культурного пространства, где происходит овладение способами презентации и оперирования информацией в зависимости от изучаемого языка и культуры. Релевантными для данного сектора являются знания принципов и правил функционирования иноязычных медиа, особенностей построения иноязычного медиатекста, культурных коннотаций иноязычного медиатекста и т. д. К основным умениям относится использование фоновых знаний для восприятия и создания медиа-текста, представление информации с учетом культурных традиций и т. д. Сущность социального сектора медиакомпетенции состоит в организации взаимодействия между субъектами медиапростран-

У

з

а к о о

д з

а ж ж л

й

ства. Значимыми для этого сектора знаниями являются знания Ж

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

средств выражения и проявления партисипативности, форм взаимодействия в медиапространстве, этических норм и правил меди-какоммуникации. Что касается умений, то основными из них следует считать умения выбирать стратегии медиаобщения, определять средства и формы медиаобщения, осуществлять регуляцию и саморегуляцию медиаобщения, корректировать модели своего поведения в медиапространстве в зависимости от характера подачи информации, организовывать работу в команде. |

о

Личностный сектор медиакомпетенции подразумевает вы- а работку ценностно-смыслового взгляда обучающегося на действительность в соответствии со своими мотивами, потребностями и интересами, развитие способности руководить процессом собствен-

ж

й

й ж -к ж ж

д й

г о

V

ж ж

ж

ной медиадеятельности на принципах автономности, а также формирование готовности выступать субъектом медиадеятельности, что связано с осознанием ее цели и результата.

Для этого необходимы знания способов и средств организации медиадеятельности, форм реализации медиадеятельности, критериев самооценки и самоконтроля как субъекта медиадеятельности, которые реализуются в виде умений критического мышления, рефлексии, самооценки и контроля.

Целостность иноязычной медиакомпетенции обеспечивается за счет запуска механизма иноязычной речевой деятельности, которой связывает все ее секторы в единое целое, причем каждый сектор в равной степени оказывает существенное влияние на содержание медиакоммуникации будущего учителя иностранного языка, усиливая ее ценностно-смысловую и профессионально-педагогическую направленность. 4 Обсуждение (Discussion)

Анализ результатов анкетирования студентов и преподавателей, а также наши собственные наблюдения и практические изыскания свидетельствуют о том, что разброс мнений заинтересованных лиц о медиакомпетенции будущего учителя иностран-

«

! ного языка весьма широк: от абсолютного ее неприятия (8 %) до Js полного признания ее роли в развитии профессиональной компе-§ тенции учителя. Когорта опрошенных, придерживающихся вто-

« «о

о S о

-"О в

рой точки зрения (52 %), в целом согласна с перечнем знаний и

,а в

50

сь умений, интегрированных во все четыре сектора медиакомпетен-

на

ции. В то же время эти участники анкетирования сходятся в том, что следует произвести дальнейшее уточнение групп необходи-^ мых медиазнаний и умений на основе выделения общих функций

учебно-познавательной и профессиональной деятельности в иноязычном образовании и выявить средства их формирования, что обеспечит эффективное развитие медиакомпетенции в иноязычной образовательной среде. Данная задача наиболее остро стоит перед участниками иноязычного образовательного процесса, так как именно учитель иностранного языка в силу владения одним и более иностранными языками имеет доступ к очень широкому спектру медиаисточников и медиаинформации, оказывающих существенное влияние на мировоззрение и мышление обучающихся.

Итоги исследования позволили авторам сформулировать ряд предложений по организации медиаобразования и развитию медиакомпетенции в рамках иноязычного образовательного процесса: д

йз

1. Уточнить и унифицировать содержание универсальных а

и профессиональных компетенций с точки зрения умений рабо- жй

й

тать с иноязычной медиаинформацией. дж

2. Сформулировать задачи и спроектировать результаты медиаобучения на всех этапах профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка с конкретизацией формиру-

3. Включить формирование медиаумений в качестве образовательной цели в программы отдельных дисциплин учебного плана профессиональной подготовки учителя иностранных языков.

з

к

з з

а

о

№ ж

к ж

ж

емых медиаумений на каждом из них. д

й

г о

V ч

ж

к

4. Мотивировать участников иноязычного образователь- |

с

ного процесса к применению элементов медиакомпетенции в рам- а

жж

ках не только учебной, но и исследовательской, проектной и ме- г

о

тодической деятельности.

к а

5 Заключение (Conclusion)

Отмечая острую необходимость осуществления медиаобра-зования в рамках иноязычного образовательного процесса с целью развития у будущих учителей медиакомпетенции, авторы анализируют ее разноплановый характер, выражающийся в инновационном, креативном, коммуникативном и других аспектах.

Представление авторов о сущности медиакомпетенции, формируемой в иноязычном образовательном процессе, основано на идее о взаимосвязи языка, культуры и иноязычной медиадея-тельности. Соответственно, построенная на основе интегрального подхода модель межкультурной коммуникации МК представляет собой единство четырех секторов (информационно-когнитивного, культурного, личностного, социального), обеспечивающее целостность иноязычной медиадеятельности.

Не все участники иноязычного образовательного процесса поддерживают идею об осуществлении медиаобразования в рамках дисциплины «Иностранный язык». Однако более половины

до опрошенных уверены в том, что современном мире учитель, осо-

е

бенно учитель иностранного языка, непременно должен быть ме-диаобразованным профессионалом, способным уметь критически

а

| анализировать информацию, свободно пользоваться медиаисточ-

к

никами и применять их в своей педагогической деятельности в образовательных, воспитательных и развивающих целях. В этом смысле предложенная четырехсекторная модель медиакомпетен-

§

£ ции будущего учителя иностранного языка может быть использо-

на

вана как основа для дальнейшего творческого переосмысления ее компонентов в зависимости от изменений условий и содержания ^ медиапространства, развития цифровых медиатехнологий, требо-

ваний к расширению арсенала медиаумений учителя и т. д.

По нашему мнению, информосообразная обучающая среда в педагогическом вузе предполагает наличие таких элементов, которые бы способствовали уточнению, расширению и конкретизации медиапредставлений будущих учителей, желанию использовать их в учебной, повседневной, профессиональной деятельности. Для организации информосообразной обучающей среды в педагогическом вузе предлагаем следующие операции: привлечение студентов к активному использованию медиасреды при подготовке к учебным, семинарским, практическим занятиям; внедре-

V

ние ресурсов медиасреды в иноязычный образовательный 3

3

процесс; максимальное приближение учебного процесса к усло- а виям профессиональной деятельности с использованием медиа-технологий с целью развития у обучающихся навыков отбора достоверных сведений и правильной интерпретации информации.

Библиографический список

1. Троянская С. Л. Формирование медиакомпетентности школьников и студентов в условиях цифровой культуры // Вестник Костромского государствен-

2. Троянская С. Л. Развитие медиакомпетентности студентов в учеб-

О

о

о

д

й з

а ж

ж й

к й

д ж а

I

ж й

3 ж

ного университета. 2020. N° 1. С. 23-28. (Педагогика. Психология. Социокинетика). Л

ж

д

ной деятельности // Вестник Удмуртского университета.. 2017. № 2. С. 255-11 V

й

г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V ч

ж

261. (Философия. Психология. Педагогика).

3. Каменев Р. В., Крашенинников В. В., Троцкая А. И. Медиаобразо-вание и профессиональная подготовка педагогов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 65-71.

4. Мамчук В. Г. Медиаобразование в условиях цифровизации общества

за

// Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 6. С. 36-41. ж

ж

5. Кириллова Т. В., Денисова Г. В. Формирование медиакомпетентно- ° сти студентов, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» |// Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 188-191. й

6. Ranieri M. & Bruni I. (2018), "Digital and media literacy in teacher education: Preparing undergraduate teachers through an academic program on digital storytelling", Handbook of research on media literacy in higher education environments, pp. 90-111. DOI 10.4018/978-1-5225-4059-5.ch006.

7. Ranieri M. & Bruni I. (2018), "Promoting digital and media competences of pre-and in-service teachers. Research findings of a project from six European countries", Journal of E-Learning and Knowledge Society. vol. 14 (2), pp. 111-125. D0I10.20368/1971-8829/1497.

8. Bond M., Marin V.I. & Dolch C. [et al.] (2018), "Digital transformation in German higher education: Student and teacher perceptions and usage of digital media", International Journal of Educational Technology in Higher Education, vol. 15 (1). DOI 10.1186/s41239-018-0130-1.

9. Чубса К. В. Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 515-517. URL: https://moluch.ru/archive/337/75243/ (дата обращения: 09.12.2022).

10. Гамисония С. С. Формирование медиакомпетентности будущих учителей в условиях информатизации образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 3. С. 61-64. DOI 10.47438/2309-7078_2021_3_61/

11. Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю., Федотова М. Г. Медиаграмот-

а

«о

о |

ность как компонент функциональной грамотности будущего учителя ино-

©

странного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гумани-

'—<

тарно-педагогического университета. 2022. № 2 (168). С. 22-35. DOI § 10.25588/CSPU.2022.168.2.002.

s

а 12. Амитрова М. В., Ковалёва С. С. Модель формирования медиаком-

петентности у курсантов высших военных учебных заведений в процессе обу-

^ чения иностранному языку // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 3А. С.

hq

а

«о

•О

О

| составляющая профессионализма деятельности современного учителя // Ин-^ новации в образовании (Казахстан). 2016. № S1 (26). С. 70-75.

14. Хлызова Н. Ю. НИРС как средство формирования медиакомпе-^ тентности вторичной языковой личности студента // Crede Experto: транспорт,

380-389. DOI 10.34670/AR.2020.38.48.090.

13. Искаков Б. А., Сахариева С. Г. Медиакомпетентность - важнейшая

общество, образование, язык. 2017. № 1. С. 161-173.

15.Уилбер К. Теория всего. Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. М. : Рипол-классик, 2017. - 288 с.

3

O. Yu. Afanasjeva1, Ye. Yu. Nikitina2, M. G. Fedotova

1ORCID No. 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: afanasevaou@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-9550-4700 t

Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, tt

Professor at the Department of Russian Language, re

n

Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, d

c

South-Ural state Humanities-Pedagogical University, n

Chelyabinsk, Russia. tt

E-mail: elenaurievna@bk.ru

3ORCID No. 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the Department of English and Methods of Teaching English, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: fedotovamg@cspu. ru

COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE

S

ж

ж

ж

s ö' о о

а

ж

ж

а

о

ж ^

ж

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE MEDIA S

ж

ж

ж ö

о ^

ж

-s

ö

S

s

1'

Abstract

Introduction. A notable trend in modern higher education is the integration of media education into professional training ^

s

programs for students. The expansion of the influence of the me- °§ dia, the digitalization of the educational space, almost unlimited

a

'î? a s

S

O

access to information sources — all these are factors that make it necessary to include media competence in the list of professional pedagogical competencies of a future teacher. The purpose of the article is to define the concept of media competence of a future foreign language teacher, to identify its structure and content, as well as ways of development.

Materials and methods. The study widely uses the method of analyzing scientific psychological and pedagogical literature on the problems of foreign language education, media education, and the development of media competence of a future foreign language teacher. In addition, the authors resort to generalization and reflection of their own pedagogical experience in higher education as foreign language teachers. The theoretical research is supplemented by the results of a survey of students and teachers as participants in a foreign language educational process, within which media activities are taught.

Results. Based on the analysis of theoretical sources and

petence of the future foreign language teacher is formulated. A

| the authors' pedagogical activity, the definition of media com-

1 £

^ model of media competence based on an integral approach is presented. The content (knowledge and skills) of all four sectors of this model is determined. A survey of senior students and

¡s teachers of the Faculty of Foreign Languages was conducted on

^ the need to include elements of media education in the foreign language educational process and the respondents' satisfaction with the list of relevant knowledge and skills. ¡s Discussion. As a result of the study, directions for the de-

velopment of media competence within the framework of the

educational process are outlined. The need to turn to foreign language education is due to the fact that a foreign language teacher, unlike those teaching other disciplines, has more opportunities to access sources of media information, to use it in their pedagogical activities and, thus, to influence students.

Conclusion. The study of pedagogical literature, the results of the survey of teachers and students showed that a foreign language teacher should be a media-educated professional with a high level of

media competence. The mechanism of speech activity underlying the S

s

teaching of a foreign language ensures the integrity of foreign | language media competence, which unites four sectors identi- |

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

fied

in accordance with the integral approach. d

O

Keywords: Media competence; Media education; For- s eign language education; Professional training of the future teacher; Future teacher of a foreign language; Graduate school; Integral approach. a

Highlights:

Media competence of a future foreign language teacher is the readiness and ability to carry out foreign language communication in the media space for educational purposes by means of professional and pedagogical media activities;

Built on the basis of the integral approach of K. Wilber, the model of media competence of a future foreign language teacher is a unity of four sectors: information-cognitive, cultural, personal, social;

The proposed model of media competence of a future for-

C6

a

e

C6

ss a' c o

a

e

5 a c e

o

e

o

6

S

5

a

c ^

e -s

a

6

s 1'

a

eign language teacher, consisting of four sectors, is the basis for c|

further refinement of their content, i.e. the totality of their

S

ft

knowledge and skills, which may be due to changes in the requirements for a foreign language teacher, the conditions for the functioning of the media space and media technologies, as well as the goals and objectives of the educational process.

References

1. Troyanskaya S.L. (2020), Formirovaniye mediakompetentnosti shkol'nikov i studentov v usloviyakh tsifrovoy kul'tury [Formation of media competence of schoolchildren and students in the conditions of digital culture], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, "Peda-gogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika ", 1. 23-28. (In Russian).

2. Troyanskaya S.L. (2017), Razvitiye mediakompetentnosti studentov v uchebnoy deyatel'nosti [Development of media competence of students in educational activities], Vestnik Udmurtskogo universiteta, "Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika", 2, 255-261. (In Russian).

3. Kamenev R.V., Krasheninnikov V.V. & Trotskaya A.I. (2019), Mediaobrazovaniye iprofessional'nayapodgotovkapedagogov [Media education and professional training of teachers], Vestnik Nizhnevartovskogo gos-udarstvennogo universiteta, 1, 65-71. (In Russian).

4. Mamchuk V.G. (2020), Mediaobrazovaniye v usloviyakh | tsifrovizatsii obshchestva [Media education in the conditions of digitaliza-

"§ tion of society], Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universi-£

teta, 6, 36-41. (In Russian). ^ 5. Kirillova T.V. & Denisova G.V. (2020), Formirovaniye media-

kompetentnosti studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgo-^ tovki "Mezhdunarodnyye ot-nosheniya" [Formation of media competence ¡s of students studying in the direction of training " International Relations "], £ Perspektivy nauki, 4 (127), 188-191. (In Russian).

§ 6. Ranieri M. & Bruni I. (2018), "Digital and media literacy in teacher

a education: Preparing undergraduate teachers through an academic program on ^ digital storytelling", Handbook of research on media literacy in higher edu-£ cation environments, pp. 90-111. DOI 10.4018/978-1-5225-4059-5.ch006. ^ 7. Ranieri M. & Bruni I. (2018), "Promoting digital and media com -

petences of pre-and in-service teachers. Research findings of a project from six European countries", Journal of E-Learning and Knowledge Society. vol. 14 (2), pp. 111 -125. DOI10.20368/1971-8829/1497.

8. Bond M., Marin V.I. & Dolch C. [et al.] (2018), "Digital transformation in German higher education: Student and teacher perceptions and usage of digital media", International Journal of Educational Technology in Higher Education, vol. 15 (1). DOI 10.1186/s41239-018-0130-1.

9. Chubsa K.V. (2020), Razvitiye mediakompetentsii studentovped-agogiche-skogo vuza v teorii i praktike professional'nogo obrazovaniya [Development of media competence of students of a pedagogical university

t

in the theory and practice of vocational education], Molodoy uchenyy, 47 e

(337), 515-517. (In Russian). |

t

10. Gamisoniya S.S. (2021), Formirovaniye mediakompetentnosti bu- & dushchikh uchiteley v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Formation of n

media competence of future teachers in the conditions of informatization of co

n

education], Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo e

universiteta, 3, 61-64.DOI 10.47438/2309-7078_2021_3_61. (In Russian). f

h

11. Afanas'yeva O.Yu., Nikitina Ye.Yu. & Fedotova M.G. (2022),

process of teaching a foreign languagey, Pedagogicheskiy zhurnal, 10, 3A, 380-389. DOI 10.34670/AR.2020.38.48.090. (In Russian).

cs e

f

Mediagramotnost' kak komponent funktsional'noy gramotnosti budush- d chego uchitelya inostrannogo yazyka [Media literacy as a component of functional literacy of a future foreign language teacher], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosu-darstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universi- n teta, 2 (168), 22-35. DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.002. (In Russian).

12. Amitrova M.V. & Kovalova S.S. (2020), Model' formirovaniya e media-kompetentnosti u kursantov vysshikh voyennykh uchebnykh zavedeniy k v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku [Model of formation of media -

competence among cadets of higher military educational institutions in the c

h

e

-s f

a

13. Iskakov B.A. & Sakhariyeva S.G. (2016), Mediakompetentnost' r

i

— vazhney-shaya sostavlyayushchaya professionalizma deyatel'nosti sov-

H

a n

remennogo uchitelya [Media competence is the most important component of the professionalism of the modern teacher], Innovatsii v obrazovanii, S1 °§ (26), 70-75. (In Russian).

14. Khlyzova N.Yu. (2017), NIRS kak sredstvo formirovaniya me-diakompe-tentnosti vtorichnoy yazykovoy lichnosti studenta [NIRS as a means of forming media competence of a student's secondary linguistic personality], Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovaniye, yazyk, 1, 161-173. (In Russian).

15. Uilber K. (2017), Teoriya vsego. Integral'nyy podkhod k biznesu, politike, nauke i dukhovnosti [Theory of everything. An integral approach to business, politics, science and spirituality], Ripol-klassik, Moscow, 288 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 10.12.2022; одобрена после рецензирования 13.12.2022; принята к публикации 24.12.2022.

The article was submitted 10.12.2022; approved after reviewing 13.12.2022; accepted for publication 24.12.2022.

a £

О ^

a

£ £

£

a

'S? a к

s £

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.